Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социологические взгляды А.А. Богданова Кузнецова, Ксения Александровна

Социологические взгляды А.А. Богданова
<
Социологические взгляды А.А. Богданова Социологические взгляды А.А. Богданова Социологические взгляды А.А. Богданова Социологические взгляды А.А. Богданова Социологические взгляды А.А. Богданова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова, Ксения Александровна. Социологические взгляды А.А. Богданова : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Кузнецова Ксения Александровна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2010.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-22/49

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное общество отличается от предшествующих этапов своего развития многократным усложнением его структуры и внутренних связей, а также интенсификацией процессов изменения, обновления. Все теснее переплетаются и взаимодействуют между собой процессы экономической, политической, социальной, духовной жизни общества и индивидума. Практика общественных преобразований ставит все больше вопросов, ответы на которые могут быть даны лишь на основе разработки новых научных концепций и парадигм, прежде всего в сфере социологического знания.

Но путь к новым теориям и парадигмам сложен и извилист. Их поиск требует выверенной методологической культуры, способности к синтезирующему, системному мышлению. Важнейшей предпосылкой этого является осмысление и критическая переработка богатейшего теоретического наследия, накопленного отечественной социологией. В летописи российской общественно-политической мысли значатся выдающиеся достижения, имена, которые могут быть предметом национальной гордости. В плеяде замечательных мыслителей особое место занимает А.А. Богданов (Малиновский, 1873-1928 гг.), личность которого в нашей истории оставила неизгладимый след. Он внес вклад в развитие политической экономии, философии, социологии, естествознания, отечественной медицины, а также научной фантастики.

Биография А. А. Богданова связана с «крутыми поворотами» российской истории на протяжении трех драматических десятилетий. Включившись в рабочее движение в 90-е гг. XIX в., он с 1904 г. становится одним из руководителей большевистского крыла РСДРП, вторым после Ленина человеком в партии («вице-лидером», как его тогда называли). Но в 1909 г. в результате политических и мировоззренческих разногласий А.А. Богданов навсегда порвал с большевизмом. Во время первой мировой войны был военным врачом. После Октябрьской революции А.А. Богданов - член Коммунистической академии, читает лекции по экономике в Московском университете. В 1918 г. выступает одним из организаторов и идеологов Пролеткульта. С 1921 г. отходит от политической деятельности и сосредоточивается на занятиях медициной. В 1926 г. он создает первый в мире Институт переливания крови и становится его директором. Умер А.А. Богданов в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного

на самом себе.

Чем богаче, своеобразней и самобытней человек, тем труднее, а чаще
всего просто невозможно, измерить его однозначно, втиснуть в привычные
схематично-примитивные рамки. Таков и А. А. Богданов. Его
интеллектуальная биография отличалась сложностью и

многоступенчатостью. Она включала в себя различные и даже прямо противоположные тенденции, а энциклопедический характер его образованности позволял ему свободно двигаться во всех их изгибах и поворотах. Но его творческой эволюции были присущи также и внутренняя целостность, единство движущих мотивов, общность главных отправных принципов. Важнейший из них - это приоритет нравственности над любыми политическими, идеологическими, конъюнктурными интересами и целями. Нравственный принцип, по А.А. Богданову, воплощен в товарищеских, коллективистских отношениях между людьми, в разумном устройстве общества. Социальные идеи А.А. Богданова разнообразны и интересны. Особое значение в современных условиях имеют основные положения разработанной им тектологии - «всеобщей организационной науки», способствующей выявлению важнейших закономерностей становления и функционирования социальных систем. Изучение и использование этих идей может серьезно способствовать нормальному развитию осуществляемых в российском обществе экономических и социальных преобразований.

Творческие поиски А.А. Богданова, поставленные им вопросы и предлагаемые ответы, даже промахи, различимые с позиций современного уровня наших знаний, - это не только материал истории социологической мысли. Это и средство более глубокого осознания наших сегодняшних проблем и принимаемых решений, путей и способов совершенствования общественных отношений на основе справедливости и гуманности. Эти соображения, а также недостаточная разработанность социологических аспектов творческого наследия А.А. Богданова определили проблемное поле нашего исследования.

Степень научной разработанности темы. Отклики на научные труды и публицистические выступления А.А. Богданова появились еще при его жизни - как со стороны единомышленников, так и со стороны идейных противников. Так, В.И. Ленин высоко оценил первую крупную работу начинающего революционера Малиновского «Краткий курс экономической науки», вышедшую в 1897 г. под псевдонимом «А.А. Богданов». В своей рецензии Ленин писал о «выдающихся достоинствах этого сочинения»,

называя его «замечательным явлением» в марксистской литературе.1 Но уже вскоре философские труды А.А. Богданова, в том числе его основной трактат «Эмпириомонизм», встретили резкую критику со стороны «ортодоксальных» марксистов, прежде всего - Г.В.Плеханова. С этого времени, по выражению А.А. Богданова, началось его «отлучение» от марксизма. В 1909 году к критике теоретических взглядов А.А. Богданова присоединился В.И. Ленин, посвятив этому свой главный философский труд «Материализм и эмпириокритицизм». Книга Ленина определила то негативное отношение к философскому и социологическому наследию А.А. Богданова, которое утвердилось в советской литературе на многие десятилетия.

Уже при жизни А.А. Богданова его социально-политические концепции (в том числе тектологические идеи) стали мишенью грубых и несправедливых нападок со стороны партийных идеологов. В сталинский период «богдановщина» была объявлена идейной основой «бухаринско-рыковской оппозиции» («наемной фашистской банды шпионов, диверсантов и убийц») и борьба с ней была развернута по всему идеологическому фронту. В начале 50-х гг. среди обвинений в адрес буржуазной «лженауки» кибернетики фигурировало ее сходство с «избитыми идейками А.А. Богданова».

В период хрущевской «оттепели» произошла лишь частичная «реабилитация» А.А. Богданова. Это было связано с изменением отношения к кибернетике и общей теории систем. Так, в 1964 г. на методологическом семинаре по кибернетике в одном из вузов Ленинграда прозвучали призывы к объективному анализу тектологии А.А. Богданова и других его научных идей. Узнав об этом редакция журнала «Философские науки» (во главе с М.Т. Иовчуком) напечатала разгромную статью Л.Н. Суворова «Из истории борьбы В.И. Ленина, партии большевиков против богдановской «организационной науки». Партийные инстанции воспрепятствовали переизданию работ А. А. Богданова (прежде всего «Тектологии»), о необходимости которого говорили многие крупные ученые.

Но постепенно пробивала себе дорогу и другая тенденция -объективного анализа и освоения обширного богдановского теоретического наследия. В пятом томе «Философской энциклопедии» (1970) была помещена статья о тектологии, где она характеризуется как одна из первых плодотворных попыток построения фундаментальной теории организации и развития сложных системных объектов. В 1972 г. академик-биолог А.Л. Тахтаджян в большой статье «Тектология: история и проблемы» дал

1 См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.4. С.35-43

подробное и объективное изложение организационной теории А.А. Богданова и раскрыл ее значение как общенаучной концепции, опередившей «общую теорию систем» известного биолога Л. фон Берталанфи.

Отдавая должное советским ученым, «открывшим» А.А. Богданова как теоретика системного подхода, надо заметить, что их работы публиковались в малодоступных изданиях, рассчитанных на узкий круг специалистов, и не доходили до широкого читателя. Между тем, за рубежом жизнь и труды А.А. Богданова давно стали предметом обстоятельного и глубокого исследования (работы Дж. Биггарта, З.А. Зохор, И. Сисилуото, Ю. Шерер, Д. Грилле, Р. Вильямса и др). Еше в 1961 г. снять запрет с «Тектологии» - «полного проникновенных наблюдений и пионерских мыслей труда», - призвал президент Польской академии наук Т.Котарбиньский, один из главных представителей всемирно известной львовско-варшавской школы логиков и философов. Котарбиньский отнес А.А. Богданова к пионерам развиваемого польскими учеными нового научного направления - праксиологии, «общей теории хорошей работы».

«Возвращение» научного наследия А.А. Богданова к читателю и его освоение произошло лишь в годы «перестройки» в конце 80 - начале 90-х гг. прошлого столетия. В этот период началось переиздание его основных трудов, сопровождавшихся, как правило, серьезными научными комментариями. Опубликованы его главные труды «Тектология» (1989) и «Эмпириомонизм» (2003), сборники его работ «Вопросы социализма» (1990) и «Познание с исторической точки зрения» (1999). Появились публикации, авторы которых стремились дать объективную характеристику творчества А.А. Богданова, преодолевая накопившиеся за многие годы идеологические штампы и наслоения (статьи и брошюры Г.Д. Гловели, А. Морозовой, Н.А. Кузьминых). Историки уже с новых позиций интерпретируют различные аспекты политической деятельности А.А. Богданова (публикации П.А Плютто, А.В. Луценко). По этой проблеме опубликованы переводы ряда интересных работ западных авторов (статьи Дж. Биггарта, Ю. Шерер).

Важное значение имело издание трехтомного сборника «Неизвестный А.А. Богданов» (1995), в котором впервые напечатаны документы, освещающие многие драматические, моменты его биографии. По-новому отражены пути и итоги творческих исканий А.А. Богданова в области философии (статьи И. Нарского, М. Арапова, В. Клебанера, А. Андреева, М. Маслина). Свидетельством возрастания внимания к научно-теоретическому наследию А.А. Богданова стала Международная научная конференция «А.А. Богданов -революционер и мыслитель» (Москва, 1989), обсуждение его научных концепций за «круглым столом» редакции журнала «Вестник

Российской Академии наук» (1995) и ряд других мероприятий. Функционирует Международный институт Александра Богданова, с 2000 года издается Вестник данного института.

Следует отметить новую, более глубокую и объективную трактовку богдановской тектологии, ее значения для развития современных организационных теорий (статьи В.Н. Садовского, С.Н. Пустильника, ММ. Муртузалиева, В.Г. Пушкина). Этим проблемам была посвящена международная конференция «Истоки и развитие организационной теории в России» (Университет Восточной Англии в Норвиче, 1995 г.), где основное внимание было уделено тектологии А.А. Богданова. Исследователи различного профиля активно обсуждали методологическое значение богдановских концепций для развития различных отраслей научного знания. Но вопрос о социальном применении тектологических идей разработан еще слабо. Можно выделить лишь несколько публикаций, посвященных анализу и оценке значения социально-политических взглядов А.А. Богданова. Это статьи В.В. Витюк (1989), П.А. Плютто (1990), Т.Г. Кульсеевой (1995). Но они затрагивают лишь некоторые аспекты, не охватывая всей проблемы в целом.

Между тем именно ориентации на использование в социальной практике является «жизненным нервом» его творческой деятельности. В теоретическом наследии А.А. Богданова немало идей, концептуальных положений, отдельных высказываний, острых и метких формулировок, которые имеют прямое отношение к различным отраслям социологического знания. В философском трактате «Эмпириомонизм», в главном труде своей жизни - «Тектологии», в утопических романах А.А. Богданов нередко ставит важные (и ныне не утратившие актуальности) социологические проблемы и предлагает зачастую оригинальные пути их решения. Однако это теоретическое богатство еще далеко не освоено и нуждается в дальнейшей разработке, тщательном исследовании и анализе.

Этими обстоятельствами обусловлен выбор темы, цели и постановка задач данного диссертационного исследования.

Цель исследования. Целью исследования является анализ социологического наследия А.А. Богданова. Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих теоретических задач:

- раскрыть взаимосвязь генезиса и развития социологических взглядов А.А. Богданова с основными аспектами его общественно-политической деятельности;

- охарактеризовать диалектический подход А.А. Богданова к исследованию структуры и социодинамики общества;

выявить и проанализировать главные этапы эволюции социологических воззрений А.А. Богданова;

дать системную характеристику основных направлений творческих поисков А.А. Богданова в сфере социологии;

показать значение тектологических идей в процессе формирования современной социологии организаций и управления;

раскрыть роль А.А. Богданова в разработке методологии социологического прогнозирования.

Объектом исследования является теоретическое наследие А.А. Богданова.

Предметом исследования выступают социологические воззрения ученого в их взаимосвязи и динамике.

Теоретико-методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач наряду с общенаучными исследовательскими методами (дедукция, индукция, анализ и синтез) в диссертации широко используется сравнительно-исторический метод, позволяющий раскрыть генезис, формирование и развитие социологических идей А.А. Богданова. В качестве методологической основы исследования выступает также структурно-функциональный подход, который дает возможность представить социологическое наследие А.А. Богданова как целостную теоретическую систему. Использованный в диссертации диалектический метод помогает выявить как сильные, позитивные стороны теоретической деятельности А.А. Богданова, так и противоречия, нерешенные проблемы, поставленные им и остающиеся актуальными и в наши дни.

Теоретической базой исследования являются работы А.А. Богданова, как теоретические, философские его труды (прежде всего «Тектология»), так и недавно опубликованные автобиографические матери&пы, заметки из записных книжек и другие документы. Использованы также воспоминания и критические отклики современников-единомышленников и противников А.А. Богданова на его произведения, материалы политических и научных дискуссий, а также работы исследователей различного профиля, изучавших теоретическое наследие мыслителя на протяжении последних десятилетий.

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в постановке и разработке проблемы, которая недостаточно исследована в социологической литературе. Конкретные элементы новизны заключатся в следующем:

впервые дан комплексный анализ идейных предпосылок социологического творчества А.А. Богданова;

определены основные этапы формирования и эволюции

социологических взглядов А.А. Богданова в контексте его общественно-политической деятельности;

раскрыто методологическое значение и актуальность тектологических идей для развития отечественной социологии;

дана характеристика истоков и сущности богдановской концепции перестройки общественных отношений на основе принципа коллективизма;

предложена авторская интерпретация идейного смысла и теоретических аспектов социально-утопических произведений А. А. Богданова;

- раскрыта научная значимость и новаторский характер социальной
прогностики А.А. Богданова.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззрение А.А. Богданова формировалось под воздействием
передовых научно-технических и общественно-политических теорий XIX-
начала XX вв., а также гуманистических традиций русской общественной
мысли. Главные направления эволюции его взглядов - переход от стихийного
материализма к позитивизму, от марксизма к социалистически окрашенному
сциентизму.

2. Общественный идеал А.А. Богданова - социализм, понимаемый как
коллективистский строй, основанный на научно-организованном труде и
сознательно-товарищеских отношениях. Стержневым принципом здесь
служит нравственный критерий - доверие, взаимопонимание, братская
солидарность и взаимопомощь свободных людей, стремящихся к
сознательной гармонии жизни. Это представление стало исходным пунктом
его политической позиции и социологических воззрений.

3. Развитие социально-политических взглядов А.А. Богданова (под
воздействием его нравственных, гуманистических убеждений) привело его к
отрицанию насильственных способов преобразования общества и диктатуры,
которая «держится на штыках». Он стремился социологически обосновать
эволюционный путь совершенствования и переустройства социальных
отношений, выдвигая на первый план демократические реформы,
просвещение и воспитание трудящихся, в первую очередь формирование
новой организационной культуры.

4. Особое место в теоретическом наследии А.А. Богданова занимают
организационные идеи, изложенные и обоснованные в главном труде его
жизни «Тектология». Их методологическая роль определяется прежде всего
тем, что они способствуют объективному системному анализу переходных,
трансформационных процессов, условий равновесия сложившихся систем,
его нарушения и восстановления, отбора наиболее эффективных и

жизнеспособных элементов, их стабилизации, совершенствования и развития.

5. С большой художественной силой и наглядностью ряд социологических
идей и прогнозов А.А. Богданова отражен в его социально-утопических
произведениях. В них автор воплощает своеобразную социальную модель, в
которой (не всегда удачно и последовательно) стремится гармонически
совместить две тенденции - коллективизм, требующий почти полного
слияния индивида с социальным целым, и развитие свободной, независимой,
творческой личности.

6. Социологические концепции А.А. Богданова, в первую очередь его
тектологические идеи имеют огромное значение для осмысления
исторического опыта нашей страны (в том числе трагических событий
недавнего прошлого) и разработки научно обоснованных путей и методов
модернизации современных общественных отношений.

Теоретическая и практическая значимость работы заключатся в системном обобщении и осмыслении социологических аспектов многогранного творчества А.А. Богданова, что означает определенное приращение научного знания в одном из важных и актуальных направлений. Определен ряд эвристических и методологических моментов, имеющих важное значение для дальнейшего развития отечественной социологии. Материалы диссертационной работы могут найти применение при подготовке лекционных курсов и проведении семинарских занятий по истории социологии, политической социологии, социологии организаций и управления и другим отраслям социологического знания.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на IV Всероссийской научной конференции Сорокинские чтения «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое» (Москва-Саратов, 2008 г.); на научно-практической конференции «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества» (Саратов, 2008, 2009, 2010 гг.). Теоретические положения, методологические подходы, основные выводы и результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, обсуждались на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры теории и истории социологии социологического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Диссертация К.А. Кузнецовой рекомендована к защите кафедрой теории и истории социологии Саратовского государственного университета. По теме диссертации опубликовано шесть научных работ общим объемом 5,1 п.л., в том числе 2 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.