Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политические взгляды Г. Д. Торо Жирнов Петр Олегович

Социально-политические взгляды Г. Д. Торо
<
Социально-политические взгляды Г. Д. Торо Социально-политические взгляды Г. Д. Торо Социально-политические взгляды Г. Д. Торо Социально-политические взгляды Г. Д. Торо Социально-политические взгляды Г. Д. Торо Социально-политические взгляды Г. Д. Торо Социально-политические взгляды Г. Д. Торо Социально-политические взгляды Г. Д. Торо Социально-политические взгляды Г. Д. Торо
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жирнов Петр Олегович. Социально-политические взгляды Г. Д. Торо : 22.00.01 Жирнов, Петр Олегович Социально-политические взгляды Г. Д. Торо (социологический анализ) : диссертация... кандидата социологических наук : 22.00.01 Саратов, 2007 181 с. РГБ ОД, 61:07-22/344

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы Г,Д. Торо к анализу социально-политических процессов американского общества 19

1 Общественно-исторические предпосылки и теоретико-методологические основания социально-политического учения Г.Д. Торо 19

2 Гражданское неповиновение как инструмент созидания справедливого общества 50

Глава 2. Актуализация социально-политических воззрений Г.Д. Торо в современных условиях 91

1 Идеи Г.Д. Торо в контексте современной общественно-политической мысли 91

2 Практика гражданского неповиновения в социально-политических процессах современности 118

Заключение 1 62

Список используемой литературы 167

Введение к работе

Развитие современной отечественной социологической науки происходит в условиях сложных социальных преобразований, нацеленных на формирование в России правового государства и гражданского общества. Эти процессы сопровождаются ростом социального самосознания и политической активности граждан. Драматические события истории отечества конца 80-х - начала 90-х годов отчетливо показали, что именно высокая гражданская активность стала той массовой политической силой, которая привела к разрушению авторитаризма и расчистила почву для становления новой, демократической России. Будущее начатых демократических преобразований, поступательное решение задач становления правового государства и гражданского общества в нашей стране в немалой степени зависит от способности политической власти направить эту мощную общественную стихию в позитивное, созидательное русло. Важнейшими шагами в этом направлении призваны стать выработка новой национальной идеи и строительство массовых политических партий, способных воспитать политически зрелых и ответственных членов гражданского общества.

Социально-политические реалии постсоциалистического общества таковы, что представители различных слоев общества неизбежно вступают в конфликты между собой и с государством по разнообразным вопросам социального, политического и экономического характера. В этих условиях одной из типичных форм современного социального и политического конфликта является гражданское неподчинение, способное принимать как стихийный, так и организованный характер.

В контексте осуществляемых в России, бывших союзных республиках и странах социалистического лагеря демократических преобразований весьма актуальным является научный анализ социально-политических воззрений выдающегося американского мыслителя Генри Дэвида Тор о (1817-1862), которого по праву можно считать основоположником современной концепции гражданского неповиновения.

Научный анализ концептуальных основ современных теории и практики гражданского неповиновения невозможен без обращения к социально-политическому наследию Генри Дэвида Торо. Именно он впервые в истории общественно-политической мысли раскрыл созидательную сущность ненасильственного гражданского неповиновения, показал его роль в качестве эффективного политического инструмента созидания гражданского общества. В эпоху новейшей истории гражданское неповиновения стало одним из наиболее эффективных средств социально-политической борьбы.

Творчество этого выдающегося мыслителя весьма многогранно и неоднородно по своему содержанию, и представляет собой большое количество политических эссе, статей и один большой роман - «Уолден, или жизнь в лесу», в котором наиболее ярко раскрываются социально-политические воззрения данного мыслителя. Теоретическое и практическое наследие Г.Д. Торо оказали мощное созидательное влияние на американскую культуру1, на формирование и воплощение на практике социально-политических теорий М.М. Ганди и М.Л. Кинга, ко-

1 См.: Огурцов А.П. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы Философии. № 8, М.: Наука, 1992. С. 7.

торые довели этот инструмент социально-политической борьбы до совершенства. Идея гражданского неповиновения, выдвинутая Г.Д. Торо, до сих пор вдохновляет многих политических активистов к сознательной, гражданской активности, подтверждающей и проверяющей демократический уклад и образ жизни.

Следует констатировать, что социально-политическое учение Г.Д. Торо мало изучено в отечественной социологии. Имя Г.Д. Торо даже не упоминается ни в одном из русскоязычных справочных изданий по социологии и политологии. В России Торо известен как литератор и, сравнительно мало как философ, социолог и политолог. Такое положение дел можно объяснить господствовавшей в Советском Союзе коммунистической идеологией и потенциальной опасностью теоретических выводов и убеждений данного автора для правящего режима, а также недоступностью его публицистических произведений для русскоязычного читателя. Вышеуказанные обстоятельства позволяют понять, почему отдельные аспекты социально-политического учения Г.Д. Торо в советской науке затрагивались лишь в немногочисленных исследованиях2.

В советском литературоведении основательное исследование влияния литературного наследия Г.Д. Торо на творчество Л.Н. Толстого было проведено Н.К. Гудзием . Интересный ли-

2Торо, Толстой, Ганди, Эмерсон. Новые пророки. СПб.: Алатейя, 1986.; Мартышин О.В. Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди // Принципы ненасилия. М.: Прогресс, 1991. 3 Гудзий Н.К. Толстой и Торо. Русско-европейские литературные связи. М.-Л., 1966.

тературоведческии анализ творчества Торо был осуществлен А.И. Старцевым .

В отечественной науке наиболее значительное исследование трансцендентализма - американского философского и литературного направления, в рамках которого работал Г.Д. Торо, и творчества этого мыслителя, было проделано Н.Е. Покровским5, работы которого получили известность не только в России, но и за рубежом. Следует также отметить весомый вклад А.А. Гусейнова и Б.Г. Капустина в выработку научного понимания феноменов насилия и ненасилия6.

На Западе, и особенно, в Америке, на родине выдающегося мыслителя, интерес к жизни и творчеству Г.Д. Торо неизмеримо выше. Имя этого выдающегося мыслителя занимает почетное место в зале американской славы и должно быть известно каждому гражданину США. В западной научной мысли насчитывается более десяти тысяч статей и монографий, посвященных жизни и творчеству этого замечательного мыслителя, внесшего выдающийся вклад в развитие мировой литературы, философии, социологии и политологии. Особое место в этой плеяде ученых принадлежит главному биографу и наиболее из-

4 Старцев А.И. Генри Торо и его "Уолден" // От Уитмена до Хемингуэя. М, 1972.

э Покровский Н.Е. Америка потерянная и обретенная // Ральф Эмерсон, Генри Торо. М.: Художественная литература, 1986; Покровский Н.Е. Генри Торо. М.: Мысль, 1989; Покровский Н.Е. Высшие законы Генри Дэвида Торо // Высшие законы. М.: Издательство «Республика», 2001.

6 Гусейнов АА. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы Философии. №6. М.: Наука, 1994; Гусейнов А.А. Возможно ли моральное оправдание насилия? //Вопросы Философии. № 3. М.: Наука, 2004; Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. М: КДУ: Изд-во МГУ, 2004; Капустин Б.Г. К понятию политического насилия // Полис. 2003, №6.

вестному и плодовитому исследователю творчества Г.Д. Торо -Уолтеру Гардингу. Он посвятил всю свою жизнь изучению и систематизации наследия Торо и является автором и редактором большого количества монографий и статей7, посвященных этому великому американскому мыслителю XIX века.

Объектом наиболее пристального внимания исследователей является концепция гражданского неповиновения, разработанная Г.Д. Торо в середине XIX века. «Открытие» Т.Д. Торо в качестве социолога и политолога в Америке приходится на начало XX века. С этого времени личность мыслителя привлекает всевозрастающее внимание ученых и политиков. Популярность Торо достигла своего пика в первой половине 1960-х годов, когда творческое наследие основоположника концепции гражданского неповиновения было воспринято и задействовано Мартином Лютером Кингом в борьбе темнокожих американцев против расовой сегрегации. Противники войны во Вьетнаме эффективно использовали тактику гражданского неповиновения в качестве орудия противодействия агрессивной оккупационной политики США.

К настоящему времени в американской научной мысли накопилось большое количество работ, посвященных моральным и философским детерминантам творчества Г.Д. Торо и его биографии. По нашему мнению, заслуживают внимания труды следующих ученых, исследующих данный аспект творчества Торо:

7 Harding W. The Days of Henry Thoreau. N.-Y.: Knopf, 1965; Henry David Thoreau//A Profile. N.-Y.: Hill and Wang, 1971; Henry David Thoreau's Walden and Civil Disobedience, a Study Guide. Bound Brook, NJ:v Shelley, 1962; Thoreau: A Century of Criticism. Dallas: Southern Methodist University Press, 1954; Thoreau As Seen by His Contemporaries. N.-Y.: Dover Publications, 1989; A Thoreau Handbook. N.-Y.: New York University Press, 1959.

К. Гайета, П. Беллиса, Р. Борста, А. Таубера, Р. Ричардсона, Г. Солта, Л. Уолс, С. Ворли .

Социально-политические аспекты творчества Генри Торо подвергаются изучению в работах П. Аббота, X. Арендт, В. Бу-ранелли, Д. Катеба, М. Мейера, Н. Розенблюм, X. Бедау, Б. Уо-кера9.

Весомым аргументом в пользу изучения социально-политического учения Г.Д. Торо является широкое распространение в мировой политической практике заранее спланирован-

Bellis P. J. Writing Revolution: Aesthetics and Politics in Hawthorne, Whitman, and Thoreau. Athens: U of Georgia P, 2003; Borst R. R. The Thoreau Log: A Documentary Life of Henry David Thoreau, 1817-1862. New York: G. K. Hall, 1992; Bridgeman R. Dark Thoreau. Lincoln: University of Nebraska Press, 1982; Gayet C. The intellectual development of Henry David Thoreau. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 1981; LebeauxR. Young Man Thoreau. University of Massachusetts Press, 1977; Richardson R.D., Jr. Henry Thoreau: A Life of the Mind. Berkeley: University of California Press, 1987; SaltH.S. The Life of Henry David Thoreau. London: Richard Bentley & Sons, 1890; Tauber A. Henry David Thoreau and the moral agency of knowing. Berkley: University of California Press, 2001; Walls L.D. Seeing new worlds: Henry David Thoreau and the Nineteenth-century science. Madison: University of Wisconsin Press, 1995; Worley S.M. Emerson, Thoreau, and the Role of the Cultural Critic. Albany, N.-Y.: State University of New York P, 2001.

9 Abbot P. Henry David Thoreau, the state of nature, and the redemption of liberalism II The journal of politics 47 (1985); Arendt H. Civil disobedience II Crises of the Republic, N.-Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1969; Bedau H.A. Civil disobedience: theory and practice. N.-Y.: Pegasus, 1969; Buranelli V. The case against Thoreau II Ethics 67; Kateb G. The inner ocean: Individualism and democratic culture. Ithaca: Cornell UP, 1996; Meyer M. Several more lives to live: Thoreau's political reputation in America. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1977; Rosenblum N. Thoreau's militant conscience //Political theory 9. 1981; Rosenblum N. Another Liberalism: Romanticism and the reconstruction of liberal thought. Cambridge: Harvard University Press, 1987; Walker B. Thoreau on democratic cultivation II Political theory 29 (2001); Worley S.M. Emerson, Thoreau and the role of the cultural critic. Albany: State University of New York Press, 2001.

ных так называемых «бархатных» революций. Высокое количество ненасильственных гражданских протестов за последние двадцать лет в немалой степени связано с деятельностью наиболее известного современного теоретика ненасильственной борьбы - Д. Шарпа. Изучив в 50-е годы 20-го столетия концепции гражданского неповиновения Генри Тор о и Махатмы Ганди10, Джин Шарп окончательно перевел ненасильственное гражданское неповиновение из сферы морали и религии в сферу политики. Он превратил ненасильственное сопротивление в эффективную политическую технологию смены неугодных администрации США политических режимов. В настоящее время Д. Шарп возглавляет институт Альберта Эйнштейна в Бостоне, осуществляющий финансовую, идеологическую, а также теоретико-практическую поддержку оппозиционных сил во многих странах мира.

Начиная с 1990-х годов в отечественной социологической, политической и философской мысли значительно возрастает интерес к изучению демократического общества и его институтов, одним из которых в западной политической культуре можно по праву считать гражданское неповиновение. Обращение в данном диссертационном исследовании к работам отечественных обществоведов, таких как: О.В. Артемьева, В. Качоха, Н.А. Корольков, Е.Г. Цветков а, В. Б. Киселев, С.Н. Фролов, А.Н. Медушевский, В.И. Пантин, М.Т. Степанянц, B.C. Стелин, В.Н. Толстых и др., продиктовано задачами методологического анализа демократических политических институтов и граждан-

Мейсан Т. Институт Альберта Эйнштейна: отказ от применения насильственных методов в версии ЦРУ// .

ского неповиновения как эффективного инструмента созидания и совершенствования гражданского общества11.

При работе над диссертационным исследованием автором были использованы англоязычные тексты работ Г.Д. Торо, так как опубликованные в России их переводы, носят купированный и, по нашему мнению, местами неадекватный характер.

Целью диссертационной работы является исследование социально-политических взглядов Г.Д. Торо, исторического возрастания актуальности разработанной им концепции гражданского неповиновения и возможности ее применения в современной России.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

анализ исторических условий и идейных предпосылок формирования мировоззрения Торо;

выявление содержания, идейной и гражданской ориентации его научной и общественно-политической деятельности;

Артемьева О.В. Демократия в России и Америке // Вопросы Философии. № 6. М.: Наука, 1996; Качоха В. Проблема общего блага в современной демократии // Вопросы Философии. № 9. М,: Наука, 2000; Корольков Н.А., Цветкова Е.Г., Киселев В.Б., Фролов С.Н. Современная Россия: стабильность или застой? // Власть. №2,2006; Лапкин В.В., Култыгин В.П., Кузнецов А.Г. Общая социология. М.: Научная Книга, 2004; Пантин В.И. Освоение институтов и ценностей демократии украинским и российским массовым сознанием // Полис. №1, 2005; Медушевский А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопросы Философии. №3. М.: Наука, 1993; Симонян Р. Грузия, Украина... Далее везде? //Власть. 2005, №1; Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопросы Философии. № 3. М.: Наука, 1996; Степин B.C., Толстых В.И. Демократия и судьбы цивилизации // Вопросы Философии. № 10. М.: Наука, 1996.

раскрытие философско-социологической основы учения Г.Д. Торо о справедливом обществе; обобщение его идей о путях совершенствования представительной демократии;

анализ влияния социально-политических воззрений Торо на формирование и практическое воплощение современных концепций гражданского неповиновения. Объектом исследования является идейное наследие выдающегося американского мыслителя и художника слова XIX столетия Г.Д. Торо.

Предметом исследования выступают социально-

политические аспекты мировоззрения и творческой деятельности Г.Д. Торо, оказавшие деятельное влияние на формирование современной теории и практики гражданского неповиновения.

Для решения теоретических и методологических задач данного исследования необходимо в должной мере изучить источники формирования социально-политического учения Г.Д. Торо и проанализировать концептуальные положения и выводы, которые содержатся как в работах самого выдающегося американского мыслителя, так и в творчестве его современников-единомышленников и коллег-трансценденталистов.

Методологической основой исследования послужили сравнительно-исторический, аксиологический, функциональный и генетический методы. Сравнительно-исторический анализ позволил раскрыть взаимосвязь изучаемого духовного явления с конкретными историческими процессами развития американского общества в середине XIX столетия. Научному пониманию сущности социально-политических взглядов Г.Д. Торо, источ-

ников их формирования и взаимоотношений с другими идейными течениями способствовало применение аксиологического, функционального и генетического методов. Формирование целостного представления о социально-политических воззрениях Г.Д. Торо осуществлялось на основе комплексного социологического подхода, позволяющего прийти к адекватному пониманию и осмыслению наследия выдающегося мыслителя и художника слова.

В качестве основных источников данного диссертационного исследования послужили, прежде всего, литературные и публицистические произведения самого Г.Д. Торо, его соратников по трансцендентальному клубу и идейных последователей - М. Ганди и М.-Л, Кинга. Диссертантом были изучены и проанализированы работы отечественных и зарубежных литературоведов, социологов, политологов и философов, в которых рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы совершенствования институтов демократии, созидания справедливого общества, получившей оригинальное решение в творчестве выдающегося американского мыслителя и художника слова. Учитываются также материалы дискуссий на страницах научной периодики и интернет-сайтах по вопросам применения политической оппозицией гражданского неповиновения в качестве метода политической борьбы и «революционного» преобразования в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена постановкой проблемы, не получившей обстоятельного изучения в отечественной общественно-политической научной мысли. Впервые на диссертационном уровне проведено иссле-

дование социально-политических взглядов Г.Д. Торо, его социологической концепции справедливого общества, а также оказанного влияния на развитие общественно-политической мысли и практики. Проанализирована роль Г.Д. Торо в качестве основоположника современной концепции гражданского неповиновения.

Конкретные элементы научной новизны исследования состоят в следующем:

в научный оборот введен ряд малоизвестных в России работ Г.Д. Торо, посвященных социально-политическим вопросам и содержащим важные теоретические выводы, выявлена и обоснована органическая взаимосвязь разработанной этим выдающимся мыслителем концепции гражданского неповиновения с его эстетическими, религиозно-философскими, этическими, историческими и культурологическими взглядами;

выявлены теоретические представления Г.Д. Торо о месте и роли индивида в системе общественно-политических отношений гражданского общества, и его моральных и политических обязанностях в условиях правового государства;

раскрыты концептуальные основы социально-политического феномена гражданского неповиновения и показана роль Г.Д. Торо в качестве основоположника научной концепции гражданского неповиновения;

показана преемственность теории и практики политической борьбы таких выдающихся деятелей в

истории XX века, как М. Ганди и М.Л. Кинг, по отношению к теории гражданского неповиновения Г.Д. Торо;

показано влияние учения о гражданском неповиновении Г.Д. Торо на развитие современных концепций и политическую практику гражданского неповиновения;

определен вклад социально-политических взглядов
Г.Д. Торо в становление и развитие института гра
жданского неповиновения в США и других странах
мира, раскрыто значение социологической публи
цистики Г.Д. Торо для совершенствования инсти
тутов демократии, становления правового государ
ства, а также идеологической борьбы против им
морализма в политике,
защиту выносятся следующие основные положения:
Задачи становления гражданского общества в со
временной России требуют углубленного социоло
гического анализа социально-политического фено
мена гражданского неповиновения, которое в усло
виях правового государства является одним из наи
более действенных и гуманных средств разрешения
конфликтов между обществом и государственной
властью, предоставляя индивидам возможность

публичного выражения своей гражданской позиции. Уяснение сущности и содержательных компонентов феномена гражданского неповиновения невозможно без обращения к социально-политическому наследию выдающегося американского мыслителя Г.Д.

Торо, которого можно по праву считать основоположником современной концепции гражданского неповиновения. На основе конкретно-исторического анализа и объективного исследования современной ему американской демократии Г.Д. Торо разрабатывает в своих трудах, обосновывает и применяет на практике свою собственную систему политической и социальной борьбы, которую он называет «сопротивлением гражданскому правительству», снискавшую историческую известность как «гражданское неповиновение». Значительное влияние на формирование мировоззрения Г.Д. Торо оказали идеи древнекитайских философов Конфуция и Лао-Цзы, моральная философия Иммануила Канта, теория общественного договора Ж.Ж. Руссо, а также взгляды главы американского философско-литературного движения трансцендентализма - Р.У. Эмерсона. 3. Г.Д. Торо принадлежит заслуга морального обоснования необходимости применения гражданского неповиновения в целях противодействия несправедливой политике правительства и совершенствования институтов демократического общества. Выдающийся американский мыслитель впервые в истории социально-политической мысли и практики разработал и применил учение, обосновывающее приоритет моральных обязанностей каждого индивида по отношению к его институциональным обязанностям. Г.Д. Торо характеризовал индивида в качестве единственного источника и носителя нравственного ав-

торитета власти, считая, что политическая власть выступает продолжением именно моральной власти индивидов, а не правил, законов, традиций или учреждений. Придерживаясь вышеуказанных взглядов, мыслитель считал, что гражданское правительство всегда должно выступать лишь средством достижения определенной цели, то есть справедливости. Это учение заложило концептуальные основы теории и практики гражданского неповиновения.

  1. В работах Г.Д. Торо показаны действительные и потенциально слабые стороны демократии и намечены пути их преодоления. Основным объектом его критики выступает несправедливый характер мажоритарной политической системы, в условиях которой главным условием победы тех или иных политических кандидатов является не их правота, а лишь физическое превосходство большинства избирателей. Генри Торо считал, что выборы представителей народа отвращают индивидов от их собственного понимания добра и справедливости и снимают с них моральную ответственность за судьбу общества.

  2. Теория гражданского неповиновения Г.Д. Торо оказала неоценимое и деятельное влияние на становление и развитие концепций ненасильственного сопротивления М. Ганди и М.-Л. Кинга. Г.Д. Торо снискал известность в качестве основоположника теории и практики гражданского неповиновения во многом благодаря массовым политическим движениям Ганди и Кинга, которые заимствовали многие теорети-

ческие аспекты его учения, оправдывающего и обязывающего индивида оказывать сопротивление репрессивному и несправедливому правительству, а также сами основы тактики ненасильственной борьбы. 6. Практические и теоретические аспекты социально-политического учения Торо заложили основы современных социально-политических концепций и практики гражданского неповиновения. Во многом благодаря вкладу Генри Дэвида Торо тезис о естественном праве индивида противодействовать тоталитарному и авторитарному угнетению настолько прочно укоренился в демократическом правовом и политическом сознании, что не нуждается в новых доказательствах. Научно-практическая значимость полученных результатов определяется, прежде всего, их актуальностью в плане исследования социально-политических механизмов формирования и становления стабильного государства и зрелого гражданского общества в России, а также возможностью их использования в целях преодоления негативных социально-политических явлений.

Материалы диссертации могут быть полезными в научно-педагогической деятельности, в преподавании курсов общей социологии, истории социологии, социологии политики, политологии, конфликтологии, при чтении спецкурсов по методологии социологии, политической конфликтологии и политическим технологиям.

Результаты исследования обсуждались на аспирантских научно-теоретических семинарах, заседаниях кафедры правовой социологии и психологии СЮИ МВД РФ, научных конференциях социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в 2006 и 2007 году. Основные положения диссертации изложены автором в 4-х публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой правовой социологии и психологии СЮИ МВД РФ.

Цель и основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Общественно-исторические предпосылки и теоретико-методологические основания социально-политического учения Г.Д. Торо

Генри Дэвид Торо родился 12 июля 1817 года. Его ближайшие предки были представителями трех национальностей -французов, англичан и шотландцев. Торо учился сначала в Конкордской академии, а затем в лицее. В 1833 г. он поступил в Гарвардский университет, где много времени посвятил изучению античной культуры, древних и современных языков, литературно-философских памятников прошлого и сочинений современных ему авторов. В 1838 г. Торо открыл свою частную школу, которая пользовалась успехом.

Личная жизнь Г.Д. Торо не складывалась. После окончания Гарварда, он познакомился с Элен Сьюл, дочерью унитариан-ского священника, но до свадьбы дело не дошло. Торо так и остался убежденным холостяком.

Ближе к середине 40-х годов Торо становится ярым индивидуалистом, а 4 июля 1845 года он в одиночестве поселяется в хижине на берегу озера Уолден, где и пишет первый вариант своей книги «Уолден или жизнь в лесу». В этом произведении Торо выражает свое отношение к окружающему миру, устройству общества со всеми его институтами и научно-техническому прогрессу. Позднее, в 1849 году, выходит в свет его эссе «О гражданском неповиновении» ("On Civil Disobedience"), где мыслитель формулирует основания сопротивления граждан своему правительству и пытается доказать «высшую» легитимность такого поведения.

В последующие годы своей жизни Торо пишет и публикует большое количество трудов, большинство из которых так или иначе связано с проблемами, обозначенными в работах «Уол-ден» и «О гражданском неповиновении». Г.Д. Торо так и не был признан и по достоинству оценен своими согражданами при жизни. Шестого мая 1862 года, после продолжительной болезни, Торо умер.

Творчество великого американского мыслителя Г.Д. Торо следует рассматривать в контексте идейных попыток того времени отыскать пути преодоления глубокого культурного кризиса, характерного для эпохи перехода американского общества к капитализму. Важность творчества Г.Д. Торо для американской литературы и социально-политической науки XIX и XX в.в. трудно переоценить. Он по праву считается едва ли не самым заметным мыслителем эпохи трансцендентализма .

Факты из биографии Торо убедительно свидетельствуют о его категорическом неприятии рабства. Острой антирабовладельческой направленностью характеризуются принадлежащие его перу эссе 1844-го года в поддержку выступавшего против рабства еженедельника «Геральд ов Фридом», эссе 1848-го года - «О гражданском неповиновении», а также комментарии писателя по этому вопросу в его личном журнале в 1850-е годы. Торо, считая невозможным подчиняться правительству, действия которого были крайне несправедливыми, заявлял: «...Я хорошо знаю, что если бы тысяча, или сто, или десять человек, которых я мог бы перечислить, всего десять честных людей, или, наконец, всего лишь один честный человек в нашем штате Массачусетс отказался бы владеть рабами, вышел бы из этого сообщества и был бы за это посажен в тюрьму, то это означало бы уничтожение рабства в Америке»13. Мать и сестра писателя являлись активными членами женского аболиционистского общества, что не могло не повлиять на взгляды Торо. Семья Торо часто помогала скрываться беглым рабам, предоставляя им кров. Г.Д. Торо на свои личные средства покупал билеты для беглых рабов и помогал им добраться до вокзала. Нередко он выхаживал больных беглецов, которые были не в состоянии укрыться в Канаде самостоятельно.

1854 год стал одним из наиболее важных периодов творчества и борьбы Торо с современным ему политическим режимом. К этому времени идеи Торо и он сам приобрели известность и снискали уважение, как у критиков, так и у простых сограждан. Летом 1854 года Т.Д. Торо впервые публично и полно проявил себя в качестве политического и социального противника рабства. Четвертого июля Торо выступил с речью на встрече с наиболее решительно настроенными аболиционистами в Фрэмингеме, штат Массачусетс.

Гражданское неповиновение как инструмент созидания справедливого общества

В течение трех последних десятилетий многие исследователи творчества Генри Дэвида Торо относят данного автора к либерально-демократическому лагерю78. При этом большинство авторов упускает из виду или не желает замечать антидемократическую направленность взглядов Г.Д. Торо. Тем не менее, акт гражданского неповиновения, совершенный в свое время Торо, и по сей день вдохновляет многих сторонников прямых политических действий на сознательную гражданскую активность, проверяющую на прочность демократический строй и образ жизни.

Основными политическими актами Г.Д. Торо были его отказ от уплаты подушного налога в знак протеста против войны рабства в США, упорная защита радикального сторонника отмены рабства - Джона Брауна, и публичное порицание закона о беглых рабах. Многие исследователи творчества Торо оценивали эти его действия как критику демократии, преследующую цель заложить основы реформы, а никак не подрыва демократического общества. Они отказывались видеть в Торо против ника представительной демократии, о которой он отзывался весьма нелестно.

В 1848 году Торо прочел лекцию под названием «Права и обязанности индивидуума по отношению к правительству», опубликованную годом позже в «Эсфетик Пейперс» Элизабет Пибоди под названием «Сопротивление гражданскому правительству». 26 января 1848 года Бронсон Олкотт охарактеризовал эту лекцию в своем журнале как «замечательное изложение прав индивидуума на самоуправление»79.

Следует указать, что существует два варианта названия эссе Торо 1849 года: «Сопротивление гражданскому правительству» и «О гражданском неповиновении», известное также как «Гражданское неповиновение». Первое из вышеуказанных было употреблено Торо в единственной прижизненной публикации данной работы в «Журнале Эстетики» Элизабет Пибоди. Второй вариант названия этого эссе - «Гражданское неповиновение», появился в 1866 году в антологии работ Торо под названием «Янки в Канаде». Именно с этой книгой впоследствии познакомился М. Ганди, который заимствовал термин «гражданское неповиновение» у Торо. Таким образом, исторически сложилось так, что данное эссе существует и перепечатывается под любым из этих двух названий, в зависимости от мнения главного редактора издания и его индивидуальных предпочтений. Так, один из наиболее плодовитых исследователей творчества Торо - Вендел Глик, будучи редактором Принстонского издания политических работ Торо, предпочел использовать на звание 1848 года, наиболее целесообразное, по его мнению, с позиции издательской практики .

В эссе «Сопротивление гражданскому правительству» Торо отстаивает свободу самовыражения индивидов. По его мнению, непротивление несправедливой политике не может быть бесконечным. В случаях, когда государственная власть перестает отвечать интересам большинства граждан, покорное подчинение несправедливости ни в коей мере недопустимо, и долгом индивида является противодействие такому правительству. «Я всецело согласен с утверждением: «Лучшее правительство то, которое правит как можно меньше».... « Осуществленное, оно сводится, в конце концов, ... к девизу: «Лучшее правительство то, которое не правит вовсе», а когда люди будут к этому гото вы, то именно такие правительства у них и будут» , - писал Торо.

Торо считал, что, прежде всего, именно личная внутренняя культура индивида способствует социальному прогрессу, и лишь потом учреждения. В 1844 году в лекции «Реформа и реформаторы» он писал, что не может быть возражений по поводу такого действия в обществе или общине, когда индивид использует общество как свой инструмент, а не общество исполь зует индивидуума .

Г.Д. Торо, будучи подлинным моралистом, остро осознавал необходимость определенных действий и жертв со стороны индивида, а в исключительных случаях допускал неизбежность применения силы. В эссе «Сопротивление гражданскому правительству» автор заявляет свой протест против регулярной армии, которая часто используется горсткой беспринципных людей, желающих поддержать свои несправедливые предприятия. В качестве негативного примера писатель указывает читателю на Мексиканскую войну. Справедливость этой оценки подтверждается историческими фактами. Американские солдаты «вели себя подобно вандалам и готам, нагоняя ужас на мексиканское население своими грабежами, убийствами и насилием»83. Учитывая негодование Г.Д. Торо по поводу этой войны, необходимо отметить, что он перестал платить налоги задолго до возникновения военного конфликта между США и Мексикой в знак протеста против рабства, а не войны.

Торо отстаивает приоритет интересов индивидов, составляющих общество по отношению государственной власти: «Рассматривая все с позиции здравого смысла, я, как гражданин... не являюсь противником правительства вообще, а лишь хочу лучшего правительства» . Правительству для его успешного функционирования требуется согласие граждан, особенно, при демократическом устройстве государства. Отказ платить налоги, если он поддерживается большинством граждан, может иметь серьезные последствия для правительства. Торо вил перед собой задачи создания всеобъемлющей и всеохватывающей теории гражданского неповиновения. Он был более озабочен проблемой своего собственного сопротивления властям, его эссе не рассматривает гражданское неповиновение в качестве общенационального сопротивления гражданским властям, хотя он и умоляет всех сознательных граждан последовать его примеру: «Если бы тысяча человек не заплатили налоги в этом году, это не было бы такой жестокой и кровавой мерой, нежели, заплатив их, дать возможность правительству совершать насилие и проливать невинную кровь. По сути дела, это решающий фактор в мировой революции, если такая возможна» .

Идеи Г.Д. Торо в контексте современной общественно-политической мысли

Оценки творческого наследия Генри Дэвида Торо значительно изменялись, начиная со времени кончины данного великого мыслителя и вплоть до наших дней. Личность Торо и его работы вызывали разные чувства у критиков и читателей в различные периоды XIX и XX веков, в зависимости от сложившихся социально-исторических и культурных условий. В данном параграфе предпринимается попытка осветить наиболее типичные подходы и оценки социально-политических воззрений Торо, представленные в англо-американской общественно-политической мысли второй половины XIX и XX столетий.

Когда Торо скончался 6 мая 1862 года, вряд ли кто из его современников смог бы предсказать будущую гигантскую популярность его учения, которая достигла максимума в 1950-1960-е годы двадцатого столетия. В это время имя Торо стало культовым для таких движений, как битники, хиппи, движения за гражданские права и движения протеста против войны во Вьетнаме.

За время своей жизни, Торо только один раз удостоился упоминания в научных изданиях, а именно в «Энциклопедии Американской литературы»175, опубликованной Эдвардом Ди-кингом в 1855 году. А после смерти Торо, его имя и вовсе забыли. В 1865 году Джеймс Рассел Лоуэл посвятил Торо полное презрения и огульной критики эссе, изображающее Торо в качестве странного, не обладающего чувством юмора лентяя, бледную копию Эмерсона. Подобного рода оценки вполне объяснимы с учетом ожесточенной прижизненной полемики Торо с Д.Р. Лоуэлом.

Культурное и научное наследие Торо было заново открыто для широкой общественности не в Америке, как того следовало бы ожидать, а в Европе. В конце девятнадцатого века идеи Торо были оценены по достоинству и приняты на вооружение английскими социалистами. «Уолден» превратился в настольную книгу всех членов «Фабианского общества» и независимой лейбористской партии. Многие члены этой партии называли свои местные собрания «Клуб Уолден».

В этой обстановке и вышла в свет первая достаточно обстоятельная биография Т.Д. Торо. Книга была написана Генри Солтом и называлась «Жизнь Генри Дэвида Торо»176. Именно эта публикация, спустя пятьдесят лет после своего появления, завладела умом адвоката по имени Мохатма Ганди, ставшего впоследствии интеллектуальным преемником Г. Д. Торо.

За пределами Англии, учение Торо по-прежнему оставалось практически неизвестным, пожалуй, за исключением коммуны утопических социалистов в Амстердаме, которые назвали свое движение - «Уолден». В 1897 году «Уолден» был впервые опубликован в Германии, а французский перевод книги вышел лишь в 1922 году. И хотя книга снискала положительные отзывы критиков, она так и не удостоилась внимания широкого круга читателей.

В условиях консервативной духовной атмосферы того времени работы Г.Д. Торо воспринимались немногочисленными его поклонниками с особенным восхищением. Его называли пасторальным моралистом, чье творчество являлось частью бесценного американского наследия, потерянного во время роста капиталистической экономики и урбанизации. В 1913 году Джон Мейси уделил Торо одну из глав своей книги «Дух американской литературы»177, где охарактеризовал этого транс-ценденталиста как анархиста с большими литературными способностями в стране подобострастного подчинения законности. Лишь в 20-х годах двадцатого столетия на родине Торо, в Америке, вновь появляется интерес к его творчеству. В эту пору, в эпоху сравнительного экономического благополучия в США, Т.Д. Торо воспринимался как анархист и бунтарь. Большинство из критиков того времени критикуют Торо и его теорию с позиций господствовавшего тогда материализма. Элисио Вивас отмечал, что эссе Торо «Сопротивление гражданскому правительству» представляет собой одну из первых внутренних атак на американский империализм . Вивас писал в то время, когда США значительно усиливали свое влияние во многих странах Южной и Центральной Америки. Он считал политические воззрения Торо, а в особенности, его позицию сопротив ления правительству тревожным для американских властей фактором. Вивас полагал, что идеалы Торо неэффективны и бесполезны в мире реальной политики, но 1960-е годы явственно покажут, насколько он был не прав.

Люси Хазард в работе «Рубеж в американской литературе», оценивая Торо, придерживалась мнения Ф.Д. Тернера и

В.Л. Парингтона, которые рассматривали Торо в качестве трансцендентального экономиста. Верной Паррингтон , хвалил Г.Д. Торо за его оригинальность и независимость, а то, что критики именовали эгоистичным упорством у Торо, он рассматривал в качестве достоинства. Нежелание Торо идти на компромиссы - это ни в коей мере не упрямство, а принципиальная политическая позиция. Возражая против оценок Торо в качестве политического анархиста, Паррингтон причислял Торо к либералам, считая, что «Рассуждение о политической справедливости»181 Вильяма Годвина (1756-1836), английского писателя-романтика и философа-детерминиста оказало серьезное влияние на формирование политических убеждений Т.Д. Торо.

Именно критически настроенные по отношению к Торо научные умы 1920-х годов задали тон негативному отношению к его идеям определенной части социологов XX века. Данная тенденция особенно отчетливо прослеживается в работе Брукса Аткинсона182, консервативного критика, который критиковал социально-политические взгляды Торо, изображая его замкнутым, асоциальным существом, первобытным пещерным человеком.

В условиях Великой депрессии 1930-х годов серьезные социальные и экономические проблемы, с которыми столкнулись США, оттеснили на второй план моральную критику 1920-х. Находясь иод впечатлением от всемирного экономического кризиса, американские мыслители стали искать социальные рецепты, способные предотвратить повторное появление кризисных явлений, К тому же, пропаганда «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта привлекла всеобщий интерес к коллективистским идеям. В этой ситуации экономическая теория Торо и его социально-политическое учение стали предметом ожесточенного спора между марксистами, развивавшими идею экономического детерминизма, и сторонниками доктрины о свободе воли. Так, В.Ф. Кальвертон в своей книге «Раскрепощение американской литературы» подвергал критике идеи Торо как ограниченные, буржуазные и индивидуалистические. Макс Лерне, напротив, защищал Торо и его взгляды, утверждая в своей книге «Торо: не отшельник»184, что варварство развивающегося капитализма вызвало резкую антипатию Торо по отношению к обществу и его институтам. Именно поэтому Торо осуждал индустриальную эксплуатацию и сохранение рабства.