Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени Самелюк Максим Михайлович

Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени
<
Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самелюк Максим Михайлович. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 Москва, 2006 164 с. РГБ ОД, 61:06-22/504

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Проблема времени в социологии

1.1 Социальное время: основные понятия и его структура - с. 12

1.2 Свободное время, досуг, игра: соотношение понятий - с. 38

1.3 Развитие Интернета и изменения в бюджете времени -с. 67

ГЛАВА II. Интернет-досуг как форма свободного времени

2.1 Виртуальный мир Интернета как социальный феномен - с. 86

2.2 Интернет-досуг и поиски идентичности - с. 96

2.3 Возможности социологических исследований в сети Интернет -с. 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ -С.141

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК - с.147

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 -С.158

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 -с. 162

Введение к работе

Социальное время выступает в качестве объективной характеристики социума. Ход и ощущение времени отличаются в различных обществах, национальных, возрастных и гендерных группах, а также у отдельных индивидов. Время носит относительный характер: такие, его параметры, как последовательность, длительность, повторяемость, необратимость, различие между прошлым, настоящим и будущим, варьируются в зависимости от социальных объектов и характера деятельности субъектов.

В начале XXI века происходят существенные трансформации социального времени, обусловленные не в последнюю очередь активным проникновением в общественные процессы новых информационных технологий. Наблюдаемое динамичное развитие Интернета и его «встраивание» в различные стороны жизни людей, в том числе в досуговую деятельность, требует соответствующего осмысления и описания как на теоретическом, так и прикладном уровне. Интернет является развивающейся средой общения, предлагающей индивиду новые возможности для реализации своих способностей, удовлетворения познавательных, коммуникативных, креативных и рекреационных потребностей. Проходящие на регулярной основе исследования ФОМ и Комкон-2 подтверждают тот факт, что прямое назначение Интернета в поиске информации и деловой переписке (на работе) уходит на второй план по сравнению с использованием Интернета в домашних условиях в коммуникативных, образовательно-развивающих (поиск информации, электронные библиотеки, видео- и аудио-архивы) и игровых (флэш-игры, совместная игра по модему и на специальных игровых серверах) целях. Интернет-досуг в различных его формах входит в повседневную жизнь миллионов россиян: в сети Интернет люди обмениваются мнениями по самой разной тематике на форумах и чатах, взаимодействуют в играх и по электронной почте, входят в состав новых групп и сообществ, ищут новые идентичности. Специфически преломляется и само время в сети: в Интернете стирается грань между прошлым и будущим, «растягивается» длительность настоящего момента. Общение происходит здесь-и-сейчас: в Интернете временные пояса отходят на второй план, важнее в онлайн («на связи/в сети») индивид или в оффлайн (вышел из сети). Поэтому необходимо рассмотрение Интернет-досуга в контексте трансформирующегося времени.

Если образовательные и игровые функции Интернета давно находятся в фокусе внимания социологов (как на Западе, так и в России), то Интернет-досуг в качестве развивающейся формы свободного времени, специфические черты коммуникации в Интернет-досуге остаются малоисследованными областями научного знания. Российское Интернет-пространство (Рунет) расширяется, с каждым годом создавая новые возможности для участия исследователя в диалоге с респондентом и требуя от социолога соответствующих современных техник, а также адаптации существующих методик социологических исследований к Интернет-среде, что еще не было предметом научного анализа.

Степень разработанности проблемы

Термин «социальное время» впервые появился в работах французского социолога Э. Дюркгейма [49, 50]. В последующем эта проблематика исследовалась в трудах П. Бергера и Т. Лукмана, Р. Дарендорфа, Г. Зимме-ля, Э. Зерубавеля, П. Штомпки и др. [12,41,53,165,123,124] К разработке времени как социологической категории отечественные ученые обратились только в начале 70-х годов XX века. И только в 1980 г. В.П. Яковлев [128] предложил свой подход к структурированию социального времени. Однако и этот подход был не универсален. В большинстве своем отечественные социологи исследовали проблему «социального времени поколения», как последовательную смену отдельных поколений (В.А. Артемов, Я.Ф. Аскин, И.С. Кон, Н.Н. Трубников, БД Урланис [4,6,61,107,108]).

Первыми исследователями социального времени личности, связавшими изучение образа жизни отдельного человека с бюджетом времени, являются Л.А. Гордон, БА. Грушин, Э.В. Клопов, Л.А. Оников [36,37,38, 39, 40]. Также при исследовании этого явления В.И. Болгов, Г.П. Орлов, ТА. Погрешаева [20, 84, 85, 89] обратили внимание на проблему оптимизации использования свободного времени. В частности, ТА. Погрешаева пришла к выводу, что для компенсации отрицательных последствий тех-нократизации общества человеку необходимо владеть культурой освоения свободного времени, которая заключается в умении ценить, планировать, экономить, прогнозировать и оптимизировать количество свободного времени.

В диссертационной работе поднимается проблема Интернет-досуга и его места в свободном времени, поэтому в исследовании использовались также труды, посвященные социальному феномеїгу Интернета. Среди отечественных исследователей социологии Интернета можно назвать О.Н. Арестову, Л.Н. Бабанина, Е.П. Белинскую, С.Ф. Борисову, А.Е. Вой-скунского, В.А. Глушкова, А.Е. Жичкину, М.М. Лукину, Б.В. Овчинникова, ТВ. Филиппову, И.Д. Фомичеву, А.Н. Чуракова [3,11,18,28,29,34,51,52, 69,80,109,110,118,119].

В качестве наиболее близких к теме диссертационного исследования можно выделить работы А.Е. Войскунского, Е.П. Белинской и А.Е. Жичкиной. Исследования А.Е. Войскунского посвящены социальным и психологическим аспектам деятельности человека в Интернет-среде, мотивации пользователей, гендерным различиям в их взаимодействии в ки-берпространстве. Интернет-среда рассматривается как сложная семиотическая система, опосредующая разнообразные виды деятельности, осуществляемые в сети. Иное направление исследований, связанное с проблемами личности, общения и группового взаимодействия в виртуальных сообществах, разрабатывается Е.П. Белинской и А.Е. Жичкиной.

Среди зарубежных исследователей социальной проблематики Интернета можно отметить работы М. Кастельса, П. Келли, Э. Рейда, Дж. Сулера, Ш. Таркла, К. Янга [57,145,159,161,162,164]. Труды в основном посвящены проблемам Интернета как гипертекста, игровой аддикции, де-виантного поведения в сети. Необходимо подчеркнуть, что зарубежные исследования данной проблематики более обширны, подробны, разнообразны по тематике, имеют более длительную историю изучения вопроса и накопленную эмпирическую базу. Однако, проблемы досуга ими специально не рассматриваются.

Интернету посвящен ряд диссертаций на соискание ученой степени кандидата социологических наук, среди которых наиболее близки исследуемой проблематике диссертации А.С. Биккулова, А.Н. Шеремета и Е.А. Путиловой [15,120,91]. Общим для двух первых исследований является то, что Интернет представлен как новая форма массовой коммуникации. В свою очередь, Е.А. Путилова в своей диссертации рассматривает основные этапы формирования и особенности русскоязычного Интернет-сообщества как важнейший результат развития и распространения сети Интернет в нашей стране. Однако, проблема Интернет-досуга в контексте трансформации социального времени оказалась за рамками и этих исследований.

Отсутствие системного анализа содержания феномена Интернет-досуга на теоретическом уровне и недостаток практических рекомендаций по проведению соответствующих исследований по данной проблематике обусловили выбор темы диссертационной работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектический метод, системно-структурный и сравнительно-исторический методы.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы сформировали разработки и результаты исследований, полученные в разных областях знания (социология досуга, игры, молодежи, культуры, Интернета и др.), наиболее важные среди них:

- работы, относящиеся к области методологии социологических исследований: ГС. Батыгин, И.Ф. Девятко, О.М. Маслова, ГГ. Татарова, В.А. Ядов и др. [9,42,73,105,127];

- исследования, затрагивающие проблематику социального времени: И. Валлерстайн, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Дж. Мид, Р. Мертон, П.А. Сорокин, Э. Холл, П. Штомпка, А. Шюц и др. [23,49, 50, 53,75,160,141, 123,124,125];

- работы, посвященные социальному феномену игры (игра имеет более длительную историю изучения в социологии, поэтому ряд выявленных характеристик игры может быть применен также и к социальному феномеїгу досуга): К. Гроос, Р. Кэллуа, Б. Малиновски, Э. Митчелл, Б. Мэйсон, Э. Норбек, Г Патрик, Й. Хейзинга и др. [140,132,152,154,156,157,117];

- исследования отечественных социологов по бюджетам времени: В.А. Артемов, Б.А. Грушин, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, ГА. Пруденский, СП Струмилин и др. [4,5,38,39,40,87,88,90,103,104];

- исследования по социологии досуга: Л.А. Акимова, Т. Веблен, В.З. Дуликов, Ж. Дюмазедье, Дж. Келли, Т.Г Киселева, Ю.Д. Красильни-ков, А.С Орлов, и др. [2,25,48,136,58,59,60,82,83];

- публикации по социологии и социальной психологии Интернета: Е.А. Белинская, А.И. Жичкина, М. Кастельс, П. Келли, Дж. Сулер, Ш. Таркл, К. Янги др. [11,51,52,57,145,161,162,129,164];

- работы, рассматривающие проблемы вхождения российского общества в информационное пространство: О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, СА. Варашкевич, А.Е. Войскунский, В.А. Глушков, СМ. Зимин, В.А. Садовничий, Е.А. Тшавская, СА. Шапкин и др. [3,24,28,29,34,94].

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили следующие данные:

1. Результаты Интернет-опроса посетителей виртуальной системы знакомств www.mamba.ru в марте-апреле 2006 г. (М.М. Самелюк);

2. Лонгитюдное исследование использования бюджета времени городского населения в России (г. Псков) и в США (г. Джексон, штат Мичиган): 1986-1998 гг. (В. Д. Патрушев, Д. Робинсон);

3. Сравнительное исследование бюджетов времени поколений «отцов» и «детей», проведенное РНИС и НП по заказу Министерства образования РФ в конце 2001 г. (Л.А. Акимова).

4. Мониторинг Интернет-аудитории ФОМ (февраль 2006 г.).

Объект исследования: Досуг в контексте трансформации социального времени.

Предмет исследования: Интернет-досуг как форма современного досуга.

Основная цель диссертационного исследования: проанализировать влияние Интернета на досуг в структуре социального времени.

Задачи исследования:

1. Обосновать адекватность междисциплинарного подхода к исследованию проблематики времени.

2. Показать место свободного времени и досуга в структуре социального времени индивида.

3. Проанализировать изменение структуры свободного времени в связи с формированием Интернет-среды. 

4. Выявить структуру Интернет-досуга как развивающейся формы свободного времени.

5. Определить специфические особенности виртуальной коммуникации как содержания Интернет-досуга, а также проследить процесс формирования новой идентичности в Интернет-среде.

6. Систематизировать существующие социологические техники исследования Интернета.

7. Разработать рекомендации по оптимизации техники Интернет-опроса по электронной почте.

Гипотезы исследования:

1. Социальное время может быть рассмотрено в трех измерениях: общество, группа, индивид. Трансформации социального времени наиболее четко проявляются на уровне индивида.

2. Посредством Интернета индивид расширяет круг своих знакомств, входит в новые группы, приобретает новые статусы и как следствие - новую идентичность.

3. В Интернете под влиянием постоянно возрастающего объема информации время качественно изменяется: «растягивается» длительность настоящего, необратимость уступает место обратимости.

4. Новая информационная среда Интернета обусловливает появление новых техник ее социологического исследования.

5. Приоритетность техники Интернет-опроса по электронной почте объясняется ее наибольшей доступностью для исследователей.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

-уточнена классификация теорий социального времени;

- интегрирована новая форма свободного времени «Интернет досуг» в структуру бюджета времени индивида;

- перечислены различные формы Интернет-досуга и предложена их структура;

- систематизированы существующие техники Интернет-опроса;

- разработаны рекомендации по проведению Интернет-опросов посредством электронной почты.

Положения, выносимые на защиту.

1. Трансформации социального времени специфически проявляются в сфере досуга индивида.

2. В качестве одного из стремительно развивающихся направлений досуга выступает Интернет как одно из современных средств массовой коммуникации.

3. Интернет-досуг меняет структуру свободного времени индивида.

4. Содержанием Интернет-досуга являются: информация, знакомства, развлечения, игры и коммуникация.

5. Интернет-опрос открывает новые возможности в изучении Интернет-досуга за счет доступа к специфичной аудитории в привычной для нее среде и форме.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа носит теоретико-прикладной характер. Ее теоретическая значимость заключается в уточнении классификации теорий социального времени, в определении социального содержания Интернет-досуга и его структуры, а также систематизации техник Интернет-опроса.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы при проведении дальнейших исследований свободного времени, бюджета времени, Интернет-досуга.

Материал диссертации также может использоваться при подготовке учебных курсов по социологии; курсов по методологии и методике сбора и анализа данных в социологии; спецкурсов по социологии досуга и социологии Интернета.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на V Межвузовской научной конференции молодых ученых «Диалог цивилизаций: Восток- Запад. Проблема межкультурной коммуникации» (РУДН, 2005 г.); на международных конференциях студентов и аспирантов «Политические институты и процессы: российское и мировое измерение», состоявшихся 22 февраля и 13 апреля 2005 г. (РУДН, 2005 г.).

Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры социологии Российского университета дружбы народов.

Структура диссертации. Структура работы подчинена цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и двух приложений (анкета и представленные в графическом виде результаты проведенного автором Интернет-опроса). 

Социальное время: основные понятия и его структура

Время - философская категория, обозначающая общую форму существования материального мира, а также бытия вещей и явлений, процессы смены их друг другом, продолжительность их существования. Наравне с пространством как мерой бытия время являет собой несущую конструкцию любой известной до сих пор картины мира [86, с.151].

Время - «форма протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития» [78, с.450].

Российские философы И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин [16, с.270] предлагают вьщелять время различных систем, при их подходе Земля может рассматриваться как геобиогомосистема с ее составляющими: геосистемой, существующей и изменяющейся в геологическом времени, биосистемой, включающей все живое и развивающейся в биологическом времени, и гомосистемой - человеческим обществом, вырастающим из биосистемы, существующим и развивающимся в социальном времени и включающим в процессе развития в сферу деятельности элементы других систем. Могут быть выделены и более конкретные подсистемы в гомосисте-ме. При этом только физическое (астрономическое) время дает нам возможность соотносить протекание геологических, биологических и социальных (глобальных, формационных и более конкретных) процессов, только оно дает возможность говорить об их скорости и неравномерности, т.е. о разной «плотности» социального времени, только оно позволяет человеку в его сознательной деятельности использовать временные отношения природных и социальных процессов для достижения своих целей.

К. Маркс отмечал, что само общество есть «... взаимодействие составляющих его отдельных жизней» [71, с. 115]. Отсюда социальное время представляет собой совокупное, или суммарное, время существования и деятельности всех членов общества, вступающих в процессе деятельности в разного рода отношения и образующих различные группы (от семьи или малой группы до совокупности людей определенной общественно-экономической формации.

Социальное время есть ресурс, которым располагает любой социальный субъект. Это рождает сугубо общественное, человеческое отношение к социальному времени, времени существования, деятельности, развития, как к условию деятельности, что находит выражение и во все более четко проявляющейся потребности во времени как истинно человеческой потребности.

В социологии социальное время определяется как время жизни человека: его прошлое, настоящее и будущее. Классическое понимание социологии времени — это достижение Эмиля Дюркгейма [49, 50]. Именно он первым ввел термин «социальное время». Представляется целесообразным рассмотреть эволюцию представлений о социальном времени в зарубежной и отечественной научной мысли.

Э. Дюркгейм считал, что каждое общественное явление можно объяснить, анализируя его функции. Для него время — «социальный факт», или «коллективное представление» (представление о социальном времени как о времени, общем для данного сообщества людей), эманация («излучение», «истечение») коллективного опыта и социальной организации общества. И как таковое, оно социально «конструируется». Подобно другим социально конструируемым «социальным фактам», время оказывает некоторое сдерживающее влияние на действия людей, обеспечивает нормативную регуляцию социальной жизни и тем самым влияет на общество, формирует своих собственных создателей. Время отражает ритм коллективных действий, но одновременно само регулирует такие действия.

Социальный характер времени предполагает, что это не субстанция, не специфическая форма бытия, а, скорее, ряд связей, упорядочивающих последовательность и ритмичность социальных событий. Один тип связи — простое чередование (следование друг за другом); второй — линейное время. Благодаря этому свойству оно принимает разные формы в различных обществах, соотносится с различными экзистенциальными основаниями, возникающими в различных культурах или эпохах. Таким образом, время исторически и культурно относительно.

Позднее Дюркгейм утверждал, что «в различные времена» живут и различные общности (племена, города, профессиональные и возрастные группы, классы), что различные организации (конторы, предприятия, школы) обеспечивают специфические временные рамки для своих членов, а каждому типу человеческой деятельности (политической, экономической, религиозной, образовательной, технической, семейной) соответствует собственная, отличная от других, временная матрица. Кроме того, некоторые социальные категории в известной степени противостоят проникающему воздействию времени, либо смещая временные рамки, либо вовсе игнорируя время. Таковы, например, дети, люди, вышедшие в отставку или на пенсию, больные в клиниках, безработные, заключенные, представители богемы.

Георг Зиммель анализирует проблему времени в контексте рассмотрения порядка и изменения [53]. Характерной особенностью социологии Зиммеля является дуализм. Он считал, что мир может быть понят в терминах конфликтов и контрастов, и что социальная жизнь состоит из субъектов, создающих внешние объекты, которые влияют на действующих субъектов, приводя к постоянной оппозиции между индивидами и объективными социальными формами.

Свободное время, досуг, игра: соотношение понятий

Приступая к выяснению содержания понятий, вынесенных в заглавие данного параграфа, прежде всего следует констатировать, что они обозначают определенную часть социального времени индивида. Какую именно часть?

Впервые в широких масштабах конкретно-социологические исследования социального времени индивида и его составляющих были проведены С.Г. Струмилиным в 1922-1924 гг., и после длительного перерыва продолжались в 50-х годах XX столетия. С.Г. Струмилин предложил структурировать социальное время индивида как необходимое, занятое и свободное время [103].

Исходя из этого, Л.А. Гордон и Э.В. Клопов определяют свободное время как «самоценное поведение, или, строже, время тех поступков и тех периодов, которые важны для человека сами по себе, а не только вследствие достигаемых с их помощью результатов. Самоцельная деятельность и самоцелыюе время - это, грубо говоря, в первом приближении, преимущественно время умственной, социальной, эстетической, физической деятельности, связанной главным образом с отдыхом и развлечениями, развитием личности, время, свободное от исполнения непреложных обязанностей» [36, сс.84-85]. В данном определении выражается личностной аспект в исследовании свободного времени, тенденция к его индивидуализации, подчеркивается влияние свободного времени на развитие личности и гносеологическое значение именно этой части социального бытия индивидуума. Указанные авторы подчеркивают, что под самоценностью понимают не объективную ценность какой-либо деятельности для развития личности, а субъективное ощущение индивидом ее ценности [30, с.59].

В отличие от Л.А. Гордона и Э.В. Клопова, Б.А. Грушин уделяет особое внимание объективным аспектам свободного времени. Он увязывает с проблемой создания оптимальной модели деятельности (индивидуальной или коллективной), оптимальную форму ее организации, которая учитывала бы важнейшие потребности и стремления человека, реализуемые в соответствии с ритмами биологической, социальной и духовной активности, обеспечивала бы максимальное богатство общения духовной жизни, но с учетом и внешнего регулирования досуга с целью поддержания экологического, социального и психологического равновесия [39].

Социальное время человека, занятого общественно организованной деятельностью (производственной, учебной, др.), традиционно делится отечественными исследователями на две части: рабочее (или учебное) и внерабочее (или внеучебное) время. Широкое распространение получила классификация частей социального времени, предложенная ГА. Пруденским [90]. Он отличает от рабочего времени внера-бочеее время, подразделяя его на четыре составляющие: ? вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.);

? бытового времени, которое отводится на домашний труд, покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.;

? времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, прогулки, пассивный отдых и др.; свободного времени.

С точки зрения Г.А. Пруденского, свободное время - «часть внерабочего времени, предназначенного для физического, интеллектуального развития трудящихся» [90, сс.323-324].

Такое понимание свободного времени выражено и в определении, данным В.Д. Патрушевым: «Свободное время - эта та часть времени за пределами рабочего времени, которая используется трудящимися для повышения своего культурно-технического уровня, для занятий физкультурой и спортом, культурного отдыха, товарищеского общения. Это время, в конечном итоге, служит для развития интеллектуальных и физических задатков и способностей для удовлетворения социальных потребностей» [87, с. 16].

Социальная сущность свободного времени проявляется в его функциях: 1) отдыха и восстановления израсходованных физических и умственных сил; 2) развития физических и умственных сил и способностей; 3) развлечения и общения.

Л.Н. Волобуева предлагает выделить следующие критерии свободного времени:

1. Время, не занятое в производственно-бытовой деятельности. 2. Время, которое человек структурирует и деятельностно оформляет в соответствии с собственными мировоззренческими идеалами, интересами, ценностями.

3. Время, внутри которого деятельность и поведение личности потенциально не ограничены и носят индивидуально вариативный характер. В силу этого деятельность людей в свободное время по форме и содержанию образует спектр от рутинно однообразных и фактически бессодержательных форм до потенциально бесконечных по мощности культуротворческих процессов, приобретающих как индивидуально-личностной, так и общественно-социальный смысл.

4. Время потенциальной возможности реализации интересов личности и удовлетворения ее потребностей [30, сс.65-66].

Досуг в отечественной социологии рассматривается как еще более узкое понятие по охвату видов деятельности по сравнению с внерабочим и свободным временем. Досуг понимается как совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время [90]. Функции досуговой деятельности, таким образом, совпадают с функциями свободного времени. Досуг, в отличие от свободного времени, не включает в себя учебу, повышение квалификации и общественную работу.

Вместе с тем, наряду с вышеприведенным определением досуга продолжают присутствовать расхождения в его трактовке. Однако чаще всего термин «досуг» употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (или его части); как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями; как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент [83].

В узком смысле слова под досугом понимают отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, тан цы, чтение, др. В широком смысле слова отдых и развлечения охватывают более широкий круг видов деятельности, включая творческие и любительские занятия, занятия физкультурой и спортом.

Проблемы исследования свободного времени и досуга актуализировались в последней трети XX века, когда возникает понятие «постиндустриальное общество», сформулированное Беллом в 1973 году, утверждающее в культурной сфере приоритет интеллектуализма и свободного типа мышления общества и переориентирующее экономику от товаропроизводства к сервису. Здесь играют роль не только психологические или социологические процессы, но и переосмысливание досуга с точки зрения экономической теории и практики, предполагающей, что досуг - это результат процветания экономики, обусловленного высоким уровнем развития технологии. «Находящиеся в худшем материальном положении слои общества не располагают средствами для приобретения благ и услуг. Культурные запросы - вещь весьма упругая: с уменьшением доходов они поддаются «сжатию» куда проще, чем, скажем, потребность в хлебе насущном. При значительном сокращении доходов культурные запросы, т.е. «культурное потребление», могут оказаться сведенными к минимуму, вплоть до нуля - а «это уже в ущерб не только затрагиваемым слоям общества, но и всему обществу в целом» [67, с.55]. Таким образом, проявляются два фактора, влияющие на формирование понятий «свободного времени» и досуга, а именно: экономический и социокультурный.

Виртуальный мир Интернета как социальный феномен

Интернет (англ. Internet: inter - между, net - сеть) - глобальная информационная система, выступающая как средство объединения разнообразных информационных компьютерных сетей для передачи информации и обмена ею между странами, регионами, организациями и индивидуальными пользователями.

Начало Интернету было положено в 1962г. в рамках проекта ARPAnet. Целью проекта было создание компьютерной сети в рамках министерства обороны США. Эта сеть должна была, с одной стороны, способствовать научным исследованиям в военно-промышленной сфере и, с другой стороны, быть объектом исследований методов построения сетей, устойчивых к частичным повреждениям, получаемым, например, при нанесении ракетно-ядерного удара или при авиационной бомбардировке, и способных даже в таких условиях продолжать нормально функционировать. Сеть ARPAnet начала действовать в 1969г. и проработала все 1970-е гг., выступив в роли экспериментальной сети, в которой были отработаны базовые технологии современного Интернета.

В 80-х годах на основе разработок ARPAnet в США было создано несколько академических сетей, в одной из которых (NSFNET) в 1986г. было установлено мощное вычислительное оборудование, подключиться к которому выразили желание многие университеты и исследовательские центры США, Канады и стран Западной Европы.

Для снижения платы за использование международных телекоммуникаций было решено не подключать каждый академический центр напрямую к NSFNET, а развивать систему региональных академических сетей, которые объединяли компьютеры в пределах какого-либо региона и имели выход на подобные сети поблизости. При такой конфигурации все компьютеры оказываются равноправными и имеют связь как друг с другом, так и с компьютерами NSFNET. Сообщения от одного компьютера к другому передаются «по цепочке» через соседние компьютеры. Именно эта объединенная сеть различных региональных академических сетей заложила основу современного Интернета. В 1989 г. к Интернету была подключена первая коммерческая сеть - MCImail, тогда же для отображения информации в сети стал использоваться гипертекстовый язык.

В 2002 г. во всем мире начитывалось более полумиллиарда (513 млн.) его пользователей. Особенно активно Интернет «подключает» молодежную аудиторию, составляющую не менее одной трети всех его пользователей. В США по данным 2002 г. среди подростков-пользователей Интернета в возрасте от 12 до 17 лет девушки имеют количественное преимущество перед юношами. Разные страны, культуры и социальные группы сильно различаются в степени освоения и использования Интернета. Но все они прямо или косвенно открылись для структурных трансформаций.

В отличие от США, где Интернет зародился в пределах военного ведомства, в бывшем СССР первое проникновение Интернета в страну произошло благодаря научным сотрудникам бывшего Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, организовавшим первую сеть на территории СССР, объединившую компьютерные системы института и некоторых других НИИ. В октябре 1990 г. из этой сети был осуществлен выход в европейскую сеть EUnet через Финляндию - именно с этого момента и можно вести историю Интернета в России. Тогда же был зарегистрирован для СССР домен .su. Домен .ги был зарегистрирован для России существенно позже - только в 1994 г.

Развитие Интернета в России происходило примерно по тем же сценариям, но с запаздыванием в той или иной сфере Интернет технологии в среднем примерно от двух до пяти лет. За пятнадцать лет своего развития российский Интернет в той или иной степени охватил всю страну. Однако российская телекоммуникационная структура пока еще недостаточно развита. По подсчетам Министерства связи Российской Федерации на 2001 г., регулярных пользователей российской сети Интернета (ru.net) насчитывалось более 4 млн. человек, а 14 млн. посетили сеть хотя бы один раз. Соотношение корпоративных и индивидуальных пользователей сети в России выглядит как 65% к 35%, а всего число пользователей Интернета в России достигло в 2002 г. 37 млн. человек.

В 2000 г. Россия вошла в первую двадцатку стран мира по числу пользователей (13-е место), но при этом по уровню охвата населения Интернетом была только на 45-м месте.

В настоящее время Интернет в России распространен очень неравномерно (по данным ФОМ на февраль 2006 г.): 20% пользователей приходятся на Москву, по 17% на Центральный и Приволжский регионы, на Северо-Западный - 14%, на Южный и Сибирский - по 12%, самые низкие показатели по Уральскому и Дальневосточному регионам, 5% и 4% соответственно [167].

С появлением и все более активным использованием международной компьютерной сети Интернет возник новый предмет гуманитарных и, в частности, социологических и психологических исследований — так называемая Интернет-среда. Под этим термином понимается особый элемент информационной среды, в рамках которого осуществляются специфические формы человеческого поведения [54]. Это поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В Интернет-среде как элементе информационной среды осуществляется целый конгломерат деятельно стей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность индивидов.

Особенностью Интернет-среды является то, что она не сводится к набору технических решений, это не просто техническое приспособление, инструмент, объединяющий компьютеры в единую сеть, но и - что более всего важно для социологов - сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно осваивающих новую среду общения, взаимодействующих в ней и зачастую выносящих общение по интересам в реальный социум.

Поскольку Интернет - не только и не столько сеть взаимосвязанных компьютеров, но и сообщество людей - пользователей Интернета, то в современной научной литературе все чаще заявляется необходимость выделения Интернета как особого объекта и предмета социального исследования. Так, А.Е. Войскунский отмечает, что «недавно заявленный в научной литературе термин «социология Интернета» выглядит достаточно аргументированным» [29, с. 126]. Интернет как одно из новейших средств массовой коммуникации (СМК) вьшолняет социальные функции: информирования, общения, формирования мнения, конативную (поведенческую), развлекательную (рекреационную) [120].

Похожие диссертации на Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени