Содержание к диссертации
Введение
Глава I Общее и особенное в формировании национальной государственности народов СССР 16-75
1 Некоторые методологические вопросы исследуемой проблемы 16-42
2 Общие закономерности становления совет ской национальной государственности и специфика их проявления в-'условиях некапиталистического развития 42-75
Глава II Особенности осуществления ленинских принципов национально-государственного строительства у ранее отсталых народов страны 76-152
1 Право наций и народностей на свободное самоопределение 76-91
2 Добровольность объединения народов в единое союзное государство 91-107
3 Национальное равноправие 108-128
4 Национально-территориальный принцип построения советской национальной государственности 128-136
5 Демократический централизм в строительстве национальной государственности 136-152
Заключение 153-166
Литература 167-185
- Общие закономерности становления совет ской национальной государственности и специфика их проявления в-'условиях некапиталистического развития
- Добровольность объединения народов в единое союзное государство
- Национальное равноправие
- Национально-территориальный принцип построения советской национальной государственности
Введение к работе
Актуальность исследования. Основные направления исследовательской работы в области научного коммунизма и других общественных наук в современных условиях определены в Материалах ХХУІ съезда партии и июньского (1983 г.) Пленума ЦК KQGC. В них сформулирован ряд новых теоретических положений, ориентирующих ученых-обществоведов на дальнейшую разработку и обобщение достижений практики строительства социализма в нашей стране, прежде всего "...опы-
j та революционно-преобразующей деятельности КПСС", "опыта ее дея-
р тельности на различных этапах борьбы за социализм". В преобразующей и созидательной деятельности нашей партии важное место занимает опыт по созданию национальной государственности народов СССР, в том числе киргизского народа.
Киргизский народ, как и другие народы Средней Азии и Казахстана, имея свою богатую многовековую историю, накануне Октябрьской революции находился под двойным гнетом: царизма и деспотической власти местных феодалов-баев и манапов. Политическое бесправие, разобщенность территории, отсутствие своей государственности, низкий уровень развития экономики и культуры, сплошная неграмотность -таков был удел киргизского народа до революции.
Только победа Великого Октября освободила киргизский народ от социального и национального порабощения. За короткий исторический срок Киргизстан превратился из отсталой национальной окраины страны в цветущую суверенную социалистическую республику с высокоразвитой современной экономикой и культурой. На историческом опыте киргизов еще раз подтвердилось одно из научных предвидений В.И.Ленина о том, что с помощью пролетариата передовых стран народы, на-
I Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.145.
Z Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года; М., 1983; с.71.
ходившиеся до революции на докапиталистической стадии развития, могут прийти к социализму, минуя капитализм . Это явилось победой идей пролетарского интернационализма, результатом последовательного осуществления ленинских принципов национальной политики КПСС. Главным результатом "революционно-преобразующей деятельности народов, сплотившихся под руководством Коммунистической партии в Союз ССР, явилось построение развитого социалистического об-
щества" .
Советские нации и народности по праву гордятся своими социально-политическими завоеваниями. В конце декабря 1982 года народы Советского Союза и все прогрессивное человечество торжественно отметили 60-летие образования СССР. Этот юбилей стал не только праздником дружбы народов, но и триумфом ленинской национальной политики, своеобразным смотром достижений братских народов во всех сферах их общественно-политической жизни. В октябре 1984 года киргизский народ вместе со всеми народами страны будет отмечать свой юбилей - 60-летие Киргизской ССР и Коммунистической партии Киргизии. Это явится еще одним свидетельством и яркой демонстрацией возрастания роли национально-государственного фактора, братского союза народов в жизни советского общества на этапе зрелого социализма. Итоги развития в области национально-государственного строительства обобщены в Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик" и в докладе Ю.В.Андропова "Шестьдесят лет СССР", в них сделаны весьма важные и принципиальные выводы о перспективах развития союзной и национальной государственности, о их роли и значении в решении задач усовершенствования развитого социализма и комму-
нистического строительства.
См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.41, с.245-246.
0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года. М.,
Построение развитого социализма внесло качественные изменения в область национальных отношений. Обеспечено юридическое и фактическое равенство наций и народностей, сформировалась новая историческая общность людей - советский народ. В этих условиях, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "важно вовремя подмечать новые позитивные сдвиги в национальных отношениях, всесторонне анализировать тенденции расцвета и сближения наций, находить такие формы работы, которые открывают еще больший простор взаимообогащению культур наших народов . Ныне речь должна идти не только о дружбе и сотрудничестве народов, но и о дальнейшем углублении их взаимоотношений, о неуклонном возрастании их интернациональной общности и единства как ведущее направление развития национальных отношений в условиях совершенствования зрелого социализма. В соответствии с этим объективным процессом строится и национальная политика КПСС на современном этапе.
При определении своей национальной политики партия всегда исходила и сейчас исходит из того, что все нации и народности и их государственности - союзные и автономные республики, автономные области и округа - развиваются как части единого целого -всего Союза, всей советской федерации. Поэтому партия будет и дальше укреплять советскую федерацию, значит и советскую национальную государственность. Из этого вытекает, что проблемы развития и совершенствования национальной государственности не снимаются с повестки дня и в современных условиях. Они по прежнему требуют особой заботы, постоянного внимания партии, научной разработки путей их решения.
Отсюда и понятен тот большой научный и практический интерес,
который представляют исследования проблем советской националь-
I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.59:
ной государственности вообще, государственности ранее отсталых народов в особенности, показ тех огромных успехов, которых они добились в социально-политическом развитии в процессе строительства социализма и коммунизма.
Этим и определяется актуальность исследуемой проблемы:
во-первых, она важна в плане более углубленного исследования и обобщения социального опыта создания национальной государственности народов СССР и правильного понимания сущности национальной политики KTICG на современном этапе, в целях выяснения роли и значения союзной и национальной государственности на различных этапах социалистического и коммунистического строительства, для определения перспектив их развития;
во-вторых, опыт КПСС по созданию национальной государственности (особенно у таких ранее отсталых народов, как киргизский народ) имеет международное значение ; им особенно интересуются народы, освободившиеся из-под колониального гнета и ставшие на путь социалистической ориентации ;
в-третьих, ныне ленинская национальная политика КПСС, опыт создания национальной государственности народов CCGP стал объектом острой идеологической борьбы на международной арене. В этих условиях научные исследования, созданные на основе советской действительности, ярко и аргументированно показывающие достижения и преимущества реального социализма в решении сложнейших проблем социально-политического развития, в том числе проблемы национально-государственного строительства, являются мощным оружием в борьбе против идеологии современного антикоммунизма, реформизма и ревизионизма .
I Критика антикоммунистических фальсификаций национально-государственного строительства широко представлена в трудах советских ученых. См.: Баграмов Э.В. Национальный вопрос в борьбе идей. М., 1982 ; Рзаев Д. Развитие национальных отношений в республиках Советского Востока. (Критика антикоммунизма в национальном
Таким образом, исследование закономерностей и особенностей возникновения советской национальной государственности ранее отсталых народов, в частности киргизского народа, имеет не только научное, но и большое практическое и политическое значение.
Степень разработанности темы. Вопросы формирования и развития советской национальной государственности в последние годы привлекают пристальное внимание советских ученых и становятся одной из центральных тем научного исследования в области национальных отношений. Многие аспекты этой проблемы рассматривались на всесоюзных научно-теоретических конференциях, сессиях и совещаниях . На основе проведенных исследований, а также материалов этих конференций издано ряд крупных работ .
вопросе). Фрунзе, 1968; Кшибеков Д. Критика буржуазной фальсифика-
ии опыта строительства социализма в Казахстане. Алма-Ата, 1972; егалиев Н.К. Критика антикоммунистических фальсификаций исторического опыта Советского многонационального государства. "Вестник АН КазССР", 1983, № 4, с.16-22 и др.
1 См.: Материалы Всесоюзного координационного совещания по проб
леме "Развитие национальных отношений в условиях перехода от
социализма к коммунизму (Фрунзе, 1963) ; Актуальные проблемы исто
рии национально-государственного строительства в СССР. Материа
лы научной сессии (Душанбе, 1970) ; Торжество ленинской нацио
нальной политики КПСС. Материалы межреспубликанской научно-
теоретической конференции, посвященной 50-летию образования
СССР (Алма-Ата, 1073) ; Советский народ - строитель коммунизма (Коллективный труд, подготовленный на базе материалов Всесоюзной научно-теоретической конференции, посвященной 60-летию Великого Октября). В 2-х кн. (Фрунзе, 1977) ; Образование Союза ССР - живое воплощение ленинских принципов национальной политики (Тезисы межвузовской научно-теоретической конференции, посвященной 60-летию образования СССР). Цлма-Ата, 1982 и др.).
2 Национальная государственность союзных республик. М., 1968;
GCCP - великое содружество народов-братьев. М., І972 ; Союз ССР -
содружество равноправных республик. М., 1972 : Национальные от
ношения и государство в современный период. М., 1972; Много
национальное советское государство. М., 1972 ; Ленинизм и нацио
нальный вопрос в современных условиях. М., Изд.2-ое, 1974;
Национальные отношения в СССР на современном этапе. М., 1979 :
История национально-государственного строительства (I9I7-I978).
В 2-х томах. М., 1979 ; Советский народ - строитель коммунизма.
М., 1981; Актуальные проблемы национальных отношений в свете
Конституции СССР. М., 1981 и др.
-8-Проблемы советской национальной государственности тесно связаны с общими вопросами теории и практики социалистического государства. Последние рассматриваются в монографиях Е.Городецкого, \.И.Денисова, С.А.Раджабова, В.М.Чхиквадзе, А.П.Косицина, В.В.Ни-
юлаева, А.И.Королева и др. Вопросы национально-государственного зтроительства в их работах специально не рассматриваются. Но разработка в их трудах таких проблем, как общие закономерности возник--ювения социалистического государства и особенности их проявлений в различных странах, роль диктатуры пролетариата как главного орудия строительства социализма и решения национального вопроса и другие, имеет большое значение для углубленного исследования вопросов советской национальной государственности - этой специфически-ніациональной формы диктатуры пролетариата и социалистического го-зударства.
В связи с исследуемой нами проблемой большой интерес представляют труды Т.У.Усубалиева, П.Н.Федосеева, Э.А.Баграмова, Н.Д.Джан-цильдина, М.С.Джунусова, С.Т.Калтахчяна, М.И.Куличенко, М.А.Морозова, А.И.Нарынбаева, М.М.Сужикова, Р.Б.Абсаттарова и др. В их работах освещаются общие вопросы марксистско-ленинской теории наций и национальных отношений, обобщается опыт решения национального вопроса в СССР, рассматриваются отдельные аспекты и проблемы советской национальной государственности.
I Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. I9I7-I9I8 гг. М., 1965 ; Денисов А.И. Советское государство. Изд-во МГУ, 1967; Денисов А.И.,Раджабов С.А. Теория Советского государства. Душанбе, 1978; Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, закономерность. М., 1967 : Косицин А.П. Социалистическое государство. М., 1970 ; Николаев В.В. Советское социалистическое государство. М., 1968; Королев А.И. Историческая необходимость социалистического государства и возникновение его в России. Изднзо ЛГУ, 1968; Его же. Государственная власть и рабочий класс СССР: История и современность. Изд-во ЛГУ, 1980 и др.
В разработку теоретических вопросов советской национальной государственности ранее отсталых народов значительный вклад вносят исследования, обобщающие опыт народов СССР, по некапиталистическому пути развития. Среди них наиболее известны работы А.Алтмыш-баева, В.П.Агафонова, М.А.Ахмедовой, М.С.Дкунусова, Д.К.Кшибекова, С.Д.,фкумагулова, Ж.К.Жандосова и др. Изучая проблемы советской национальной государственности народов, миновавших капитализм, диссертант не мог не опереться на выводы и обобщения, сделанные в их работах.
Богатый теоретический и фактический материал по вопросам национально-государственного строительства содержится в книгах, посвященных образованию и развитию Советского многонационального государства и советской федерации. Среди авторов этих работ следует отметить А.Агзамходжаева, С.В.Гилилова, В.Я.Зевина, Д.Л.Зла-топольского, О.И.Чистякова, К.Д.Коркмасовой, И.Я.Копылова, В.М.Савельева, К.К.Каракеева, Р.А.Саликова и др. Теоретический и фактический материалы обобщенные в их трудах, представляют немалый интерес для исследуемой нами темы.
Заметный вклад внесли советские ученые в исследование проблем советской национальной государственности отдельных наций и народностей, в том числе республик Средней Азии и Казахстана. Здесь выделяются труды таких ученых, как А.Агзамходжаев, А.З.Бегиян, С.Р.Вихарев, С.З.Зиманов, А.А.Карлов, В.А.Крутолевич, М.Х.Хаки-мов и др. Немало сделано в этом отношении и по Киргизии . Но по-
I Шерстобитов В.П. Историография национально-государственного строительства в Киргизии. В кн.: Трудящиеся Киргизии в борьбе за строительство социализма и коммунизма. Фрунзе, 1966, с.171-199 ; Нурбеков К. Возникновение киргизской советской национальной государственности. Фрунзе, 1964: Его же. Государственно-правовое строительство Советского Киргизстана. Фрунзе, 1981; Радвогин А.В. Киргизская ССР - форма советской национальной государственности. Фрунзе, 1967 ; Тургунбеков Р. Конституционные основы суверенитета Киргизской ССг. Фрунзе, 1959; Его же.
/
-10-давляющее большинство этих работ носит исторический или историко-правоведческий характер.
Проблемы советской национальной государственности исследуются
в плане научного коммунизма в работах И.П.Цамеряна, Э.В.Тадевосяна,
т М.Б.Садыкова, Д.С.Киселева . Их труды явились серьезным вкладом
в разработке данной проблемы. Выводы, содержащиеся в их работах, оказали диссертанту неоценимую помощь в решении тех или иных сложных вопросов изучаемой темы.
Вместе с тем, несмотря на значительные успехи в разработке проблем национальной государственности, некоторые важные ее аспекты изучены еще недостаточно. Одной из таких мало исследованных ее сторон является вопрос о закономерностях и специфических особенностях в возникновении советской национальной государственности.
Цель и задачи исследования. В диссертации в соответствии с достигнутым уровнем научной разработки теории и практики национальных отношений и вопросов национально-государственного строительства делается попытка в аспекте теории научного коммунизма выявить и проанализировать основные закономерности возникновения советской национальной государственности применительно к условиям ранее отсталых народов нашей страны.
Становление и развитие суверенного государства киргизского народа. Фрунзе, 1969 ; Его же. Государственность и Конституция Советского Киргизстана в период развитого социализма. Фрунзе, 1980 и др.
I Цамерян И.П. Теоретические проблемы образования и развития Советского многонационального государства. М., 1973 ; Тадевосян Э.В. В.И.Ленин о государственных формах решения национального вопроса в СССР. Изд-во МГУ, 1970 ; Его же. Советская национальная государственность. Изд-во МГУ, 1972; Его же. Диалектика интерна-ионального и национального в советской государственности. М., 979 ; Садыков М.Б. Единство интернациональных интересов в Советском многонациональном государстве. Изд-во Казан.ун-та, 1975 ; Киселев Д.С. Теоретические проблемы национальной советской государственности (на опыте республик Средней Азии). Ашхабад, 1977 ; Его же. Актуальные проблемы теории и практики национально-государственных отношений в условиях социализма и перехода к коммунизму. Автореферат дисс. на соиск.уч.ст.докт.фил.наук Ташкент, 1979.
-11-Основными задачами исследования являются:
-раскрыть определяющую роль и значение закономерностей социалистической революции и социалистического строительства в становлении национальной государственности народов CGGP.
-на основе анализа и обобщения фактического материала из жизни киргизского и других народов Средней Азии и Казахстана показать конкретные формы и специфику проявления общих закономерностей возникновения социалистического государства в национально-госу-дарственном строительстве народов, миновавших капитализм.
-обосновать положение о том, что советская национальная государственность возникает не только на основе общих закономерностей социализма, но и на основе собственных (специфических) закономерностей, связанных с осуществлением ленинских принципов национально-государственного строительства.
-исследовать (на примере Киргизии) механизм действия и особенности их практического воплощения в условиях некапиталистического развития.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой диссертации являются произведения классиков марксизма-ленинизма, решения съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Киргизии, документы партии, посвященные 50-летию и 60-летию образования СССР, Конституция СССР и Конституция Киргизской ССР, труды видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства, посвященные актуальным проблемам теории и практики национальных отношений, в том числе и по вопросам национально-государственного строительства.
Для анализа и выявления общих черт и национальных особенностей в национально-государственном строительстве принцищальное значение имеет положение научного коммунизма об общих закономер-
ностях социалистической революции и социалистического строительства и разнообразие их проявлений в различных странах. Поскольку в диссертации исследуются вопросы советской государственности ранее отсталых народов, методологической основой изучаемой проблемы является и марксистско-ленинское учение о некапиталистическом пути развития.
В диссертации предпринята попытка применить системный метод исследования проблемы. Это позволило освещать процессы формирования национальной государственности не изолированно, а в тесной взаимосвязи с принципами возникновения и развития всего Советского многонационального государства и выявить в то же время диалектику общего, особенного и единичного в этом процессе. Наше исследование опиралось и на принцип единства исторического и логического. Это позволило рассмотреть советскую национальную государственность ранее отсталых народов не только как объективно-необходимый процесс, но и как процесс, заключенный в определенные исторические рамки. Вместе с тем на первый план, в соответствии с характером исследования (поскольку оно проводится в аспекте теории научного коммунизма) выдвигается теоретический, аналитический подход, т.е. логическое, выступающее, в конечном счете, как обобщение исторического.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней проблемы возникновения советской национальной государственности рассматриваются под углом зрения действия и взаимодействия двух общих закономерностей социалистической революции и социалистического строительства в сфере социально-политического развития: с одной стороны, основной закономерности возникновения социалистической государственности ; с другой, основной закономерности преобразования национальных отношений
-13-и осуществления ленинских принципов национально-государственного строительства.
Исторический опыт показывает, что в формировании национальной государственности с самого начала действуют процессы социального (в данном случае - закономерности социалистической революции и социалистического строительства) и национального (закономерности, связанные с осуществлением программы и политики партии по национальному вопросу) развития. В ранее опубликованных работах и научных исследованиях не получили достаточного освещения взаимосвязь этих закономерностей в возникновении национальной государственности. Вопросы социального и национального в национально-государственном строительстве рассматривались зачастую в отрыве друг от друга. По этой причине вопрос о закономерностях возникновения советской национальной государственности в научной литературе в настоящее время получает далеко не одинаковое решение, одни авторы акцент делают только на факторы социального развития, а другие - на национальные. В данной диссертации процессы формирования национальной государственности освещаются в плане единства и взаимодействия тех и других. Анализ взаимодействия этих факторов, определяющих основные закономерности возникновения советской национальной государственности и их особенности в условиях ранее отсталых народов, является объектом нашего исследования.
В диссертации рассматриваются некоторые методологические вопросы общего и особенного в становлении советской национальной государственности ;
-исследуется социальная природа сущности социалистического государства и советской национальной государственности в их единстве ;
-предпринимается попытка доказать, что органическое единство
-14-общего и особенного в советской национальной государственности, единая сущность социалистической государственности и ее национальных форм определяют общие закономерности их возникновения и развития;
анализируется соотношение понятий национальной государственности и диктатуры пролетариата, национальной государственности и общенародного государства, национальной государственности и различных форм ее осуществления;
рассматривается возможность создания в определенных условиях социалистической национальной государственности у отсталых народов, у которых, как правило, почти отсутствуют национальные отряды промышленного пролетариата, т.е. классовая база пролетарской государственности.
Апробация работы. Результаты исследования нашли свое отражение в девяти статьях и тезисах докладов автора, опубликованных в теоретических и политических журналах "Коммунист" (орган ЦК КП Киргизии) и "Казахстан КоммунисІ" - "Коммунист Казахстана" (орган ЦК КП Казахстана), сборниках научных работ. G сообщениями о результатах исследования автор выступал на научных сессиях, межвузовских научно-теоретических конференциях (1966-1968, 1982 гг.), проведенных в городах Фрунзе и Алма-Ате.
Материалы и выводы диссертации были использованы в процессе преподавания научного коммунизма (в Киргосмединституте, Алма-Атинском госмединституте), в лекционной пропаганде среди населения, в проведении научно-практической конференции, посвященных 50-летию Киргизской GCP и Компартии Киргизии, Конституции GGGP и Конституции Киргизской ССР, 50-летию и 60-летию образования CGGP, проведенные в городах Фрунзе, Токмаке (Киргизской ССР) и Алма-Ате. Материалы диссертации были использованы и в научных докладах студентов, в
-15-результате отдельные студенты стали Лауреатами IX Всесоюзного конкурса студенческих работ по общественным наукам (1982 г.).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедр научного коммунизма Алма-Атинского государственного медицинского института, Киргизского государственного университета имени 50-летия СССР и Казахского государственного университета имени С.М.Кирова.
Общие закономерности становления совет ской национальной государственности и специфика их проявления в-'условиях некапиталистического развития
Научный коммунизм учит, а практика подтверждает, что социалистическое общество и его государственность возникает только в результате революционных действий и созидательного творчества широких масс трудящихся, во главе с рабочим классом и его авангардом - Коммунистической партией, опирающейся на знание объективных закономерностей общественного развития. К числу таких закономерностей относится, как уже отмечалось, общие закономерности социалистической революции и социалистического строительства. Революционная практика также доказала и доказывает, что эксплуататорские классы никогда и нигде добровольно не отказывались от своей власти, наоборот, всегда стремились любой ценой сохранить и увековечить ее. единственным способом перехода от капитализма к социализму и создание социалистической национальной государственности является социалистическая революция. Без победы социалистической революции невозможно решить и задачи создания советской национальной государственности ранее отсталых народов. Но в переходе отсталых в прошлом народов к социализму и и в становлении их государственности были некоторые специфические черты, которые определялись условиями некапиталистического развития.
Рассмотрим коротко, на примере Киргизии, в чем выражаются особенности возникновения национальной государственности отсталых народов и как проявились в этом процессе общие закономерности становления социализма и социалистической государственности.
Дореволюционная Киргизия, как и вся Средняя Азия, была одной из типичных колоний царской России, с крайне отсталым уровнем развития общественных отношений. Изучение конкретного исторического материала показывает, что трудящиеся массы Киргизии подвергались не только феодальной эксплуатации со стороны местных баев, манапов, но и капиталистической со стороны буржуазии. Кроме того они испытывали и национально-колониальный гнет со стороны царизма.
Существующие в отсталых странах различные формы собственности и эксплуатации (феодальная, капиталистическая, колониальная) лежат в основе социально-национальных противоречий, которые в свою очередь неизбежно порождают различные виды освободительного движения. Например, в Киргизии антагонизм между крестьянами-дехканами и феодалами и полуфеодалами породил антифеодальное, аграрное движение ; непримиримые противоречия между рабочим классом и буржуазией, между батраками и кулаками легли в основу пролетарского движения ; наличие колониального гнета вызвало национально-освободительную, антиимпериалистическую борьбу масс. Другими словами, здесь имелись налицо три формы революционного движения: пролетарское, аграрное и национально-освободительное. Все они, как и породившие их противоречия в эпоху империализма тесно переплетались и сливались воедино. Таким образом, наличие как социального, так и национального гнета являлось тем побудительным мотивом, который привел трудящихся Киргизии к активному участию в социалистической революции на стороне русского пролетариата.
Одной из особенностей революционной борьбы киргизских трудящихся является то, что она была не изолированным движением, а составной частью общей борьбы всех народов России против царизма и капитализма, она непосредственно сливалась в единое русло революционного движения рабочего класса России за установление диктатуры пролетариата и за социализм. Это слияние было не случайным, а закономерным процессом, подготовленным всем ходом общественного развития России и ее составной части - Киргизии.
Следует отметить, что в силу неразвитости в крае промышленности, малочисленности рабочего класса пролетарское движение по сравнению с национально-освободительным и аграрным не получило столь широкого размаха, хотя по значению оно было ведущим, решающим. Между тем при освещении революционного движения в Киргизии в период Октябрьской революции и гражданской войны некоторые исследователи говорят только о движении местного пролетариата, почти упуская борьбу крестьянских масс, будто в Киргизии преобладающими были не крестьяне, а рабочий класс.
Например, в целом, в содержательной работе А.Г.Зимы "Победа Октябрьской революции в Киргизии", в книге Семенкова В.Н. "Борьба большевиков Киргизии за власть Советов" весьма обстоятельно охарактеризована революционная борьба рабочего класса и, помимо упоминаний об отдельных разрозненных фактах, почти ничего не говорится о борьбе киргизских крестьян. Иначе говоря, в работах этих авторов упускаются из вида такие черты революционного движения в Киргизии, которые раскрывают их антифеодальный и антиимпериалистический характер, и их слияние с рабочим дви жением России. Между тем, именно совокупное воздействие колониального, феодального, капиталистического гнета создало объективные предпосылки того, что движение трудящихся масс дехкан (крестьяне) Киргизии, носившее антиимпериалистический и антифеодальный характер, шло в направлении слияния с пролетарским движением России. Это наглядное доказательство того, что в эпоху перехода от капитализма к социализму революционные возможности крестьянства намного превосходят рамки антиимпериалистических и антифеодальных демократических задач, что бедняцкие и середняцкие слои могут пойти за рабочим классом, в союзе с ним непосредственно к социализму, минуя капитализм. Именно на основе слияния с рабочим движением революционное движение киргизских трудящихся, начавшееся как национально-освободительная революция, на определенном этапе переросло в социалистическую революцию. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что диктатура пролетариата и ее органы- Советы в Киргизии, выросли из антифеодальной, антиимпериалистической и антикапиталистической борьбы трудящихся масс под руководством и при помощи рабочего класса России и его авангарда Коммунистической партии. Советы в Киргизии, как и в центре, явились зачатком новой власти -национальными органами диктатуры пролетариата, а впоследствии стали политической основой национальной государственности киргизского народа.
Важнейшее условие и обязательная закономерность возникновения советской национальной государственности - это слом старой государственной машины и создание новых органов власти на основе творчества трудящихся масс. Поскольку главным вопросом всякой социальной революции, в том числе социалистической, является вопрос о власти, то естественно, что в ходе революции прежде
Добровольность объединения народов в единое союзное государство
Составной частью ленинского плана создания советской национальной государственности является принцип добровольного объединения наций и народностей. Это обусловлено тем, что свободное самоопределение наций предполагает не только их право на отделение, но и право на добровольное объединение в единое государство.
Политический смысл и значение права наций на самоопределение в его марксистско-ленинском понимании состоит в том, что предоставляя всем народам возможность свободно избирать форму своей национальной государственности, оно в то же время создает наиболее реальные предпосылки для их добровольного объединения и образования на этой основе крупного многонационального государства.
Известно, что всем нациям присуще стремление к взаимосвязи и сближению. В условиях социалистического строительства нацио -92 нальное самоопределение как раз облегчает и ускоряет сближение народов. Именно эти объективно-закономерные процессы развития наций и породили государственную форму добровольного объединения всех наций и народностей нашей страны - социалистическую федерацию.
Советское правительство, как уже отмечалось, в первых своих исторических декретах (в обращении к "Рабочим, солдатам и крестьянам", в "Декрете о мире", в "Декларации прав народов России" и др.) провозгласило основные принципы самоопределения наций, причем не только провозгласило, но и на деле продемонстрировало перед всем миром свою решимость претворить эти принципы в жизнь. Показательна в этом отношении позиция нашей партии и Советского правительства по вопросу о предоставлении независимости Финляндии (1917), Польши и Прибалтийским народам -Латвии, Литвы, Эстонии (1918). "Именно признанием независимости государств польского, латышского, литовского, эстляндского, финского, - говорил В.И.Ленин, - мы медленно, но неуклонно завоевываем доверие самых отсталых, всего более обманутых и забитых капиталистами, трудящихся масс соседних маленьких госу т дарств" . В середине 1918 г. от России отделилась Тува, сохранившая, однако, всесторонние дружественные отношения с Россией ипредставляющая собой не буржуазное, а народное государство пе рреходного типа к социалистическому .
Но, в то же время, у трудящихся масс всех национальностей (как это уже показано) уже тогда проявилось ярко выраженное стремление к единству и сплоченности в одном демократическом-93-государстве. В.И.Ленин и наша партия не могли не учитывать этого. Он настойчиво доказывал, что безоговорочное признание и осуществление свободы самоопределения обеспечивают не разобщение, а добровольное сближение различных национальностей. Наоборот, "признание права на отделение уменьшает опасность "распада государства" - указывал В.И.Ленин. С победой социалистической революции в России сложились необходимые условия для осуществления ленинской программы по национальному вопросу, в которой принцип самоопределения наций и их добровольного объединения между собой занимали одно из ведущих мест.
В.И.Ленин уделял огромное внимание теоретическому обоснованию и практическому решению этой задачи. В.И.Ленин учитывал, что кроме отделения и образования самостоятельного национального государства истории известны и другие формы самоопределения наций. Еще в 1913 году он утверждал: "Самоопределение включает и федерацию, и широкую автономию, и всевозможные отношения" . Именно этим формам самоопределения - федерации и автономии - придавал особое значение В.И.Ленин для устройства будущего многонационального государства.
Вслед за основоположниками научного коммунизма В.И.Ленин отвергал в принципе федерацию как форму государственного решения национального вопроса, поскольку это означало раздробление еди »ного централизованного многонационального государства и ослабляло интернациональные связи между народами, их дружбу, сотрудничество, взаимопомощь и т.д. Вместе с тем, творчески развивая мысли К.Маркса и Ф.Энгельса о федерации, В.И.Ленин обращает внимание напризнание основоположниками научного коммунизма в отдельных слу чэоях допустимости и целесообразности этой государственной формы как средства решения национального вопроса, как пути к централизации политической власти, как формы объединения различных наций в единое союзное государство. Например, К.Маркс не раз высказывался за создание Британской федерации, видя в ней одно из важных средств самоопределения ирландского народа . В.И.Ленин писал по этому поводу: "Будучи принципиальным врагом федерализма, Маркс до-пускает в данном случае и федерацию" . Как средство решения национального вопроса и форма объединения народов федерация признается В.И.Лениным возможной и в условиях России.
О причинах изменения отношения В.И.Ленина и партии к федерации в литературе в настоящее время высказываются различные мнения . Не вступая в полемику по этому вопросу, заметим лишь, что признание В.И.Лениным необходимости создания федерации не означало каких-либо принципиальных изменений в его взглядах. Речь идет в данном случае о применении принципа федерации в новых условиях, возникших в России. Заслуга В.И.Ленина как величайшего революционного теоретика и практика, состоит в том, что он глубоко проанализировав национальные отношения в стране накануне Октябрьской революции и после нее, выдвинул более гибкие национально-государственные формы объединения. В частности, необходимо было использовать не только автономию, как это предполагалось прежде, но и федерацию - федерацию нового социалистического типа. В.И.Ленин отмечал, что "не обращать внимание на изменившиеся с тех пор условия, отстаивать старые решения марксизма - значит быть вернымбукве, а не духу учения, значит повторять по памяти прежние выво ды, не умея воспользоваться приемами марксистского исследования для анализа новой политической ситуации", "марксист должен учитывать... точные факты действительности, а не продолжать цеплятьсяза теорию вчерашнего дня" . В.И.Ленин дал замечательный примердиалектического, революционно-творческого отношения к теории, решая вопрос о наиболее целесообразных формах национально-государственного строительства будущей социалистической многонациональной России.
Официально федерация как основной принцип устройства Советского многонационального государства, была провозглашена в первом конституционном акте Советской власти, в "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа". В ней подчеркивалось: "Советская Российская республика учреждается на основе свободного союзасвободных наций как федерация советских национальных республик" .
В этом документе и в самой федерации (в лице РСФСР) на этом этапе были заложены лишь коренные начала федеративных связей между народами. Национальные государственности в России только начали устанавливаться
Национальное равноправие
Важнейшим принципом организации советской национальной государственности является национальное равноправие. Это вытекает из того, что без равенства народов, без их равноправия не может быть никакого самоопределения, а стало быть невозможна их национальная государственность и добровольность их объединения. Идея равенства народов впервые сформулирована основоположниками научного коммунизма. Так, Ф.Энгельс в письме к К.Каутскому от 7 февраля 1822 г. указывал, что "... интернациональное сотруд т ничество возможно только между равными" . Идеи основопожников марксизма получили всестороннее обоснование в трудах В.И.Ленина и в документах Коммунистической партии и советского государства. В.И.Ленин и большевистская партия, неустанно разоблачая антинародную, реакционно-колонизаторскую и империалистическую сущность политики царизма по отношению к нерусским народам, постоянно разъясняла трудящимся угнетенных и неравноправных национальностей, что полное и действительное равноправие может дать только социализм. Это подтверждается с первых же дней победы Октябрьской социалистической революции. В.И.Ленин придавал большое значение точному и неуклонному проведению в жизнь принципа национального равноправия прежде всего в области национально-государственного строительства, в строительстве Советского многонационального государства. Поэтому В.И.Ленин последовательно и неуклонно отстаивал подлинное национальное равноправие в период провозглашения Советской России Федеративной республикой (1918) и в период создания Союза ССР (1922). 0 национальном равноправии . Поправки В.И.Ленина были учтены и в ст.22 Конституции РСФСР, принятой в 1918 году, записано: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равно-правия Ч подчеркнуто нами - Н.И. ) .
Известно, и то, что В.И.Ленин в письме к членам Политбюро от 26 сентября 1922 г. "Об образовании GCCP" и в письме "К вопросу о национальностях или об автоматизации" подверг принципиальной критике предложение некоторых партийно-советских работников об объединении независимых советских республик - Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в единое государство, посредством их вступления в Российскую Федерацию на началах автономии. Это вовсе не означало отрицательного отношения В.И.Ленина к советской автономии как к форме самоопределения народов и образования национальной государственности. Напротив, он прекрасно понимал, что для многих советских народов и народностей (например, для киргизов и других народов Средней Азии), в прошлом не имевших своей национальной государственности, следовательно, и традиций самостоятельного государственного существования, автономия послужит действенным фактором их социально-экономического и политичес кого развития. Что же касается Советской Украины, Белоруссии и- -республик Закавказья, которые за годы своего существования выросли в независимые советские республики, то превращение их в автономные части PG GP означало бы шаг назад в национально-государственном строительстве. Вот почему В.И.Ленин, ознакомившись с планом "автономизации" советских республик, выступил против него, расценивал его как отступление от принципов пролетарского интернационализма, в частности - от принципа национального равноправия.
Отвергая идею "автоматизации", как в корне неверную, В.И.Ленин предложил принципиально новый путь объединения советских республик, путь объединения на основе национального равноправия. Он утверждал: "... мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию "Союз Советских республик Европы и Азии" . Именно здесь особенно ярко проявился ленинский талант научно-обоснованного подхода в обеспечении принципа национального равноправия. Он указывал на недопустимость извращения идеи объединения Советских республик ни в теории, ни на практике, выступал против чрезмерного централизма и за необходимость укрепления суверенитета каждой советской республики в качестве обязательного условия сплочения народов СССР. Он требовал от коммунистов, чтобы они всегда различали формальное провозглашение принципа национального равноправия характерное для буржуазной демократии, и реальное его осуществление в условиях социализма. Таковы коротко основные идеи В.И.Ленина по вопросам равенства и равноправия наций и народов, легшие в основу одного из важнейших принципов становления советской национальной государственности народов СССР.
Принцип национального равноправия - многогранный процесс, в области национально-государственного строительства он реализовалсяследующих направлениях; а) в достижении равноправия граждан,независимо от их национальной и расовой принадлежности,б)в осуществлении полного равноправия всех национальных языков ; в)в обеспечении каждой национальности права на создание своей национальной государственности в формах, соответствующих ее воле и объективным условиям ее развития; г)в полном равноправии всех союзных республик и всех одинаковых форм советской национальной государственности ; д) в достижении широкого и равного для сходных форм национальной государственности представительства при формировании высших органов власти и управления к) в обеспечении фактического равенства наций и народностей и др.
Указывая на многообразие граней проявления этого принципа, необходимо отметить, что главным и определяющим в условиях отсталых народов является вопрос о ликвидации фактического неравенства наций и народностей. Именно эта задача, по мыслью В.И.Ленина, представлялась коренным вопросом национального равноправия.Он неоднократно указывал,что нужно не формальное,а действительно пролетарское равенство, в основе которого лежит интернационализм. Подлинный интернационализм, указывал В.И.Ленин, "должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей,нации большой,то неравенство,которое складывается в жизни фактически. Кто не понял этого, тот не понял действительно пролетарского отношения к национальному вопросу,тот остался в сущности,на точке зрения мелкобуржуазной .В.И.Ленин настойчиво требовал, чтобы принцип равноправия наций строго соблюдался в национально-го --сударственном строительстве. Раскрывая суть ленинского подхода к этому вопросу, Ю.В.Андропов отмечает: "это - полное равноправие всех наций и народностей, последовательная линия на ликвидацию не только юридического, но и фактического их равенства. Это свободное развитие каждой республики, каждой народности в рамках их братского союза .
Это было одной из сложных задач социалистического строительства. Но Коммунистическая партия, верная принципам пролетарского интернационализма, неуклонно добивалась осуществления фактического равенства всех народов. В Киргизии, как и в других в прошлом отсталых национальных районах, задача эта решалась на основе осуществления индустриализации страны,коллективизации сельского хозяйства и проведения культурной революции. Надежной основой успешного разрешения этой задачи явилась политика партии и правительства, обеспечивающая более высокие темпы развития ранее отсталых народов.
Национально-территориальный принцип построения советской национальной государственности
Важнейшей чертой советской национальной государственности является то, что она возникла и развивается на основе национально-территориального принципа. Этот принцип выражается в том, что национальная государственность выступает как форма политической власти наций и народностей, компактно проживающих на определенной территории. При исследовании данной проблемы мы исходим из того, что только на такой основе каждая нация и народность могут создать собственную "государственность в формах, соответствующих национально-бытовым и другим условиям своих народов".
В.И.Ленин еще до Октябрьской революции, в период борьбы против австро-марксистского лозунга "культурно-национальной автономии" отстаивал принцип национально-территориальной областной автономии. По этому поводу в работе "Критические заметки по национальному вопросу" он писал: "... нельзя себе представить современного действительного демократического государства без предоставления такой автономии всякой области сколько-нибудь существенными хо зяйственными и бытовыми особенностями, с особым национальным составом населения и т.п." В.И.Ленин особо подчеркивал, что при определении границ автономных областей необходимо учитывать бытовые и хозяйственные особенности самоопределяющих народов, т.е.2 г национально-территориальный принцип . Эта ленинская идея закреплена во всех партийных документах по национальному вопросу как дооктябрьского, так и послеоктябрьского периода . Национально-территориальный принцип построения советской национальной государственности был подчеркнут и в "Декларации прав трудящегося иэксплуатируемого народа", легшей в основу первой Конституции РСФСР,„тп 4 принятой в 1918 году .
Ленинская идея о необходимости соблюдения национально-территориального принципа при создании национальной государственности народов СССР нашло свое прямое выражение в практике национально-государственного размежевания Средней Азии и в возникновении современных советских республик в Средней Азии и Казахстане.
Поскольку национальная государственность осуществима только на основе названного принципа, для определения ее границ большое значение имело детальное изучение национального состава населения. Учитывая сложность проведения национально-государственного размежевания, В.И.Ленин предлагал составить детальную этнографическую карту Средней Азии и тщательно изучить конкретные условия слиянияили разделения населяющих ее народов . В то же время он предосте регал от поспешности и волюнтаризма в решении этого важного вопроса ; заранее не предрешать этот вопрос - предупреждал он1. Руководствуясь указаниями В.И.Ленина, Коммунистическая партия и Советское правительство проводили большую хозяйственно-организаторскую и политико-воспитательную работу среди трудящихся ; мобилизовав их на социалистическое строительство и разъяснял им одновременно необходимость создания национальной государственности на основе национально-территориального принципа.
Известно, что после победы социалистической революции открылся широкий простор для ускоренного и всестороннего развития как материальных, так и духовных предпосылок консолидации народов Средней Азии. Однако необходимо было считаться и с факторами замедляющими и усложняющими этот процесс. Одним из таких факторов явилось наследие старого административного деления дореволюционной России, названного В.И.Лениным средневековьм, крепостническимри казенно-бюрократическим . Вследствие такого деления народы
Средней Азии и Казахстана и после социалистической революции продолжали оставаться разобщенными. Так, до 1924 г. на территории Средней Азии существовало три государственных образования AGCP, БНСР, ХНСР, причем ни одна из них не была однородной по национальному составу республикой, ни в одной из этих республик ни одна из национальностей Средней Азии не составляла компактного большинства, ибо все они оказывались раздробленными и разобщенными. Например, из числа узбеков, населяющих всю Среднюю Азию, 66,5% жили в Туркестанской АССР, составляя меньше половины населения этой республики (41,4%), в Бухарской Народной Советской республики узбеки составили 50,1%, но это была менее четвертая часть(22,2%) общего числа узбеков Средней Азии. В Хорезмской Народной Г См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.41, с.153,
Советской республике узбеки составляли 61,1%, будучи всего лишь малым осколком узбекского народа (11,3%). 42,2% туркменов проживало в Туркестанской AGCP, 27% - в Бухаре и 29,8% - в Хорезме, но нигде они не являлись большинством населения (4,7% населения TAGGP, 10,6% - БНСР и около 30% населения XHGP). 42,7% таджиков жили в пределах Туркестанской AGGP, 52,3% - в пределах Бухары, причем в Туркестане они составляли всего 7,7%, а в BHGP немногим более 30% населения. 29,1% всех казахов страны находились в составе Туркестанской AGGP (составляя лишь 19, ее населения), а 69,61% казахов пребывало на территории Казахской AGGP, образованной еще в 1920 г. Киргизы почти целиком (около 98,6%) числились в Туркестанской AGGP, пребывая тут на положении национального меньшинства и составляли едва десятую часть (10,) населения турк-республики ; незначительное число