Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Традиционный образ жизни как объект государственно-правового воздействия 15
1. Понятие и значение традиционного образа жизни как правового явления 15
2. Методологические предпосылки исследования теоретико-правовых аспектов традиционного образа жизни 45
3. Сущность традиционного права 65
4. Соотношение позитивного и традиционного права в регулировании традиционного образа жизни 87
Глава 2. Право традиционный образ жизни: международно-правовой и внутригосударственный аспекты 117
1 Внутригосударственные гарантии права на традиционный образ жизни 117
2. Международно-правовые гарантии права на традиционный образ жизни 149
3. Проблемы и пути совершенствования юридических гарантий права на традиционный образ жизни 174
Заключение 194
Библиографический список 200
- Понятие и значение традиционного образа жизни как правового явления
- Методологические предпосылки исследования теоретико-правовых аспектов традиционного образа жизни
- Внутригосударственные гарантии права на традиционный образ жизни
- Международно-правовые гарантии права на традиционный образ жизни
Введение к работе
Актуальность темы исследования связана с обстоятельствами практического и теоретического характера. Становление и развитие в Российской Федерации правового государства и формирование развитого гражданского общество невозможно без опоры па традиционные основы жизнедеятельности народов Российской Федерации. Попытки утвердить на нашей почве искусственно привнесенные, чуждые для народов России политические, экономические, социальные, культурные и правовые модели заведомо обречены на провал. Обратной стороной распространения западных идеалов, нарастающих в современном мире тенденций космополитизма и глобализма, является актуализация традиционных, национально-патриотических, самобытных идеалов и ценностей. Гармоничное, культурно и социально сбалансированное развитие российского государства возможно исключительно на основе сочетания прогрессивно-инновационного и традиционного, куль іур о оберегающе го направлений.
Именно поэтому в качестве важнейшей задачи современного российского государства Президент Российской Федерации Д. А. Медведев назвал «сохранение уклада жизни и самобытной культуры коренных народов» . Продолжая данную мысль, в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации глава государства особо отметил, что поддержка национальных традиций и культур народов России представляет собой не только важнейший фактор, способный серьёзно упрочить федеративные основы государства, но и неотъемлемое «условие согласия в нашем обществе, единства российской нации — как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны»2.
Выступление Президента Российской Федерации Д,Л, Медведева па совещании по вопросам социально-экономического развития Чукотского автономного округа- Чукотка, >Ciib І51 іяягпя5рм" ЛЇ15ІР і~ /І1 . 2 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации: Текст выступления Президента РФ Д.В. Медведева перед депутатами Федерального Собрания в Кремле 5 ноября 200S г. // Рос. газ. 2008, в нояб.
На сегодняшний день различные проблемы, связанные с традитцгсшным образом жизни вызывают все больший интерес у представителей различных отраслей отечественной науки. Однако правовые аспекты традиционного образа жизни до настоящею времени относятся к наименее изученным. Между тем необходимость их научного осмысления обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых главным является потребность в разработке правовой идеологии, направленной на сохранение уникального самобытного традиционного экономического, политического, социокультурного и правового ландшафта Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации отнесла защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей к важнейшим полномочиям государства, находящимся в совместном ведении "Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «м» ч. 1 ст. 72). Кроме того, ст. 69 Конституции гарантировала права коренных малочисленш.іх народов в соответствии с общепризнанными прЕінципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Указанные конституционные положения получили развитие в целом ряде федеральных законов". Однако практика показывает, что многие положения данных законов исполняются ненадлежащим образом, а часть — не исполняется вообще. Огромное количество проблем правового характера существует в настоящее время в связи с организацией традиционных форм местного самоуправления, сохранением традиционной культуры и этнокультурной самобытности, производством этнологической экспертизы, призванной контролировать различные виды деятельности, оказывающие разрушающее 3 См.: О гарантиях прав коренных малочисленных пародов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апрели 1999 г, № 82-ФЗ (в ред. от 26.06.2007)^ Об общих принципах организации общин коренные малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Восюка Российской Федерации: Федеральный закон or 20 июля 2000 Г. № І04-ФЗ (в ред. от 02.02,2006); О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ (а ред. от 26.06.2007) // СПС «Консультант Плюс».
5 воздействие на коренные этнические сообщества. Практически не выполняются законодательные положения о территориях традиционного природопользования коренных народов.
Кроме того, важнейшей правовой проблемой является применение на практике обычно-правовых регуляторов.традиционного образа жизни. Вопрос о понятии, сущности и содержании обычного права, его соотношении и взаимодействии с правом официальным по-прежнему остается противоречивым и дискуссионным. До настоящего момента он не получил должной научной разработки в отечественной теории права.
Как представляется, изложенные обстоятельства придают особую актуальность изучению правовых аспектов традиционного образа жизни.
Степень научной разработанности темы. Работы, связанные с проблематикой настоящего исследования, можно разделить на три группы: первые посвящены различным аспектам образа жизни, вообще, и традиционного образа жизни, в частности, вторые — проблемам правового плюрализма и обычного права, третьи - вопросам правового положения коренных народов в России и мире.
Феномен традиционного образа жизни привлекает внимание представителей многих отраслей науки. Научному анализу подвергались философские , кулы урологические п этнологические , социологические и иные аспекты данной проблемы.
См.: Арутюнян М.Л. Образ жизни. Личность. ИТР (К мстодол. пселсд.): Лвторсф. дне. ... канд. фидос. наук. Еренан, 1984; Дозісдикава P.M. Субъект образа жизни: сущность, структура, динамика: Автореф. дне. ... канд. филос. наук. Минск, 1988: Мировосприятие и образ жизни: монография / Рос. акад. образования. Ин-т образования взрослых / Под ред. 10. Н. Кулюткина5 С. В. Тарасова. СПб.: Образование-Культура, 1999. 5 См.: Арутюнов С.А. ОбычаН. ритуал, традиция // Сов. этнография, 1981. Ш 2; П/тбурип А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Сов. этнография. 1985. Ш 2: Захаров А. JJ. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. №7; Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Оів. ред. Н.Г.
Михайлова. М., 2000; Маркаряп Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции //
Сойотская этнография. 1981. № 2; Саргшгулхн КС. О регулятивных аспектах культурной традиции//Соь. этнография. 1981. Кг 2.
См,: Возлттель А.А. Образ жизни : концепция, сущность, динамика: Авторсф. дне. ... Д-ра социол. ітук. М,, 2000,; Ефимов II. И. Советский образ жизни. М.: Изд-во агентства
Вопросам юридического плюрализма и тесно примыкающим к ним проблемам обычного права посвящено значительное количество научных работ в области юридической этнологии7, юридической антропологии8 и теории права .
В свою очередь конституционное закрепление права коренных народов на ведение традиционного образа жизни предої іределило интерес к данной печати «Новости», 1982; Социология образа жизни / Сарат. гос. ун-т им. II. Г. Чернышевского, Каф. социол.; [Сост. В. И. Бегппин и др.]. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1993; Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях / Рос. акад. наук. Ип-т социологии; Отв. ред.: Т. М. Караханова. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002; Общее и особенное в образе жизни социальных групп советского общества/ [И. Т. Левыкии, Б. А. Бабин, Я. В. Рсйзема и др.]; Отв. ред. И. Т. Левыкин; АН СССР, Ин-т социол. исслед. М.: Наука, 1987; Хамдохова Ж.М. Взаимодействие соседствующих культур в контексте динамики образа жизни: Автореф. лис— канд. социол. наук. Нальчик, 2001.
Баранов ПЛ., Овчинников А.И. Правовая этнология - современное самостоятельное направление в отечественной юридической науке // Философия права. 2002. № 2; Овчинников АЛ. Социокультурная самобытность правового мышления и юридическая этнология // Юристь-Правовед. 2003. № 1; Празаускас А. А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Полис. 1997. № 2: Хайруллин ИР. Этническая сущность права // Правовое государство. Общественно-политический и научно-правовой журнал. 2007 j4;> 2 (8). 8 См.: Бенда-Бекманн К. фон. Правовой плюрализм // Человек и право. Книга о Летней школе по юридической антропологии. М, 1999; Бреус И. С. Прошлое и настоящее обычного права: к вопросу о содержании термина // Олень всегда прав. Исследования по юридической антропологии / Отв. редактор Н. И. Новикова. М., Издательский дом «Стратегия», 2003; Камкия Ф. Г. Концепция правового плюрализма в связи с исследованием обычного права // Право в зеркале жизни. Исследования по юридической антропологии. Отв. редактор Н. И. Новикова. М., Издательский дом «Стратегия», 2006; Ковлср А. И Антропология права. Учебник для вузов. М., 2002; Его Dice. Антропология права и правовой плюрализм (права человека и права народов) // Олень всегда прав. Исследования по юридической антропологии. Отв. редактор II. И. Новикова. М., Издательский дом «Стратегия», 2003: Кряжков В.А. Право и обычаи в российской действительности: проблемы взаимодействия // Обычное право и правовой плюрализм: Сборник статей участников XI Международного конгресса «Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах» (18-22 августа 1997 г. Москва, Россия). М., 1999; Новикова И. И. Обычное право коренных малочисленных народов Севера в системе федерального законодательства // Право в зеркале жизни. Исследования по юридической антропологии. Отв. ред. Н. И. Новикова. М.: Издательский дом «Стратегия», 2006; Рулон Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. М., 1999; Фаінхи В.И. Идея правового плюрализма в контексте юридической этнологии // Философия права. 2007. № 1.
См.: Баранов ВМ О тспевом праве // Новая правовая мысль. 2002. № \; Думанов Х.М, Першиц А.И. К уточнению понятия «обычное право» // Государство и право. 2005. № 3: Мхїикпни: JdJr. ^^ічноч;,іиза<я^иїе^^'іуциина)ШгіВіИ*<аяїЄК'г: *fffl.v&rrepiiu*i; ЗЩ9'iMaiB$lAr Г.В., Шапсугов Д.Ю. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-н/Д, 1999; Муромцев Г. И. О некоторых аспектах структуры права // Структура права: вопросы теории, истории и методологии. (Материалы межвузовской научной конференции. проблеме. В этой связи следует выделить ряд работ, посвященных правовому статусу коренных народов как в России, так и в зарубежных странах .
В то же время необходимо отметить, что на сегодняшний день в отечественной теории права и государства отсутствуют теоретические исследования, посвященные системному анализу правовых аспектов традиционного образа жизни.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие содержание, особенности и проблемы традиционного образа жизни.
В качестве предмета исследования выступают правовые основы традиционного образа жизни.
Москва. 7 апреля 2004 г.) М., 2005; Супатаев М. А. Обычное право и правовой плюрализм // Государство и право. 1999. № 12,
См.: Андричеико Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М*, 2005; Ее лее. Международно-правовая защита коренных народов // Журнал российского права. 2001, № 5; Васильева ЛИ. Регулирование прав национальных меньшинств и корецньгх малочисленных народов: опыт российской федерации // Журнал российского права. 2005. № 6; Данилова Н.В. Проблемы защиты прав коренных малочисленных народов на традиционное природопользование // Социальное и пенсионное право. 2007. № 4; Кряжков В.А. Право торенных малочисленных народов Севера на участие в управлении делами государства // Право в зеркале жизни. Исследования по юридической антропологии: Сборник научных статей. М.т 2006; Его же. Право коренных малочисленных народов Севера па национально-территориальное образование // Государство и право. 2007. № 3; Его жг. Территория традиционного природопользования как реализации права коренных малочисленных народов на земли // Государство и право. 2008, № і; Павлов П Н. Использование и охрана земель коренными малочисленными народами Севера Российской Федерации: проблемы правового регулирования, // Олень всегда прав. Исследования по юридической антропологии. Отв. ред. Н. И. Новикова. М., 2003; Его лее. Конституционно-правовые основы регулирования и защиты лрав коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы // Олень всегда прав- Исследования по юридической антропологии. Отв. редактор Н. И. Новикова. М.> Издательский дом «Стратегия», 2003; Напсо МБ. О специфике регламентации прана на самобытность для коренных народов и меньшинств // Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. № 1 (б). М.5 200В; Новикова Н.И., Якепъ Ю.А. Судебная защита прав на традиционное природопользование; антроп о лого-правовые аспемы. М., 2006; Новикова Н.И. Демократия участия в контексте правового плюрализма: коренные народы Севера и государство // Право в зеркале жизни. Исследования по юридической антрополої ни: СЪЪрник научных статей". їй', ЛЛЖ; Гёпс Д^ Соотношение понятий национальных меньшинств и коренных малочисленных народов /У История государства и прааа. 2006- № I; Харючи СИ Развитие законодательства о защите прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации // Журнал российского прана. 2006. № 7.
Цель исследования заключается в создании общей концепции правового регулирования традиционного образа жизни в условиях современного российского общества и государства.
Поставленная цель определяет спектр задач, посредством которых она реализуется: сформулировать понятие и определить значение традиционного образа жизни как правового явления; выявить методологические предпосылки исследования теоретико-правовых аспектов традиционного образа жизни: исследовать обычай как основной нормативный регулятор традиционного образа лсизни; установить соотношение позитивного и традиционного права как основных нормативных регуляторов градиционпого образа жизни; определить круг внутригосударственных гарантий права на традиционный образ жизни: уточнить международно-правовые гарантии права на традиционный образ жизни выявить проблемы и пути совершенствования юридических гарантий права на традиционный образ жизни.
Методологическая основа исследования. В решении поставленных задач диссертант опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные философией, историей, социологией, теорией права и государства, отраслевыми юридическими науками, а также апробированные юридической практикой.
При подготовке настоящего исследования использовались три группы методов: общефилософские, общенаучные и специальные юридические (сравнительно-правовой; метод теоретико-правового регулирования и -і^пітгнаїишшаїшя- .адйхщг „цшшъдпй дінашллхики/ л^пвдш^^дпгмз^иеглаі^" юри дико-социологический; метод интерпретации правовых н психологических текстов).
Чрезвычайно продуктивным для настоящего исследования стало применение сбщесоциологических (системный, институциональный, поведенческий подход) и конкретно-социологических (анализ документов и статистических данных, анкетирование, интервьюирование и т. д.) и др, методов.
Теоретическую основу исследования составили концепции, положения и выводы, содержащиеся в трудах, посвященных исследованию различных аспектов общей теории права и государства, имеющих не только теоретическое, но и общеметодологическое значение для настоящего исследования: С. С. Алексеева, А. В. Аверина, М. И, Байтина, В. К, Бабаева, В. М. Баранова, ПЛ Баранова, А. Б. Венгерова, Н. А. Власенко, В. И, Гоймана, В.Б. Исакова, В. Н. Карташова, СИ. Кузьмина, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, А.В. Мапько, В. М. Морозова, В. В, Мамчуна,
Б.Я. Молчанова, Т. Н. Радько, В. М. Сырых, В. А. Толстика, Ю. А. Тихомирова и др.
Существенное влияние на подготовку настоящей работы оказали затрагивающие тему философских, социологических, культурологических, этнологических и других аспектов традиционного образа жизни, содержащиеся в работах М.А. Арутюняна, А.А. Возмителя, Р,Н. Дождиковои, А.В. Захарова, Э.С. Маркаряна, К.С. Сарингуляна, Ж.М. Хамдоховой и др.
В процессе исследования об ычнеправовых регуляторов градационного образа жизни и проблем правового плюрализма диссертант опирался на концепции и идеи таких авторов, как: К. фон Бенда-Бекманн, И.С Брсус, Х.М. Думанов, ФТ. Камкия, А. И. Ковлср, И.Б. Ломакина, Г.В.Мальцев, Г.И. Муромцев, Н,И. Новикова, А.И. Овчинников, А.И. Першиц, М,А. Супатаев и Др.
При анализе юридических гарантий права коренных народов на традиционный образ жизни ценными оказались труды Л,В. Андриченко, Л.Н. Васильевой. В.А. Кшжкова, П.Н. Павлова, С,Н. Хаоючи и др.
Кроме того, при подготовке диссертации были использованы труды представителей дореволюционной российской юридической мысли:
10 А.И. Каминки, ИЛ. Лаппо-Данилевского, Д.И. Мейера, И-А, Покровского, Е.Н. Трубецкого и др.
Эмпирическую базу исследования составили нормы российского, зарубежного законодательства, международных нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения, которые складываются в сфере традиционного образа жизни; публикации в периодической печати и сети Интернет, иллюстрирующие практику и проблемы правового регулирования традиционного образа жизни в России н за рубежом. В работе использовались различные статистические данные, результаты социологических исследований. По проблематике настоящего исследования автором было опрошено более 200 представителей коренных народов и этнических групп, ведущих традиционный образ жизни, населяющих Краснодарский край (причерноморских адыгов -шапсугов и представителей кубанского казачества). Диссертантом было изучено более 30 судебных решении, принятых по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов на традиционный образ жизни и исконную среду обитания.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе расширяются имеющиеся научно-теоретические представления о традиционном образе жизни как об объекте специально-юридического воздействия, об обычно правовых регуляторах общественных отношений.
Диссертантом сформулированы авторские определения традиционного образа жизни и обычного права, предпринят системный анализ российского законодательства и норм международного права, реіулирующих отношения в сфере традиционного образа жизни коренных народов, выработан ряд предложений по их совершенствованию.
В диссертации обоснована авторская концепция правового регулирования традиционного образа жизни в условиях современного і5ииїглиїжя,лР іЯЙіудгййР *у лгс^днритсда', ії]я$іда>жаньт іЯЯїіиііим1 ради1 лпяжниу правовых проблем, связанных с традиционным природопользованием коренных народов, проведением этнологической экспертизы, сохранением самобытной культуры народов, ведущих традиционный образ жизни.
Научная новизна диссертационного исследования нашла свое отражение в основных положениях, выносимых на защиту.
Законодательное закрепление права коренных малочисленных народов в Российской Федерации на традиционный образ жизни, формально перевело существующие обычаи и традиции, регулирующие данную группу общественных отношений, в разряд правовых обычаев и традиций. Однако в правоприменительной практике, как правило, юридическая сила данных регуляторов не признается,
Тра;пщионный образ жизни - это признаваемая государством а обеспечиваемая правом исторически сформировавшаяся и передаваемая из поколения в поколение, система форм жизнедеятельности относительно ограниченной этносоциальной общности людей, характеризующаяся типичными особенностями мышления и поведения в бытовой, профессиональной, общественно-политической и социокультурной сферах.
Авторское определение традиционного права, под которым предлагается понимать основывающуюся на обычаях традиционную систему норм-правил поведения прямо или косвенно отраженных в правовом регулировании общественных отпошений, присущих определенной этнической группе и охраняемых государством.
Сфера действия традиционного права не ограничивается эпохой первобытности и имеет широкие проявления в современности. Для ведущих традиционный образ жизни многочисленных этносов и народностей, как в России, так и за рубежом традиционно-правовые нормы представляют собой не пережиток, а живую правовую материю, реально регулирующую общественные отношения и на практике имеющую для представителей указанных групп не меньшее, а зачастую большее значение, нежели право официальное.
Тенденция вытеснения традиционного і ірава позити ви ы м в процессе исторического распития права не является абсолютной, поскольку в современном мире существуют примеры как подчинения и вытеснения обычаев и традиций официальным правом, так и случаи, когда официальное право видоизменяется под влиянием обычаев и традиций.
В свете построения правового государства и формирования развитого гражданского общества чрі.-чиычайно важной является трансляция обычаев и норм традиционного права в законодательство, поскольку это позволит сделать нормы официального права более адекватными и справедливыми, с точки зрения регулирован і гя традиционного образа жизни. В то же время в ходе указанного процесса нельзя допустить создания «местнического» законодательства, а также доминирования правовых обычаев и традиции одних этнических групп и народностей над другими.
Законодательство Российской Федерации и ее субъектов предусматривает определенную систему гарантий реализации прав коренных малочисленных народов на ведение традиционного образа жизни и защиту исконной среды их обитания. Вместе с тем? в настоящее время положения законодательства, гарантирующего право на традиционный образ жизни, не могут быть надлежащим образом реализованы в силу их несогласованности с нормами гражданского, земельного и других отраслей законодательства.
Существующее в настоящее время ограничение круга субъектов права на традиционный образ жизни исключительно представителями коренных малочисленных нар одо із является необоснованным. Следует расширить круг обладателей данного права в отношении всех социальных групп или культурно-исторических общностей, проживающих на территории России и стремящігхся сохранить традиционный образ жизни, уклад и культуру, например, в отношении русских старообрядческих и старожильческих общин, казачьих поселений и т.д. /&rj-tfpi.-Ktftr орцдт/я^там- гот ииииринтташ:гаш^г лнгаш^ггагестБа; регламентирующего различные аспекты традиционного образа жизни.
Обоснованность н достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается применением апробированных юридической наукой методов исследования, опорой па общепризнанные концептуальные положения обшей теории права и государства, широким кругом источников исследования, социологическими исследованиями автора и других лиц, проведенными среди представителей коренных пародов, а также материалами судебной практики, связанными с защитой права на традиционный образ жизни.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выявление н формулирование научной проблемы, разработка теоретических положении и решение данной проблемы представляет собой перспективное научное направление, значимость которого определяется необходимостью обеспечения права на традиционный образ жизни в современной России,
Содержащиеся в работе выводы и рекомендации способствуют более глубокому пониманию конкретных проявлений и тенденций развития в регулировании традиционного образа жизни. Предложенная концепция правового регулирования традиционного образа жизни применима в качестве теоретической основы для дальнейшего изучения правовых аспектов традиционного образа жизни, его свойств, сторон и особенностей.
Практическая значимость работы заключена в выработке рекомендаций правотворческим и правоприменительным органам по обеспечению права на Традиционный образ жизни, а также гражданам по его осуществлению, охране и защите.
Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по теории государства и права, конституционному и муниципальному праву, при написании курсовых и дипломных работ по данной тематике. _&цппйадия .и лнедшяіда ,№^тактан№ .шявдцшаншь Ясншасда теоретические положения и практические выводы диссертации: Ї) обсуждались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского
14 юридического института Федеральной службы исполнения наказаний; 2) излагались на научно-практических конференциях и научно-методических семинарах; 3) используются в процессе проведения занятий с курсантами и слушателями в Краснодарском филиале Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний; 4) отражены в опубликованных работах автора.
Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Понятие и значение традиционного образа жизни как правового явления
Вопрос о месте и роли традиционного образа жизни в современном обществе и государстве представляется чрезвычайно важным. Почти два столетия, начиная с эпохи Просвещения, прошли под лозунгом борьбы с народным невежеством и суевериями. Народное искусство считалось "примитивным" и не заслуживающим внимания, а приверженность традициям — признаком отсталости . В наше время ситуация коренным образом изменилась. Известные всему миру ученые, например, Ж. Бодрияр, М. Мафессоли, говорят о "ренессансе" традиционной, архаической культуры . Пророк новейшей "технотронной эры" М. Маклуэн считал, что будущее человечество будет больше походить на "глобальную деревню"13, а У. Эко ставит вопрос так: "Идет ли речь о пророчестве или о констатации факта. Другими словами: мы уже вошли в эпоху нового средневековья, или... нас ожидает «ближайшее средневековое будущее?» .
Очевидно, некоторые архаические формы культуры, которые до этого считали "пережитками прошлого", играют в образе жизни современного человека весьма значительную, не вполне проясненную роль, В связи с этим смысловые границы понятий «традиция», «традиционная культура», «традиционный образ жизни» должны быть уточнены. Важно также понять, какое воздействие традиция и традиционный образ жизни оказывают на современное государство и право, какое государственно-правовое воздействие должно оказываться на общество для того, чтобы в современных условиях сохранять я ра шшать традиционную культуру, передавать ее следующим поколениям.
Необходимость научного осмысления правовых аспектов традиционного образа жизни обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых главным является потребность в разработке правовой идеологии, направленной на сохранение уникального самобытного традиционного социокультурною ландшафта Российской Федерации .
В начале XXI в. идея ассимиляции как итоговой, конечной стадии развития межэтнически к и расовых взаимоотношений стала заменятся новой парадигмой - теорией "этнического плюрализма". Основная мысль этого подхода состоит в утверждении необходимости сосуществования в рамках единого государства различных этнических общностей, которые не сплавляются, а сохраняют слои специфические черты, отличные друг от друга традиционные уклады жизни.
Парадокс заключается в том, что в результате распространения западных демократических идеалов в полнэтничных государствах возникают и получают развитие не космополитизм и глобализм, а, наоборот, национально-патриотические, культуросберегающие идеалы и ценности, про возглашение и защита которых становятся неотъемлемым этапом обретения легитимности политических лидеров. Известный американский политолог C.1L Хантингтон отмечает, что демократия и плюрализм делает общество более местническим и традиционным, а не более космополитичным ,
Все более остро встает вопрос признания необходимое к защиты этнической религиозно-культурной самобытности от унифицирующей и все поглощающей культуры "общества потребления", бездуховности и прагматизма. Очевидно, что с возрастанием фактора глобализации этнокультурное многообразие не только не сойдет с исторической арены, но, напротив, будет возрастать, іак как именно традиционный образ жизни той или иной этнической группы обеспечивает чувство солидарности, принадлежности индивида к культурно-исторической общности, дающей ему язык, стереотипы и нормы поведения, связь с родной землей, место в исторической цепи поколений и т,д. Поэтому необходимо отойти от стереотипа об утрате значимости традиционного образа жизни в современном мире, об его ограниченности исторически эпохальными или стадиальными рамками. Современные ученые все чаще признают, что уничтожение традиционных жизненных укладов привносит хаос и дезорганизацию в социальную жизнь, в связи с чем акцентируют внимание на все возрастающей роли "анклавных цивилизаций", "локальной солидарности" в жизни человека глобализирующегося мира .
Методологические предпосылки исследования теоретико-правовых аспектов традиционного образа жизни
Неоспоримым на сегодняшний день представляется тот факт, что доминирующая роль в регламентации традиционного образа жизни того или иного этноса или народа принадлежит его традициям и обычаям, тому, что западная юриспруденция назьтвает обычньш лравом144. Однако отечественная юриспруденция до настоящего кремени не сфорьгулпровала единого подхода к пониманию обычного права. В снязи с этим целесообразно остановиться на генезисе данного понятия в нетории і іравовой мысли.
Обычай как древнейшая форма права, во вес времена привлекал к себе пристальное внимание. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон и зовется обычным правом , — писал Юлиан во II в. h Классическое римское право довольно часто обращалось к тем обычаям догосударственного состояния, которые частью были отвергнуты в процессе законотін)рчества5 а частью вошли в первые сборники правовых норм, регулируя большую часть отношений, возникающих в обществе. Об этом наиболее ярко свидетельствуют дошедшие до нас Законы XII Таблиц и даже более поздние Дигесты и Институции. В Древней Греции наблюдалось аналогичное положение: Законы Драконта базировались на нормах обычного права: последующие законодательные акты учитывали обычай, о чем говорят многие древние авторы. "Но есть два вида законов — частный и общий. Частным я называю написанный закон, согласно которому люди живут в обществе, общим - тот закон, который признается всеми людьми, хотя он и не написан", — писал Аристотель в "Риторике"147.
Хотя законодатель прошлого пытался искоренить обычай, поставив во главу угла закон, такие попытки, как правило, не имели особого успеха. Так в середине XIX в. Д.И. Мейер отмечал: «...Обычай так могущественен в юридическом быху, что, пожалуй, выведет из употребления закон, направленный против ого применения»
Отечественная юридическая наука XIX в. подходит к «открытию» обычного права посредством анализа истории российского права. Истоки права одни видели в действии более энергичных лиц, которые поступали как тш угодно, а остальные следовали им из пассивной подражательноеги. Другие первоисточником права видели природу человека, когда на ступени своего возникновения право являлось чувством (инстиністом), таким, как месть, защита детей и т.п. И только в дальнейшем право проникается сознанием, превращаясь из того, что есть (факт), в то, что должно быть (право). Однако в данном случае важно не столько то, как шзникает право, сколько то, как оно сохраняется и передается. И в первом, и во втором случае определяющую роль играет привычка, когда все поступают так, а не иначе и не задумываются о причинах этого, то есть та или иная норма становится в определенном сообществе людей делом обычным, обычаем
России , Без этих исследований колониальным органам пласти невозможно было осуществлять управление на окраинах России. Правительственные учреждения достаточно оперативно приняли решение о приспособлении и использовании института обычного права на местах в целях распространения своего влияния и бесконфликтного сосуществования. Собирание и фиксация обычно-правовых норм проводились централизованно Правительственной комиссией по собиранию и систематизации материалов по обычному праву. Крупней шик т исследователем в этой области А-Ф. Кистяковским была разработана "Программа по собиранию и разработке материалов обычного права", а в 1897 году при Юридическом обществе (Санкт-Петербург) было образовано отделение обычного права, сотрудники которого составляли своды норм обычного права народов России 51.
Во и горой половине ХТХ в. отечественными правоведами, была проведена серьезная работа, которая позволила не только серьезно продвинуться в направлении разработки понятия обычного права, по и определить ту роль, которую оно играло в становлении и развитии российского права. Интерес к проблеме обычного права был вызван активной законотворческой деятельностью государства, чему серьезно способствовала реформа 1861 г. Освобождение крестьян естественным образом ставило вопрос о реформировании законодательства и судебной системы государства, что обусловило создание комиссий для сбора сведений по традиционному юридическому быту крестьян
Внутригосударственные гарантии права на традиционный образ жизни
В соответствии с действующим российским законодательством единственным субъектом, наделенным правом ведения традиционного образа жизни, обеспеченным определенными юридическими гарантиями, являются коренные малочисленные народы Российской Федерации. В этой связи целесообразно дать краткую характеристику указанной социальной общности.
Ранее в советском законодательстве данные народы именовались «туземными народностями», а затем «малыми народами Севера» .
Действующее законодательство определяет коренные малочисленные народы как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. чел. и осознающие себя самостоятельными этническими общностями .
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 (в ред. от 28,03.2001) был утвержден Единый перечень малочисленных народов Российской Федерации, который включил сорок пять коренных малочисленных народов России с указанием субъектов Федерации, на территории которых они проживают290. Кроме того в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации, частью данного перечня является перечень четырнадцати коренных малочисленных народов Республики Дагестан, утвержденный постановлением Государствен ного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 г. № 1912ЕИ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г, № 536-р был утвержден перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, включивший сорок наименовании .
Таким образом, российское законодательство отказалось от действовавшего в СССР для коренных этносов географического критерия. В результате определение коренного народа оказалось предельно размытым. Единственным реальным его признаком осталась малая численность" .
В этой связи весьма интересен тот факт, что коренным малочисленным народом признаются русские, проживающие д Республике Дагестан, в то время как живущие на Крайнем Севере бок о бок с аборигенами небольшие группы русских старожилов (поморы, русско-устг.инцы, колымчане, марковцы) такого статуса не получили (за исключением камчадалов), что, по нашему мнению, яв ется нелогичным и несправедливым.
Ряд вопросов вызывает и признак малой численности коренньїх народов. Конституция РФ не проводит разделения народов на основании их численности, в ее преамбуле указано, что она исходит из «общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов». Поэтому введение численного критерия и определении коренного малочисленного народа, на который, согласно действующему российскому законодательству, распространяются особые гарантии, представляется неудачным, так как оно пе отвечает социальному предназначению законодательства о гарантиях прав коренных народов. Ведь цель этих законов состоит в создании условий, при которых коренные народы не только бы обладали равными нравами со всеми другими народами России, но и получили одинаковую с ними возможность их использовать. Большинство факторов, обусловивших необходимость государственной помощи коренным народам, не связано напрямую с их численностью. Дело в том, что эти народы проживают в экстремальных климатических условиях, осуществляя при этом трудовую деятельность традиционных практически единственно возможных для них областях хозяйствования, которые к тому же постоянно сокращаются вследствие промышленной разработки природных ресурсов, находящихся в местах их проживания .
Кроме того, важнейшей целью предоставления гарантий прав коренных народов является обеспечение им возможности самоопределиться в национал ьно-кульгурыой сфере, свободно, исходя из собственных представлений, сохранять и развивать свои традиции и обычаи, родные языки.
В этой связи представляется целесообразным видоизменить законодательные формулировки, заменив термин «коренной малочисленный народ» на «коренной народ» + определив его как народ, проживающий на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющий традиционные образ .жизни, хозяйствования и промыслы а такэюе осознающий себя самостоятельной этнической общностью.
Данное определение будет в большей степени отвечать целям законодательства, призванного гарантировать права коренных народов, а таюке соответствовать терминологии международных нормативных правовых актов, прежде всего Конвенции МОТ Ш 169 1989 г., положения которой будут подробно рассмотрены нами в следующем параграфе настоящего диссертационного исследования.
Международно-правовые гарантии права на традиционный образ жизни
Проблема защиты права коренных народов на традиционный образ жизни носит не только внутригосударственный, но и международный характер. При этом национальные средства их правовой защиты должны обеспечивать максимальный учет требований, установленных международно-правовыми актами. Современное же международное право служит не только ориентиром, но и мощным стимулом в развитии внутринационального законодательства в области обеспечения прав коренных народов. Определяя международно-правовые стандарты применительно к правовому статусу этих народов, международное право способствует процессам демократизации внутреннего развития государств, на территории которых они проживают .
В соответствии со ст. 69 Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Это означает, что Россия взаимодействует с иными государствами с целью создания международно-правовьтх норм, отвечающих потребностям коренных народов; во внутренней политике относительно указанных общностей она намерена руководствоваться международно-правовыми стандартами, в том числе при принятии необходимых законов и в правоприменительной практике; коренные малочисленные народы и их объединения вправе требовать от органов государственной власти и местного самоуправления действий, соответствующих меж дунар одно-правовым нормам .
Для реализации данных положений необходимо очертить круг международно-правовых документов, касающихся права корстшых народов на традиционный образ жизни, а также определить, каким образом соответствующие международные акты включаются в правовую систему России, в каком соотношении они находятся с ее Конституцией и федеральными законами и как институционально обеспечивается реализация международных норм.
По данным Организации Объединенных Наций (далее - ООН) в настоящее время в более чем 70 странах насчитывается примерно 300 млн. коренных жителей325. Коренные народы являются наследниками и носителями уникальной культуры и способов общения с другими людьми и с окружающей природной средой. Коренные народы сохранили социальные, культурные, экономические и политические особенности, отличающие их от общества, в котором они живут. Несмотря на их культурные различия, коренные народы мира имеют обище проблемы, связанные с защитой их прав в качестве самостоятельных народов, прежде всего, — права на традиционный образ жизни.
Коренные малочисленные народы - историческая часть сообщества народов. При этом а нем она, как правило, составляет меньшинство, причем самобытное, что выражается в особенностях образа жизни, языка и культуры, отличающихся от доминирующего общества. Коренные народы во всем мире пытаются добиться признания своей самобытности, своего образа жизни и своего права на традиционные земли и ресурсы. Однако указанные права коренных народов грубо нарушались на протяжении истории. Не везде и не всегда соблюдаются они и в настоящее время. Коренные жители принадлежат к числу групп населения, которые находятся в наименее благоприятном и уязвимом положении в современном мире.
Как отмечали еще в 1993 г. государства-участники Всемирной конференции по правам человека, особый подход в предоставлении специальных прав коренным пародам и установление международно-правовых гарантий их защиты, обусловлены уникальным вкладом коренных народов в развитие общества благодаря самобытности, культуре этих народов .
Международное сообщество в настоящее время предпринимает активные шаги, направленные па принятие особых мер для защиты прав коренных народов мира. Благодаря усилиям представителей коренных народов за последние тридцать лет их правам все большее внимание уделяется в ООН и в рамках международного сообщества в целом3" 1.
Как отмечает Пешперева И,Ю,, международ но -правовая зашита прав коренных народов осуществляется в следующих аспектах: а) в рамках общего режима прав человека; б) в той части защиты прав меньшинств (национальных или этнических, религиозных и языковых) в которой пересекаются совпадающие характеристики коренных народов и соответствующего меньшинства; в) в процедуре предоставления особых гарантий, которая включает и специальные нрава, и дополнительные льготы, и разного рода