Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Концепция прав человека. основное содержание и международно-правовые аспекты 11
1. Понятие, источники возникновения и содержание концепции прав человека 11
2. Международно - правовые аспекты проблематики прав человека 55
ГЛАВА II. Права человека в различных правовых системах 76
1. Права человека в странах англосаксонской и романо-германской правовых систем 76
2. Права человека в мусульманской правовой семье 98
3. Права человека в иудейском праве 117
ГЛАВА III. Проблема универсальности концепции прав человека ...141
Заключение 164
Литература
- Понятие, источники возникновения и содержание концепции прав человека
- Международно - правовые аспекты проблематики прав человека
- Права человека в странах англосаксонской и романо-германской правовых систем
- Права человека в мусульманской правовой семье
Введение к работе
Концепция прав человека занимает прочное место в мировой правовой культуре. Зародившись в западных странах, найдя свое закрепление в конституциях или основных законах демократических государств Запада, идеи о правах человека распространились и в других странах. Сегодня уже сложно найти страну, которая бы в том или ином виде не отразила представления о правах и свободах личности на законодательном уровне. Нормы о правах человека стали своего рода измерением степени либерализма, развитости, прогрессивности государств и возможности международного сотрудничества с ними. Отсутствие в конституции страны норм о правах человека вызывает недоумение мирового сообщества, еще больший резонанс вызывает публичное выражение нежелания признать права и свободы личности в основных законах государства.
Все чаще и настойчивее слышатся утверждения об универсальном характере концепции и представлений о правах человека. Постулируется общечеловеческий и общеобязательный характер норм о правах и свободах личности. Многие авторы предлагают избрать права человека за основу или стержень для устойчивого развития глобально изменяющегося мира. «Ориентиром в сложных и противоречивых ситуациях современного мира должны быть права человека, которые выражают четко выверенные границы его свободы, положения в обществе, взаимодействие с государством и другими индивидами. Права человека - неотъемлемое, неотчуждаемое достижение человеческого рода»1.
Однако, права человека — это достижение прежде всего западной цивилизации, и, как показывает практика, процесс рецепции идеи прав человека незападными культурами зачастую происходит не" совсем естественным путем, либо вообще не происходит. Свидетельством тому служат обострившиеся национальные конфликты, борьба за культурную самобытность народов, и стремление развиваться своим цивилизационным путем.
В этой связи представляется актуальным исследовать вопросы прав человека в различных правовых системах мира в контексте презюмирования универсальности концепции, идеи прав человека. Позиционирование прав человека в качестве некой «абсолютной истины» должно иметь под собой определенную почву. В связи с этим настоящая работа посвящена анализу идей о правах человека и исследованию представлений о правах и свободах личности в рамках англосаксонской и романо - германской правовых систем, объединенных в контексте настоящего исследования в одну, так называемую «западную» правовую семью, а также рассмотрению концепции прав человека в мусульманском и иудейском праве.
Выбор вышеперечисленных систем права обусловлен целью работы исследовать проблематику универсальности доктрины прав человека в контексте сравнительного изучения доктрины прав личности, а также культурно - правовыми различиями и особенностями «западного», мусульманского и иудейского права. Мусульманское и иудейское право выбраны в связи с тем, что в этих правовых системах проблематика прав человека стоит наиболее остро, а выбор англосаксонской и романо -германской правовых семей обусловлен тем, что именно в этих государствах происходило формирование концепции прав человека. Настоящая работа в основном не затрагивает особенности современного российского права, поскольку в ракурсе рассматриваемой проблемы его роль в доктринальном плане не столь значима. Права человека в рамках указанных правовых систем рассматриваются не только в сугубо юридическом смысле, нормативно выраженные, но как концепция, которая находит свое отражение не только в различных отраслях права, но и тесно взаимосвязана с культурой государств различных правовых систем.
Актуальность настоящей работы заключается также в том, что в ней анализируются положения о правах человека в отдельных правовых семьях,
культурно - правовая основа их существования в тех или иных государствах с различными системами права, проводится сравнительное исследование представлений о правах и свободах личности в зависимости от правовой среды, в которой они существуют, а также рассматривается проблематика универсальности концепции о правах человека.
Цели и задачи исследования.
Вышеизложенное предопределило цель диссертации, которая заключается в исследовании идей о правах человека, изучении источников происхождения и развития концепции прав человека, выявлении ее содержания и основных характеристик, рассмотрении представлений о правах человека в рамках различных правовых систем и сравнительное сопоставление этого явления в различных правовых культурах. Кроме того, автором поставлена цель проанализировать международные акты о правах человека, а также внутригосударственную нормативную базу о правах человека в странах романо - германской, англосаксонской, иудейской и мусульманской правовых систем.
Еще одна цель настоящей работы заключается в рассмотрении проблематики универсальности концепции прав человека. Презюмирование прав и свобод личности в качестве универсалий в рамках западной традиции правопонимания предполагает необходимость установления того, является ли концепция прав человека универсальной; выступает ли признаваемый перечень так называемых основных прав и свобод человека общемировой ценностью, общечеловеческим достоянием и основой для единого общемирового развития в русле всеобщего блага и общецивилизационного процветания.
Также целью работы является привлечение внимания ученых, специалистов, государственных деятелей, представителей общественности и всех заинтересованных лиц к вышеуказанным вопросам, к проблеме универсальности идей о правах человека.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие,задачи:
- выявить и проанализировать источники происхождения и развития концепции прав человека, определить значение и место концепции прав человека в общемировой правовой культуре;
на основании имеющихся теоретических исследований сформулировать понятие и основное содержание феномена «права человека»;
- охарактеризовать международное право в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности, исследовать основные международно - правовые документы, на основании чего определить характерные особенности международного права в сфере прав человека, влияние различных правовых систем на развитие международного права в сфере обеспечения и реализации прав человека;
- выявить степень значения и влияния международных актов по правам человека на внутреннее законодательство государств различных правовых культур;
- рассмотреть и проанализировать основные законы, иные формы права государств — представителей романо - германской, англосаксонской, мусульманской и иудейской правовых систем с целью определения перечня и возможной специфики закрепляемых основных прав и свобод в указанных правовых семьях;
- определить характерные особенности представлений о правах человека в различных культурно — правовых общностях, проследить общее и своеобразное в «понимании» и восприятии прав человека отдельными правовыми семьями;
- рассмотреть проблему универсальности применительно к концепции прав человека.
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Объектом исследования настоящей работы является концепция прав человека, идеи и представления о правах человека в различных правовых системах современности как теоретическая концепция и как феномен социальной практики, включая и международно — правовые аспекты данной проблематики.
Предметом исследования являются идеи, теории, нормы, представления о правах человека в государствах англосаксонской, романо — германской, иудейской и мусульманской правовых семей, а также международно - правовые документы в области прав и свобод человека. Предметная направленность исследования определяется выделением и изучением в рамках заявленной темы историко - теоретического материала, нормативно - правовых источников (как утративших свою юридическую силу, так и действующих поныне), судебной практики, культурных и религиозных особенностей стран рассматриваемых правовых семей.
Степень разработанности темы.
Несмотря на то, что в последнее время о правах человека говорится много, однако, вопросы сравнительно - правового анализа проблематики прав человека не в достаточной степени разработаны и освещены. По вопросу универсальности концепции прав человека высказаны различные мнения, однако проблема универсальности прав человека в теоретически — правовом аспекте остается в полной мере не изученной. Общетеоретические и исторические аспекты концепции прав человека разработали такие ученые - правоведы, как М.И. Абдуллаев, А.К. Бергер, А.Г. Бережное, В.Ю. Богдасаров, Л. Богораз, В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева, Ф.Люшер, Р.А.
ч.
Мюллерсон, Б. Назаров, B.C. Нерсесянц, А.Тергел, В.Е. Чиркин. Весомый вклад в исследование прав человека в различных правовых системах внесли такие авторы как Г. Дж. Берман, В.П. Воробьев, М.Д. Грубарг, Рене Давид, И.А. Зевелев, Г.М. Керимов, М.Н. Марченко, В.Новик, Л.Р. Сюкияйнен, Л.Н. Шестаков, Х.С. Хомушев, Менахем Элон и другие. Научная новизна Научная новизна настоящей работы состоит в том, что она представляет собой первое в российской правовой диссертационной
литературе сравнительно - правовое исследование доктринального понимания, своеобразия и восприятия идеи прав человека, теоретико -правовых обоснований прав и свобод личности в различных правовых системах. В этом же контексте анализируется перечень конкретных, отдельных прав человека и факторы культурной, социальной жизни, традиции, а также иные особенности сообщества, которые влияют на обеспечение и реализацию определенного комплекса прав и свобод в странах романо - германской, англосаксонской, иудейской, мусульманской правовых семей.
Научной новизной обладает также осуществленный автором анализ проблемы универсальности доктрины прав и свобод человека, общемировой ценности и значимости доктрины. Впервые в отечественной юридической науке в рамках диссертационного исследования, универсальность, ценность и значимость доктрины рассмотрены в ракурсе практического обеспечения прав человека в государствах различных правовых культур. Методологическая основа исследования.
В ходе решения поставленных задач и в свете достижения вышеуказанных целей применялись современные методы познания: сравнительно - правовой, логический, системный, структурно -функциональный, исторический, абстрагирования и другие методы исследования. В ходе исследования была использована литература отечественных и зарубежных авторов, обширный нормативный материал. Положения, выносимые на защиту: концепция прав человека - это продукт западной философской и правовой мысли, христианской религии, западных традиций и культуры, западных моральных и этических представлений; международное право в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности - это выражение так называемой «западной доктрины прав человека», практически не учитывающей национальные и культурные особенности многих «незападных» народов и цивилизаций; концепция прав человека в том виде, в котором она существует на современном этапе, наиболее полно и последовательно находит свое выражение в романо - германской и англосаксонской правовых системах; незападные правовые культуры (мусульманская и иудейская семьи) содержат собственные представления о правах человека, отличные от идей о правах и свободах, берущих свое начало со взглядов мыслителей эпохи Просвещения в европейских странах; отличительной чертой мусульманского права, в отличие от западных представлений, является доктринальный приоритет общего блага над благом индивидуальным; перечень прав человека в странах мусульманской правовой системы прежде всего ориентирован на достижение общественного благополучия; характерной особенностью проблематики прав человека в иудейском праве выступает доктринальный приоритет обязанностей членов общества по отношению к правам и свободам. Права человека в иудейской правовой системе находят свое преимущественное выражение через установление соответствующих запретов и обязываний; свобода совести в странах религиозно — правовых систем и по настоящее время остается наиболее проблемным правом человека, как с точки зрения доктрины, так и в плане практической реализации; оно либо существенно ограничивается, либо логически, по сути и по факту как таковое может просто отсутствовать; в качестве объективного факта следует признать, что на современном этапе развития человечества все - таки не существует действительно всеобщей, общепризнанной, универсальной и одинаковой для всех стран и народов концепции или доктрины прав человека.
Научная и практическая значимость исследования.
Научная и практическая значимость исследования состоят в том, что содержащиеся в нем анализ и выводы могут быть использованы как в общетеоретических исследованиях и разработках в сфере прав человека, так и в учебном процессе при преподавании общих и специальных курсов для юристов в высших учебных заведениях.
Имеющиеся в настоящей работе предложения могут быть также учтены при дальнейшем развитии концепции прав человека, применении и обеспечении прав и свобод в различных правовых системах мира, а также в сфере международного права прав человека.
Апробация.
Положения и выводы данной работы были практически апробированы в ряде опубликованных статей, в выступлениях на научных конференциях, в обсуждении проблем прав человека на заседаниях кафедры теории государства и права и политологии Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.
Структура диссертации.
Структура настоящей работы обусловлена целями и задачами диссертации и состоит из трех глав. Первая глава посвящена общим вопросам и положениям концепции прав человека, включает в себя два параграфа, посвященных рассмотрению и анализу концепции прав и свобод человека как таковой, ее содержанию, сущности. Второй параграф посвящен анализу прав человека в международном праве.
Во второй главе рассматриваются права и свободы человека в рамках романо - германской, англосаксонской, иудейской и мусульманской правовых систем, проблемные вопросы реализации и обеспечения прав и свобод в различных культурно - правовых сообществах.
Третья глава рассматривает проблематику универсальности концепции прав человека.
Понятие, источники возникновения и содержание концепции прав человека
Представления о правах человека — древняя идея, в какой — то степени соизмеримая с самим человеком. Первые положения о месте человека во всеобщем мироздании, правах, справедливости, истине встречаются в первых учениях и мыслях о человеке, памятниках права, которые дошли до наших дней. Так в законах Хамураппи определяется необходимость справедливого руководства государством и улучшения положения людей2.
Античность привнесла в мировую культуру «некоторую модель цивилизации вообще, цивилизации как таковой» . Цивилизации в нашем представлении с ее ценностями, в том числе и с некоторыми представлениями о месте и роли человека в мире. Древняя Греция и Древний Рим сформулировали основу для развития представлений о правах и свободах личности, заложив фундамент естественно — правовой концепции, концепции всеобщего равенства по природе, верховенства закона. Однако, нельзя не согласиться с В.Ю. Богдасаровым в том, что античная мысль еще не знала идеи прав человека4, а сформулированные античностью концепции послужили почвой для формирования доктрины прав человека.
Христианская традиция понимания каждой отдельной личности как абсолютной ценности внесла свой вклад в развитие представлений о правах человека. Христианская концепция человека, идея о человеке как универсальной и неповторимой личности, наделенной абсолютными и неотъемлемыми достоинствами, созданной по образу и подобию высшего, универсального, трансцендентного существа - Бога, дает основания для признания основой концепции прав человека именно христианство. В любом случае роль христианской религии в развитии представлений о правах и свободах личности бесспорно велика.
Эпоха Возрождения формулирует идею естественного права, которая становиться основой концепции прав человека. Однако сама концепция формируется в век Просвещения, тогда же происходит оформление идеи о правах личности как юридического института и идеи о правах личности находят свое отражение в нормах права.
Необходимо отметить, что настоящая работа ориентирована именно на концепцию прав человека, представления о правах личности. Обращение непосредственно к юридической проблематике, к правовым нормам также имеет место, но преимущественно как рассмотрение одного из аспектов проявления данного феномена. Концепция - это учение, включающая в себя не только правовые феномены, но также и другие аспекты социальной действительности, а именно религию, философию, этические представления, культуру в целом.
Именно в силу того, что концепция прав человека представляет собой многогранный феномен, характер которого не только правовой, но и социальный, обусловленный нравственными представлениями общества, религиозными воззрениями, культурой, идеи и представления о правах личности остаются неоднозначным, спекулятивным вопросом.
Необходимо разграничивать нормы права о правах человека и доктрину, концепцию, идеи о правах и свободах личности. Часто эти явления смешиваются, умышленно либо неосознанно, что также может усложнить восприятие и оценку проблемы.
Концепция прав человека складывалась как реакция на потребности общественной жизни, необходимость уважения прав и свобод личности, для этико — политической реализации человека в сообществе, представления о правах человека по сути явились «выражением исторически конкретных, реальных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их снятия. Только при этих условиях возможно было как появление самого понятия «права личности» (или «права человека»), так и сохранение актуальности его трактовки в дальнейшем»5.
Характерной особенностью современных теорий демократии является четкий акцент, который делается на проблемах развития личности и реализации прав человека. При этом данные теории важнейшую роль отводят достоинству человека и суверенной воле индивида. Современное правовое государство независимо от его конкретной формы должно нормативно закреплять и обеспечивать права человека и гражданина, права личности. Четкое и ясное установление прав личности в ее отношении с государством и ограничение прав государства по отношению к личности и составляет наиболее существенную и значительную характеристику идеала правовой государственности, выработанного европейской цивилизацией.
Человек не может существовать и развиваться без социальных притязаний на определенный набор благ (материальных и духовных). «Эти притязания и выступают как права человека, являющиеся его «естественными», «прирожденными» свойствами»6. В этом и заключается один из основных тезисов концепции прав человека. Идея о том, что личность в силу своего рождения и человеческой природы обладает неотчуждаемыми правами и свободами является краеугольным камнем идеи прав человека.
Однако, концепция прав человека, преломляясь через призму конкретного общества, детерминируется характером экономического и политического строя, отношением социальных сил и уровнем культуры общества. В условиях определенной государственно — правовой организации общества эти притязания находят различное нормативное выражение в законодательстве.
Международно - правовые аспекты проблематики прав человека
В настоящее время основные права и свободы личности находят свое отражение в международно — правовых актах. Международные акты, ратифицированные государством, действуют непосредственно в стране, наряду с правом национальным. Суды при принятии решений, могут обращаться к нормам международного права, а конституции некоторых стран устанавливают примат международного права над правом внутренним. Кроме того, в странах - участницах международных сообществ непосредственно действуют не только нормативные документы международного характера, ратифицированные государствами, но и общепризнанные принципы международного права.
В середине XX века сформировался определенный кодекс прав и свобод человека и гражданина в рамках международного сообщества. В связи с чем, целесообразно говорить о международном праве прав человека, предметом которого является межгосударственное регулирование правового статуса индивида.
Началом формирования международного права прав человека стало утверждение Устава ООН, в преамбуле которого провозглашается намерение «утвердить веру в основные права человека», содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе».
До этого периода, также, безусловно, отдельные положения по вопросу статуса личности имели звучание на международном уровне, однако все это было неурегулированным и нерегламентированным процессом. «Чаще всего это происходило в контексте заключаемых между государствами договоров, содержащих элементы регулирования международно — правовых проблем гуманитарного характера (начиная, например, с Аугсбурского Договора о религиозном мире 1555 года и кончая системой мандатов Лиги Наций с договорной разработкой защиты национальных меньшинств)» .
На первоначальном этапе в рамках международного права формировались лишь предпосылки концепции прав человека. Появлялись отдельные несистематизированные права человека, которые впоследствии конкретизировались, приобретали систему, вырабатывались основополагающие принципы. «Уже на Венском Конгрессе в 1815 году был принята международная Декларация, решительно осудившая торговлю людьми. Запрет работорговли получил свое нормативное закрепление в Брюссельских Актах 1890 года и в действующем до сих пор Женевском Соглашении 1926 года, предметом регулирования которого стали также вопросы принудительного труда. Определенные обязательства государств по соблюдению элементарных человеческих прав содержались в международных соглашениях о защите против религиозной нетерпимости (Версальский Договор 1871 года, Акты Берлинского Конгресса 1878 года, Акты по Конго 1885 года и др.). Международно - правовое регулирование вопросов индивидуальных прав, связанных с промышленной и интеллектуальной собственностью, нашло свое выражение в Парижской Конвенции 1883 года и Бернской Конвенции 1886 года»74.
История международного права в сфере прав человека отсчитывает свое начало все же с XX века. Так, даже в начале XX века взаимоотношения между государствами и его гражданами рассматривались как его внутреннее дело. «Старое, традиционное международное право не регулировало вопросы права и свобод человека. Исключение составляло лишь право на гуманитарную интервенцию, которое исходило из правомерности применения силы вплоть до развязывания военных действий государством в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находящихся на территории другого государства».
Кроме того, существенный вклад в развитие международной правозащиты внесла начавшаяся со второй половины XIX века разработка правил и норм, регулирующих ведение военных действий, т.н. международное «гуманитарное право». Основные документы в этой области установили определенные обязательные правила поведения государств в отношении индивида, а также заложили основу международно — правовой системы защиты личности в условиях вооруженных конфликтов.
Первые международные соглашения, с которых и начинается эпоха формирования международного права прав человека, это договоры и конвенции, заключенные после образования Лиги Наций. Вопросами, затрагиваемые в этих документах, были нормы о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите национальных меньшинств, а также прав человека в период вооруженных конфликтов. Так, В.А. Карташкин отмечает, что «до второй мировой войны государства даже не ставили перед собой задачи выработать универсальный международный договор, который содержал бы положения об уважении и соблюдении основных прав и свобод человека, провозглашенных ими в своем законодательстве. Эти вопросы рассматривались международным сообществом как входящие во внутреннюю компетенцию государств»76.
До момента принятия Устава ООН Т.Б. Бекназар - Юзбашев так оценивает традиционное международное прав в сфере прав человека: «...статичные рамки традиционного права исключали адекватное восприятие в нем динамичного феномена прав личности. Этому препятствовал также и сам исторический контекст их практического применения, определявшегося государственно — политическим усмотрением ведущих держав и отражавшего диспропорции в сложившейся структуре международного сообщества... Характерным было отсутствие единообразных, совместимых друг с другом стандартов провозглашения и обеспечения свобод личности на уровне внутригосударственных правопорядке в, которые могли бы послужить основой для разработки соответствующих общих принципов на уровне межгосударственного правопорядка» 77.
В ходе второй мировой войны была выявлена необходимость закрепления и декларирования концепции прав и свобод личности. Следствием чего стала разработка и принятие Устава ООН. Устав Организации Объединенных Наций стал первым международным соглашением, который послужил в последующем масштабному становлению и развитию концепции прав человека на международном уровне, который явился основой для сотрудничества отдельных государств в области прав человека. Устав не только определяет структуру международной Организации Объединенных Наций, но и закрепляет основные принципы в сфере прав человека. «Однако основные статьи Устава (ООН) фактически закрепляют систему, в соответствии с которой суверенные государства, а не международные органы обладают полнотой власти в пределах собственных границ, законные основания для внешнего вмешательства предельно ограничены, а реальный контроль могут осуществлять лишь несколько великих держав» .
Права человека в странах англосаксонской и романо-германской правовых систем
Несмотря на огромные различия двух крупнейших мировых правовых систем, в рамках данной работы предполагается целесообразным рассмотреть эти две системы вместе в ракурсе рассмотрения идеи прав человека, в силу того, что на процесс становления и развития концепции прав человека и романо - германская и англосаксонская правовые семьи оказали огромное, ключевое и основополагающее влияние, явились источником возникновения и формирования прав человека.
При этом следует отметить, что ряд авторов утверждает о существовании некой единой «западной» правовой системы, которая включает в себя романо — германскую и англосаксонскую правовые семьи. В ее основе лежит общая западно — европейская культура, объединяемая общими либерально — демократическими политическими ценностями, общим пониманием справедливости, правопониманием, правоприменительной деятельностью". Данная концепция безусловно может быть подвергнута критике, однако в рамках настоящего исследования подобное обобщение имеет методологический смысл.
За основу объединения романо - германской и англосаксонской правовых систем Гарольд Дж. Берман принимает следующие элементы. «Только четыре — первые четыре — из десяти основных отличительных черт западной традиции права продолжают характеризовать западное право сегодня.
1. Право все еще относительно автономно в том смысле, что оно продолжает отделяться от политики и религии, как и от других видов общественных институтов и других научных дисциплин.
2. Как и прежде, право поручено развивать профессиональным специалистам права, законодателям, судьям, адвокатам и правоведам.
3. Продолжают процветать юридические учебные заведения, в которых правовые учреждения концептуализируются и в определенной степени систематизируются.
4. Такое юридическое обучение продолжает составлять метаправо, с помощью которого правовые учреждения и правила оцениваются и объясняются»100.
Критерий, принимаемый за основу разграничения правовых семей, выбранный в данной работе — идеологический, который с точки зрения Рене Давида является отражением религиозных, философских воззрений общества, его политической, экономической и социальной структуры. Изучение объективности и обоснованности указанного критерия лежит за рамками настоящей работы, а причины, по которым автор останавливается на идеологическом критерии разграничения правовых систем, состоят в том, что он (критерий) является до настоящего момента одним из сохранивших свою актуальность и обоснованность, а также органично отвечает целям данного исследования.
Важнейшей характерной особенностью романо — германского права следует считать «...его органическую связь с римским правом, его становление и развитие на основе римского права»101.
Различают три основных периода развития романо - германской правовой системы. Первый период (до XIII века) характеризуется отсутствием института уважения и защиты прав человека; инквизиция и религиозные воины за преобладание и господство повсеместно попирали нравственные постулаты, заложенные в религиозных учениях.
Второй период (XIII - XVIII века) развития романо - германского права характеризуется возрождением ценностей античности, в том числе ценностей и юридических. Обращение к институтам римского права было обусловлено, по словам Р.Давида, назревшей необходимостью общества в порядке и безопасности, которых «требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса» . Средством для достижения поставленных целей могло стать только право.
На фоне фиаско религии в ее стремлении регулировать все сферы общественной жизни, право становится субстанцией справедливости и упорядоченности жизни, средством, которое способствовало нормализации жизни общества. Рецепция римского права, его переосмысление и приспособление к новым, изменившимся условиям жизни характеризует второй, наиболее существенный в становлении правовой семьи, период развития.
Параллельно с этим развивается каноническое право, которое также имеет большое влияние на развитие представлений о правах человека. Каноническое право представляло собой «...совокупность решений церковных соборов, а также постановлений и других актов, исходящих от Папы Римского»103. Кроме непосредственного регулирования религиозных, церковных отношений, каническое право также оказывало влияние на регулирование семейных, брачных и имущественных отношений.
Третий период (XVII — XVIII века и по настоящее время) развития романо - германской правовой семьи кардинальным образом избавляет от отживших правовых институтов феодализма и в основу новой жизни закладываются ценности естественно - правовой доктрины, «... являющиеся неотъемлемыми правами индивида, - право на собственность, свободу договоров, семью и наследование» . Права человека обосновываются и приобретают законодательное выражение на основании идеалов Просвещения, философских воззрений таких видных мыслителей, как Локк, Руссо, Вольтер. Естественные, неотъемлемые и неотчуждаемые права личности, такие как свобода совести, экономической деятельности, политические права должны обеспечиваться и гарантироваться со стороны государства.
Права человека в мусульманской правовой семье
Останавливаясь на рассмотрении мусульманской правовой системы в интересующем нас аспекте, необходимо обратить внимание на то, что мусульманское право - это не только одна из старейших и одна из наиболее распространенных в мире религиозно - правовых систем, но также это и весьма значительная часть мировой правовой культуры. При этом широко позиционируемая естественно-правовая доктрина не нашла благоприятной почвы для своего развития в странах мусульманской правовой семьи. Часть норм о правах человека содержится в мусульманском правовом массиве, однако, некоторые права и свободы, предусмотренные в исламе, вступают в противоречие с западной концепцией прав и свобод человека. В этом аспекте можно выделить такие права, как право на жизнь и положения о смертной казни, права человека на свободу убеждений и свободу их выражения, права человека на свободу мысли и вероисповедания, равные права для мужчин и женщин, запрет рабства и работорговли.
В последнее время в таких государствах, как Иран, Ливия, Пакистан, усиливается влияние ислама. При этом вышеперечисленные права имеют несколько иное содержание в мусульманских странах. В исламских государствах отсутствует правовой механизм защиты и гарантий прав и свобод человека. Причина кроется в том, что исламские государства убеждены, что принципы исламской концепции — шариат - это единственное, на что следует ориентироваться в вопросе определения прав человека.
Необходимо сделать оговорку, что существуют различия в понятиях исламского и мусульманского государства. Исламские государства- те государства, которые официально объявили ислам государственной религией или в которых религия ислам формально является источником права (Саудовская Аравия, Египет, Малайзия, Иран, Марокко и др.). Мусульманские государства - это и исламские государства, а также страны, в которых мусульмане составляют большую часть населения, но которые не утвердили на официальном уровне ислам государственной религией или основой правовой системы (Джибути, Сенегал, Турция). В данной работе большее внимание будет уделено первой категории государств, так как именно здесь встречаются наиболее острые вопросы по правам человека.
Мусульманское право как система норм в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII-X веках и основано на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующая система правил поведения, установлений и правовых норм пришла от Аллаха, который даровал человеку истинное право, не нуждающееся в пересмотре и изменениях под влиянием изменяющихся социальных условий жизни. Мусульманское право, в отличие от романо-германской и англосаксонской правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки, оно лишь одна из сторон религии ислама.
Мусульманские юристы в сравнительно - правовых исследованиях указывают на то, что мусульманское право в широком теоретически-категориальном понимании представляет собой не систему собственно юридических норм, а все предписания фикха и даже шариата в целом — как регулирующие все аспекты внешнего поведения мусульман, так и составляющие основу внутренней мотивации их поступков. На правоведение в мусульманском праве «возлагалась задача разработки практических путей достижения общих целей ислама, теоретически сформулированных богословием»141.
При этом, следует обратить внимание на тот факт, что несмотря на вековую приверженность неизменным нормам и консерватизм в мусульманском праве, в исламской доктрине существуют такие механизмы, как обычай, соглашение сторон, административные регламенты, при помощи которых возможно, не изменяя самого права, вводить положения, удовлетворяющие потребности современного общества. «Мусульманское право неизменно, и в то же время оно полно возможностей. Наряду с его неизменностью следует отметить и его гибкость. Между этими двумя чертами нет никакого противоречия» .
Сопоставляя особенности мусульманской правовой системы и особенности концепции прав человека, рассмотрим, каким образом и в каком виде существуют идеи прав человека в странах мусульманской правовой системы. Не затрагивая вопроса предпосылок и причин генезиса и развития концепции прав человека в мусульманской правовой семье, будь то внешнее влияние, либо внутренняя назревшая необходимость признания данной категории, обратимся к содержанию этого правового явления на Востоке.
В основных источниках мусульманского права — Коране и Сунне — существуют направленные на защиту прав человека изречения: «И почему вам не подвязаться в битвах за путь Божий, и для защиты слабых из мужчин, женщин, детей, которые говорят: Господи наш! Выведи нас из этого города, жители которого беззаконны; поставь нам от Себя защитника, поставь нам от себя покровителя»143. Э. Мейер отмечает, что хотя исламская правовая мысль не имела развитой теории прав человека, это не означает, что в традиционных обществах мусульманского мира государство создавалось по репрессивному образцу. В прошлом такие неправительственные институты, как устоявшиеся традиции, клан и община, играли более важную роль как факторы, влияющие на свободы индивидов, чем правительства. Не существовало условий, вызывавших постоянные конфликты между государством и правами индивидов, именно тех факторов, которые в настоящее время вызывают наибольшее беспокойство144.