Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Истоки и контекст современных британских концепций по национальному вопросу 14
1. Основные вехи истории национального вопроса в Соединённом Королевстве 14
2. К вопросу об идейных корнях современных британских концепций 37
3. Британские концепции по национальному вопросу в контексте современных национальных проблем и их осмысления в мировой политической науке... 49
Глава II. Британские концепции по национальному вопросу: современные проблемы ... 62
1. Общетеоретические концепции по национальному вопросу (вторая половина 20 века) 62
2. Дискуссии по проблеме национальной автономии Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии в британской социально-политической мысли 115
3. Осмысление проблем международного терроризма в их связи с национально-этническими проблемами 138
Заключение 148
Литература
- Основные вехи истории национального вопроса в Соединённом Королевстве
- К вопросу об идейных корнях современных британских концепций
- Общетеоретические концепции по национальному вопросу (вторая половина 20 века)
- Дискуссии по проблеме национальной автономии Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии в британской социально-политической мысли
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
В настоящее время в мире происходит значительное увеличение национальных проблем, и естественной реакцией на эти процессы выступает возрастание различных концепций и дискуссий в сфере межнациональных отношений.
Во второй половине 20 века в мировой социально-политической мысли стали занимать заметное положение концепции по национальному вопросу и межнациональным отношениям. Одни подчёркивали неизбежность стирания локальных и общинных различий в процессе утверждения национальных государств и всемирной интернационализапии, другие, наоборот, выражали опасения по поводу возрастания националистической активности. Почти везде в настоящий момент можно наблюдать возрождение этнического сознания и рост активности этнического национализма, В условиях нарастания мировых глобализационных тенденций происходит увеличение межнациональной напряжённости вследствие ответных действий наций и народов, которые направлены на сохранение собственной идентичности, что является неотъемлемым фактором современности, тесно затрагивающим и Россию, представляя собой во многом ещё неосвоенный пласт для изучения.
Происхождение и природа этничности могут вызывать дискуссии, но её значимость как одного из ведущих начал политической жизни уже не вызывают сомнений. В отличие от прошлых времён этнические размежевания проявляют сегодня чрезвычайно высокую конфликтность. Они не только противоречат традиционной национально-государственной теории и практике, но и часто выступают в роли катализатора конфронтации и насилия на почве самых разных социальных проблем.
Если соотносить возникновение этнополитической напряжённости лишь с прекращением противостояния Востока и Запада и распадом биполярной международной политической глобальной системы, то это не отражает полной
4 картины сложившейся ситуации. В период с 1945 по 1990 гг. более 100 этнических групп участвовали в вооружённых конфликтах, и большинство продолжаюпщхся ныне войн носят в той или иной степени этнический характер.1
Консолидация большинства крупных этносов и наций Запада, совпавшая с образованием сильных централизованных государств и происходившая в основном в этих рамках,- к началу 20-го века в основном завершилась. Принципы либеральной демократии были направлены на создание единства гражданской сферы и государства, на устранение мотивов для конфликтов на расово-этнической почве.
В данном случае имеются ввиду высокоразвитые в экономическом
отношении западные страны, где достаточно давно сложились и доказали свою
эффективность крупные экономические рынки, где была создана регулятивная
система социально-государственного обеспечения, так называемое «общество
благосостояния». Западная Европа является самым
интернационализированным пространством на планете, где, помимо общих тенденций глобализации, получили развитие качественно новые тенденции региональной интеграции в систему Европейского Союза.
К концу 20-го века многим западным странам ценой пересмотра ряда классических принципов государственной политики удалось добиться значительного прогресса в преодолении этнополитической конфронтации, которая достигла своего пика в 60-70-е годы на волне увеличения требований со стороны «исконных» этнических групп и меньшинств. В настоящее время положение осложняется новым этническим вызовом, создаваемым растущей иммиграцией из «стран третьего мира» и формированием транснациональных по своему типу меньшинств. На мировом фоне этнических войн, дезинтеграционных политических процессов, острых национальных кризисов Запад иногда неоправданно воспринимается как регион относительного благополучия, где этнические противоречия удается решать, за некоторыми
1 Gurr T.R. Minorities at risk: A Global view of ethno-political conflicts. Wash., 1993. P.87
5 исключениями, без применения силовых методов разрешения ситуации и подрыва устоев правления.
В эпоху глобализационных изменений в мире наблюдается осложнение межэтнических отношений, что является как бы ответной реакцией на модернизационные и интегративные тенденции, которые находятся, как правило, в русле западных символов и ценностей, т.е. происходит активизация традиционных структур, стремящихся сохранить свою идентичность. Данные процессы затронули и Великобританию, где проявились со своими особенностями (северо-ирландский конфликт, специфика шотландского национализма, вопрос расширенной автономии Уэльса), что отразилось как в концепциях английских авторов, так и в работах других представителей западной политической мысли. Эти компоненты составили фундамент опыта в данной сфере, который важен и для теоретического понимания общих закономерностей современных этнополитических проблем, и для выбора практических подходов и способов действий к решению этнонациональных конфликтов современности, так как демократичность в контексте этнических конфликтов играет сегодня также немалую роль.
Проблема международного терроризма как одна из важных проблем современности в аспекте ее" связи с национально-этническими проблемами также не была оставлена без внимания английскими авторами. Положительный опыт, который осмысливается в данных концепциях, может быть использован при решении российских национальных проблем, но необходимо этот опыт применять строго по ситуации, без слепого подражания и копирования.
Характеристика источников.
Рассматриваемая проблема весьма сложна и многоаспектна. Достоверность её исследования обеспечивается изучением широкого круга зарубежных и отечественных источников.
Важное значение имеют документы и отчеты: парламентские публикации, «Белые книги», публикации консервативной и лейбористской партий, британская пресса, справочные сборники.
Для объективного осмысления проблем большую помощь оказали труды английских политологов, политических деятелей, экономистов, которые затрагивали определённые аспекты исследуемой проблематики.
Ценность представляют работы современных исследователей вопросов межнациональных отношений на Британских островах. К числу наиболее значительных работ, следует отнести публикации: Т.Хитчинса, ДжБрауна, Х.Дракера, Ш.Патерсон, С.Бира, М.Бэнтона, Дж.Булпитта, МАнвара, В.Богданора, которые затрагивают исторические корни межнациональных проблем Соединённого Королевства.2
Большое значение для исследования данной темы имело изучение статей и монографий, посвященных исследуемому вопросу.3
Важную роль в изучении темы имело также использование законодательных актов Парламента Соединённого Королевства, парламентских сборников и документов, Белых книг правительства Великобритании, выступлений депутатов, использование материалов прессы, особенно таких еженедельников как «Трибьюн», «Нью Стейтмен» и газет «Тайме», «Гардиан», «Индепендент», «Дейли Телеграф», «Дейли Экспресс» и
др.
На некоторые значительные труды отечественных исследователей опирался автор в своей работе. Это работы В.А.Тишкова, И.Д.Бирюкова,
2 P.HStchens. The Abolition of Britain. L., 2000: HM-Drucker, G.Brown The politics of nationalism and devolution.
L., 1980: S.H.Beer Modem British Politics. L., 1986: S.Paterson Immigration and race relations in Britain 1960-
67.L., 1969: MBartton Racial and ethnic competition. Cambridge, 1983: J.Bulpitt Territory and power in the United
Kingdom. Manchester, 1983: V.Bogdanor Devolution. Oxford, 1979: M.Anwar Race and politics. Ethnic minorities
at the British political system. L., 1986
3 T.Blair Let us юсе the future. The 1945 anniversary lecture. L., 1995: TJBlair New Britain. My vision of a joung
country. L., 1996: T.Blair The third way: New politics for a new centry. L., 1998: D.Schmitt Ethnic conflict in
Northern Ireland II Ethnic conflict in the world today/ Ed. By Heisler M.Philadelphia, 1977
7 Е.Ю.Поляковой, В.М.Татаринцева, касающиеся особенностей и форм проявления кризиса в Северной Ирландии. 4
Среди российских учёных, исследующих сущность и проявления национализма и межэтнических конфликтов можно назвать В.П.Ратникову, АХ.Здравомыслова, В.С.Комаровского, рассматривающих межнациональные конфликты в ценностно-методологическом контексте. 5
Научный интерес представляет и работа Э.Н. Ожиганова, которая посвящена изучению этнополитических связей и взаимодействий.6
Среди работ, раскрывающих особенности националистических процессов в современной Великобритании, следует выделить монографии Э.Сэмпсона, Э.Смита, Ф.Формана.7
Степень разработанности проблемы.
Среди отечественных исследователей национальных отношений в Великобритании представляют научный интерес работы И.Г.Рыбалкиной, АДКолпаковой, В.Н.Виноградова, Ж.Ф.Осадчей, МЕ.Орловой, Н.С.Крыловой, Н.П.Грибина и др., посвященные исследованию исторических закономерностей развития политического механизма Соединённого Королевства, его основных социально-политических сил и течений. *
В работе Г.И.Зверевой дается анализ динамики межнациональных отношений в Шотландии во второй половине 20 века. 9
4 В.А-Тишков. Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3-х кн. М.,2997; В.АТишков. Этичность и власть в полиэтнических государствах. М., 1994; И.Д.Биртоков. Ольстер - горящая земля. М, 1975; Е.Ю.Полякова. Ольстер: истоки трагедии. М., 1982; В.М.Татаринцев. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. М., 1994;
s В.ПРатникова. Конфликтология. М., 2001; А.Г.Здравомыслов. Социология конфликта. М,, 1995; В.СКомаровский. Политический конфликт и политические ценности // Политическая теория: тенденции и проблемы. M., 1994
6 Э.Н.Ожиганов Баланс власти и этнополитические конфликты // Этичность и власть в полиэтнических
государствах. М., 1994
7 Sampson A. The Anatomy of Britain. L., 1992: Smith A. Nationalism and modernism. L., 1998: F.N.Fonnan
Mastering British Politics. L., 1991
8 И.Г.Рыбалкина. Истоки североирландского кризиса. М., 1981; А.Д.Колпакова. Ирландия на пути к
революции 100-1918. M., 1976; В.Н.Виноградов. У истоков лейбористской партии. М., 1965; Ж.Ф.Осадчая.
Лейбористская партия Великобритании: лицом к будущему. М., 1990; М.Е.Орлова. Северная Ирландия: опыт
преобразоваиий в расколотом обществе. М., 1994; Н.СКрылова. Английское государство. М., 1981;
Н.П.Грибин. Трагедия Ольстера. М.,1983
9 ГЛЗверева. Политика британского правительства в Шотландии (1959-1969). Канд.Дис. М., 1972
Определённая часть работ, написанная отечественными учёными, посвящена некоторым аспектам теории межнациональных отношений и особенностям политической системы Великобритании: как-то, работы А.А.Сусоколова, МС.Джунусова, АХромыко.10
В целом, в отечественной научной политологической литературе остается очевидным дефицит специальных работ, рассматривающих специфику национального вопроса на Британских островах и соотнесение теоретико-методологических концепций и положительного опыта решения межэтнических конфликтов в преломлении к российской действительности, исследованию мультикультурных глобализационных процессов в соотношении с возрастающими проявлениями националистических тенденций.
Также недостаточно работ, посвященных комплексному исследованию истоков современных британских концепций в контексте исторического развития и современных национальных проблем и их осмыслению в мировой политической науке.
Подобному анализу данных проблем и посвящена эта диссертация.
Цель и задачи исследования.
Актуальность, степень разработанности проблемы определили тему настоящего исследования, его цели и задачи. Основной целью диссертационной работы стало выявление основных концепций британских авторов по национальному вопросу во второй половине 20-го века, их классификация и комплексный политологический анализ.
Для осуществления поставленной цели было необходимо решить следующие исследовательские задачи:
выявить современный контекст британских и общемировых тенденций и проблем национального развития;
раскрыть специфику британских концепций по национальному вопросу в Соединённом Королевстве;
10 А.А.Сусоколов. Структурные фазы самоорганизации этноса // Расы и народы. М.,1990; Сусоколов А.А., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Арутюнян Ю.В. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследований. М1984; М.С.Джунусов. Актуальные вопросы национальных отношений. М.,1969; АХромыко. Политический реформизм в Великобритании. Ред. А.ГШауменков. М.,1992
рассмотреть и проанализировать общетеоретические концепции британских авторов, взгляды и практические программы на предмет разрешения межнациональных конфликтов;
охарактеризовать концепции британских авторов в связующем контексте с современными глобалгоационными и мультикультурными изменениями, в том числе и в Великобритании;
5) проанализировать взгляды и позиции британских авторов по проблеме
терроризма в контексте национально-этнических проблем и определить
способы борьбы с ним;
6) рассмотреть и проанализировать разновидности деволюционных и
автономистских британских проектов и взглядов относительно регионов
Великобритании (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия, Англия).
Научная новизна проведенного исследования заключается, прежде всего, в комплексной историко-политологической характеристике британских концепций в области национальных отношений. Выделены основные британские концепции в области исследования феномена этничности, образования и развития наций, разрешения межнациональных конфликтов. Также определены и систематизированы подходы к изучению плюралистических, глобализационных и мультикультурных тенденций в Великобритании, осмыслены и конкретизированы деволюционные и антидеволюционные проекты британских авторов.
- Проанализированы британские концепции по национальному вопросу, в
которых рассмотрены истоки зарождения наций, аргументированы тенденции
их современного развития на основе приведения различных моделей
межнациональных взаимодействий, определена их специфика, установлены
особенности межнациональных взаимодействий.
- Впервые рассмотрены плюралистические (ДжС.Фернивол, М.Манн)
британские концепции относительно современного развития стран и народов
в контексте наступающей эпохи мультикультурности и глобализма. Проведён
анализ проблемы фактического равноправия в теории и практике
национальных отношений в полиэтнических странах, рассмотрены концептуальные основы политики Великобритании в сфере национальных отношений.
- Также впервые в отечественной литературе рассмотрены кош^епции
МХечтера, Р.Страссольдо на предмет взаимоотношений центра и регионов
Великобритании в контексте межнациональных отношений. п
На основе анализа ковдепций британских авторов (У.Лакер, Дж.Дж.Роув, М.Флори) обоснован вывод о тесной взаимосвязи политического терроризма с национально-этническими проблемами.12 Выявлены современные национальные проблемы Великобритании, которые на протяжении 20-го века проявлялись в различной степени и формах в зависимости как от исторического периода, исторической специфики, так и от географического региона
Впервые в отечественной научной литературе рассмотрена концепция Т.Нейрна относительно современных деволюционных и антидеволюционных тенденций на территории Великобритании.13
Приведена авторская трактовка концепций Э.Хобсбаума, Э.Геллнера, Э.Д.Смита, Б.О'Лири относительно нации как субъекта политики и межнациональных конфликтов как акторов национально-политической напряжённости.14
Впервые в отечественной литературе рассмотрены концепции политико-лингвистического плана, рассматривающие язык как основной инструмент для дальнейшего развития народов, указывающие на его значимость как
11 MJHechter. Internal Colonialism. The Celtic Fringe in the British Development, 1536-1966. L., 1975; R.Strassoldo.
Centre-Periphery and System-boundary: Cuiturological Perspectives// Centre and Periphery. Spatial Variations in
Politics. Ed.by J.Gottraan. L., 1980
12 WJLaquer. The new terrorism: Fanatism and the arms of mass destruction. L., 1999; J.J.Rowe. THE TERRORISM
ACT 2000II The criminal law rev. L., 2001; M.Flory. Terrorism and international law. L., 1997
13 T.Nairn. Internationalism and Second Coming. L., 1993; T.Nairn.After Britain. L., 2000
T.Nairn. Faces of Nationalism: Janus Revisited. L.,1997; T.Nairn. The Break-Up of Britain: Crisis and Neo-Nationalism. L.,1977
14 Э.Хобсбаум. Нации и национализм после 1780 года. СПБ., 1998; E.Hobsbaum Ethnicity and Nationalism in
Europe Today. L., 1992; Brabaker R. Myths and misconceptions in the study of nationalism? II The state of the nation:
Ernest Gellner and the theory of nationalism II Ed.by Hall J.A. Cambridge, 1999; Gellner E.Nations and nationalism.
Oxford, 1983; A.Smith. The ethnic origins of nations. Oxford, 1986; O'Leary B. Ernest Gellner's philosophy of
nationalism? It The state of the nation: Ernest Gellner and the theory of nationalism II Ed.by Hall J.A. Cambridge,
1999
первостепенного субъекта межнациональных отношений Великобритании (Т.Камусела, МКормак, Р.Карклинс, К.Д.Мак Рэй).15
На основе документов парламента Великобритании проанализирован разнообразный материал о дискуссиях в высших эшелонах власти Великобритании по поводу способов и методов решения кризиса в Ольстере, показана как внутрипартийная борьба в партиях консерваторов и лейбористов, так и их противоречия друг с другом. Впервые рассмотрены причины и следствия инкапсуляции католической общины Ольстера и роль этого процесса в североирландском кризисе.
Рассмотрены особенности развития межнациональных взаимодействий Шотландии и Уэльса, выявлены их отличия от североирландского кризиса. Кроме того, в диссертационном исследовании осуществлены и введены в научный оборот оригинальные переводы британских политических документов и текстов в сфере национальных отношений (тексты работ МХечтера, Р.Страссольдо, ТНейрна, Дж.С.Ферниволаидр.).
Положения, выносимые на защиту:
Для преобладающей части дискуссий на базе современных британских концепций по национальному вопросу характерно доминирование идей мультикультурности, глобализма, плюрализма, аккультурации, многонационального общества и глобальной интеграции (Э.Д.Смит, Э.Геллнер, ММанн, Дж.С.Фернивол, Д.Миллер), что является отражением современных тенденций межнациональных отношений на территории Соединённого Королевства.16
В концепциях МХечтера и Р.Страссольдо ведущей является идея о том, что если в отношениях между центром и регионами доминирует центральная
15 Camusefa Т. Language as an instrument of nationalism in Central Europe If Nations and nationalismCambridge,
2001; Cormack M Minority languages, nationalism and broadcasting: the British and Irish examples II Nations and
nationalism. Cambridge, 2001, Vol.6; Karklins R. Ethnoplurahsm: panacea of nationalism in Central Europe? II
Nationalities papers. L., 2000. Vol.28.Jfe2; The Blakwell Encyclopedia of Political Institutions.Oxford, 1987
16 Mller D. On nationalhy.OxfoTd, 1995;
J.S.Furnivall. Colonial Policy and Practice. L., 1948; M.Maim. Nation-States in Europe and Other Continents: Deversifymg, Development, not Dying. L., 1993; M.Mann. Gender and Stratification, History of Power from Beginning to A.D. 1760. Vol.1: The Sources of Social Power.Cambridge, 1986; B.Ostendorf. The paradox, of tolerance II The end of tolerance?. L., 2002
12 власть, тогда статус периферии-региона аналогичен статусу колониального владения под контролем метрополии-центра, а если доминируют регионы, то наблюдается увеличение дезинтеграционных тенденций. Конфликтность взаимоотношений центра и регионов в Великобритании заключается в подчинённом колониальном положении регионов и, как следствие этого, происходит активное сопротивление регионов модернизационным идеям центра. Регионы, тем самым, испытывают склонность больше к традиционному способу развития, ориентируясь на индустриальные отрасли экономики.
3. Нарастание дезинтеграционно-автономистских (деволюционных)
процессов находит своё воплощение в работах британских авторов,
выдвигающих идеи постепенной деволюции как формы сохранения единства
Великобритании (Т.Нейрн и др.).
4. Для работ Э.Д.Смита и Э.Хобсбаума общей является идея о
неотрывности существования и формирования нации как политического
субъекта в контексте исторического процесса.17 Характерно восприятие нации
как исторического конструкта, строго защищающего свою историческую
преемственность. Степень активности национализма тесно связана с внешне и
внутринациональными процессами в Великобритании, что находит отражение
в характере межэтнических взаимодействий.
5. В концепциях У.Лакера, М.Флори, Дж.Дж.Роув подчеркивается связь
мировой террористической угрозы и межнациональных этнических проблем и
проводится идея мировой солидарности, которая необходима для успешной
борьбы с терроризмом и предотвращения террористической опасности.
Хронологические рамки исследования - вторая половина 20 века. Британские концепции по национальному вопросу второй половины 20-го века в Великобритании дают возможность уяснить формы межнациональных
17 Kidd С. British identities before nationalism: Ethnicity and nation hood in the Atlantic World, 1600-1800. Cambridge, 1999;
13 отношений в стране, определить их типологию, природу взаимодействия и . выявить дальнейшие тенденции его развития.
Методологической основой работы выступили историко-политологический подход; методы сравнительного и комплексного анализа; методологические и теоретические выводы, представленные в трудах отечественных и британских авторов по истории политико-правового и социально-политического аспекта исследования межнациональных отношений.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
Результаты диссертационного исследования могут послужить основой для
дальнейшего углубленного анализа ковдепций в сфере национальных
отношений, для более глубокого изучения особенностей межнациональных
проблем, как в Великобритании, так и в мире в целом. Материал диссертации
может способствовать дальнейшим усилиям по выработки подходов к
I пониманию межнациональных конфликтов и определению методов и способов
I их разрешения с целью перенесения положительного зарубежного опыта на
* российскую почву.
Кроме того, выводы, изложенные в работе, могут быть использованы в учебном процессе при разработке курсов и спецкурсов по истории современных политических учений, этнополитологии, политической конфликтологии.
Апробация работы.
Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях
автора.
*
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Основные вехи истории национального вопроса в Соединённом Королевстве
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии является крупнейшим многонациональным государством Западной Европы. Кроме господствующей нации - англичан, на его территории проживают различные народы: шотландцы, валлийцы, ирландцы, ольстерцы, щветные» выходцы из стран Содружества, малые народности острова Мэн и Нормандских островов, эмигрантские группы из ряда стран Европы. Территория Великобритании состоит из трех исторических областей - Англии, Шотландии и Уэльса, объединенных в рамках унитарного государства. Северная Ирландия является частью исторической провинции Ольстер, насильственно отторгнутой при разделе Ирландии в 1921 году.
Шотландская нация - вторая по численности (около 5,5 млн. человек, считая шотландцев, проживающих в Англии) после англичан.18
Национальная общность Шотландии формировалась в пределах шотландского государства, бывшего до 1707 года независимым. Сюда можно причислить около 100 тыс. гэлов, представляющих особую этнографическую группу19. Важной характеристикой шотландцев как этнической общности является их верность народным обычаям и традициям, рост национального самосознания и националистических настроений. Из-за структурных изменений в экономике Запада в состоянии перманентной стагнации находились те промышленные регионы стран Запада, где преобладали так называемые традиционные экономические отрасли, и в их числе многие национальные районы.
Особенно острые формы кризис принял в национальных районах, проблемы которых осложнялись политическим и культурным неравноправием проживающего там населения. Относительное ухудшение условий жизни (в сравнении с положением господствующих наций), отсутствие, как правило, какой-либо автономии, сочеталось нередко с гораздо более открытыми нарушениями элементарных демократических свобод населения, дискриминацией по языковому, религиозному признакам и т.п.
Британские острова являлись одним из ярких примеров кризиса в сфере национальных отношений. Затяжные формы здесь приобрел национальный конфликт в Северной Ирландии. Постоянно высокий уровень безработицы в периферийных районах страны приводил, с одной стороны, к сужению внутреннего рынка и к падению производства в обслуживающих отраслях, а с другой - к значительной миграции населения в более благоприятные в экономическом отношении районы страны, в первую очередь на Юго-Восток Великобритании, в Лондон и его окрестности. Так как основную часть покидающей депрессивные районы рабочей силы составляла молодежь, население в этих регионах старело, снижался экономический потенциал его активной части, что неизбежно приводило к падению производственных возможностей района и к закреплению их депрессивного положения. Следствием последовательного ослабления позиций британского колониализма и экономических показателей к середине 60-х годов стало обострение национальных проблем, которое вылилось в противостояние двух общин в Северной Ирландии, а в Шотландии и Уэльсе приняло значительные формы движение за самоуправление. В результате ломки хозяйственной специализации в 50-60-е годы пришли в упадок старые отрасли промышленности - судостроение, угольная отрасль, металлургическая и текстильная, которые составляли основу экономики Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
В послевоенные годы население британских национальных окраин наиболее остро ощущало перепады рыночной конъюнктуры, экономические кризисы, страдало от хронической безработицы и инфляции. Причем особенно отставали в развитии «новые» отрасли экономики, широко использующие достижения научно-технической революции и научно-технического прогресса, а также производство товаров массового потребления. Обсуждение законодательства в общебританской палате общин относительно проблем Шотландии не превышало 4% общей длительности заседаний парламента Соединённого Королевства. В подобной ситуации местные законы просто навязывались стране.20 Так, закон 1979 года об уголовном законодательстве Шотландии, принятый правительством МТэтчер вопреки несогласию населения, призван был ограничить гражданские и политические свободы, в том числе проведение демонстраций, маршей протеста и другие формы национально-демократического движения. 21
В 1603 году была образована уния между шотландским и английским королевствами. Ослабленная религиозными конфликтами и внутренней анархией, Шотландия была окончательно интегрирована в Английское Королевство по Акту об Унии (1707 г.). После заключения англо-шотландской Унии 1707 года политическая жизнь Шотландии подверглась ряду ограничений: парламент был упразднён (одновременно Шотландия получила право избирать представителей в английский парламент).
Только в середине 19 века в стране зародилось национальное движение. Под его давлением английское правительство пошло на ряд уступок: увеличило парламентское представительство Шотландии и восстановило должность секретаря по делам Шотландии, упраздненную в 1745 - 1746 гг. В мае 1886 года представители различных политических партий и организаций основали Шотландскую ассоциацию самоуправления, поставившую целью добиться восстановления парламента Шотландии в Эдинбурге. Движение за самоуправление отражало рост чувства национального самосознания шотландцев.
К вопросу об идейных корнях современных британских концепций
Необходимо заметить, что автор не ставил своей задачей обобщить все существующие школы, направления и течения в современной социально-политической мысли в сфере национальных отношений, а представил наиболее основные и важные в контексте современной ситуации межнациональных отношений на территории соединённого Королевства.
Проблемы, связанные с различными проявлениями этничности требуют от людей адекватного восприятия их и понимания. Специалистами исследуются различные аспекты этих проблем: психологический, культурный, политический, социальный. Проблема этничности и межнациональных отношений сложна и многогранна и каждое научное направление или школа представляет свою теоретическую интерпретацию происходящих событий.
Модернистская школа (Э.Геллнер, Э.Хобсбаум) трактовала этнокультурное единство наций как искусственно сконструированный элитами и интеллигенцией, «воображаемый», по выражению, введённому в употребление Б.Андерсоном, конструкт - «инструмент обслуживания экономических и политических потребностей». 45
Сфера этнических взаимодействий многогранна и затрагивает практически все компоненты жизни индивида и социума, включая экономическую, культурную, политическую сферы, межгрупповые и международные отношения. При анализе конкретных ситуаций в сфере национальных отношений важно учитывать теоретические предпосылки к данному процессу. Для каждого народа характерен свой собственный менталитет, культурные черты и стиль поведения. Значение этничности в отношениях между народами довольно чётко проявляется в политической сфере. Этнических групп, которые в своём развитии достигают уровня этноса, насчитывается в настоящее время несколько тысяч, в то время как количество современных государств не достигает и 200.46 Следовательно, государств с этнически однородным составом населения немного, а большинство стран имеют полиэтничную структуру, являясь многонациональными. Проблема отношений между отдельными народами, между национальными меньшинствами и большинством в таких странах становится важной составляющей политического процесса. Если власть не способна в полной мере достичь интеграционной схемы взаимоотношений, которую одобряли бы по крайней мере относительно крупные этнические группы, то национальные проблемы приобретают очень сложное и кризисное развитие. Этничность тогда часто выступает основой для политико-национальной мобилизации при использовании экстремистских и сепаратистских призывов, апеллируя к автономии, суверенитету или независимости.
Существует ряд социологических подходов к изучению причин существования этничности. Один из них - примордиалнстский, который рассматривает этничность как врожденное качество человека, врождённую характеристику человеческого бытия, существующую от рождения и до смерти человека. В соответствии с подобным подходом этничность не может распространяться в обществе посредством социальной мобильности.
Примордиализм - это представление об изначальности этнических категорий, об этничности как об изначальном свойстве человечества. Социальная версия примордиализма понимает этничность как социальное явление, присущее всем стадиям человеческого общества (К.Гирц, Ван ден Берг, Э.Шилз, Э.Смит, ДЖ.Армстронг, У.Коннор, Д.Горовиц).
.Другой социологический подход - инструменталистский (теория ситуативной этничности). Он рассматривает этот феномен как своеобразную реакцию группы людей на определенные ситуации, в которых такая группа оказывается. Этничность при данном подходе - источник ресурсов, к которому люди обращаются, когда других источников оказывается недостаточно для достижения поставленной цели и сохранения своеобразия. В обычных условиях, согласно подобной точке зрения, этничность может носить латентную (скрытую) форму, никак не проявляться внешне или даже вовсе быть игнорируемой, а активизироваться только в кризисные моменты.
Инструментализм (Дж.Ротшильд, ПБрас, М.Эсман) характерен тем, что этническая и национальная идентичность открыты для манипулирования со стороны элит, изменяя свою структуру в зависимости от текущих обстоятельств.48
Третий подход - конструктивистский (структурная теория анализа этничности). Данный подход не отрицает первоначальности этничности, которая лежит в основе существования различных этнических групп, но её дальнейшее существование рассматривается исключительно через призму социальной структуры общества. Следовательно, первоначальная сущность этничности только дополняется социальными потребностями человека, при этом социальная сущность играет более важную роль, чем его принадлежность к какому-либо этносу. Люди апеллируют к этничности тогда, когда социальные факторы не обеспечивают им достижения нужной цели. В качестве последних могут выступать экономические или политические интересы этнонациональных групп.
Смысл конструктивизма состоит в том, что человеческие установления, институты, которые представляются внешними обстоятельствами человеческой деятельности, являются её продуктом, приобретая видимость обособленной реальности (П.Бергер, Т.Лукман).49
Общетеоретические концепции по национальному вопросу (вторая половина 20 века)
Возрождение этнической активности в западных странах показало важную особенность этнических процессов - достижения даже успешной этнической юпеїрации и ассимиляции не всегда выступают как необратимые процессы. Многие традиционные принципы либеральной западной мысли в сфере национальной проблематики потеряли свою устойчивость. Кризис политики ассимиляции проявил слабые места гражданской модели государства-нации и той философии, из которой она произошла. Проявилась теоретическая ошибочность недооценки этнических процессов.
В британской политической науке за последние десятилетия появились многочисленные и разноплановые теоретические исследования вопроса национальных отношений, межэтнических конфликтов, наций как социально-политических общностей и феномена этничности. Двумя главными полярными «школами» в изучении этничности выступили уже упоминавшиеся нами «примордиализм» и «инструментализм». Первый настаивает на существовании этничности как вечного компонента, связывая её с генетически наследуемыми антропологическими механизмами (социобиологическая концепция П.Ван ден Берга) или инерционностью многовековых культурно-духовных традиций (теория К-Гирца и др.). б5 Второй подход рассматривает этничность в узком чисто социальном аспекте, утверждая, что это явление, формирующееся в процессе борьбы за материальные и иные ресурсы в обществе.
Хотя антрополога и обнаружили разные физические типы практически во всех этносах, субъективная вера и общее происхождение также способна затрагивать эмоциональные механизмы солидарности, свойственные человеческой природе, что при этом не отрицает роль психобиологического фактора
Широко признаётся то, что этничность представляет собой не просто культурный базис политики, так как и политика может решающим образом воздействовать на этничность. Этнические процессы (как слияния, так и дробления) могут вызываться комбинациями примсрдиалистских чувств и материальных расчетов.
С увеличением активности национализма как формы этнонационального протеста, контакты между группами, которые обладают осознанием своего уникального отдельного этнического наследия, имеют тенденцию к образованию и усилению чувства самобытности, что проявилось на Западе только во второй половине 20-го века. Это произошло потому что именно тогда интенсивность и характер коммуникаций достигли такой степени, которая привлекла самые широкие массы и стала угрожать сохранению этнического идентитета.
Национально-государственное единство часто составляло симбиоз с полизтничностью (или многонациональностью) даже в классических государствах - нациях Запада. В процессе своего развития культурная разнородность обществ значительно изменила структуру национального единства. Глобальные и полиэтнические изменения не способствовали ликвидации культурных требований по вопросу существования наций. Некоторые, как шотландцы в настоящее время (5,1 млн. человек), являются достаточно многочисленными и имеют длительную историю собственной государственности.67
В западной социально-политической мысли особое влияние имеет точка зрения да этнический подъем как на следствие главным образом материального неблагополучия, отставания или экономической дискриминации. Существует мнение, что там, где экономика развивается хорошо, социальные, культурные и религиозные различия могут почти стираться, а процесс ассимиляции тогда будет проходить легче.
В политической практике западных государств экономические решения этнических конфликтов заняли одно из главных мест. Разнообразный опыт самих западных стран, помимо теоретических исследований, свидетельствует между тем как о сложной проблематичной связи между экономическим развитием и этническими конфликтами, так и о принципиальной недостаточности экономических аргументов подобных построений. Экономическое неравенство и недовольство присутствуют во всех обществах и связаны они с региональными и этническими разделениями и различиями.
Эта различия являются следствием намеренно проводимой дискриминационной политики, но чаще всего они выступают следствием исторически унаследованного подчиненного положения тех или иных групп и особенностей их собственного развития. Диспропорции, как правило, складывались столетиями под воздействием не только социальных структур и процессов, но и особенностей географической среды обитания: наличия природных ресурсов, климата и т.д. Каковы бы ни были причины неравенства, протест против него занимает «все доступные ниши и извилины культурной дифферетщиации», из чего исходит концепция межэтнических взаимодействий видного социолога Эрнеста Геллнера.68 Согласно этой концепции, подвижность этнической географической структуры и мобильность населения дополнительно требуют объединяющей культурно-лингвистической структуры социальных связей. Возникает необходимость в определении ролей, которые могут играть, прежде всего, национальные культуры, что соответствует тем выводам, к которым пришёл Э.Геллнер, анализируя экономическую инфраструктуру современного индустриального общества Люди постоянно будут зависеть от культуры, а культура постоянно требует стандартизации в рамках достаточно обширных пространств и нуждается в подпитке при помощи централизованных государственных институтов.
Дискуссии по проблеме национальной автономии Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии в британской социально-политической мысли
Национальные проблемы Шотландии и Уэльса имеют ряд схожих черт с национальным вопросом в Северной Ирландии. В основе их обострения находятся общие социально-экономических причины: все три национальных района Соединенного Королевства относились в середине 20 века к числу экономически депрессивных. Но в то же время между ними существовали и определённые различия. Так, основная специфика национального конфликта в Северной Ирландии была обусловлена воздействием британской колониальной политики, которая поддерживала изолированность ольстерской этнической протестантской группы. Ни в Шотландии, ни в Уэльсе проблемы двух общин не было. Другим отличительным моментом национальных проблем Шотландии и Уэльса от Северной Ирландии являлась большая степень их интеграции в экономическую, политическую и идеологическую структуру Великобритании в целом. Жители этих районов, став британцами, никогда не переставали сохранять свой внутренний национальный потенциал и национальную культуру, по-прежнему ощущая себя шотландцами и валлийцами.
Местные националистические партии, апеллируя к ущемленным национальным чувствам своих граждан, провозглашали трансформирование Шотландии и Уэльса в независимые государства, ссьшаясь на пример малых государств Европы - Швейцарии, стран Скандинавии, на их относительные успехи в экономике. В Уэльсе для националистов принципиальное значение приобрела кампания за развитие валлийского языка.
Реакцией на рост националистических настроений в обществе явились практические проекты и программы, которые пытались по-разному трактовать текущие события и предлагали свои планы по дальнейшему развитию межнациональных отношений в стране.
В 70-х годах в правящей лейбористской партии можно выделить три основных направления взглядов по отношению к национальным проблемам в Шотландии и Уэльсе. Первое направленеє отрицало существование в Шотландии и Уэльсе каких-либо национальных проблем. Поэтому национализм рассматривался как крайне правое, реакционное течение «клетчатых тори» («tartan tories»). Рост влияния националистов и неудачи лейбористов сторонники данной позиции объясняли разочарованием части избирателей в политике правительства лейбористов. Отрицая в национальных движениях какую-либо демократическую основу, представители данной точки зрения считали рост популярности националистов временным явлением и не видели необходимости в каких-либо мерах по специальному реагированию на межнациональные проблемы в Соединенном Королевстве, а всякий шаг в сторону автономии считался ненужным и опасным.
Падение популярности лейбористского правительства, вызванное неудачами во внутренней политике, девальвацией фунта, сокращением расходов на социальные нужды, замораживанием заработной платы и т.д., сыграло одну из ключевых ролей в росте политического влияния националистических партий и движений.
Другую позицию, которую можно назвать регионалистской, сближало с первой отрицание национального характера проблем Шотландии и Уэльса. Регионалисты считали массовые национальные движения в национальных регионах Великобритании влиянием исключительно экономических факторов, общих для всех районов с депрессивной экономикой. По их мнению, в данном случае происходило ещё большее акцентирование на политике регионального программирования с целью улучшения местной экономической конъюнктуры. Для увеличения эффективности этой системы мер допускалась возможность некоторой автономизации регионов (В.Росс). Среди регионалистов выделялась позиция Дж.Силларса, в то время общественного деятеля в Шотландии. В работе «Не убивайте будущего Шотландии» он решительно отверг возможность любых уступок националистам, выступая против идеи автономного парламента. Он предлагает использовать ошибки националистов, используя прежде всего экономические достижения. Регионалистами отвергалась идея отделения Шотландии от Англии, а предложение о создании шотландского парламента казалось им несостоятельным. Они высказывались в пользу сильной центральной власти, которая могла бы обеспечить обществу контроль, необходимый для экономических достижений.
Сторонники третьей точки зрения считали, что рост влияния националистов вызван не просто недовольством политикой лейбористского правительства или тяжелым экономическим положением Шотландии и Уэльса, а целым комплексом причин, среди которых важную роль играет активизация национальных чувств. В этих условиях естественным выходом мог стать, по их мнению, тот или иной вариант автономии регионов Британии.
Автономия трактовалась как мера по укреплению демократии, необходимая в условиях дальнейшего роста централизации, усиления роли государства и назначаемых им органов в ущерб выборным институтам. Другим доводом в пользу автономии в Великобритании являлся тезис о том, что если шотландцы и валлийцы представляют собой самостоятельные нации, то им нельзя отказывать в праве на автономию.
Английское правительство лейбористов опубликовало 30 октября 1972 года. «Зеленую книгу» в качестве основы для дискуссии о будущем устройстве Северной Ирландии, а 20 марта 1973 года вышла в свет «Белая книга», содержащая план конституционньїх реформ в стране. Обращает внимание и идея об автономии для Шотландии и Уэльса, выдвинутая в 1968 году Р.К.Мерреем (в 1974-1979 гг. в лейбористских правительствах занимал пост лорд-адвоката Шотландии).130 Вместе с признанием необходимости сохранить экономическое единство страны содержалась идея признания стремления народов Шотландии и Уэльса к созданию выборных ассамблей. Эти ассамблеи дали бы им возможность оказывать влияние на решение вопросов, относящихся к Шотландии и Уэльсу, участвовать в обсуждении деволюпионных проектов, что не только не ослабило бы положение шотландских и валлийских парламентариев в Вестминстере, но и могло бы усилить единство страны. В пользу такого подхода высказался Р.К.Меррей и его сторонники.