Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Риторические приёмы повествования : функциональный и типологический аспекты Никитина, Елена Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитина, Елена Александровна. Риторические приёмы повествования : функциональный и типологический аспекты : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Никитина Елена Александровна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Елец, 2011.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1192

Введение к работе

Интерес к риторике как науке о формах и методах речевого воздействия на аудиторию, способах отбора и структурирования словесного материала возрастает в XX веке в контексте общей научной тенденции, акцентировавшей внимание на анализе организации повествовательного высказывания. В 60-70 годах XX века под влиянием структуралистской методологии в разных областях знания – антропологии (К. Леви-Стросс), языкознании (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон), семиотике (Л. Ельмслев) – формируется современная гуманитарная теория, получившая название «неориторики» (Х. Перельман). В отечественной традиции важнейшими предпосылками формирования неориторики явились работы формальной школы (В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум), исследования в области структурной и порождающей поэтики (Ю. Лотман, А. Жолковский, Ю. Щеглов).

Параллельно с литературоведением риторический анализ применяется к разнообразному материалу в рамках других областей знания: лингвистики (Р. Якобсон), семиологии (Ю. Лотман, У. Эко), психоанализа (Ж. Лакан), теории коммуникации и аргументации (Х. Перельман). В рамках семиотических исследований появляются работы по риторике таких невербальных систем коммуникации, как реклама (Р. Барт, У. Эко), архитектура, живопись, кинематограф (У. Эко, Ю. Лотман), мода (Р. Барт). В аспекте анализа языка художественных текстов внимание новой риторики в разное время сосредоточивается на проблемах риторики повествования и сюжетосложения (А.-Ж. Греймас, Ж. Женетт, Р. Барт, К. Бремон), риторических особенностей поэтической речи (Ц. Тодоров). Одним из главных подходов становится обращение при анализе нарративных структур к лингвистической теории, что обусловливает проекцию разного рода языковых категорий, таких как видовременные формы глагола, модальность, сочинительные и подчинительные связи синтаксических единиц, на область повествовательного текста.

Важной теоретической проблемой новой риторики становится вопрос о функционировании тропов и фигур речи в структуре повествовательного развёртывания. Наряду с работами Ж. Женетта, Р. Якобсона, Ц. Тодорова существенным этапом в развитии этой области выступила публикация в 1970 году исследования «Общая риторика» – коллективной работы учёных Льежского университета, известных как «группа ». В качестве базового условия обнаружения любого риторического приёма исследователями выдвигается известный ещё со времён античной риторики и получивший признание в работах современных теоретиков (Ж. Коэн, Ж. Женетт и др.) критерий нарушения. Обосновывая применение данного критерия, представители «общей риторики» объясняют появление фигуры не столько наличием отклонения как такового, сколько возможностью его «редукции» до нормы или смыслового инварианта. Данное исследование, посвященное анализу прежде всего поэтических текстов, предполагало возможность распространения указанного подхода и на область риторики повествования. Однако исследователи лишь намечают один из возможных способов анализа нарративных приёмов, апеллируя к повествованию как к одному из «почти неисследованных в риторике» типов дискурса. Обращение к проблеме функционирования риторических приёмов в повествовании и попытка произвести более точное описание механизма развертывания нарративных фигур и тропов определяют актуальность данного исследования.

Указанное выше рассмотрение критерия нарушения в качестве базового условия формирования повествовательной фигуры эффективно лишь в отношении ряда нарративных приёмов и не позволяет дать исчерпывающего описания всех видов риторических средств: «Не всякая фигура является аномалией, а следовательно, мы должны искать и другие условия её формирования». Привлечение дополнительного критерия «сукцессивности-симультанности» позволяет включить в научное описание ранее не задействованные приёмы, а также осуществить типологическую систематизацию фигур и тропов повествования – в этом состоит научная новизна диссертации.

Анализ риторики повествовательного высказывания требует уточнения ряда общетеоретических проблем:

– определения понятия композиции, предполагающего как узкую, так и расширенную трактовку данного явления;

– конкретизации представления о «норме» или «нулевой ступени» повествования, по отношению к которой риторические фигуры могут идентифицироваться как трансформации;

– рассмотрения вопроса о соотношении синтагматических и парадигматических связей элементов в повествовательном высказывании.

Объектом диссертационного исследования являются повествовательные тексты вербальных (литература), а также невербальных (кинематограф) знаковых систем.

Предметом исследования являются риторические приёмы повествовательного высказывания в качестве одного из базовых компонентов его структуры.

Исследование направлено на решение следующих задач:

– определение «нормы» или «нулевой ступени» повествования, по отношению к которой риторические фигуры могут идентифицироваться как трансформации;

– определение условий и границ применения критерия «нарушения»;

– поиск дополнительных критериев описания риторических средств;

– разработка методологического аппарата анализа риторических приёмов повествования;

Решение поставленных задач позволяет описать механизм развертывания риторических приемов в структуре повествования, а также создать их систематическую классификацию, включающую в анализ ранее не учтённые нарративные явления, в чём заключается основная цель настоящей работы.

Методологической базой диссертации являются разработки в области «общей» и «новой» риторики (концепции группы , Ц. Тодорова, Р. Барта), исследования по структурной поэтике, сюжетосложению, общей теории повествования (работы В. Шкловского и других представителей формального направления, а также Ю. Лотмана, Н. Тамарченко, В. Тюпы, Ж. Женетта, В. Шмида, К. Бремона, А. Жолковского, Ю. Щеглова), исследования в смежных областях знания: лингвистике и семиотике (работы Ф. де Соссюра, Р. Якобсона, Л. Ельмслева, Э. Бенвениста, У. Эко), психоанализе (работы З. Фрейда), теории кино (теоретические разработки С. Эйзенштейна).

Основными методами исследования являются структурно-семантический, системный, сопоставительный, типологический.

Теоретическая значимость диссертации обусловлена созданием модели описания риторических приёмов нарративного высказывания. Анализ и систематизация тропов и фигур в структуре повествовательного текста позволяют зафиксировать условия формирования производимого на читателя «риторического эффекта», что само по себе может быть рассмотрено в качестве вклада в общую теорию повествования.

Практическая значимость работы заключается в расширении возможностей анализа крупных повествовательных единиц, что может быть востребовано при подготовке общих курсов по истории и теории литературы, спецкурсов по теории повествовательных уровней, нарратологии, неориторике.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования систематически обсуждались в рамках научно-практических конференций и заседаний кафедры русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина. Основные положения работы докладывались на XXXI Международных толстовских чтениях «Л. Н. Толстой – это целый мир» (г. Тула, Ясная Поляна, 8-12 сентября 2008 г.), на Международной научно-теоретической конференции «II Кабдоловские чтения», посвящённой теоретическим и методологическим проблемам современного литературоведения и фольклористики (г. Алма-Аты, 11 декабря 2009 г.), в рамках Международного научного семинара «Роман И. А. Гончарова «Обломов» в контексте современного гуманитарного знания» (г. Елец, сентябрь 2007 г.), а также на междисциплинарном научном семинаре «Метафизическая драма Льва Толстого», проходившем по инициативе и при участии Центра общественных наук при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова (г. Елец, июль 2005 г.). По материалам исследования опубликовано 8 (восемь) статей, среди которых две – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Неотъемлемым условием порождения повествовательного текста является использование риторических приемов, обеспечивающих реализацию его поэтической функции и являющихся элементами его композиционной структуры.

2. Функционирование в тексте риторического приёма обеспечивается двумя условиями:

– критерием «нарушения» или отклонения от «нулевой ступени» повествовательного уровня художественного высказывания;

– установлением симультанных/сукцессивных связей между элементами тропа, фигуры.

3. Определяющую роль в организации риторической структуры повествования играют четыре типа риторических приёмов повествования: сукцессивные фигуры, симультанные фигуры, сукцессивные тропы, симультанные тропы.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Текст диссертации состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка в составе 169 позиций.

Похожие диссертации на Риторические приёмы повествования : функциональный и типологический аспекты