Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Становление профессионального изобразительного искусства Якутии и этническое самосознание художника 18
1.1. Картина мира.народа саха 18
1.2. Рудименты этнической картины мира в становлении профессионального искусства Якутии 31
1.3. Проблема примитива в изобразительном искусстве Якутии 37
Глава 2. Основные тенденции развития изобразительного искусства Якутии в период 1960-1980-х гг. и художественно-эстетическое самосознание художников 53
2.1. Жанровая система изобразительного искусства и стилевые поиски художников Якутии второй половины XX века 53
2.2 Этнические особенности мотивов и образов изобразительного искусства Якутии 1960-1980-х гг. (на примере графического наследия) 75
Глава 3. Художественно-эстетическое самосознание в изобразительном искусстве Якутии рубежа веков (1990 -2008 гг.) 83
3.1. Культурно-эстетические новации в изобразительном искусстве Якутии последних лет 83
3.2. Жанрово-стилевые особенности художественной палитры художников Якутии в период 1990 - 2008 годов 101
3.3. Роль Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) в репрезентации творчества художников Якутии 114
Заключение 129
Библиографический список использованной литературы 134
Приложения 156
Приложение 1. Биографические сведения о художниках Якутии 156
Приложение 2. Анкета для художников Якутии 166
Список иллюстраций 23 4
Иллюстрации
- Картина мира.народа саха
- Рудименты этнической картины мира в становлении профессионального искусства Якутии
- Жанровая система изобразительного искусства и стилевые поиски художников Якутии второй половины XX века
- Культурно-эстетические новации в изобразительном искусстве Якутии последних лет
Введение к работе
На рубеже тысячелетий интерес к проблемам культуры Якутии, к сферам духовной жизни человека и этноса продолжает расти. Это обусловлено, прежде всего, стремительным ростом самосознания, чувством исторической уникальности традиций якутского народа, его языка, обычаев...стремлением сохранить духовные ценности, начало которых коренится в глубине веков.
Народы Якутии сумели не только обжить студеный край, но и создать в экстремальных климатических условиях уникальную культуру, с имманентной формой художественного осознания социоприродного космоса, воплощенного в эпической поэзии олонхо, музыке варгана, орнаментально-декоративном искусстве.1
Сегодня изобразительное искусство Якутии является важной составляющей российского художественного процесса и «из явления сугубо местного, локального, провинциального уровня сумело подняться в своем общественном звучании до общероссийского признания, а целый ряд его лучших образцов обогатил отечественное изобразительное искусство».2
Это справедливое замечание, отражающее реалии художественной жизни Республики Саха, свидетельствует об актуальности диссертации — «Художественно-эстетическое самосознание художников Якутии на рубеже тысячелетий». Научный интерес к этническому и творческому самоопределению художника на современном этапе совершенно естественен, потому что этнос - категория историческая: ее содержание зависит от многих факторов: интенсивности и направленности межэтнических культурных контактов, от вариативности художественно-эстетических характеристик, от социо-культурных и идеологических сдвигов в этническом образе жизни, наконец, от степени проблематичности этнической принадлежности лица или
1 Габышева А. Л. Из истории собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) //
Золотая карта России : шедевры русского искусства : из собр. Гос. Третьяков, галереи и художеств, музеев
России : [альбом] / [ГТГ ; науч. ред., авт. вступ, ст. Г. Б. Андреева ; сост.: Г. Б. Андреева и др.]. - М.:, 2003 - С.
4.
2 Потапов И. А. Творческие проблемы художников Якутии (1945 г.- середина 1970-х гг.) / И. А. Потапов; РАН
СО ИЯЛИИ ; [отв. ред. В. X. Иванов ; рец.: А. Н. Осипов, Н. Н. Тобуроков]. -Якутск, 1992. - С. 3.
5 отдельных групп, населяющих край.
Художник - не гомункул, говорил О. Мандельштам. Стремление понять изменения, происходящие в смысложизненных ориентирах человека, нащупать главные точки концентрации его переживаний и рефлексий объясняет сегодня выраженную антропоцентрическую ориентацию всех гуманитарных наук. В этой связи искусствознание продолжает живо обсуждать вопросы о предназначении, возможностях и роли художника и художественного творчества. Дискуссии на эту тему характерны и для общественной жизни Якутии. Революционные новации, противоречия, болезненные процессы в искусстве минувшего столетия и начала нынешнего только усилили желание осознать значение новейших тенденций художественного творчества, меру участия художника в духовном становлении современного человека.
Заметим, что обычно искусствоведение сосредоточивается на явлениях и процессах, свойственных самому искусству. Художник, создатель, демиург чаще всего остается как бы в тени, которую отбрасывают его произведения, приобретающие самостоятельную жизнь. Вместе с тем, очевидно, что как только в поле осмысления произведения изобразительного искусства попадает личность автора, наши представления о художественном процессе и художественной жизни становятся богаче и полнее, а главное, более адекватными действительности. Каждая культурная эпоха воспитывает свой тип творца и свой тип зрителя, и нельзя не заметить, что в течение последних пятнадцати лет автор и реципиент искусства существенно изменились; при этом трансформировались как формы художественного творчества, так и способы их презентации, а также характер их бытования в новых условиях, в частности, условиях художественного рынка.3
За этими обстоятельствами явственно просматривается проблема профессионального самоопределения художника, смысла и социо-культурной, этнической целесообразности его деятельности. Такого рода проблемы
Шехтер Т. Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития / Т. Е. Шехтер // Современное искусство и отечественный художественный рынок — СПб.: СПбГУП, 2005. — С. 21.
становятся чрезвычайно острыми в годы перестройки общественного сознания, ломки прежних производственно-экономических отношений, трансформации форм собственности, наконец, изменении национальных отношений. Как известно, художник резонирует на подобные изменения прежде и сильнее других. Здесь, в сфере профессионального самосознания, болезненно переживаются надежды и разочарования, вновь и вновь рождаются вопросы о предназначении художника и путях искусства. В Якутии они имеют ярко выраженные коллизии, потому что появление и развитие художнических индивидуальностей связано с особыми обстоятельствами социо-культурной жизни якутского народа и их формированиме приходится на XX век, когда начинается процесс перехода от коллективного искусства к персонифицированному, когда впервые рождается художническая субъективность.
Решающую роль в становлении этого процесса играла русская культура. Творчество первых художников Якутии И.В. Попова, М.М. Носова, П.П. Романова формировалось под влиянием изобразительной культуры русской реалистической школы.4 Её мощное воздействие якутские художники испытывали и в дальнейшем, ибо многие из них закончили столичные художественные вузы и работали в тесном сотрудничестве со своими российскими коллегами.
Вместе с тем одним из существенных моментов развития якутского искусства на профессиональной основе была и остается его связь с народными родниками художественного творчества. Этническое художественное наследие и современное искусство находятся в тесном взаимодействии. Именно поэтому
4 Потапов И. А. Первые художники Советской Якутии : ( из истории становления якут, изобраз. искусства ) / И. А. Потапов ; АН СССР, СО ЯФ ИЯЛИИ ; [отв. ред. В. X. Иванов ; худож. В. С. Парников]. - Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 126 с: 9 л ил.; Потапов И. А. Начальные шаги якутского изобразительного искусства: общественная функция, идейно-тематическая направленность; 1920 -начало 1930-х гг // Творчество художников Советской Якутии : сб. науч. тр. / АН СССР, СО Якут, ин-т яз., лит. и истории ; [отв. ред. А. Н. Осипов]. - [Якутск]: Кн. изд-во, 1990. — С.4 —22; Потапов И. Старший из поколения первых // Творчество художников Советской Якутии: сб. науч. тр. / АН СССР, СО Якут, ин-т яз., лит. и истории ; [отв. ред. А. Н. Осипов]. - [Якутск]: Кн. изд-во, 1990. - С. 24-40; Михаил Михайлович Носов. К 70-летию со дня рождения и 50-летию художественной и научной деятельности. 1957. //Автор-сост. Л М. Габышев. - Якутск, 1959; Народный художник Якутии, лауреат премии комсомола Якутии Петр Романов (1902-1952): к 100-летию со дня рождения: каталог / Правительство Респ. Саха (Якутия) [и др]; авт.-сост. Г. Неустроева. -Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002-48 с: ил.
7 обращение исследователя к этническим художественным традициям заведомо необходимо и способствует более глубокому осмыслению национальной специфики искусства профессиональных художников Республики Саха. В структуре творческого сознания местных художников, в палитре и композиции созданных ими произведений такая связь требует пристального внимания. Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется стремлением проследить важнейшие изменения в художественно-эстетическом самосознании якутских художников в свете филиации традиционной картины мира народа саха.
Исходным для диссертационного исследования является творчество художников Республики Саха и сложившееся в науке представление о развитии изобразительного искусства Якутии, как составной части многонациональной культуры России XX века. При этом диссертант опирается на общие труды по отечественному искусству и, прежде всего XX века - К. Г. Богемской «Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке», В. Н. Прокофьева «О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительном искусстве)», научные труды С. М. Червонной об изобразительном искусстве в национальных республиках РФ и др.,5 имеющие большое значение для понимания художественного и культурного контекста, в котором зарождалось и развивалось изобразительное искусство Якутии.
Среди первых специальных работ, обобщающих теоретические и практические вопросы становления и развития якутского изобразительного искусства, важную роль в развёртывании сюжета диссертации сыграли
5 Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке / К. Г. Богемская; РАН; Гос. ин-т искусствознания М-ва культ. РФ. - СПб.: Алетейя, 2001. - 185 с; Прокофьев В. Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени: (к проблеме примитива в изобразительном искусстве) / В. Н. Прокофьев. // Примитив и его место в культуре Нового и Новейшего времени. - М., 1983. - С.6-28; Каменский А.А. Романтический монтаж. - М.: Советский художник, 1989. - 336 с; Степанян H. С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х / H. С. Степанян. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1999. -416 с; Червонная С. М. Живопись автономных республик РСФСР (1917 - 1977) / С. М. Червонная ; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит, искусств, Акад. худож. СССР. - М., 1978. - Гл. 1. Живопись автономных республик Дальнего Востока, Сибири и Урала. Якутская АССР. - С. 32-42.; Червонная С. Полиэтнический комплекс искусства народов СССР и пути его исследования / С. Червонная // Сов. этнография. -1991.-№6.-С.13-25.
8 фундаментальные труды И. А. Потапова: «Первые художники Советской Якутии», «Художники Якутии», «Творческие проблемы художников Якутии (1945 г. - середина 1970-х г.г.)». Методологическое и историко-художественное значение этих трудов заключено в том, что они написаны современником художественного процесса 1960-2000-х годов и активным участником художественной жизни тех лет. В монографии «Художники Якутии» характеристика творчества ведущих мастеров, анализ произведений, экскурсы в область общественной и культурной жизни создают живую картину исторического развития искусства республики. В книге «Творческие проблемы художников Якутии (1945 г. - середина 1970-х г.г.)» автор рассматривает основные тенденции развития, наметившиеся в изобразительном искусстве республики, начиная с первых послевоенных лет и до середины 1970-х годов. Широкий охват общественно-исторического фона и обширный архивный материал делают многомерным системный анализ происходивших художественных процессов. Отдельные важные замечания об искусстве семидесятых высказывает И. А. Потапов в книге «Художники Якутии», где представлены все виды искусства, хотя и несколько обзорно освещающие развитие изобразительного искусства Якутии с начала века до середины 1970-х годов.
Другой авторитетный исследователь В. X. Иванов в монографии «Развитие жанров в якутской живописи»7 рассматривает эволюцию сюжетно-тематической картины, портрета и пейзажа на примере якутской живописи в русле общих процессов развития отечественного искусства, завершая исследование семидесятыми годами XX столетия. В статье 3. И. Ивановой
6 Потапов И. Изобразительное искусство Советской Якутии / И. Потапов. - Л.: Худож. РСФСР, 1960. - 35 с: [13
л. ил]; Потапов И. А. Первые художники Советской Якутии : (из истории становления якут, изобраз. Искусства)
/ И. А. Потапов ; АН СССР, СО ЯФ ИЯЛИИ ; [отв. ред. В. X. Иванов ; худож. В. С. Парников]. - Якутск: Кн.
изд-во, 1979. - 126 с: 9 л ил.; Потапов И. А. Художники Якутии / И. А. Потапов. - Л.: Худож. РСФСР, 1983. -
199 с: ил. Потапов И. А. Творческие проблемы художников Якутии (1945 г.— середина 1970-х гг.) / И. А.
Потапов; РАН СО ИЯЛИИ; [отв. ред. В. X. Иванов ; ред.: А. Н. Осипов, Н. Н. Тобуроков]. - Якутск: ЯНЦ СО
РАН, 1992.-172 с: ил.
7 Иванов В. X. Развитие жанров в якутской живописи / В. X. Иванов ; АН СО ЯФ ИЯЛИИ ; [отв. ред. И. А.
Потапов ; рец.: С. Червонная и др]. -Якутск : Кн. изд-во, 1984. -67 с: ил. - Библиогр.: с. 67.
9 «Новые рубежи якутской живописи. 1975-1989 гг.»8 предпринята попытка систематизировать произведения этих лет, охарактеризовать творческую индивидуальность живописцев.
Значительный научный интерес для автора диссертации представляют монографии 3. И. Ивановой-Унаровой, ряд статей Л. Л. Подпругиной, И. В. Покатиловой, Т. П. Тишиной и других искусствоведов.9
Диссертант учитывает и ту научную работу, которую в настоящее время ведут сотрудники Национального художественного музея Республики Саха (Якутия): А. Л. Габышева, Г. А. Сафронова, Г. Г НеуСтроева, В. В. Тимофеева.
Альбом-каталог «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Изобразительное искусство Якутии»10 - это первое издание, где наиболее полно показано творчество якутских художников, составляющих основу музейного собрания, и, главное, дана оценка вкладу, сделанному в искусстве каждым мастером, начиная с первых художников и заканчивая современным поколением.
Другой альбом - каталог «Золотая карта России. Художественное наследие Якутии», важный для нашего исследования, явился результатом участия Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) во всероссийском проекте Государственной Третьяковской галереи «Золотая карта
Иванова 3. И. Новые рубежи якутской живописи. 1975-1989 гг. / 3. И. Иванова // Творчество художников Советской Якутии : сб. науч. тр. / АН СССР, СО Якут, ин-т яз., лит. и истории ; [отв. ред. А. Н. Осипов]. - Якутск, 1990.-С.47-66.
9Иванова 3. И. Этнические аспекты в изобразительном искусстве Якутии. / 3. И. Иванова // Проблемы региональной культуры и образование России на пороге 111 тысячелетия : материалы всеросс. науч. — практ. конф..., 20-23 сент. / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова [и др.] ; [редкол.: Б. Н. Попов, М. А. Абрамова, Л. А. Сидорова]. - Якутск, 2000. - С. 188-190; Иванова З.И. Художники Севера: этнические особенности образного восприятия мира//Циркумполярная культура: Памятники народов Арктики и Севера./Мат. Научно-практической конференции. Якутск:Северовед, 2000.- С. 104-107; Подпругина Л. Л. Отражение современных художественных процессов в якутской живописи 1970 - 1990-х годов : ( из собр. НХМ PC (Я) / Л. Л. Подпругина // Художественный музей : коллекции и культура края : материалы науч. конф. «Сукачевские чтения —1995». Вып. 4 - Иркутск, 1997. - С. 83 - 96; Подпругина Л. Л. «Отражение»: (групповой портрет молодых худож.) // Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) : сб. ст. / [ред. Г. Г. Неустроева]. - Якутск : Сахаполиграфиздат, 1999. - С. 39-41.
10 Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) : изобраз. искусство Якутии = Саха Республикатын Национальнай художественнай музейа : саха ойуулуур-дьуЬуннуур искусствота = The National arts museum of the Sakha Republic (Yakutia) : [альбом-каталог] / [Нац. художеств, музей PC (Я) ; науч. ред. И. А Потапов ; авт. - сост.: А. Л. Габышева (вступ, ст., нар. и декоратив. - приклад, искусство), Г. А Сафронова (живопись), Г. Г Неустроева (графика), Л. Л. Подпругина (скульптура) ; пер. на якут., англ. яз.: А. Шапошникова, С. Маркова]. -Якутск : Сахаполиграфиздат, 2002. -364 с: ил.
10 России».11 Искусство Якутии представлено тематическим разделом «Солнечные поводья Олонхо». Среди авторов - В. Р. Васильев, А. П. Мунхалов, В. С. Карамзин, М. Г. Старостин, Т. Е. Шапошникова, С. С. Парников. Особую часть альбома составляет декоративно - прикладное искусство: ювелирное, резьба по кости, шитье и вышивка.
Наряду с капитальными трудами музеем несколько лет издается серия «Мастера Саха-Арт» при активном участии Арт - галереи «Ургэл» и серия «Музей и художник». Это альбомы - монографии о Ю. В. Спиридонове, Ю. И. Вотякове, А. Д. Васильеве, И. А. Потапове, С. Н. Петрове, В. Г. Петрове, Г. М. Туралысове, О. М. Ковалевском, С. А. Егорове, достойно представляющие разнообразные аспекты творческой деятельности каждого из мастеров с богатым иллюстративным рядом.
Музеем изданы каталоги крупных выставок, имевших широкий общественный резонанс: «Якутские питомцы императорской — российской Академии художеств», «Искусство Якутии», «От олонхо к новой реальности. Искусство Якутии», «Олонхо. Этно-Арт», персональных выставок первого профессионального якутского художника П. П. Романова, графика А. П. Мунхалова, живописцев Э. И. Васильева, М. В. и М. М. Лукиных, А. Н. Осипова и др.
В докладах и сообщениях, представленных в сборниках «Диалог: музей и общество: Материалы I международной научно-практической конференции», в рамках проекта ЮНЕСКО «Культура мира в России - 2000», «Диалог: музей и общество: Материалы II международной научно-практической конференции» рассматриваются актуальные темы: музей и общество, приоритетные направления научно-практической деятельности музеев, культура и искусство края, учреждения культуры в новых экономических условиях.
Государственный музейный художественный комплекс «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)» : художеств, наследие Якутии : живопись, графика, нар. и декоратив.- приклад, искусство : [альбом - каталог выставки] / Гос. Третьяков, галерея, [ГМХК „Нац. художеств, музей Респ. Саха (Якутия)"], авт. ст. и сост.: Л. Л. Габышева, Г. А. Сафронова, Г. Г. Неустроева. - М.: Изд-во „Сканрус", 2002. - 95 с: ил. - ( Золотая карта России).
Вместе с тем, в истории изучения искусства Якутии есть очевидные лакуны. Современный период с 1990-х гг. по настоящее время остается практически не рассмотренным. Монография В. В. Тимофеевой «Образ мира в живописи и графике Якутии XX века»,12 посвященная проблеме реконструкции мифопоэтической картины мира, лишь частично отвечает на вопросы, заявленные в нашем исследовании. Мы не можем обойти вниманием отдельные статьи о якутском изобразительном искусстве российских искусствоведов, в частности, публикацию Л. Л. Златкевич, Т. А. Кубановой «Картина мира в творчестве современных якутских художников»,13 в которой на материале высказываний художников Якутии анализируется этническая картина мира. Последние работы кажутся особенно важными для диссертации, потому что именно картина мира фокусирует этнонациональное самоопределение художника. -
Ранее проблема самосознания художника становилась, главным образом, объектом социальной психологии. В психологических исследованиях прошлых лет проблема самосознания анализируется в контексте развития личности, ее связи с самооценкой и оценкой окружающих (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, И. И. Чеснокова и др.).и Системный анализ художественного сознания значительно реже становился предметом изучения.15 Разработке антропологических проблем искусства, психологии творчества, личности художника, изменению его статуса в разных типах обществ и филиации авторского самосознания посвящены статьи и книги О. А. Кривцуна,16 а также коллективная монография под его редакцией «Метаморфозы творческого Я
12 Тимофеева В. В. Образ мира в живописи и графике Якутии XX века : [монография] / В. В. Тимофеева ; Нац.
художеств, музей Респ. Саха (Якутия). - Якутск: [Изд. НХМ PC (Я)]. - 175 с: ил.
13 Златкевич Л. Л. Картина мира в творчестве современных якутских художников // Искусство Якутии : [альбом -
каталог] /Л. Л. Златкевич, Т. А. Кубанова; Нац. художеств, музей Респ. Саха (Якутия). -Якутск, 2005. - С. 28-38.
14 Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1978. - 56 с; Чеснокова И. И. Самосознание личности
/ И. И. Чеснокова // Теоретические проблемы психологии личности / под. ред. В. В. Шорохова. - М.: Наука,
1974.-209 с.
15 Закс Л. А. Художественное сознание : [моногр.] / Л. А. Закс; [рец.: В. В. Ким; ред. Е. Г. Понизовкина ]. -
Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1990. -212 с.
16 Кривцун О. А. Художник в истории русской культуры: эволюция статуса / О. А. Кривцун // Человек. - 1995. - №
1; № 3; Кривцун О. А. Личность художника как предмет психологического анализа / О. А. Кривцун //
Психологический журнал- - 1996. - № 2.
12 художника»,17 которая возникла как результат совместных усилий московских и петербургских искусствоведов, философов и психологов.
В предисловии к книге Олег Кривцун так сформулировал ее основное содержание: «Я» художника никогда не бывает завершено, «чем крупнее художник - тем в большей мере можно наблюдать в его Я избыток «Другого», то есть потребность, углубляясь в творческих исканиях, извлекать и претворять в произведениях новые измерения и свойства своего «Я». Следовательно, перед искусствоведами, философами, культурологами постоянно открываются все новые горизонты изучения граней авторского воображения, а так же фигур, ознаменовавших рождение новых типов письма, обозначивших перелом в понимании смысла искусства в культуре новейшего времени.
Как показывает анализ научной литературы, связанной с темой диссертационной работы, этнический аспект художественно-эстетического самосознания якутских художников еще не был темой специального исследования.
Цель диссертационной работы заключается в выявлении характерных особенностей этнонационального художественно-эстетического сознания якутских художников в стилевых и жанровых формах изобразительного искусства Республики Саха. Творческие проблемы, художественно-эстетические интенции якутских художников прослеживаются в основном на материале живописи и графики. Задачи диссертации вытекают из общего направления исследования, его теоретических установок и предполагают последовательное решение поставленной цели:
1. Выявить основные этапы предыстории становления художественного сознания в сфере профессионального изобразительного искусства якутского народа.
17 Метаморфозы творческого Я художника: [Коллективная монография] / отв. редактор О. Л. Кривцун. - [Тула; указано: Москва]: Памятники ист. мысли, 2005. - 376 с.
Проследить тенденции взаимодействия народно-традиционного и профессионального искусства и рождение новых форм художественного творчества.
Выяснить основные эстетические устремления в изобразительном искусстве Якутии второй половины XX века как отражение исторической филиации художественного мышления.
Дать анализ стилевых исканий в якутском изобразительном искусстве последних десятилетий: проследить жанровые предпочтения и особенности композиционных решений, определить новации в художественно-эстетическом самосознании современных художников.
Охарактеризовать выставочную деятельность творческих объединений на современном этапе и ее роль в манифестации этнического самосознания.
Обобщить данные исследования и определить особенности художественной картины мира, характерной для современного изобразительного искусства Якутии.
Объект исследования - изобразительное искусство Якутии.
Предмет исследования — художественно-эстетическое самосознание художников Республики Саха (Якутия).
Хронологические рамки исследования охватывают три историко-хронологических этапа, которые наблюдаются в развитии профессионального изобразительного искусства Якутии: первый этап - с 1920-х до 1950-х годов -период становления в республике профессионального искусства, постепенного развития и утверждения различных его видов и жанров; второй этап - с 1960-х до конца 1980-х годов - период зрелой и плодотворной деятельности сформировавшегося коллектива художников; третий этап - современное изобразительное искусство (1990-е-2000-е гг.), который преемственно связан с предыдущими и вместе с тем существенно отличается от них. Он характеризуется сменой ориентиров во всех областях, в том числе и в искусствоведческой науке, которая становится все более регионально
14 ориентированной.
Методологической базой диссертации в этнокультурологическом ракурсе стали исследования М. Элиаде «Очерки сравнительного религиеведения», Д. Фонтенроуза «Обрядовая теория мифа», Е. М. Мелетинского «Поэтика мифа», труды Г. Д. Гачева о национальной картине мира, Л. Н. Семеновой «Эпический мир олонхо», статьи по мифопоэтическому мышлению якутов Л. Л. Габышевой, а также исследования по семиотике искусства Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского.18
В философско-эстетическом ракурсе методология исследования опирается на труды К. Г. Юнга «Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству», М. М. Бахтина «К методологии гуманитарных наук», Э. Панофского «Иконография и иконология», Э. X. Гомбриха «О задачах и границах иконологии», Г. Г. Гадамера «Актуальность прекрасного», на исследования в области изобразительного искусства М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера, Н. Н. Волкова, Д. В. Сарабьянова.
Наиважнейшим источником изучения являются, прежде всего, художественные произведения мастеров современного изобразительного искусства Якутии - живописцев, графиков. Дополнительную значимость имеет информация, почерпнутая из личных встреч и бесед диссертанта с деятелями искусства, в частности с художниками, с искусствоведами, сотрудниками Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Эти интервью позволили осмыслить и проанализировать динамику и перспективы развития национального изобразительного искусства, особенности творчества отдельных его представителей, их связь с народными традициями и
18 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский; [ АН ССР, Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького] - М.: Наука, 1976.- 407 с; - (Исследования по фольклору и мифологии Востока); Национальные образы мира: Общие вопр. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский / Георгий Гачев ; [Предисл. Е. Сидорова] - М.: Советский писатель, 1988. - 448 с; Семенова Л. Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика/Л. Н. Семёнова - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2006.- 232 с; Габышева Л. Л. Цвето - и зоосимволика в якутском эпосе олонхо // Советская тюркология. -1984. - № 3. - С. 18-23; Габышева Л.Л. Пространственно-временная лексика и цветовая метафора в текстах олонхо // Язык-миф-культура народов Сибири. Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 1994. - С.3-23; Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб.: Искусство, 2000. - 704 с.
15 европейской культурой, особенности национального стиля, соотношение «национальное-интернациональное» и т.д.
Для решения поставленных целей и задач потребовалось сочетание нескольких исследовательских методов:
Мифокритический, выявляющий роль архетипов в формировании профессионального художественного мышления.
Художественно-стилистический, анализирующий композиционные и живописно-графические особенности творческой манеры художников Якутии.
Иконографический и иконологический, исследующие филиацию мотивов и символику художественного образа.
Сравнительно-исторический и сравнительно-типологический, определяющие содержание преемственности в искусстве Якутии и диалога современности с этнической традицией.
Творческо-генетический, опирающийся на результаты анкетирования деятелей изобразительного искусства Республики Саха (Якутия).
Теоретическая значимость и научная новизна диссертации заключается главным образом в том, что:
современное изобразительное искусство Республики Саха представлено как часть единого художественного процесса, обусловленного историей формирования художественно-эстетического самосознания народа саха в XX - начале XXI века;
современное художественно-эстетическое самосознание художников Якутии рассматривается как самостоятельный предмет исследования;
впервые прослежена филиация художественно-эстетического самосознания художников в изобразительном искусстве двух последних десятилетий в свете этнической картины мира.
Научная новизна раскрывается в положениях, выносимых на защиту:
1. Символический мир и структура художественного пространства в произведениях профессиональных художников советской Якутии довоенного
времени несет на себе отчетливые следы этнического самосознания.
В изобразительном искусстве Якутии 1920-1930-х гг. заметным явлением становится экспансия «примитива» как феномена «третьей культуры».
В 1960-е годы прослеживаются две взаимосвязанные тенденции: стремление художников решать творческие проблемы, вставшие перед мастерами советского искусства, и желание развивать свой узнаваемый национальный стиль, понимаемый как эстетический облик народа саха.
Во второй половине 1970-х — 1980-е годы в якутском изобразительном искусстве заметна тенденция к развитию мифопоэтической содержательности живописных и графических произведений, связанной с традиционной культурой.
В 1990-2000-е годы формируется «генетический» код пластической и живописной культуры северного края: преобладание цвета над линией, декоративность и монументальность композиций, элиминация нарративного элемента в художественном сюжете, актуализация вневременного смысла изобразительного текста и концептуализация этнической картины мира, претендующей стать репрезентативной для художественно-эстетического самосознания художников Республики Саха (Якутия).
Содержащиеся в работе выводы и аргументированные положения могут стать основой спецкурсов и учебных курсов по истории якутского изобразительного искусства, истории этноэстетического своеобразия художественной культуры якутов, могут использоваться в формировании концепции межэтнического современного искусства Республики Саха (Якутия) и разработке стратегии комплектования собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) произведениями современных якутских художников, а также в подготовке выставок и музейных экспозиций.
Основные положения работы сообщались в докладах на научных конференциях: научная конференция «Первые Потаповские чтения»,
17 посвященная памяти первого искусствоведа Якутии И.А. Потапова (Якутск, 2007); II Всероссийская научно-практическая конференция «Искусство народов Сибири. История и современность» (Омск, 2008); региональная научная конференция «II Потаповские чтения» (Хабаровск, 2008); международная научно-практическая конференция «Художественная жизнь Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (Владивосток, 2008); III Всероссийская научно-практическая конференция «Диалог: музей и общество» (Якутск, 2008) и в публикациях диссертанта по проблемам современного изобразительного искусства Якутии.
Материалы данного исследования были также использованы в организации выставок «Искусство Якутии» (Санкт-Петербург, ЦВЗ «Манеж», 2005), «От олонхо к новой реальности. Искусство Якутии» (Москва, Галерея Зураба Церетели, 2007).
Картина мира.народа саха
О наличии народа говорит сам факт осознания себя представителями населения какого-либо историко-географического анклава или социокультурного коллектива в качестве некоего целого и идентификации отдельных групп с этим целым, помимо идентификации с семьей, с городом, профессиональным сообществом и т.д.
Объективно за осознанием человека своей причастности какой-либо этнической общности стоит разное содержание, связанное с» различным социальным и культурным наполнением Образ этой общности может расширяться- до грандиозных масштабов, вбирая представителей нации или разных наций во многих поколениях. Но он может и сужаться до людей одного поколения, объединенных общей судьбой.
В традиционном этническом коллективе и этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативнои, эстетической и художественной деятельности.22
В настоящее время подобные сообщества испытывают мощное давление извне в силу глобальных процессов, которые приводят к разрушению устоявшихся модусов мышления, устоев морали, этнических и национальных традиций и зарождению унифицированного сознания... эти процессы протекают .одновременно с усиленным стремлением к национальной идентификации, ибо национальные культуры столкнулись с различного рода проявлениями спонтанной унификации, в частности, с копированием чужого, так называемого «западного», «американского» образа жизни, стиля мышления и ценностей.
В результате возникло стремление народа к сохранению своей этнокультурной, национальной идентичности. Появилась потребность национальной консолидации, попытки выработать в новых социальных условиях интегрирующий национальный идеал, «охранение» и обособление своей национальной мифологии, культуры, истории.
Стремление к идентичности в социокультурном смысле представляет осознание определенной традиции, совокупности устойчивых черт, позволяющих той или иной группе, этнической или социальной, отличать себя от других, и тем самым определять свое место и роль в системе социокультурных отношений. При этом традиционно-культурные основания национального бытия (аккумулирующие принадлежность народа к определенной религиозной традиции, его ментальную своеобразность, опыт его исторической судьбы) предопределяют и типологию актов самосознания, осуществляемых творческими представителями нации, преемственность . В свою очередь, искусство того или иного этноса оказывает мощное влияние на развитие сознания и самосознания этнического коллектива.23
Дело в том, что национально-культурное самосознание, как и всякое самосознание, есть функция не анонимного сообщества, а конкретной человеческой личности, будь то поэт, писатель, художник, мыслитель ... Именно творческая личность является органом национального духа, проявляя сквозь призму своего внутреннего мира, своего разума духовную особенность соборного «Мы». Говоря обобщенно, культурное самосознание есть процесс выявления совокупностью творческих личностей самобытности своего народа, его отношения к иным нациям и его функций в глобальном культурно-историческом развитии.
Согласно точке зрению известного английского философа, исследователя теории наций Эрнста Гельнера, этническая и национальная идентичность предполагает общество с высоким типом культуры, которую разделяют все граждане вне зависимости от их социального положения. Основная роль в формировании национальной идентичности, по Э. Гельнеру, принадлежит единому национальному языку.
Если взять за основу данное положение и рассмотреть центрально-азиатские народы, то теория Гельнера нуждается в критическом осмыслении, так как не коннотируется с регионом саха, поскольку здесь необходимо учитывать, что Якутия как республика входила в состав бывшего Советского Союза и, естественно подверглась интенсивной русификации, что имело как позитивные, так и негативные последствия.
Согласно определению другого видного представителя теории этносимволизма Э. Д. Смита, национальная идентичность есть «поддержание и постоянное воспроизводство определенного склада, набора ценностей, символов, воспоминаний, мифов и традиций, которые составляют отличительное культурное наследие нации, а также идентификацию отдельных индивидуумов с этим набором ценностей, символов, воспоминаний, мифов и традиций».
Следовательно, мы можем полагать, что самым принятым и распространенным подходом к постижению этнической или национальной самоидентичности является самосознание нации или этнического коллектива, манифестируемое через историю, язык, культуру, традиции, мифы и т.п.
Традиционный миф есть одна из базовых, глубинных реальностей сознания и современного человека. Такой миф есть предельное и образное обобщение действительности в ее нерасчленённости и диффузности. С помощью мифа люди творили образную картину действительности, объединяющую в себе закодированный (посредством архетипов) опыт данной конкретной этносоциальной общности. Традиционные мифы содержали в себе представления о наиболее значительных параметрах существования социальной общности: различение «свой - чужой», организацию пространства и времени, представления о метафизических сущностях...25 Таким образом, мифы представляет определенную картину реальности, имманентной человеку, они являются коллективным верованием и выступают чрезвычайно успешным механизмом эмоциональной, психологической, духовной и этнической консолидации общества.
Акты современного развития национальной самоидентичности народа саха проявились, прежде всего, через возрождение этнических ценностей, символов, мифов, традиций, событий языка и истории, которые в комплексе составляют национальное культурное наследие. Следовательно, этническая, национальная самоидентичность в своей основе имеет духовные, культурные основания, выражающиеся в формировании этнонациональной картины мира.
Национальная картина мира - это способ целостного отношения человека к миру как всеединству; она представляет собой упорядоченную систему ценностных представлений. Анализируя содержание этой дефиниции у выдающегося социолога XX века М. Вебера, немецкий ученый В. Шлюхтер пишет, что это прежде всего «истолкование отношения человека к миру», взятому «как космос естественных и смысловых связей» и постигаемому сквозь призму постулата о существовании «сверхчувственной сущности» и «сверхиндивидуальных смыслов», на основе которого формируются представления о «конечных условиях существования — как внутренних, так и внешних».26
Важно подчеркнуть, что этно - национальная картина мира не является неизменной. Она различна в различные периоды жизни нации и для различных групп внутри нации. Это связано с иерархией культурно-ценностных доминантов. Неизменными оказываются лишь те мифы или архетипы, символические первообразы культуры, которые способны постоянно трансформироваться с развитием самой культуры. На их основе нация выстраивает новые и новые картины мира — такие, которые обладают наибольшими адаптивными свойствами в данный период ее существования.
Рудименты этнической картины мира в становлении профессионального искусства Якутии
Традиционная народная культура прошлого универсальна.42 Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.43
Народ саха-якуты имеет богатую традиционную культуру, уходящую корнями в древнюю историю тюрко-монгольских скотоводческих племен, обогащенную искрами арктической цивилизации. В их картине мира одно из центральных мест занимает образ коня. У якутов же конь — животное небесного происхождения. Неслучайно в древней мифологической традиции сама вселенная отождествляется с прекрасным жеребцом в расцвете сил - айгыр силик. Едина и одна из мифологических версий генеалогии коня и человека -вначале был конь, от которого произошло существо, соединявшее в себе черты коня и человека - кентавр - образ поистине поразительный сочетающий человеческое и животное, разумное и стихийное, а от него и родился человек.
Известно, что в мифологии якутов солярный образ коня был соотнесен с движением солнца, течением времени и сменой сезонов года. Ритм хозяйственной жизни якутов регулировался циклом кочевания и сезонными перегонами с одного пастбища на другое лошадей, которые содержались круглогодично на подножном корму. В традиционной культуре конь, транспортное животное, связанное с преодолением пространства, выступает как мерило времени. В якутской культуре образ коня порой носил очевидный магический смысл. Влияние его культа особенно заметно в материальной культуре, в которой мы нередко встречаем стилизованные изображения почитаемого животного, угадываем его в архитектонике деревянной утвари и ритуальной посуды. Часто используемый в повседневной жизни конский волос, применялся для украшения жилищ, кумысной утвари, он символизировал самого коня, который выступал в роли хранителя, защитника.
В эпосе «Олонхо» конь выступает носителем разнообразных стихий. Это олицетворение мощной силы, не признающей преград, и вечный спутник героя, разделяющий все его радости и печали. В самой живописной, выразительной обрисовке коня рельефно проступает образ создателя олонхо — представителя скотоводческой культуры. Можно отметить, что в системе анималистических образов в якутском искусстве лирический, трогательный образ коня, безусловно, занимает главенствующее место.
Культ Мирового дерева и культ коня в якутском традиционном мировоззрении имеют общую точку соприкосновения через почитание сэргэ. Коновязь-сэргэ относится к роду искусственно возносимых культовых сооружений, при этом важную роль играл сакральный смысл, отведённый деревянному столбу. Об этом можно судить по сохранившимся до сих пор традициям возносить сэргэ в честь различных праздников и памятных дат. Настойчивое стремление поклоняться вертикальной конструкции может означать представление о связи человека с небесной сферой с космосом.
Образная система профессионального изобразительного искусства якутов формировалась не только и не столько за счет тематики и фабулы эпических сказаний и, других произведений устного народного творчества, но в значительной мере за счет той стилистики и нормативной эстетики, которая присуща художественному народному творчеству. Народное искусство аккумулировало в себе национальное своеобразие этноса и являлось постоянным источником творчества профессиональных художников, тем самым, способствуя преемственности культурных традиций.45
В первой трети XVII века Якутия вошла в состав централизованного российского государства. Изобразительные тенденции, неясно проявлявшиеся до этого в русле орнаментального формотворчества и пиктографии в якутском народном творчестве, под влиянием русского искусства стали развиваться значительно быстрее. Они подготовили новое художественное явление -бытовые сюжетные рисунки с ярко выраженными жизнеподобными чертами. «Своеобразно выгравированные или же вырезанные рельефно, нередко с полихромной раскраской, сюжетные изображения встречаются во всех основных видах якутского прикладного народного искусства: в резьбе по дереву и по кости, тиснении на бересте, чеканке на металле. Историко-художественное значение этих сюжетных бытовых рисунков, напоминающих в какой-то мере русские народные (лубочные) картинки, состояло в том, что они подготовили, почву для появления более развитых форм народного творчества»46 - отмечает исследователь якутского изобразительного искусства И. А. Потапов.
В дореволюционный период в Якутии художественное творчество якутов почти без исключения ограничивалось традиционной областью орнаментально-декоративного искусства. Народ любовно украшал орнаментом свою одежду, жилище, предметы повседневного домашнего обихода, обращаясь к самым различным материалам и техникам: аппликации из ткани и меха, вышивке, гравировке и чеканке на металле, узорной резьбе по дереву и кости.
Со второй половины XVIII и особенно XIX веков на предметах бытового обихода — костяных ларцах, шкатулках, подчасниках, деревянных шкафах, берестяных табакерках, серебряных украшениях и т. д. - появились сюжетные изображения: рельефы или гравированные рисунки. В них на фоне условно намеченного пейзажа или интерьера изображены сцены якутской жизни, трудовых будней, народных обрядов. Под влиянием русского народного творчества характерным для якутской орнаментики становится усиление в ней, наряду с ранее распространенными геометрическими мотивами, более сложных растительных мотивов. Обогащается и цветовой строй якутской орнаментики. Эстетические качества якутского узора, тесно связанного с материалом и формой предметов, говорят о мастерстве безвестных умельцев, способствовавших формированию художественного вкуса своего народа.
Значительного развития в дореволюционный период достигло плотничье ремесло. Мастера-ремесленники нередко выполняли надгробные скульптуры, которые иногда покрывались полихромной раскраской. Работая по русским образцам, они часто создавали произведения искусства, представлявшие собою своеобразный синтез русских и якутских декоративных мотивов.47
Начало XX века ознаменовалось значительными изменениями в социально-экономической и культурной жизни Якутии. В этот период происходит сужение вещественно-предметной базы традиционной культуры, и это приводит к тому, что взамен утраченных предметных моделей мира (традиционного жилища, костюма, утвари и т. д.) на эту роль призываются «новые» формы моделирования действительности, среди которых одно из первых мест занимает изобразительное искусство.
Жанровая система изобразительного искусства и стилевые поиски художников Якутии второй половины XX века
В первом параграфе на примере живописи рассматривается жанровая система изобразительного искусства и стилевые поиски художников Якутии, чьи творческие достижения приходятся на 1960-е-1980-е годы. Мы исходим из представления, что стиль, как говорил А. Морье, заимствует свою форму у формы духа. Стиль - это некая художественная закономерность, которой подчинены все элементы формы, а значит, и содержания художественного произведения. Стиль - это «образ автора», образ творческой индивидуальности в произведении. Стиль художественного произведения коннотируется со стилем творчества определенного художника, а индивидуальный стиль может корреспондировать со стилем определённого течения в изобразительном искусстве. Стиль - это эстетический облик художественного произведения или отдельного течения в изобразительном искусстве.
С равным правом мы можем говорить об этническом и национальном стиле, как выражении глубинного духа нации или этноса. Наконец, история искусства предполагает разговор и о стиле эпохи. Нельзя забывать и о стиле определенного жанра, поскольку жанр - это память искусства, или определенная точка зрения на мир, предполагающая особый предмет изображения, свой ракурс, особое обобщение действительности и т.д.
В нашей диссертации материал структурирован по жанрам и по авторам, но всюду учитывается национальная и историческая обусловленность жанра. В результате, мы не можем не уточнить хронологические рамки изучаемого периода. Речь идёт о длительном, более чем 30-летнем отрезке времени, важнейшие признаки и параметры которого определяются в конце 1950-х годов, в атмосфере тех политических перемен и общественных ожиданий, что формируют широкое понятие хрущёвской «оттепели», и который заканчивается вместе с историей советского государства в начале 1990-х годов. Уровень якутского изобразительного искусства 1960-1980 годов определяет сплав художников разных поколений и индивидуальностей. И не всегда смена поколений совершается в строго хронологической последовательности. «Лишь в тех случаях, когда с большой группой вновь появившихся художнических имен связываются какие-то характерные черты жизневосприятия, особый мир образов, оригинальные приемы формально-пластических решений, можно с уверенностью говорить о новой творческой смене», — пишет А. Каменский, считая, что «в равной мере возможны как долгие паузы, так и сравнительно быстрые «тектонические сдвиги». К примеру, лет десять после Отечественной войны, хотя каждый год в полку художников прибывало, не было оснований говорить о различных новых поколениях, были лишь разные возрастные группы. Границы перемен зыбки, кто-то оказывается в средостении, иной художник принадлежит как бы к нескольким поколениям подряд - ведь речь идет, прежде всего, о смене тенденций, а не возрастов».66
Приведенные суждения вполне подтверждаются и практикой якутского изобразительного искусства, когда невозможно провести чёткую границу между поколениями художников. Тем не менее, 1960-1980-е годы мы условно разделим на два периода: 1960- первая половина 1970-х гг. и вторая половина 1970-х-1980-е гг.
В 1960-е гг., когда в советском искусстве начинается постепенный рост и автономизация художественных центров во многих регионах России, происходят качественные перемены в искусстве Якутии. Так или иначе, эти перемены коснулись всех сторон художественной жизни народа саха, всех видов и жанров изобразительного искусства, его структуры и образного строя. Если искать причины происходящих процессов, то невозможно не заметить, что они принципиально одни и те же для всего советского искусства и заложены в известных явлениях и событиях политической, общественной и культурной жизни страны. Однако в Якутии эти общие причины и одинаковые предпосылки имели свое преломление.
На рубеже 1950—1960-х годов выдвинулось целое поколение молодых художников в Москве, Ленинграде, в ряде союзных республик, а несколько позже и во всех союзных и автономных республиках страны. Это поколение решительно заявило о себе в процессе формирования и утверждения ведущей тенденции нового этапа в развитии советского изобразительного искусства. Жесткая нормативность строго «натурального» изображения, дидактический тон смыслового решения отступали на второй план. На смену шел «суровый стиль» с его монументальностью, социальной проблематикой, полемизмом, своеобразным романтизмом и соответствующими им художественно-пластическими формами. Исследователи считают, что «суровый стиль» был, с одной стороны, «своеобразной реакцией на ходульные, помпезные, или, напротив елейно-умилительные работы прежних лет, с другой, - их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко, «весомо, грубо, зримо»».67 Художники «сурового стиля», такие, как Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, В. И. Иванов, А. А. и П. А. Смолины, Г. М. Коржев, В. Е. Попков обращаются к традициям давних лет, отдавая предпочтение выразительной и лаконичной эстетике плаката, колористическому наследию художников «Бубнового валета», русского авангарда, гуманизму творческого объединения «Круг»... «Именно с конца 1960-х гг., - пишет исследователь, - начинается поэтапное возвращение в культурный обиход мастеров русского авангарда — Татлин, Родченко, Лисицкий...».
Ранний период «сурового стиля» (приблизительно, с 1957 г.) отличает подчеркнуто героический характер, обращение к особому герою - аскетичному, бескомпромиссному, самоотверженному труженику, человеку, наделенному достоинством и спокойно смотрящему в лицо неприкрашенной действительности. «Пишу то, во что верю»,69 - говорил один из художников 60-х годов Виктор Попков. Герои шестидесятников - размышляющие, их героизм -в силе духа, в их волевом устремлении (В. Е. Попков «Строители Братской ГЭС» (1961), А. А. и П. А. Смолины «Полярники» (1961)). В картинах «сурового стиля» почти отсутствуют вещи. Это прямо перекликается с возникшей в то время борьбой с «мещанством», «вещизмом», «пошлостью». Ничего лишнего, никакого украшательства и легкомыслия - все должно быть ясным и строгим - таковы эстетические предпочтения этого времени.
Главная тема раннего «сурового стиля» - труд, но не тот радостный труд «счастливого советского человека», который воспевался в предшествующие годы, например, в романе С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды», а труд -подвижничество, граничащий с аскезой. Это направление раннего «сурового стиля» представлено творчеством Г. М. Коржева, Е. Е. Моисеенко и братьев А. П. и С. П. Ткачевых. Здесь в центре - правда тяжелого труда колхозников, шахтеров, заводских рабочих, солдат (Г. М. Коржев триптих «Коммунисты» (1960), «Следы войны» (1963-1964), Е. Е. Моисеенко «Красные пришли» (1961), «Земля» (1963-1964), Ткачевы А. П. и С. П. «К новой жизни (В колхоз)» (1975)). Художники пишут строителей, нефтяников, геологов — покорителей и преобразователей природы (Т. Салахов «Ремонтники», 1960).
В 1960-е годы в искусстве Якутии произошел значительный перелом, когда в республику в приехала довольно большая группа талантливых художников, получивших высшее художественное образование в Москве, Ленинграде и в других городах страны, хорошо знавших историю мирового искусства и впитавших в себя идеи нового времени в условиях начавшегося широкого подъема национальных художественных культур в стране. Среди них такие яркие фигуры, как М. В. Лукин, А. Н. Осипов, А. П. Мунхалов, И. А. Потапов, Э. С. Сивцев, В. С. Карамзин, В. Р. Васильев, С. А. Егоров, люди, способные масштабно мыслить, готовые с максимальной продуктивностью возглавить художественный процесс в республике. Годы их обучения совпали со временем пересмотра принципов художественного отображения жизни в отечественном искусстве.
Культурно-эстетические новации в изобразительном искусстве Якутии последних лет
Рубеж веков — время переосмысления действий и событий, сопоставления прошлого и настоящего, размышления о будущем.72 Конец 1980-х - начало 1990-х годов обозначили важнейший перелом в истории и культуре всех народов бывшего Советского Союза. Радикальные преобразования связаны с концепцией перестройки во всех сферах общественной жизни. Распад Советского Союза, падение «железного занавеса», приобщение к мировым культурным явлениям жизни не могли не сказаться на появлении новых черт в современном искусстве Якутии. Последние десятилетия — период многих катаклизмов в нашем обществе — наложили свой отпечаток и на изобразительное искусство, которое чутко, во многом болезненно, реагирует на все эти изменения, одновременно решая сложнейшие проблемы своего существования. Изменились взаимоотношения художника и власти, критика и зрителя, выставочная деятельность, содержание, сюжет, герой, ориентиры, цели, критерии. Все, что казалось прочным и незыблемым, пришло в движение, потеряло свою устойчивость. Чувство свободы, когда можно если не все, то очень многое, дало художникам возможность раскрыться наиболее полно, но в то же время принесло опасность потеряться в условиях диктата художественного рынка, утратить свою индивидуальность.
Включенность Республики Саха (Якутия) в общее культурное пространство страны и вместе с тем удалённость от художественных центров страны приводит к формированию особой формулы изобразительного искусства Республики Саха. Рубеж 1980-1990-х годов отмечен оживлением культурной жизни, несущей ярко выраженный национальный аспект, в это время происходят важнейшие художественные события. Летом 1993 года в Якутске состоялась Первая международная выставка «Искусство народов Арктики», приуроченная к Году коренных народов планеты, которая впервые познакомила якутян с современным искусством индейцев, эскимосов, Сами и других представителей арктических регионов Аляски, Канады, Гренландии и скандинавских стран. Программный масштабный проект «Искусство Арктики», авторами которого выступили Арвид Матеуссен и Ингунн Утси (Норвегия), художник, председатель Национального комитета Сапми Розе Марие Хуува (Швеция), охватил пять арктических регионов - в 1993 году выставки последовательно открылись на Аляске, в Сапми (Швеция, Норвегия, Финляндия), Гренландии, на Острове Вельфин (Северо-Западные территории Канады), Республике Саха. Проект ставил целью пропаганду достижений искусства, освещение жизни и быта, налаживание контактов на политическом, общекультурном уровне между арктическими народами, показа общих корней, сходства и различий этих народов, а также влияния природных условий жизни на искусство. Руководителем Российской части Международного проекта ЮНЕСКО «Арт-Арктика» стал Юрий Спиридонов, председатель Союза художников Якутии, объездивший к тому времени северные регионы России Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, работавший непосредственно . с художниками и мастерами. Итогом работы явились отобранные от каждого региона и вошедшие в экспозицию 100 произведений. «Искусство Арктики» своеобразный манифест, послание народов Заполярья о своей самобытности и, вместе с тем универсальности, об эстетических переживаниях, тонком и сокровенном понимании прошлого, настоящего и будущего, о восприятии своей индивидуальности и причастности её ко всему происходящему в мире. На выставке всего экспонировалось около 500 произведений. Художников Арктики разделяют огромные пространства, но сродство в искусстве, культуре, фольклорных мотивах, ментальносте, картине мира, в абсолютно чистом и непостижимом ощущении природы как колыбели всего живого, своего места и предназначения в ней, сохранение традиций предков позволило говорить о существовании единой циркумполярной цивилизации.
Выставка явилась преамбулой открытия муниципальной Арт-галереи «Ургэл», состоявшегося в июле 1993 года. Перед зданием галереи художники Канады, Швеции. Норвегии, Аляски, России торжественно установили стилизованный тотемный столб, явившийся олицетворением искусства коренных жителей Арктики. Название арт-галереи «Ургэл» (в переводе с якутского языка «плеяда звёзд») олицетворяет союз, общность художников Арктики как плеяды северных звёзд. Эмблема международной выставки -бегущий олень (автор Рональд Сенунгетук, Аляска) стала и эмблемой галереи, символизируя единые корни, объединяющие народы циркумполярья. Сегодня Арт-галерея является экспозиционной площадкой для художников Якутии, выставок российского и международного масштабов. За последние годы здесь прошли персональные выставки известных якутских мастеров: академика А. Н. Осипова, народного художника России А. П. Мунхалова, заслуженного художника России В. С. Карамзина, С. С. Парникова (1995), Б. С. Парникова и Е. Е. Шапошниковой «Диалог» (1996), графиков М. А. Рахлеевой, В. Н. Петрова-Камчатского и их дочери В. В. Петровой «Очарованные Севером» (1998), Ю. И. Вотякова (2000), И. Е. Капитонова (2003), Э. И. Васильева «Рисунки, зарисовки Эдуарда Васильева» (2006) и др.
Арт-галерея - это настоящие подмостки для молодых художников, открытая и освещенная авансцена для первых выставок и конкурсов: выставка студентов Красноярского художественного института «Аартык» (1995), выставка студентов художественных ВУЗов Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска «Молодость Саха-Арт» (1998), выставка выпускников Санкт-Петербургских художественных ВУЗов к 300-летию города Санкт-Петербург (2003), выставка молодых художников «Ситим» (2004), «Молодые таланты» - фестиваль молодёжи (2006) и др.
Большим событием в культурной жизни столицы и республики в мае 1995 года стала выставка из творческого наследия выдающегося якутского художника Валериана Васильева (1938-1970) «100 набросков и эскизов», из ранее не экспонированных произведений графика из семейной коллекции. Продолжением данной акции явилось учреждение галереей в 1999 году ежегодной общественной независимой премии имени Валериана Васильева в области изобразительного искусства для молодых художников, которая сопровождается выставкой «Весна в декабре». Название выставки символично: в декабре умер Валериан Васильев, он ушел из жизни совсем молодым, а молодость всегда ассоциируется с весной. И. А. Потапов в каталоге выставки написал такие строки: «Весна в декабре» - звучит как символ жизнелюбия и открытости миру, символ упорства, крепости духа, преодоления любых трудностей. Словом, как символ смелой дерзновенной мечты и вдохновения молодых талантов, вооруженных кистью, карандашом и резцом ради яркого и многогранного воплощения духа своего времени». Первым лауреатом в 1999 году стала график Туйара Шапошникова. Выставка «Весна в декабре», как один из основных проектов Арт-галереи «Ургэл», продолжает свою жизнь, в 2008 году состоится 9-ая выставка, посвященная 70-летию В. Р. Васильева.
Молодые художники, пришедшие в искусство в 1990-е гг, стараются освободиться от пленения будней, от сюжетного пересказа, найти новые способы обобщения реальности и ее живописного осмысления. В 1993 году плеяда подобных художников вошла в группу «Флогистон», созданную по инициативе М. В. Ханды, О. А. Рахлеевой, О. А. Скориковой, С. В. Ивановой при поддержке своих единомышленников в Союзе художников Якутии. «Флогистон» (от phlogistos — горючий, воспламеняемый) не представляет какое-либо однородное художественное течение.