Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка теоретических концепций формообразования авангардного костюма в системе дизайнерского проектирования Затулий Альбина Игоревна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Затулий Альбина Игоревна. Разработка теоретических концепций формообразования авангардного костюма в системе дизайнерского проектирования : диссертация ... доктора технических наук : 17.00.06 / Затулий Альбина Игоревна; [Место защиты: Моск. гос. текст. ун-т им. А.Н. Косыгина].- Москва, 2007.- 483 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-5/62

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью интегративного подхода к анализу такой устойчивой формы культуры как авангардный костюм Костюм в истории культуры — явление, отражающее не только тенденции моды, эстетические вкусы и предпочтения, социокультурные потребности человека и устойчивую социальную стратификацию, но и экстремизм или эпатажность тех или иных социальных групп, сознательно противопоставляющих себя господствующему социуму (различного рода неформальные объединения и меньшинства)

Эстетическим отражением кризисных явлений, о которых писали С.А. Курехин, О Ю Ломакина, А С Мигунов, К Э. Разлогов, Кларисса Пинкола Эстес, С. Ломбардо и др., в культуре второй половины ХХ~начала XXI вв. является доминирование в костюме авангардистских тенденций, зачастую в самых радикальных формах По названной проблематике на сегодняшний день существует огромный спектр мнений, в пределах от восприятия кризиса в качестве правила, некой закономерности в динамике культуры (Ю.М. Лот-ман) до представления кризисных явлений как знаков погибающей цивилизации (В.В. Налимов, А.Я. Флиер).

В авангардном костюме традиционные визуальные средства выразительности зачастую соединяются с нетрадиционными средствами, заимствованными из разных культур (в историческом или географическом аспекте), сфер деятельности (космическая техника, электроника и т п.); в том числе,

литературы (мифологизированные костюмные формы, текстовые и контекстовые "украшения" костюма, словесные орнаменты, включающие также литературный андеграунд и стеб). Именно поэтому исследование авангардного костюма составляет проблемную часть современного искусствознания, оставаясь практически неизученным. Причины — подчеркнутая агрессивность костюмных форм многих молодежных субкультур, маргинальность, эпатаж-ность и "невписываемость" авангардных костюмов в традиционные для общества представления о красоте, гармонии, норме. Авангард выдвигает на первый план агрессивное "Я" дизайнера (иначе это не авангард), осваивает и смешивает множество культурных традиций, создает собственную символику и мифологию, специфические ассоциативные ряды Недостаточной изученностью авангардного костюма, одного из самых репрезентативных явлений современной культуры, обусловлена, в конечном итоге, актуальность данного исследования

В своем исследовании, автор, опираясь на проведенный анализ, обосновывает бесперспективность и опасность некоторых тенденций в развитии современной моды и костюма, желательность и даже необходимость возвращения к дискредитированным представлениям о Красоте, Мере, Гармонии

Для российской науки по-особому актуальны исследования принципов и образцов антикаллизма в искусстве костюма* неприятное, отталкивающее (Я Фабре); грубое, агрессивное; отвратительное; гротескное (А. Шаров, С. Мет-ляев); мрачное (коллекции К. Леонович); безобразное, шокирующее (А Петлюра) в разнообразных конфигурациях и технологиях подачи внедряется в костюмные формы и способы представления коллекций, что обуславливает необходимость новых теоретико-методологических подходов к костюму второй половины XX — начала XXI вв В связи с этим актуальны и значимы предлагаемые с позиций авангарда - транс-авангарда - пост-авангарда классификационные структуры костюма. С точки зрения реализации поставангардных технологий в искусстве представления ("подачи") костюма можно выделить рэди-мейд, инвайронмент, инсталляции, поп-арт, также практически не изученные в отечественном искусствознании.

Возникновение разнообразных молодежных субкультур с собственной системой ценностей, поведенческими нормами и новыми стандартами костюмных форм, формирование анти-костюма и утрата им основного принципа функциональности приводят к разрыву между элитарной и массовой культурами. В современных кризисных условиях глобализации, ведущей к нивелированию национального своеобразия культур, социокультурные проблемы, связанные с отношением человека к своему телу и одежде, обостряются. Мультикультурализм в костюме проявляется в ассимиляции разнообразных элементов этнических костюмов в единое пространство для моделирования В то же время значимость костюма как эстетического, знакового, социального показателя, усиливается. Недостаточной изученностью всех этих аспектов авангардного костюма также обуславливается актуальность работы.

Актуальность исследований определяется еще и тем обстоятельством, что для российской швейной промышленности, переживающей серьезный

кризис, освоение авангардных" костюмных форм и технологий, способов представления коллекций и концептуально-"авангардных" маркетинговых приемов открывает новые пути преодоления кризиса и возможность повышения конкурентоспособности отечественных предприятий

Объект исследования - авангардный костюм в системе дизайнерского проектирования второй половины XX - начала XXI вв

Предмет исследования - авангардный костюм как феномен современного (постмодернистского) искусства, как социальное явление и важнейший атрибут идентификации социальных групп, субкультурных объединений; как особое средство языковых контр-культурных манифестаций и специфический объект моделирования в виртуальной реальности

Исторические рамки исследования определяются второй половиной XX - началом XXI вв

Цель исследования: разработать теоретические концепции современного авангардного костюма, определяющие его принципы и влияние на культуру второй половины ХХ-начала XXI вв, костюма как уникальной синтетической формы, в которой органично сходятся мировоззренческие позиции, эстетические пристрастия, ценности эпохи, тенденции глобализации и антиглобалистские тенденций, процессы этноинтеграции и проявления этноцентризма; тяготение к архаике и футуристические стремления, стремления к максимальной упрощенности костюмных форм (клонированию) и невероятной символической сложности

Целевая установка определила следующие задачи исследования:

1. Проанализировать коллекции авангардных костюмов2 отечественных и зарубежных дизайнеров за период 1960-2006 гг

2 Разработать понятийно-терминологический аппарат описания феномена "авангардный костюм".

3. Определить принципы формообразования авангардного костюма и его влияние на моду, стиль, промышленное производство.

  1. Выполнить систематизацию и классификацию авангардных костюмов

  2. Обосновать комплекс методов и приемов анализа авангардных костюмов и концептуальных способов представления коллекций.

6. Выявить специфику трансляции в авангардный костюм элементов, мотивов, ассоциаций (антропоморфных, зооморфных, флороморфных) живой и неживой природы.

7 Раскрыть специфику использования в костюме лингво-синтагматичес-ких знаков различной природы и семантики

2 Визуальные материалы для анализа заимствованы в интернет-пространстве мировых Домов Моды Шанель http //www chanel com; Yves Saint Laurent http //www yslonhne com, Paul Smith http//paulsmith со uk, В ван Бейрендонк httpV/www wait de; Charles Jourdan http //www charles-jourdan fr, Филипп Трейси http //www phihptre-acy со uk и в специализированных периодических изданиях Периодика (журналы мод) "Art et la Mode", Paris, "Beaux-Arts des Modes", Pans, "Chic Pansien" Paris, "Les Modes", Paris, "Femma", Pans, "Modes chic du Pans", Modes", Paris, "Vogue", Pans, "Punch", London и выборочно некоторые другие

  1. Изучить, систематизировать, выявить эффективные маркетинговые стратегии авангардных способов представления коллекций

  2. Разработать технологии создания виртуального гардероба для Я-модели и виртуального Дома Моделей для Я-дизайнера (как вариант прогнозирования и апробации костюма Будущего).

10. Выработать рекомендации для предприятий российской швейной промышленности, направленные на повышение их конкурентоспособности.

Теоретико-методологическая основа исследования Развитие технологий XX века и усложнение костюма привели к тому, что существующие на рубеже веков методологические приемы анализа (Т.В. Козлова, ФМ. Пармой, РА. Степучев, Г.П. Дудникова, Л.М. Горбачева, Н Которн, Г.С. Горина, В.В. Ермилова и Д.Ю. Ермилова, А.Н. Киселева и др.) оказались недостаточными и потребовали создания нового "алфавита" костюмных форм Объединяя структурный (Ф.М. Пармой, О.Н. Данилова и др.), системно-структурный (Т.В. Козлова) методы анализа костюма, используя концептуально-образный метод (Р.А Степучев, Л.П. Рытвинская и др.), учитывая метод анализа народного костюма Ф. де Соссюра и математические методы (в частности, метод нечетких множеств - Е.В. Ильичёва, Т В Козлова или корреляционный анализ - А И. Затулий), в целом, разработана методология, основанная как на классических, так и на обобщенных культурологических подходах и приемах анализа костюмных форм. Использование процедуры культурно-исторического, сравнительно-исторического и историко-типологического методов в анализе костюма, позволило рассмотреть костюм как целостный феномен проектной культуры второй половины ХХ-начала XXI вв. Для оценки авангардных костюмных форм сложной структуры, в случаях, когда этого требовал сам предмет исследования, использовались методики семио- и психоанализа, а также метод свободных ассоциаций. В результате разработана специфическая методика анализа концептуальных одежд второй половины ХХ-начала XXI века, составляющих основное семантическое поле современного авангарда и методика анализа авангардных способов представления коллекций.

Изучение такого феномена культуры, как авангардный костюм, обусловил необходимость интегративного аналитического подхода. Анализ костюмов "от кутюр", прет-а-порте, повседневности осуществлялся в единстве следующих методов:

- корреляционный анализ (методы математической статистики, приме
ненные для установления взаимосвязей между разновременными аналогич
ными тенденциями в живописи и костюме);

— комплекс-интерполяции, предложенный А.Ф. Лосевым для анализа
мифов, представляющий собой "комплекс, состоящий из вполне дискретных
(отдельных) элементов, связанных более или менее механически". Данный
метод применялся для описания элементов авангардного костюма: стилевое
решение, форма, аксессуары и др. Например, он был использован в анализе
коетнімов-образов деревенского Паренька, Андрогина, Быка, Павлина и др.;

комплекс-компиляции - метод, основанный на принципе "объединения элементов, противоположных или вообще несходных" Метод комплекс-компиляции применялся в анализе костюмов-образов Маны, Бабы-Ягй, Черного Лебедя и Цветущего Луга (от А. Мак-Куина), структурное единство которых определяет сочетание разностилевьгх компонентов,

анализ необходимых и достаточных признаков, определяющих форму костюма, проводился по методикам Т В Козловой;

в психоанализе костюма использовались методики, предлагаемые Восточно-Европейским институтом психоанализа (В.А. Медведев) и методология работ А.Р Лурия;

в процессе установления взаимосвязи авангардистских течений в живописи и костюме, классификации авангардного костюма были применены приемы сравнительно-исторического и историко-типологического методов, позволившие выявить некоторые общие законы формирования и динамики разных форм культуры, в том числе костюма, а также специфику авангардных костюмных форм в культуре Высокой моды.

Приемы сравнительно-сопоставительных процедур применены в Анализе культуры костюма в рамках двух систем: Высокой Моды (уровень профессиональной культуры костюма) и повседневного костюма, что позволило разграничить высокохудожественный авангардизм (Р. Кавакубо, Д. Гальяно, А Мак-Куин, В. Вествуд) и авангардизм повседневности (на примере костюмных форм субкультурных объединений). Процедуры социокультурной типологии дали возможность соотнести формы, стилистику костюма с образом и стилем жизни молодежных социальных групп.

В анализе колористических приемов и смысловых ассоциаций в костюме Высокой моды и в костюме современных молодежных субкультур, знаковых деталей, создающих тот или иной образ носителя костюма, были использованы приемы и процедуры семиотического метода. Приемы психоанализа позволили выявить в авангардном костюме ряд прообразов (архетипических мотивов) в соотнесенности с ценностными социокультурными установками носителей субкультурных объединений.

И, наконец, заимствованные из математики, техники, квантовой физики, из математической статистики методы позволили установить корреляционные взаимосвязи живопись - костюм и предпринять попытку прогнозирования развития костюма в третьем тысячелетии по основным направлениям, наметившимся в культуре костюма за последнее десятилетие.

Научная новизна исследования заключается в следующем

1 Впервые предложено научно-обоснованное определение понятия "авангардный костюм", в котором выявлены его функции, признаки, качества

2. Впервые основные тенденции динамики современного авангардного костюма, рассмотрены с позиций:

а) транс-авангарда, возникающего как результат освоения достижений модернистского искусства;

б) пост-авангарда, возникающего как результат ассимиляции эстетики,
приемов и методов постмодернистского искусства;

в) трансляции в культуру костюма антропоморфных, зооморфных и при
родных форм, образов и мотивов;

г) ассимиляции авангардным костюмом эстетики социальных групп и
субкультурных объединений,

д) отражения в авангардных костюмных формах специфической атрибу
тики сексуальных меньшинств.

  1. Впервые обозначена связь авангардный костюм — мода - промышленность.

  2. Впервые выполнен анализ концептуальных одежд с позиций семиотики и психоанализа.

5 Впервые в российской науке выполнен аналитический обзор модусов пространства для представления коллекций, их эстетической выразительности и специфических способов визуализации.

  1. Впервые установлено, что многомерное расширение спектра языковых и неязыковых форм в дизайнерском оформлении костюма, использование в качестве украшения костюма любых символов, а также их сочетаний, фрагментов и комбинаций; возможность смешения разных языков, позволяют вкладывать в костюм принципиально новую систему современных представлений о дизайнерском проектировании

  2. Выявлено, что для проектного дизайна второй половины ХХ-начала XXI вв характерно искажение законов символических пространств.

  3. Разработаны блоки-модели виртуального гардероба для Я-модели и виртуального Дома Моделей для Я-дизайнера. Таким образом, в научный оборот вводится ранее не представленный материал.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в исследовании разработаны основные направления в изучении авангардного костюма. Проведена содержательная и структурная классификация авангардных коллекций костюмов ведущих мировых Домов Моды. Изучены социокультурные аспекты авангардизма в костюме на уровне промышленного производства. Авангардный костюм исследован также с учетом девиантного поведения, характерного для ряда молодежных субкультур и сексуальных меньшинств. Рассмотрение этих недостаточно исследованных направлений в современной культуре костюма обусловливает теоретическую значимость работы и открывает теоретико-методологические и культурно-исторические перспективы изучения авангардного костюма, возможность вербализации принципиально новой теории костюма, включения в историю костюма всего разнообразия авангардных костюмов второй половины ХХ-начала XXI вв. в соответствии с их социокультурной значимостью

Практическая значимость. Результаты работы являются научной базой для швейной промышленности при создании конструкторских разработок на основе взаимосвязи авангардный костюм - мода - промышленность.

Практическая значимость исследования состоит также в том, что его результаты внедрены:

— в процесс преподавания учебных дисциплин "Культурология", "Исто
рия культуры", "Культура повседневности" в Государственном образова
тельном учреждении высшего профессионального образования "Комсомоль-
ский-на-Амуре государственный технический университет" (ГОУВПО
"КнАГТУ");

- в практику работы системы дополнительного образования ГОУВПО
"КнАГТУ" по специальности "Дизайн" со специализацией "Коммуникатив
ный дизайн, реклама, дизайн товаров народного потребления" Диссертаци
онный материал был использован при проведении специальных курсов "Ис
тория костюма: Формы, образы, стилевые решения", "Семиотика костюма",
"Психоанализ современного костюма", "Авангардные решения в дизайне
костюма", "Формообразование в структуре костюма", в научно-
исследовательской работе со студентами.

- в визуально-методическое обеспечение учебного процесса создан
учебный анимационный видеофильм "Виртуальный Дом Моделей", предна
значенный для презентации коллекций одежды студентами, обучающимися
по кафедре "Художественного проектирования костюма" и аналогичным на
правлениям прикладного дизайна Учебный фильм-презентация "Виртуаль
ный Дом Моделей" получил диплом Лауреата третьего Дальневосточного
международного кинофестиваля документальных, научно-популярных и
учебных фильмов "Вузовское кино" за лучший учебный фильм 2006 г.

— в разработку пакета маркетинговых рекомендаций по авангардным
стратегиям реализации опытно-промышленной партии молодежной одежды
швейного предприятия ЗАО "Комсомолка" (г. Комсомольск-на-Амуре) через
торговую сеть г. Комсомольска-на-Амуре.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 12 всероссийских и 22 международных научно-практических и научно-методических конференциях Общероссийских «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар,

  1. г), «Интеграция учебного процесса и фундаментальных научных исследований в университетах- инновационные стратегии и технологии» (Томск,

  2. г ), «Восток России: Проблемы и опыт преобразований» (Хабаровск, 2000), «Проблемы и пути совершенствования социально-культурной деятельности на региональном уровне» (Хабаровск, 2000), «Комплексная медико-экологическая реабилитация экопатологических состояний» (Пенза, 2001), «Инновационное развитие регионов: механизмы формирования технологической политики» (Пенза, 2001 г ), «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание» (Пенза, 2002 г.), «Актуальные проблемы семьи в современной России» (Пенза, 2002 г.), «Проблемы и перспективы Российской экономики» (Пенза, 2003 г ), «Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт-Петербург, 2002 г.), «Гуманитарные науки научно-теоретические и логико-методологические аспекты» (Комсомольск-на-Амуре, 2002), «Совершенствование качества высшего профессионального образования в современных условиях» (Владивосток, 2007 г.) и др Международных «Научное и научно-техническое обеспечение экономиче-

ского и социального развития Дальневосточного региона» (Комсомольск-на-Амуре, 1998 г.), «Качество образования Достижения. Проблемы» (Новосибирск, 2001 г.), «Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажеров» (Пенза, 2001 г.), «Образование и наука в третьем тысячелетии» (Барнаул, 2002 г.), «Экономика природопользования и природоохраны» (Пенза, 2002 г.), «Россия и Китай на дальневосточных рубежах» (Благовещенск, 2002 г.), «Проблемы и тенденции современного развития стран СНГ в условиях глобализации» (Пенза, 2002 г.), «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона» (Владивосток, 2002 г.), «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (Санкт-Петербург, 2003, 2006 гг.), "Здоровье и образование» (Турция, Анталия; Россия, Пермь, 2003 г.), «Культура и образование в информационном обществе» (Краснодар, 2003 г.), «Ребенок в современном мире. Культура и детство» (Санкт-Петербург, 2003 г.), «Единое информационное пространство России: федеральный и региональный компоненты» (Краснодар-Геленджик, 2004 г), «Классический университет в российском образовательном пространстве» (Пермь, 2006 г.), «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности (ТЕКСТИЛЬ-2006)» (Москва, 2006 г.), «Молодежь - производству» (Республика Беларусь, Витебск, 2006 г.), «Современные наукоемкие инновационные технологии развития промышленности региона (Лен-2006)» (Кострома, 2006 г.), "Детство в контексте культуры и образования" (Санкт-Петербург, 2007 г), "Текст. Язык. Человек" (Республика Беларусь, Мозырь, 2007 г.), "Актуальные проблемы из исторического прошлого и современности в общественно-гуманитарных и социо-религиоведческих науках Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья" (Беларусь, Витебск, 2007 г )

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 76 работ, в том числе 2 монографии, 1 TV-фильм, 1 CD-ROM-учебник, 35 материалов конференций, 34 статьи. По результатам исследований получены два авторских свидетельства на интеллектуальный продукт № 72200000033 и № 72200000034 от 20.10.2000 г, а также авторское свидетельство на базу данных "Виртуальный Дом Моделей" (свидетельство об официальной регистрации базы данных № 2007620099, зарегистрирован 22.02 07 г.)

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, приложений. Общий объем работы составляет 482 страницы, включающих 22 рисунка и 7 таблиц Текст диссертации составляет 325 страниц, библиографический список включает 633 единицы. В работе приведено 5 приложений объемом 156 страницы, которые содержат материал, иллюстрирующий семантический анализ авангардистских коллекций отечественных и зарубежных дизайнеров.

Похожие диссертации на Разработка теоретических концепций формообразования авангардного костюма в системе дизайнерского проектирования