Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса Егоричева Елена Валерьевна

Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса
<
Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Егоричева Елена Валерьевна. Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса : Дис. ... канд. техн. наук : 17.00.06 : Москва, 2003 216 c. РГБ ОД, 61:04-5/2592

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Анализ основных принципов исследования моды в теории системного проектирования костюма 9

1.1. Обоснование целесообразности применения концепций теории самоорганизации в системном проектировании костюма 9

1.2. Исследование эволюционно-циклических процессов в развитии костюма 15

1.3. Выявление согласованности законов функционирования сложных систем и системы «костюм» 23

1.4. Анализ основных теорий исследования моды 30

Выводы по главе 1 40

Глава II. Исследование тенденций ускорения информационных процессов в развитии моды 41

2.1. Выявление тенденций ускорения информационных процессов в развитии общества XX века 41

2.2. Сокращение протяженности временных ступеней в развитии системы «костюм» на основе числового ряда Фибоначчи 45

2.3. Оценка прогноза развития геометрических структур костюма с помощью метода наименьших квадратов 51

2.4. Исследование формирования модного ассортимента женской европейской одежды XX века 56

Выводы по главе II 60

Глава III. Разработка модели прогноза формообразования в костюме на основе методов компьютерного прогнозирования 62

3.1. Исследование футурологических тенденций в общественном развитии XX века 62

3.2. Обоснование актуальности применения автоматизированных методов прогнозирования в моде 74

3.3. Выбор критериев для построения прогноза 78

3.4. Расчет прогноза трех геометрических структур костюма на основе модели ARIMA Бокса-Дженкинса 84

Выводы по главе III 100

Глава IV. Расчет прогноза развития модного ассортимента женской одежды по модели ARIMA Бокса-Дженкинса 103

4.1. Выбор критериев для построения прогноза 103

4.2. Апробация модели ARIMA Бокса-Дженкинса для прогнозирования модного ассортимента 110

Выводы по главе IV 126

Терминологический словарь 127

Заключение 130

Библиография 132

Приложения

Введение к работе

Особенность развития моды конца XX - начала XXI веков, характеризующаяся избыточностью и информационной насыщенностью на фоне ускорения общественно-культурного, научного и технологического развития, выявила ряд актуальных проблем, носящих теоретический и прикладной характер и имеющих важное значение для теории системного проектирования костюма. К приоритетным проблемам относятся вопросы теории, методологии и практики прогнозирования моды с учетом сложности восприятия и анализа ее динамики.

В современном процессе художественного проектирования наметились тенденции изучения пространственно-предметной среды с точки зрения неклассического знания. Они заключаются в адаптации костюмологией методологии теории самоорганизации по изучению сложных самоорганизующихся систем. С другой стороны, наличие предпосылок к исследованию циклических процессов в развитии костюма позволило установить необходимость систематизации знаний в области циклологии, которые могут быть оценены как объективные предпосылки для самоорганизационных исследований системы «костюм» и прогнозирования ее развития.

Основой решения задач прогнозирования является получение объективных научных данных о закономерностях развития и функционирования системы «костюм». При этом особое внимание должно быть уделено возможности перспективного видения развития основных тенденций моды. К сожалению, поиск точки равновесия между собственными идеями дизайнеров и мировыми модными тенденциями зачастую приводит к ретроспективному способу мышления. В связи с этим, использование в теории системного проектирования костюма автоматизированных методов прогнозирования может значительно ускорить

4 анализ количественных данных, получаемых при исследовании иконического материала.

Таким образом, отсутствие объективных научных данных о возможности автоматизированного прогнозирования развития системы «костюм» и ее элементов обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель исследования

Целью диссертационного исследования является изучение циклических процессов в моде и разработка концепции прогнозирования системы «костюм» и ее элементов на основе автоматизированных методов прогнозирования.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

U Расширить понятийную базу теории системного проектирования

костюма. lj Выявить согласованность законов развития сложных

самоорганизующихся систем и системы «костюм». и Обосновать необходимость применения автоматизированных методов математического моделирования для прогнозирования развития системы «костюм» и ее элементов. lj Выбрать метод автоматизированного моделирования. и Выбрать компьютерный программный пакет для применения

автоматизированного метода прогнозирования. П Построить среднесрочный прогноз развития системы «костюм» с

учетом выбранного метода. Проверить адекватность выбранной модели прогнозирования на примере анализа модного ассортимента женской одежды. В диссертационной работе ставится задача более углубленного анализа основ ТСПК в соответствии с концепцией теории самоорганизации, а также применение автоматизированных методов прогнозирования на основе модели ARIMA Бокса-Дженкинса.

5 Объектом - костюм в процессе его развития с середины XX по начало XXI вв.

Предметом исследования являются: модель формообразования геометрических структур костюма XX в., разработанная Т.В. Козловой; женский костюм за период с 1900 по 1992; модели европейского костюма прет-а-порте, созданные модельерами ведущих домов моды Франции, Италии и США с 1948 по 2002 гг., а также наиболее стабильно встречающиеся виды ассортимента женской одежды.

Методологическую основу исследования составили ведущие положения теории самоорганизации и системный подход. В качестве инструмента в диссертационной работе использовались методы: структурно-графический, методы математической статистики, эконометрики и компьютерного моделирования. На защиту выносятся:

U Адаптация базисных понятий теории самоорганизации к теории

системного проектирования костюма. D Иерархическая структура временных ступеней развития системы

«костюм» на основе числового ряда Фибоначчи. ЕЗ Методика прогнозирования развития системы «костюм» и ее элементов, основанная на применении автоматизированного метода прогнозирования по модели ARIMA Бокса-Дженкинса. Научная новизна:

Новым в данной диссертационной работе является рассмотрение таких актуальных вопросов в ТСПК, как особенности формирования футурологических и ретроспективных тенденций в развитии моды XX века, специфика ускорения информационных процессов в развитии общества и степень их воздействия на развитие моды второй половины XX века.

Предложен метод автоматизированного анализа и прогнозирования статистических данных, получаемых при исследовании иконического материала, по модели ARIMA Бокса-Дженкинса.

Инструментом реализации предложенной методики является программный статистический пакет STATGRAPHICS Plus for Windows.

Указанный метод предложен для анализа и прогнозирования развития модного ассортимента женской одежды.

Практическая значимость:

Предложен метод анализа системы «костюм» с точки зрения
уровня ее энтропии, позволяющий давать количественную и
качественную оценку ее развития.

D Разработана методика прогнозирования развития системы «костюм», основанная на применении автоматизированного метода прогнозирования по модели ARIMA Бокса-Дженкинса.

Проведен эксперимент по применению методики прогнозирования
развития модного ассортимента по коллекциям прет-а-порте
ведущих домов моды Франции, Италии и США за период с 1968
по 2002 гг.

D Осуществлен среднесрочный прогноз развития трех

геометрических структур костюма и ассортимента женской

одежды на период до 2008 года.

Предлагаемая методика автоматизированного прогнозирования может

найти применение при исследовании тенденций в моде и дизайне,

' графическое обобщение которых выражено в форме нестационарного

временного ряда.

Указанный метод анализа статистических данных адаптировано в виде лекций и практических занятий' может быть применен на стадии предпроектной ориентации при создании перспективной коллекции одежды, что позволит повысить эффективность подготовки художников-стилистов по дисциплине «Художественное проектирование костюма».

Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы в учебном процессе при написании научно-методического материала по дисциплинам «Художественное проектирование костюма»,

7 «Математика и информатика» для художников-стилистов в ВУЗах текстильного профиля.

Основные идеи и результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора:

  1. О необходимости развития исследований в области прогнозирования ' моды с применением автоматизированных методов // Естественные и технические науки // М.: «Компания Спутник +», № 4 (7), 2003. С. 124-127.

  2. Расчет прогноза развития трех основных геометрических структур костюма на основе модели Бокса-Дженкинса // Естественные и технические науки // М.: «Компания Спутник +», №4 (7), 2003. С. 128-132.

  3. Анализ ассортимента женской одежды второй половины XX в. и его связь с геометрической структурой костюма // Аспирант и соискатель // М.: «Компания Спутник +», Лг<2 5(18), 2003.

  4. Анализ структуры цикла развития геометрических структур костюма на основе числового ряда Фибоначчи // Объединенный научный журнал // М.: «ТЕЗАРУС», N 27 (85), 2003. С. 66-69.

Объем диссертационной работы составляет 216 страниц. Диссертационная работа содержит 64 рисунков, 24 таблиц, 5 формул и 8 '* приложений. Библиография состоит из 207 наименований.

Структура работы

Объем диссертационной работы составляет: введение, 4 главы, терминологический словарь, заключение, приложения.

Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цель и задачи, описаны научная новизна и практическая значимость работы, и реализация результатов исследования.

В главе I исследовано применение теории самоорганизации в гуманитарной сфере знаний, в искусстве, дизайне и моде. Исследована

8 степень разработанности темы в области дизайна и моды. Определены основные законы функционирования самоорганизующихся систем в природе и обществе. Обоснован выбор и целесообразность применения законов и принципов самоорганизации в теории проектирования костюма. Также проведен анализ эволюционно-циклических процессов в развитии костюма, сформулированы основные теории моды и выявлена тенденция к применению законов теории самоорганизации при анализе развития моды.

В главе 2 выявлены тенденции ускорения информационных процессов в развитии общества. Проведен анализ развития системы «костюм» с учетом сокращения длительности периодов смен модных форм на основе компьютерной программы CurveExpert 1.З., рассчитан уровень энтропии системы «костюм». На примере анализа ассортимента женской европейской одежды выявлены тенденции к нарастанию разнообразия и сохранению однородности в системе «костюм».

В главе 3 исследовано развитие футурологических тенденций в XX веке и степень их воздействия на систему «костюм». Рассмотрены компьютерные методы прогнозирования и обоснована их актуальность в исследовании системы «костюм». Выбраны критерии для прогноза развития системы «костюм» и ее элементов. Осуществлен расчет прогноза развития трех геометрических структур костюма на основе модели ARJMA Бокса-Дженкинса.

В главе 4 предложена методика автоматизированного расчета прогноза развития модного ассортимента женской одежды, основанного на применении модели ARJMA Бокса-Дженкинса, проанализированы результаты эксперимента, проведенного по предложенной методике.

Заключение

Библиография

Приложения

Обоснование целесообразности применения концепций теории самоорганизации в системном проектировании костюма

Наука о самоорганизации, получив свое широкое развитие в 70-е годы XX века, радикально изменила понимание отношений между порядком и хаосом, между энтропией и информацией. Возникло новое видение мира культуры, появились работы, на основе синергетических подходов вскрывающие глубинную общность культурных и естественноисторических процессов. Вместе с тем многие из понятий, образующих синергетическую парадигму, имеют предшественников весьма почтенного возраста. Так, оказалось, что историко-философское наследие античности уже содержало необходимые предпосылки для концептуальных оснований синергетического подхода. [128] К концу XX в. были сделаны попытки научно обосновать процесс самоорганизации, а также изложить теоретическую базу этого научного направления в различных областях знаний. Об успехе такого подхода свидетельствует то, что дисциплина, возникшая как отрасль физики, теперь находит свои приложения в биологии, социологии, психологии, педагогике, экологии, экономике, философии, лингвистике. [205, 93, 94, 48, 34, 22, 108, 114].

Рассматривая сложные самоорганизующиеся системы, следует обратить внимание на понятия прогресса и регресса. С точки зрения синергетики войны и крупные социально-политические конфликты традиционно рассматриваются как деструктивные проявления, которые заметно тормозят развитие общества и негативно сказываются на большинстве процессов, происходящих в нем. Однако с точки зрения синергетики, подобные ситуации выглядят как необходимые условия для осуществления самоорганизации. Т.е. любые процессы, происходящие в сложной самоорганизующейся системе, так или иначе, способствуют переходу ее на другой уровень развития, независимо от особенностей их отражения сознанием отдельных людей.

Деструктивность играет определенную роль в движении цивилизации по пути усложнения и совершенствования своей структуры. Применительно к социально-политическим конфликтам, противоречия, приводящие, в конечном счете, к столкновениям, можно рассматривать как своего рода флуктуации, которые способствуют образованию так называемых бифуркационных точек (критических точек разрушения старых структур и возникновения веера возможностей перехода системы в новое качество). В дальнейшем столкновения, в частности войны, во многих случаях являются как бы необходимым механизмом перехода общества на некую новую ступень развития, формирования новой его структуры. В свете рассмотрения костюма как сложной самоорганизующейся системы, следует обратить внимание на исследования, касающиеся выявления взаимосвязи изменений структуры общества до и после крупных конфликтов. Можно предположить, что эти изменения способствовали как прогрессу, так и регрессу в эволюции костюма, что характерно для большинства самоорганизующихся систем. «Одной из важных функций общенаучных средств познания является перенос знаний из одних отраслей наук в другие». [31] С одной стороны существует опасность неправомерного распространения синергетического подхода на . области, достаточно далекие от идеологии точного естествознания. С другой стороны, определенную ценность составляет не механический, прямой перенос ранее добытого, зафиксированного и признанного знания из одних отраслей в другие, а перенос "творческий", имеющий эвристический смысл. В этом случае «... переносимое знание качественно перерабатывается, трансформируется, внутренне видоизменяется и в результате порождает новое знание - с учетом специфики именно той отрасли науки, где оно индуцируется». [32] В любом случае, плодотворность переноса синергетических идей становится сомнительной без должного понимания специфики этого направления.

Основные понятия теории самоорганизации присутствуют в работах ученых различных научных областей знаний. Но, если в естественнонаучной сфере эти понятия достаточно проработаны, то в гуманитарных приложениях остается много полярных мнений и терминологический аппарат трактуется ч намного шире. В гуманитарных науках к понятийному аппарату традиционно предъявляются менее строгие требования строгости и четкости, чем это принято в естественных и точных науках. Различное толкование возникает из-за специфики научных дисциплин.

Поэтому, касаясь теории системного проектирования костюма, следует говорить пока лишь о введении элементов новой парадигмы, происходящей из естественных наук, и о применении этих элементов в отдельных отраслях социального знания. И поскольку опыт подобного введения [115] уже существует, это говорит в пользу необходимости ее расширения. В последние годы междисциплинарный потенциал синергетики начал реализовываться и в социально-гуманитарных областях знания. [52]. Специфика синергетического видения феномена разнообразия в культуре потребовала обращения к наиболее характерным особенностям неклассической парадигмы в современной научной картине мира. [89].

В результате взгляды и представления, выработанные при исследовании весьма узкого класса математических моделей небольшого крута явлений и выдвинутые несколькими научными школами, оказали возрастающее влияние на современную науку, культуру, искусство.

Близость современного искусства с его множественностью художественных картин мира к многомерному динамическому образу Вселенной в постклассической (синергетической) научной картине мира обусловила использование этого нового научного подхода в информационном искусствознании.

Из анализа литературы видно, что к числу наук, в которых наиболее успешно используются принципы синергетики, относятся экономика [34, 48, 93, 94]; история, [3], философия [1, 65]. В последнее время благодаря работам И. Пригожіша заметно возрос интерес социологов к процессам самоорганизации в обществе [21, 205] Психика, интеллект, культура изучаются как сверхсложные динамические системы. Интерес к синергетическому видению вызван тем, что позволяет не только объяснить многие феномены социокультурных систем, но и предсказать ряд их сущностных свойств и направлений развития.

В данный момент в гуманитарной сфере теория самоорганизации разрабатывается неравномерно, серьезные и глубокие исследования ведутся в сфере естественных наук. Это вызвано, прежде всего, большей практической отдачей, т. е. применением на практике синергетических идей в моделировании социально-экономических процессов, сфере финансового анализа, формировании новой философии информационного общества. Что касается области искусства и дизайна, то вопросы самоорганизации затронуты слабо. Такое запаздывание свидетельствует о сложном процессе адаптации синергетики с теорией и практикой вышеуказанных областей знаний. Но существует и такая точка зрения, что самые первые в общественных и гуманитарных науках XX века и наиболее глубокие исследования циклов, ритмов, флуктуации и периодичностей появились в теории и истории изобразительного искусства, а затем в экономике, в исследованиях промышленных циклов. В последние годы обозначилась тенденция к созданию интегративных теорий и концепций, отражающих многообразие современных феноменов, артефактов и явлений культуры и непротиворечиво описывающих известные и вновь появляющиеся факты. В поисках объяснительных моделей наиболее перспективным представляется использование системного, информационного и синергетического и подходов. Задача системного описания культуры, ее феноменов и динамики ставилась уже в работах Л. Уайта [207], развивавшего идею представления культуры как самонастраивающейся системы материальных и духовных элементов. В России системные исследования культуры представлены работами М.С. Кагана, [52, 53, 54] Э.С. Маркаряна [76, 77], В.Г. Афанасьева [8], А.Я. Флиера [127], А.А. Пелипенко, И.П. Яковенко [92] и др.

Выявление тенденций ускорения информационных процессов в развитии общества XX века

Наблюдаемый с начала XX в. рост информационных потоков и связей, обеспечивающих приток новых идей, изменил динамику процессов во всех сферах деятельности человека, что, с одной стороны, привело к быстрой сменяемости одних течений и стилей, а с другой — к созданию огромной информационной базы, позволяющей черпать информацию для использования ее в производстве и проектировании одежды. При этом тенденции ускорения оказали свое влияние и на механизм действия моды, который «в основе своей имеет создание, передачу и прием информации, циркулирующей между людьми, т.е. межличностную коммуникацию». [37, с. 45] В результате, к концу XX века в моде ретроспективные тенденции стали подавлять перспективные. Стало возможным намного чаще воспроизводить известные образцы, направления, идеи, вести розыск аналога, сделанного ранее, что препятствовало возникновению новых образцов, направлений, идей.

Следует отметить, что вопросы ускорения общественного развития отражались в трудах многих ученых. [1, 17, 43, 184, 195] Так, идея сокращения глубинных исторических волн впервые была высказана историком Ф. Броделем. [19] В результате, поиски причин и механизмов социокультурной динамики привели к принципу информационного ускорения. [44, 45] "Развитие сложной самоорганизующейся системы определяется устойчивой, формируемой в ходе отбора тенденцией к наращиванию скорости передачи и накопления информации; критерием отбора, "жизнеспособности" культурной мутации, является преимущество в информационном ускорении - наращивании скорости переработки информации". [44] Присущая самоорганизующимся системам "погоня" за скоростью передачи информации ведет к монотонному накоплению информации в эволюционных процессах. [Там же, с. 57-65]

В результате ускорения информационных процессов главным богатством становиться информация. И стремление к новизне, всегда присущее моде, в современном мире воплощается в направлениях и тенденцііях, с большой скоростью сменяющих друг друга. «Виртуальный стиль современности - телевидение, Интернет - ведет к тому, что современный человек не замкнут теперь единственной культурой своего происхождения, воспитания, местожительства. Он как бы оказывается в гуще разных этнических, исторических, профессиональных культур, к каждой из которых он может приобщиться, в том числе и с помощью модной одежды. Мода идет ему в этом навстречу, становясь все более разнообразной, соединяя и смешивая разные эпохи, стили и культуры». [80]

Таким образом, эволюция костюма, циклические колебания в моде, подвержены влиянию информационных процессов, происходящих в обществе. Динамика моды обусловлена изменчивым сочетанием планомерной деятельности разнообразных институтов моды, законами формообразования и индивидуальным творчеством человека, его спонтанными поступками, непредвиденными ситуациями и т.п. факторами внешней среды.

Сейчас область моды, проектирования и создания одежды характеризуется состоянием, близким к хаосу, которое выражается в крайней информационной насыщенности системы. Подобный сценарий свидетельствует об увеличении энтропии в системе «костюм» (см. рис. 2-1). С помощью этой формулы (1.1) можно оценить состояние развития системы с точки зрения уровня ее хаотичности. На основе статистического материала с помощью программного пакета Microsoft Exel был построен график изменения уровня энтропии в системе «костюм» на примере овальной геометрической структуры за период с 1900 по 2002 гг.

Тенденции ускорения информационных, социально-экономических и культурных процессов отмечаются рядом исследователей. В качестве отправной точки ускорения рассматривается 1935 год. Однако следует все-таки рассматривать период ускорения, начиная с 1950 г., так как определенное тормозящее действие оказала II Мировая война и связанные с ней разрушающие факторы. Что касается специфики ускорения, то ее можно объяснить техническим прогрессом, ростом числа вовлеченных в процессы развития (общества, культуры, информации) участников, производителей-потребителей. Отсюда, острая конкурентная борьба, борьба за выживание, владение рынком.

Исследование футурологических тенденций в общественном развитии XX века

Отмечая стремительный рост инноваций в XX в., мы не можем не обратить внимание на одно из течений общественной мысли в жанре художественной литературы, известное под названием «научная фантастика».

До середины XIX в. этот литературный жанр находился по существу в зародыше и играл в развитии концепций будущего относительно скромную роль. Зато во второй половине XIX в. произошел взлет: стали появляться не просто романы-фантазии о будущем, полусказки-полуутопии, а научно-фантастические произведения (Ж. Верна, Фламмариона, Г. Уэллса и др.). Их авторы выступали во всеоружии средств современной им науки, экстраполируя тенденции развития науки, техники, культуры (с помощью чисто художественных приемов) на сравнительно отдаленное будущее. Это знаменовало важный сдвиг в развитии представлений о будущем, поскольку обеспечивало им массовую аудиторию и существенно расширяло диапазон взглядов на конкретные проблемы будущего.

Появление нового жанра научной публицистики в виде "размышлений о будущем" ученых или писателей, хорошо знакомых с проблемами современной им науки, позволяло заглянуть в будущее средствами уже не только искусства, но и науки. Со временем, поток футурологических работ нарастал, выражаясь количественно в десятках книг, сотнях брошюр и статей, не считая бесчисленных фрагментов в работах, посвященных текущим проблемам. Значительное место в этой литературе продолжал занимать Г. Уэллс. Он во многом предвосхитил футурологические концепции второй половины XX века.

В начале 30-х годов экономический кризис и надвигавшаяся мировая война отодвинули на задний план проблемы отдаленного будущего и буквально за несколько лет, к середине 30-х годов, свели почти на нет стремительно возраставший до того поток футурологической литературы. Заторможенное Второй мировой войной развитие концепций будущего постепенно вновь набрало силу и развернулось с конца 40-х и на протяжении 50-х годов. Этому способствовали три фактора (в отношении стран Запада): и появление концепции научно-технической революции (НТР) и ее далеко идущих социально-экономических - последствий (Дж. Бернал, Н. Винер, Р. Юнгк); LJ разработка техники поискового и нормативного прогнозирования, которое поставило прогностику на службу управлению. становление соответствующей философской базы как основы новых концепций будущего (индустриализм, экзистенциализм, структурализм, неопозитивизм, социал-реформизм, тейярдизм, теория конвергенции и т.д.). [12] Концепция НТР подняла вопрос о революционных, качественных изменениях в жизни человечества на протяжении ближайших десятилетий. Соподчинение прогнозирования и управления вызвало к жизни второй по счету (после 20-х годов) "бум прогнозов" — появление в первой половине 60-х годов сотен научных учреждений или отделов, специально занимавшихся разработкой "технологических прогнозов". Новейшие течения западной философии создали мировоззренческий "фон" — набор понятий, категорий, теоретических предпосылок, перспективных тенденций, социальных норм и т.д., необходимых для конструирования концепций будущего.

В конце 40-х и на протяжении 50-х гг. в постепенно разраставшемся потоке западной "литературы о будущем" продолжали преобладать книги, брошюры, статьи, весьма похожие на те, которые выходили в 20-х — начале 30-х гг. или даже ранее. Сознание того, что будущее несет с собой не только технические новшества, что изучать его необходимо во всеоружии современной науки, начинало распространяться уже в те годы.

По мнению Тоффлера, уже в конце 70-х гг. XX в. ускорение темпов жизни привело к тому, что окружающие человека предметы стали терять свою ценность. В рамках данной работы нас, прежде всего, интересует то, что им отмечаются тенденции популярности «вещей одноразового пользования» в «обществе массового потребления». Вместо привычного стиля жизни появляется множество разнообразных "стилей жизни", один другого экстравагантнее и возмутительнее, по прежним понятиям. [12]

Таким образом, писатели-фантасты подготовляли почву не только восприятия будущего, но и рождали идеи, которые оказывались потом востребованными. Реализация в настоящем идей, придуманных в прошлом для будущего, оказалась актуальной. В качестве примера подобных реализаций в моде, могут служить нетрадиционные, резко отличающиеся от общепринятых тенденций идеи, обретающее спустя некоторое время массовый спрос.

Следует также отметить, что совпадение роста футурологических исследований и революционных моментов в развитии костюма и моды свидетельствует о влиянии указанных процессов. Росту инноваций второй половины XX в. способствовала актуализация футурологической атмосферы - чем чаще люди думали о будущем, тем быстрее начинало меняться настоящее, тем быстрее приближалось будущее.

Между тем, большинство научно-фантастических книг и фильмов ошибались, полагая, что в будущем мы будем ходить в блестящих костюмах, застегивающиеся на пластиковые молнии. До сих пор "мода, опережающая время" - одежда, которая по замыслам дизайнеров понадобится нам в будущем, развивается по двум направлениям: технологическому (футуристическому) (см. рис. 3-1 - 3-12) и ретроспективному (см. рис. 3-13).

По мнению самих дизайнеров, развитие современной моды ориентировано на прошлое, в котором черпается вдохновение. И в то же время, параллельно развивается другое направление, сформировавшееся еще в позапрошлом веке - технологическое. Какое из этих направлений станет определяющим в XXI веке? Можно допустить мысль, что именно технологическое. Но, учитывая циклическую природу системы «костюм», периоды ретроспекции, т.е. обращения к опыту прошлого будут еще востребованы.

Технологическое направление по замыслам футурологов и дизайнеров — это скорее функциональность, а не стиль. Одежда не всегда может выглядеть симпатично, но служит потребностям, особенно, если мы живем быстрой жизнью в урбанистическом мире. Самым ценным ресурсом в начале XXI века становятся знания, воплощаемые в высокотехнологичных вещах. В современном мире достижения прогресса направлены на создание комфортной среды для каждого человека, так называемой «умной одежды» (i-wear).

Выбор критериев для построения прогноза

Для практического применения предлагается метод прогнозирования по модели Бокса-Дженкинса, с помощью которого, используя методы эконометрики, можно оценить (спрогнозировать) не только развитие форм, решая основную задачу диссертационной работы, но и любые другие параметры, имеющие циклическую структуру

Объектом данного исследования являются характер и частота использования ассортимента в коллекциях прет-а-порте за период с 1968 по 2002.

Следует отметить, что сокращение длительности периодов смены модных геометрических структур костюма оказало воздействие на динамику встречаемости модных видов ассортимента. Например, сравнительный анализ частоты встречаемости модных видов ассортимента в 1950, 1955, 1960 и 1965 гг. показал устойчивое доминирование в качестве модных таких видов ассортимента, как платье, костюм с юбкой, пальто, (см. рис 4-1, 4-2)

Учитывая результаты исследований, полученных в предыдущих главах, стало возможным графически представить степень влияния модных геометрических структур костюма за исследуемый период на распределение их в модных видах ассортимента, (см. рис 4-9 - 4-11) Анализ распределения трех геометрических структур костюма в исследуемом ассортименте показал, что: ? Прямоугольная геометрическая структура костюма в качестве модной характерна практически для всех видов ассортимента; ? Трапециевидная геометрическая структура костюма в качестве модной характерна только для трех видов ассортимента; Наиболее низкой амплитудой колебаний обладает ассортимент курток и с учетом невысоких процентных значений можно говорить об определенной стабильности и малом количестве присутствия данного ассортимента в коллекциях прет-а-порте. Наиболее высокой амплитудой колебаний обладает ассортимент блузок, что свидетельствует о наличии периодов большой и низкой популярности данного ассортимента в коллекциях прет-а-порте.

В результате анализа иконического материала, были собраны количественные данные по наиболее часто встречающемуся ассортименту женской одежды в коллекциях прет-а-порте ведущих западных домов мод. Число годовых показателей видов ассортимента суммируется и делится на проценты.

Брючный костюм - kob. По полученным процентным значениям были построены временные ряды по каждому виду ассортимента. Метод ARIMA был применен к временным рядам, начинающимся в 1968 году.

В целях обеспечения стационарности в модель ARIMA были введены первые разности элементов исходного ряда (параметр d = 1), а значения параметров р и q подбирались эмпирическим путем с использованием опции Model Comparison (Сравнение моделей) пакета STATGRAPHICS Plus. Прогностические модели строились для представления исходных данных в процентных долях.

В результате применения модели ARIMA был осуществлен расчет прогноза исследуемых видов ассортимента. Количество наблюдений составляет 35 периодов (с 1968 по 2002 гг.). Эта модель предполагает, что лучший прогноз на будущее исследуемого объекта определяется параметрической моделью, где выявляется отношение значений последующих данных к значениям предыдущих.

В Главе IV была осуществлена экспериментальная проверка теоретических выводов и апробация модели Бокса-Дженкинса для прогнозирования модного ассортимента. Расчет прогноза и полученные данные показали адекватность выбранной компыотерной модели прогнозирования количественных значений, полученных путем статистической обработки иконического материала.

Таким образом, выбранная модель компьютерного прогнозирования статистических данных может быть использована в качестве базовой для получения краткосрочных и среднесрочных прогнозов развития исследуемых объектов с колебательной структурой, имеющих как четко, так и нечетко выраженную цикличность.

Результаты расчета прогноза было выявлено следующее: 1. Динамика циклических изменений исследуемого ассортимента женской одежды характеризуется низкой амплитудой колебаний, что говорит о незначительном доминировании одних ассортиментных групп по отношению к другим. 2. Взаимосвязь между геометрическим видом формы и ассортиментом проявляется в доминировании определенной геометрической структуры в ассортименте. 3. Наибольшей частотой обращения (мобильностью) обладают такие ассортиментные группы, как блузки, брюки, платья, пальто. 4. Выявлена обратная связь между частотой обращения к ассортименту юбок и брюк. 5. По расчетам прогноза к 2008 г. намечается тенденция роста частоты обращений к ассортименту топ, жакет, платье, пальто.

Терминологический словарь Адаптация — освоение взаимоотношений системы и ее элементов с окружающей средой. Архетипы - по К. Юнгу, изначальные врожденные психические образные структуры, составляющие коллективное бессознательное, содержание общечеловеческой символики сновидений, мифов, легенд, сказок и даже фантазий, художественных творений. Коэволюция - взаимозависимость предметов или понятий; иногда может быть определена математически как вероятностная величина среди ряда других зависимостей. Мутация - внезапно возникающее естественное или искусственно вызываемое изменение наследственных структур, отвечающих за хранение генетической информации и ее передачу от клетки к клетке и от предка к потомку, от одного элемента системы к другому. Неравиовеспостъ - состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее макроскопических параметров, т.е. ее состава, структуры и поведения. Обратная связь - обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. Порядок - детерминированные повторяющиеся отношения элементов системы. Пространство состояний системы - пространство, каждой точке которого однозначно соответствует определенное состояние рассматриваемой системы, где каждому процессу изменения состояния системы (ее движения в этих координатах) соответствует определенная траектория перемещения изображающей точки в пространстве. Понятие пространство состояний системы наиболее часто используется в теории колебаний.

Похожие диссертации на Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса