Содержание к диссертации
Введение
I. Анализ Существущих в теории и практике подходов к проблеме учета потребностей детей в художественно-конструкторском оборудования жилища II
1.1. Изучение проектного подхода, ориентированного на выделение в целостной предметно-пространственной среде жилища локальной среды обитания ребенка (детской зоны) II
1.2. Анализ формирования проектного подхода, ориентированного на учет; широкого спектра потребностей ребенка в-художественно-коннтрукторском формообразовании оборудования целостной предметно-пространственной среды жилища 40
1.3. Выводы 79
П. "Детское потребление" и анализ его влияния на художественное конструирование оборудования жилища . 82
2.1. Анализ специфики осваивающей деятельности ребенка в дошкольном возрасте 84
2.2. Моделирование образа жизнедеятельности семьи в контексте "ребенок - предметная среда жилища -взрослые" 95
2.3. Анализ специфики художественно-конструкторского формообразования оборудования жилища, обусловленной особенностями развития деятельности ребенка в дошкольном возрасте 125
2.4. Типологизация художественно-конструкторских принципов формообразования оборудования жилища, отражающих специфику "детского потребления" . 134
2.5. Выводы 162
Заключение 170
Литература 180
Приложение i 190
Приложение П 233
- Изучение проектного подхода, ориентированного на выделение в целостной предметно-пространственной среде жилища локальной среды обитания ребенка (детской зоны)
- Анализ формирования проектного подхода, ориентированного на учет; широкого спектра потребностей ребенка в-художественно-коннтрукторском формообразовании оборудования целостной предметно-пространственной среды жилища
- Моделирование образа жизнедеятельности семьи в контексте "ребенок - предметная среда жилища -взрослые"
- Типологизация художественно-конструкторских принципов формообразования оборудования жилища, отражающих специфику "детского потребления"
Введение к работе
С начала семидесятых годов отчетливо заявляет себя новое направление в художественном конструировании бытового оборудования, отличительной чертой которого является социокультурный подход к проблеме формообразования предметной среды жилища. Критикуя сложившуюся к этому времени практику художественного конструирования, Г.Б.Минервин писал: Еще многие художники-конструкторы понимают задачу создания предметной среды, соответствующей человеческим потребностям, довольно упрощенно: как проектирование изделий, хорошо работающих и отвечающих по своим формальным характеристикам требованиям современного стиля. Такой подход к форлообразованию не может обеспечить создание отдельных высококачественных изделий, тем более целостной среды. Для оптимального удовлетворения потребностей советских людей достижения гуманистических идеалов социалистического дизайна нужно глубокое понимание специфики социокультурной и экономической ориентации художественного конструирования Вот почему мы акцентируем внимание на учете этой специфики в процессе формообразующей деятельности проектировщиков" /41, с.67/.
"Абстрактный ортодоксальный функционализм", питающий проектную практику, подвергся в эти годы резкой критике как "лишающий среду ее человеческого содержания" /60, с.67/. "Одно время считалось, - пишет Г.Н.Любимова, - что задача дизайнера в интересах промышленности - унифицировать быт. Однако ... стало очевидным, что именно дизайнер должен учесть при разработке изделий массового потребления не только интересы производства и просто функционально-технологические потребительские свойства, но и включен -ность вещи в конкретную культурную ситуацию" /36, с.II/.
В рамках ортодоксального функционального подхода к формообразованию предметной среды жилища художественное конструирование ориентировалось на усреднение потребностей обобщенного типа потребителя, на обобщенный образ человека-потребителя. Это в конечном итоге вело к созданию типовой, анонимной предметной среды жилища, стандартизирующей один определенный тип отношений между человеком и миром вещей и противостоящей реальному культурному многообразию жизни. Игнорирование того факта, что так называемый массовый потребитель отнюдь не представляет собой однородную групцу, что "лица с различным уровнем интеллектуального развития, дети, взрослые, старики, инвалиды существенно отличаются по своим способностям использовать продукты дизайна", привело к тому, что "число людей, не могущих пользоваться результатами новейшего проектирования весьма велико и достигает миллионов" /56, с.49 /.
Одним из важнейших проявлений социокультурного подхода к проблеме формообразования предметной среды жилища становится пристальный интерес дизайнеров к конкретному человеку-потребителю, непосредственному адресату проектной деятельности, к сложным взаимосвязям человека, включенного в систему социально-культурных отношений, с его предметной средой. "Недостаточно создать хорошо функционирующую вещь, - отмечает А.П.Ермолаев, - необходимо предусмотреть особенности ее включения в реальную жизнь; т.е. ориентироваться на различные типы потребителей, а не на усредненного "человека-оператора" /19, с.10 /.
Осознание несостоятельности недифференцированного подхода к различным категориям потребителей, - пишет Т.А.Суслова, - приводит к тому, что в настоящее время в научно-исследовательских работах в области дизайна и эргономики, а также в практике художественного конструирования предметной среды жилища все отчетливее проявляется тенденция учитывать специфические потребности разных возрастных групп потребителей (детей, молодежи, пожилых, престарелых) /66, с.49/. Ярким примером этому могут являться исследования и разработки по проблеме формирования предметной среды с учетом специфики потребностей людей пожилого возраста /66, 55, 17/,
Содержанием современной ориентации дизайна становится учет в художественном конструировании половозрастной, региональной специфики потребителя, культурной специфики социальных групп. То есть проводится ориентация на определенные типы образа жизнедеятельности. Такая ориентация и дает возможность для наиболее точного и полного отражения в художественном конструировании реального многообразия жизни. Эта тенденция, в которой раскрывается истиный гуманистический смысл художественного конструирования, отвечает целям социалистического дизайна, которые "всегда направлены на защиту интересов человека-потребителя, на удовлетворение его нужд и потребностей" /54, с.196/.
К особой категории потребителей может быть отнесен и ребенок, обладающий в силу возрастных особенностей развития и освоения им окружающего предметного мира собственной "потребительской спецификой". Проблема учета этой специфики в формообразовании целостной предметной среды жилища с целью обеспечения необходимых условий для всестороннего гармоничного развития ребенка, наиболее плодотворного и активного освоения им продуктов современной материальной культуры, становления его эстетического отношения к миру вещей, - является одной из актуальных проблем технической эстетики и художественного конструирования. Ее решение невозможно без проведения исследований, направленных на выявление принципов и способов отражения в художественно-конструкторском формообразовании оборудования жилища, используемого детьми, их специфических потребительских требований.
Анализ материалов по теории и практике художественного конструирования показывает, что до настоящего времени основное внимание уделялось общей постановке проблемы, указанию на актуальную необходимость учитывать потребности детей в формообразовании предметной среды жилища в целом. При этом проектная ориентация на "потребительскую специфику" ребенка .рассматривалась как одно из условий создания гармоничной и эстетически целостной жилой среды, способной предметно воплотить образ жизни семьи, складывающийся в современной культуре.
Глубокую теоретическую и практическую проработку получил вопрос художественного конструирования оборудования детской комнаты, являющейся личным жилым пространством ребенка. Наработанный здесь опыт имеет неоценимое методическое значение. Однако решение вопросов формирования предметной среды детской комнаты, представляющей собой лишь изолированный и законченный фрагмент жилища, еще не означает решение проблемы создания целостных и гармоничных предметных условий, реализующих в жилой среде всю совокупность процессов жизнедеятельности ребенка.
Как показывает анализ, проблема учета "потребительской специфики" ребенка в формообразовании бытового оборудования пока не получила своего научно-методического решения. Однако ее актуальность настойчиво подтверждается практикой, демонстрирующей примеры художественно-конструкторских разработок, авторы которых на эмпирическом уровне пытались учесть потребности детей в формообразовании проектируемых изделий и жилой среде в целом.
Целью диссертации является разработка художественно-конструкторских принципов форяообразования обсрудования жилища, используемого детьми дошкольного возраста, реализация которых на различных стадиях процесса дизайнерского проектирования позволит внести вклад в формирование гармоничной предметной среды, обеспечивающей необходимые условия для всестороннего развития ребенка.
Предмет исследования составляет специфика художественно-конструкторского формообразования оборудования жилища, обусловленная особенностями его культурного освоения детьми в дошкольном возрасте,
Цель диссертации определяет ее конкретные задачи:
- анализ существующих в теории и практике дизайна подходов к проблеме учета потребностей детей в художественно-конструкторском формообразовании оборудования жилища;
- исследование специфики осваивающей деятельности ребенка дошкольного возраста, определяющей роль предметной среды в процессе его развития;
- моделирование образа жизни семьи (в контексте "ребенок -жилая среда - взрослые"), являющегося социально-культурным условием реализации процессов жизнедеятельности ребенка;
- анализ специфики формообразования оборудования жилища, обусловленной его использованием детьми дошкольного возраста;
- формулирование концептуальных художественно-конструкторских принципов, позволяющих придать бытовому оборудованию функциональные свойства и эстетические характеристики, необходимые для его гарлоничного включения в эстетически значимую предметную деятельность ребенка;
- типологизация художественно-конструкторских принципов формообразования оборудования жилища, используемого детьми дошкольного возраста.
Методика исследования определяется тем, что принципы формообразования оборудования жилища, используемого детьми, формулируются на основании последовательного анализа следующих аспектов:
1) характера операционального взаимодействия ребенка с предметным окружением;
2) культурной ситуации в семье, определяющей формы участия ребенка в основных процессах ее жизнедеятельности;
3) требований к оборудованию жилища как к условию или орудию деятельности ребенка, направленной на достижение определенной практической цели;
4) требований к предметной среде жилища как к условию реализации ценностно-значимого и культурно-обусловленного средового поведения ребенка.
Научная новизна методики исследования заключается в том, что впервые формообразование предметного окружения ребенка рассматривается комплексно, как с позиций возрастной психологии, педагогики и социологии, так и с точки зрения искусствоведческих представлений о жилой среде, воплощающей в эстетически значимой предметной форме духовные потребности взрослого и ребенка.
Такой комплексный подход предоставляет качественно новую возможность осмыслить особенности формирования среды жизнедеятельности ребенка именно в предмете дизайнерского профессионального мышления, в контексте эстетических ценностей современной культуры.
Главный тезис диссертации состоит в том, что специфика художественно-конструкторского формообразования оборудования жилища, используемого детьми, диктуется совокупностью духовных и утилитарных требований, предъявляемых ребенком к эстетически целостной предметной среде.
Научная новизна исследования определяется тем, что культурные потребности ребенка и особенности его предметной деятельности впервые рассматриваются в качестве фактора, влияющего на формообразование бытового оборудования жилища в целом. Кроме того, специфика художественно-конструкторского формообразования оборудования жилища, используемого детьми, впервые формулируется в виде научно-методических принципов, определяющих процесс сложения целостного и эстетически выразительного предметного окружения ребенка.
Отмеченные выше основные научные положения как результаты данного исследования выдвигаются на защиту.
Изучение проектного подхода, ориентированного на выделение в целостной предметно-пространственной среде жилища локальной среды обитания ребенка (детской зоны)
Проблема формообразования предметной среды жилища с учетом потребностей детей до начала семидесятых годов решалась на основе строго разделения сфер существования взрослых и детей, на принципе ввделения ребенка в системе семейных отношений и ограничения среды его обитания в целостной предметно-пространственной структуре жилища.
Такой подход к формированию предметных условий жизнедеятельности ребенка в жилище был непосредственно связан с бытующей тогда моделью образа жизни семьи, которая и определяла место ребенка в системе семейных отношений и характер его взаимосвязи с предметной средой жилища. Так, идеальная модель организации быта семьи была ориентирована на максимальное освобождение женщины от бремени домашних забот. Установление ее равноправия с мужчиной в общественно-политической жизни и участие в производстве подразумевало перераспределение бюджета времени женщины, значительное сокращение количества времени, затрачиваемого на низкопроизводительный домашний труд. Для этой цели планировалось резко расширить сеть общественных бытовых учревдений и приблизить их непосредственно к жилой ячейке, с тем чтобы частично вывести из жилья такие функции быта, как например, домашнее питание, стирку, глажение, чистку одевды, празднование семейных торжеств и т.п. При этом и в деле воспитания детей акцент был перенесен на роль общественных учреждений. Установилось явное неравенство между значением семейного и общественного воспитания в пользу последнего. С этих позиций полагалось, что "нет оснований ориентироваться на создание в жилище условий для полного "воспитательного комплекса", на превращение жилища в "мир ребенка" /61, с.2бб/.
В качестве достаточной основы полноценного протекания процессов жизнедеятельности ребенка в жилище выделялась детская зона (детский уголок или комната), которая являлась замкнутым фрагментом целостной предметно-пространственной среды жилища и ограничивала своими рамками круг оборудования, являющегося объектом детского потребления.
Таким образом, ориентация проектного подхода к решению проблемы формообразования оборудования жилища с учетом потребностей детей была направлена на учет потребностей ребенка в формообразовании предметной среды его индивидуальной зоны в жилище.
Подобное ограничение объекта дизайнерского исследования и проектирования некоей предметной целостностью, которая являлась бы достаточным основанием для реализации процессов индивидуальной деятельности ребенка (процессы совместной деятельности взрослых и детей, участие ребенка в деятельности семейного коллектива в данном случае не рассматривались) выдвинуло на данном этапе перед художественным конструированием основную задачу - создание сомасштабной ребенку предметно-пространственной среды.
Цри этом важно оговорить,что масштабность в дизайнерском понимании трактуется как "соразмерность вещи конкретной культурной форме человеческого действия или процесса" /40, с.199/. Такая трактовка делает необходимым ориентировать формообразующую проектную деятельность на создание эстетически полноценной предметной среды индивидуальной зоны ребенка, соответствующей образу его жизнедеятельности.
Анализ литературы по проблеме формообразования предметной среды для ребенка в жилище показывает, что в этом случае основное внимание исследователей и проектировщиков было направлено на решение следующих вопросов:
1) определение концепции формообразования предметной среды дет-ской комнаты, отражающей целостное представление о предметных условиях, соответствующих такому образу жизнедеятельности и специфике эстетического восприятия ребенка;
2) поиск принципов формообразования оборудования детской комнаты, являющихся основой проектной реализации сформулированной концепции.
Первый из выделенных вопросов в течение многих лет являлся предметом острых дискуссий. Активно обсуждались две концепции -формообразования предметной среды для ребенка, во многом противоположные друг другу. Одна из них отражала традиционное положение о том, что детский предметный мир должен быть уменьшенной копией мира взрослых. Сторонники другой концепции отстаивали представление о том, что дети должны иметь свою собственную предметную среду, отличающуюся по формам от предметной среды взрослых.
Как отмечала Г.Н.Любимова, вопрос этот остается дискуссионным и в настоящее время. "Какой подход правильнее - это предстоит еще выяснить ... Роль предметно-пространственной среды в воспитании ребенка многообразна, многие вопросы еще требуют научных и экспериментальных разработок с тем, чтобы поиски в области формообразования приобрели целенаправленный характер" /37, с.1-4/.
Несмотря на открытый характер проблемы, у положения о том, что предметный мир детей должен быть миниатюрной копией взрослого мира, оставалось все меньше сторонников. Так Г.Ш.Ерошина в своем обзоре "Мебель и игровое оборудование для детей дошкольного возраста" писала: "Большинство специалистов, занимающихся проблемами детского оборудования, считают, что дети должны иметь свою собственную среду, отличающуюся от предметной среды взрослых" /20, с.5/.
Физиологи также полагают, что традиционные формы вещей не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию. "Так, японский специалист Охара Дзиро из университета "Тиба" провел исследование оборудования детских учреждений, результаты которого показали, что детские стулья, являясь уменьшенной копией стула для взрослых, не учитывают особенности позвоноч-ка и таза малолетних детей. Поскольку при рождении человека позвоночник бывает совсем прямым и только через три года начинает приобретать конфигурацию, близкую к линии позвоночника взрослого -человека, а окончательно формируется лишь к 14 годам, детские стулья должны быть не уменьшенными вариантами мебели для взрослых, а иметь иную, более обтекаемую форму" /цит. по 20, c.II-I2/.
Анализ формирования проектного подхода, ориентированного на учет; широкого спектра потребностей ребенка в-художественно-коннтрукторском формообразовании оборудования целостной предметно-пространственной среды жилища
За последние десять лет рассмотренный подход к проблеме учета потребностей детей в формообразовании предметной среды жилища -претерпел значительное качественное изменение, вызванное рядом причин.
Так, специалисты по детской педагогике и психологии серьезно и доказательно заявили об огромной роли семьи в формировании личности и развитии ребенка, о необходимости единства общественного и семейного воспитания, причем каждой из этих сфер отводится своя определенная роль. "По единому мнению и исследовательским данным, - отмечает Т.А.Машкова, - семья является тем социальным институтом, который существенным образом влияет на формирование личности ребенка. В воспитании детей дошкольного возраста роль семьи особенно велика, семья для ребенка является первой и нередко единственной школой воспитания ..." /39, с.16/. Семья не просто опекает детей, - развивает эту мысль К.К.Хачатрянц, - но оказывает сильное, ни с чем ни сравнимое влияние на формирование их личности, на их духовное развитие, эмоциональное и нравственное воспитание. Все образовательные, воспитательные, оздоровительные развлекательные и прочие учревдения, совершенно необходимые для всестороннего развития подрастающего поколения,дополняют семью помогают ей но заменить ее не могут" /72, с.80/,
Ни с чем не сравнимая роль семьи в развитии и формировании личности ребенка связана со спецификой семейного воспитания. К особым факторам, определяющим эту специфику, Е.А.Вондаренко относит /7, с.79/:
1) эмоциональный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах;
2) постоянство и возможность длительных воспитательных воздействий родителей на детей в самых различных жизненных ситуациях;
3) занятость взрослых членов семьи самой разнообразной деятельностью (производственной, общественной, бытовой, хозяйственной).
Во многом сходный перечень факторов мы находим и у авторов труда "Основы дошкольной педагогики" (под редакцией А.В.Запорожца, Т.А.Марковой), где отмечается: "По данным социологических, социально-психологических и педагогических исследований, важнейшими факторами семейного воспитания являются:
1) его глубоко эмоциональный, интимный характер;
2) постоянство и возможность длительных воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых различных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день;
3) наличие объективных возможностей для включения детей дошкольного возраста в бытовую, хозяйственную, "воспитательную" деятельность семьи" /53, с.23/.
При этом важно подчеркнуть, что основным "механизмом" воспитательного воздействия семьи, с одной стороны, и условием познания ребенком самого себя и окружающего мира, - с другой стороны, - является общение взрослых и детей в ходе реальной каждодневной жизни семьи, в процессах совместной деятельности. Познание себя и своего окружения начинается у ребенка "благодаря постоянным контактом со своими родителями и другими членами семьи" /4, с.163/. Как пишет Л.В.Загик: "Показателем активной роли родителей как организаторов общения с детьми является их совместная деятельность, требующая сотрудничества" /23, с.41/.
Таким образом, осознание необходимости широко развитой совместной деятельности детей и взрослых в условиях современного жилища, требующей активного контакта ребенка с предметным окружением, которое находится за границей его индивидуальной детской зоны, - явилось существенной причиной пересмотра сложившегося подхода к формообразованию предметной среды жилища, в которой живет и которую осваивает ребенок.
Другим толчком, вызвавшим понимание необходимости по-новому -осмыслить проблему формообразования предметной среды жилища с учетом потребностей детей, явилось осознание ситуации, реально складывающейся в практике современного быта семьи. Одной из объективных причин этого полслужили результаты ряда социологических опросов, целью которых было получить реальную картину функционирования предметного окружения в жилой среде на основе изучения критического мнения родителей и самих детей /105, ИЗ, 114/.
Так,опрос 2800 семей в ФРГ раскрыл значительные претензии к имеющемуся оборудованию детских комнат, показал истиную картину функционирования детской комнаты в жилище (например, выяснилось, что излюбленное место игр детей - кухня, где они могут находиться рядом с матерью, и только 4 из 10 детей в возрасте до б лет играют в детской). Примерно аналогичные данные получены и при другом опросе 2000 семей в РГ. В частности, выяснилось,что дети активно используют все жилое пространство и в 80-90 случаев детская комната используется лишь для сна. Социологический опрос, проведенный в ЧССР (г.Брно) отметил критическую оценку детьми эстетического несовершенства их предметного окружения.
Объединяет результаты всех этих исследований резкая критика потребителей (и детей, и родителей), отмечающая низкие эстетические и функциональные качества оборудования; дефицит жизненного пространства, отводимого ребенку в жилой среде; высокую травмо-опасность бытового оборудования, которое проектируется без учета его потребления детьми.
Моделирование образа жизнедеятельности семьи в контексте "ребенок - предметная среда жилища -взрослые"
Моделирование образа жизнедеятельности семьи позволяет нам рассмотреть процесс развития и активной жизнедеятельности ребенка уже не столько в его абстрактной самоценной значимости, а в контексте той жизненной реальности, которую представляет собой семья и ребенок как один из ее членов.
Обращаясь к модели образа жизни семьи мы прежде всего обращаемся к процессу культурной жизнедеятельности семьи, поскольку культура выступает "характеристикой способа деятельности членов семьи, начиная с домашнего труда по удовлетворению хозяйственных нужд семьи и кончая взаимоотношениями в семье, общением ее членов" /30, с.8/. При этом мы будем исходить из понимания культуры как "меры реализации в деятельности социального субъекта его сущностных сил - способностей, потребностей, творческих возможностей" /30, с.З/.
Семья является устойчивьм субъектом культурной преемственности. Уникальная роль семьи, являющейся для ребенка микромоделью общества, проводником его норм, идеалов, социального опыта - в настоящее время отмечается всеми специалистами, так или иначе связанными с вопросами развития и воспитания подрастающего поколения.
Нам очень важно отметить, не только то, что семья обладает огромным воспитательным потенциалом, но и что ее воспитательная функция, по мнению большинства социологов, становится важнейшей и ведущей социальной функцией семьи /II, 68/. Это мнение подкрепляется цельм рядом социологических опросов. Так, по данным Н.С. Мансурова /38/, на вопрос о том, какие основные цели стоят перед семьями опрашиваемых, 91% ответов был связан с задачами воспитания детей. Причем так высказались даже те опрошенные, у кого еде не было детей. Л.А.Гордон и Э.В.Клопов в своей книге, посвященной проблемам быта и внерабочего времени, "Человек после работы" отмечает выявленную на основании социологических исследований тенденцию к повышению длительности специальных занятий и обращения взрослых членов семьи (не только женщин, но и мужчин) с детьми, "Повышение роли мужчин в воспитании детей и уходе за ними, - пишут авторы, - следует, видимо, рассматривать как одно . из самых значимых проявлений эволюции городской культуры зрелого социалистического общества" /9, с.132/.
Однако, что же можно ввделить в качестве основного условия, определяющего возможность и эффективность воспитательного воздействия семьи на ребенка? Это условие определяется понятием "атмосфера семейной жизни", которое в настоящее время широко принято в педагогической, психологической и социологической литературе. По мнению большинства авторов иленно атмосфера семейной жизни всеми компонентами формирует целостную личность подрастающего человека и создает необходимые условия для всестороннего развития ребенка, начиная с самого раннего его возраста /5, II, 24, 26, 39, 59,70/. Понятие "атмосфера семейной жизни" широко и включает в себя различные стороны жизни людей, проявляющиеся в семье как некоей общности, в семейном коллективе. Эта емкость понятия отражает его жизненный реальный смысл, но, при этом, лишает определенной методической инструментальности в плане исследования влияния образа жизни семьи на воспитание ребенка.
Б этой связи представляется ценным предложенное Н.И.Андреен-ковой определение понятия микроклимата семьи, атмосферы семьи как системы отношений родителей с детьми и друг с другом /4/. Как показывает целый ряд исследований, именно характер отношений в семье является тем структурообразующим моментом, которое определяет механизм воспитательного воздействия атмосферы семейной жизни на ребенка и, в конечном счете, место, которое занимает ребенок и процессы его жизнедеятельности в структуре образа жизни семьи.
Таким образом, обращаясь к созданию модели образа жизнедеятельности семьи в контексте "ребенок - предметная среда жилища -взрослые", мы имеем возможность выделить в качестве первого основания этой модели характер взаимоотношений мевду взрослыми и детьми в семье.
Вполне очевидно, что характер взаимоотношений взрослых и де - 98 тей в семье может различаться по типам. Для нас представляется важным вьщелить тот его тип, который обеспечивает возможность наиболее эффективного воспитательного воздействия семьи на ребенка с целью гармоничного и всестороннего развития его личности.
Б работе З.А.Янковой и П.А.Протасовой "Современная структура внутрисемейных отношений" отмечается, что "по характеру взаимоотношений между цужем и женой, между родителяли и детьми можно подразделить семьи преимущественно на "авторитарные" и "эгалитарные" /77, с.36/. Причем, как показало фундаментальное социологическое исследование структуры и функций городской семьи, проведенное З.А.Янковой /76/, авторитарный стиль отношений в семье уходит в прошлое, уступая отношениям равенства, взаимного уважения и кооперации в различных видах деятельности. Исследование позволило зафиксировать четыре основных типа структуры отношений в семье отличающиеся убывающей мерой авторитарности. Для первого типа свойственны авторитарные семейные нормы и соответствующий им щзархический характер взаимоотношений. Семьи второго типа отличает сохраление автотзитатэных HODM ПЮИ фактическом равенстве отношений. Для семей третьего типа спефицичны напротив новые нормы равенства и сохранение петэежитков старых, авторитарных в своей основе отношений.
Наибольший интерес для нас представляет четвертый тип. В этих семьях "наблюдается соответствие норм и поведения их членов, то есть равенство и взаимопонимание. Такие семьи ориентированы на воспитание, социализацию, общность интересов, содержательный досуг" /76, с.162/. Среди обследованных семей к этому типу относились: в Москве - 65%, в Пензе - 53%, в Егорьевске - 50% семей /76, с.101/. Приведенные в исследовании данные позволяют сделать вывод о том, что эгалитарная семья представляет собой не только объективно сложившийся в современной культуре тип семьи, но и является наиболее перспективным.типом (семьи, сохранившие строго авторитарный стиль отношений в семье, составили, соответственно, в Москве - 5%, в Пензе - 10% и в Егорьевске - 11 ). Согласно социологическому прогнозу формирование отношений равенства, характеризующих семью эгалитарного типа, отражает основную тенденцию развития семьи, которая как малая социальная группа в будущем преобразуется в "нравственно-психологическое содружество мужа и жены, родителей и детей, что еще больше повысит роль семьи в про -цессе становления и развития личности гуманистического типа" /74, с.28/.
Типологизация художественно-конструкторских принципов формообразования оборудования жилища, отражающих специфику "детского потребления"
Сформулированные художественно-конструкторские принципы формообразования отражают специфику утилитарно-практических требований к бытовому оборудованию как к условию или орудию предметной деятельности ребенка.
Однако утилитарное, практически целесообразное отношение к вещи составляет лишь материальный базис, над которым надстраивается собственно человеческое отношение к ней как "определение человеческой сущности" /I, с.594/. Целью художественного конструирования является эстетическая организация предметного мира с тем, чтобы "человек в нем познавал и усваивал истине человеческое,чтобы он познавал себя как человека" /2, с.145/. Практическая целесообразность- "это только внешняя оболочка действительного мира, мира, за которым скрываются идеальные сущности, не включенные в целесообразный процесс жизни. Задача художника - раскрыть действительный, человеческий смысл вещей" /65, с.24/.
Анализ специфики формообразования оборудования жилища с учетом потребностей детей выдвигает, таким образом, необходимость расширить содержательцую основу проектных требований. Они должны являться отражением не только утилитарно-практических, но и духовных потребностей ребенка, сфера которых раскрывает мир истине человеческих отношений и ценностей.
Помимо целесообразно-практических требований к вещи как к орудию деятельности ребенка, источником проектной специфики выступают также требования к вещи как к условию реализации ценностно значимого и культурно-обусловленного средового поведения ребенка.
Содержательная основа средового поведения определяется не столько утилитарно-практическими целями, сколько глубинным общечеловеческим смыслом взросления ребенка,, который скрывается за оболочкой целесообразного поведения и придает ему действительную культурную ценность. Понятие "средовое поведение" характеризует ценностно-значимые и вцутренне завершенные формы проявления жизненной активности ребенка в условиях жилища.
При этом на первый план выступает не практическая полезность -вещи (которая естественно подразумевается) а ее способность отражать духовный смысл человеческих отношений, поведения человека его психологию. Предметная среда жилища, воспроизводящая конкретную культурную форму бытия, обладает смысловой целостностью. Все вещи в ней наполнены определенным смыслом, определенным идеалом образа жизни семьи, органично воплощающим в себе общечеловеческую ценность совместного равноправного существования взрослых и детей.
Включение целесообразно-практических требований в более широкий смысловой контекст позволил представить сформулированные ранее художественно-конструкторские принципы формообразования во взаимной типологической связи (типы поведения - типы среды - типологические группы принципов).
Основанием для типологизации проектных принципов выступают культурно-типологические формы поведения ребенка, опосредуемого в предметных условиях жилища и конституируемого образом жизни семьи.
Типологические формы средового поведения детей определяются структурой его смыслов. Социальное и культурное развитие ребенка означает прежде всего переход от недетерминированного к детерминировннному способу поведения, способу общения с миром. С постижением языка взрослой культуры происходит постепенное "упорядочивание" природного естестества ребенка социально-культурными нормами. Этот необходимый процесс культурного и социального "взросления" не должен сопровождаться, однако, разрушением тех качеств и свойств человека, которые мы относим к проявлениям его "детской природы". В идеале важно сохранить в ребенке, осваивающем человеческую культуру, чистоту восприятия, непредвзятость взгляда на окружающий мир, способность к творческой импровизации и непредвзятости общения.
Естественность и свобода детства только и осознаются в сравнении со взрослой организованностью, регламентированностью существования общественными нормами и правилами, регулярностью взрослого мышления. Поставленные рядом, ребенок и взрослый оказываются носителями двух различных способов освоения окружающего мира: "нерегламентируемого" и "регламентируемого". Однако "хаос" и "порядок" как характеристики внешней формы средового поведения детей и взрослых не антагонистичны, а являются выражением диалектического единства человеческой природы, рассматриваемой в развитии.
Процесс взросления ребенка в жилище в кругу семьи может быть представлен как постоянная смена форм осуществления его жизненной активности. Содержание этих форм средового поведения ребенка определяется задачами его социального и культурного роста, необходимостью сохранить ребенку детство и в то же время постепенно приобщить его к миру человеческих ценностей, взрослых норм общения, правил обращения с окружающими вещами.
Таким образом, в предметной среде жилища, являющейся в целом средой равноправного совместного существования взрослых и детей должны реализовываться, соответственно, три культурно-типологические формы средового поведения ребенка:
I) поведение, регламентируемое нормами культурного общения« требующее от ребенка подчинения "взрослым" правилам обращения с вещью и опосредуемое в зонах общесемейного пользования и индивидуальных зонах взрослых членов семьи. Эта форма проявления жизненной активности ребенка носит пропедевтический характер. Своим содержанием она направлена на обучение ребенка языку "взрослой" культуры. За внешней формой практических полезных действий, будь то семейная трапеза, гигиенические процедуры, занятия техническим творчеством, прослушивание музыки или помощь родителям в хозяйственных делах, - скрывается глубокий смысл. Ребенок овладе - 138 вает культурной нормой человеческого общения, постигает объективное значение и культурную ценность окружающих его вещей, учится правильно пользоваться ими для достижения определенной практической цели;
2) поведение, не ограниченное запретами« не регламентируемое и опосредуемое в индивидуальной зоне ребенка в жилище. Эта форма средового поведения реализует абсолютно свободную, творческую, естественную активность ребенка. Ее содержанием является свободное выражение природы детства, развитие и закрепление в ребенке творческого начала, способности к импровизации, чистоты и непредвзятости его взгляда на окружающий мир;
3) свободное ценностно означенное поведение, имеющее ряд ограничений и опосредуемое в зонах общесемейного пользования жилища. Данная форма средового поведения ребенка может быть определена как переходная между двумя первьми. В ней свобода поведения, отражающая естественный образ действия ребенка, становится лишь внешней формой поведенческой ситуации, за которой скрыт истиный смысл совместных со взрослыми или самостоятельных творческих занятий ребенка. Их ценность - в естественном и ненавязчивом введении ребенка в мир человеческой культуры, в возможности свободного общения взрослых и детей, в доступности самостоятельного познания ребенком своего предметного окружения и открытия его свойств. Поведение ребенка, свободное по форме, означивается содержанием конкретной бытовой поведенческой ситуации, диапазон: смыслов которой может быть очень широк. Ее. содержанием может быть приобщение ребенка к физической, художественной, музыкальной культуре, культуре семейного досуга и т.д.