Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Исторпя дизайна ювелирных изделий — траисформеров 12
1.1 История ювелирных изделий — траисформеров 12
1.2 Современный рынок ювелирных изделий — траисформеров 29
Вывод по главе 32
ГЛАВА 2. Классификация ювелирных изделий - траисформеров 34
2.1 Классификация ювелирных изделий — траисформеров по функции 34
2.2 Классификация ювелирных изделии - траисформеров по задачам трансформации 52
2.3 Классификация ювелирных изделий- траисформеров по принципам трансформации 56
2.4 Система анализа ювелирных изделий - траисформеров 61
Вывод по главе 66
ГЛАВА 3. Требования к ювелирным сплавам и вставкам в ювелирных изделиях - трансформерах 68
3.1 Требования к ювелирным сплавам и конструктивным особенностям ювелирных изделий — траисформеров
3.2 Использование вставок в ювелирных изделиях - трансформерах 75
Вывод по главе 77
ГЛАВА 4. Разработка дизайна ювелирных изделий -траисформеров 78
4.1 Составляющие дизайна ювелирных изделий - траисформеров 78
4.2 Методика разработки дизайна ювелирных изделий -траисформеров 83
Вывод по главе
ГЛАВА 5. Апробация методики разработки дизайна ювелирных изделий - трансформеров
5.1 Разработка дизайна кольца—трансформера «Орхидея» 91
5.2 Технология изготовления кольца — трансформера «Орхидея» 100
Вывод по главе 105
Выводы диссертационной работы 106
Список литературы 107
- Современный рынок ювелирных изделий — траисформеров
- Классификация ювелирных изделии - траисформеров по задачам трансформации
- Требования к ювелирным сплавам и конструктивным особенностям ювелирных изделий — траисформеров
- Методика разработки дизайна ювелирных изделий -траисформеров
Введение к работе
. Актуальность исследования.
В настоящее время ювелирные изделия - трансформеры вызывают повышенный интерес, поскольку они соответствуют стремлению современного человека, ищущего нового и необычного, создать свой стиль и обратить на себя внимание. На современном рынке ювелирных изделий ощущается нехватка видового разнообразия и технических решений ювелирных изделий - трансформеров, так же сформулирован научный подход к дизайну таких изделий.
Цель работы: Создать и реализовать систему разработки дизайна в сегменте ювелирных изделий - трансформеров.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи исследования:
Провести анализ аналогов и прототипов ювелирных изделий -трансформеров.
Создать классификацию ювелирных изделий - трансформеров.
Разработать систему анализа ювелирных изделий трансформеров по механическим принципам видоизменения.
Провести маркетинговое исследование современных ювелирных изделий - трансформеров.
Привести требования к дизайну и разработать методику создания дизайна ювелирных изделий - трансформеров.
6. На основе методики, разработать дизайн ювелирного изделия -
трансформера кольцо - подвеска - брошь «Орхидея» и привести
технологические рекомендации для создания данного ювелирного изделия.
Научная новизна.
В данном исследовании, выделен самостоятельный сегмент продукции ювелирных предприятий - ювелирные изделия - трансформеры.
Дано определение функциональных и конструктивных особенностей данной группы.
Проведена классификация ювелирных изделий - трансформеров по, назначению, задачам и принципам трансформации.
Определены технологические и конструкционные требования к дизайну ювелирных изделий - трансформеров.
Практическая значимость.
Выделенный в результате исследований сегмент ювелирного производства - трансформеры, открывает новое направление в дизайне ювелирных изделий.
Предложенная методика проектирования ювелирных изделий -трансформеров, которая может быть рекомендована ювелирным предприятиям и дизайнерам для работы, а так же внедрена в рабочий процесс на ювелирных предприятиях.
Представлены рекомендации по выбору материалов.
Определено наиболее перспективное направление для дизайна ювелирных изделий- трансформеров.
Предложена методика проектирования ювелирных изделий -трансформеров.
Разработан новый механизм трансформации, использованный в авторском проекте кольца - трансформера «Орхидея».
Разработан дизайн ювелирного изделия - трансформера, кольцо -брошь - подвеска «Орхидея». Практическая значимость подтверждена актами внедрения авторских разработок в производственный процесс фирмами:
ООО «Медиаком», ООО «Творческие мастерские», ООО «Мюз Элит». Апробация работы.
По теме диссертации опубликовано 10_ печатных работ, в которых отражено основное содержание диссертации, в том числе 3 статьи рецензируемых научных журналах по перечню ВАК РФ.
Результаты работы докладывались на всероссийских и межвузовских конференциях: «Актуальные проблемы приборостроения, информатики и социально - экономических наук» в Московском государственном университете приборостроения и информатики (2010 г.), XVII научно -технической конференции «Информатика и технология» в Московском государственном университете приборостроения и информатики (2011 г.), XIV Всероссийской научно - практической конференции с международным участием (2011 г.), на научных семинарах кафедры «Компьютерный дизайн» Московского государственного университета приборостроения и информатики.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, приложения и библиографии из 101 наименований. Объем работы составляет 113 страниц машинописного текста, включая 67 иллюстраций и 9 таблиц.
Современный рынок ювелирных изделий — траисформеров
В конце XX века характер ювелирных изделий — трансформеров изменяется. Ювелирные изделия приобретают новую функцию -дорогостоящей игрушки [30]. Потребность в «игровой» функции, дизайнеры обнаружили, наблюдая за женщинами. Не редко, находясь в задумчивости или в нервном, напряженном состоянии, женщины начинают бессознательно поигрывать своими украшениями: кольцом, браслетом или подвесками [29]. Так появились ювелирные изделия - предметы, снимающие стресс, дорогостоящие игрушки. Такие необычные ювелирные изделия не всегда могут быть трансформерами. Например, коллекция Chopard, включающая ювелирные изделия в виде игрушек - мишки или слоники с двигающимися лапками, или коллекция Happy Diamonds - в пространстве между двумя сапфировыми стеклами находятся цветные бриллианты. Эти ювелирные изделия несут в себе игровую функцию, но не видоизменяются.
Ювелирные изделия - трансформеры с функцией игрушек, можно назвать кольца, работающие по принципу подшипника. Первой компанией, выпустившей такое ювелирное изделие - стала Bucherer, с коллекцией колец
Dizzier [29], но данное ювелирное изделие, пока назвать «трансформером» было нельзя, поскольку в них изначально не было видоизменения внешнего вида. Видоизменяющиеся кольца - подшипники появились позже, когда в конструкцию кольца внесли декоративные элементы: статичные и подвижные, перемещение подвижного элемента, относительно статичного становится особенностью колец — трансформеров с вращающейся дорожкой. Компания Chanel разработала коллекцию из пяти двигающихся колец. Кольцо «Солнечная система» из этой коллекции имеет пять вращающихся разноцветных колец со звездами, расположенными в виде концентрических окружностей. Три из них, усыпаны сапфирами и бриллиантами, расположенными последовательно по оттенкам цвета: от светлого до темно -синего, с маленькой бриллиантовой звездочкой на границе цвета. Вращая эти круги, можно играть цветами как в калейдоскопе. Кольцо «Полированная галька» имеет подвижную верхнюю часть, вращающуюся вокруг шинки, а обратная сторона, «изнанка» декоративной части кольца имеет открывающуюся крышку: можно открыть и осмотреть изнутри на декоративную часть изделия.
Остальные три кольца этой коллекции, тоже с секретами, но трансформеры из них: кольцо «Гирогалактика» с центральным вращающимся камнем, кольца «Кольца Сатурна» имеет центральный статичный камень и два кольца с закрепленными с переходом цвета вставками, вращающихся по принципу подшипника. По примеру крупных фирм, таких как Van Cleef & Apels, Chanel -большинство ювелирных предприятий начинают разработку своих ювелирных изделий — трансформеров. Начинается поиск новых видов, а так же, продолжают развитие уже существующие формы. Появляются кольца, разъединяющиеся на части, ювелирные изделия - трансформеры с поворотными декоративными и конструктивными элементами, заменяющимися вставками, цветы с раскрывающимися и закрывающимися бутонами и т.д. Коллекция ювелирных изделий от Кристиана Диора, модного дизайнера ювелирных изделий Виктуар де Кастельян 2007 года, состоит из 17 ювелирных изделий. На рисунке 21, представлено одно из данной коллекции. Коллекция называется Belladone Island. Это ювелирные изделия -цветы, в конструкцию цветка заложен механизм, приводящий в движение лепестки цветов. Оригинальные кольца - сказочные цветы произвели впечатление не только экзотичностью формы и цветовой гаммы, но и самой идеей открывания и закрывания бутона. Обладательница кольца может открывать и закрывать цветок по своему желанию. Идея цветка -трансформера, очевидно, будет иметь продолжение и у других дизайнеров, например, кольцо и серьги с открывающимися бутонами, были изготовлены в качестве дипломной работы в 2010 году в МГУПИ, на кафедре «Компьютерный дизайн». Таким образом, идеи распространяются и имеют продолжение, в то время, когда в художественных мастерских ювелирных фирм, создаются новые оригинальные ювелирные изделия - трансформеры. Современный рынок ювелирных изделий содержит менее 1% ювелирных изделий — трансформеров, представленных российскими и зарубежными производителями. По данным ювелирных выставок «Ювелир 2010» и «Junwex Москва 2010» из 145 рассмотренных фирм производителей и торговых9 представителей (111 распространяют изделия российского производства и 34 - иностранную продукцию), в ассортименте присутствовали изделия трансформеры у 56 фирм (41 фирма с российской продукцией и 15 с итальянской, израильской, бразильской, таиландской, китайской и индийской). На рисунке 22 представлено количественное отношение ювелирных изделий - трансформеров. Каждое изделие считалось один раз по своей основной, функции. Например, колье — кулон будет считаться один раз в сегменте «колье».
Классификация ювелирных изделии - траисформеров по задачам трансформации
Тиары, диадемы. На сегодняпший день, существуют два вида диадем -трансформеров. Первый - это с отсоединяющимися декоративными элементами, использующимися в качестве более мелких ювелирных изделий: брошей, заколок для волос, кулонов, сережек, иногда колье и браслетов. Такая диадема «внучки Пушкина», рисунок 1. Второй вид диадем -трансформеров - это изделие, называемое Russian Fringe, в переводе «русская бахрома». Это ювелирное изделие тоже работает по принципу отсоединения, но в этом случае отсоединяются конструктивные элементы тиары: обод с поддерживающими стойками. Вся внешняя декоративная часть отсоединяется от конструктивной части [14].
Диадемы - это наименее востребованные ювелирные изделия трансформеры в настоящее время, поскольку этот вид ювелирных изделий не актуален. Диадемы приобретаются как свадебные украшения, которые редко изготавливают трансформирующимися. Диадемы трансформеры исключительное и редкое явление, обычно приобретаются королевскими особами [41]. Браслеты — трансформеры встречаются с отсоединяющимися декоративными элементами, использующимися в качестве брошей или подвесок. Браслет — это редко встречающийся вид ювелирных изделий — трансформеров в настоящее время, тогда как в XIX веке, когда дамы носили по нескольку браслетов на каждой руке одновременно, браслеты -трансформеры были очень популярны. Они продавались в комплекте с креплениями других украшешш, как браслет рисунка 7, их собирали сами из медальонов в слайд браслеты, как на рисунке 8. Часто, браслеты сами являлись отсоединяющимися деталями более крупных ювелирных изделий: колье или поясов [42]. Сейчас браслеты — трансформеры чаще функциональные вещи: браслеты — часы. В таких браслетах, декоративная панель закрывает циферблат часов. Декоративная панель может либо полностью отделяться, может открываться на шарнирном соединении, или, как на рисунке 11, отодвигаться по направляющим.
Брошь - трансформер, как и браслет, редкий вид ювелирного изделия -трансформера. Во-первых, в настоящее время, броши используют значительно реже, чем в начале XX, XIX веках, во - вторых, это ювелирное изделие чаще становится съемным элементом более крупного ювелирного изделия: тиары, колье, браслета, кулона. В XIX веке, существовали «корсажные» броши, иногда, рассоединяющиеся на две части. Корсаж -это облегающая часть, дамского платья, обхватывающая лиф, талию и бока. Корсажные броши — это крупные ювелирные изделия, их одевали на лиф платья по центру. Часто корсажные броши разъединялись на составляющие, как представленная на рисунке 39. Данное ювелирное изделие из личной коллекции королевы Елизаветы II.
В рамках стиля Ар - Деко, сформировался другой вид брошей -трансформеров - Дуэт. Брошь состояла из трех частей: основы с булавкой, на которую крепились две декоративные части - пара симметричных брошей -клипс. Современные дизайнеры ювелирных изделий, не разрабатывают новых видов брошей - трансформеров. Кулон - трансформер, еще иногда называют подвеска - трансформер. В XIX веке, кулон часто нес вторую функцию броши, имел съемные петли кулона, а на обратной стороне - крепление броши. Не редко в ювелирном изделии на обратной стороне делали рамки для фотографий. Современные кулоны - трансформеры встречаются в виде ювелирных изделий, со съемными декоративными элементами или подвесками, разъединяющиеся на несколько, более мелких ювелирных изделий. Популярными становятся кулоны - USB запоминающие устройства (флешки). Современный кулон стремиться поглотить эту новую для ювелирного дела функцию. На современном рынке ювелирных изделий можно встретить множество брошей — подвесок, не редко они предлагаются как трансформеры. В таких ювелирных изделиях на обратной стороне предусмотрены петля подвески и игла броши. Существуют и иные украшения, не видоизменяющиеся, но которые возможно использовать в другой функции, например, кольцо - подвеска, браслет - часы. Такие ювелирные изделия нельзя назвать «трансформерами», поскольку самой трансформации, видоизменения в них не происходит. Точнее называть данные ювелирные изделия - изделием двойной функции. Еще один вид ювелирных изделия, часто называемых «трансформерами» - это ювелирные изделия с подвижно закрепленными вставками. Например, кольцо «Трепещущее» фирмы Chanel [29]. При движении, 20 подвижно закрепленных грушевидных бриллиантов приходят в хаотичное движение. Если поднести кольцо к уху, то слышно легкое позвякивание. Это исключительное ювелирное изделие все же «трансформером» назвать затруднительно. Это ювелирное изделие с подвижно закрепленными вставками.
Требования к ювелирным сплавам и конструктивным особенностям ювелирных изделий — траисформеров
В современной ювелирной промышленности, в большинстве случаев, используют сплавы золота системы: золото — серебро медь. В некоторых случаях, сплавы легируются никелем, цинком, палладием, платиной. Содержание золота в сплаве, соответствует пробе. В России распространены 750, 583 и 375 пробы. Содержание осталыплх элементов может варьироваться, создавая линейку сплавов различных цветов.
Золотые сплавы бывают цветные и белые. Палитра цветных зависит от содержания серебра и меди, начинается с зеленовато — желтых - бледно желтые - желтые - интенсивно желтые — оранжевые и красные. Сплавы белого цвета — это так называемое, палладиевое золото. Сплавы золота, по своим механическим свойствам, наиболее подходят как для единичного изготовления ювелирных- изделий, так и для промышленного литья, штамповки, а так же подходят для дифовки, выколотки, эмалирования [48,57,58]. Все сплавы золота хорошо паяются, наиболее подходящие для эмалирования, чернения. Золотые сплавы, подвергаются термообработке: закалке с последующим старением.
Серебряные сплавы, таблица 6. В ювелирной промышленности в основном используются двухкомпонентные сплавы системы серебро — медь. Это сплавы проб СрМ950, СрМ925, СрМ900, СрМ835, СрМ800 и более низких проб. С увеличением процента содержания серебра, наблюдается повышение твердости и прочности, тогда как пластичность понижается. Это значит, что сплавы высоких проб, хорошо деформируются и в самом ювелирном изделии: искривляются и изнашиваются. Как средство упрочнение металлов, используют термическую обработку: закалку с последующим старением [48].
Ювелирные сплавы цветных металлов, таблица 7. При изготовлении недорогих ювелирных изделий, используются: латуни, мельхиоры, нейзильберы. Латуни, это сплавы на основе меди и цинка. Они хорошо штампуются, обрабатываются резаньем, пригодны для литья. Алюминиевые латуни имеют высокую жидкотекучесть, хорошее качество поверхности отливок, а так же высокую коррозионную стойкость. Латуни используют как для имитации золотых сплавов, так и для нанесения декоративного покрытия - «золочения». Для имитации серебряных сплавов, используется нейзильбер и мельхиор. Мельхиор используется для штамповки недорогих ювелирных изделий, такие изделия обладают высокой коррозионной стойкостью. Нейзильбер, используется для литья ювелирных изделий. Но, поскольку сплавы нейзильбера обладают невысокой коррозионной стойкостью, в целях улучшения их эстетических качеств, используют покрытия [48,56,57].
Все представленные в таблицах 6,7, ювелирные сплавы, могут применяться для изготовления ювелирных изделий — трансформеров. Некоторые виды ювелирных изделий - трансформеров, не имеют специальных механизмов трансформации. Например, разъемные кольца или кольца дорожки. В данном случае специальных требований к ювелирным сплавам для данных изделий, нет. Однако, существуют ювелирные изделия -трнсформеры с механизмами трансформации. Это шарнирные соединения, а так же, пружинные замки и защелками, использующиеся в ювелирных изделиях со съемными элементами. Требования к механическим характеристикам сплавов для таких ювелирных изделий высокие, поскольку излишняя пластичность, например, может привести к разбалтыванию механизмов, шарнирных соединений, что очень опасно для ювелирных изделий - трансформеров. В результате, неправильно выбранный сплав, может привести к поломке механизма, и, как следствие, утрате ювелирного изделия.
Как средство упрочнения сплавов драгоценных металлов, можно использовать термическую обработку: закалку с последующим старением [48,51].
Закалка - это термическая обработка, основным процессом при которой, является формирование неравновесной структуры во время ускоренного охлаждения. Закалка бывает с полиморфным превращением (закалка сталей на мартенсит), с плавлением поверхности (имеет узкое применение, образуется после лазерного нагрева). В ювелирной промышленности, используется закалка без полиморфного превращения. Основными параметрами закалки, являются температура нагрева, время выдержки и скорость охлаждения. При закалке без полиморфного превращения, образуется сплав пластичный и с невысокой твердостью, поскольку сплав представляет из себя пересыщенный раствор и в нем отсутствуют упрочняющие частицы второй фазы [48].
После термической обработки, твердость сплава серебра, увеличивается 2,5 - 3 раза, твердость сплава золота в 0,5 — 1,5 раз [48]. Недостатком термической обработки, в некоторых случаях, является необходимость применять закалку и старение ко всему изделию целиком, что является недостатком при изготовлении некоторых видов ювелирных изделий с закрепленными вставками, с горячей эмалью [58]. Некоторые вставки, такие как: улучшенные методом нанесения покрытий корунды, жемчуг, опал, янтарь — данные вставки могут потерять внешний вид, расколоться даже при температуре 100 С. Однако, в большинстве случаев, закалка и старение широко применяется на крупных производствах ювелирной продукции. Ограничение термической обработки, случай скорее частный, относится к эксклюзивным ювелирным изделиям с дорогими вставками, эмалевыми покрытиями инкрустированными поверхностями и т.д. Для таких ювелирных изделий нельзя применять не только термическую обработку, но и промышленные методы обработки поверхности: галтовка, гальванические покрытия, электрохимической полировки [58,59].
Из таблиц 6 и 7, можно сделать вывод, что наиболее подходящими сплавами для ювелирных изделий, являются золотые сплавы. Недостатком серебряных сплавов - низкая твердость и высокая пластичность. Основной недостаток сплавов цветных металлов — неустойчивость к потускнению и цвет металлов, данный недостаток может быть устранен нанесением покрытий.
Пластичный сплав серебра, для использования в ювелирном производстве, требуется упрочнять. Не всегда есть возможность провести термическую обработку, например, в изделии с горячей эмалью [58]. Упрочнять можно только детали механизма, а декоративная часть изделия обработке не подвергается. Используется свойство металла - способность изменять механические свойства в зависимости от степени пластической деформации. В результате пластической деформации, образуется наклеп. Металл становится твердым, пластичность же наоборот уменьшается.
Методика разработки дизайна ювелирных изделий -траисформеров
Ювелирное изделие необходимо произвольно разбить на отдельные составляющие элементы в зависимости от функции: кольцо, например, можно разделить на шинку и верхнюю часть, или шинка кольца может делиться на несколько сегментов, частей. Серьги могут иметь замковую часть, декоративные элементы замковой части и подвески. Возможно другое деление серег: игла, швенза, стойка и декоративная часть. Брошь можно разделить на — иглу, основу и декоративные элементы и т.д.
В зависимости от поставленной задачи, необходимо решить какие элементы будущего ювелирного изделия — трансформера, будут взаимодействовать при трансформации: например, шинка кольца будет отсоединяться от декоративной части, или замковая часть серьги будет разделяться на декоративную часть и конструктивную. При выбранном принципе вращения, необходимо решить, какие элементы ювелирного изделия декоративные или конструктивные, будут вращаться, где будет находиться ось вращения. При движении элементов по направляющим, необходимо определить какие элементы и относительно чего будут сдвигаться
Найти механизм, выполняющий аналогичные задачи. Желательно, чтобы механизм ранее использовался в ювелирном производстве. Например, в колье с отстегивающимися браслетами, механизм - трансформации, может быть застежка — коробочка, традиционно используемая в ювелирном производстве как замок колье или браслетов. Для соединения - разъединения конструктивных и декоративных элементов могут так же использоваться винты. Вращающиеся элементы могут быть шарнирными соединениями. Механизм открывания — закрывания лепестков цветов - трансформеров, появился как механизм открывания — закрывания крышек часов и шкатулок. Это проверенные временем механизмы в ювелирном производстве. Возможно так же заимствование механизмов из других отраслей промышленности. Например, для колец с вращающимися дорожками, прототипом является подшипник качения.
В случае, если поставлена задача создать ювелирное изделие с несколькими трансформациями, т,е. видоизменяющееся несколько раз, необходимо повторить алгоритм с пункта 2, с выбора задач трансформации. Тогда схема создания ювелирного изделия - трансформера изменяется. На рисунке 47 представлена методика изготовления ювелирного изделия -трансформера с несколькими трансформациями.
Вторая трансформация в ювелирном изделии может совпадать с первой по всем пунктам, Может совпадать по нескольким пунктам, может и не совпадать вовсе. Например, мы можем проектировать брошь — кулон с отстегивающимися конструктивными элементами: иглой броши. Решая вопрос второй трансформации, можно выбрать: видоизменение по внешнему виду, принцип поворота элементов, и таким образом, создать брошь — кулон с видоизменяющейся (вращающейся) вставкой.
Еще один вариант второй трансформации для броши - кулона с отстегивающейся булавкой: выбираем задачу, как и первую - изменение функции, принцип, как и в первой трансформации — принцип соединения — отсоединения, далее находим необходимое техническое решение, например, отсоединение парных элементов, использование их в качестве серег.
Разработать внешний вид ювелирного изделия с учетом найденного технического решения (или решений). Определить внешний вид ювелирного изделия - трансформера, можно только после разработки конструкции. Конструкция создает определенные ограничения для решения эстетических задач. Например, отсоединяющаяся от броши пара серег или клипс требуют создание такой композиции броши, чтобы в ней были заложены парные, самостоятельные по композиции элементы, Некоторые ювелирные изделия с переворачивающимися декоративными элементами имеют ограничения формы: по высоте, ширине, длине. Таким образом, внешний вид ювелирного изделия - трансформера, зависит от оси вращения и границ свободного хода.
При разработке эстетической составляющей, необходимо не только не создать препятствий для работы конструкции ювелирного изделия -трансформера, но и скрыть, завуалировать возникающие недостатки конструкции. Например, создавая колье - трансформер со съемной брошью, необходимо создать такую композицию съемного элемента, чтобы скрыть иглу броши. Создавая колье - трансформер с отстегивающимся браслетом, как на рисунке 48, необходимо создать такую композицию колье, чтобы в узлах соединения центральной части колье и отстегивающегося браслета, был крупный элемент, скрывающий замок. Композиция этого элемента должна, с одной стороны, быть фрагментом композиции колье, с другой, создавать сбалансированную композицию браслета.