Введение к работе
Актуальность исследования. Имя Х.К. Андерсена широко известно во всем мире, но ассоциируется оно в основном с детскими сказками. В настоящей работе рассматриваются малоизвестные произведения Х.К. Андерсена, относящиеся к 1850-70гт., нисколько не уступающие сказкам 1830-40 гг. по своей форме и содержанию. Представляется важным исследовать становление жанра "история" в его взаимодействии с другими жанрами художественной и религиозной литературы, а также фольклора. Проблема жанра представляется актуальной в силу того, что трансформация жанровой формы является показателем изменения векторов литературного процесса, проявления новых тенденций, которые найдут свое отражение в литературе рубежа веков и XX века. "Жанр - кристалл, через который анализируется жизнь"1. - писал В.Б.Шкловский.
Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей жанра "история", оформившегося к началу 1850 гг. В качестве жанрообразующих факторов исследуются категории хронотопа и символа, определяющие особенности внутреннего художественного мира произведения и находящие непосредственное выражение в структуре самих историй.
Термин "история" (historie) появляется у Андерсена как обозначение группы своих произведений при издании очередного сборника, вышедшего в 1852 году под названием "Истории". Этим Андерсен положил начало новому жанру в скандинавской литературе: термин "история" стал употребляться для обозначения жанров "малой прозы" наряду с терминами "новелла", "рассказ" и "сказка". Можно сказать, что в 1850 гг. наметились две традиции, восходящие к творчеству Андерсена: одна связана с новым жанром "история", который принадлежит "взрослой" литературе, а другая - сказочная традиция Андерсена, развивающаяся в основном в русле детской. Этой части творческого наследия Андерсена посвящена обширная литература, тогда как вопрос о сущности жанра "история" и его зарождении в недрах андерсеновской сказки остается недостаточно освещенным и по сей день. Одна из причин этого лежит в укоренившейся точке зрения на то, что "истории 1850-70 годов уступают шедеврам предшествующих
1 Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разбор. М., 1966. С. 424.
2 десятилетий"2 (Б. Грёнбек). Еще современники Андерсена, увлеченные новыми литературными веяниями, не увидели в "историях" принципиальной новизны, того, что найдет свое продолжение в литературе уже века XX. Жанровое новаторство Андерсена осталось незамеченным, а произведения периода 1850-70 гг. изучаются сравнительно мало. Смысл данного диссертационного исследования именно в том, чтобы заполнить этот пробел.
Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании поздних малоизученных произведений Х.К. Андерсена, в выявлении их жанровых особенностей, специфики внутреннего художественного мира, особенностей композиции. Данная работа преследует задачи максимально осветить становление жанра "истории", исходя из особенностей функционирования двух основных категорий внутреннего мира произведения: хронотопа и символа, а также специфики творческого вымысла, определить особенности этого жанра, отделив его от смежных жанров сказки, новеллы, рассказа. Осуществляется анализ ряда малоизвестных произведений, относящихся к последнему периоду творчества писателя.
В основу методологии исследования положен ряд концептуальных работ, посвященных проблемам жанра, в особенности проблемам жанров "малой прозы". А также работы, посвященные анализу внутреннего мира произведения и его структурным основам, опирающиеся на достижения различных литературоведческих направлений.
Научно - практическая значимость работы заключается в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в курсе истории мировой литературы в вузе, в школе, в спецсеминарах и спецкурсах, посвященных истории литературы и теории жанра, а также для дальнейшего изучения творчества Х.К. Андерсена.
Апробация. Основные положения диссертации отражены в публикациях, апробированы в докладах на XII и XIII конференциях по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии (1993 и 1997 гг.), Пуришевских чтениях 1995-1997 гг., в выступлениях на кафедре всемирной литературы МПГУ.
Грёнбек Б. Ханс Кристиан Андерсен. М., 1979. С. 170.
з Структура диссертации подчинена логике исследования: сначала рассматриваются теоретические проблемы творческого метода и жанра, а затем проводится анализ конкретных произведений. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографии.