Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Людо Ондрейова 30-х годов и некоторые проблемы развития словацкой „лиризованнои прозы" Андрияка, Ирина Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андрияка, Ирина Анатольевна. Творчество Людо Ондрейова 30-х годов и некоторые проблемы развития словацкой „лиризованнои прозы" : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Москва, 1996.- 23 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Словацкая межвоенная литература разно-эбразна мировоззренческими, методологическими ориентациями, мно-іеством направлений, течений (натуризм, экспрессионизм, импрессионизм, сюрреализм, "лиризованная проза"). В них следует искать кор-аи и современного творчества. Большой интерес представляет так называемая "лиризованная проза", которая, по мнению словацкой исследовательницы А.Шебестовой, была одним из самых влиятельных литературных течений 30-40-х годов в Словакии и внесла немалый вклад в историю словацкой литературы ХХ-го века.

"Лиризованная проза" не была явлением простым и однозначным. Цо сих пор не решены вопросы, касающиеся терминологии, корней, истории и специфики этого течения. Исследователи так и не пришли к эдиному мнению: как называть рассматриваемое явление - "лиризован-яой прозой", натуризмом, экспрессионизмом или словацким неоромантизмом. Бесспорен лишь факт, что "лиризованная проза" (а мы стоим їа позициях ученых, придерживающихся именно этого термина) заключает в себе черты разных указанных течений, обусловленных провесом лиризации литературы. Хочется отметить, что, к сожалению, только одно справочное издание предоставляет статью о словацкой "лиризованной прозе" - это чешский Словарь литературной теории (1984).

Помимо Людо Ондрейова с "лиризованной прозой" связывают также Цоброслава Хробака (1907-1951), Маргиту Фигули (р.1909), Франтишка Пвантнера (1912-1950). Произведения этих авторов роднит, по мнению словацких литературоведов, новая стилевая доминанта - попытка оживить прозаические и эпические произведения лирическими, поэтическими элементами, средствами народной словесности. Именно наличие общих черт в творчестве разных прозаиков и позволяет выделить в словацкой литературе течение "лиризованной прозы", для которой характерны активизация субъективного начала, романтических тенденций, культ естественной жизни, природы, патриархальной словацкой церевни, пространственная и временная неопределенность. Все эти эсобенности очень четко прослеживаются в повести Л.Ондрейова "Юность разбойника" (1937).

В этом отношении анализ творчества Людо Ондрейова 30-х годов (в это время было написано и издано 10 из 15 произведений) в іспекте проблем зарождения и развития словацкой "лиризованной прозы" представляется нам одной из важных и актуальных проблем российской славистики.

- г -

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Настоящая диссертация ставит сво ей задачей выявить связь между "лиризованной прозой" и творчество Людо Ондреиова - поэта, прозаика, великолепного рассказчика, вдох новлявшегося народными сказками, легендами, мифами, балладами, ко горые органически вплетались в его произведения.

Ученые спорят и о "лиризованной прозе", и о месте в ней Онд рейова. Решение пока не найдено. Но мы, все же, берем на себя сме лость утверждать, что повесть "Юность разбойника" (1937), котору литературоведы единодушно причисляют к лучшим произведениям "лири зованной прозы", стала свидетельством именно кульминации течения а не его истока,, как полагают некоторые исследователи. Это мы постарались показать в своей работе. Анализ поэтического и прозам ческого творчества Л.Ондреиова 30-х годов (а также и более поздне го периода) позволяет проследить тенденции, связанные с зарождени ем, расцветом и постепенным "угасанием" словацкой "лиризованнс прозы".

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ. Среди тех, кто занимался проблемам "лиризованной прозы" - Я.Штевчек, 0.Чепан, М.Пишут, Э.Мургап Ю.Шпитцер, Д.Татарка, А.Мраз, З.Олонова и многие другие. Интенсив но исследовала течение А.Шебестова-Тишерова, опубликовавшая ря статей, написанных на основе ее диссертационного сочинения.

Жизнь и творчество Л.Ондреиова и сами по себе, и в связи течением "лиризованной прозы" находятся в поле зрения многих слс вацких и чешских исследователей, однако, в их изучении рано ста вить точку. Роли Ондреиова в развитии литературы для детей посвя цены некоторые статьи Я.Полиака. Заметки Я.Боденека "Людо Ондрейо и Мартин" касались одного из периодов жизни писателя. Но наиболе полно исследовал биографию Л.Ондреиова А.Матьовчик, который приве не только документы, но и свидетельства, воспоминания современни ков. Об Ондрейове была написана всего лишь одна монография, авто которой Зл.Клатик анализирует творческое наследие этого оригиналь ного поэта и прозаика. Насколько нам известно, из российских уче ных только А.А.Зайцева (глава в "Истории словацкой литературы" М.,1970) освещала некоторые аспекты творчества писателя, да и т вне связи с "лиризованной прозой".

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ. Диссертация стала первой отечествен ной попыткой специального исследования творчества Л.Ондреиова и прежде всего, его повести "Юность разбойника" в аспекте пробле развития словацкой "лиризованной прозы".

В прозе, дане в ранних произведениях для детей, - при всей поэтичности своей души - писатель раскрывает себя и жизнь лучше, чем в стихах. К тому не, сопоставление прозаических произведений Ондреиова с поэзией свидетельствует о том, что и дарование его ярче проявилось в прозе, нежели в поэзии. Может быть, потому он пришел именно к"лиризованной прозе". Способствовала этому и такая творческая черта писателя, как жажда "смешения жанров и стилей", сочетание поэтики сказки, легенды и достоверно-реалистического текста. Однако, жанровая обусловленность присутствует: важен не ход события, а впечатление о нем, душевный отклик, что характерно как для поэзии, лирики, так и для "лиризованной прозы". Это ондрейовское "смешение" помогало, с одной стороны, достаточно объемно в одном произведении малой формы отразить действительность, а с другой стороны, выразить отношение автора к ней. Присутствие субъекта ощущается постоянно и везде. Отсюда - и лиризм прозы Ондреиова. Ми же попытались показать закономерность творческой линии 30-х годов, приведшей писателя к написанию повести "Юность разбойника", и проследить на предваряющих ее произведениях характерные для него теми, мотивы и приемы, которые получат яркое воплощение в повести 1937 года.

Один из наиболее постоянных мотивов как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве Ондреиова (и в раннем, и в позднем) -мотив бродяжничества (в поэзии - "Мартин Ноциар Якубовие", 1932; "Без возврата", 1932; "Обман", 1936; "Кабацкие песни", 1941), который постепенно оформляется сначала в мотив странничества, бесцельного, вызванного просто любопытством ("Истории с гор", 1932; "О золотой пещере", 1935), а затем в мотив путешествия (цикл "Приключения в диких лесах", 1936-1940), задачи которого очевидны.

Тема матери, а также теснейшим образом связанная с ней тема детства у Ондреиова приобрели особое звучание, придав его произведениям незабываемый оттенок доброты, нравственной чистоты и красоты. Образ матери практически не меняется ни в раннем, ни в позднем творчестве. Он в целом статичен, потому, как нам кажется, что писатель мать - реальную, земную - в значительной степени обожествлял. Она у него относится к вечным ценностям, не подлежащим изменению.

Повествование Ондреиова не только увлекательно, но и информативно. В своем творчестве он стремится достичь вполне определенной цели - подать юному читателю информацию так, чтобы тот ее запом-

- 4 -нил, а взрослого вернуть в радужный мир детства. Дидактика Ондре-йова не прямолинейная, не назидательная, а растворенная в произведении. Уходя из жестокой действительности в мир детства, Ондрейої отдыхал душой, общаясь с себе подобньвди, искренними и беззлобным! существами - детьми. Именно потому он стремится в своих произведениях к доступной для понимания ребенка простоте, продолжая тенденцию, начатую в прозе.

Мы особо останавливаемся на ондрейовском "внимании к мелочам", поскольку в нем заключается известное противоречие. С одної стороны, "подробность" характерна для реалистического изображения С другой стороны, ондреиовские "подробности" невозможно адекватне отразить на киноэкране или, скажем, на театральной сцене, поскольку в произведениях Ондрейова реальные детали и подробности складываются в лирические картины, помимо внешнего мира, отражают эмоциональное состояние автора. Простые, точные и наглядные, оні по-настоящему экспрессивны и поэтичны.

В своих произведениях Ондрейов исключительное место отводи: природе. Она для него - все: красота бытия и неуправляемая стихия отдых от будничных забот и пример для подражания, наконец, прості полезная субстанция. Хочется отметить, что тема природы - одна и: главенствующих тем и натуризма, который мы считаем частью болеї объемного течения "лиризованной прозы". Часто натуризм и "лиризо-ванную прозу" вообще трудно разграничить, но произведения Ондрейова - как раз тот удачный пример, который помогает это сделать Этот писатель во многих своих ранних произведениях и, что особенні примечательно, в более поздних, написанных уже в духе "лиризованной прозы" (напомним, что и "Юность разбойника" в этом смысле ні исключение), не избегает социальных мотивов.

Нами установлено, что степень проявления социального начал; стала одним из основных отличий "лиризованной прозы" от натуризма Отсюда можно сделать вывод, что "лиризованная проза" как течени> шире натуризма, поскольку предполагает не только медитации, лири ческие отступления на тему природы, но и социальные черты, пусть не слишком ярко выраженные, что именно и характерно для "лиризо ванной прозы". Кроме того, социальное начало в "лиризованной про зе" обычно соединяют с фольклорно-романтическим (как в повеет "Юность разбойника").

Более позднее творчество Д.Ондрейова, как становится ясным и его анализа, теряет многие лирические черты, иначе говоря, "проза

- 5 -изируется". Причем "прозаизация" затрагивает буквально все уровни: тематику, композицию, язык произведений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ. Материалы диссертации могут быть использованы при проведении семинарских занятий, а также при чтении лекционных курсов по истории словацкой и других славянских литератур.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Некоторые аспекты диссертационного сочинения были отражены в докладах, сделанных на научных конференциях в РАН, и в печатных работах автора.

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методика работы обусловлена ее темой: на материале практически всех выявленных и изученных автором опубликованных произведений Л.Ондрейова (в том числе перерабатывавшихся для новых изданий и получавших другие названия) прослеживается динамика развития словацкой "лиризованной прозы". Используются историко-литературные подходы, а также навыки структурно-семантического анализа.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. Предметом 1-ой главы является ретроспектива теоретических рассуждений о словацкой "лиризованной прозе". Речь идет прежде всего о терминологических спорах и поэтике этого течения. Во 2-ой главе дается общая характеристика творчества Ондрейова с акцентом на самый значительный творческий период поэта и прозаика - 30-ые годы. Здесь мы делаем попытку обосновать закономерность появления произведения, относящегося к вершинам словацкой "лиризованной прозы", повести "Юность разбойника". В 3-ей главе мы производим анализ повести, ее проблематики, художественных особенностей, в том числе, жанровой специфики и национального своеобразия этой первой (и лучшей) части трилогии "Солнце взошло над горами", а также и других ее частей. В Заключении мы подводим итоги, к которым пришли в ходе исследования творчества писателя, делая вывод об основополагающих месте и роли произведений Людо Ондрейова в становлении словацкой "лиризованной прозы".

Похожие диссертации на Творчество Людо Ондрейова 30-х годов и некоторые проблемы развития словацкой „лиризованнои прозы"