Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию поэтики Джеймса' Августина Джойса Clames Augustine Joyce -IQ82 -1941), англо-ирландского классика XX века.Его творчество вот уже почти столетие является пространством самых активных филологических поисков,Причины такого внимания очевидны: с одной стороны, Джойс-новатор, авангардист, совершивший революцию и в стилистике, к ъ структуре современной прозы, словесный фокусник и чародей; с другой.-чрезвычайно характерное явление начала века, автор, сумевший сконцентрировать в своем творчестве мировоззренческие и поэтические искания эпохи, предвосхитивший и проложивший многие пути сегодняшнего искусства. При этом имеется в виду Джойс, автор романов "Улисс"( Ulysses ,1992) И "Поминки по Финнегану"(Finnengan's Wake, 1939) - наиболее изученных и, вместе с тем, наиболее "темных",загадочных. Ранние книги писателя, более традиционные в жанровом и стилистическом отношении, исследованы меньше. Они-то и являются объектом настоящего диссертационного сочинения.
Это сборник стихов"Камерная музыка"( Chamber music , 1907 ), рассказы "Дублинцы" ( Dubliners ,1914), роман "Портрет художника В юности"(A Portrait of The Artist as a Yung Man, 1916 ) . Выделение периода с 1907 до 1916 года традиционно принято современным джойсоведением, отводящим "Улиссу" и "Поминкам по иннегану" следующие этапы творческого пути художника.
Термин "поэтика", ставший сегодня общеупотребительным и чрезвычайно широким, в данной работе понимается не только статически, как изучение художественно-языковой организации произведения, но и динамически, как исследование законов порождения текста, как порождающая поэтика.
идею активного порождающего текста можно найти ещё у В.Ф.Гумбольдта. Она получила дальнейшее развитие в русской потебнианской и постпотебнианской школе у П.А.Флоренского, А. Ф. Лосева , В. И. Топорова , а также в несколько
ином аспекте - у Р.О.Якобсона, Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского.
Подход, предложенный в данной работе, находится в согласии с тенденциями новейшей, в особенности отечественной филологии и традициями джойсоведения. В России творчество Джойса стало известно ещё в 20-е годы, когда появились первые публикации великого ирландца. В 30-е годы, после выступления на I съезде советских писателей Карла Радека, надолго был положен предел советской рецепции Джойса. Единственным деятелем культуры, сумевшим адекватно оценить новаторство Джойса, был в те годы лишь С.Эйзенштейн. Он первым сказал о монтажной логике потока сознания, о моделировании мизансцен в соответствии с расстановкой слов во внутреннем монологе, ввёл понятие фактуры и кода джойсовско-го письма. Однако, материалы Эйзенштейна были опубликованы много позже.
После длительного перерыва, в конце 50-х годов А.А.Аникст, Г.В.Аникин, Д.Г.Жантиева, Н.П.Михальская, Т.Д. Мотылева раньше других заговорили о Джойсе, как о масштабном явлении западной литературы. В книге Н.П.Михальской, посвященной английскому роману 20-30-х годов, творчество ирландского писателя рассматривалось как "взаимопронизанное" и "сложносо-отнесенное". Термины "камерность", "замкнутость", "отчужден-ность" превратились из оценочных в поэтологические. Д.Г.Жантиева в монографии о Джойсе и главе в академической истории английской литературы дала первую подробную характеристику всего творчества Джойса в целом, включив его в контекст ирландской политической и культурной жизни и духовной ситуацией кельтского возрождения. Наконец, кандидатская диссертация Е.Ю.Гениевой и еёё комментарии к первой книге Джойса в России на английском языке, положившие начало следующему этапу русской "джойсианы", создали ту базу, на которой возводится сегодня новое здание отечественной науки о творчестве Джойса.
Зарубежное джойсоведение - предмет особого исследования. К сегодняшнему дню успел оформиться целый корпус "критической классики" по Джойсу, Показательна в этом отношении
книга статей под редакцией Данливи, где объектами филологического и методологического анализа стали лучшие работы о Джойсе, К наиболее известным относятся также труды Элмана, Тиндалла, Кеннера, Литса, Хеймана, Мак Кабе, Э.Киксу, функционирующие в диссертации и как составляющие научного аппарата и самопроверки, и как значимые обертоны джойсовского письма. Но кроме уроков и выводов джойсоведения, в диссертации учитывались уроки самих джойсовских текстов, служивших главной опорой для данного исследования.
Актуальность работы обусловлена необходимостью дальнейшего изучения наследия даойса, в частности,поэтики его ранних произведений, представляющих самостоятельный интерес и подготавливающих появление романов "Улисс" и "Поминки по Финнегану". Значение творчества Джойса, осознанное ещё в первые десятилетия века, стало в последние годы непреложным фактом и породило целую группу вопросов, требующих научного разрешения.
Новизна работы обусловлена не только выдвижением проблемы художественного единства трех ранних произведений Джойса, но и привлечением для её решения языковых (фонетических, морфологических, лексических, грамматических и др.), лингвопоэтических и мифологических мотивировок,
Метод исследования - метод генеративной поэтики, изучающий произведения с точки зрения активности материала и фиксирующей словесное развертывание и трансформацию художественных образов. Методика работы - комментирование текста на всех его уровнях, техника "пристального чтения".Метод и методика, принятые в диссертации, заданы поэтическим движением джойсовских текстов и находятся в согласии с ними.
Предметом исследования стали стихотворения Д.Джойса "Камерная музыка", сборник рассказов "Дублинцы" и роман "Портрет художника в юности", рассматриваемые по отдельности и как единый взаимосвязанный текст, части которого, с одной стороны, прогнозируют и дополняют, с другой - комментируют и отражают друг друга.
Задачи исследования вытекают из подобного представления о творениях Джойса и могут быть определены следующим образом:
-
Последовательно проанализировать три ранних произведения
Джеймса Джойса - "Камерная музыка", "Дублинцы", "Портрет
художника в юности"; -
Проследить в трех книгах повторяющиеся буквосочетания,
слова, образы, символы, лейтмотивы и составить представ
ление о порождении единого текста, мифопоэтической
триаде раннего Джойса; -
Изучить процесс её становления.
Структура работы определяется поставленными задачами. Диссертация содержит введение, три главы,заключение, а также список используемой и цитируемой литературы.
Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы в практике вузовского преподавания, при чтении лекций и проведений спецсеминаров по истории английской литературы, а также занятий по стилистике и художественному переводу. Комментарии к ранним произведениям Джойса могут также служить подспорьем при издании текстов ирландского классика на русском и английском языках.
Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены на Пуришевских чтениях в МПГУ им.В.И.Ленина в 1992, 1994, 1995 г.г., на международных конференциях в Нижнем Новгороде в 1994, 1995 г.п., на семинаре международной школы в Эдинбурге в 1994 г,, а также заседаниях кафедры зарубежной литературы и аспирантских объединениях Нижегородского лингвистического университета.