Введение к работе
Актуальность работы определяется тем, что тема маски, столь распространенная в произведениях мировой литературы, занимает в творчестве
романе Диккенса "Домби исьш". М., 1978; Потанина Н.Л.Романы Ч.Диккенса 1860-х годов: Проблема нравственно-эстетического идеала. М., 1984.
1 Честертон Г.К. Диккенс. М., 1982; Garis R. The Dickens theatre. Oxf., 1965; Axton W. Circle of fire. Dickens' vision and style and the popular Victorian theater. Kentucky, 1966; Hollington M. Dickens and the grotesque. L., 1984; Schlicke D. Dickens and popular entertainment. L„ 198^;EignerE. The Dickens Pantomime. Berkeley -L;, 1989.
-3-Ч.Дшженса важное место, составляя характерную особенность поэтики писателя. Избранный аспект прочтения романов классика английской литературы представляет один из новых подходов, вырабатываемых современной литературоведческой наукой, а также позволяет продолжить исследования в области синтеза искусств, устанавливая связи словесного творчества, театрального и изобразительного искусств.
Научная новизна работы определяется избранным аспектом, в котором творческое наследие Ч.Диккенса не рассматривалось ни в отечественном, ни в западноевропейском литературоведении; комплексным изучением категории маски, а также широким историко-литературным контекстом, в котором представлено творчество английского романиста. Тема маски как философско-этической проблемы несоответствия видимости и сути, не нашла достаточного отражения ни в диккенсоведении, ни в литературоведческих трудах, посвященных другим авторам. Однако она заслуживает особого внимания и отдельного монографического исследования.
Теоретико-методологической основой работы стали достижения отечественной филологии в области поэтики, теории и истории литературы, а также отдельные исследования по вопросам культуры. Среди последних труды ММ.Бахтина, Л.Я.Гинзбург, А.Я.Гуревича, А.К.Дживелегова, Н.Н.Евреинова, Д.В.Затонского, Д.С.Лихачева, Н.П.Михальской, Д.М.Урнова, Й.Хейзинги и др.
В процессе работы использованы историко-литературный, сравнительно-типологический и аналитический методы исследования.
Цель работы заключается в том, чтобы определить место и значение маски как философско-этической и эстетической категории в художественном мире Ч.Диккенса, способствуя тем самым многогранному восприятию поэтики писателя.
Конкретные задачи работы состоят в следующем:
проанализировать основные этапы эволюции значений маски в диахроническом и синхроническом контексте. Подобное исследование позволяет установить связь между пониманием маски Ч.Диккенсом и раскрытием данной темы в предшествующей литературной традиции;
дать классификацию основных типов масок в произведениях писателя;
-4-выявить особенности создания и разоблачения масок персонажей на структурном и образном уровнях романов;
в лингвопоэтическом аспекте проанализировать основные приемы разоблачения героев, видимость которых не соответствует суш;
выявить черты "театральности" в стиле Ч.Диккенса, определившие появление персонажей-масок.
Предметом исследования являются практически все романы Ч.Диккенса, однако особое внимание уделено произведениям 40-х - 60-х гг., где избранная тема представлена во всем многообразии.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в общих курсах лекций по истории английской литературы и специальных курсах и семинарах. Предлагаемая методика исследования категории маски в художественной системе Ч.Диккенса может стать основой для дальнейшего развития данной темы применительно к творчеству многих писателей-романистов.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в докладах на внутривузовских научных конференциях в Нижегородском государственном педагогическом университете, VI и VII международных конференциях литературоведов-англистов (сентябрь 1996 г., Киров; сентябрь 1997 г., Москва), в материалах XXV Поволжской конференции литературоведческих кафедр (1996 г., Самара); IX Пуришевских чтений (1997 г., Москва); международной научной конференции "Взаимосвязи и взаимовлияние русской и европейской литератур" (1997 г., Санкт-Петербург); международного съезда русистов (1997 г., Красноярск). Диссертация обсуждалась на кафедре всемирной литературы Нижегородского педагогического университета. Основные положения работы нашли отражение в 11 публикациях.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 258 наименований; из них 82 на английском языке. Общий объем работы составляет 212 стр.