Введение к работе
Актуальность исследования. "Южная традиция" - характерно американское явление. В силу определенных исторических и историко-литературных причин (сосуществование в стране вплоть до середины XIX в. разных социально-экономических укладов на Севере и на Юге, Гражданская война, реконструкция Юга, рождение так называемого "южного мифа") региональная южная литература приобрела особые художественные, эстетические качества, превратилась в особый духовный и художественный феномен. В XX в., сохраняя свою самобытность и эстетическую целостность, она стала важнейшей составной частью общенациональной литературы, внесла немалый вклад и в художественные достижения мировой литературы (У. Фолкнер, Т.Вулф, Р. П. Уоррен, У. Стайрон, Т. Уильяме и др.).
Рубежом в развитии Юга явилась первая мировая война. Юг оказался на решающем перекрестке не только для самого себя, но для всей западной цивилизации. Южане принимали участие в первой мировой войне, вместе со всем западным миром пережили крах демократических идеалов и боль "потерянного поколения". Этот опыт наложил-ся на их особый, "южный" исторический опыт: непосредственно из патриархального века XIX южане смогли взглянуть на плоды промышленной цивилизации века XX. Это давало им во многом уникальную перспективу: южане могли оценить современную действительность не только как унаследованную данность, но и как возможность человеческого выбора. Особый, "южный" взгляд принес художественные открытия, существенные для всей западной культуры, он сделал региональную "южную" литературу литературой мирового значения. Подъем духовного самосознания нашел свое выражение в "южном литературном возрождении" - небывалом расцвете литературы на Юге в 1920-30-х.
"Южный поэтический ренессанс" связан с деятельностью группы поэтов, сплотившихся вокруг журнала "Фьюджитив" ("The Fugitive", 1922-1925). В работах фьюджитивистов начали складываться эстетические принципы "южной" поэтической традиции XX в. Взгляды основной четверки поэтов - Рэнсома, Тейта, Дэвидсона и Уоррена - были в те годы чрезвычайно близки. На рубеже 1930-х они вновь выступили совместно как организаторы общественно-политического и культурного движения "южных аграриев". В те же 1930-е и затем
1940-50-е в своих философских, литературно-критических работах и учебниках они разрабатывали принципы литературного анализа, получившие название "новой критики" и ставшие частью творческих принципов "южной" поэтической традиции. Так, в творчестве Рэнсома, Тейта. Уоррена и отчасти Дэвидсона, проходя через различные этапы, "южная" поэтическая традиция XX в. складывалась как целостное эстетическое явление.
Она была воспринята от них поэтами нового поколения (Рэндолг Джаррелл, Джеймс Дикки. Роберт Лоуэлл, Джон Берриыен и др.)
Поэты-основатели не просто передали эстафету: развивать "южную" традицию продолжали и они сами. В конце 1940-х- 1950-е гг. они подвергли свои творческие принципы существенному пересмотру, что дало импульс новому этапу в развитии "южной" традиции. Тейт і Уоррен оставались активными и весомыми величинами в литературно» процессе послевоенных лет (они, в частности, внесли немалый вклад в развитие "исповедального" направления в поэзии США, а затем . і 1970-е и в преодоление его издержек ). Уоррен сохранял творческуі активность вплоть до конца 1980-х.
В целом поэтическое развитие послевоенных лет можно опреде лить во многом как своеобразный процесс отталкивания от "южной традиции как она сложилась в 1920-40-е и сотрудничества с ней Это мы наблюдаем и в творчестве самих основателей, и в творчеств таких поэтов, как Джаррелл, Лоуэлл, Берримен, Уилбер и др.
Как видим, очерченная даже в самых общих чертах, "южная традиция охватывает более полувека в истории литературы и пред ставляет собой сложное эстетическое явление,имеющее не только ре гиональное, но и общеамериканское значение. Ее основные принцип сложились в философских, эстетических работах и поэзии фьюджит* вистов - аграриев -"новых критиков" Рэнсома, Тейта, Уоррена. В е развитии с 1920-х к 1980-м отразилось движение социальной и ді ховной жизни страны, важнейшие тенденции литературного процесса.
Анализ исторических судеб "южной" традиции ставит перед ш следователем ряд важных общетеоретических проблем. В первую оч< редь, о соотнесении традиции и новаторства в поэзии XX в. Э' проблема была в центре эстетических поисков самих южан и в теорі тическом и в собственно поэтическом плане.
Во многом именно через "южную школу" в поэзии США XX в. Прі
- з -исходит освоение многовекового опыта англоязычной поэзии - от Шекспира, поэтов-метафизиков XVII в.. романтиков и вплоть до века XX. Так. творчество Т.С.Элиота входит в американскую поэзию не только само по себе, но и опосредованным южанами, что выдвигает перед исследователем "южной" традиции и вопрос о месте модернизма (в частности, элиотовского толка) в развитии поэзии США XX в.
Поэтами-южанами были разработаны основные теоретические положения "новой критики", осуществлены первые, ставшие теперь уже классическими опыты применения этих принципов на практике.
Все это делает исследование "южной" традиции в поэзии США XX века задачей методологически важной и актуальной. Необходимо раскрыть логику внутреннего развития данного явления во всей его сложности, с учетом и негативных и плодотворных сторон, объективно оценить его место в истории американской литературы. В этом основная задача данной диссертации.
Научная новизна и общая концепция диссертации.
Предлагаемая работа является первым в отечественном литературоведении исследованием по данной проблеме. Впервые предпринимается анализ поэтического наследия Рэнсома, эволюции Тейта и Уоррена, а также анализ платформы "беглецов" и аграриев.
О "южном возрождении" и в этой связи о Рэнсоме. Тейте, Уоррене в США написано немало. Однако "южная" поэтическая традиция как целостное эстетическое и историко-литературное явление американскими литературоведами не рассматривалась.
К тому же. работы об аграрном и "новокритическом" этапах творчества южан грешат односторонностью оценок. Одни рассматривают их как пример крайнего консерватизма и "классицизма" (по определению Т. Хьюма), полностью отрывают от демократической традиции американской культуры, другие называют "новыми романтиками".
Эти "полюса" свидетельствуют о сложности явления, которое само не укладывается в прокрустово ложе однозначных оценок и требует, прежде всего, беспристрастного и тщательного анализа.
Безоговорочное отнесение аграриев к традициям крайнего консерватизма представляется нам неверным. В реальной полемике 1930-х аграрии и сами все более осознавали свою связь с демократической культурой США. в частности с наследием Джефферсона, и с "романтизмом", а не только "классицизмом". Кроме того, само место
- 4 -консерватизма требует в настоящее время более взвешенной оценки. Нельзя не видеть, что в условиях духовного кризиса XX в. консервативная традиция приобретает новое звучание. Критика сциентизма и современной промышленной цивилизации, предложенная южанами, имела важное значение для развития американского общественного сознания.
Связь с романтизмом (как культурологическим и как художественным явлением) южане постепенно осознавали все глубже. Невозможно, однако, считать их просто "новыми романтиками", поскольку критика романтического мировидения составляет не менее существенную часть их мировоззрения, эстетики и поэзии. Это противоречие и его осознание было, на наш взгляд, важной движущей силой в их философской, эстетической и поэтической эволюции.
В целом, хотя в творчестве южан отчетливо ощущаются импульсы разного рода , стремление преодолеть ограниченность консервативно-формалистического подхода в эстетике, утверждение гуманистических ценностей литературы, постепенное осознание своей глубокой преемственности в отношении романтической традиции, широкий культурологический подход к явлениям литературы, стремление к синтезу художественного опыта прошлого и современности являются, на наш взгляд, определяющими. Это прослеживается и в эволюции основных представителей традиции каждого в отдельности, и в эволюции самой традиции от Рэнсома к Тейту и к Уоррену. Мы убеждены, что многие плодотворные стороны их философского, эстетического, поэтического наследия непосредственно связаны с их принадлежностью к "южной" ветви американской литературы, их участием в "южном литературном возрождении", в движении аграриев.
Методологически мы имели возможность опереться на опыт отечественного литературоведения.
Для разработки общей концепции развития американской поэзии в XX в. многое сделал А.М.Зверев. Южане не были предметом его непосредственных научных интересов, но работы А.М.Зверева позволяют поставить их в контекст общенационального движения поэзии.
"Южная" традиция составляет настолько неотъемлемую часть американской литературы , что в тех или иных аспектах она оказывалась в поле зрения очень многих известных наших ученых (хотя внимание привлекали в основном процессы, происходившие в прозе, в
- 5 -первую очередь в романе): Н.А.Анастасьева, Б.А.Гиленсона, Т.Н.Денисовой, Я.Н.Засурского, Д.В.Затонского, А.М.Зверева, М.М.Кореневой, М.О.Мендельсона, Т.Л.Мотылевой, А.С.Мулярчика, А. Н. Николгаки-на, П. Палиевского, Е. А. Стеценко, Д. Урнова, В. И. Яценко и др.
Наиболее разработан у нас. пожалуй, комплекс проблем, связанных с "новой критикой". Свой вклад в изучение данного вопроса внесли как ученые-американисты, так и исследователи, работающие на материале других национальных литератур: Т.Балашова. В.Борев, Б. Гиленсон, И.П.Ильин. Г. Косиков, А.С.Козлов. В. И. Оленева. Д.М. Урнов, Е. А. Цурганова и др.
Важным шагом к более всестороннему и объективному освещению у нас деятельности "новых критиков" явилось издание на русском языке литературно-критических работ Р.П. Уоррена, составленное А.Н.Николюкиным, с его послесловием и комментариями В.М.Толмачева. * Российский читатель получил возможность увидеть историзм Уоррена, гуманизм и широту его подхода к явлениям литературы, связь с романтизмом и другие черты, не совпадающие со стереотипными представлениями о "новых критиках".
В исследованиях последних лет, в частности, в докторских диссертациях Т.Д.Бенедиктовой (1990). В.М.Толмачева (1992), раскрывается культурологический смысл романтизма как сложного духовного явления, сохранившего свое значение и в веке XX. По нашему убеждению, "южная" поэтическая традиция это еще раз подтверждает.
Основная цель данной диссертации состоит в том. чтобы исследовать историю формирования и развития "южной" поэтической традиции как целостного художественного явления в американской литературе XX в. с точки зрения ее основных эстетических принципов.
Структура и материал. Основная цель и задачи диссертации предопределили выбор материала и подход к его исследованию. Композиция диссертации отражает ее общую концепцию и сам характер эволюции "южной" поэтической традиции в XX в. Диссертация состоит из введения, восьми глав, объединенных в две части, заключения и списка литературы.
Для подробного анализа наїли выделяются три крупнейших поэта-
* Уоррен Р. П. Как работает поэт. Статьи, интервью. Сборник. Пер. с англ. М.: Радуга, 1988.
основателя "южной" традиции: Джон Кроу Рэнсом (1888-1974), Аллен Тейт (1899-1979), Роберт Пени Уоррен (19С5-1989). Их объединяли общие творческие принципы, но вместе с тем, между ними были и существенные расхождения, их творчество представляет различные стороны и этапы в развитии "южной" поэтической традиции з XX в. Так, поэзия Тейта и Уоррена служит своеобразным мостом из 1920-30-х в современность. Последовательный анализ творчества Рэнсома, Тейта, Уоррена позволяет раскрыть своеобразие "южной" традиции как неотъемлемой части общенациональной литературы. В данной диссертации такой анализ предпринимается впервые. Кроме того, подвергаются анализу труды Дональда Дэвидсона (1893-1968). менее значительного как поэта, но внесшего весомый вклад б разработку теоретических посылок "южного возрождения", а также коллективные работы и документы "беглецов" и аграриев.
Научно-практическое значение исследования состоит в том, чтс его основные положения могут быть использованы для построение современной концепции историко-литературного процесса, дальнейшее разработки историко-культурной проблематики XX в. Материал, сосредоточенный в отдельных главах, может найти применение при чтении общих и специальных курсов по зарубежной литературе.
Апробация результатов исследования. Основные положения дис сертации изложены в опубликованных автором работах, докладывалис на ежегодных конференциях по американистике (МГУ им. М.В. Ломоно сова) в 1987-1993 гг., на конференциях по американистике Научног совета по мировой культуре Академии наук (1992,1993), междунарол ных конференциях "Шекспир и мировая литература" (Бишкек,1993) "Язык и культура" (Киев,1993), использовались в цикле лекций w студентов Московского государственного института международна отношений.
Основные положения диссертации Во введении очерчена сфера исследования, обосновывается е актуальность, теоретико-методологическая и историко-литературн значимость темы. Дается критический обзор важнейших работ и с шествующих подходов. Определяются основная цель, задачи и обш концепция диссертации, принципы отбора материала и логика реаг зации исследовательских задач.
- 7 -Часть первая. Формирование и развитие идейно-эстетических основ "южной" поэтической традиции