Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Французская комическая поэма XVII-XVIII вв. : К проблеме специфики гипертекстового нарратива Ермоленко, Галина Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ермоленко, Галина Николаевна. Французская комическая поэма XVII-XVIII вв. : К проблеме специфики гипертекстового нарратива : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.05.- Смоленск, 1998.- 406 с.: ил. РГБ ОД, 71 99-10/93-X

Введение к работе

В современной литературной теории нет единого подхода к проблеме жанра стихотворного комического эпоса. Существуют разночтения в терминологии, обозначающей его жанровые разновидности (тра-вестийная, бурлескная, буффонная, ироикомическая, пародийная поэма, пастиш). Ведутся споры о наличии в комической эпопее пародийной интенцинальности и о ее направленности.

Если английский комический эпос изучен довольно хорошо, то известные французские комические поэмы XVII-XVIII вв., принадлежащие перу П.Скаррона («Тифон, или Гигантомахия», «Перелицованный Вергилий»), Н. Буало («Налой»), Вольтера («Орлеанская девственница) и Э.Парни («Война древних и новых богов»), не рассматриваются в рамках единого жанрового образования. Ни во французском, ни в отечественном литературоведении нет работ, в которых освещались бы проблемы поэтики, становления и развития жанра французской комической поэмы XVII-XVIII вв.

В трудах М.М. Бахтина и Ю.Н. Тынянова показано, что пародий-но-травестирующие формы играют важную роль в литературной эволюции, подготавливая, в частности, появление современного романа. В работах последних десятилетий, посвященных проблемам исторической поэтики, рассматривается функция пародирования в процессе жанровой эволюции и роль пародийно-травестирующих форм в процессе перехода от рефлективно-традиционалистекой стадии развития культуры к антитрадиционалистской. Однако применительно к французскому комическому эпосу эта проблема не была до сих пор поставлена.

Таким образом, актуальность темы диссертации определяется:

приоритетным вниманием к разработке проблем поэтики жанра в современном литературоведении;

недостаточной изученностью процесса становления и развития французского комического эпоса XVII-XVIII вв.;

необходимостью анализа роли французской комической поэмы в процессе трансформации риторического кода в барочно-классицис-тической и рокайльной литературе.

Объект исследования - поэтика, генезис, эволюция французской комической поэмы XVII-XVIII вв.

Материал: важнейшие памятники французского стихотворного комического эпоса XVII-XVIII вв. (поэмы П.Скаррона «Тифон, или Гигантомахия», «Вергилий наизнанку», Н.Буало «Налой», Вольтера «Орлеанская девственница», Э.Парни «Война древних и новых богов»). Кроме того, рассматриваются произведения М.Ренье, М.А. де Сент-Амана, Ж.Ф. Саразена, Л.Рише, Ш. д'Ассуси, Ж. де Лафонгена, П.К. Мариво, Ж.Б. Грессе.

В работе освещаются следующие проблемы:

  1. стихотворный комический эпос как гипертекст;

  2. своеобразие форм комического для каждой разновидности изучаемого жанрового образования;

  3. особенности трансформации эпического нарратива в барочной, классицистической и рокайльной поэмах;

  4. функции комической поэмы в литературном процессе XVII-XVIII вв.

Целью работы является анализ гипертекстовой природы комической поэмы, изучение нарратива комического эпоса в диахроническом плане, в процессе генезиса и эволюции на протяжении двух веков.

В соответствии с поставленными целями в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. теоретическое обоснование проблематики работы;

  2. выявление жанрообразующих факторов на начальном этапе генезиса комической поэмы;

  3. анализ гипертекстовой природы основных разновидностей комического эпоса;

  4. изучение трансформации в процессе жанрообразования повествовательной сюжетики, приемов нарративного развертывания, манифестации повествователя, форм комического;

  5. выявление факторов, обусловливающих жанровую эволюцию комической поэмы;

  6. характеристика последовательных стадий развития комической поэмы в процессе жанрового взаимодействия и в связи с эволюцией эстетических систем барокко, классицизма, рококо;

  7. анализ художественной семантики барочной, классицистической, рокайльной комической поэмы;

  8. анализ функционирования жанрового образования в ходе развития литературного процесса на протяжении XVII-XVIII вв., его взаи-

модействия с другими жанрами в творчестве авторов комических поэм и в литературе в целом;

9) выводы о роли жанрового образования в развитии жанра поэмы в о его перспективах в литературе эпохи романтизма и раннего реализма.

Методологической основой работы являются: теория гипертекста Ж.Женетта; теория функционирования клише в художественном тексте М.Риффатера; теория пародии Ю.Н. Тынянова и М.М. Бахтина; теории порождения художественной семантики текста на основе риторических тропов группы М и И.П. Смирнова; концепции взаимодействия высоких и низких жанров в процессе литературной эволюции Ю.Н.Тынянова и Ю.М. Лотмана; теоретические разработки проблем комического в современном отечественном и французском литературоведении (труды М.М. Бахтина, Л.Е.Пинского, А.Ф. Лосева, группы М, К.Керб-рат-Ореккиони, Л.Хатчн идр.); современная нарратологическая теория (труды Ж.Женетта, Я.Линтвельта и др.); работы по поэтике эпоса и романа М.М. Бахтина; труды по проблемам повествовательной сюжетики В.Я. Проппа, Б.В. Томашевского, Б.Н. Путилова и др.; труды историков (Б.Ф. Поршнева, А.Д. Люблинской, А.А. Пименовой и др.) и культурологов (И. Хейзинги, М. Фуко и др.); труды по исторической поэтике С.С. Аверинцева, А.В. Михайлова и др.; работы по эстетике барокко, классицизма, рококо А.В. Михайлова, А.А. Морозова, Ю.Б. Виппера, Л.А. Софроновой и др.; литературоведческие исследования по истории стихотворного эпоса, бурлескной поэзии, пародийно-травес-тирующих форм, комической поэмы М.М. Бахтина, Э.М. Мелетинско-го, О.М. Фрейденберг, Ю.Б. Виппера, А.Д. Михайлова, М.Л. Андреева, Н.Т. Пахсарьян, А. Адана, Ф. Бара, Ж.Женетта, П. Райны, С. Лонги, У. Бройха, М. Линднер и др.

Методы исследования: культурно-исторический, историко-функ-циональный с элементами постструктуралистских методов (нарратоло-гия, теория интертекста, «новая риторика»).

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отечественном литературоведении жанровая природа, нарративная структура, генезис и история французского комического эпоса XVII-XVIII вв. изучаются на основе сочетания историко-культурного, историко-функ-ционального и современных постструктуралистских методов. Результатом исследования являются выводы о специфике гипертекстового

нарратива в барочной, классицистической и рокайльной поэмах.

Теоретическая ценность работы определяется тем, что в ней развиваются и уточняются идеи М.М. Бахтина относительно гибридной природы пародийно-травестирующих жанров, французская комическая поэма XVII-XVIII вв. рассматривается как продукт жанрового взаимодействия, уточняются представления о специфике гипертекстовых форм стихотворного комического эпоса, таких его разновидностей как тра-вестия, ироикомическая стилизация, ироническое подражание (пастиш), выдвигается гипотеза по поводу создания художественной семантики текста комической эпопеи на основе приема аллегории.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут использоваться в вузовских курсах теории и истории литературы, стать базой для новых исследований гипертекста, нарратива, истории пародийно-травестирующих форм, французского стихотворного комического эпоса.

Положения, выносимые па защиту:

  1. Гипертекстовая форма стихотворного комического эпоса является продуктом жанрового взаимодействия, представляет собой жанровый гибрид на основе контаминации (или интерференции) жанровых моделей эпопеи, подвергающейся пародированию и травестированию, и лирических и романических жанров (сатиры, бурлескного каприса, легкой поэзии рококо, рыц :рской эпопеи Ариосто, комической новеллистики).

  2. Своеобразие нарратива в комической поэме связано прежде всего с развитием форм субъективного повествования, благодаря созданию образа повествователя нового типа, восходящего к традиции бурлескной поэзии, рыцарской эпопеи, легкой поэзии рококо.

  3. Эволюция жанра комической эпопеи связана с процессом смены эстетических систем барокко, классицизма, рококо, и выражается в последовательно сменяющих друг друга основных формах барочной травес-тии, классицистической ироикомической поэмы и рокайльного пастиш.

  4. Художественные задачи авторов комических поэм не сводятся к разрушению эпической традиции, в процессе трансформации эпического нарратива создается «новое структурно-содержательное целое со своим собственным значением» (Б.Н. Путилов), новое значение текста воз-6

никает на основе трансформации приемов барочной эмблематики и выражается в классицистическом и рокайльном типах аллегории. В целом комическую поэму можно рассматривать как «аллегорический» тип текста (И.П. Смирнов).

5. В литературном процессе XVII-XVIII вв., подготавливающем переход от рефлективно-традиционалистского к антитрадиционаллст-скому типу культуры, в ходе полемики вокруг античного наследия, дискуссий об отношениях эпоса и романа, борьбы за создание романа нового типа комическая поэма играет роль жанровой и переадресованной пародии и способствует расшатыванию риторического кода и разрушению риторической парадигмы рефлективно-традиционалистского искусства, хотя не выходит за его рамки.

Личный вклад соискателя. Соискателем самостоятельно разработана концепция жанровой природы стихотворного комического эпоса на основе контаминации (или интерференции) жанровых моделей, сопровождающейся их иронической редукцией, впервые исследована повествовательная структура, генезис, эволюция французской комической эпопеи, предложена новая трактовка семантики образов и сюжетов комических поэм П.Скаррона, Вольтера и Э.Парни.

Апробация результатов диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались на научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Кирове, Гродно.

Опубликовапностъ результатов. Материалы диссертационного исследования опубликованы в монографии «Французская комическая поэма XVII-XVIII в.: литературный жанр как механизм и организм», а также в статьях и тезисах докладов (количество публикаций по теме диссертации - 34).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух частей (в трех главах каждая) и заключения. Материалы диссертации изложены на 406 страницах текста.

Похожие диссертации на Французская комическая поэма XVII-XVIII вв. : К проблеме специфики гипертекстового нарратива