Введение к работе
Актуальность данного исследования определяется прежде всего гем, что драматургическое наследие Иейтса представляет собой важный шаст не только ирландской, но и европейской драмы. Связь шаматургической техники Иейтса с движением "новой драмы" гозволяет поставить и решить ряд важных вопросов, касающихся енезиса этого многогранного явления европейского театра рубежа '.еков. Анализ драматургических произведений Иейтса не только тюсобствует выявлению их собственного своеобразия, но и помогает шределить основные закономерности развития западноевропейской (рамы. Открытия Йсйтса в области драматургической поэтики, как и юднимаемые им философские и социальные проблемы, не потеряли воей актуатьности и сегодня, особенно если учесть то состоягоге
FlanneryJ.W. W.B.Yeats and the Idea of a Theater. Toronto, 1978. P. 86.
"рубежности" и "конца истории", которым характеризуется европейска? культура последних десятилетий.
Эксперименты Йейтса в области поэтической драмы, обращение і мифологическим и ритуальным корням театра особенно актуальны і контексте изучения неомифологической литературы двадцатогс столетия.
Научная новизна работы. Несмотря на неослабевающий интерес і творческому наследию Йейтса, проблема изучения его драмы еще т получила окончательного разрешения. В первую очередь это связано ( тем, что как в отечественном, так и зарубежном литературоведеша Йейтс продолжает восприниматься в первую очередь как лирически* поэт. Те исследователи, которые в разные годы обращались ъ драматургическому наследию Йейтса, интересовались, в первук очередь, философской проблематикой его драмы ( X. Вендлер, Ф Уилсон, Л. Натан, Д. Кларк, X. Мартин ) или экпериментами в облает* театральной эстетики ( Д. Фланнэри, М. Лиам, К. Дорн, В. А. Ряполова) Авторы биографических работ, по большей части, вообще оставляют і стороне вопросы изучения художественной формы ( X. Блум, Г. Хоун Г. Спивак, Р. Фостер ). И даже в собственно литературоведчески? исследованиях многие черты йейтсовской поэтики не получакл должного освещения ( П. Юр, Р. Тайлор, А. Паркіш, А. Ноуланд, С Бушруи, М. Гуд, Б. Фридман) Именно в попытке проанализироваті драматургическую поэтику Йейтса как своеобразную, закономернс организованную, целостную и эволюционирующую систему состою научная новизна работы.
Целью диссертации является исследование закономерностей строения художественной формы драм Йейтса во всей возможное полноте (за исключением четырех юношеских пьес, драмы "Яйцо цапли' и двух переработок трагедий Софокла). В работе ставится задач* изучения закономерностей строения художественной формы, г.е собственно литературного ряда, и поэтому реалиям внелитературньш уделяется лишь минимальное вшшание. При подготовке диссертацш использованы материалы, собранные во время стажировки в Тринита Колледже в Дублине.
Основные задачи исследования. Во-первых, ставится задачг рассмотреть художественное своеобразие конкретных литературных произведений, провести имманентный анализ художественной формы Во-вторых, важно проследить эволюцию творческого метода Йейтса, тс развитие, которое приводит к изменению всей системь: драматургической поэтики в целом. Наконец, в-третьих, интереенс
выявить точки соприкосновения йейтсовской поэтики с "новой драмой" рубежа веков и определить ее место в контексте развития европейского театра двадцатого столетия.
Метод исследования в соответствии с решаемыми задачами носит комплексный характер. Методологической основой станут, во-первых, труды русской формальной школы (Б. Шкловского, ТО. Тынянова, Р. Якобсона, Б. Эйхенбаума и др.), во-вторых, структуральный метод, (В. Я. Пронп, Ю. М. Лотман, М. Л. Гаспаров), наконец, исследования в области мифологии и фольклора (Дж. Фрэзер, Е. М. Мелетинский, К. Леви-Строс, и др.), причем не столько ввиду того, что сюжеты большинства драм написаны на мифологические и фольклорные сюжеты, но, главным образом, потому, что в строении пьес очевидно использование определенных ритуально-мифологических мотивов. При сопоставлении драмы Йейтса с "новой драмой" используется историко-тштологический подход.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что ее положения и материалы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории зарубежной литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам западноевропейской драмы, а также при написании курсовых и дипломных работ. Наблюдения и выводы, касающиеся особегаюстей драматургической поэтики Йейтса, могут быть приняты во внимание при переводе его пьес на русский язык и при подготовке комментариев к ним.
Апробация. Положения диссертации были изложены в докладах, сделанных на конференции молодых ученых "Ломоносов-97" в г. Москве, па международной научной конференции в г. Кирове и на всероссийской научно-практической конференции в тюменском государственном институте культуры. Ход работы также обсуждатся на заседаниях кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, каждая из которых посвящена различным уровням поэтики, Заключения, примечаний и списка использованной литературы.