Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Реутов Николай Николаевич

Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования
<
Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Реутов Николай Николаевич. Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Реутов Николай Николаевич; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т]. - Белгород, 2008. - 202 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-22/89

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы интеграции светского и религиозного образования 15

1. Методологические подходы к анализу понятия «интеграция» и ее особенностей в образовательной сфере 15

2. Интерпретации светского, религиозного и конфессионально-ориентированного образования 23

3. Социокультурные основания интеграции светского и религиозного образования 38

ГЛАВА II. Состояние конфессионально-ориентированного образования Белгородской области 48

1. Социально-психологические основания интеграции светского и религиозного образования 48

2. Нормативно-правовые основания интеграции светского и религиозного образования 67

3. Организационно-педагогические основания интеграции светского и религиозного образования 76

ГЛАВА III. Направления совершенствования интеграции светского и религиозного образования 91

1. Использование мирового опыта изучения религии в светской школе 91

2. Основные направления регулирования процесса интеграции знаний о религии в светскую школу (на примере Белгородской области) 97

3. Место социокультурных факторов в оптимальной модели реализации конфессионально-ориентированного образования 119

Заключение 129

Библиографический список 133

Приложения 162

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменения на социокультурном пространстве средней школы, происходящие в последние годы радикальных перемен, освещены новыми экономическими, политическими и культурными ценностями современного российского общества. Социальные инновации в образовательной сфере привлекают внимание исследователей, отдельных социальных групп и общества в целом, так как затрагивают базовые пласты культуры, реализуемые в образовательном процессе, создают ценности, транслируемые в сознание молодежи, выполняют важную роль в реализации сверхзадачи культуры - организации духовной жизни общества. В условиях трансформаций в образовательной деятельности общество разделилось на сторонников и противников перемен. В контексте обозначенной проблемы особую значимость приобретает социологический анализ реализуемой практики интеграции светского и религиозного образования, во многом инициированный государством.

С одной стороны, такое взаимодействие соответствует либеральному плюрализму культурных ценностей, идей и интересов. Религиозная картина мира является одним из пластов культуры, хотя оценивается традиционно как оппозиционная научному объективированному знанию. Одновременно результаты социологических исследований выявляют наличие устойчивого интереса у людей, представляющих значительный сегмент российского общества, к религии как институту культуры, транслирующему национальные духовные ценности и архетипы. Наблюдается приобщение заметной части общества к различным религиозным вероучениям и, в особенности, — рост положительного отношения населения к традиционным религиозным институтам. Это формирует потребность у социальных групп, ориентированных на ценности религиозной картины мира, в более глубоком и дифференцированном знании религии, основу которого составляет образовательное знание.

С другой стороны, нельзя не заметить, что нарушение сложившегося за десятилетие консенсуса в обществе, где место религии было определено границами свободы совести отдельного человека, затрагивает базовые общественные интересы и групповые культурные предпочтения. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 46% россиян высказываются в пользу преподавания в школах основ религии (опрос проводился ВЦИОМ в 83 населенных пунктах 33 регионов России); в то же время 39% высказались против знакомства их детей с религией в школе; 15% затруднились с ответом1.

В этих условиях социальные инновации в сфере образования, ориентированные на поддержание стабильности и согласия в обществе посредством взаимопроникновения и консенсуса культурных традиций, без мягкого регулирования согласования культурных запросов и социальных экспектаций способны привести к конфронтации и дестабилизации в жизни общества. Положение усугубляется еще и тем, что религиозные организации уже в течение ряда лет активно работают в образовательном пространстве Российской Федерации. В последние годы при их инициативе и активном содействии в образовательный процесс светской школы вводятся конфессионально-ориентированные инновации. Более всего преуспела в данном направлении Русская Православная церковь Московского Патриархата. С .1 сентября 2006 — 2007 учебного года «Основы православной культуры» стали компонентом обязательной сетки школьной программы в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях; еще в 11 регионах данный предмет преподается на факультативной основе2. Соответствующая практика вызывает неоднозначное отношение в обществе и у специалистов, что предопределяет необходимость научного осмысления базовых условий, границ, содержания и целей взаимодействия различных ветвей образования и обоснования оптимальных путей инте-

1 46 % россиян высказываются в пользу преподавания в школах основ религии. // Миссионерское обозрение.
-2001.-№9(71)-С.2.

2 С I сентября основы православной культуры будут преподаваться в 15 регионах России, в четырех - как
обязательный курс // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: // . требования: IBM PC, Internet Explorer.

грации светского и религиозного знания в рамках действующего социального института образования с учетом дифференцированных социальных интересов. Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема интеграции в сфере образования, соотношения светского и религиозного образования в современной социокультурной системе, роли и места религии в современной российской системе образования привлекает внимание многих зарубежных и отечественных исследователей. Теория социальной интеграции разработана, в частности, в трудах М. Вебера, Э. Гидденса, Г. Зимме-ля, Э. Дюркгейма, Ч. Миллса, Т. Парсонса1 и др. Отдельные аспекты интеграции в сфере образования нашли отражение в исследованиях Д.В. Зайцева, В.Г. Иванова, В.В Кочеткова, И.В. Леусенко, И.И. Лошаковой, Л.А. Марченко, А.Г. Нестеровой, Н.Н. Сегединой, Г.Ф. Ушамирской, Е.Р. Ярской-Смирновой , в которых интеграция признается ведущей тенденцией развития общества, науки и образования.

В последние десятилетия в отечественной социологической науке активно разрабатываются различные вопросы интеграции светского и религиоз-

1 Вебср М. Избранные произведения: пер. с нем.- М.: Прогресс, 1990. - 808 с; Гидденс Э. Социология: пер.
с англ. - М.: Эдиториал УРСС, 1999, Giddens A. Central problems in social theory: Action, structure and contra
diction in social analysis. - London, 1979; Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии
// Избранное. Созерцание жизни. - М., 1996; Дюркгейм Э. Метод социологии // Западноевропейская социо
логия Х1Х-начала XX веков. - М., 1996, Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социоло
гии: пер. с франц. - M.: Наука, 1990. - 575 с; Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая
мысль / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1996; Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М.С.
Ковалевой. - М., 1998, Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая
мысль/ Под ред. В.И. Добренькова. -М., 1996.

2 Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная
книга», 2003, Зайцев Д.В. Социальные проблемы интегрированного образования инвалидов // Образование в
XXI веке: традиции гуманизма. Сб. науч. тр. / под ред. Мамыкановой Б.К. — СНГ, Астана: Изд-во Казахского
РТУ, 2007. - С. 151-159; Иванов В.Г. Междисциплинарная интеграция общего и специально-технического
образования в средней профессиональной школе (на примере изучения физики и специально-технических
дисциплин): Дисс... канд. пед. наук-Уфа, 1999; Кочетков В.В. Социология межкультурных различий. -М.:
Социум, 2000, Кочетков В.В. Социокультурные основы российских образовательных традиций // Россий
ские образовательные традиции. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000; Леусенко И.В. Интеграция соци
ально-гуманитарного знания как условие развития системы высшего образования: Дисс... канд. социол. на
ук. - Ростов-на-Дону, 2003; Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации:
проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования
нетипичных детей. - Саратов: Изд-во пед. института СГУ, 2002. - С. 15-21; Марченко Л.А. Интеграция как
фактор управления развитием муниципальной образовательной системы: Дисс... канд. пед. наук - Орен
бург, 2003; Нестерова А.Г. Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современ
ной России: опыт социологического анализа: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. — Волгоград: Изд-во Вол
гоградского государственного университета, 2007. - 28 с; Сегедина Н.Н. Управление инновационными про
цессами в региональной системе образования: Дис. ... канд. социол. наук. - Белгород, 2006. - 202 с; Уша-
мирская Г.Ф. Управление интеграционными процессами в региональной системе образования: Дис. ... д-р
социол. наук. - Белгород, 2004. - 464 с; Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. -
Саратов, 1997.

6 ного образования. В основном внимание исследователей направлено на изучение методологических аспектов проблемы взаимоотношения светской школы и религии, соотношения религиоведческого и теологического знания, условий преподавания знаний о религии в светской школе: Е.И. Аринин, В. Башкиров, И.В. Метлик, Н.Д. Никандров, Г.С. Широкалова1.

Вопросы отношений между государством и религиозными объединениями в сфере образования на федеральном и региональном уровнях, нормативно-правовые основы реализации религиозного образования в средней общеобразовательной школе, отдельные аспекты реализации религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях современной России исследованы в работах М.Н. Белогубовой, С.А. Бурьянова, И. А. Галицкой, К. Каневского, А.В. Коло дина, Т. А. Кудриной, М.И. Одинцова, И.В. Понкина2.

Положение религии в современном российском обществе, место и роль религии в культуре, взаимодействие религии и этики, религии и науки, религии и образования рассматриваются в работах В.И. Гараджи, Ю.Б. Козловой,

Аринин Е.И. Религиозное образование и «основы православной культуры»: проблемы демаркации // Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство. - В 3-х тт. - Орел, 4-5 октября 2006 г./ Под ред. Т.Г. Человенко - T.3. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2006. - С. 5-8; Башкиров В. Проблемы интеграции религиозного и светского образования // Наука и образование на пороге III тысячелетия. - Минск, 2001. - С. 663-671; Метлик И.В. Религия и образование в светской школе — М.: Планета-2000, 2004. - 384 с; Никандров Н.Д. Воспитание и религия (размышления педагога) // Советская педагогика. - 1991. -№ 12. - С.51-56; Широкалова Г.С. Религиоведение в вузе или православная культура в школе? // Проблемы регионального религиоведения и актуальные вопросы преподавания религиоведения в высшей школе. Материалы IV росс. конференции. Москва, 10-11 декабря 2002 г. / Под. ред. Т.Б. Всехсвятской, H.B. Пожарской. — М.: Изд-во «Рудомино», 2003. - С. 49-59.

2 Белогубова М.Н. Государственно-церковные отношения: проблемы совершенствования законодательства в области образования // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления. / Сост. и ред.: М.Н. Белогубова, И.В. Метлик, А.В. Ситников. - M.: Планета 2000, 2003. - С. 84-88; Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. — 2001. — № 2. - С. 21-26; Галицкая И.А. О типах и формах религиозного и религиоведческого образования // Государство и традиционные религиозные организации в сфере образования. Конституционно-правовой аспект: Сб. ст. / отв. ред. М.Н. Кузнецов - M., 2002. — С. 76—79; Каневский К. Взаимоотношения светской школы и религиозных объединений: правовой аспект // Религия и право. - 2005. - № 2. - С. 28-31; Колодин А. На пути к диалогу // Высшее образование в России. - 2000. - №1. - С. 47-54; Кудрина Т.А., Колодин А.В. Проблема «Школа и религия» в системе государственно-церковных отношений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - M.: РАГС, 1999. - № 3 (20). - С. 3-13; Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом - M.: ЦИНО, 2002 - 312 с; Пон-кин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. - М.: Про-Пресс, 2003 - 416 с.

С.Д. Лебедева, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, М.Г. Писманика, В.П. Римского, А.В. Ситникова, Н.А. Трофимчука, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова1. Научно-методические аспекты формирования мировоззрения, общей культуры учащейся молодежи при освоении религиоведческих знаний исследуются в работах А.С. Куликова, Л.А. Харисовой2. Теоретические вопросы интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность светской школы, в содержание различных образовательных программ рассматривались в работах М.А. Жеребятьева, Ф.Н. Козырева, О.В. Лебедевой, Д. Левиной, А.Н. Лещинского, В.М. Меньшикова, Е.С. Уемляниной3. Анализ общественно-политических документов, результатов научных исследований показывает, что особенности интеграции светского и религиозного образования в России и в отдельных ее регионах, основания, проблемы и направления

1 Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996 - 239 с; Козлова Ю.Б. Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в Российском обществе: Дне. ... канд. социол. наук.-Уфа, 2000. - 161 с; Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003 - 48 с, Лебедев С.Д. Методологические аспекты взаимодействия религиозной и светской культурных систем // Синергетика, философия, культура. - М.: РАГС, 2001. - С. 313-320; Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). - М., 2000 - 318 с; Мчедлов М.П. Как идет религиозное возрождение России? // Наука и религия. - 1997. - № 1. - С. 33-35, Мчедлов М.П. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 26-34; Писманик М.Г. Необходимость диалога // Государство, религия, церковь в России и за рубежом - М.: РАГС, 1998. -№ 1-2 (13-14). -С. 152-154, Писманик М.Г. О сотрудничестве религиоведов и теологов // Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России: Сб. ст. по материалам Всеросс. научной конференции 6-7 октября 2004 г. / Под ред. Л.Я. Дятченко, С.Д. Лебедева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - С. 132-139; Римский В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий. - Белгород: Изд-во «Крестьянское дело», 2003. - 184 с; Ситников А.В. Православное образование и современная наука // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления / Сост. и ред.: M.H. Белогубова, И.В. Метлик, А.В. Ситников. - М.: Планета 2000, 2003. - С. 134-140; Трофимчук Н.А. Университет не должен стать бурсой // Религия и право. - 2000. - № 2. - С. 12-13; Угринович Д.М. Введение в религиоведение: 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1985. - 268 с; Яблоков И.Н. Религия в системе культурного универсума // Наука. Религия. Гуманизм. Сб. ст. // Ред. коллегия: Б.Н. Бессонов, К.Х. Делокаров и др.- М.: Меоты, 1995. -С. 89-99.

Куликов А.С. Христианская этика и мораль как системообразующий курс обновленного (культурологического) светского содержания школьного образования // Взаимоотношение государства, науки и религии: Сб. ст. / Владимирский государственный университет. - Владимир, 2000. - С. 147-148; Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. - М.: Просвещение, 2002 - 336 с.

Жеребятьев М.А. «Основы православной культуры» как светский предмет вузовской учебной программы // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конф. Москва, 2000-2001. / Под. ред. И.Н. Потылицына. - М.: Изд-во «Рудомино», 2002. - С. 73-75; Левина Д. Религиозное образование в российской средней школе: новые подходы и методики // Проблемы религиозного образования в России: традиции и новый опыт.: Сб. от / Рус. христиан, гуманитар, ин-т. - СПб., 1997. - С. 33-47; Лещин-ский А.Н. К концепции преподавания религиоведения // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конф. Москва, 2000-2001 / Под ред. И.Н. Потылицыной. - М.: Изд-во «Рудомино», 2002. - С. 39-43; Меньшиков В.М. Преподавание православной культуры в школе: опыт курской области // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления. / Сост. и ред.: М.Н. Белогубова, И.В. Метлик, А.В. Ситников. - М.: Планета 2000, 2003. - С. 108-112; Уемлянина Е.С. Методологические и религиоведческие аспекты понимания специфики религиозного образования // X Ломоносовские чтения. -Архангельск, 1998. - С. 38-39.

реализации религиозного образования в светских образовательных учреждениях недостаточно полно изучены в отечественной социологии образования и смежных областях социологического знания.

Анализ актуальности темы и степени ее разработанности в научной литературе позволяет определить базовое противоречие, состоящее, с одной стороны, в необходимости учета региональных особенностей интеграции светского и религиозного образования в целях оптимизации и повышения эффективности деятельности образовательной системы, а с другой - в недостаточной информативности эмпирических данных и аналитических материалов, характеризующих этот процесс. Таким образом, проблема нашего исследования заключается в отсутствии теоретико-методологического обоснования оптимального процесса интеграции светского и религиозного образования и его эмпирической верификации в условиях региона.

Теоретические и методологические основы исследования.

Исследование основано на положениях теории социальной интеграции, разработанной, в частности, в трудах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Э. Гидден-са, П.А. Сорокина1 и др. Суть социальной интеграции применительно к нашему исследованию состоит в том, что функциональная задача интеграции выражается во взаимном приспособлении относительно самостоятельных подсистем светского и религиозного образования с точки зрения их содействия эффективному функционированию системы образования как целого. Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Б. Малиновский, А. Радк-лифф-Браун и др.) обеспечивает достаточно четкое представление об образовательном пространстве интеграции светской и религиозной систем образования, его основных элементах, их функциях, связях и отношениях между ними, что предполагает, общее функциональное описание процесса интегра-

1 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Метод социологии. - М., 1991; Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1998. - С. 15-17; Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ, фр., нем., ит. / Сост. и общ. ред. СП. Баньковской. - М.: Книжный дом «Университет», 2002 - Ч. 2 - 432 с. -С. 3-43.; Гидденс Э. Социология: пер. с англ. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 422^150; Сорокин П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. СП. Банковской. - М., 2002.

ции светского и религиозного образования, а также анализ их внутренней структуры1.

Концептуально важными для исследования являются работы В.Н. Яр-ской-Смирновой2, в которых рассматриваются проблемы социологии образо-вания и культурной трансляции; С.Д. Лебедева , в которых современное российское образование представляется как сфера взаимодействия светской и религиозной культур.

Цель исследования - анализ социокультурных практик интеграции светского и религиозного образования и определение направлений их совершенствования.

В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:

методологически обосновать необходимость согласования социальных интересов в условиях интеграции светского и религиозного образования;

выявить особенности реализации интеграционных процессов в образовательной сфере;

определить социокультурные основания интеграции светского и религиозного образования;

обосновать формы оптимальной интеграции светского и религиозного образования в средней школе;

осуществить эмпирический анализ социокультурных практик интеграции светского и религиозного образования;

1 Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред.
В.И. Добренькова- М.: Издательство МГУ, 1994. - С. 474-476; Малиновский Б. Научная теория культуры. -
М.: О.Г.И., 2005. - 183 с, Малиновский Б. Функциональная теория // Научная теория культуры. М.: О.Г.И.,
1999. С. 137 - 161; Радклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. -
М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 307 с.

2 Ярская-Смирнова В.Н. Глобализация социального пространства // Докл. 2-го Всерос. социол. конгр. Рос.
общество и социология в XXI веке: социал. вызовы и альтернативы. - Т.2. — M.: Альфа-М, 2003, Ярская-
Смирнова В.Н. Социология образования. Саратов: СГТУ, 2004; Ярская-Смирнова В.Н. Интеграция образо
вания и занятости // Человеческие ресурсы. -2001. — № 3, Ярская-Смирнова В.Н. Организационные и поли
тические проблемы глобализации отечественного образования // Доступность высшего образования для ин
валидов. - Саратов: Научная книга, 2004.

3 Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. — Белгород: Изд-во
БелГУ, 2003. — 48 с, Лебедев С.Д. Две культуры: религия в Российском светском образовании на рубеже
ХХ-ХХІ веков: Монография. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.-252 с.

диагностировать особенности состояния социокультурного пространства общеобразовательной средней школы в условиях сотрудничества светского и религиозного образования;

определить направления совершенствования интеграции светского и религиозного образования.

В качестве предмета диссертационного исследования выступают социокультурные особенности взаимодействия светского и религиозного образования.

Объект исследования - образовательная деятельность в светской школе в условиях введения преподавания конфессионально-ориентированных курсов.

Эмпирическую базу исследования составляют:

  1. Нормативно-правовые документы по интеграции светского и религиозного образования в современной России.

  2. Статистические материалы о развитии системы образования Белгородской области (данные государственной региональной и ведомственной статистики, сведения Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов о кадровом составе учителей и учебно-методическом обеспечении курса «Основы православной культуры»; о количестве духовно-просветительских центров в области и др.) .

  3. Материалы социологического исследования «Отношение к религии в российской общеобразовательной школе», проведенного при участии автора в сентябре-октябре 2005 г.; (п=470 школьников старших классов средних общеобразовательных школ Белгородской области (рук. С.Д. Лебедев)2. Использовался метод анкетного опроса. Эмпирические данные обработаны с

1 См.: Статистические данные о развитии системы образования Белгородской области. — Белгород, 2003;
Образование Белгородской области / Статистический ежегодник / Ред. колл.: С.П.Тимофеев, Л.П.Шипилова,
С.Н.Калашникова и др. - Белгород, 2005.

2 Лебедев С.Д., Реутов Н.Н. Социологические аспекты диалога светской и православной культур в сфере
образования (по материалам опросов учащихся старших классов сельских школ Ивнянского района Белго
родской области) // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Сб. науч. тр. каф. социологии /
Под ред. Г.А. Котельникова. - Белгород, 2004. - Вып. 7. - С. 135-148; Реутов Н.Н. Отношение к религии в
среде учащейся молодежи // Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России: материалы Все
российской научной конференции (Белгород, 6-7 окт. 2004 г.) / Под ред. Л.Я. Дятченко, С.Д. Лебедева. -
Белгород, 2005 - С. 291-295.

11 применением статистического пакета программ SPSS с использованием частотного и корреляционного анализа распределений.

  1. Результаты социологического исследования «Школа и религия. Взаимодействие светского и религиозного образования в Белгородской области» по изучению отношения родителей учащихся общеобразовательных средних школ к «религиозному возрождению», роли религии в жизни современного российского общества, проблемам религиозного образования, проведенного автором в 2005 г. методом фокусированного группового интервью (n = 80).

  2. Результаты социологического исследования «Школа и религия. Взаимодействие светского и религиозного образования в Белгородской области» по изучению отношения учителей конфессионально-ориентированных дисциплин (п=153 респондента) и экспертов (п=37) по проблемам интеграции светской и религиозной подсистем образования, проведенного автором в 2007 г. методом анкетного опроса. Эмпирические данные обработаны с применением статистического пакета программ SPSS.

  1. Результаты социологического исследования «Взаимодействие светской и православной культур в современной России» (рук. С.Д. Лебедев), проведенного при участии автора в 2003 г. и имевшего целью определить позицию православных священников по отношению к проблеме взаимодействия со светской школой (п=40)'. Использовался метод анкетного опроса.

  2. Материалы прикладных социологических исследований, проведенных другими авторами, в частности, материалы социологических исследований отношения учащейся молодежи к религии и церкви П.А. Кулакова (1995) ; эволюции российской религиозности К. Каариайнена (1997) , развития национального и религиозного аспектов в самосознании российской

1 Лебедев С.Д., Реутов Н.Н. Ценностные установки православных священнослужителей и актуальные вопро
сы отношений религии и общества // Религиоведение. - 2005. - №4. - С. 115-122.

2 Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социологические исследования. - 1995. - № 11. - С. 91-99.

3 Каариайнен К. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии.
-1997.-№6.-С. 35-52.

молодежи М.П. Мчедлова (2005)1. Также вторичному анализу подверглись результаты социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ): «В России можно только верить?» (2006)2, «Религия в нашей жизни» (2007)3, Фондом «Общественное Мнение» (ФОМ): «Духовность - вчера и сегодня» (2007) , «Религиозная идентичность и воцерковленность» (2008)5.

Гипотеза диссертационного исследования состоит из следующих предположений: 1. Все субъекты образовательного процесса ориентированы на преподавание в светской школе знания, не адекватного конфессиональному образованию. 2. Основные проблемы реализации конфессионально-ориентированного образования лежат в плоскости специфики социокультурной ситуации современной России. 3. Эффективность взаимодействия государства, религиозных организаций и общества в вопросах образования будет зависеть от целесообразной стратегии сотрудничества субъектов интеграции и от состояния механизма этого взаимодействия.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

дана авторская интерпретация методологических подходов необходимости согласования социальных интересов в условиях интеграции светского и религиозного образования;

выявлены особенности реализации интеграционных процессов в образовательной сфере;

определены социокультурные основания интеграции светского и религиозного образования;

Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. — 1998. — № 6. -С. 107-110.

2 В России можно только верить? / База данных ВЦИОМ (20.12.2006) //

3 Религия в нашей жизни / База данных ВЦИОМ (11.10.2007) //

4 Духовность - вчера и сегодня / База данных ФОМ (11.01.2007) // dominant/dominant2007/dom0701/domt0701_l/d0700120

5 Религиозная идентичность и воцерковленность / База данных ФОМ (24.04.2008) dominant/dom0816/d081623

- дано авторское видение конфессионально-ориентированного образования
как оптимальной формы интеграции светского и религиозного знания в об
щеобразовательной школе;

- проанализировано реальное состояние социокультурного пространства
средней школы в условиях сотрудничества светского и религиозного образо
вания;

- определена область общего и особенного в региональной практике взаимо
действия светского и религиозного образования;

- сформулированы мировоззренческие, социально-идентификационные,
нормативно-правовые, организационно-педагогические направления оптими
зации интеграции светского и религиозного образования с учетом социо
культурной специфики региона.

Научно-практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть востребованы в деятельности специалистов региональных органов управления образованием по оптимизации интеграции светского и религиозного образования в форме конфессионально-ориентированного образования в светской школе в региональной системе образования. Положения диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов по социологии, социологии культуры и социологии образования в высших и средних специальных учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на заседаниях кафедры социологии, методологических семинарах аспирантов БГТУ им. В.Г. Шухова (2002-2008); международных, российских, региональных научно-практических конференциях: «Государственное управление и местное самоуправление в реформируемом обществе» (Белгород, БелГУ, 2004); «Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России» (Белгород, БелГУ, 2004); «Власть, общество, личность» (Пенза, ПГСХА, 2006); «Социальные структуры и процессы» (Белгород, БГТУ, 2007), «Диагностика и прогнозирование социальных процессов» (Белгород, БГТУ, 2008).

Проблемы, рассматриваемые в настоящем исследовании, обсуждались на круглых столах «Религиозность современной молодежи: результаты эмпирического исследования» (Белгород, 15 ноября 2005 г.), «Религиозные организации в информационном пространстве современной России» (Белгород, 21 апреля 2006 г.), проводившихся Белгородским региональным отделением Российского объединения исследователей религии. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 работ общим объемом 5,9 печатных листа.

Результаты исследования были использованы при разработке, корректировании и реализации воспитательной программы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся» МОУ «Новенская общеобразовательная средняя школа» Ивнянского района Белгородской области в 2001-2006 гг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Интерпретации светского, религиозного и конфессионально-ориентированного образования

Рассмотрим интеграцию как состояние взаимопроникновения светского и религиозного образования в рамках действующей системы образования. Их включение осуществляется в рамках двух традиционных мировоззренческих и педагогических парадигм - светского и религиозного образования.

В целях изучения процесса интеграции светского и религиозного образования необходимо рассмотреть основные понятия: «светское образование», «религиозное образование», «конфессионально-ориентированное образование».

В свою очередь рассмотрение данных понятий возможно через определение теоретического концепта «светскости». Существуют многочисленные интерпретации понятия «светское», принципа светскости государства и образования. В современных условиях российского общества существенно изменяется само понимание светскости.

В период с 1917 по 1950-е гг. светскость государства и образования в государственных образовательных учреждениях отождествлялась с воинствующим атеизмом и политической идеологией коммунистического типа. С середины 1950-х годов светскость стала толковаться как изоляция религиозных организаций от государства и общества. В указанный период содержательные концепты научного понятия «светскость» были подчинены историко-философскому дискурсу атеизма, а зачастую и подменялись идеологическими штампами.

Несмотря на многочисленные интерпретации понятия «светскость», в нем можно выделить общие смыслосодержащие интенции. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля: «светский» понимается как «земной», «мирской», или «гражданский»1. Примерно подобную трактовку дает «Толковый словарь русского языка» СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Светский — нецерковный, мирской, гражданский»1.

Как полагает С.Д. Лебедев, сущность «светскости» может толковаться как набор разнонаправленных позиций относительно религии. Во-первых, светское как контррелигиозное, что предполагает явное или скрытое идейное противостояние светского религиозному. Согласно данной интерпретации, к «светскому» может быть отнесено только то содержание, которое связано с активным отрицанием религиозного содержания и утверждением его альтернатив. Во-вторых, светское как безрелигиозное. Это смягченная и более широкая трактовка понятия «светское», не предполагающая обязательного присутствия в его содержании активного контррелигиозного момента, но сохраняющая принцип дистанцирования от религии. Она представляет собой своего рода либерализированный вариант интерпретации светского как контррелигиозного. В соответствии с данной интерпретацией, к «светскому» может быть отнесено только то содержание, которое в том же контексте не может быть отнесено к «религиозному», и наоборот. В-третьих, светское как арели-гиозное. Это наиболее широкая и идеологически нейтральная, но более радикальная с философской точки зрения трактовка принципа светскости. Она предполагает независимость светского начала от религии. В свете данной интерпретации к «светскому» может быть отнесено то содержание, которое характеризуется не столько объективным отсутствием или субъективным отрицанием свойства религиозности, сколько свойством «светскости» как неким положительным качеством2.

Согласно Конституции Российская Федерация — светское государство, что предполагает светский характер государственной системы образования3. Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях провозглашается согласно п. 4 ст. 2 федерального закона «Об образовании» и п. 2 ст. 4 федерального закона «О свободе совести и свободе вероисповеданий»1.

В последние годы Министерство образования и науки России предпринимает попытки определить понятие «светскости» образования в государственной школе. Так, например, в Письме Министерства образования РФ от 4.06.99 г. № 14-53-281ин/14-04 указано, что «в данных Министерством образования рекомендациях термин «светский» трактуется как «нецерковный», «гражданский» и не рассматривается как синоним слов «атеистический», «антирелигиозный».

Другая попытка определения «светскости» образования содержится в Пояснительной записке к примерному содержанию образования по учебному предмету «Православная культура» (Приложение к Письму Министерства образования РФ от 22.10.02 г. № 14-52-876 ин/16)2. Важно иметь ввиду, что указанное Письмо Министерства образования РФ от 4.06.99 г. на сегодняшний день уже не действует, а Письмо Министерства образования РФ от 22.10.02 г. носит информативный характер.

Представляется, что светский характер образования в государственных образовательных учреждениях означает индифферентность государственной системы образования по отношению к религии. Светское образование не преследует цели формирования религиозного или атеистического мировоззрения. Вместе с тем, светский характер образования в государственной школе не означает и запрета на изучение в ней религии, религиозной культуры, истории и т.д. Общность содержательных элементов, на наш взгляд, дает основания рассматривать «светскость» прежде всего как некий существенный признак государственных или общественных институтов, отражающий или закрепляющий их нецерковную гражданскую направленность. Суть светского характера образования состоит в том, что фундаментом государственной системы образования являются научные и социально ориентированные знания. Очевидно, что приоритеты гражданской позиции человека доминируют в светском образовании.

Организационно-педагогические основания интеграции светского и религиозного образования

В условиях существования определенной законодательной базы интеграции светского и религиозного образования в российской педагогике предпринимаются попытки осмысления проблем включения знаний о религии в светскую школу.

В последние 10-12 лет обновляется содержание и методика изучения религии в светской школе. Возрастает объем и разнообразие знаний о религиозной сфере жизни личности и общества в содержании общего среднего образования (в курсах основных учебных дисциплин и курсах по выбору), дошкольного, дополнительного и профессионального образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Во многих регионах России в светских государственных и муниципальных школах в обязательном порядке вводятся «ОПК». Не менее чем в 20 субъектах РФ к 2002 году по инициативе и за счет региональных властей было введено преподавание православного вероучения в светских школах1. В средних общеобразовательных школах Белгородской области с 1 сентября 2006 года со 2 по 11 классы за счет регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования вводится обязательный учебный предмет «Православная культура» в объеме 1 час в неделю. В первом классе Управление образования и науки Белгородской области рекомендует изучать «Православную культуру» на классных часах или же в кружках также не менее 1 часа в неделю2.

Конфессионально-ориентированные дисциплины уже преподаются в различных регионах России, в некоторых только вводится их изучение. С 1 сентября 2006 - 2007 учебного года ОПК стали компонентом обязательной сетки школьной программы в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях. Еще в 11 регионах православный предмет преподается на факультативной основе. В Калужской области новая дисциплина преподается с 5-го по 11-й класс один раз в неделю на обязательной основе, в Брянской - с 1 -го по 4-й класс как обязательный предмет, а в средней и старшей школе - в форме факультатива. В Смоленской области ОПК сегодня обучаются 16 тыс. школьников в 450 государственных школах под руководством 500 обученных педагогов, преподавание «ОПК» здесь носит обязательный характер в течение уже пяти лет. В Рязанской области курс ОПК с 1 сентября преподается факультативно в 194 образовательных учреждениях (по сравнению с 60 в 2005 - 2006 учебном году). С осени 2006 г. ОПК появились также в школах Орловской области. В Московской области курс ОПК преподается на факультативной основе в течение уже шести лет. В Курской области ОПК преподаются факультативно с 2003 года, в настоящее время областной издательский совет разрабатывает проект учебника ОПК для местных школьников. В феврале этого года совет ректоров Самарской области рекомендовал расширить преподавание ОПК в образовательных учреждениях региона, в настоящее время осуществляемое на факультативной основе. Также в феврале проект факультативного преподавания курса ОПК с 5-го до 9-й классы был одобрен законодательным собранием Владимирской области. Факультативное преподавание ОПК ведется также в средних школах Новгородской, Свердловской и Архангельской областей1.

В Белгородской области действуют одна семинария и две православные гимназии: в г. Белгород и в г. Старый Оскол2. В учреждениях профессионального религиозного образования реализуются два образовательных компонента. Первый из них - это специальная подготовка обучаемых, направленная на получение ими знаний, навыков и умений организации и практической реализации богослужебной и иной религиозной деятельности религиозного объединения. Такая подготовка имеет непосредственное отношение к профессиональной подготовке служителей культа (православных священников и диаконов, протестантских пасторов, мулл, раввинов и пр.) и не относится к светскому образованию в силу своей специфики. Второй образовательный компонент в учреждениях профессионального религиозного образования религиозных организаций является основным по объему и светским по содержанию. Этот компонент обеспечивает базовую подготовку учащихся по специальностям светского образования — история, филология, теология (для православного образования - православная христианская теология). Он должен проходить государственное лицензирование и, в идеале, государственную аккредитацию.

В результате реализации данного компонента выпускники учреждений профессионального религиозного образования религиозных организаций получают диплом государственного образца и становятся специалистами, способными принести пользу не только своей религиозной организации, но и российскому обществу и государству в целом. Вместе с тем учреждение профессионального религиозного образования религиозной организации может и отказаться от реализации второго компонента.

Программа и методики обучения в этих заведениях разрабатываются самими религиозными организациями. Если они предусматривают передачу базовых знаний учащимся в соответствии с государственным стандартом, то такие заведения могут рассчитывать на государственное финансирование в соответствующем объеме. Гимназии ведут обучение по государственной программе для средних школ, добавляя к ним специальные православные предметы (Закон Божий, церковно-славянский язык, историю Церкви и др.). Они получают средства от государства за исполнение функций среднего образовательного учреждения (именно поэтому они не могут считаться полностью принадлежащими Церкви), что, как правило, является основным источником их дохода. Обучение по православной части гимназической программы налажено за счет средств спонсоров, епархиальных управлений и родителей.

Преподавание конфессионально-ориентированных предметов («Основы и ценности Православия», «ОПК» и др.) в школах Белгородской области осуществляется с 1998 года. На начало 2004 - 2005 учебного года на территории Белгородской области в 589 учреждениях общего среднего образования из 781 (что составляет 75.4%) изучались курсы «Православная культура», «Основы и ценности Православия»1. Преподавание конфессионально-ориентированных дисциплин было введено в начальных классах в 470 обра-зовательных учреждениях области (60.2%) .

В своем выступлении на образовательном форуме 24 августа 2005 г. начальник управления образования и науки Белгородской области СП. Тимофеев заявил, что около 80% школьников области с согласия родителей изучают курс православной культуры, около 100 детских садов выбрали в качестве приоритетного направления деятельности духовно-нравственное воспитание, практически во всех образовательных учреждениях воспитательная работа с детьми переориентирована на основы и ценности отечественной православной культуры3.

Основные направления регулирования процесса интеграции знаний о религии в светскую школу (на примере Белгородской области)

Анализ собранных эмпирических данных дает возможность констатировать, что в российском обществе в основном сложилась мировоззренческая база интеграции светского и религиозного образования. В основе мировоззрения лежит та или иная картина мира. Духовный мир личности не ограничивается какой-либо одной стороной восприятие мира, а вбирает различные формы и виды сознания, постижения и отражения политических, философских, художественных и религиозных достижений. Подавляющее большинство россиян (94% населения) высказывают «очень хорошее» и просто «хорошее» отношение к православию, к мусульманству - 59%, к католицизму -58% . Верующими себя считают 52% населения . Вместе с тем реальное состояние общественного сознания не дает оснований говорить о том, что оно монолитно. Как свидетельствуют приведенные в работе эмпирические данные, в общественном мнении сейчас формируется неоднозначное отношение к интеграции светского и религиозного образования. Это продиктовано рядом обстоятельств.

По логике социально-исторического развития люди стремятся к целостности человеческого мира. Отсутствие ярко выраженного конфронтацион-ного сознания является особенностью современного мира людей, где имеет место разнообразие всех сторон его существования - социокультурных укладов, способов жизнедеятельности, национальных и конфессиональных традиций и т.д. Терпимое отношение к проявлениям другого, иного - это та культурная норма, которая приумножает и улучшает результаты социального сотрудничества и общечеловеческого общения.

С одной стороны, очевидно, что проблема терпимости, так же как и любая другая проблема, вызревает в определенном опыте людей, и она может быть разрешена, обретая свойства предпосылки и принципа, только под воздействием реальной заинтересованности того общества, где эта проблема возникла. Решение проблемы терпимости нужно искать в конкретных видах социализации людей, в их специфике, вырастающей в том числе из конфессиональных социокультурных и субкультурных традиций. В условиях многоконфессиональной России терпимость к инакомыслию заявляет о себе в качестве необходимой предпосылки в социальных связях и новых формах коммуникативно-целесообразных отношений между государством и религиозными организациями. С другой стороны, терпимость к религии россиян сегодня - результат перемен, произошедших за последние годы в России, результат деидеологизации российского общества и сознания его граждан.

Однако свобода совести, проявлений социального разнообразия содержит в себе конфликты и напряженность. Отрицательное отношение к религиозному образованию является проекцией отношения в российском обществе к религии в целом, может быть, вследствие негативного опыта религиозного фундаментализма, рецидива советского атеизма и др.

В такой социальной ситуации мировоззрение современной российской учащейся молодежи, складывается под влиянием двух противоборствующих, конкурирующих социальных процессов: с одной стороны - усиление роли и влияния религии в российском обществе, а с другой стороны - инерция процесса секуляризации, связанного с утверждением в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей, идеалов и целей.

Поляризация процессов, обуславливающих мировоззренческие основы интеграции, не может не отражаться на развитии новой образовательной ситуации. Элементы конфронтационного сознания несмотря на перемены в общественном мнении и мировоззренческих установках россиян проявляются в мнениях и поведении учащихся и родителей. Это суждение можно подтвердить тем фактом, что на первое место при ранжировании трудностей, которые испытывает преподаватель в учебном классе выходят сохраняющиеся установки атеистического воспитания и образования (66.7%), секуляризованное сознание учащихся и их социального окружения (33.3%), значительные проблемы составляет религиозная нетерпимость.среди учащихся и их родителей, нежелание родителей, чтобы их дети изучали «Православную культуру», нежелание учащихся изучать данные дисциплины.

По мнению С.Д. Лебедева, в настоящее время фактически идет аккультурация религии светским сознанием и культурой современного общества. Образование выступает основным каналом, определяющим процесс и результаты такой аккультурации в актуальной перспективе . Подобное положение требует осторожного подхода, основанного на консенсусе, не связанного с жесткими нормами и формами организационной деятельности. С этих позиций введение с 1 сентября 2006 года обязательного изучения в школах Белгородской области предмета «Православная культура» относится к группе неконструктивных нормативных средств.

Демократические установки граждан являются одним из факторов положительного отношения к интеграции светского и религиозного образования. Демократия основывается на неотъемлемых правах и свободах человека и гражданина, каждому члену общества предоставляется право выбора в сфере идеологических убеждений, ограниченное только правами и свободами других лиц или общества в целом. Реализация свободы вероисповедания личности обеспечивается деятельностью государственных органов и религиозных организаций в рамках норм общественного порядка и спокойствия. «Демократический характер российского государства предполагает возможность удовлетворения специфических образовательных запросов и интересов представителей разных мировоззренческих групп в российском обществе. При этом добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры»1.

Продолжают оставаться актуальными вопросы поддержания межконфессионального диалога, предупреждение проявлений религиозного экстремизма, обеспечение интересов национальной безопасности в духовной сфере жизни российского общества. Смешение этнического и конфессионального столь устойчиво и распространено, что даже при замене «ОПК» на предмет типа «Религии России» (или мира), у многих преподавателей будет возникать серьезный соблазн рассказывать ученикам о религии как об «их религии» или «религии соседей» (может быть даже соседей по классу) . В связи с этим к важным задачам взаимодействия государства и религиозных объединений относится выработка мер раннего предупреждения межрелигиозных конфликтов и воспитание терпимости и уважения к представителям различных вероисповеданий.

Место социокультурных факторов в оптимальной модели реализации конфессионально-ориентированного образования

В результате социологического исследования был выявлен ряд социальных элементов, которые получили эмпирическое подтверждение при анализе документов, в ходе опросов и перешли из разряда латентных последствий процесса в состав его детерминантов. Отдельные переменные изменили свой статус с неуправляемых на управляемые.

В результате исследования были выявлены следующие факторы, влияющие на интеграционный процесс и его эффективность. В первую очередь необходимо отметить такой показатель, как инициатива и активность граждан по защите своих интересов в сфере образования. Состояние гражданского общества, способного заявить о себе как о социальном заказчике услуг, в том числе и образовательных, играет важную роль не только в контроле за ходом интеграционного процесса, но и при определении параметров интеграционного состояния. В этом случае важна четко выраженная позиция общества, предваряющая процессы или их отклонение.

Можно констатировать, что принятие закона о введении религиозного знания в светскую школу сопровождалось достаточно бурными дискуссиями в СМИ, на телевидении. Однако сформулированные позиции активно не защищались и не позиционировались с помощью иных институтов демократического общества, кроме информационных. В большинстве случаев активность со стороны граждан проявилась по ходу реализации нововведения. Об этом свидетельствуют, например, жалобы белгородцев по поводу нарушений их прав в изучении конфессионально-ориентированных предметов. Но и этот процесс не имел серьезных последствий.

Государство усматривает во вмешательстве граждан помеху. Однако отсутствие обратной связи увеличивает количество требований в процессе деятельности, на которые намного сложнее реагировать. Одновременно сокращение необходимой для принятия решений информации, представляющей срез общества, его интересы, ожидания, предложения, снижают качество реализуемого взаимодействия, потенциал нормативного обеспечения интеграции.

Внимание общества к социальным проблемам привлекают СМИ, которые становятся проводником и катализатором организованного (посредством общественных организаций) и неорганизованного группового или индивидуального участия. Анализ материалов периодической печати и телевизионных передач показывает, что пик общественных дебатов по новой образовательной ситуации приходился на период активной деятельности СМИ. Сегодня наглядно проявившиеся проблемы и трудности перехода светской школы к конфессионально-ориентированному образованию не находят своего освещения, так же как и возможности регулирования практики, интегрирующей границы дозволенного даже в рамках действующих норм.

В результате несовершенство организации и регулирования хода реализации новой образовательной стратегии выходит на уровень асоциального интереса, не имеющего организованного выражения, и концентрируется в социальных построениях и проблемах легитимности власти. Таким образом, можно выделить еще один фактор, выступающий как управляемая переменная, а именно: степень информированности общества о планах и практике основных субъектов интеграции в сфере конфессионально-ориентированного образования. Такая информированность также как и нормативные условия соучастия в процессе предполагают возможности не двух, а трехстороннего взаимодействия: государства - религиозных организаций - общества.

Реализация этого направления предполагает формирование образовательного пространства как институционально открытого и прозрачного за счет информирования общественности посредством СМИ. Соответствующая информация может поступать от государственных образовательных структур, общественных комиссий, администраций школ, преподавателей, учащихся и их родителей. Такая открытость будет доказательством понимания того, что возникающие сложности не являются проблемой отдельных людей, которые должны их решать самостоятельно с учетом своих индивидуальных ресурсов, а имеют статус социальной проблемы, создающейся организованным взаимодействием, и потому подлежат управленческому регулированию со стороны институциональных субъектов.

Еще одним фактором, который проявил себя как детерминанта организации конфессионально-ориентированного образования в светской школе и одновременно выступает индикатором состояния всех остальных механизмов, выступает региональная специфика. В рамках огромного по территории государства проявилась разница в оценках степени религиозности, готовности поддерживать элементы религиозного знания в светской школе, активности в отстаивании гражданами своих интересов, в нормативном обеспечении конфессионально-ориентированного образования, в количестве тех проблем, которые возникают в школе при введении конфессионально-ориентированного образования. Различия проявились при сопоставлении эмпирических данных, характеризующих позиции «центра» и «периферии», городских и сельских школ. Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют, что среди ответов учащихся городских школ преобладает ответ об изучении «Православной культуры» в качестве факультатива (60%), а среди ответов учащихся сельских школ, наряду с доминирующим мнением об изучении в качестве факультатива (54%), частым является ответ об обязательности данного предмета (38%). В вопросе о том, какие религии необходимо изучать, городские школьники высказались за изучение наряду с православием и других религий (67% ); у сельских преобладает мнение о том, что изучать преимущественно нужно православие (82%).

В числе предпосылок, обусловливающих подобное положение, можно указать разный уровень политической культуры, соответствующий дифференцированным демократическим взглядам и уровню сплоченности гражданского общества, традициям и образу жизни, стереотипизации сознания территориальных социальных групп, степени выраженности религиозного мировоззрения, уровню поликонфессиональности и др. При этом религиозность по совокупности показателей не является доминирующим индикатором.

Социальное регулирование, основанное на учете региональной специфики, развития социального процесса, требует четкой диагностики показателей, отражающих специфику местного сообщества и адекватное реагирование по процедурам нормативного обеспечения процесса, его организации и профилактики отклонений.

Педагогические показатели, влияющие на эволюцию развития конфессионально-ориентированного, образования в светской школе, проявились в уровне педагогического мастерства, компетентности преподавателей и содержании курсов, несущих религиозное знание. Комплексным показателем педагогических проблем выступает отсутствие интереса учащихся к курсу «Православная культура». На фоне не очень высокого познавательного интереса, характеризующего современную учащуюся молодежь, фигура преподавателя как профессионала и личности еще играет существенную роль. В познавательных ценностях учащейся молодежи играет важную роль и содержание предметов. Это проявляется на различных ступенях образовательных систем и характеризует учащуюся молодежь, имеющую выраженные познавательные цели, которые готовы изучать новые предметы, но выступают против дублирующих и повторяющихся курсов1.

Похожие диссертации на Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования