Введение к работе
Актуальность темы исследования. Общественный дискурс последних лет буквально переполнен свидетельствами о драматичных и порой трагических фактах дикого произвола и беззакония людей в милицейской форме, что ведет к перегрузке социального настроения россиян конфликтогенностью, создаваемой стражами порядка. Поэтому акценты в оценках деятельности сотрудников ОВД на соответствие их интеллектуальных и морально-психологических качеств, нормы законности, гуманизма, нравственности, права людей на демократические свободы, являются непреложным условием их профессиональной идентичности.
Бороться с правонарушениями, осуществлять сложнейшую институциальную задачу, которая заключается в поддержании социального порядка, в укреплении атмосферы абсолютной законности и безопасности – эта миссия требует высокого профессионализма сотрудников ОВД независимо от занимаемых должностей и званий. Многообразие и непредсказуемость ситуаций, в которых разворачивается их профессиональная культура, каждый раз требует самостоятельного осмысления и принятия адекватных решений. А это возможно лишь при творческом участии каждого милиционера в постоянном созидании собственной профессиональной культуры. Сотрудник органов внутренних дел – это такой же профессионал, работающий с населением, как, скажем, врач, учитель, спасатель. Есть принципиальное несходство в репутации милицейских и иных профессионально-корпоративных культур. Закрытость деятельности милиции от общественного контроля, обусловленная процессуальными нормами ведения дел по расследованию преступлений и предупредительных мероприятий, актуализирует проблему самопрограммирования роста индивидуального уровня культуры. По этой причине данная проблема образует стержень настоящего диссертационного исследования. Это обстоятельство актуализирует разработку новых подходов к анализу социокультурных предпосылок развития высокой культуры профессионалов ОВД, формулирование адекватного понятийного аппарата и создание социологического инструментария, позволяющих по-новому увидеть процессы, которые в общественном мнении получают противоречивую интерпретацию. Поэтому практики самоподдержания культуры за счет внутренних ресурсов, процессы самодостраивания и саморазвития профессиональных ролей с опорой на личностный потенциал сотрудников являются актуальной научной и организационно-методической проблемой. Таким образом, актуальность выбранной темы диссертационного исследования определяется состоянием современного социологического знания о феномене идентичности. Проблема исследования заключается в недостаточном теоретическом осмыслении и эмпирическом изучении роли общей и личной культуры в профессиональной идентичности крупной профессиональной группы – сотрудников ОВД, в определении условий, влияющих на профессиональную культуру.
Степень разработанности проблемы. Методология изучения профессиональной культуры разработана в ряде социологических теорий. Истоки рефлексии по поводу сопоставления образов человека и функциональных норм знаний обнаруживаются в философских трудах В.Библера, М.Бахтина, Г.Гегеля, И.Канта, С.Кьеркегора, А.Лосева, М.Мамардашвили, Платона, Протагора, Рикера, Сократа, Л.Фейербаха, М.Фуко, М.Хайдеггера.
Антропологический контекст идентичности представлен трудами М.Бубера, Л.Леви-Брюля, М.Мида, Э.Фромма, М.Фуко. Влияние внешних условий на разные стороны идентичности рассматривалось К.Абульхановой-Славской, А.Асмоловой, И.Коном, А.Леонтьевым, А.Марковой, А.Спиркиным, М.Титма, Е.Шороховой, П. Щедровицким, В.Ядовым. В трудах этих и других ученых разработаны концепции отношения субъектов трудовой деятельности к ценностям труда и профессии в проекции жизненного пути (М.Титма). Идентичность впервые упоминается в трудах Р.Бернса, У.Джеймса, Ч.Кули, Дж.Мида, З.Фрейда, К.Ясперса. Заложил основу понимания идентичности У.Джеймс.
Анализ ее в рамках деятельностно-активистской парадигмы включает признание доминирующей роли деятельной позиции акторов, трансформирующих социальную реальность (М.Глотов, А.Розов, П.Штомпка, В.Ядов). В соответствии с теориями функционалистского направления (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, А.Этциони) прогрессивная роль профессионализации в обеспечении органической солидарности субъектов связывается с общественным разделением труда. Различие между уровнями профессионализма обосновано в рамках атрибутивного подхода (Т.Миллерсон, А.Флекснер), которые особо подчеркивали актуальность такой характеристики профессии как гуманные правила поведения, выполнение функций и услуг ради общественного блага.
Важность и значение роли сертификата, подтверждающего уровень компетентности индивида, подробно рассмотрены в трудах Г.Беккера, Г.Батыгина, П.Романова. Анализу этнографии профессий посвящены публикации Е.Климова, А.Марковой, Е.Ярской-Смирновой. Проблемы профессионального продвижения и карьеры рассмотрены Д.Купер, О.Остапенко, А.Темницким, Б.Тукумцевым, Н.Шаталовой, В.Шадриковым. С концепциями культуры как коммуникации связаны концепты культурной грамотности Э.Хирша, кросскультурных измерений Г.Хофштеде и теория контекстных культур Э.Холла. Важные представления о социальной эксклюзии и инклюзии в российском обществе содержатся в работах Ф.Бородкина, А.Сергиенко. О культуре патриотизма и роли различных субъектов в ее формировании пишут Э.Андреев, Н.Лапин. В.Курушин анализирует развитие этого качества в учебных заведениях МВД. С.Федюнина рассматривает проблему культуры сотрудников ОВД при разрешении межнациональных взаимодействий.
Обращение к понятийному аппарату аналитики рынка труда при рассмотрении профессиональной идентичности в современный период диктуется тем обстоятельством, что на этапе трансформации общества происходит более динамичный, спонтанный переход индивидов от выполнения одной социальной роли к другой. Особую роль при этом приобретают кризисные явления мирового масштаба, которые вынуждают резко изменить профессиональную занятость, чтобы не оказаться безработным. Налицо огромное количество населенных пунктов, где выбор видов трудовой занятости предельно узок (рабочие поселки, малые города, села и деревни). Выявлению инновационной сущности занятости как высшей, смысложизненной ценности посвящены работы А.Батаршева, Т.Галкиной, С.Дановского, И.Кузнецовой, В.Мошняги, Н.Пряжникова, П.Романова, Д.Щепановой, В.Ярской. В.Арутюнов связывает профессионализм с качеством трудовых ресурсов. Проблему разграничения понятий профессии и занятий рассматривает О.Крыштановская.
Профессиональная идентичность есть поэтапный процесс. Соответствие поведения личности задачам профессиональной готовности служить в разных областях культуры, описывается в понятии «профессиональная зрелость». В профессиях, связанных с физическим и эмоциональным перенапряжением, происходит «профессиональное выгорание», феномен, который особенно остро проявляется в профессиональных траекториях сотрудников органов внутренних дел России. Важное значение имеет также изучение качества креативности как важнейшего признака профессионала. Х.Буль, Р.Кеттел, Ф.Хайс выделили ряд интеллектуальных компонентов, способствующих творчеству (высокий интеллект, гибкость в межличностных отношениях, широкий круг интересов, высокая мотивация).
Связь социальной стратификации с профессиональной культурой как выражением «высших» и «низших» профессий рассмотрена П.Сорокиным. По Т.Парсонсу, профессиональное действие выступает как ответ на нормативные культурные ожидания и реализуется через профессиональные статусы и роли. Профессиональная идентичность включает символическое начало, которое не укладывается в круг нормативных требований, что в общественном мнении приобретает свою устойчивую символическую коннотацию в формировании облика профессионала. Герменевтический подход к идентичности включает процедуры интерпретации, выявления закрытых для непосвященного обывателя, сокровенных смыслов профессиональной культуры. В познании мира профессионалов большая роль принадлежит анализу символики текстов, которые производят индивиды, (М.Фуко).
Таким образом, существует обширное интеллектуально-аналитическое поле, в котором рассматриваются проблемы содержания, развития и конструирования адекватных социальным запросам и ожиданиям профессиональных культур. Содержательный смысл и направления влияния социокультурных факторов на идентичность людей, тождественность требованиям и нормам в полузакрытой организационной институции, каковыми являются службы органов внутренних дел, должным образом не изучена. Малоизучена проблема взаимосвязи и взаимовлияния корпоративной культуры ОВД и общественной культуры в целом. За рамками научного дискурса остается соотносительное рассмотрение смысложизненных ценностей сотрудников ОВД с типовыми ценностными ориентациями массовых слоев социума. Указанные проблемы составили основу замысла настоящей диссертационной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории происхождения и сущности социальных институтов и социального порядка (П.Бергер, Э.Гидденс, Э.Дюркгейм, Т.Лукман, Р.Мертон, Т.Парсонс, Г.Спенсер), теории и концепции социокультурной трансформации (Ш.Айзендштадт, А.Ахиезер, Т.Заславская). Актуальны для осмысления избранной темы исследования отечественных и зарубежных ученых в рамках атрибутивного подхода (Г.Миллерсон, А.Флекснер), этнографии профессий (Е.Климов, А.Маркова, Е.Ярская-Смирнова). Теория социального пространства П.Бурдье применяется в диссертационном исследовании для описания полей отношений между корпоративной и общественной культурой. Модель функционального анализа, предложенная Р.Мертоном и Т.Парсонсом, применяется при определении места культуры социума в самодостраивании профессиональной культуры сотрудников ОВД. Подходы, учитывающие влияние социокультурных факторов (П.Великий, М.Грановеттер, Л.Ионин, Л.Коган), позволяют рассмотреть и идентифицировать действия людей в рамках организаций в зависимости от эндогенных и экзогенных предпосылок. Принципиальные положения социологии управления и организаций, изложенные в трудах И.Ансоффа, Т.Баландиной, Ю.Быченко, О.Виханского, Г.Кроу, Г.Минцберга, А.Портера, П.Романова, образуют фундамент для анализа факторов, влияющих на мобильность сотрудников различных служб ОВД. Методологические принципы эмпирического исследования основывались на разработках В.Курушина, П.Романова, Л.Фиглина, И.Штейнберга, В.Ядова.
Цель исследования: выявление социокультурных факторов, способствующих саморегулированию и самоподдержанию профессиональной идентичности кадров ОВД.
Из сформулированной цели вытекают следующие задачи:
провести теоретико-методологический анализ социологических подходов к изучению профессиональной идентичности, содержательных и функциональных характеристик профессии в социокультурном измерении;
выявить основные условия, влияющие на выбор индивидами занятости в органах внутренних дел, изучить социокультурные факторы становления профессиональной идентичности кадров этого ведомства;
провести сравнительное изучение динамики, структуры и условий профессиональной идентичности сотрудников ОВД, уточнить механизмы порождения, реализации идентичности, не соответствующей нравственно-этическим и правовым нормам;
выявить соотнесенность общественной культуры профессионалов ОВД и субъектов российского социума;
определить факторы и причины деформации служебного поведения сотрудников ОВД, отклонения от общепризнанных нравственно-этических норм;
разработать предложения по улучшению процесса саморегулирования и самоподдержания профессиональной культуры сотрудников ОВД.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел.
Предмет исследования: социокультурные механизмы профессиональной идентичности сотрудников ОВД.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты проведенных автором исследований:
-
Анкетный опрос сотрудников органов внутренних дел (N =182) по выявлению уровней культуры в 2007 году. Респондентами были сотрудники милиции Саратовской области. Выборка целевая, охватывающая такие группы как: нижние чины (сержанты), офицеры, вольнонаемные (госслужащие). Для верификации результатов исследования проведено дополнительное исследование категории молодых сотрудников (в рамках панельного исследования по опросам 2007, 2009 годов) – сержантов 2007 г. (N=97) и 2009 г. (N=95). Эмпирические данные обработаны с применением программы SPSS. Данные опросов проанализированы в сопоставлении с результатами опросов ВЦИОМ, проведенных по сходной тематике. (27-28 янв. 2007 г. исследование социального самочувствия россиян. Опрошено 1600 чел. в 53 населенных пунктах; 27 февраля 2007 г. – исследование морально-нравственного климата. Данные исследования В.Ф. Анурина «От Москвы до самых до окраин». Опрошено 15200 чел. в 54 областях России // Социология. 2005. № 3-4. С. 232-252).
-
Контент-анализ двух изданий профессиональной периодики: журнала «Милиция» за 2008–2009 гг. и газеты «Щит и меч», в анализ включено 50 выпусков за период 2004–2009 гг. Единицей анализа в исследовании выступали элементы содержания, которые отражали социокультурные предпосылки самоподдержания профессиональной культуры сотрудников ОВД. Единицей счета взята частота появления и экспрессивность изложения.
-
Экспертное интервью 15 сотрудников милиции, имеющих высокие заслуги по охране правопорядка, которые дали оценку негативных поведенческих фактов в среде ОВД (2007 г.).
-
Полуструктурированные качественные интервью с представителями различных профессиональных групп (учителя, врачи, милиционеры, N = 11), имеющих модельное значение по исследуемой в диссертации проблеме (2009 г.).
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивостью теоретических и методологических оснований эмпирическим методам исследования, комплексным использованием теоретических подходов, соотнесением данных авторских исследований с данными количественных и качественных исследований, выполненных другими исследователями, корректным выбором способов интерпретации полученных эмпирических данных.
Гипотеза исследования формулируется в следующем виде. Поддержание профессиональной культуры сотрудников ОВД осуществляется как двойственный процесс. Во-первых, как целенаправленное воздействие внутренней организации обучения милицейских кадров и, во-вторых, как спонтанное освоение сотрудниками ОВД ценностей культуры за пределами их служебных действий. Профессиональная культура сотрудников тем результативнее восполняется и достраивается конструктами, выдержанными в духе гуманистической общественной идентичности, реализующимися в служебных практиках, чем активнее и многостороннее они включены в культурную жизнь конкретных общностей и социума в целом. Индивиды, обладающие невысокой личной культурой, погружаясь в практики повседневных занятий в рамках служб ОВД, некритически воспринимают отрицательные смыслы профессионального этоса, сильнее поддаются профессиональной деформации, чем лица, более глубоко включенные в культурное. Сохранение лица профессионала, которое соответствовало бы нормативным требованиям, зависит от уровня включенности человека в социокультурную деятельность в рамках существующих институтов (учебных, культурно-просветительных, досуговых).
Ограничение исключительно служебными практиками, без серьезного самостоятельного осмысления проблем миропорядка, права и нравственности приводит к тому, что значительная часть сотрудников ОВД остается до конца службы недопрофессионалами или полупрофессионалами, что репрезентируется в фактах деформации функций различных служб этого ведомства.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа социокультурных факторов влияния общественной культуры на профессиональную идентичность сотрудников органов внутренних дел и может быть сформулирована в следующих взаимосвязанных положениях:
с авторских позиций проведен теоретико-методологический анализ социологических подходов к изучению профессиональной идентичности, содержательных и функциональных характеристик профессии в социокультурном измерении;
впервые на основе авторских эмпирических исследований проведен сравнительный анализ культуры сотрудников ОВД и населения социума по параметрам интенсивности освоения духовных ценностей, по способам проведения досуга и по смысложизненным ориентирам, выявлены сущностные причины расхождения базовых показателей;
по-новому осуществлена аналитическая оценка феномена профессиональной деформации сотрудников ОВД, учитывающая влияние негативных характеристик профессионального этоса, корпоративной культуры ОВД, что отличает подход автора от сходных по тематике отечественных и зарубежных научных работ;
разработаны авторская программа, инструментарий и проведено оригинальное социологическое исследование с использованием количественной и качественной методологии, позволившее выявить социокультурные предпосылки выбора молодежью службы в органах внутренних дел, а также детерминированности процесса выполнения ею профессиональных ролей уровнем общей культуры, которой они овладели изначально;
в дискурс научных исследований введен новый эмпирический материал по динамике профессиональной идентичности молодежи, принятой на службу в ОВД.
В ходе теоретического и прикладного социологического исследования получены результаты, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная идентичность – динамическое отождествление индивида с нормами профессии, посредством которого происходит формирование и развитие целостной личности, обеспечивается интеграция ее с социальным окружением и корпоративной культурой. В социологическом понимании она есть воплощение в социокультурных характеристиках (ценностях, нормах, образцах поведения, статусах и ролях). Профессиональная идентичность является продолжением идентичности социальной и базируется на основаниях социокультурного контекста общества.
2. Сущность профессиональной идентичности сотрудников ОВД заключается в самостоятельном построении своего профессионального будущего, принятии как нормы высокой готовности, ответственности в ситуациях неопределенности и стресса, формировании представления о себе как представителе закона и права, самоопределении образа Я, в котором актуализированы гуманность, инициатива, способность к самопожертвованию. Профессиональная идентичность сотрудников ОВД детерминирована их личной культурой, в основном адекватной современной культуре общества и культурным уровням групп, из которых вышли сотрудники. Кадры ОВД формируются по двум каналам, обладающим неравным социокультурным потенциалом. Значительная часть сотрудников пополняет состав ОВД после окончания специальных учебных заведений (институты МВД и академии права), которые составляют основной костяк служб. Другой канал – пополнение низших чинов – открыт для лиц, обладающих минимумом правовых знаний и какими-либо, кроме физической подготовки, данными. Они избирают работу в ОВД, как дающую некий набор преимуществ по сравнению с другими возможностями на рынке труда.
3. Укомплектование должностей индивидами по личному предпочтению происходит спонтанно, по схеме, близкой к трудоустройству работников неквалифицированного физического труда, что является отражением общей ситуации на рынке труда в российском обществе, где возрастание или уменьшение масштабов той или иной сферы хозяйственной или социальной деятельности не предопределено, зависит от сложных соотношений власти, бизнеса, территориальной протяженности, инвестиционной привлекательности. В десятках тысяч райцентров, где нет крупных работодателей, освободившееся место в местном ОВД является привлекательным для лиц, демобилизованных из армии, молодежи, имеющей хорошую спортивную подготовку и приличную, не отягощенную отклонением от моральных норм, биографию. Подобная ситуация порождает наличие в ОВД значительного удельного веса кадров невыраженной профессиональной идентичности, полупрофессионалов и непрофессионалов.
4. Непременным условием достижения нормативной идентичности сотрудников ОВД являются правовые практики взаимодействия с населением, строгая самооценка, общий настрой ведомственной вертикали устранять неправовые и аморальные установления корпоративного этоса. Факторы, влияющие на ориентиры длительной службы в ОВД, практически не отличаются от других организаций «жесткого типа». Мотивация отождествления себя с органами и службами внутренних дел имеет следующий вид: первое место у офицеров – продвижение по службе; у сержантов – общение с высшими руководителями; у вольнонаемных – получение льгот; второе место у офицеров занимает отсутствие конфликтов между сотрудниками и руководством; у сержантов – возможность реализовать свои знания и умения; у вольнонаемных – возможность общаться с высшими руководителями.
5. Органы внутренних дел, являясь структурой относительно закрытой для контроля со стороны организаций гражданского общества, тем не менее являются открытыми для проникновения многообразия культур: локальных, национальных, мировых. Существует заметная неравномерность в распространенности вещественных, коммуникационных и духовно-творческих элементов в жизнедеятельности разных групп сотрудников ОВД. Офицеры по духовному содержанию социокультурных практик превосходят средний уровень, присущий населению социума, низшие чины равны или немного отстают от среднего уровня. Младшие сотрудники ОВД по ряду ценностей (согласие с допустимостью пьянства, употребления наркотиков, присвоения найденных вещей, сквернословия) выглядят на 5-7 процентных пунктов ниже, чем население социума. Женщины, составляющие среди сотрудников долю около 30%, являются в основном госслужащими. Вместе с группой женщин-офицеров они демонстрируют наиболее высокий уровень потребления и освоения духовных ценностей. Гетерогенность персонала органов ОВД является благоприятным фактором поддержания культурной атмосферы преимущественно мужского контингента ОВД.
6. Самоподдержание культуры сотрудников ОВД происходит более эффективно, когда наряду со спонтанным освоением духовных ценностей в свободное время в программы внутриведомственной учебы включаются: а) достижения юридических наук о перспективах взаимовлияния человека и закона; б) психологические знания; в) этические нормы социально ориентированного государства и гуманного общества. Игнорирование подобной подготовки, нетипичность практики обращения к этической составляющей профессиональной культуры, равно и как отсутствие в структуре ОВД служб релаксации, обостряют проблему профессиональной деформации, ведущей к трансформации ролей сотрудника, нанесению ущерба социальному настроению населения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для развития социологии культуры, социологии организаций и исследований гражданского общества. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в разработке образовательных программ для студентов, магистрантов и аспирантов социологических факультетов, курсов повышения квалификации социологов, образовательных, научно-исследовательских учреждений МВД, социальных работников, педагогов, психологов, сотрудников служб органов внутренних дел. Сделанные в ходе исследования выводы и рекомендации предоставляют возможность органам внутренних дел, действующим на федеральном, региональном или местном уровне, принимать эффективные решения для разработки направлений по защите прав и свобод человека и гражданина, создания стратегии и выработки профессионально-этических принципов действий ОВД по поддержке жертв насилия и разрешения конфликтов. Полученные результаты могут быть использованы при мониторинге, анализе, планировании, прогнозировании развития социальной сферы, могут привлекаться для экспертизы законодательства и социальных программ.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в девяти научных публикациях. Результаты исследований излагались в выступлениях на региональных, всероссийских конференциях и семинарах: Интеллигенция в мире современных коммуникаций, Москва, 2009; Экономический и социально-философский потенциал современного общества: возможности, тенденции, перспективы развития, Саратов, 2009; Региональные особенности аграрных отношений в России: история и современность, Чебоксары, 2009; Межрегиональной конференции аспирантов, Саратов, 2008; Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство, Саратов, 2006.
Публикации. По теме диссертации опубликовано девять научных работ общим объемом 4,1 п.л., в том числе 2 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложения.