Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурное развитие Республики Дагестан : религиозная составляющая Габибова, Муслимат Раджабовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Габибова, Муслимат Раджабовна. Социально-культурное развитие Республики Дагестан : религиозная составляющая : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Габибова Муслимат Раджабовна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2013.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-22/4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Роль религии в социально-культурном развитии современного общества 16

1.1. Религия как социальный институт общества: теоретико-методологические аспекты 16

1.2. Социокультурный анализ религиозной идентичности народов Дагестана 36

Глава II. Влияние социокультурных трансформаций на особенности религиозных установок населения Дагестана 71

2.1. Роль и место религиозных установок в структуре национального самосознания современных дагестанцев 71

2.2. Проблемы и противоречия формирования этнической и конфессиональной идентичности 103

2.3. Конфликтогенный потенциал этноконфессиональной идентичности в современном дагестанском социуме 125

Заключение 149

Список использованной литературы 153

Приложение №1 Анкета: духовный мир личности

Приложение №2: Таблицы

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Превращение религии в заметный фактор социокультурной жизни современного российского общества ставит новые задачи перед социологической наукой, одной из которых является основательное изучение религиозной ситуации в регионах страны, где традиционной религией является ислам. Ислам занимал в прошлом, и занимает в настоящее время огромное место в структуре национального самосознания дагестанских народов. За многовековую историю своего функционирования в Дагестане ислам пронизывает все основные сферы жизнедеятельности дагестанцев. Как показывают исследования дагестанских ученых, ислам особенно активно проявляется в таких сферах национального самосознания, как религиозная, политическая, этическая, эстетическая и др. Хотя в системе исторической хронологии мировых религий ислам занимает последнее место, он установил своеобразный «пограничный столб» в истории религий вообще. После его возникновения история больше не знает появления подобных классических феноменов. Суть дела в том, что в этот период в обществе сложились закономерные объективные предпосылки и субъективные факторы, которые подвели историческую базу дальнейшей невостребованности в появлении новых форм мировосприятия.

«Среди всех регионов распространения ислама в РФ, даже СНГ, по уровню проявления в сознании, психологии, в быту и соблюдению мусульманской суннитской обрядности, Дагестан, бесспорно, занимает первое место и сохраняет за собой титул Форпоста суннитского ислама на Кавказе».

Актуальность диссертационного исследования также обусловлена тем, что ислам в современном Дагестане переживает процесс возрождения. В республике построена система исламского образования (кружки по изучению ислама, мактабы, медресе, исламские вузы), функционирует огромное число мусульманских культовых объектов, массовым явлением стал хадж. Идет процесс возрождения исламской культуры.

Исламские идеи пронизывают светское искусство, литературу. Ислам за последние годы в то же время значительно политизируется. В республике появились религиозно - политические экстремистские течения. За последние годы в дагестанском обществе идет активный диалог между представителями западных ценностей и ценностей ислама. Все эти неоднозначные процессы в исламском движении Дагестана ярко проявляются в самосознании дагестанцев. Этим обусловлена необходимость научного осмысления роли религиозного компонента в национальном самосознании народов Дагестана.

Таким образом, изложенные проблемы указывают на методологическое и практическое значение исследования социально-культурных особенностей, развития религиозных установок населения Республики Дагестан, что и обусловило выбор темы данного диссертационного исследования, его объекта и предмета.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. За последние годы большой вклад в исследование проблем роли религиозного фактора в жизни современного северокавказского социума был внесен учеными Юга России. На основе данных социологических исследований, этнополитического и этноконфессионального мониторинга ими были проанализированы причины и характер роста этноконфессиональной напряженности, усиления религиозно-политического экстремизма и терроризма в субъектах региона. В этой связи необходимо отметить научные труды ученых Добаева И.П., Черноуса В.В. Котеленко Д.Г., Авксентьева В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриева А.В., Ляушева С.А., Ханаху Р.А., Фролова Л.Н. Существенный вклад в изучение рассматриваемого нами вопроса внесли ученые института этнологии и антропологии РАН Тишков В.А., Булатов Г.О., Кисриев Э.Ф., Ярлыкапов А.А. и другие.

Изучение проблем религиозно-политического экстремизма и этноконфессиональной толерантности является важным направлением в научной деятельности Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН на протяжении последних 20 лет. Среди важнейших изданий РЦЭИ с 2002 года в области этноконфессиональных отношений можно назвать монографии Гаджиева Р.Г., Арухова З.С., Алиева А.К., Ханбабаева К.М., Курбанова Х.Т.. Терроризм как серьезный вызов глобальной и национальной безопасности рассматривается в исследованиях Юсуповой Г.И., Алиева А.К.

Вопросам истории ислама в Дагестане посвящены многочисленные труды известных российских исламоведов Шихсаидова А.Р., Вагабова М.В., Курбанова М.Р., Курбанова Г.М., Ханбабаева К.М., Кисриева Э.Ф., Абдулагатова З.М. и т.д.

В работах Примакова Е.М., Добаева И.П., Полякова К.В., Арухова З.С., Вагабова М.В., Вагабова Н.М., Ханбабаева К.М., Игнатенко А.А., Кудрявцева А., Малашенко А.В., Мухаметшина Ф.М., Набиева Р.А., Нуруллаева А.А., Полонской Л.Р. и других нашли отражение процессы возрождения ислама на современном этапе, теоретические и практические вопросы взаимосвязи и взаимовлияния религии и политики, проблемы политического радикализма в исламе, его международная деятельность.

Профессор Вагабов М.В. вполне справедливо выделяет тезис о том, что ни одному из политических или иных движений и партий не удавалось оказывать столь сильное воздействие на общественное сознание на протяжении длительного времени, как это удается делать исламу, особенно, в Дагестане. Большой вклад в исследование этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе и в Дагестане, роли ислама в регионе внес дагестанский ученый Ханбабаев К.М. Многочисленные научные труды Ханбабаева К.М., посвящены проблемам взаимовлияния геополитического фактора и этнополитических процессов. Сотрудничая с наиболее авторитетными учеными республик Северного Кавказа, Москвы, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Краснодара, он проводил важные и чрезвычайно необходимые для страны и региона исследования, которые стали, несомненно, значительным вкладом в науку и практику этнокультурной и этнополитической жизни такого уникального по своему национальному составу региона России, как Северный Кавказ.

В работе использованы труды дагестанских ученых, освещающие современные трансформационные процессы в этноконфессиональной и этнополитической сферах Республики Дагестан. Среди них работы Алиева А.К., Абдулагатова З.М., Абдулаева Д.М., Мустафаева М.Б., Муслимова Т.К., Магомедовой М.З., Муслимова С.Ш.

Изучению роли религиозного фактора в жизни народов Республики Дагестан посвящены труды многих местных исследователей. Исторические предпосылки становления и формирования конфессиональных отношений в Дагестане освещены в работах Асхабалиева Р.Х., Казанбиева М.А., Курбанова Г.М., Курбанова M.P., Летифова А.Г., Пашаева Ш.Ю., Халилова A.M., Шихсаидова А.Р.

Феномен исламского радикализма в Дагестане представлен в работах Абдулагатова З.М., Арухова З.С., Асиятилова С.Х., Бобровникова В.О., Бережного С.Е., Макарова Д.В., Максакова И., Сюкияйнен Л.Р., Халидова Д., Ханмагомедова Я.М.

Специфика развития конфессиональных процессов в Республике Дагестан, характеризующаяся полиэтничностью, поликонфессиональностью, нашла отражение в трудах Вагабова M.B., Вагабова Н.М., Гусаева М.М., Кисриева Э.Ф., Рагимовой П.Ф., Омаровой Т.О., Шапиевой О.Т., Ярлыкапова А.А., также в трудах зарубежных (Беннигсен А., Уимбуш С.Э., Зелькина А.) и российских исследователей (Абдулагатов З.М., Саидбаев Т.С., Силантьев Р., Ярлыкапов А.А., Муртузалиев С.И., Алиев А.К., Амиров С.Д., Бережной С.Е., Крайнюченко П.В., Кисриев Э.Ф., Курбанов Г.М., Ланда Р.Г., Максаков И.).

Изучением проблем религиозного возрождения Дагестана занимаются Абдулагатов З.М., Шахбанов М.М., Муслимов С.Ш., Магомедова М.З. и т.д.

Проблемы формирования идентичности новой России отмечаются в работах ученых Мусаева И.М., Биканина К.Т., Дробижевой Л.М., Тишкова В.А., Абдулатипова Р.Г., Бромлей Ю.В. и многих других.

Динамичные процессы в конфессиональных отношениях активно обсуждаются в СМИ, в том числе и в Интернете. В последнее время наблюдается множество публикаций в журналах и газетах республиканских и центральных СМИ, в материалах интернет- сайтов, посвященных отдельным вопросам специфики этноконфессиональной ситуации в Дагестане.

Проблемно-аналитический обзор состояния знаний об исламе в структуре национального самосознания позволяет сделать итоговый вывод. Каждая из рассмотренных групп исследований сосредоточивает свои усилия на изучении и концептуализации какой-либо одной стороны влияния и роли ислама на дагестанское общество. Вследствие отраслевого подхода, определяющего односторонность рассмотрения проблемы, каждая группа исследователей не способна предложить целостную картину ислама в структуре национального самосознания дагестанского общества.

Поэтому возникает необходимость эмпирически обосновать представление о национальном самосознании дагестанского общества, мотивах и формах поведения в тех или иных сферах национальной жизни, зафиксировать статичную картину дагестанского национального самосознания, что актуализирует тему исследования.

Проблема исследования заключается в недостаточной социологической изученности современного состояния религии в дагестанском обществе.

Объектом диссертационного исследования выступает социально-культурное развитие полиэтничного российского региона.

Предметом диссертационного исследования являются социально-культурные особенности религии Республики Дагестан.

Цель исследования – социологический анализ религиозной составляющей социально-культурного развития полиэтничного общества (на материале Республики Дагестан).

Для достижения этой цели диссертант предполагает решение следующих задач:

- изучение социокультурных особенностей развития религии в современном обществе;

- анализ роли и значения религиозного компонента в системе культурных ценностей народов Дагестана;

- выявление и исследование особенностей религиозных установок современных дагестанцев;

- изучение состояния этнической и религиозной идентичности дагестанцев в период социокультурных трансформаций;

- исследование причин религиозных конфликтов в дагестанском обществе.

Гипотеза исследования – ислам в современном Дагестане представляет собой определенную совокупность религиозных установок, специфическую социокультурную форму, адаптированную к конкретным условиям, обычаям и нравам народов Дагестана, и оказывает серьезное влияние на образ жизни современных дагестанцев.

Методологическую основу диссертации составляют системный, структурно-функциональный, культурно-детерминистский подходы, использование которых позволяет определить роль религиозных ценностей в функциональной дифференциации ценностно-нормативной структуры ислама, анализировать механизмы взаимопроникновения личности, религиозной группы и общества, основой которых является система исламских ценностей.

Использование системного подхода позволило выявить механизмы координации и субординации элементов, обеспечивающих сохранение ценностно-нормативного порядка ислама как целостной системы.

Применение структурно-функционального подхода дало возможность выявить значение ислама в структуре национального самосознания, определить его роль и место в условиях современных социокультурных трансформаций.

В исследовании учтен принцип культурного детерминизма, который позволил обосновать объективную закономерную зависимость и причинную обусловленность всех структур мусульманского общества от особенностей религиозной системы ислама как духовной сферы.

Генетический подход дал возможность проанализировать генезис и развитие ислама в структуре национального сознания и самосознания, как социального продукта процесса усвоения норм и ценностей ислама в иной социокультурной среде, интегрировать историко-сравнительные и социологические методы.

Теоретической основой диссертационного исследования являются труды западных и отечественных ученных. Проблема национального самосознания на основе эмпирических исследований активно изучают западные и отечественные этносоциологи Anderson B., Bourdieu P., Аклаев А.Р., Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов С.С., Галкина Т.А., Синкевич З.В.). С середины 1980 –х годов в отечественной психологии начинает реанимироваться этнопсихологическое направление исследований, в котором сначала этническое самосознание, а позже этническая идентичность становятся центральными объектами изучения (Агеев В.С., Асмолов А.Г., Лебедева Н.М., Левкович В.П., Панкова Н.Г., Леонтьев А.А., Павленко В.Н., Солдатова Г.У., Денисова Г.С., Петренко В.Ф., Платонов Ю.П., Почебут Л.Г., Старовойтова Г.В., Стефаненко Т.Г., Юрьевна Х.В. и др.).

В последние годы в отечественной литературе шел достаточно заинтересованный поиск форм идентификации понятия национального самосознания и его соотношения с этнической идентичностью. Иногда оба понятия приравниваются, однако мы не ставили своей целью рассмотреть вопрос о правомочности использования того или иного термина. Согласно исследованиям ряда ученых (Л.М. Дробижевой, Е.Арутюновой и др.), понятие «национальное самосознания» действительно, подверглось видоизменениям, и сегодня часто подменяется термином этнической идентичности. В своей работе опираемся на определение понятия национальное (этническое) самосознание, данное Денисовой Г.С. .

Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют результаты следующих социологических исследований:

- экспертного социологического опроса на тему: «Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность в Республике Дагестан и на Северном Кавказе», проведенного в 2003 году Аруховым З.С., Ханбабаевым К.М., Амирбековым А.М., которым было охвачено 303 человека.

- социологических исследований, проведенных в 2004 году Абдулагатовым З.М. ( ИИАЭ ДНЦ РАН) в восьми сельских районах и двух городах Республики Дагестан. Общее количество респондентов составило 494 человек;

- социологического исследования, проведенного Ханбабаевым К.М. в 5 городах и 16 районах РД в 2005 – 2006 гг. среди 576 респондентов по проблеме «Религиозные ценности».

- социологического исследования проведенного в 2011 году, с целью анализа общественного мнения относительно закона от 20 сентября №15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» Региональным центром этнополитических исследований ДНЦ РАН по заданию Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям РД. Опросом было охвачено 1000 респондентов;

- собственную эмпирическую основу диссертационной работы составляют данные анкетного опроса, проведенного автором в 2009-2011гг. в двух городах РД (г. Дербент и г. Махачкала) и в трех сельских районах (Кайтагский район с. Джавгат и с. Маджалис, Каякентский район с. Новокаякент и Гунибский район, с. Гуниб). В различной степени опросом были охвачены все три географические зоны Дагестана, сельское и городское население. Общее число опрошенных – 560 человек. Целью анкетирования было исследование роли религиозного компонента в структуре национального самосознания дагестанских народов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в использовании социокультурного контекста при изучении современного состояния этноконфессиональной идентичности народов Дагестана.

  1. Определены теоретико-методологические особенности анализа религии как социального института в условиях современных социокультурных трансформаций;

  2. Автором прослежена историческая и социокультурная динамика развития религиозной идентичности народов Дагестана;

  3. На основе анкетирования, как важного инструмента изучения общественного мнения, автором проанализирована роль исламского компонента в национальном самосознании дагестанских народов;

  4. Автором выявлены социально-экономические, политические, идеологические корни возникновения этноконфессиональных противоречий в Дагестане;

  5. Подтверждено, что территории взаимодействия различных религиозных систем представляют собой очаги повышенной конфликтности, характерные не только для регионов взаимодействия мировых религий, но и ответвлений в рамках одной конфессии. (В Дагестане это – традиционный ислам и салафизм).

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть основой для дальнейшего теоретико-методологического изучения проблемы развития ислама в социокультурной среде современной России, использованы исследователями других субъектов Северного Кавказа для соответствующего анализа социокультурной динамики религии.

В работе обращено внимания на исторически имевшие место в Дагестане, но забытые, обойденные современным исламским сознанием возможности религиозно-идеологического противодействия религиозному экстремизму. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы органами государственной власти и общественными организациями субъектов СКФО в практической деятельности по организации комплексной системы противодействия религиозно-политическому и этническому экстремизму и сепаратизму.

Материалы диссертации могут представлять интерес также для средств массовой информации и других структур, содействующих решению проблем развития межконфессиональной толерантности, формированию адекватного отношения к исламу. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов социологии, политологии, культурологи, этнопсихологии, конфликтологии.

На защиту выносятся следующие положения

  1. Религия, как социальный институт, в условиях радикальных социокультурных трансформаций создает дополнительные по отношению к другим институтам условия, гармонизирующие процессы социализации, индивидуализации и идентификации личности.

  2. Анализ современной этноконфессиональной ситуации в Республике Дагестан свидетельствует о возрастании роли религиозных установок в общественном сознании дагестанцев.

  3. Высокая значимость этнической и религиозной идентификации для дагестанских народов обусловлена рядом социальных причин: низкими показателями социально-экономического положения данного субъекта Российской Федерации, ростом миграционной активности населения (переселением в последние десятилетия значительной части горского населения на равнину, религиозность горцев традиционно в Дагестане была выше).

  4. Социологический анализ религиозных установок современных дагестанцев показал, что ислам в Дагестане связывает индивида с национальными корнями, вводит в контекст национальной истории, формирует чувство причастности к судьбе своей страны.

  5. Религиозный компонент общественного самосознания современных дагестанцев имеет неоднозначный характер. С одной стороны, он выполняет интегрирующую, независимо от этничности, функцию. С другой стороны, опасной тенденцией развития современного дагестанского общества является рост фанатизма и религиозного радикализма определенных социальных групп населения (особенно в молодежной среде), выпадение их из системы социального взаимодействия, стремление этих групп к созданию теократического государства на территории Дагестана.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в 8 научных публикациях, общим объемом 5 п.л., в том числе 3 в рецензируемых изданиях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании ученого совета регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН. Основные положения диссертационного исследования были изложены в выступлениях на следующих научных конференциях: Международной научной конференции «Россия и Кавказ: история и современность» (Махачкала, Республика Дагестан, 2009); Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы формирования и развития системы непрерывного образования населения в области противодействия политическому экстремизму и терроризму на Северном Кавказе» (Махачкала, 2011); Региональной научно-практической конференции «Роль региональных политиков в становлении современной российской государственности», посвященной памяти М.М. Гусаева, З.С. Арухова, Г.М. Курбанова (Махачкала, 2011); Результаты исследования также были изложены в ходе работы первой политологической школе «Каспий» в Махачкале в июне 2012 года.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащие пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Религия как социальный институт общества: теоретико-методологические аспекты

Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять их структуру и возникновение; она выступает как фактор возникновения и формирования социальных отношений, во первых, и как фактор легитимизации тех или иных определенных форм социальных отношений, во вторых; религия должна быть рассмотрена в качестве фактора, способствующего поддержанию стабильности общества, и одновременно фактора, стимулирующего его изменение. В основе этих проявлений религиозной активности лежит одна и та же функция, относящаяся к числу основных функций религии, функция смыслополагания . Также религия, будучи специфической подсистемой общества, многообразными связями переплетена с другими компонентами общественной системы. Она является существенным и постоянно действующим фактором общественной жизни и проявляется посредством выполнения определенных социальных функций, через деятельность религиозных институтов, организаций, верующих масс. Для религий характерны как этносегрегирующая функция, ведущая к противопоставлению народов и последователей разных вероисповеданий, так и интегративная и регулятивная функции, которые позволяют устанавливать связи между единоверцами, поддерживать конфессиональную и этническую общность, регулировать поведение людей. Эти функции на протяжении веков использовались для обеспечения целостности общества, ослабления существующих противоречий, улаживания межэтнических и других конфликтов. Как показывает опыт истории, объединению людей самых различных национальностей, сближению народов, взаимовлиянию и взаимообогащению их культур, сглаживанию межнациональных противоречий способствовали такие мировые религии, как буддизм, христианство и ислам. По мнению Ханбабаева К.М., эти религии помогли сохранить национальные культуры и национальное самосознание дагестанских народов на протяжении многих веков своего функционирования в Северокавказском регионе. Мусульманское, христианское, иудейское и буддийское духовенство Северного Кавказа осознает свою роль и ответственность в поддержании мира и спокойствия в этом полиэтническом, поликонфессиональном и поликультурном регионе, ориентирует людей на мирные отношения между различными народами и религиями, на укрепление общей для всех родины - России .

На основе концепции разделения последствий деятельности социального института, предложенной Мертоном Р., выделяются основные последствия деятельности духовных институтов в регионе в аспекте функций, дисфункций, латентных функций. Все функции религиозных институтов концентрируются вокруг трех видов культурных образцов:

- образцы верований, называемых доктринами, которые объясняют природу взаимоотношений человека с высшим существом;

- ритуалы, которые поддерживают в сознании значение доктрин, символизируют их, показывают пути действий следования этим доктринам;

- комплексы поведенческих норм, составляющих одно целое с доктринами и контролирующих поведение, поддерживающее эти доктрины.

Деятельность по объяснению, пропаганде и защите доктрин проводится через ритуалы и усиливается через поведенческие нормы, которые ведут к формированию у людей сложных поведенческих образцов поклонения, почитания, обучения тонкостям религиозного культа. В связи с учетом этих культурных условий явными функциями религиозных социальных институтов можно считать также латентные функции. Явные функции религиозных институтов далеко не всегда в полной мере проявляются в обществе. Члены общества далеко не всегда придают значение отправлению религиозного культа, пунктуально следуют доктринам и ритуалам церкви. Однако основное влияние религиозных институтов осуществляется через их латентные функции. Латентные последствия выражаются в непредусмотренных результатах деятельности церкви, мечети и их служителей, создают и внедряют многие виды повседневного поведения членов общества, культивируют традиции и ритуалы, создающие нашу неповторимую культуру14.

Рассмотрение ислама в качестве социального института предполагает его теоретическое описание в терминах системы. Исламская религия, будучи исторически включенной в систему жизни общества, этноса, являясь ее компонентом, неизбежно испытывает влияние изменения других подсистем и системы в целом и сама оказывает на них влияние в качестве фактора изменения социума. Структурно-функциональный анализ религиозной системы ислама проводится на основе идей представителей функционализма Б. Малиновского, Г. Спенсера, Рэдклифа-Брауна А., Парсонса Т. и культурного детерминизма, который берет свое начало от работ М. Вебера . Структурно-функциональный подход позволил нам исходить из того, что социальные функции ислама не зависят от его истинности и ложности, а являются частью социального механизма. В рамках исследования ислам рассматривается как фактор интеграции, и стабилизации социальных изменений. Этот подход позволил анализировать структуры и процессы, обеспечивающие интеграцию общества, выявить институциональные и функциональные элементы ценностно-нормативной структуры ислама. Это значит увидеть в исламских ценностных ориентациях (идеях) «смыслополагающий» фактор развития исламского общества, обусловленный связью религиозных, моральных и правовых норм с политической, экономической и другими видами деятельности16. Социальная сущность ценностно-нормативной структуры ислама, по мнению Полонской Л.Р. определяет концепт обязательной легитимизации ее нормативной системы, когда происходит сочленение норм и экспектаций с регулирующими их религиозными ценностями (Т. Парсонс). В связи с этим, как полагает Тауфик И., мусульманская цивилизация стремилась концептуализировать, институализировать, канонизировать фикх (практическое богословие, законоведение), а не калам (догматическое, теоретическое богословие)18. Теоретический анализ ценностно-нормаивной структуры ислама, позволяет говорить о том, что в основе строения мусульманской социальной системы лежит специфическая религиозная мировоззренческая концепция диалектического единства социальной деятельности и двух взаимообусловленных аспектов религиозной деятельности: духовной и практической. В этой связи понятию ислама как социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной (общинной) религиозной жизни. Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений в аспекте «исламского образа жизни», путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями ислама как социальной системы.

Религия «социальна не только как определенный институт, как система верований и организаций; она социальна и как достояние сознания отдельного индивида. «Религиозный опыт»... представляет собой социальный продукт, так же как и сам индивид, в сознании которого он возникает. «Религиозный опыт» индивида (т.е. его религиозные представления и переживания) возникает не в результате его «встречи со святым», а благодаря усвоению им религиозных верований и представлений, существующих в обществе»19.

Социокультурный анализ религиозной идентичности народов Дагестана

Социокультурное своеобразие Юга России, особенно Северного Кавказа, обусловлено полиэтничностью региона и распространением двух основных религий - христианства и ислама. Для коренных народов Кавказа характерен высокий уровень этнического самосознания, наряду с ценностями и нормами мировой и российской культуры значительное место занимает фонд собственно этнической культуры, что проявляется преимущественно в сфере языка, семейно-бытовых норм, в системе этикетно-поведенческих стереотипов, ритуалах, обрядах5 .

На протяжении столетий бытующая у восточных народов ложная идентификация национальной и религиозной принадлежности и «переход» мусульманских богословов в период строительства социализма на позиции «согласования» догм ислама с новой жизнью затрудняли утверждение среди трудящихся интернационалистских ценностных ориентации, быта и культуры. Да и сейчас в регионах традиционного распространения ислама имеет место своеобразное переплетение религиозного и национального.

Верующие полагают, будто ислам символизирует национальную принадлежность. Они порой искренне убеждены в целесообразности освещаемых исламом традиций, считают их национальными обычаями.

Подобное отождествление религиозной принадлежности с национальной способствует сохранению религиозно - националистических пережитков, прежде всего в сфере семейно-бытовых отношений.

Интернационализация всех сторон жизни, усиление процессов урбанизации и миграции привели к тесному сближению, взаимообогащению моральных ценностей различных наций и народностей, падению влияния прежних традиций ислама.

Это выражается, в частности, в увеличении числа смешанных браков как в целом по стране, так и в регионах традиционного распространения ислама. Кроме того, все больше женщин всех национальностей вовлекаются в общественное производство, в сферу межнационального общения.

Развитие интернационального сознания Российского общества происходит при одновременном росте и национального самосознания каждой нации и народности, который представляет собой «естественный и прогрессивный процесс». Вместе с тем освобождение национального от религиозного, и утверждение в нем интернациональных начал происходит неравномерно. Взаимосвязанность религиозного и национального сознания в той или иной степени еще сохраняется у части верующего населения. Иногда эти пережитки приобретают националистическую окраску.

Религиозно-националистические предрассудки «продолжают сохраняться даже в условиях, когда объективные предпосылки для каких-либо антагонизмов в отношениях между нациями давно уже перестали существовать». Причинами живучести религиозно-националистических пережитков являются тяжелое наследие колониальной политики царизма в отношении местного коренного населения и выпячивание местных региональных национальных интересов в ущерб интернациональным, идеализация прошлого в истории своей нации и народности, недооценка взаимосвязи интернационалистского и атеистического воспитания трудящихся, влияние буржуазной пропаганды.

Национальное самосознание Российских людей не формируется обособленно от интернационального, оно является национальной формой выражения общего духовного облика интернациональной общности Российского народа51.

В результате в общественном сознании укоренилось представление о той или иной конфессии как о неотъемлемой части национальной культуры, национальной религии. Ислам является одним из ведущих компонентов этнической самоидентификации представителей большинства народов Дагестана. «Здесь не делают особого различия между мусульманским и народным; и то и другое воспринимается как нечто присущее своей этнической культуре» . На сегодня общекультурная ситуация, для которой характерно поверхностное знание норм собственной культуры, формализованное соответствие поступков требованиям дагестанцев во многом определяет эклектический характер восприятия исламских ценностей. Рассмотрим основные аспекты формирования в регионе исламской культурной традиции.

Ислам является второй по числу последователей после христианства мировой религией. Он возник в VII веке в Аравии и быстро распространился по всему миру. Священной книгой мусульман является «Коран», состоящий из 114 глав (сур). Другими источниками вероучения ислама являются хадисы (предания о пророке) и шариат (свод мусульманского права). Ислам воспринимается верующими не только как религиозная система, но и как образ жизни. В исламе еще во второй пол. VII века образовались два направления - суннизм и шиизм .

Ислам в Дагестане имеет более чем тринадцативековую историю. За это время он стал выдающимся явлением во всех сферах жизни дагестанского общества: социальной, экономической, культурной, идеологической.

Ислам основательно «врос» в Дагестан, где он стал не только его основной религией, но и культурой и образом жизни определенной части населения . В Дагестане прослеживается переплетения шариата, местных обычно-правовых норм (адатов). Традиции и обычаи проникли во все сферы жизни народа. Исследователи истории ислама в России указывают на сращивание нормативного ислама с местным духовным состоянием, также слияние разных культур приводит к сложению региональных форм его бытования, опиравшихся, однако, на общеисламские принципы. Историю распространения ислама среди дагестанских народов и формирования в регионе исламской культурной традиции можно разделить на 7 условных этапов:

На первом этапе, (VII - первая половина X вв.) арабские вооруженные отряды насильно обратили в ислам лезгин, табасаранцев, рутульцев и цахуров;

На втором этапе, (конец X - XII вв.) благодаря местным мусульманским миссионерам, ислам приняли агулы и лакцы;

На третьем этапе, (конец XIV-XV вв.) ислам распространился среди арчинцев, кубачинцев, кайтагов, даргинцев, ногайцев, кумыков и аварцев;

На четвертом этапе, (XIV - начало XVI вв.) мусульманами стали андо-цезские народы и чеченцы-аккинцы.

На первых четырех этапах распространения ислам столкнулся с широко распространенным здесь с IV в. христианством55.

В XV-XVII вв. в Дербент начали насильственно переселяться азербайджанские племена, исповедовавшие шиизм.

Роль и место религиозных установок в структуре национального самосознания современных дагестанцев

Специфичность развития национальных и этнополитических процессов в современном мире создает необходимость выявления факторов, которые позволили бы развиваться России как государству демократическому, имеющему, в том числе светский характер государственности. Национальное самосознание россиян, в том числе и дагестанцев, представляет собой некое духовное образование, в котором находят отражение наиболее общие представления граждан о своей общности и их месте в этносоциальной сфере. Дагестан является частью России, где превалирующей религией, религией большинства выступает ислам. Это позволяет говорить нам о том, что в системе национального самосознания дагестанцев религия (ислам) играет далеко не последнюю роль в формировании культуры поведения, обычаев, традиций.

Так, по мнению Денисовой Г.С., этническое самосознание представляет собой «неотъемлемый духовный (идеологический) атрибут» этнической жизни, и к числу необходимых компонентов этнического самосознания она относит: «представление о типичных чертах данной общности, ее исторического прошлого, ее достижений и интересов как целого. На основании этнического самосознания происходит противопоставление своей группы (этноса) другим » .

Для дагестанского общества в силу «бесконфликтного» проживания различных этносов и народностей характерно комплиментарное самосознание, - сплоченное ощущение единства, которому свойственны устойчивость, позволяющая различным этносам сохранять на протяжении веков этническое единство, и толерантное отношение друг к другу. И здесь также таким «объединяющим» компонентом в системе национального самосознания выступает ислам.

Толерантные межэтнические отношения народов Дагестана базируются не только на хозяйственно-культурных и торговых связях, общности исторических судеб, но и доминирующей религии - исламе, также и на основе цивилизационного фактора.

По мнению Шихсаидова А.Р., ислам в Дагестане имеет более чем тысячелетнюю традицию, но лишь в конце 16 века он приобретает статус официальной религии дагестанских феодальных владений, многочисленных союзов сельских общин .

При этом, как отмечает Ибрагимов М.-Р.А., глубокое закрепление исламских традиций в общественном сознании и быту дагестанцев происходило по районам неравномерно .

Сегодня можно явно прослеживать тенденцию активизации и роста исламизации массового сознания в России. В обоснование вышесказанного можно указать на то, что в России появились несколько тысяч мусульман русского происхождения, идет строительство мечетей в регионах, где ранее их не было. В других регионах, как отмечается в исламских сайтах интернета, создаются банки данных о лицах, которые «активно противодействуют» деятельности исламских организаций (Карелия, Вологодская область). Есть также случаи разрушения мусульманами православных церквей (г. Набережные Челны) .

Более того, в Дагестане малочисленные народы продолжают сохранять свое этническое самосознание, которое отличается многоуровневым характером. Вместе с тем, можно констатировать и тот факт, как считает Ибрагимов М.—Р.А., что, несмотря на количественное возрождение ислама, не произошло качественного роста нравственной духовной жизни народов Дагестана. Усиление влияния ислама не послужило основой консолидации дагестанского общества и единения дагестанских народов, как это прогнозировали некоторые религиозные и политические деятели Дагестана.

И, несмотря на увеличение количества мечетей, высших и средних мусульманских учебных заведений, религиозных организаций, литературы и других пропагандистских средств, уровень религиозного состояния остается крайне низким. Это, по мнению Ибрагимов М.-Р.А., создает благоприятную среду для религиозного экстремизма125.

Где бы ни происходили конфликты, будь то на этнической, или на конфессиональной почве, они вносят изменения во взаимоотношения людей в разных странах. Самосознание верующих - это его оценки степени своей веры, степени выполнения вероисповедных положений, понимание меры соотнесенности его веры к требованиям какой-либо конфессии - в целом, осознание всего того, что связывает его с той или иной верой . В последние годы в Дагестане религиозное сознание все более активно выступает как фактор возрождения и развития национального самосознания людей. В этом находит свое проявление его мощная интегрирующая функция. Причем, часто на уровне обыденного сознания понятия «христианин», «иудей», «мусульманин», приобретают не только религиозное, но и этническое содержание . Проблема влияния ислама на формирование национального самосознания мало изучена и слабо освещена в научной литературе: ощущается дефицит банка объективных экспериментальных данных в этом направлении. Установление места и роли ислама в структуре национального самосознания народов Дагестана требует проведение специальных исследований. С этой целью нами был проведен структурный анализ в Кайтагском, Каякентском, и Гунибском районах.

В течение 2009 -2011 гг. нами был проведен социологический опрос в сельских районах и городах Республики Дагестан по анкете на тему «Духовный мир личности» с целью выявления уровня религиозности населения в Республике Дагестан. В различной степени нами были охвачены все три географические зоны Дагестана, сельское и городское население. Сельские районы: Кайтагский район с. Джавгат и с. Маджалис, Каякентский район с. Новокаякент и в Гунибском районе с. Гуниб, города Махачкала и Дербент. Здесь речь идет о религиозности населения как о его религиозной идентичности. Общее число опрошенных составляет 560 человек. Респонденты отобраны путем отбора по месту учебы или жительства. Полученные данные были сопоставлены с результатами общероссийских исследований. Анкета состоит из 38 вопросов. 1-ая группа вопросов в исследовании связана с выявлением исламского компонента национальной идентичности основных страт населения Дагестана. 2-ая группа вопросов связана с формированием этноконфессионального фактора идентичности и объективного критерия определения уровня религиозности; и 3-я группа вопросов - для выявления причин этноконфессиональных конфликтов и ситуаций в целом. Для объективности в выборку включили респондентов из ИТиМО (Институт теологии и международных отношений) и Дагестанский исламский университет имени Мухаммеда Арифа, были опрошены светские также среди которых были и духовные лица.

Возрастной состав респондентов был представлен следующим образом: до 20 лет - 58,8%, от 20 до 29 лет - 24,5%, от 29 до 49 лет - 12,7%, от 49 лет до пенсионного возраста - 2,1%, пенсионеры - 2,0%.

По полу: мужской - 34.3%; женский - 65.7%

По образованию: среднее - 35.9%;среднее специальное 5.9%;незаконченное высшее - 36.1%;высшее - 23.2%.

По социальному положению: рабочие, крестьяне (фермер) 1.1%;служащие - 17.1% ;предприниматели - 0.5% ; безработные 1.8%;учащиеся (школьники, студенты) - 77.8% ;другие -2.1% .

По семейному положению: холостые, не замужем - 73.0 % ; женатые, замужем - 22.0% ; разведенные - 3.2% ; вдовцы, вдовы -1.8%.

Конфликтогенный потенциал этноконфессиональной идентичности в современном дагестанском социуме

Разделенность всего человечества на различные религии, а религии на секты и направления служила и служит сегодня источником многих социальных конфликтов, войн, массовых столкновений. В борьбе религий за гегемонию уничтожены миллионы человеческих жизней. Римская империя, Арабский халифат, Османская империя - это попытки не только подчинения многих территорий и народов одному монарху, но и установления господства одной религии.

Столкновения людей на религиозной почве и сегодня происходят во многих странах мира (как в Индии, Афганистане, Югославии, Ливане, так и в странах СНГ, в прибалтийских республиках, на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане и т.д.). Создание общей мировой веры в единого для всех бога осталось мечтой многих людей, и это утопическая мечта неосуществима135. Обострение таких ситуаций на сегодня как этноконфессиональная нетерпимость, и конфликтность в Дагестане занимают особое место.

Дагестан - самая полиэтничная республика на территории Российской Федерации. По данным на 2010 год, на ее территории проживают представители 121 этноса, из которых 32 относятся к коренным дагестанским этносам. По мнению Ханбабаева К. М., для Дагестана национальный фактор всегда был приоритетным, требовавшим и от государственной власти, и от общественно политических сил республики постоянного внимания к состоянию межнациональных отношений, умения вовремя найти нужные механизмы их урегулирования156.

Жизнь показала, что в условиях роста этнического самосознания народов игнорирование вопросов их национального развития, сохранения самобытной культуры, языка, традиций может послужить серьезной причиной дестабилизации в обществе, роста межнациональной напряженности и конфликтогенности. С другой стороны, процессы роста национального самосознания народов проходят на фоне таких негативных тенденций, набирающих силу в последние годы, как

- обострение социальной ситуации в условиях радикальных реформ в различных сферах жизни общества;

- социальные миграции, в том числе связанные с изменением геополитической ситуации, границ государства, вооруженными конфликтами в соседних регионах и их последствиями;

- усложнение криминальной ситуации, обусловленной ростом преступности, коррумпированности властных структур, терроризма, религиозного экстремизма . Специфика политических процессов в Дагестане состоит в том, что они развертываются в полиэтническом, поликонфессиональном, межкультурном, межцивилизационном (поскольку Дагестан - ворота между Европой и Ближним Востоком) пространстве .

Этноконфессиональные конфликты можно определить на основе следующих факторов: во-первых, проанализировав их природу; во-вторых, от особенностей и причин; в-третьих, выявив основные этноконфессиональные тенденции.

В теоретическом плане можно обозначить две основные позиции. Одна полагает, что этноконфессиональные конфликты генетически связаны с природой самого общества и имеют естественно-историческое происхождение. Вторая - что этноконфессиональные конфликты возникают не самопроизвольно, т.е. не естественно-историческим путем, а на определенном этапе развития общественно-исторической практики в результате столкновения политических целей и интересов, пересекающих этническую, конфессиональную, экономическую и другие сферы жизни общества159.

Причиной этноконфессионального конфликта, по мнению Гусаевой К.Г., являются на сегодня возникшие условия социальной реальности, которые позволяют использовать религию в целях этнополитической мобилизации, для подготовки этнонациональной общности к противоборству с подлинным или мнимым противником. В священных текстах и исторических фактах отыскивается аргументация, способствующая поддержанию накала страстей на высоком уровне. При этом подчас используются сюжеты прошлых веков, касающиеся соответствующих деноминаций, которые не имеют никакого отношения к этносам, участвующим в конфликте. Таким образом, межнациональный конфликт существенно отягощается, приобретая черты межконфессионального противоборства, еще более сокращая возможности рационализации поведения противодействующих сторон. Особенность современной религиозной ситуации в Дагестане состоит в том, что возрождение духовной, религиозной культуры и традиций, тесно связанных с широко распространенными национальными обычаями, обрядами, и религиозную консолидацию некоторые общественно-политические силы, национальные движения пытаются использовать в своих интересах, для достижения различных политических целей160.

Общая этноконфессиональная тенденция в развитии общества, взятая в целом, понимается здесь как равнодействующая во взаимодействии множества этнических и конфессиональных процессов, происходящих одновременно и детерминирующих друг друга.

В конкретно-исторических формах могут выделяться и разные специфические этноконфессиональные тенденции, которые, соответственно, конституируются и классифицируются по разным основаниям, с выделением тех или иных видов, типов, модификаций и др. особенностей проявления. Любой этноконфессиональный процесс представляется как особый результат осуществления человеческой деятельности, в котором этнический фактор рассматривается в качестве носителя, предполагающего в себе возможность формирования и выбора конкретных конфессиональных ценностей и ориентации161.

Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодые респонденты в то же время относят себя приверженцам традиционных религиозных объединений.

Таким образом, ислам в Дагестане воспринимается не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни (аварец, поэтому мусульманин, русский, поэтому православный и т. др.).

Похожие диссертации на Социально-культурное развитие Республики Дагестан : религиозная составляющая