Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 12
1.1. Современные теоретические подходы к изучению этносоциальных процессов в республике Дагестан 12
1.2. Специфика развития этносоциальных процессов в республике Дагестан 40
ГЛАВА II. ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 54
2.1. Этнокультурное сознание студенческой молодежи Дагестана 54
2.2. Миграционные процессы и их влияние на этносоциальный баланс 89
2.3. Социально-политические механизмы и региональная политика как фактор формирования толерантности в студенческой среде 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
БИБЛИОГРАФИЯ 130
- Современные теоретические подходы к изучению этносоциальных процессов в республике Дагестан
- Этнокультурное сознание студенческой молодежи Дагестана
- Миграционные процессы и их влияние на этносоциальный баланс
Введение к работе
Россия - великая страна, в которой проживает более 150 наций и народностей. В таком полиэтничном государстве невозможно поступательное развитие, если не будет достигнуто, межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.
Республика Дагестан уникальна по своему этническому составу. На сравнительно небольшой территории проживают десятки народов, национальных групп. Все они тесно взаимосвязаны между собой, много национально смешанных браков. В глубине веков коренятся истоки своеобразной межнациональной общности, в основе которой интеграция и взаимопроникновение различных культур. Вместе с тем в дагестанском обществе существуют и серьезные различия: живущие рядом народы не потеряли своей национальной самобытности. В регионе взаимодействуют различные мировые религии, накладываются друг на друга ценности западной и восточной цивилизаций, заметны особенности местнического и родового характера.
В конце 90-х XX века этнополитическая ситуация в Дагестане резко осложнилась. В настоящее время в республике отмечается рост агрессивного национализма, сложности в отношениях населения равнин и переселенцев с гор, социальная неустроенность репрессированных, депортированных и разделенных народов. Дагестанское общество стало ареной «борьбы» двух противоположных тенденций: национального размежевания и даже противостояния, с одной стороны, и национального сближения и единения -с другой. Развернувшиеся в ряде мест мощные национальные движения, которые в нынешних условиях обрели неоднозначную этнополитическую и этнокультурную окраску, явились в одном случае выражением пробудившегося национального самосознания, в другом - катализатором национального недовольства.
Жизнь нации в ее разнообразии находит свое отражение в такой социальной группе, как студенческая молодежь. Сквозь призму этой наиболее динамичной группы социальной структуры особенно отчетливо проявляются этносоциальные проблемы, существующие в обществе. Процессы, происходящие в студенческой среде, становятся не только зеркалом, но и специфической моделью будущих национальных процессов республики.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена назревшей потребностью выработки новых подходов к анализу процессов межэтнической интеграции в студенческой среде, исследования специфики его протекания в меняющейся национальной ситуации республики, определения его места в структуре национальных отношений и зависимостей.
Состояние научной разработанности проблемы. Межэтнические взаимоотношения в полиэтническом государстве, проблемы их регулирования являются для исследования одними из самых сложных и противоречивых. Их решение этносоциологи видят в анализе межгрупповых взаимодействий на основе конфликтологического подхода. Р. Парк рассматривает конфликт как стимул социального сознания и одной из разновидностей социального взаимодействия, наряду с соревнованием, ассимиляцией. Т. Парсонс напротив, считает, что конфликт - это патология, конечная стадия сопротивления. Р. Дарендорф, Л. Кронсберг, Л. Козер говорят о конфликте как о норме социальных отношений. Анализ проблем в этой области представлен в трудах М. Вебера, П.А. Сорокина, М. Арчера, П. Штомпки, Э. Гидденса. Влияние этнического фактора на социальную стратификацию описывают Н. Глэзер, Р. Томсон, Д. Монихэн.
Концепция социальной идентичности Г. Тэджфела наиболее популярна среди современных теорий, посвященных этносоциальному взаимодействию. Л. Гринфельд разрабатывает концепцию обиды, Ф. Барт концепцию этнических обид, теория социальных неравенств изучена П. Бурдье. С.
Ользак и М. Хехъер разрабатывали теорию этнической конкуренции и этнического разделения труда. В исследованиях этнических проблем западные социологи обращают внимание на национализм (Д. Холл, Р. Брубейкер, Э. Геллнер). Проблеме этничности посвятили свои работы Э. Смит, Э. Хобсбаум, Б. Андерсон.
Ситуация, сложившаяся на постсоветском пространстве, возникающие сложности в полиэтнических взаимодействиях обращает на себя внимание ведущих отечественных ученых Р.Г. Абдулатипова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, С.К. Иванова, В.М. Межуева, С.А. Арутюнова. Российские исследователи Л.М. Дробижева, В.И. Ильин, З.В. Сикевич изучают проблемы этнического неравенства, обращают внимание на социальную и культурную дистанцию между народами, на причины межэтнической конкуренции.
Ю.В. Арутюнов, Л.М. Дробижева, B.C. Кондратьев в своих работах, посвященных исследованию сферы межнациональных отношений, выделяют этническую идентичность, она является главной составляющей анализа любой культуры. С.А. Абдулкаримов, А.В. Качкин, B.C. Воронцов рассматривают процессы в нестабильном российском обществе, характеризующие состояние этнической идентичности. Г.У. Солдатова посвящает свои работы психологии межэтнической напряженности. Огромное влияние на этническое равновесие в стране оказывают вынужденные мигранты. Проблемами их адаптации и ассимиляции занимается Г.У. Солдатова, П.А. Черкасова, Н.М. Лебедева, Л.А. Шейгерова. В работах И.Б. Орловой, Н.В. Тарасовой, А.Д. Назарова, Т.М. Рывкина уделяется внимание влиянию миграции на сохранение социальной стабильности в регионах со сложным этническим социумом. Н.М. Лебедева рассматривает в своих работах процесс адаптации мигрантов к новым природно-социальным условиям.
На Северном Кавказе наблюдается увеличение этносоциальных конфликтов. Современные исследователи рассматривают их как разновидность социальных конфликтов (А.Л. Бурянковский, А.В. Дмитриев,
А.Г. Здровомыслов). Этнический конфликт как социально-политический феномен рассматривает в своих работах А. Ямсков.
Межэтническая напряженность в субъектах Российской Федерации исследуется специалистами, которые принимают во внимание национальные и этнополитические мифы (Т.С. Гузенкова, В. А. Коренянко, А. Д. Коростелева).
Таким образом, проблеме взаимоотношений народов, проживающих на территории Российской Федерации, посвящено немало работ, вместе с тем ситуация в отдельных субъектах изучена в меньшей степени. Одним из таких регионов является республика Дагестан.
Актуальность, недостаточная разработанность теоретико-концептуальных и практически значимых исследований конкретных проблем межэтнического взаимодействия в студенческой среде республики и предопределили выбор проблематики настоящей диссертационной работы.
Объектом исследования является студенческая молодежь республики Дагестан.
Предмет исследования - этносоциальные процессы в студенческой среде республики Дагестан.
Целью диссертационного исследования является выявление механизмов регулирования этносоциальными процессами в полиэтнической студенческой среде.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать теоретические подходы к изучению этничности и уточнить ее влияние на студенческую молодежь.
Выявить факторы, определяющие напряженность и тенденции развития этносоциальных процессов в республике Дагестан.
Раскрыть основные причины возникновения межэтнических противоречий в студенческой среде республики Дагестан.
Дать оценку особенностям современных миграционных процессов в республике Дагестан.
5. Предложить социальные механизмы регулирования
этносоциальными процессами в студенческой среде Дагестана.
Теоретико-методологические основы исследования определены особенностями объекта и предмета изучения. Для формирования теоретической основы в диссертации использовалось определение этничности М. Вебера, теория структурации Э. Гидценса, конструктивистское понимание этничности В.А. Тишкова, теория социальной стратификации и мобильности П.А. Сорокина, теория социального неравенства П. Бурдье, подходы к этносоциальному неравенству Л.М. Дробижевой, В.И. Ильина, концепция этнических границ Ф. Барта, концепция межэтнической напряженности Г.У. Солдатовой.
На теоретические представления диссертанта существенное влияние оказали работы Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, а также В.А. Авксентьева, Р.Г. Абдулатипова, А.Г. Здравомыслова.
Информационной базой исследования послужили:
положения Конституции и законов Российской Федерации, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, составляющие нормативно-законодательную базу, регулирующую межэтнические взаимодействия;
официальные статистические данные за 1995-2005 гг., характеризующие состояние и динамику этносоциальных и миграционных процессов на территории Дагестана.
Эмпирической базой диссертации послужили результаты социологических исследований, проведенных автором 2003-2005 г.г. в республике Дагестан, отражающие процессы межэтнических взаимоотношений в студенческой среде. В том числе:
«Межэтнические отношения в республике Дагестан», (март-апрель 2003 г.). Цель исследования - изучение отношения студентов к этносоциальным процессам, происходящим в республике. Опрошено 570 студентов двух ВУЗов (Дагестанский
государственный университет, Дагестанский государственный педагогический институт) использовалась квотная выборка.
«Проблемы взаимоотношений в студенческой среде на межнациональном уровне», (сентябрь 2004г.) Цель исследования -определить основные причины возникновения межэтнических противоречий в студенческой среде республики Дагестан. Опрошено 305 студентов, представляющих основные национальности, проживающие в республике: русские, аварцы, даргинцы, лакцы, кумыки, таты, лезгины, табасаранцы. Использовалась квотная выборка.
«Возможности трудоустройства выпускников вузов». Цель исследования - изучить проблемы трудоустройства дипломированных специалистов на территории Дагестана. Опрошено 23 человека (выпускники Дагестанского государственного университета, февраль 2005г.) методом полустандартного интервью.
Научная новизна диссертационного исследования и основные результаты, полученные автором, заключаются в следующем:
1. Определены основные факторы, оказывающие воздействие на
формирование межэтнических отношений в республике Дагестан.
На основе социологических исследований выявлены межэтнические противоречия в студенческой среде и определены существующие препятствия на пути межэтнической интеграции.
Раскрыты тенденции развития миграционных процессов, характерные для республики Дагестан.
4. Разработаны социальные механизмы для регулирования
этносоциальными процессами в студенческой среде Дагестана.
В соответствии с замыслом и задачами диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Фундаментом для межэтнических отношений в республике Дагестан являются многовековые исторические традиции, накопленный опыт общения представителей различных этнических групп. На современном этапе на формирование межэтнических отношений в республике наиболее значительное влияние оказывают следующие негативные факторы:
экономические
о затяжная и глубокая экономическая депрессия, о застойная безработица, о криминализация бизнеса;
политические
о коррумпированность региональных элит республики
Дагестан, о криминализация властных структур, о снижение доверия населения к официальным общественным
институтам.
социокультурные
о слабая информированность населения о специфике и
особенностях других культур, о негативные стереотипы, бытующие в межнациональной
среде Дагестана.
социальные
о низкий уровень жизни населения,
о рост миграционных процессов. 2. В ходе социологического исследования выявлено, что радикальные националистические движения имеют среди студенческой молодежи Дагестана серьезный ресурс поддержки, что обусловливает нарастание конфликтного потенциала в республике. Формирующиеся межэтнические отношения конфликтного типа с большей вероятностью могут перерасти в открытое противостояние.
Препятствиями к позитивному развитию этносоциальных процессов в студенческой среде, в первую очередь, служат: закрытость республиканской власти и отсутствие социальных лифтов для студенческой молодежи.
3. С начала 90-х годов XX века в республике отмечается развитие
миграционных процессов, приведших к значительному сокращению русского
населения, которое традиционно выполняло в регионе функции
социокультурной элиты и социально-политического «амортизатора».
Усиленная миграция образованной молодежи из республики позволяет утверждать, что дагестанский социум в будущем ожидает значительное снижение культурного и образовательного уровня, что будет способствовать дальнейшему падению социально-экономического и политического потенциала Дагестана, нарушению этносоциального баланса региона, и как следствие негативно повлияет на безопасность Российской Федерации.
4. Полиэтнический регион нуждается в постоянном регулировании
межэтнического взаимодействия представителей разных народностей,
главную роль в котором должна играть взвешенная региональная
национальная политика. Платформой для ее формирования в республике
должны стать: гибкая политика занятости молодежи, скоординированная
деятельность органов государственной власти и национальных организаций,
регулирование миграционных процессов, создание позитивного образа
межнациональных взаимодействий, как в студенческой среде, так и на всех
уровнях полиэтнического социума.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в работе разработаны практические рекомендации для создания региональных программ национального развития и межнационального взаимодействия. Содержащиеся в диссертации научно-практические результаты, конкретные эмпирические наблюдения и обобщения могут быть использованы в учебном процессе при подготовке студентов и аспирантов по этносоциологии, социологии миграции и другим учебным дисциплинам.
Выводы и результаты проведенного автором исследования могут применяться при совершенствовании работы органов федеральной и местной власти с различными этносами, проживающими в республике Дагестан.
Апробация работы. Основные теоретические положения работы и результаты нашли отражения на международном социологическом конгрессе «Стратегия социального развития России, социальный анализ и прогноз» проведенного 25 ноября 2003 год в Московском государственном социальном университете, а также в научных статьях автора.
Структура диссертационной работы состоит: из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Современные теоретические подходы к изучению этносоциальных процессов в республике Дагестан
В социальных науках общество традиционно рассматривается как система, при анализе которой внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое. Давний вопрос Г. Зиммеля «Как возможно общество?» подразумевал получение ответа, как именно можно содействовать кооперации, чтобы удовлетворялись основные потребности, гарантировалось социальное воспроизводство и регулировались конфликты. В настоящее время этот вопрос надо задавать на мировом уровне в дополнение к уровням локальному, региональному, групповому и институциональному.
По аналогии с названием работы Г. Зиммеля «Как возможно общество?» главный вопрос этнической социологии — как возможна этническая группа (этнос)? Каким образом у социального субъекта формируется чувство «сопричастности» к судьбе своей этнической группы? Как формируется, и что есть «этничность»? Насколько свободен человек, реализуя то или иное этническое поведение? Ответить на все эти вопросы позволяет выяснение содержания понятия «этничность». Поэтому последовательно рассмотрим основные парадигмы и подходы, которые сложились в социальных науках применительно к этничности. Предварительно остановимся на соотношении понятий «этническое самосознание», «этничность», «этническая идентичность». В многочисленных научных исследованиях, посвященных изучению этнического самосознания, это понятие понимается в качестве многокомпонентного сущностного признака этнической общности.
Этносоциологи, изучая этническое самосознание (хотя традиционно употреблялся термин «национальное самосознание»), сочетали исследование социальных и этнических процессов, а также раскрывали их взаимосвязь и взаимообусловленность. Отечественные этносоциологи писали о необходимости, с одной стороны, вскрыть социальную обусловленность, специфику и интенсивность выражения в социальных группах их этнических черт, проявляемых в культуре, быту, языковой жизни, ценностных ориентациях, национальном самосознании, межличностных национальных отношениях и психологии, а с другой стороны — осмыслить национальное многообразие и особенности общих социальных процессов с особым вниманием к проблемам социальных отношений, социальной структуры, межпоколенной и внутрипоколенной мобильности и миграции \ Исследователи показали, что именно национальное самосознание компенсирует отчасти убывающие социально-культурные черты этничности, характерной для народов с традиционной культурой.
Если термин «этническое самосознание» традиционно используется в отечественной философской, исторической, психологической и социологической литературе, то термины «этничность», «этническая идентичность» заимствованы из западных социально-гуманитарных наук. В отличие от отечественной этносоциологии за рубежом объектом интереса исследователей были страны, а не народы, тем более социально дифференцированные. Поэтому распад колониальной системы, образование новых государств в конце 1960-х начале 1970-х гг. стали причиной развернувшейся дискуссии вокруг понимания этничности. Проблемы этничности обсуждались в рамках объяснительных моделей в различных
См.: Писачкин В.А. Социология жизненного пространства. - Саранск: Изд- во Мордов. ун-та, 1997. теориях, в том числе в теориях социальных изменений, межгрупповых отношений, дискриминации, ассимиляции. Одной из таких теорий была теория этнической идентичности. Само распространение термина «идентичность» и, главное, его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Э. Эриксона . Феномен, который интересовал Э. Эриксона - переживание индивидом себя как целого, «непрерывность самопереживания индивида». Идентичность в эриксоновском смысле - это идентичность индивидуальная («персональная»).
Этнокультурное сознание студенческой молодежи Дагестана
Студенчество - часть национальной общности, конституирующим признаком которой является национальное сознание и национальное самосознание. Сознание - одно из основных понятий философии и социологии, обозначающее высший уровень духовной активности человека как социального существа. Самосознание - сознание и оценка субъектом самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, осознание «своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения»1. Самосознание свойственно индивиду, социальной группе, обществу, когда они поднимаются до понимания своих интересов и своего положения в системе общественных отношений.
В научной литературе нет достаточно четкой дифференциации понятий «национального сознания» и «национального самосознания». Такое положение в немалой степени объясняется недостаточной научно разработанностью этих категорий, что в свою очередь обусловливалось и идеологическими причинами. Констатация их реальности с необходимостью требовала «признания существования этнической идеологии как структурного элемента» . В работе ряда авторов эти понятия рассматриваются как явления одного порядка, в других - как соподчиненные3.
Имея много общего, находясь в единстве, эти понятия не тождественны. Единая точка зрения отсутствует относительно содержания понятия национального сознания. Согласно одной из существующих точек зрения, национальное сознание - это «национально-специфические черты общественного сознания, а не вообще сознания нации» . Другая точка зрения определяет национальное сознание как форму общественного сознания, субъектом которой является нация 2. В этнокультурном сознании отражается бытие национальной общности. При таком понимании оно представляет собой разновидность группового сознания, носителем которого выступает национальная общность. Носителям национального сознания присуще то общее, что «имеется у всех (или большинства) людей, принадлежащих одной национальной общности, а, следовательно, то, что отличает сознание одной общности от другой»3. Студентам одной национальной общности присуще то общее, что есть у большинства этой общности, и то, что отличает ее сознания другой общности.
Любой субъект обладает определенной совокупностью представлений, взглядов, знаний о том, что представляет собой нация, к которой он принадлежит. Самосознание становится возможным благодаря способности субъекта соотносить себя, свои установки, ориентации с установками других субъектов. Носителем национального самосознания субъект становится тогда, когда он поднимается до понимания своих национальных интересов, своего положения в системе этнической стратификации. Не отождествляя национального самосознания рассматриваемых нами субъектов, тем не менее, нельзя проводить и резкую грань между ними. Национальное самосознание национальной общности «как функционирующая реальность проявляется лишь, будучи актуализированной мышлением отдельных людей»4. Национальное самосознание студентов отражает осознанные ими национальные связи и субъективное отношение к ним. Национальное самосознание существует и в надличностной, объективированной форме: в письменных источниках, памятниках, произведениях художественной культуры, в народном творчестве. Содержание этого понятия трудно свести к определенному набору явлений. Относительно элементов, составляющих структуру национального самосознания, единый подход не сложился. Анализ мнений различных ученых показывает, что большинство авторов в качестве структурного ядра этой категории признает национальную идентификацию.
Миграционные процессы и их влияние на этносоциальный баланс
Одним из наиболее динамичных социальных процессов в настоящее время является миграция. В условиях нарастающих депопуляционных тенденций миграция служит одним из ключевых факторов поддержания или восстановления демографического равновесия. Исследователи миграционных процессов сходятся во мнении, что миграция служит сейчас и может быть в будущем единственным реальным фактором, хотя бы частично противодействующим сокращению численности населения России.
Миграционный приток не увеличивает население регионов миграционного притяжения, а идет на восполнении в них естественной убыли населения.1 В российских регионах органы власти начинают осознавать, что сокращение населения, а также сопровождающее его демографическое старение затрудняют решение экономических, социальных, геополитических и прочих задач. Это заставляет относиться к внешней миграции как к важному долговременному фактору демографического развития России в целом и ее отдельных регионов.
В каждом регионе миграционные процессы имеют свои особенности. В данном параграфе автор рассматривает миграционные процессы, протекающие в Республике Дагестан, основные условия, влияющие на динамику этих процессов, а также этносоциальные аспекты миграции. Для того, что бы решить эту задачу, предварительно остановимся на региональных демографических показателях.
По мнению автора, для того, чтобы выявить основные причины миграции с территории Дагестана, вкратце рассмотрим социально-экономические проблемы республики. Социально-психологическая обстановка в республике остается довольно сложной. Причина этому — низкий уровень жизни основной массы населения.
По оценкам специалистов, уровень официально регистрируемой безработицы не отражает реального положения на рынке труда, т.к. уровень безработицы, рассчитываемый по методике Международной организации труда (МОТ) на основе выборочных обследований о занятости, превышает 10% от экономически активного населения республики. Кроме того, уровень официально зарегистрированной безработицы не учитывает, например, скрытую безработицу. В период начала социально-экономического кризиса безработице способствовали объективные причины.
С 1970-80-ых годов (когда постоянно росло промышленное производство) в Дагестане стал накапливаться высококвалифицированный персонал рабочих и инженерно-технических служащих. Была создана мощная база производственных зданий, оборудования, производственная и социальная инфраструктура, включая исследовательские организации и учреждения профессионального образования. Поскольку в регионе образовалась непропорционально высокая доля предприятий с интеллектуалоемким производством, это привело к формированию значительного слоя технической интеллигенции и к высокой концентрации специалистов с высшим образованием на небольшой территории.
Однако в последние два десятилетия XX века весь этот потенциал оказался в крайне тяжелом положении: большинство промышленных предприятий резко сократили численность работающих, а многие высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические работники оказались невостребованными. В результате перед сотнями людей встала проблема поиска работы, и те из них, кто не смог или не захотел сменить сферу деятельности, вынуждены были искать работу по специальности за пределами Дагестана. Таким образом, отсутствие работы по специальности для высококвалифицированных кадров является основным фактором, который провоцирует миграцию этой группы населения.
Подтверждают такой вывод и данные государственной службы занятости. В последние годы неизменным остается качественный состав вакансий, заявленных в службы занятости: в структуре заявленных вакансий преобладает спрос на рабочие профессии, которые составляли на 1 января 2004 года 90,1 % от общего количества вакансий. Спецификой безработицы в Дагестане является ее затяжной характер.