Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения Тенешева Галина Юрьевна

Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения
<
Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тенешева Галина Юрьевна. Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения : 22.00.06 Тенешева, Галина Юрьевна Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения (Опыт социологического исследования в школах Новосибирска и Красноярска) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Новосибирск, 2006 200 с. РГБ ОД, 61:06-22/379

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методология и методика социологического анализа экологического содержания духовности современных российских школьников

1.1. Генезис подходов к изучению духовности людей с. 16-35

1.2. Экологическая компонента духовности человека как объект и предмет социологического анализа с. 35-45

1.3. Методика и инструментарий эмпирической части диссертационного исследования с. 45 - 62

Глава 2. Состояние и трансформации экологической составляющей духовности учащихся общеобразовательных школ Красноярска и Новосибирска с. 63 - 124

2.1. Антиэкологические проявления в поведении старшеклассников с. 63 - 87

2.2. Основные факторы школьного экологического образования и воспитания с. 87- 102

2.3. Экологическая компонента смысложизненных ориентаций старшеклассников и целевая программа экологизации духовности школьников с. 102 - 124

Заключение с. 125 - 131

Список использованной литературы с. 131 - 151

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблемы духовности извечны. История человечества может и должна пониматься как цепь духовных поисков людей, их подвигов и поражений на духовном поприще. Она свидетельствует, что духовные проблемы социальны по своей сути, ибо от того или иного их решения (или нерешения) зависят судьбы этносов, религий, культур, социальных групп и институтов, государств и политических режимов, общественный систем и цивилизаций. В этом смысле анализ духовной проблематики всегда был и будет социально необходимым и актуальным.

Нынешняя фаза истории характеризуется экологическим кризисом, угрожающим человечеству деградацией и гибелью. Эти серьезные угрозы - плата за несовершенство духовности наших современников и их предшественников, не проявивших способности своевременно обнаруживать и решать созданные ими самими экологические проблемы. Экономическое, политическое, социокультурное и бытовое поведение многих современников ориентировано не на экологические ценности, а потому приближает экологическую катастрофу человечества. В этой связи насущной проблемой социологии стало изучение духовности и поведения людей в экологическом контексте.

Интерес к проблеме экологизации духовности возрастает под воздействием и многих других обстоятельств. Ныне научно обоснованы положения, согласно которым:

социальная эффективность разнообразных мер, направленных на улучшение экологической ситуации, тем выше, чем теснее они связаны с экологическим сознанием и эко-нравственными ценностями людей;

массовые экологические движения зачастую конфликтуют друг с другом в силу существенных отличий в духовности их участников;

неразвитость экологической компоненты духовности человека негативно сказывается на его отношении не только к природе, но и обществу, другим людям и самому себе.

Доказанность этих (и многих других) тезисов актуализирует потребность в специальном социологическом анализе экологического содержания духовности людей, особенно молодых, которым предстоит осмысливать и решать постоянно увеличивающийся объем ежегодно усложняющихся социально-экологических проблем.

Степень научной разработанности. Духовность человека - традиционный предмет анализа богословия и религиозной философии (Апостол Павел, Филон Александрийский, Юстин-мученик, Максим Исповедник, Фома Аквин-ский, Дионисий Ареопагит, Эразм Роттердамский, Сергий Радонежский, Феофан Затворник, П.А.Флоренский, И.О. Лосский, игумен Евмений и многие другие). Если отвлечься от сугубо религиозных трактовок духа, души и духовности человека, то следует признать их научно значимый итог, суть которого можно выразить, примерно, так: духовность - основное социальное качество человека, проявляющее как природу человеческого бытия, так и роль человека в социуме, аккумулирующее единство всеобщеродовых и индивидуально-личностных качеств.

Ценным результатом религиозной философии стало различие фейтх-веры и билиф-веры (Н. Кузанский, Ф. Коплстон, П.А.Флоренский, Н.О. Лосский и другие), позволившее отделить религиозную духовность от светской, фиксировать как их принципиальные отличия, так и механизмы взаимодействия.

Эти идеи получили развитие в социально-философских учениях:

интуитивизма (А. Бергсон, Э. Гуссерль, С.Л. Франк, Н. Гартман и др.);

персонализма (Я. Беме, М. Монтель, Б. Паскаль, С. Къеркегор, Б.П. Браун, Э. Брайтмен), в том числе французского (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Пойти, Г. Марсель) и русского (Н.А. Бердяев, Л. Шестов);

соборности и всеединства (B.C. Хомяков, А.С. Киреевский, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, С.Н. Трубецкой);

К. Маркса и неомарксистов (Д. Лукач, К. Корш, Э. Фромм, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, В. Адорно, А. Лефевр, Л. Гольдман);

экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.П. Сартр, М. Бубер);

современной российской социальной антропологии (B.C. Барулин, М.Я. Бобров, Т.М. Дридзе, Ю.М. Резник, А.Д. Сирин, В.В. Шаронов, Т.В. Хо-лостова и др.).

Синтезирование идей социальных философов с психологическими концепциями духовности, проведенное логотерапевтами (В. Франклом, Р. Мейем, Жд. Ричланом, А. Джорджи, К. Роджерсом), существенно расширило количество содержательно отличающихся друг от друга определений духовности человека, структуры и уровней ее развитости. Вместе с тем обнаружилось принципиальное совпадение трактовок духовности человека как сплава знания и веры, рациональных и эмоционально-аффективных сторон его психики, гносеологически-когнитивных и ценностно-мотивационных структур его сознания, экс-плицированно-осознанных и смутно-ощущаемых граней его внутреннего мира.

Данный вывод стал теоретико-методологической основой исследования духовности россиян, проведенных Н.А. Алексахиной, А.А. Галкиным, З.Т. Го-ленковой, А.Г. Здравомысловым, О.И. Карпухиной, В.Н. Кузнецовым, Н.И. Лапиным, М.П. Мчедловым, Н.Ф. Наумовой, Г.В. Осиповым, П.А. Стариковым, Ф.С. Файзуллиным, В.А. Ядовым и многими другими социологами. Исследованию смысложизненных ориентации человека посвящены работы учёных алтайской социологической школы - СИ. Григорьева, Ю.Е. Растова, Л.Г. Гусляковой, Л.Д. Дёминой, П.Н. Гуйвана, М.Я. Боброва, Е.В. Ушаковой и других, а также труды красноярских (В.Г. Немировского, Д.Д. Невирко, СВ. Гри-шаева, B.C. Ефимова и Ю.В. Честнова) и новосибирских (Л.Г. Борисовой, Г.Г. Князева, Г.С Солодовой, И.И. Харченко, В.Н. Турченко, А.И. Кирилловой, В.В. Сметанникова) социологов. Благодаря им установлены состояние и проблемы духовности разных социальных групп россиян, в том числе политической элиты, военнослужащих, студентов вузов, начинающих предпринимателей. Духовность российских школьников, к сожалению, пока не стала предметом обстоятельного социологического анализа.

Признавая безусловную полезность социологических исследований духовности россиян, отметим присущий им недостаток - непроявленность должного внимания к экологической компоненте духовности. В лучшем случае социологи фиксируют экоэтические качества респондентов, которые безусловно, входят в интересующую диссертантку компоненту духовности, но не исчерпывают ее.

К сожалению, экологическая составляющая духовности не полно раскрыта и в рамках инвайронментальной социологии, призванной по замыслу ее основателей (Б. Фернау, Дж. Пинию, Дж. Мыоир, Дж. Катлин, Дж. Одюбан, Ф. Паркмен, Э.Эванс, Р.У. Эмерсон, Г. Тюро, Л. Леопольд, Р. Парк, Р. Малкен-зи) и их последователей (А. Холи, О. Данкан, Л. Шноре, У. Каттон, Р. Данлап, Дж. Шелл и др.) сделать это. Теоретики и эмпирики данного направления социологии сосредоточивают свое внимание на взаимодействиях природной среды с социальным комплексом, понимаемым в качестве системы, состоящей из культурной, собственно социальной и личностной подсистем. При этом личностная подсистема осмысливается не в контексте духовности личности, а как некоторая совокупность практических действий по адаптации личности к меняющимся экологическим условиям жизнеосуществления. Механизмы влияния духовности человека на его эколого-ориентированные действия (и акции противоположной направленности) незаслуженно мало интересуют сторонников социологического инвайронментализма.

Учитывая все сказанное, диссертантка определяет основные атрибуты своего исследования следующим образом.

Объект исследования - духовность современных российских школьников.

Предмет исследования - содержание и проявления экологической компоненты духовности школьников двух крупных сибирских городов - Новосибирска и Красноярска.

Цели исследования:

Теоретическая - разработка эвристически полезной для эмпирических социологических исследований модели экологической составляющей духовности личности, разработка на её основе практических рекомендаций по совершенствованию экологического образования и воспитания российских школьников.

Практическая - апробация данной модели, установление на этой основе путей оптимизации процесса экологизации духовности школьников.

Реализация этих взаимосвязанных целей предполагает постановку и решение следующих задач:

  1. Проведение сравнительно-сопоставительного анализа концепций духовности человека, в том числе идей о ее экологическом содержании.

  2. Обоснование авторского подхода к социологическому анализу экологической компоненты духовности учащихся российских общеобразовательных школ.

  3. Операционализация рабочего понятия «экологическое содержание духовности школьника», выявление соответствующей системы эмпирических индикаторов.

  4. Определение эмпирико-социологических методов и инструментов, позволяющих получить достоверную информацию об экологической насыщенности духовности школьников.

  5. Выявление экологического содержания смысложизненных ориентации старшеклассников общеобразовательных школ крупных городов Сибири.

  6. Установление содержания и системности экологических знаний учащихся 10 и 11 классов школ Красноярска и Новосибирска.

  7. Определение параметров, динамики и тенденций антиэкологических форм поведения старшеклассников школ названных сибирских городов.

  8. Выяснение действенности факторов, воздействующих на экологическое содержание духовности школьников.

9. Типологизация старшеклассников общеобразовательных школ по ком
плексу показателей экологического содержания их духовности.

10. Разработка целевой программы экологизации духовности школьни
ков.

Данные задачи предполагается решить путем проверки истинности следующих гипотез.

Гипотеза-основание. Духовность человека - многогранный и сложно структурированный феномен, формирующийся под влиянием общественных и природных условий жизнедеятельности, с одной стороны, и детерминирующий изменения в обществе и природе, с другой. Экологическая компонента духовности - не новообразование, возникшее в ситуации экологического кризиса, а имманентное ее свойство, правда, в разной мере развитое у разных людей.

Гипотезы-следствия:

  1. Многогранность феномена духовности людей предопределила обилие ее концептов, в большей части которых присутствует признание экологического аспекта духовности.

  2. Используемый в социологической литературе термин «экологическая духовность человека» дезориентирует социологов в методологическом отношении, нацеливает на поиск несуществующего феномена. Методологически точнее признать наличие экологической составляющей духовности, являющейся принципиально единым и целостным образованием внутреннего мира человека.

  3. Экологическое содержание духовности старшеклассников общеобразовательных школ можно обнаружить, фиксируя показатели: 1) усвоенности ими основ экологических знаний; 2) экологической насыщенности их смыс-ложизненных ориентации; 3) соответствия их образа жизни экологическим нормативам; 4) активность их участия в различных природоохранных и чело-векоохранных акциях, экологическом и волонтерском движениях.

  4. Для обнаружения вышеназванных индикаторов требуется совокупность следующих взаимодополняющих методов эмпирической социологии: 1)

включенное и исключенное наблюдение; 2) стандартизированное интервьюирование учащихся; 3) экспертный опрос учителей; 4) фокус-групповое обсуждение экспертами состояния и проблем экологического образования и воспитания школьников; 5) анализ школьной статистики и документации; 6) вторичный анализ данных, полученных другими социологами; 7) обработка полученной информации методами корреляционного, факторного и кластерного анализа.

  1. Экологическая насыщенность смысложизненной ориентации старшеклассников значительно уступает противоположным характеристикам их духовных ценностей.

  2. Экологические знания большинства старшеклассников имеют фрагментарный и по преимуществу только природоохранный, но не системно-комплексный вид.

  3. Тенденций к сокращению распространенности и устойчивости антиэкологических форм поведения старшеклассников не обнаруживается.

  4. Предполагается, что деэкологизирующие духовность школьников факторы проявятся с большей силой, чем факторы экологизации их духовности.

  5. Типологизация старшеклассников по комплексу основных показателей экологизированности их духовности, осуществленная на основе кластерного анализа, покажет наличие, как минимум, пяти качественно отличных групп.

10. Общеобразовательные школы и система управления ими в состоянии
решить только часть проблем экологизации духовности школьников, в силу че
го в итоге диссертационного исследования можно предложить только про
грамму-минимум, предусматривающую качественное изменение парадигмы и
концепции экологического образования, государственного образовательного
стандарта общего полного образования, структуры и программ учебных дис
циплин, мер по экологизации сознания и поведения учителей и учащихся, а
также, что особо важно, дифференциации экологического образования и вос
питания с учетом реально сложившихся типов школьников, отличающихся
комплексом индексов экологизированности их духовности.

Методологическая основа исследования включает в себя следование принципам системного, структурного, функционального, диалектического и конкретно-исторического анализа социальных феноменов, эмпирическую проверку теоретических обобщений.

Теоретическую базу исследования составили взаимодополняющие друг друга социологические и социально-философские концепции духовности человека, а также инвайронментальной социологии, в том числе теоретические конструкции экологической культуры, экологической этики, экологического сознания, экологического образования и экологического воспитания. Все использованные концепции переосмыслены в контексте развиваемой алтайской социологической школой теории жизненных сил человека, в соответствии с которой духовность предстает в качестве важнейшей жизненной силы людей, детерминирующей характер использования ими всех прочих своих потенций -физиологических, психических, социально-статусных и социокультурных.

Эмпирической базой исследования стали:

  1. Материалы стандартизированного интервьюирования репрезентативных групп старшеклассников общеобразовательных школ Красноярска и Новосибирска (N=1000).

  2. Результаты экспертного опроса учителей проинтервьюированных учеников (N=200).

  3. Итоги двух фокус-групповых дискуссий классных руководителей проинтервьюированных школьников (N=27).

  4. Данные включенного и исключенного наблюдения.

  5. Итоги содержательного анализа школьной документации и статистики.

  6. Вторичный анализ результатов исследований, близких к предмету диссертационного исследования, проведенных другими авторами.

  7. Материалы корреляционного, факторного и кластерного анализов материалов исследования, полученных диссертанткой.

Методы исследования. Теоретические: дедуктивный, индуктивный, систематизация, моделирование, типологизация и экстраполяция; эмпирические: включённое и исключённое наблюдение, интервьюирование, экспертный опрос, согласование мнений экспертов фокус-групповыми дискуссиями, вторичный анализ данных социологических исследований, анализ документов, статистический анализ.

Научная новизна исследования:

  1. Предложено понимание духовности людей в качестве целостной системы их знаний, верований, смысложизненных установок, идеологических и морально-нравственных ценностей, экспектаций, мнений и других характеристик их субъективного мира, совокупность которых выражает меру развитости человека в качестве субъекта социальных отношений.

  2. Доказана методологическая небезупречность новомодной попытки обоснования категории «экологическая духовность», отказ от которой не означает отказа от изучения проблематики экологизации духовности, а признание нужности ее анализа во взаимосвязи с другими компонентами духовности людей.

  3. Продемонстрированы эвристические возможности неовиталистской теории жизненных сил человека для изучения духовности людей вообще и ее экологической компоненты, в частности.

  4. Предложена авторская концепция и эмпирическая модель социологического анализа экологического содержания духовности школьников.

  5. Разработана и апробирована методика расчета устойчивости антиэкологических форм поведения.

  6. Дана кластерная типологизация старшеклассников по комплексу показателей развитости экологического содержания их духовности.

  7. Введены в научный оборот новые данные о состоянии, динамике и тенденциях развития духовности школьников в экологическом контексте.

8. Разработана методологическая и методическая платформа для проектирования процессов экологизации духовности учащихся общеобразовательных школ.

Теоретическая значимость исследования:

  1. Обосновано понимание духовности людей в качестве целостной системы их знаний, верований, смысложизненных установок, идеологических и морально-нравственных ценностей, мнений и других характеристик их субъективного мира, совокупность которых выражает меру развитости человека в качестве субъекта социальных отношений.

  2. Доказана небезупречность сложившегося в российской социологии понимания экологических аспектов сознания и смысложизненных ценностей людей в качестве автономно существующей структуры их духовности.

  3. Обоснована потребность осмысления проблематики экологизации духовности школьников в контексте системного понимания духовности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования использованы в учебно-воспитательном процессе двадцати средних общеобразовательных школ Новосибирска и Красноярска.

Разработана и апробирована программа спецкурса по проблемам формирования экологического сознания школьников.

Диссертация содержит проект программы-минимум, призванной оптимизировать деятельность органов управления образованием, администраций образовательных учреждений и учителей, нацеленной на экологизацию духовности учащихся.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается:

теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций диссертантки;

соблюдением правил валидности социологических исследований;

продуманностью исследовательской программы и логики исследования;

использованием взаимодополняющих и взаимоконтролирующих методик сбора и анализа социологической информации, адекватных задачам и гипотезам исследования;

репрезентативностью выборок респондентов и экспертов;

личным участием диссертантки в опытно-педагогической деятельности и экспериментальным подтверждением полученных выводов;

широким обсуждением результатов исследования на научных и педагогических форумах.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Злободневность задачи подготовки молодежи к жизни в условиях обостряющегося экологического кризиса, к сожалению, не привела к адекватному расцвету инвайронментальной социологии. Экологический аспект не получил должного развития и в социологии молодежи. Даже в социологии духовной жизни об экологической стороне духовности говорится вскользь и не вполне внятно.

  2. Эти обстоятельства объясняются методологическим тупиком, возникшим в результате внедрения в социологию понятия «экологическая духовность», ориентирующего исследователей на ложный путь поиска того, чего реально нет и не может быть.

  3. Духовность личности не может быть ни экологической, ни экономической, ни политической, ни этической, ни эстетической, ни какой-либо другой. Она - онтологически целостное образование, проявляющее разные грани и стороны. Поэтому методологически корректнее признавать не якобы автономно существующую «экологическую духовность», а экологическую ипостась (компоненту) единосущностной духовности, которая формируется и развивается под воздействием всех других сторон и граней духовности человека.

  4. Ныне актуально экологизировать духовность (сознание, этику, культуру, поведение, образование) молодежи, что далеко не равноценно постановке утопичной задаче формирования у нее «экологической духовности».

5. Эмпирико-социологическое исследование современного состояния
экологизированности духовности школьников предполагает, как минимум, вы
явление:

  1. объема и содержания, глубины и системности их экологических и социально-экологических знаний;

  2. реализации ими этих знаний в практическом поведении относительно: а) природы; б) самого себя; в) друг друга;

  3. меры соответствия их смысложизненных ориентации социально-экологическим ценностям.

  1. Достижение этого минимума возможно при условии использования совокупности количественных и качественных методов сбора социологической информации, а также корреляционного, факторного и кластерного способов обработки полученной информации.

  2. Полученные в диссертационном исследовании данные свидетельствуют о нерешенности и усугублении проблем экологизации духовности школьников. Особую тревогу вызывает рост распространенности и устойчивости антиэкологического (противоречащего нормам экологии и социальной экологии) практического поведения старшеклассников в формах экофобского отношения к природе, наркомании, табакокурения, злоупотребления алкоголем и сексом.

  3. Экологически насыщенные смысложизненные ориентации присущи лишь каждой пятой старшекласснице (21,5% десятиклассниц и 20% одиннадцатиклассник и только каждому третьему старшекласснику (35,5% и 33,5%, соответственно, по классам). Антиподная смысложизненная установка свойственна, соответственно, 42% и 37,5% девушек, 54% юношей-десятиклассников и 40% - одиннадцатиклассников.

  4. Экологические и, особенно, социально-экологические знания большинства школьников характеризуются неполнотой, несистемностью, противоречивостью, наличием ложных стереотипов, а также научно и педагогически несостоятельных нововведений.

  1. По совокупности показателей экологизированности духовности старшеклассники дифференцируются (на основе кластерного анализа) на пять основных групп, каждая из которых характеризуется разными пропорциями юношей и девушек, а также учащихся 10 и 11 классов. Учет предложенной типологии (аналогов ей нет ни в отечественной, ни в зарубежной социологии) позволяет дифференцировать и оптимизировать экологическое образование и воспитание в российских общеобразовательных школах.

  2. Решение проблемы экологизации духовности школьников вероятно при условии реализации комплекса общероссийских, региональных и школьных мероприятий, в том числе: отказа от парадигмы экологического образования, основанной на их запугивании экологическими катастрофами; разработки ныне отсутствующей концепции школьного экологического образования и воспитания; пересмотра государственного образовательного стандарта общего полного среднего образования в направлении углубления экологической подготовки школьников; исключения из преподавания инновационных образовательных программ, разрушающих духовность школьников и стимулирующих их антиэкологические действия; введения в преподавание курсов «Общая экология» и «Прикладная социальная экология»; разработки муниципальных социально-экологических проектов, реализуемых с участием школьников и многое другое.

Апробация результатов диссертационного исследования проходила по следующим направлениям:

  1. Итоги исследования докладывались на научно-практических конференциях учителей Новосибирска и Красноярска.

  2. Основное содержание диссертационного исследования обсуждалось на международной научно-практической конференции «Россия и мировая цивилизация: проблемы социально-экономического развития» (24 - 25 марта 2004 г., Новосибирск); международной научно-практической конференции «Социальные, экономические и культурные проблемы устойчивого развития современной России» (23 - 24 марта 2005 г., Новосибирск); региональной на-

16 учной конференции «Россия - евразийская общность: культура и цивилизация» (июнь 2005 г., Новосибирск); межвузовской научной конференции «Философия и экология» (апрель 2004 г., Новосибирск); межвузовской научно-практической конференции «Россия: преемственность исторического развития» (27 - 28 апреля 2005 г., Новосибирск); межвузовской научно-практической конференции «ГОС 2000 и вузовское образование» (31 января - 1 февраля 2001 г., Новосибирск) и др.

  1. Результаты исследования отражены в 12 публикациях общим объёмом 4,5 п.л.

  2. Разработанная программа спецкурса по проблемам формирования экологического сознания школьников использовалась в школах Новосибирска и Красноярска.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографии. Описание методов и инструментария исследования дано в тексте 1.3. Начало каждой главы имеет общее вступление, обозначающее основные аспекты изложения проблемы, и завершается кратким выводом. Основной текст диссертации изложен на 151 странице, список использованной литературы включает 263 наименования, в т.ч. 11 на иностранных языках. В тексте диссертации содержится 43 таблицы.

Генезис подходов к изучению духовности людей

Этимология слов «дух» и «душа» указывает на то, что исторически первые представления об этих началах жизнедеятельности человека связывались с его дыханием. Душа соотносилась с вдохом, а дух - с выдохом. Заметим, что аналогичные представления о духе и душе были свойственны всем этносам, называвшим дух атманом, спиритусом, пневме, рухом, а душу - праной, псюхе, анимой, нефсе.

В древности считалось, что каждая вещь имеет свою душу, которая может перемещаться в пространстве и времени, вселяться в иные тела, влиять на них. Из такого понимания вытекали доктрины не только изначальных форм религиозности (анимизма и тотемизма), но и эйдосов, идей, образов и гилозоизма.

Дальнейшее развитие представлений о духе и душе пошло по четырем основным направлениям.

Первое - вульгарно-материалистическое. Его представители отрицали существование души и духа на том основании, что данные субстанции нематериальны, не поддаются обнаружению и изучению методами естественных наук. Ксенофан Колофонский, Левкипп, Демокрит и другие древнегреческие атомисты, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт и иные натурфилософы, объясняя феномен человека, признавали реальность только его телесности. Все проявления духовности и душевности они объясняли физико-химическими процессами, происходящими в его организме. Соматическое и духовно-душевное при этом либо полностью отождествлялось, либо различалось, но таким образом, что сознание и психика человека признавались производными только от физиологических проявлений организма, зависящих от состава пищи, климата, физической активности, половой принадлежности и т.п. материально очевидных факторов [219].

Вульгарное отрицание души и духа человека - свидетельство неразвитости науки. К сегодняшнему дню оно в общем и целом преодолено. Но и сейчас встречаются его рецидивы, проявляющиеся, например, в отождествлении человеческого мозга и компьютера или сведении мышления к секреции мозга. Подобного рода рецидивы имеют место и в социологии, и в психологии, точнее, в их крайне позитивистских формах. Нередки случаи, когда духовность и/или душевность личности понимается не в строго сущностном их значении, а в фигурально-метафорическом смысле.

Второе направление осмысления феноменов духовности и душевности связано с формированием и развитием концепции двухчастной сущности человека. Согласно ей, человек состоит из души и плоти, а его дух - часть его души, отличная от прочих благородством, разумностью, добродетельностью и т.п. превосходными характеристиками.

Первым выразителем такого подхода был, по всей видимости, Сократ, наставлявший своих учеников «... не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи, прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого в отдельности, так и для государства» [117, с. 20-21]. Известная формула Сократа «Познай самого себя» содержала призыв к самоанализу своей души и тела, к самоубеждению в приоритетности первой над вторым.

Платон, как известно, создал учение о существовании бестелесных форм бытия, которые он назвал «идеями» («видами»). Эти формы вечны («занебес-ны»), не возникают, не погибают, не зависят ни от пространства, ни от времени. В своей совокупности они образуют «мировую душу», связанную с телесностью всего живого (природы и людей). Душа конкретного человека заключена в темницу его тела, где пребывает до его смерти, одушевляя его, делая его общественным («политическим») животным. Тело человека - источник всех его бед - нездоровых страстей, невежества, распрей, безумия. Человек тем успешнее справляется с искусами тела, чем более одушевлен, чем развитее его душа, чем теснее она связана с мировой душой и подпитывается ею. Призыв своего учителя «познай самого себя» Платон переформулировал в наставление «заботься о своей душе» («очищай ее от скверны») [219].

Концепция душевно-телесной сущности человека наиболее последовательно выражена Р. Декартом, И. Кантом и другими дуалистами, признававшими равнозначность его материально-телесной и идеально-душевной субстанции. Главными свойствами души, по Декарту, выступает способность человека мыслить и проявлять свою волю. Кант развил декартовское понимание души человека, поставив на первое место способность личности соблюдать нравственные законы. Главным из них он признавал руководствование людьми такими правилами поведения, относительно которых действующий хочет, чтобы они стали всеобщими. Принцип категорического императива дополняется характеристикой души сквозь призму самооценки личностью своих поступков и помыслов.

Дуалисты поставили проблему соотношения души и соматики человека. Декарт полагал, что тело и душа взаимодействуют посредством особого органа - так называемой шишковидной железы (гипофиза), описал некоторые рефлекторные акты, заложив тем самым основы поиска психосоматического взаимодействия. Но считающиеся его последователями Н. Мальбранш, А. Гейлинкс, В. Вундт, Т. Липпс, Г. Эббингауз, Э. Титченер и Т. Рибо расценивали психические (душевные) и физиологические процессы в качестве самостоятельных, происходящих параллельно и независимо друг от друга.

Многовековая традиция европейской науки осмысливать человека как синтез тела и души жива по сей день. Большинство нынешних психологических и психиатрических теорий связано с нею прямо или опосредованно. Речь идет о бихевиоризме и необихевиоризме, учениях 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга и многих других исследователей, полагающих, что изучение психики человека, отталкивающееся от его соматики, способно дать исчерпывающее знание как душевных, так и духовных качеств людей.

Методика и инструментарий эмпирической части диссертационного исследования

Цель, задачи, гипотезы и стратегия исследования диссертантки предопределили применение ею одиннадцати методов сбора и анализа социологической информации. А именно:

1) стандартизированного интервьюирования репрезентативных групп десяти- и одиннадцатиклассников общеобразовательных школ Красноярска и Новосибирска;

2) экспертного опроса учителей, обучающих и воспитывающих старшеклассников, вошедших в выборочную совокупность проинтервьюированных;

3) фокус-групповых обсуждений наиболее сложных и дискуссионных проблем, участниками которых стали наиболее опытные и авторитетные классные руководители из обследованных школ;

4) наблюдений диссертантки (исключенных и включенных), работающей в одной из обследуемых школ Красноярска в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе и руководящей работой экологического кружка этой школы, за поведением и изменениями экологического сознания учащихся; 5) вторичного анализа материалов ранее проведенных (без участия диссертантки) исследований проблематики, сопряженной с объектом и предметом ее изысканий;

6) анализа школьной статистики и документации, прежде всего, государственного стандарта полного общего среднего образования и учебных программ дисциплин, призванных дать экологические знания школьникам;

7) традиционного для социологии способа замеров степеней распространенности форм асоциального поведения школьников;

8) разработанного диссертанткой метода исчисления устойчивости антиэкологических проявлений в поведении старшеклассников;

9) корреляционного анализа полученной информации;

10) углубляющего выявление корреляционных связей факторного анализа состояния и проблем экологического сознания, экологической культуры, экоэтики и экологического поведения школьников;

11) кластерного анализа факторов, образующих относительно автономные типы старшеклассников, отличающихся друг от друга по комплексу показателей экологического содержания их духовности.

Шесть последних методов анализа и интерпретации собранных диссертанткой данных будут охарактеризованы в соответствующих параграфах второй главы. В данном параграфе речь пойдет об использованных в диссертации количественных и качественных методах сбора социологической информации.

Заметим, что в вышеприведенном списке эти методы названы с учетом их важности, а не в той последовательности, в которой они реально применялись. Дальнейшее их описание будет дано таким образом, чтобы отразить фактическую очередность их использования и показать технологию проведенного диссертанткой эмпирического исследования.

Будучи учителем экологии и заместителем директора школы № 82 г. Красноярска, диссертантка фиксировала случаи экофобского отношения учащихся к природе, людям и самим себе. Первоначально она не вела дневника наблюдателя, ограничивалась разрозненными записями «подвигов» своих подшефных. При этом в центре ее внимания оказывались особо «выдающиеся» в аспекте нарушений поведенческих нормативов личности. Поскольку таких личностей с каждым годом становилось все больше, появилась потребность в систематизации итогов наблюдений за их поведением, развитием их сознания и культуры.

С 1998 года диссертантка ведет дневник наблюдателя, в котором отражает не только асоциальные поступки учащихся, но и:

1) реакции на них со стороны: а) других школьников; б) учителей;

2) обусловленность этих поступков: а) обстоятельствами семейной жизни; б) уровнем полученных знаний; в) общей и г) экологической культурой школьников.

Многолетнее ведение дневника наблюдателя сформировало мнение о том, что первопричиной экофобского поведения учащихся выступает дефицит их духовности, который, к сожалению, не уменьшается, а ежегодно возрастает.

Стремясь углубить свои наблюдения, диссертантка возглавила работу экологического кружка старшеклассников, ряд экологических экспедиций, природоохранных и человекоохранных акций. Это позволило изучать процессы экологизации духовности школьников с других позиций, не в качестве исключенного, а включенного в изучаемый процесс наблюдателя.

По сути дела основные исследовательские гипотезы диссертантки появились в ходе и под воздействием ее включенных и исключенных наблюдений за поведением школьников и зигзагами в развитии их экологического сознания. Осмысление итогов этих наблюдений поставило перед диссертанткой длинный ряд вопросов. Попытки найти на них ответы в педагогической литературе к успеху не привели. Частичный ответ на них был найден в публикациях, отражающих результаты исследований в области социологии молодежи.

Антиэкологические проявления в поведении старшеклассников

В данной главе излагаются результаты эмпирической части диссертационного исследования. Ее читателю следует принять во внимание то, что логика этого исследования и логика изложения его итогов не тождественны друг другу. В центре исследовательского интереса находилось выявление механизмов экологизации духовности школьников, которые описаны не в первом, а в заключительном параграфе, так как их характеристика предполагает предварительное освещение факторов школьного экологического образования и воспитания, данное во втором параграфе. Но оценка этих факторов требует выявления состояния и тенденций развития того поведения старшеклассников, на фоне которого содержание второго и третьего параграфов будет воспринято наиболее адекватно реальным проблемам экологизации духовности школьников. Поэтому данную главу резонно начать с анализа антиэкологических форм поведения старшеклассников.

Поскольку о состоянии и тенденциях развития экологической стороны духовности школьников можно и должно судить по совокупности многих показателей, все параграфы данной главы разделены на соответствующие этим показателям разделы.

Ранее уже говорилось о том, что реальное поведение людей - результирующая характеристика их духовности. О дефиците духовности вообще, ее отдельных структур и элементов, в том числе, можно и должно судить по изъянам социального поведения людей.

Дефекты экологически значимого поведения современных школьников общеизвестны. Это, во-первых, экофобское отношение к природе - уничтожениє цветов и деревьев, убийство животных, загрязнение рек и озер, преднамеренные и совершенные по неосторожности поджоги лесных массивов и т.п. Во-вторых, это экологическое бескультурье в отношении к самим себе и другим людям - табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, ранние и извращенные сексуальные контакты, совершение опасных для своей и чужой жизни деяний, в том числе криминальных, иные нарушения социально-поведенческих нормативов.

В известном смысле эти дефекты поведения школьников закономерны, ибо поведенческое экспериментирование, в том числе рискованное, - одно из условий самоутверждения и социализации подростков. Вместе с тем, широкая распространенность и устойчивость названных форм поведения выступают наиболее очевидными показателями неразвитости экологического сознания, экоэтики, экокультуры, короче говоря, - экологической стороны духовности людей.

Насколько массовидно антиэкологическое поведение современных школьников Красноярска и Новосибирска? Каковы параметры распространенности и устойчивости основных форм такого поведения? Какие тенденции распространенности и устойчивости антиэкологических форм поведения школьников удалось обнаружить?

Ответим на эти вопросы в семи следующих разделах данного параграфа.

Современные школьники крупных городов отлучены от природы, но большая их часть стремится к контактам с ней. Последние происходят, как правило, в туристических походах, спортивных и научно-исследовательских экспедициях, в процессе работы на даче (огороде), гостевания у деревенских родственников, иных выездах на природу. Чаще и теснее других городских школьников с природой контактируют старшеклассники Красноярска (см. таблицу 3, составленную по итогам интервьюирования учащихся 10 и 11 классов новосибирских и красноярских школ в 2003 году.

Как видим, красноярские школьники общаются с природой значительно чаще новосибирских. Это вызвано рядом факторов, среди которых существенная роль принадлежит красноярскому феномену «столбизма» - большинство красноярцев считают своим долгом совершить паломничество к чуду природы, называемому «столбами».

Данные таблицы 3 тесно корреспондируются с показателями таблицы 4, составленной красноярскими социологами B.C. Ефимовым и Ю.В. Честновым [88, с. 35].

Интервьюирование новосибирских школьников, проведенное диссер танткой, показало, что туристская форма общения с природой выступает ос 66 новной и для них. Поскольку это обстоятельство предполагалось априори, диссертантка предусмотрела для старшеклассников, занимающихся туризмом, блок вопросов, нацеленных на установление меры соответствия их поведения экологическим нормативам. Центральным в этом блоке был вопрос, ответы на который представлены в таблице 5.

Понятно, что показатели таблицы 5 нуждаются в перепроверке в силу характера данного вопроса, который вызывает у школьников трудности из-за: а) неполноты знаний правил цивилизованного туризма; б) нежелания признать свою туристскую некомпетентность. Кроме того, данные этой таблицы требуют уточнения по причине большого удельного веса непожелавших ответить на поставленный «в лоб» вопрос.

Экологическая компонента смысложизненных ориентаций старшеклассников и целевая программа экологизации духовности школьников

В завершающем параграфе диссертантка:

- попытается выявить меру насыщенности духовных ценностей старшеклассников экологическим содержанием;

- охарактеризует проведенный ею факторный анализ причин неразвитости экологически значимых жизненных ориентации учащихся общеобразова тельных школ;

- опишет реализованный ею кластерный анализ, позволивший типологи-зировать старшеклассников на пять групп, качественно отличающихся друг от друга по комплексу показателей развитости экологического содержания их духовности;

- предложит программу экологизации духовности учащихся общеобразовательных школ.

Известно, что смысложизненные ориентации людей - не просто одна из характеристик их сознания, а его ключевая компонента, по состоянию и направленности развития которого можно и должно судить о качественных характеристиках духовности человека.

Социологией накоплен огромный объем информации о ценностных ори-ентациях людей, составляющих различные социальные группы. В том числе, о ценностях учащейся молодежи Сибири [10, с. 79-92; 51, с. 64-69; 62; 89; 146-151; 162]. Однако экологическая сторона смысложизненных ориентации школьников специально еще не исследовалась.

Этот факт объясняется, по мнению диссертантки, двумя причинами. Во-первых, тем, что выявление экологически значимых ценностей в системе смысложизненных ориентации людей - сложная и в теоретико-методологическом, и в методико-инструментальном отношениях проблема.

В параграфе 1.2 обращалось внимание на целостность феномена духовности, на органичность и тесноту взаимопереплетенности в нем всех феноменов внутреннего мира личности, в том числе ее экологического, экономического, социально-политического, культурологического, этического, религиозного, эстетического и иного сознания. По сути дела, расчленение сознания на вышеозначенные виды возможно только в гносеологическом контексте, ибо онтологически оно тоже (как и духовность) едино и целостно. В связи с этим найти индикаторы, на основе которых можно судить только об экологическом сознании, которые автономизируют экологическое содержание сознания от прочих его содержательных характеристик, невозможно.

Но это не означает принципиального отказа от анализа экологической компоненты смысложизненных ориентации. Данную компоненту можно обнаружить и определенным образом замерить, устанавливая корреляции между смысложизненными установками людей и реальными формами их антиэкологического и экологически целесообразного поведения. Корреляционный анализ, углубленный факторным и кластерным анализом, позволяет уловить латентные связи структур сознания, коренящиеся в скрытой глубине данного феномена.

Вторая причина непроявленности должного интереса социологов к экологической стороне ценностей школьников связана с социально-психологическими особенностями этой социальной группы. Находящиеся в начале своего жизненного пути люди, естественно, не могут иметь полного набора ценностей, свойственного взрослым людям. Сформировавшиеся в их сознании ориентации на будущую жизнь не могут быть устойчивыми. Они крайне динамичны, бурно меняются не только от класса к классу, но и сиюминутно, под воздействием, скажем, прочитанной книги или встречи с интересной личностью.

Однако, именно в школьные годы закладываются основы тех смысложизненных ценностей, которые определят жизненный путь человека и от которых будет зависеть состояние и решение социально-экологических проблем. Поэтому несмотря на отмеченные трудности, вопрос об экологической стороне смысложизненных ценностей школьников должен ставиться и изучаться.

К относительно устойчивым относятся ориентации старшеклассников на получение той или иной профессии (таблица 32).

Комментируя таблицу 32, скажем, что респонденты назвали 68 специальностей, которые вошли в 17 сконструированных диссертанткой блоков. Для удобства анализа эти блоки расположены в последовательности убывания популярности соответствующих профессий. Как видим, большинство выпускников школ ориентируется на экономические и юридические специальности. Экологами практически никто становиться не хочет, исключение составила лишь мизерная часть девушек. Очевидно, что экологический аспект в той или иной мере присущ всем специальностям, но не менее понятно, что при их выборе школьники руководствовались не духовно-экологическими соображениями, а прежде всего стремлением к достижению материального благополучия в рыночных условиях своей жизнедеятельности.

Сопоставляя таблицу 32 с аналогичными данными В.И. Шубкина и других социологов, полученными более двадцати-десяти лет тому назад, приходится удивляться чуткости реагирования школьников на социальные трансформации, на уровень доходности массовых профессий, в том числе и прежде всего. Следует заметить, что современная динамика престижности разных видов профессиональной деятельности явно не соответствует стабилизации общественной жизни, усугубляет нерешенность социально-экологических проблем. Последние требуют, в первую очередь, ускоренного развития естественных наук и внедрения в народное хозяйство экологически обоснованных технологий. Но заниматься этими крайне необходимыми видами деятельности намерены буквально единицы.

Похожие диссертации на Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения