Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Адаховская Екатерина Александровна

Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ
<
Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адаховская Екатерина Александровна. Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Адаховская Екатерина Александровна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Екатеринбург, 2008.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/74

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основания изучения досуга и клуба 11

1.1. Досуг и свободное время: специфика и функции 11

1.2. Особенности ночных клубов как формы организованного досуга 52

Глава II. Состояние и функционирование ночных клубов как формы организованного досуга 88

2.1. Специфика и состояние ночных клубов в современных условиях 88

2.2. Факторы, определяющие посещение ночных клубов, и типология посетителей 117

Заключение 145

Библиографический список использованной литературы 155

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В постсоветский период в связи с трансформацией Российского общества коренным образом изменились формы досуга. Разнообразие досуговых потребностей населения сформировало индустрию досуга. В настоящее время существует большое количество формальных и неформальных форм проведения досуга, которые человек выбирает в зависимости от своих потребностей и интересов. Однако их специфика и характер реализуемой деятельности не всегда оказывают положительное влияние на формирование индивида и социальных групп. В этой связи возникают противоречия между удовлетворяемыми потребностями и содержанием досуговой деятельности.

История развития клубного досуга в России начинается с XIX века. Однако, трансформируясь в течение двух веков, клубы XXI века несут на себе отпечаток современной культуры. В современной России клубные формы досуга продолжают оставаться актуальными, но в их пространстве произошла дифференциация, которая порой бывает настолько полярной, что представляется проблематичным сравнение между собой форм досуга, объединенных названием «клуб», например, шахматный клуб, бизнес клуб и ночной клуб.

Функции клубов как формы организованного досуга изменились, вместе с этим изменились ценности и нормы досуговой деятельности, потребности, удовлетворяемые в досуге. Все это актуализирует необходимость теоретического и практического анализа клубов как формы организованного досуга.

Ночные клубы, появившиеся в России в девяностых годах XX века, до сих пор противоречиво оцениваются общественным мнением. С одной стороны, ночные клубы предстают в качестве новой и необычной среды для самовыражения личности. С другой стороны, ночной клуб представляется девиантной формой досуга, связанного с пьянством, употреблением наркотиков и распространенностью случайных половых связей. С этой точки

зрения актуализируется изучение характера деятельности, реализующейся в ночных клубах.

Увеличивающееся количество ночных клубов на территории России вызывает интерес не только у посетителей, но и у исследователей. Бесспорно, ночные клубы - это закрытые системы со специфическим механизмом функционирования, своей иерархией и системой ценностей. Ночной клуб предстает для посетителей как совершенно иная реальность, непохожая на мир их ежедневных социальных практик.

Изучение современных форм досуга имеет важное теоретическое и прикладное значение, поскольку исследования в данной сфере в настоящее время немногочисленны. Помимо этого общая концепция досуга и свободного времени требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки ввиду категориальной противоречивости этих понятий.

Ночные клубы как форма досуга еще не стали предметом целенаправленного научного изучения в отечественной социологии. Исследований на эту тему проводилось в России крайне мало, как правило, они являются маркетинговыми и не рассматривают ночные клубы как форму организованного досуга. В большинстве из них ночной клуб рассматривается лишь с точки зрения потребительских предпочтений людей, регулярно посещающих ночные клубы. Поэтому существует потребность в изучении ночных клубов, в составлении целостного представления об этой форме досуга и реализуемой в ней деятельности.

Социологическое изучение этой проблематики актуально не юлько с научной точки зрения, но и с позиций практического использования полученных результатов. Анализ состояния ночных клубов как формы досуга, факторов, влияющих на их посещение и типологии посетителей необходимы для совершенствования работы клубов, а также выработки государственной политики в их отношении.

Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы в социологии и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.

Степень научной разработанности темы исследования.

Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволяет выделить несколько групп работ.

Теоретико-методологические основания изучения ночных клубов как формы организованного досуга предполагают определение сущнос ги досуга. В связи с этим можно выделить первую группу работ, в рамках которых дается философское определение специфики досуга: Аристотеля, Ф. Гвиччардини, Р. Декарда, Т.Ф. Климента, Т. Плавта, Платона, Л. Сен-Симона, Сильвестра, М.Т. Цицерона и др.

Вторую группу работ составляют классические социологические теории, в рамках которых рассматриваются проблемы досуга. Это работы М. Вебера, Т. Всблена, Э. Дюрктейма, К. Маркса, Г. Спенсера и др.

Третью группу работ представляют западные социологические концепции досуга. Основу исследования в данной сфере составляют работы таких авторов, как Ш. Беллер, Ж. Дюмазедье, М. Каплан, М. Кастельс, Г. Клут, М. Маклюэн, Д. Нэш, Р. Паркер, К. Роджек, Р. Слиббинс, Д. Унду, Г. Фаин, Ж. Фурастье и др.

Четвертую группу составляют работы отечественных социологов, посвященные досугу. Это работы К.А. Абульхановой, В.А. Артемова, Н.В. Бережного, Б.А. Грушина, Э.В. Клопова, В.Н. Пименовой, Н.А. Победы, Г.А. Пруденского, С.Г. Струмилина, Б.А. Трегубова, а также ученых Уральской социологической школы Г.Е. Зборовского, Ю.Н. Круглова и Г.П. Орлова.-

Пятую группу составляют работы, посвященные рассмотрению клубных форм досуговой деятельности. К ним относятся статьи, посвященные определению клуба, опубликованные в словарях Брокгауза-Эфрона, Википедии, В.Даля, А.И. Кравченко, И.С. Ожегова, в Современном словаре иностранных слов. Помимо этого при анализе исторического формирования

клубного пространства в рамках диссертации были изучены работы М. Вебера, С.С. Комисаренко, М. Лернера, Р. Портера, В.Э. Хазанова, Й. Хейзинга, Н.А. Хренова. Методологические аспекты изучения клубной деятельности представлены в работах И.В. Бобкова, М.Е. Рілле, А.И. Лучанкина и А.А. Сняцкого, Б.Г. Мосалева, В.Д. Патрушева и др.

Шестую, самую малочисленную группу работ представляют

исследования, непосредственно посвященные ночным клубам. Это работы П. Гутенберга, Ф. Джексона, Г. Смирновой и др.

Признавая значение вышеназванных работ, автор считает, что исследование ночных клубов как формы организованного досуга должно быть продолжено и конкретизировано. Используя названные труды, диссертант предлагает свой подход к анализу данной проблемы.

Объект исследования — ночные клубы в современных условиях.

Предметом исследования является состояние ночных клубов как формы организованного досуга в современной России.

Цель исследования - изучение становления, функционирования и развития ночных клубов как формы организованного досуга.

Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования решались следующие задачи:

  1. рассмотреть место досуга в общей структуре свободного времени;

  2. раскрыть понятие «клуб» через специфику досуговой деятельности, реализуемой в нем;

  3. выявить особенности ночного клуба как формы организованного досуга;

  4. выявить объективные и субъективные факторы, влияющие на посещение ночных клубов;

  5. на основе эмпирических данных сконструировать типологию посетителей ночных клубов; Теоретико-методологическую основу исследования составили труды

классиков социологической и философской мысли, работы современных

социологов, культурологов и философов, посвященные вопросам досуга и клубов.

Методологической основой работы являются принципы структурно-функционального, сравнительно-историчекого, системного и деятельностного подходов к трактовке ночного клуба как формы организованного досуга.

Структурно-функциональный подход позволяет рассматривать клубы
через функции, реализуемые в нем. С помощью сравнительно-исторического
подхода рассматривается динамика развития клубного пространства.
Системный подход, позволяет изучать досуговую деятельность в целостности
и, подразделяя на различные структурные элементы. Принципы

деятельностного подхода дали возможность раскрыть специфику и содержание досуговои деятельности в ночном клубе. Применение социологической методологии и методов позволило проанализировать эмпирические данные.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы социологических исследований, проведенных автором в 2005-2008 годах в ночных клубах г. Екатеринбурга. Методами сбора первичной информации выступали: анкетный опрос, глубинное интервью и включенное наблюдение. Было опрошено 500 посетителей ночных клубов на основе квотной выборки. В качестве экспертов выступили организаторы ночных клубов, а также люди, задействованные в клубной инфраструктуре (ди-джеи, дизайнеры клубов и т.д.). Всего методом глубинного интервью опрошено 40 экспертов. Также проведено 15 включенных наблюдений за посетителями в ночных клубах г. Екатеринбурга.

Научная новизна работы заключается в следующем. 1. Уточнено социологическое содержание понятия «клуб». Под клубом понимается форма организованного досуга, в рамках которой осуществляется социокультурное взаимодействие между людьми на основе принятых норм и правил с целью реализации добровольной совместной деятельности.

  1. Дана авторская трактовка понятия «ночной клуб», который рассматривается как территориально локализованная форма ночного организованного досуга, в рамках которой осуществляется социокультурное взаимодействие между людьми, преимущественно ориентированное на групповую реализацию гедонистической и релаксационной функций досуга.

  1. Выделены и проанализированы основные характеристики ночных клубов как формы организованного досуга: территориально локализованное социокультурное пространство, социокультурное непосредственное взаимодействие субъектов, организация на основе преимущественно музыкальных интересов и предпочтений; развлекательная направленность; рекреативный характер деятельности; возрастная ориентация (члены преимущественно молодые люди и люди среднего возраста); не регламентированная частота и обязательность посещения; не государственный характер организации; обязательность системы взносов членов клуба.

  2. Выделены социокультурные основания возникновения ночных клубов как формы организованного досуга в современной России: изменение норм и ценностей российской культуры с начала 90-х годов XX века; процесс вестернизации российской культуры и досуга; возрастающая потребность населения в рекреативных формах досуга; формирование индустрии досуга.

  3. Выявлены ведущие факторы, оказывающие влияние на посещение ночных клубов. Основными объективными факторами, оказывающими влияние на посещение ночных клубов, являются: средства массовой информации, референтная группа, тендерная специфика, материальное положение, наличие семьи и внутриклубная атмосфера. Основными субъективными факторами являются: личный интерес к клубной жизни, опыт посещения ночных клубов, особые мотивы посещения ночных клубов, система жизненных ценное і ей посетителей, отсутствие хобби.

  4. На основе эмпирического анализа сконструирована типология ночных клубов. В основание типологии заложены признаки: наличие в клубе

особого социокультурного взаимодействия и характер внутриклубной деятельности. Были сконструированы три типа клубов: «попсовые», «статусные» и «андеграундные». 7. На основе теоретического и эмпирического анализа разработаны две типологии посетителей ночных клубов. Основание первой типологии образовано сочетанием таких признаков, как желание дальнейшего развития клубной жизни и личная мотивация на посещение клубов в будущем. Было выявлено три типа: «вечно ищущий клаббер», «успокоившийся» и «выпадающий». Типологизирующими признаками, положенными в основание второй типологии явились: характер внутриклубной деятельности и ориентация на реализацию норм внутриклубной деятельности. Анализ полученных данных позволил выделить три типа посетителей: «дебошир», «адекватный» и «романтик». Научно-практическая значимость исследования.

В теоретическом аспекте работа представляет ценность как исследование подходов к определению досуга, а также выявление состояния его форм в условиях социально-экономической трансформации Российского общества.

Материалы диссертационного исследования могут представлять интерес для систематизации и развития понятийного аппарата и методологической базы социологического анализа досуга и клуба.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов и курсов для студентов социологических факультетов и факультетов культурологии: «Социология досуга», «Социология духовной жизни», «Социология культуры».

Кроме того, данная работа может представлять практическую пользу для выработки стратегии социальной и правовой политики в отношении ночных клубов. Так же результаты исследования могут быть использованы руководителями и организаторами ночных клубов в целях рационализации управленческого процесса.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. A.M. Горького. Теоретические обобщения и практические выводы диссертационного исследования легли в основу выступлений автора на международных и всероссийских научно-практических конференциях, а также были отражены в 15 публикациях.

Положения диссертации нашли свое отражение в выступлениях на международных конференциях: «Региональное пространство: проблемы коммуникационной и социальной безопасности» (Санкт-Петербург, 2004 г.); «Ломоносов-2005», «Ломоносов-2006» (Москва, 2005, 2006 г.); «Кросс-культурные исследования: методология, опыт эмпирического анализа (Екатеринбург, 2005); «Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2006); «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2007 г.).; «XVI Уральские социологические чтения» (Челябинск, 2006 г.).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на всероссийских конференциях: «Духовная судьба России и цивилизации в XXI века» (Тюмень, 2006 г.), «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 2004 г.), «Трансформация Российского общества и актуальные проблемы социологии» (Екатеринбург, 2005 г.).

Досуг и свободное время: специфика и функции

В настоящее время проблема выделения специфических оснований досуга и свободного времени актуализируется. Это связано, во-первых, с тем, что сейчас у людей больше, чем когда-либо в прошлом, остается времени после работы. Н. Самюэль отметил это применительно ко многим странам в 1994 г. Тремя годами позже Ж. Робинсон и С. Годби показали, что объем свободного времени в Соединенных Штатах увеличивается. Ю. Цузанек получил схожие результаты в Канаде1. Отсюда возрастает интерес к этой проблеме.

Во-вторых, современные профессии зачастую начинают выстраивать свои рамки рабочего и свободного времени. Так отмечается, что категория менеджеров, дизайнеров, агентов по рекламе и некоторых других офисных работников обладают «рабочим досугом». В это понятие вкладьіваеіся то время, которое на работе не связывается с выполнением функциональных обязанностей работников. В точности, это общение в сети Интернет (TCQ и форумы), получение дополнительных знаний, не касающихся профессиональных обязанностей и т.д. В первую очередь, подобное явление связывается с активным развитием технологий. Если в начале двадцатого века большинство работников были заняты в сфере материального производства и их рабочее время полностью детерминировалось механическим набором движений (вытачивание деталей, упаковка и т.д.), то современный уровень производства позволяет снизить долю работников, занятых в сфере физического труда и, соответственно, увеличить долю работников умственного2.

Также возникновение сети Интернет стало необходимым условием функционирования любого предприятия. Но параллельно с применением

Интернет в рабочих целях, он используется сотрудниками и в личных. Отсюда Интернет становится важной ступенью перехода на качественно новый уровень организации рабочего времени и стирании границ между досугом и рабочим временем.

С появлением качественно новых явлений в сфере рабочего и свободного времени вновь актуализируется научный интерес к этой проблематике. Гносеологическая неоднозначность трактовки свободного времени и места в нем досуга порождают теоретико-методологическую необходимость конкретизации этих понятий, которые на сегодняшний день сложно назвать терминами или категориями. В рамках нашего исследования возникает необходимость переосмысления научных подходов к досугу и свободному времени. Поэтому остановимся на рассмотрении истории изучения этих понятий.

Теоретические предпосылки для развития социологического анализа досуга складываются в рамках философского подхода, который рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и нравственное содержание досуговой деятельности.

Исследования досуга и свободного времени актуализируются с ХТХ в., хотя упоминания об этом можно встретить еще во времена античности. Однако уже в культуре Античности формируется неоднозначность трактовки досуга. Здесь можно выделить два направления осмысления досуга.

К первому направленню можно отнести более раннюю концепцию досуга древнегреческих философов. Они уже умели дифференцировать формы досуга на высокие и низкие. Так к высоким формам досуга относились занятия искусством, самообразование, а к низшим - «праздность».

Культурное поле высокого досуга древних греков неоднородно. У Аристотеля в «Политике» оно носит земное происхождение. Достойным времяпровождением свободного человека, считал он, является не труд, а досуг. Досуг служит основным принципом нашей деятельности. Носителем досуга является мудрец, свободный аристократ духа. Математическое искусство, по Аристотелю, входит в составную часть досуга, оно образовалось у жрецов в Египте. Музыки нет в небесах, но она как часть досуга возносит человека в космические сферы, очищает его, возбуждает эстетические переживания и доставляет интеллектуальную радость, делая его дух спокойным и возвышенным1. Таким образом, Аристотель считает, что досуг присущ только высшему социальному слою мудрецов. Только мудрец, способный к свободному творчеству, может насладиться досугом и реализовать в нем свои идеи и замыслы. Гениальные творения, по Аристотелю, являются продуктом не ежедневного труда, а свободного времени.

У Платона досуг явно небесного происхождения. Трактовка досуга Платона неопределенна и расплывчата. А.Ф. Лосев отмечает, что «досуг Платона непонятен и темен. Платон, как и Аристотель, с кем-то ведет дискуссию. Этот кто-то, возможно и есть первооткрыватель досуга, а его трактовка и является предметом нашего поиска»".

Мы согласны с мнением Г.Г. Волощенко в том, что в творчестве Платона возникает два гипотетических вопроса, связанных с досугом:

1. Какой - деятельный или временной - генезис досуга;

2. Какова судьба каждого из течений греческого досуга3.

Особенности ночных клубов как формы организованного досуга

Клубная деятельность появилась достаточно давно, однако собственно социологических определений клуба мало, это связано главным образом с тем, что большинство исследований носят прикладной характер и изучают лишь эффективность отдельных организаций, которые носят название клуба. В Советском союзе определить клуб было несколько проще, чем сейчас, поскольку клубы организовывались государством. В настоящее время дифференциация в клубной инфраструктуре привела к неизбежной необходимости выделения клубной формы организации досуга из множества других организационных форм.

Для характеристики клуба как формы организации досуга необходимо рассмотреть понятие «клуб». Отталкиваясь от этимологии слова "club" в словарях английского языка, большинство исследователей считает основным значение «складчина, доля», которая приходится по раскладу на каждого члена какого-нибудь товарищества, собрания. Постепенно словом клуб стали называть сами собрания, а также дом, где эти собрания происходили. По другому варианту этимологии - первое значение слова "club" - «дубинка, кисгень». В Средние века так называлось «братство по дубине» - объединение вооруженных людей, участвующих в мелких клановых феодальных конфликтах. Позже клич "clubs!" использовался как сигнал для окончания вооруженной борьбы .

Определения понятия «клуб» сходны в справочной литературе, хотя зачастую отражают специфику того периода в истории, на который приходится издание словаря.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля «клуб» или «клоб» определяется как «собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений; есть и политические клубы, общества, товарищества»1. Это определение раскрывает сущность деятельности дореволюционных клубов. Основная функция клубов - рекреационная. Важной характеристикой, которую выделяет В. Даль, является постоянство членов клуба. Именно эта характеристика лежит в основе выделения клубов среди остальных форм досуговой деятельности.

В, советский период смысл и назначение клубного пространства становится иным, а значит, меняются и представления о «клубе». В словаре И. С. Ожегова понятие «клуб» представлено в двух значениях: «1) Общественная организация культурно-просветительного, политического, спортивного или иного характера. Рабочий клуб. Заводской клуб. 2) Здание, помещение такой организации»".

Так же в этот период клуб характеризуется, как « 1. общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами.

2. в социалистических странах — культурнопросветительное учреждение, организующее досуг населения и имеющее своей задачей коммунистическое воспитание, самообразование, развитие творческих способностей трудящихся»3.

Эта группа определений показывает смещение акцента содержания клубной деятельности с развлечения для избранных социальных групп в дореволюционной России на доступную для всех творческо-познавательную активность населения в Советском Союзе. Также в определениях подчеркивается интерес, как ключевая категория при анализе содержания клубного досуга. Мы согласны с мнением СИ. Ожегова в том, что советские клубы носили характер культурно-просветительной направленности и были ориентированы на широкие круги трудящихся.

В изданиях конца двадцатого столетия происходит разделение понятия клуб-организация и клуб-учреждение. В «Современном словаре иностранных слов клуб обозначается как «1) общественная организация, объединяющая людей, связанных общими интересами (научными, политическими, художественным !, спортивными и т.п.); 2) культурно-просветительное учреждение, организующее досуг населения (например, заводской клуб)» !. Таким образом, мы отмечаем изменение в понимании клуба. Если раньше он воспринимался в первую очередь как место (локализованное социокультурное пространство) для собрания людей, то в конце двадцатого века клуб освобождается от необходимости иметь свою территорию. Отчасти это связано с появлением клубов, члены которых территориально не связаны друг с другом (например, виртуальные клубы).

В словаре А.И.Кравченко «клуб» определяется как: «1) общественная организация, в которой добровольно объединяются люди, близкие по своим взглядам, социальному кругу, профессии, возрасту, политическим или научным целям, досуговым, художественным или спортивным интересам, ремесленным или техническим пристрастиям. К такого рода клубам относятся, например, известные Английский клуб в Петербурге, «Клуб авторской песни», клубы воинской славы и др.; 2) государственное или ведомственное учреждение культуры, созданное ради планомерной организации досуговой активности, социального контроля над девиантным поведением подростков, отвлечения их от влияния улицы, обучения основам гуманитарных и технических знаний, воспитательных целей; 3) массовые культурно-просветительские учреждения для проведения досуга, культурных мероприятий и общения...»". Это определение показывает связь клубной деятельности и досуга, то есть собрания клубов проходят во внерабочее время и связаны с просветительской работой. Помимо этого А.И. Кравченко акцентирует свое внимание на членском составе клубов, отмечая, что общность интересов, возникающая в клубах, во многом детерминируется социально-демографическими характеристиками участников. Помимо этого он составляет типологию клубов в зависимости от целей создания клуба и прав собственности на него.

Определения клуба начала двадцать первого столетия привносят новый смысл в понимание клуба. Так появляются определения отдельных клубных форм, попытки их типологизации. В западном издании электронной энциклопедии «Википедия» клуб определяется как «ассоциация людей, объединенных общим интересом или целью» . При этом" выделяются «школьные клубы, профессиональные клубы, сервисные клубы, социальные клубы, клубы по характеру деятельности, деревенские клубы, спортивные клубы и братства» . Таким образом, мы видим большое количество типов организаций, объединенных общим названием «клуб». Клубы являются своеобразным продуктом социального заказа общества в конкретный исторический период. Соответственно, создание определенного типа клуба связано с этапом развития общества, с его национальными, политическими, экономическими и культурными возможностями. Мы полагаем, что данное определение не раскрывает сущность понятия «клуб», поскольку термин «ассоциация» слишком обобщающий и не раскрывает характера организации клубов.

Специфика и состояние ночных клубов в современных условиях

Специфика и состояние ночных клубов г. Екатеринбурга во многом обуславливается его экономическим и культурным ростом в последние пять лет. Активно развивается промышленный и торговый потенциал города, бурными темпами идет градостроительство, естественно, это сказывается и на материальном благосостоянии граждан, и на росте индустрии развлечений. Параллельно с этими процессами в г. Екатеринбурге развивается и культурный потенциал: открываются новые художественные галереи и киноцентры, идет процесс культурного взаимодействия со странами Европы в области искусства (на киноплощадках города регулярно проводятся фестивали британского, немецкого, голландского кино, город посещают всемирно известные артисты эстрады и т.д.). Такое активное развитие культуры города оказывает влияние и на ночные клубы как форму досуга. На сегодняшний день в г. Екатеринбурге насчитывается около пятидесяти официально зарегистрированных ночных клубов и, как минимум, десять незарегистрированных (для сравнения в 2003 году в г. Екатеринбурге насчитывалось тринадцать зарегистрированных ночных клубов, а в 2006 -тридцать пять). Параллельно с этим мы отмечаем и рост потребности в посещении ночных клубов. Так, по данным исследования, проведенного нами в 2005 году, 88% опрошенных студентов высших учебных заведений хотя бы один раз посещали ночной клуб. Исследование 2008 года показывает увеличение количества студентов, посещавших ночные клубы хотя бы один раз, на 10%.

Исследование показало, что возросла потребность в такой форме досуговой деятельности как ночные клубы, которая обуславливается, на наш взгляд, переходом к рыночной экономике и становлением индустрии развлечений. Свобода человека выражается в его выборе, в этой связи человек имеет возможность выбирать для себя любые существующие формы досуговой деятельности в соответствии со своими возможностями и интересами. Параллельно с появлением и развитием рынка удовлетворения досуговых потребностей в девяностые годы двадцатого века перед российскими гражданами открылось большое количество новых досуговых форм для реализации своего выбора. С течением времени часть форм перестали быть востребованными, а часть, претерпевая частичные деформации, устойчиво укоренились в российских жизненных реалиях и продолжают развиваться. К таким формам можно отнести и ночные клубы, но вопрос о том, что же именно способствует росту потребности в ночных клубах, остается до сих пор не изученным па эмпирическом уровне. В рамках нашего исследования мы сочли целесообразным рассмотрение основных характеристик, мотивов посещения и функций, реализуемых ночными клубами, для детального анализа ночного клуба как актуализированной в современном мире формы досуга.

Прежде, чем приступить к анализу состояния и особенностей ночных клубов как формы организованного досуга, нам представляется целесообразным более подробно рассмотреть социально-демографические характеристики посетителей ночных клубов.

Анализ данных исследования показал, что в ночных клубах в 92% случаев встречаются посетители в возрасте до 30 лет. В клубы ходят как женщины, так и мужчины, хотя, можно сказать, что периоды наиболее активного посещения ночных клубов у них приходятся на разные возрастные интервалы. Так девушки, которым еще нет 18 лет, встречаются в ночном клубе в 2 раза чаще, чем молодые люди этого же возраста. В возрасте от 19 до 23 лет активность обоих полов по посещению клубов становится примерно одинаковой, а период от 24 до 25 характеризуется в 3 раза преобладающим количеством мужчин во внутриклубном пространстве. В периоде старше 25 лет мужское посещение возрастает в 4,5 раза по сравнению с женским. Таким образом, мы делаем вывод о том, что посещение ночных клубов во многом детерминируется тендером и потребностями каждого отдельного посетителя, а также мотивационной структурой личности. Преобладающее женское посещение ночных клубов в возрасте до 18 лет (здесь необходимо отмстить, что это противозаконно1) определяется тем, что психологическое и физиологическое взросление девочек-подростков происходит несколько быстрее, чем мальчиков. Соответственно, потребность во «взрослых» формах досуговой деятельности, какой в данном случае выступают ночные клубы, формируется раньше. Возможность реализации данной потребности происходит благодаря «взрослому виду» девочек, который позволяет проходить систему контроля посетителей при входе в ночной клуб. На наш взгляд, период 19-23 лет характеризуется равными долями мужчин и женщин, посещающих ночные клубы, поскольку на этом возрастном этапе потребности молодых людей и девушек в формах досуга примерно равны из-за схожести социальных ролей в обществе (студенчество, начало профессиональной деятельности, первые опыты в отношениях с противоположным полом и т.д.). Преобладающее количество мужчин по сравнению с женщинами в возрасте старше 24 лег мы объясняем более ранней ориентацией девушек на формирование семейных отношений, которые являются причиной снижения активности в посещении ночных клубов.

Посетители ночных клубов на 58% выражены студенческой молодежью, из них 34% являются студентами 3-4 курсов вузов, 13% - 1-2 курсов вузов, 12% - средних специальных заведений. Это может свидетельствовать о том, что студенты первых курсов вузов, а также техникумов менее свободны в выборе досуговых форм, чем студенты старших курсов. Мы объясняем это контролем со стороны родителей за студентами младших курсов, а также меньшей материальной самостоятельностью, выраженной в отсутствии самостоятельного заработкам По данным исследования, 40% студентов старших курсов имеют самостоятельный заработок или приработок и всего 14% студентов средних специальных заведений и 1-2 курса вузов.

Постоянную работу, являющуюся основным видом деятельности, имеют 35% посетителей ночных клубов. При этом собственниками или директорами предприятий являются 4%, руководителями подразделений - 7%, специалистами, менеджерами и служащими - 13%, квалифицированными рабочими - 9%, неквалифицированными рабочими - 2% посетителей. Таким образом, мы отмечаем, что наиболее привлекательной формой досуга посещение ночных клубов выступает для специалистов, менеджеров, служащих и квалифицированных специалистов. Можно предположить, что это связано с другими социально-демографическими особенностями этих групп. Мы полагаем, что неквалифицированные рабочие не являются основной группой посетителей ночных клубов, поскольку не имеют для этого достаточно денежных средств, или характер тяжелой физической трудовой деятельности накладывает отпечаток на хгх нежелание проводить досуг в ночном клубе из-за дополнительной нагрузки на организм. Низкий процент посетителей, занимающих руководящие должности, возможно, обусловлен тем, что эта возрастная группа состоит преимущественно из людей в возрасте старше 30 лет, для которых посещение ночных клубов не является приоритетной формой досуговой деятельности в силу наличия семьи и других интересов.

Факторы, определяющие посещение ночных клубов, и типология посетителей

Социологический анализ ночных клубов как формы организованного досуга предполагает анализ факторов, влияющих на посещение ночных клубов. Под факторами мы понимаем условия, которые оказывают воздействие на посещение ночных клубов, а также определяют характер деятельности во внутриклубном пространстве. В исследовании выделены и проанализированы две группы факторов: объективные (макро) и субъективные (микро). Объективные факторы зависят от состояния общества, от групповых и социальных особенностей посетителей клубов. Субъективные факторы реализуются на уровне индивидуального сознания. К первой группе относятся: внутриклубная атмосфера, средства массовой информации, референтная группа, тендерная специфика, материальное положение, область образования и наличие семьи. Во вторую группу нами включены факторы: отсутсвие хобби, интерес к клубной жизни, опыт посещения ночных клубов, особые мотивы посещения ночных клубов, система ценностных ориентации.

Начнем с анализа объективных факторов. Одним из важных факторов, влияющих на посещение ночных клубов, является внутриклубная атмосфера. Как мы отмечали в предыдущем параграфе, под внутриклубной атмосферой подразумевается специфическое культурное пространство в ночном клубе, образованное за счет взаимодействия людей, близких по своему социальному статусу и интересам; приятной музыки; оригинального дизайна. Наличие атмосферы, по мнению 97% респондентов, является важным стимулом при выборе ночного клуба, а также при реализации досуговой деятельности в нем. Так отсутствие специфической атмосферы в клубе делает его не привлекательным для посетителей, вызывает негативные оценки, создает плохую репутацию. В то время как клуб с хорошо зарекомендовавшей себя атмосферой привлекает новых посетителей даже среди тех, кто ранее не входил в их ряды. Исследование показало, что чем выше материальное положение посетителя, тем значимее для него становится такая характеристика как внутриклубная атмосфера. Так, 98% опрошенных с высоким и 23% с низким уровнем дохода оценили значимость атмосферы как максимальную. Таким образом, атмосфера накладывает отпечаток, как на сам факт посещения клубов, так и на выбор конкретного досугового заведения. При этом посетители с высоким уровнем дохода более ориентированы на выбор клуба с оригинальной, комфортной для них атмосферой. Наши данные подтверждаются другими исследованиями ночной клубной жизни .

Наличие впутриклубной атмосферы также обуславливает процесс активного развития ночной клубной жизни, которая дает возможность посетителям абстрагироваться от повседневности, окунуться в необычную культурную среду музыки и танца, придумать себе какой-то новый образ и полностью ему соответствовать. При анализе рынка клубных услуг эксперты отмечают, что «емкость ночной клубной жизни в г. Екатеринбурге значительно выше, чем в г. Москве, что говорит о несформированности рынка. Это объясняется отсутствием стиля и атмосферы местных клубов, они менее привлекательны, чем Московские» (Б.Ч., 42 года, совладелец клуба «Табакерка»). Таким образом, мы отмечаем значимость атмосферы для развития индустрии ночных клубов. Оказывается, именно этот фактор создает особую привлекательность этой формы досуга для посетителей. Мнение эксперта мы можем подтвердить статистическими данными, так в 2002 г. в г. Москве на один клуб приходилось 6751 человек, а в г. Екатеринбурге — 25871 человек2. Данные указывают на недостаточное количество ночных форм досуга в г. Екатеринбурге, что мы объясняем несформированностью потребности в них среди населения из-за недостаточной привлекательности атмосферы в ныне существующих клубах.

Именно специфичность и нестандартность атмосферы, по нашему мнению, обуславливают ее привлекательность для посетителей и делают ее фактором, оказывающим влияние на посещение ночных клубов.

Следующим важным фактором, влияющим на посещение ночных клубов, являются средства массовой информации. Последнее время тема ночных клубов в СМИ существенным образом актуализировалась. Телевидение транслирует привлекательный и «гламурный» (как это принято называть в среде посетителей ночных заведений) образ человека, проводящего свой досуг в ночных клубах. Этот образ создается за счет внешней привлекательности героя, модности одежды, непринужденности в общении, и ориентации на /юсуговую, а не на профессиональную деятельность. В роли героя программ про внутриклубную жизнь часто выступают известные эстрадные исполнители. Безусловно, это не может не оказать влияние на подрастающее поколение, проводящее свободное время перед телевизором и прослушивающее радиостанции. Помимо этого, СМИ выступают значимым источником информации о ночных клубах (открытие новых клубов, проводящиеся вечеринки, анонсы предыдущих вечеринок и т.д.), что также оказывает влияние на их посещение.

Анализ результатов нашего исследования показал, что 47% респондентов выделяют СМИ, как значимый для себя фактор при посещении клубов, при этом 7% получают информацию о ночных клубах по телевидению, 13% - по радио, 14% - из тематических печатных СМИ, а 13% - из Интернета. Мнение экспертов при анализе значимости влияния СМИ на посещение ночных клубов также можно назвать однозначным: «Современные продвинутые клубы не в состоянии обходиться без качественного промоушина, который мы осуществляем, главным образом, через СМИ. Далеко не все клубы в состоянии позволить себе рекламу на ТВ, поэтому здесь на первый план выходят специализированные радио программы, журналы и сайты. Однако затрачиваемые усилия получают вознаграждение в качестве увеличения количества желающих попасть в клуб на пропиаренных вечеринках вдвое, а иногда и в несколько раз» (И.В., 38 лет, директор ночного клуба «Подвал»).

Таким образом, исследование показало, что СМИ оказывают существенное влияние как на привлечение новых людей в клубный досуг, так и на информированность о ночных клубах.

Одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на посещение ночных клубов, выступает референтная группа. Референтную группу мы рассматриваем как реальную или воображаемую группу, являющуюся для индивида эталоном, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки1. При изучении посетителей ночных клубов в роли референтной группы выступает «тусовка», определяемая нами как группа близких по своему социальному, экономическому и мировоззренческому положению посетителей определенных ночных клубов.

Внутриклубная «тусовка» выступает в качестве основного источника информации о ночных клубах, что подтверждают 52% респондентов, отметивших, что получают информацию о клубах от друзей и знакомых, из них 37% считают этот источник наиболее удобным и достоверным. Так же 88% посетителей сообщают, что начало их посещения ночных клубов связано с наличием друзей и знакомых, которые их заинтересовали клубным досугом. Таким образом, с одной стороны, «тусовка» способна формировать у индивида потребность в посещении ночных клубов; а с другой стороны, поддерживать дальнейший интерес путем создания благоприятного досугового коммуникационного пространства в клубе и выступать основным источником информации о ночной жизни.

Похожие диссертации на Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ