Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе Тхагапсова Ирма Борисовна

Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе
<
Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тхагапсова Ирма Борисовна. Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе : 22.00.06 Тхагапсова, Ирма Борисовна Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе (на примере Карачаево-Черкесской Республики) : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Майкоп, 2006 176 с. РГБ ОД, 61:07-22/39

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методология исследования межэтнических культурных процессов 15

1.1 Этнокультурные отношения в полиэтническом регионе: общее и особенное 15

1.2 Идентичность и идентификация как элементы национального самосознания 36

1.3 Национальная политика как фактор этнокультурной специфики северокавказского региона 62

ГЛАВА 2. Этнокультурные процессы на северном кавказе как определяющий фактор межэтнического взаимодействия 86

2.1 Трансформация социально-культурных и конфессиональных ориентации в Карачаево-Черкесии в постсоветский период 86

2.2 Карачаево-Черкесская республика в современном общероссийском 102

пол и культурном пространстве: социологический срез 102

2.3 Основные направления оптимизации этнокультурной политики в Карачаево-Черкесии 124

Заключение '. 140

Список использованной литературы 148

Приложения 167

Введение к работе

Актуальное!ь темы исследования. Современные тенденции социально-культурного развития в полиэтническом регионе Северного Кавказа обусловлены тем, что в речультатс распада СССР в общественной жизни народов Северного Кавказа сформировались деструктивные по своей сути зтпополи-тические движения, направленные, с одной стороні,!, на достижение политической самостоятельности этнических общностей, с другой - на разрушение перспектив социально-экономического и культурного развития в составе Российской Федерации. Наметившаяся із связи с этим тенденция к тпппации и

і реинтеграции на традиционалистской основе, возросшая межэтническая кон-

куренция, усилившаяся вынужденная этническая миграция привели к региональному кризису с негативными последствиями для населения всего региона.

Происходящее привлекает общественное и исследовательское внимание. Существенно увеличился объем публикаций, посвященных Северному Кавказу периода социальной трансформации последних десятилетий. її условиях плюрализма и демократизации социальные и этнокультурные процессы, развертывающиеся в регионе, воспринимаются по-разному как обшествен-

I ным сознанием, так и в рамках научной рефлексии.

Глобализационные процессы, сопровождающиеся трансформацией государственных, культурно-языковых, этнических границ и пространственной децентрализацией предопределяют возникновение и усиление противоположных тенденций -этнического национализма и культурного «почвенничества». Стремление сохранить культурные идентификационные основания выступает своеобразной реакцией на нарастающую унификацию духовной и материальной культуры. Современные социокультурные процессы, имеющие

-J место в северокавказском регионе, вызывают необходимость усилить внимание к теоретическим и методологическим поискам новых тенденций их изучения. Особое значение приобретают те подходы к анализу социальных и тг-нокультурных процессов, которые позволяют по-иному взглянуть на их интерпретацию, на их соотношение, взаимосвязи, структуру, механизмы воспроизводства и динамики. Нестереотипизированпые образы Северного Кавказа, его народов и культур как рациональная цель, достижимая средствами социологической науки, востребована современным научным обществом России и толерантными кругами общественности.

Расширение теоретико-методологических перспектив имеет и важное прикладное значение. Плюрализм способствует осмысленному выбору стратегии решения общих и конкретных проблем социального и этнокультурного характера применительно к северокавказскому региону.

Исследуемые проблемы имеют два аспекта - событийный и теоретико-методологический. Речь идет о том, что в постсоветский период Северный Кавказ фактически оказался в эпицентре сложнейших процессов и обстоятельств. Деконструкция сложившегося социального порядка, суверенизация, распад одних ^ідентичностей и формирование новых, миграции, традициона-лизация и модернизация, социальные конфликты - эти и масса иных событий и процессов наполнили конкретным смыслом и значением современную жизнь данного региона.

Этническая принадлежность продолжает оставаться значимой в вопросах формирования социальных отношений. Толерантность и признание культурных, национальных различий становятся одними из важнейших условий дальнейшего существования и развития человечества в целом. Однако решение этой проблемы лежит не в этнической унификации, а в нахождении моделей социальной коммуникации, позволяющих сохранить или сформировать позитивно-ресурсные основания национальных культур в условиях межэтми-

чес ко го взаимодействия. Первостепенной задачей, таким образом, становится изучение влияния тех или иных социальных факторов, прежде всего, фактора межэтнического взаимодействия, на социализацию личности, формирование ее мировоззрения и самоидентификации.

Научный анализ социальных проблем, являющихся предметом данного исследования, позволяет прогнозировать многие процессы, происходящие в северокавказском социокультурном пространстве.

В Карачаево-Черкесии, как и во всех полиэтническиих регионах России, в постсоветский период идет борьба за переоценку ценностей этносов. Игнорирование таких, веками выработанных, культурных ценностей и норм малых этносов, как любовь к родной земле, языку, истории и культуре, уважительное отношение к старшему поколению, к представителям других пародов и может нарушить сложившийся диалог культур.

Данное обстоятельство выявляет необходимость изучения социальных функций культуры малых этносов Карачаево-Черкесии, их отношение к собственной и иным культурам. Проблемы этнокультурных трансформаций в регионе в такой плоскости теоретически ранее не исследовались, несмотря на то, что их практическая значимость очевидна.

Актуализирует тему исследования и то, что изучаются реальные этнокультурные процессы, происходящие в одном из самых полинациональных и поликонфессиональных регионов России - Карачаево-Черкесской Республике.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование социальных и этнокультурных процессов рассматривается в теоретико-методологическом, социально-философском, социологическом, этнологическом, социально-психологическом и других аспектах. Изучение процессов имеет широкую социологическую традицию, которая методологически и концептуально представлена различными направлениями.

Определяющий вклад и исследование теоретико-методологических аспектов социальных процессов внесли представители классической социологии: М. Вебер, Э. Дгоркгсйм, М.М Ковалевский, Г. Спенсер, Ч.Х. Кули, Дж -Г.Мид, П.А.Сорокин.

Проблема культурного многообразия приобрела важное значение в исследованиях Н. Я. Данилевского, К. Клакхона, Л. Кребера, Л.Д. Тойнби, О. Шпенглера. Этнический и культурный аспекты социального взаимодействия рассмотрены в работах 10.В. Арутюияна, Е.А. Бондаренко, Jf.H. Гумилева, ЯМ. Дробижевой, Б.Ф. Поршнева.

С точки зрения методологических подходов к исследуемым феноменам российскую и западную литературу, посвященную межэтническим отношениям, идентичности, можно разделить на три группы: примордиальный (англ. primordial - изначальный), модернистский (инструментальный) и поет-иеклассический или, как его называют в российской литературе, конструктивистский.

Представители примордиалыюго подхода (Ю.Бромлей, А. Г'улыга, В. Козлов, Э. Смит и другие) рассматривают нацию (этнос) в качестве расширенной родственной группы. Это высшая форма этнической общности людей, возникшая в эпоху формирования буржуазных отношений и ликвидации на этой основе феодальной раздробленности этнической территории и объединения людей, говорящих на одном языке, имеющих общую культуру, традиции, психологию и самосознание.

Модернистский и постнеклассический подходы к нации представлены в исследованиях О. Бауэра, Д. Брони, Э. Геллпсра, Э. Хобсбаума. Большинство современных российских социологов либо остаются на позициях примордиалыюго подхода, либо пытаются адаптировать западную методологию к анализу российского материала (А.О. Бороноев, Т.И. Заславская, В.А. Тишков).

Сторонники постнеклассичсского подхода вслед за Б. Андерсеном трактуют нации как «воображаемые сообщества». Воображаемыми большие сообщества являются вследствие того, что члены даже самой маленькой нации не могут знать друг друга в лицо или даже слышать друг о друге, но у каждого в сознании существует образ их общности. Собственно, все крупные сообщества людей являются воображаемыми, дело заключается в способе воображения.

Постпекласспческий подход к проблеме нации (этноса) и методология исследований механизмов построения национальной идентичности являются новыми для российской социологии. Они позволяют по-иному взглянуть на отечественную специфику формирования отечественной национальной идентичности.

Исследования, посвященные социально - философским аспектам развития этносоциальных процессов, включают работы общетеоретического плана: Н.А. Бердяева, Ю.В. Бромлея и наших современников В.Г. Бабакова, В.А. Тишкова.

Проблема социальной идентичности выступает предметом исследований П. Бергера, Э. Гиддепса, Т. Лукмана, Г. Тэджфела, Дж. Тернера, 0. Фромма, Э. Эриксона, В.А. Ядова.

Наиболее значимыми в изучении влияния этнической составляющей на особенности социокультурной идентификации личности являются исследования А.В. Арутюняп, В.В. Кочеткова, II. М. Лебедевой.

Необходимо отметить существенный вклад научных работников северокавказского региона и Карачаево-Черкесии в изучение проблем этнокультурного развития и регионального аспекта культурной политики в современной России. Методологическое значение для исследования отмеченных проблем Необходимо отметить существенный вклад научных работников северо-кавказского региона и Карачаево-Черкесии в изучение проблем этнокультур-

ного развития и регионального аспекта культурной политики в современной России.

Методологическое значение для исследования отмеченных проблем имеют труды ученых-социологов, философов, этнографов ІМ'. Лбдулатипова Б.Х. Акбашева, Т.И. Афасижева, Б.Х. Бгажнокова, А.Х. Нрижевой, Х.М. Казанова, О.М. Козлова, А.И. Куропятника, С.А. Ляушевой, В.Ш. Нахушепа, Э.Х. Пансша, Н.Г. Скворцова, В.Х. Тхакахова, К.Х. У нежена, P.M. Хапаху, АЛО. Шадже. Ими был дан обстоятельный анализ конкретных этпоиолитичс-ских, социальных, экономических и культурных проблем. Предпринята попытка раскрыть характер и перспективы развития межэтнических отношений между этническими группами северокавказского региона. Сделаны также важные теоретические обобщения причин современных противоречий и конфликтов на территории Российской Федерации и, в частности, на Северном Кавказе.

Целью диссертационного исследования является анализ этнокультурных процессов, происходящих на Северном Кавказе (па примере Карачаево-Черкесской Республики), способствующих сохранению и выживанию культуры малых этносов в условиях глобального кризиса российского общества, и определение основных ориентиров региональной национальной политики. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. проанализировать основные методологические подходы к исследованию социальных и этнокультурных процессов на Северном Кавказе;

  2. исследовать взаимосвязи между конструированием идентичности и идентификации как элементов национального самосознания;

  1. выявить диалектику взаимоотношений между социальными и этнокультурными процессами в Карачаево-Черкесской Республике.

  2. определить основные ориентиры региональной культурной и национальной политики;

')

В качестве объекта исследовании определены этнокультурные процессы, происходящие в культурах малых этнических групп Северного Кавказа и Карачаево-Черкесии, способствующие их выживанию и развитию.

Предметом исследовании являются механизмы формирования этнокультурных отношений и идентичности под влиянием полиэтнической среды.

Основная гипотеза исследования. Господство в современной России номенклатурного монополистического капитализма, всячески блокирующего более активное вмешательство институтов государства в регулирование межэтнических отношений с точки зрения проблем равенства, предполагает необходимость выработки основных направлений оптимизации этнокультурной политики на Северном Кавказе и в Карачаево-Черкесии.

Теоретико-ліетодологичсскаи основа исследования.

Методологией диссертационной работы избран системный подход, который является одним из наиболее современных методов изучения сложных и многоуровневых объектов, находящихся в динамическом взаимоотношении друг с другом и окружающей средой. Исследуемой системой в данной диссертации выступает общая культура северокавказских народов. В качестве подсистем, подлежащих рассмотрению, были взяты культуры и конкретные составляющие элементы этнических культур Северного Кавказа и Карачаево-Черкесии.

В диссертации соединяются принцип историко-материалистичеекого подхода к феномену этнокультуры с обращением к экономическому фактору в ее формировании, социокультурным и политическим условиям возникновения этнической общности. Используется совокупность методологических приемов и подходов, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, философии, истории, этнологии, антропологии, социальной психологии. Методологическими основами исследования явились общенаучные методы, цивилизационный подход к явлениям культуры.

социокультурный и культурологический подход к проблеме традиций и ценностных ориентации, системный анализ, принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, этнографов.

Предметная очерченность работы предполагает акцептацию исследовательского внимания на теориях конструирования социальной реальности П. Бергмана и Т. Лукмана, микросоциологических подходов Дж.-Г. Ми да, Ч. Кули, теории структурации Э. Гидденса, концепции габитуса II. Бурдье. Значимыми в процессе рассмотрения структурной организации социокультурной идентичности оказались работы Т.И. Заславской, В.А. Ядова.

В контексте определения границ этноса и этпичпости основы диссертации составляют работы представителей примордиалыюго подхода Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, С.В. Широкогорова, конструктивистской парадигмы - Б. Андерсона, Ф. Барта, Э. Геллнера, В.А. Тишкова. Теоретически значимыми явились результаты этносоциологических исследований, посвященных изучению проблем этнических границ, осуществляемых под руководствам Л.М. Дробижевой.

Методически диссертационное исследование ориентируется на сочетание исторического и логического методов, теоретическое обобщение эмпирических и статических материалов.

Эмпирическую базу исследования составили статистические материалы общероссийского и регионального характера, данные социологических исследований на Северном Кавказе, а также исследования, проведенные диссертантом в Карачаево-Черкесии. Общий объем в двух выборочных масштабах исследования составил 700 респондентов из различных социальных групп республики.. Также были использованы существующие в социологической

м науке представления о принципах, методах и условиях организации работы в полиэтнической среде.

Методы исследования, примененные диссертантом: системный, социологический, диалектический, исторический, метод классификации, метод анализа и синтеза, прогнозирования, и другие.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

раскрыты особенности социальных и этнокультурных отношений на Северном Кавказе и механизм их воспроизводства;

предложено в процессе систематизации, обобщения и анализа источников по проблемам социальной идентификации субъектов повое понимание соотношения социальной идентичности и этничпости;

- исследовано развитие социальной и культурной сфер в Карачаево-
Черкесской Республике - одного из полиэтнических регионов Российской
Федерации, который длительное время находится в состоянии затянувшегося
межэтнического конфликта, выявлены факторы, позитивно и негативно
влияющие на межэтнические отношения в республике;

- изучены и изложены особенности социальных функций культуры ма
лых этносов иа основе анализа эмпирических данных, полученных автором в
ходе исследования реально сложившейся этнокультурной ситуации в респуб
лике;

- рассмотрены перспективы этнокультурных процессов в регионе и
возможности их оптимизации.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащийся в нём фактический материал, теоретический анализ и выводы углубляют существующие малоразработанные представления о социальных функциях культуры малых этносов и характере изменений этнокультурной ситуации в Карачаево-Черкесии,

Практическая значимость состоит в определенном приращении социологического знания. Материалы и выводы диссертации найдут применение:

-при разработке курсов и спецкурсов по социологии, этнологии, социальной антропологии;

-в процессе изучения специфики социальных и этнокультурных отношений в рамках регионального социального пространства;

- при подготовке методических пособий по социологии, политологии и рсгионологии.

Выводы диссертанта о современных этнокультурных процессах па Северном Кавказе и в Карачаево-Черкесии могут использоваться региональными властями, органами местного самоуправления в целях формировании мер по стабилизации этнических взаимодействий, социального самочувствия жителей региона.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Стремление сохранить культурные идентификационные основания выступает своеобразной реакцией на нарастающую унификацию духовной и материальной культуры. Трансформация этнокультурных процессов вызывает необходимость усилить внимание к теоретическим и методологическим поискам новых тенденций изучения данных феноменов. Толерантность и признание культурных, национальных различий становятся одними из важнейших условий дальнейшего существования и развития человечества в целом. Однако решение этой проблемы лежит не в этнической унификации, а в нахождении моделей социальной коммуникации, позволяющих сохранить позитивно-ресурсные основания национальных культур в условиях межэтнического взаимодействия.

  2. В северокавказском полиэтническом регионе особого внимания заслуживает пересечение территориальной и этнической идентификации. Огни-

ческая идентификация приводит личность к растущему осознанию принадлежности к своему народу через этническую культуру, а территориальная приводит к углубляющемуся пониманию своего причастия к данной общности, представители которой независимо от национальности начинают руководствоваться общими социокультурными правилами, свойственными данному региону,

  1. В диалектике взаимоотношений между социальными и культурными процессами в Карачаево-Черкесии одной из основных социальных функций культуры выступает функция позитивного регулирования межэтнических отношений, благодаря которой преодолено противостояние между народами республики.

  1. Положительная культурная динамика меньшинств, живущих в условиях иноэтнического доминирования, требует дополнительной государстве! 1-ной поддержки. В связи с этим одна из основных целей политики обеспечения национальной культурной безопасности России - поддержание режима демократии применительно к меньшинствам, создание для них реального, а не формального равенства с этническим большинством населения, содействие полноценному включению их в общероссийское культурное пространство.

Апробация работы осуществлена на ряде научных и научно-практических конференций: Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, 2004г., Нальчик; «Кавказ между Западом и Востоком», 2006 г., г.Карачаевск.; Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, 2006г., Мальчик; Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационный менеджмент на транспорте», 2006г., г. Туапсе и др. и и ряде научных публикаций.

Сформулированные в диссертационном исследовании положения проверялись в ходе социологических исследований, проведенных автором в 2005-2006 гг.

Структури диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы. Диссертационная работа иллюстрирована таблицами и диаграммами, отражающими результаты проведенного социологического исследования.

Этнокультурные отношения в полиэтническом регионе: общее и особенное

С началом нового столетия в социальной теории мирового и отечественного научного знания все более нарастает интенсивный процесс формирования и становления новых объяснительных моделей современных этнокультурных процессов. Под этнокультурным процессом как феноменом материального и духовного воспроизводства жизни социума, в данном случае, условимся понимать сложнейший процесс социальной и этнической эволюции общества под влиянием многообразных факторов развития культуры - совокупного продукта непрерывной творческой деятельности человека во всех сферах бытия и сознания.

Актуализация научного интереса к исследованию данного феномена в наше время связана с резким усилением противоречий, затрагивающих исторические судьбы многих стран и народов. Акцепты социально-познавательного интереса переносятся с анализа функционирования деперсонифи-цированных социальных, политических и экономических структур на и взаимодействие конкретных этносов. Особое значение такой подход приобретает в условиях социальной напряженности в российском геополитическом пространстве, где происходят стремительные радикальные перемены во всех сферах социальной организации и повседневной жизни людей.

Исследование этнокультурной ситуации в обществе, с одной стороны, обнаруживает необычайное многообразие позиций и динамизм развития в системе национальных обычаев и традиций как исходной реальности культуры. С другой стороны, в современной культуре имеются устойчивые образования (ценности, нормы), которые обеспечивают и поддерживают совокупность зна 16 чимых для большинства членов общества представлений о социальных целях его развития, способах решения проблемных задач в различных сферах социокультурной жизни.

Аргументация роли и сущности нового подхода к интерпретированию этнокультурных процессов в социологии осуществляются автором в следующей последовательности:

- выявление методологических возможностей и концептуальных основ этнокультурного подхода, перспектив его использования при исследовании социальных процессов;

-обоснование перспектив интеграции социокультурного и этнокультурного подходов в изучении социальных процессов;

- проведение историко-социологического анализа основных работ, отдельных подходов и позиций в исследовании этнокультурных процессов в мировой и отечественной науке с точки зрения понятийного аппарата и методов исследования;

- раскрытие основных тенденций этнокультурных трансформаций и перспектив страны в условиях глобализации.

В качестве конкретных методик этнокультурных исследований выступает весь арсенал социологических методик и процедур эмпирических исследований. Закономерно, что социология культуры основывается на общих методологических принципах и аналитических методах, широко применяемых социологией: системный, структурно - функциональный анализ и кросскультурный анализ, лингвистические, культурологические, психологические подходы. Обычно взаимодействие различных методов в процессах этнокультурных исследований дает наиболее существенные научные результаты.

Методология анализа этнокультурных процессов имеет давнюю историю возникновения и развития. Наибольший интерес представляют труды М.М. Ковалевского «Современный обычай и древний закон», «Этнография и социология», где автором освещены основы так называемой «генетической социологии», как учения об исходных методах в развитии семьи, рода, этноса.

П.А. Сорокин, хотя специально и не занимался проблемой этнокультурных процессов, но вопрос о национальных общностях неоднократно ставился в его трудах. Некоторые его идеи имеют большое методологическое значение для теории нации. Например, суть национального вопроса заключается для него в том, что проблемы национального (этнического) неравенства являют собой одну из составных частей общего учения о правовом неравенстве членов одного и того же государства."

С особой концепцией межэтнических процессов в России выступил Н.Я.Данилевский. Его идея носила описательный характер и основывалась па культурно-психологическом объяснении природы национально - этнической общности: «Народности, национальности - суть органы человечества, посредством которых заключающаяся в них идея достигает в пространстве и во времени, возможного разнообразия, возможностей многонационального су-шествования».

Исследователь проблем этносов - СМ, Широкогоров представлял со-циобиологическое направление в социологии. Именно ему принадлежит первая общая концепция этноса как явления самостоятельного, а не вторичного. Он охарактеризовал этнос как «форму, в которой происходит процесс создания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать».

Национальная политика как фактор этнокультурной специфики северокавказского региона

Национальная политика является самой сложной и крайне чувствительной сферой человеческих отношений, характер ее развития имеет первостепенное значение для России, которая всегда была и остается полиэтнической. В этих уникальных условиях необходимы учет интересов проживающих в ней представителей различных национальностей, вдумчивый подход к интенсивному процессу развития и гармонизации межнациональных отношений, решение вопросов экономического развития, внимание к развитию культуры, к социальным и кадровым проблемам. Значимость национальной проблемы возрастает применительно к этапу консолидации российского общества в единую нацию-российский многонациональный парод.

В настоящее время реальность латентной и явной угрозы безопасности России в этнокультурной сфере, возникающей на линии соприкосновения эт-ничности и государственности, а также взаимодействия различных этнических групп, мало у кого вызывает сомнение. Под этнокультурной безопасностью мы понимаем состояние устойчивого функционирования и воспроизводства культур всех национальных групп, составляющих население РФ. Ей присущи: повышение уровня их адаптивности к социальном изменениям; возможность участия в свободном взаимообмене культурными ценностями; сохранение их членами своей этнической идентичности. Снижение рисков в обозначенной области обеспечивается прогнозированием векторов этнокультурных процессов в масштабах страны (региона) и поддерживается за счет институционализированной государственной политики, способствующей реализации этнокультурных прав индивидов или групп. Все социальные объекты, рассматриваемые с точки зрения безопасности в этнокультурной сфере, представляют структурированные системы, осуществляющие свою жизнедеятельность в адекватной для них социальной среде, на всех уровнях которой идут разнообразные процессы. Они могут нести реальную угрозу этнокультурной безопасности индивидов или групп (например, культурная ассимиляция, утрата этнического своеобразия), а могут лишь восприниматься в качестве таковой. Отметим также, что культурная ассимиляция сопровождается опасным социальным явлением - культурной маргинализацией, то есть существованием вне нормативной культуры. Попутно подчеркнем, что степень конфликтности ситуации в среде этнических культур прямо зависит от скорости и интенсивности процессов, протекающих как внутри самой группы, так и в социальном пространстве вокруг нее.

Используемый нами подход позволяет, прежде всего, реально оценить сильно преувеличенное, на наш взгляд, влияние демографического фактора на этнокультурную безопасность современной России. Вопросы этнической демографии, представляющие известную сложность, замутнены некомпетентными суждениями, поверхностными оценками и спекуляциями о «русском кресте». Появилось утверждение о постепенном вымирании русских и, напротив, лавинообразном увеличении численности «инородцев», особенно уроженцев Северного Кавказа. Действительно, демографическую ситуацию в России нельзя назвать благополучной. Депопуляции на территории нашей страны подвержены не только русские, но и представители всех остальных этносов, достигших стадии демографического перехода, которой присущ нулевой или отрицательный прирост численности населения. При рассмотрении этнокультурных аспектов миграционных процессов и их экономико-социальной стороны становится очевидным тот факт, что основная издержка миграций в РФ связана не столько с их количественными характеристиками сколько с темпами, а главное - социально - культурной дистанцией между «новоселами» и «старожилами», обусловленной основным вектором движения: «Юг-Север», «село-город». Быстрота, с которой в настоящее время происходят изменения этнической структуры того или иного региона, значительно понижает адаптивный социально-психологический потенциал взаимодействующих этнических групп, ибо они подвергаются «культурному шоку», 16 составляющему особенность современной фазы ми-грационпо-урбанизационных перемещений. Сказанное относится к этническим группам населения Кавказа.

Поскольку коллективная адаптация этнической группы приобретает ущербный характер: в социальном плане наблюдается неполная интеграция ее членов в жизнь принимающего социума. Русское же большинство, по-настоящему столкнувшееся с массовыми людскими потоками относительно недавно, также прибывает в состоянии стресса от участившихся контактов с представителями нетрадиционных этнических групп.

Трансформация социально-культурных и конфессиональных ориентации в Карачаево-Черкесии в постсоветский период

В постсоветский период развития России произошел кардинальный кризис экономики, политики, культуры России. Государство перестало полноценно выполнять такие свои фундаментальные функции, как определение стратегии развития культуры и ее финансирования. Существенно изменилась культурная политика страны. Одновременно с этим через СМИ происходило беспрецедентное в истории воздействие западной культуры на отечественную. В результате этого в социокультурном пространстве России сформировалось множество культурных течений, в том числе и негативно влияющих на общественное сознание россиян, разрушающее традиции и ценности. Данное обстоятельство актуализировало потребность изучения и уточнения места и роли культуры в преодолении переживаемого страной системного кризиса.

В происходящих на современном этапе социокультурных процессах заслуживают серьезного внимания изменения, которым подвергаются культуры малых этносов. Казалось бы, они в большей степени могут быть подвержены негативному влиянию СМИ, однако этого не наблюдается. Напротив, малые этносы обращаются к истокам своей духовности, основам своих национальных культур и черпают в них силы для самосохранения, выживания и развития.

В Карачаево-Черкесии, как и во всей России, в постсоветский период идет борьба за переоценку ценностей отечественной культуры, что может нарушить сложившийся диалог культур и привести к игнорированию таких, веками выработанных, культурных ценностей и норм малых этносов, как любовь к родной земле, языку, истории и культуре, уважение к старшим, детям, женщине, и другим этносам.

Предки абазин, карачаевцев и черкесов издревле обитали на территории республики. К X веку завершилось формирование адыго-черкесской народности. В XI - XIV веках сложилась карачаевская народность. В XIV -XVI веках на территорию области из Абхазии переселились абазины, в XVII веке из Приазовья и Поволжья - ногайцы. Для защиты от набегов крымско-турецких феодалов в середине XVI века был заключен политический союз с Россией, а в 1-й половине XIX века территория была присоединена к России.

Абазины, черкесы, карачаевцы и ногайцы составляют около 0,5% населения. Карачаевцы живут главным образом в южной, а черкесы, абазины и ногайцы в северной части.

Абазины {самоназвание - абаза) - потомки разноязычного населения, обитавшего на восточном побережье Черного моря. На современной территории Карачаево-Черкесии известны с XIV века. В этнографическом отношении делятся на 2 группы: таланта и шкарауа. Говорят на абазинском языке, относящемся к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказских языков. В основе литературного языка - тапаптский диалект. Письменность создана в 1932 году на основе латинского алфавита, а в 1938 году на основе русской графики.

Черкесы (самоназвание - адыгс) - общее наименование адыгов многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племен Се-верного-Кавказа, появившееся в письменных источниках в XIII веке и употреблявшееся в русской литературе вплоть до первых лет советской власти. В период существования СССР так называлось адыгское население Карачаево-Черкесской АО {в том числе потомки кабардинцев, переселившихся на Кубань в первой трети XIX века). Черкесы говорят на кабардино-черкесском языке, относящемся к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказских языков. Основные диалекты: баксаиский, моздокский, кубанский. Письменность создана в годы советской власти в начале на базе латинского алфавита (1823), а в 1936 году - на основе русской графики.

Карачаевцы (самоназвание - карачайлы), родственны балкарцам. В сложении карачаевской народности участвовали местные горские племена, жившие здесь в эпоху бронзы, а также аланы, болгары, кипчаки, традиции которых прослеживаются в культуре карачаевцев и в XX веке. Говорят на карачаево-балкарском языке, который относится к кыпчакской группе тюркских языков. Основные диалекты: карачаево-балкаро-чегемский и малкар-ский диалект. Письменность на базе русского алфавита существует с 1936 года.

Ногайцы {самоназвание - нагайи) - потомки тюркских и монгольских племен, входивших в улус золотоордынского темника Ногая, смешавшихся с тюркоязычными половцами и воспринявших их язык. Ногайский язык относится к кыпчакско-ногайской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Выделяют 3 диалекта: собственно-ногайский (Ставропольский край), ка-раногайский (Дагей) и акногайский (Карачаево-Черкесия). Литературный язык создан после Октябрьской революции. До 3928 года использовалась арабская, позднее латинская, ас Г938 года русская графика.71

Основные направления оптимизации этнокультурной политики в Карачаево-Черкесии

В Карачаево-Черкесской Республике назрела острая необходимость пересмотреть весь комплекс национальных отношений и устранить деформации в национальной политике базирующейся на федеральной Концепции. Не вызывает сомнений, что не следует се копировать, а надо обдуманно видоизменять применительно к условиям республики, с учетом этнических особенностей.

Пет ни у кого сомнений в том, что должны быть приняты срочные И решительные меры по оздоровлению сложившейся экономической, политической и этнокультурной ситуации:

- многие важнейшие показатели социально-экономического развития республики ниже среднероссийских в 3-20 раз; I

- валовый региональный продукт на душу населения более чем в 3 раза ниже среднероссийского;

- объем внешнеторгового оборота в 20 раз ниже среднероссийского показателя;

- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 42%;

- по результатам проверки Счетной палаты РФ в 2003 году удельный вес финансовой помощи республиканского бюджета составил 95,2%;

- к началу 2005 года из 200 тысяч трудоспособного населения постояп-ную работу имеет только лишь каждый третий;

- по количеству чиновников Карачаево-Черкесия опережает в 3 раза средний уровень по ЮФО и России в целом.

Мало что реализовано из предвыборной программы «Двадцать шагов» Президента республики М.А. Батдыева, в частности, ни в экономическом развитии, ни в реализации кадровой политики особых сдвигов не наблюдается. Так называемая «оптимизация численности государственных служащих» привела ни к уменьшению их количества, а скорее к увеличению. (См. приложение 3, 4).

Заместитель главы Администрации Президента Карачаево-Черкесской Республики М.А. Каракетов утверждает, что «администрацию Президента интересует другое - насколько повысилась действенность исполнительной власти, эффективность управления, что в итоге должно привести к повышению благосостояния жителей республики».96

Социальное и этническое сплетены в единое целое. В их взаимосвязи имеют место взаимопереходы и взаимовлияния, которые осуществляются и ходе социального прогресса неоднозначно. Несмотря на то, что главенствующая роль принадлежит социальному - это более подвижная, быстро меняющаяся сторона, этническое начало более устойчивое, в определенной степени консервативное. Следовательно, необходимо делать ставку именно на этнические ценности, привлекать к этому способную и деятельную часть каждого народа для реализации общих социальных и экономических целей. Но обмануть местные народы ложными надеждами, как это было сделано уже не раз, нельзя.

Несмотря на недостатки в методах осуществления национальной политики в Карачаево-Черкесии, властные структуры республики, проявив политическую дальновидность, пошли на образование Указом Президента и Постановлением Народного Собрания КЧР (парламента) за № 3003 от 29.12.2005г. новой административно-территориальной единицы - Абазинского района в составе КЧР, с установлением переходного периода до 01. 01. 2009г. Данный вопрос стоял на повестке в течение 15 лет, а был решен только в наши дни. (См. приложение 5).

Логическим продолжением работы, проводимой руководством республики по обеспечению социального, экономического и национально-культурного развития стало создание Совета по делам национальностей при Президенте КЧР, по распоряжению от 10.2005года Совет был образован с целью:

- подготовки научно-обоснованных рекомендаций по реализации государственной политики в республике;

- эффективного использования ее научного потенциала для разработки и проведения исследований в сфере национальных отношений;

- расширения и улучшения межрегиональных и международных связей с научно-исследовательскими центрами, работающими над изучением процессов межэтнического взаимодействия.

Совет для решения возложенных на него задач имеет право:

- вносить в установленном порядке Президенту КЧР и в иные органы исполнительной власти предложения по вопросам, входящим в компетенцию Совета;

- привлекать при необходимости дополнительных экспертов для проработки вопросов;

- разрабатывать рекомендации в пределах компетенции Совета по практическому осуществлению решений, принятых по соответствующим вопросам Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, Президентом КЧР;

- осуществлять экспертизу публикаций, радио и телепередач, посвященных национальной проблематике. {См. приложение 6).

Первым программным документом Совета стала «Концепция государственной национальной политики Карачаево-Черкесской республики», обосновавшая основные цели и задачи национальной политики республики:

1. Совершенствование межэтнических отношений, укрепление дружбы между народами КЧР.

2. Обеспечение условий для полноправного социально-экономического и национально-культурного развития народов республики,

3. Упрочение гражданской и духовно-нравственной общности народов на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. 7

«Концепция» разрабатывалась в соответствии с конституционными нормами по разграничению предметов ведения, прав и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Основные положения и подходы Концепции основывались на этическом и культурном плюрализме как условии сохранения и развития общественного согласия в республике, гармонизации межэтнических отношений с позиций равенства и соучастия. Одним из первых подтверждений реализации концепции стал план мероприятий развития куначества в КЧР. Определение кунаков - побратимов городов, районов и населенных пунктов для КЧР из числа субъектов России и подписания с ними соответствующих договоров о дружбе и сотрудничестве.

Похожие диссертации на Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе