Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы духовного становления личности .
1.1. Культура как духовная детерминанта социального взаимодействия
1.2. Социальная обусловленность современной кризисной ситуации процессов духовного становления личности 37
1.3. Гуманизация образования в вузе как фактор смены образовательной парадигмы 68
Глава 2. Практика инновационных процессов в системе гуманизации образования в вузе .
2.1. Инновационные формы гуманизации образования в вузе и их роль в становлении личности 85
2.2. Влияние субъект-субъектных взаимодействий в образовательных системах на формирование приоритетов духовных ценностей (социологический анализ) 120
2.3. Вариативные модели инновационных форм гуманизации образования в вузе 144
Заключение 171
Литература
- Культура как духовная детерминанта социального взаимодействия
- Социальная обусловленность современной кризисной ситуации процессов духовного становления личности
- Инновационные формы гуманизации образования в вузе и их роль в становлении личности
- Влияние субъект-субъектных взаимодействий в образовательных системах на формирование приоритетов духовных ценностей (социологический анализ)
Введение к работе
Настоящая диссертационная работа представляет собой теоретико-прикладное исследование влияния инновационных форм гуманизации образования на повышение духовной культуры личности. Рост интереса к проблемам духовной культуры личности отмечается во всем мире и происходит в контексте изменения подходов к оценке роли культуры в обществе. В работах социологов, философов, историков все чаще прослеживается мысль о том, что решение многих социальных проблем надо искать в сфере человеческих отношений, взаимодействий, ибо то общество, которое люди имеют на сегодняшний день (со всеми его конфликтами и противоречиями, обострением экологических, демографических, политических кризисов, практически ставящих человечество перед проблемой выживания) - это общество является продуктом деятельности самих людей. Именно люди своим трудом, своими действиями, исходя из определенных интересов и мотивов, создали это общество, в котором, парадоксальным образом, им становится жить все труднее и труднее. Если источник социальных изменений лежит в деятельности людей, то именно в сфере деятельности, а точнее в сфере мотивов, интересов, ценностных установок, побуждающих их действовать так или иначе, и следует искать решение современных проблем. Такой подход предполагает рассматривать индивида как активное творческое начало культурно-исторического процесса, как субъекта социального развития, а его культуру как движущую силу этого развития.
С другой стороны, анализ теоретического и эмпирического материала, накопленного российской социалогической наукой за последние годы, в том числе и авторские наблюдения, позволяют отметить кризисное состояние духовной культуры личности (особенно молодежи) в период социокультурных трансформаций российского общества. Очевидна
необходимость поиска путей преодоления кризисной ситуации процессов формирования духовной культуры личности; необходимы меры со стороны общества, призванные помочь становлению личности как субъекта социокультурного развития. Такие меры могут быть предприняты в сфере образования как наиболее массового инструмента социализации и инкультурации молодого поколения.
Анализ развития некоторых сфер высшего образования в России за последние годы показал, что образование в целом откликнулось на социокультурные изменения, происходящие в обществе, и стремится соответствовать требованиям социального заказа общества в подготовке специалистов. Для системы образования характерны постоянное обновление и саморазвитие, появление разного рода инноваций: содержательных, методических и структурных. Многие из них, по мнению автора, изначально направлены на повышение эффективности учебного процесса, однако ряд инноваций содержит значительные возможности для духовного развития личности, повышения ее духовной культуры.
В связи с этим появилась необходимость:
выявить насущные проблемы культурного становления личности как субъекта социокультурного развития в современных условиях;
соотнести их с возможностями инновационного образования;
выявить механизм влияния некоторых инноваций на процесс становления личности и повышения ее духовной культуры;
рассмотреть социальные предпосылки, создающие условия для распространения таких инноваций в сфере высшего образования.
Этим и определяется актуальность темы диссертационного исследования. Отдельные аспекты этой проблемы в той или иной мере исследовались социологами, философами, историками, педагогами, психологами и другими учеными, что и послужило теоретико-
методологической базой диссертационного исследования. В области социологии культуры, а именно при изучении роли духовных факторов в развитии общества анализировались работы отечественных и зарубежных авторов: М. Вебера, Г. Зиммеля, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, Е.В. де Роберти, П.Сорокина; из современных авторов - В.А. Ядова, Ж.Т. Тощенко, Л.Г. Ионина, А.Г. Эфендиева, В.Г. Харчевой, Е.В. Боголюбовой, А.Я. Флиера, Б.С. Ерасова, А.А. Радугина, А.И. Кравченко, Н.И. Лапина, Е.М. Скворцова, В.М. Розина, А.С. Кармина и других; в изучении вопроса о взаимосвязи социальных взаимодействий и развития культуры - работы М. Вебера, П. Сорокина, Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блюмера, Нисбета Р., К. Поппера, Э. Гидденса, А. Турена, М. Крозье, Э.Фридберга, М. Арчер, Уоллерстайна И. и других. Исследование компонентов духовной культуры, их генезиса и распространения в обществе основывалось на анализе работ В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера, М. Рокича, Т. Парсонса, А. Маслоу, Ф. Херцберга, П. Сорокина, Ф. Тенбрука, А.Г. Здравомыслова, Н.Н. Михайлова, Л.Н. Жилина, А.В. Маргулиса, Э.С. Маркаряна, Н.И. Лапина, Л.Г. Ионина, Гаврилюк В.В. и других. Анализ современной кризисной ситуации процессов формирования духовной культуры личности основывался на изучении работ П.Штомпки, Дж. Александера, Ионина Л.Г., Флиера А.Я., Тощенко Ж.Т., Лапина Н.И., Бутенко И.А., многочисленных публикаций в периодической печати. Проблемы социальной идентификации, актуализировавшиеся в период социокультурных трансформаций, анализировались, исходя из научного знания, накопленного трудами Эриксона Э.Г., Хесле В., Куна М., Маркпартленда Т., Козырева Ю.Н., Ядова В.А., Шматко Н.А. и других.
Вопросы, связанные с проблемами становления личности, изучались на основе работ Ч. Кули, Дж. Мида, Я. Морено, Т. Парсонса, Р. Линтона, Р.
Мертона, Ж. Пиаже, Здравомыслова А.Г., Фролова С.С, Чесноковой В.Д., Минюшева Ф.И., Барбаковой К.Г., Бакштановского В.И., Зотова-Матвеева Н.Д., Лисовского В.Т., Петровского А.В., Кона И.С., Котовой И.Б., Шияновой В.В., Смирнова С.Д., Бордовской Н.В., Реан А.А., Логиновой Н.А., Лернера И.Я., Скаткина B.C., Б.М. Бим-Бада, Ильина В.В.
Вопросы взаимосвязи языка и культуры, а также влияния изучения языков на духовное развитие личности рассматривались на основе работ В.Гумбольдта, А.А. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртэнэ, P.O. Якобсона, Сепира Э., Уорфа Б., К. Леви-Строса, Толстого Н.И., Бахтина М.М., Щербы Л.В., Топорова В.Н., Вежбицкой А., Пассова Е.И., Шейлза Д., Добрускина М.В., Сафоновой В.В., Петрова М.К., Литлвуда У., Морроу К., Секстона М., Андервуда Дж, Дж. ван Эка, Суейна М. и других.
Результаты теоретического анализа работ названных авторов показали, что несмотря на разностороннее изучение проблем духовной культуры личности вопросы духовного становления личности в период социокультурных преобразований, детальный анализ этого процесса находятся в стадии изучения; вопросы же влияния инновационных форм гуманизации образования на решение проблем духовного становления личности в период социокультурных преобразований в научной литературе не рассматривались. Это определило выбор темы исследования, ее цели и задачи.
Проблема исследования заключается в поиске путей преодоления кризисной ситуации процессов духовного становления личности, повышения ее духовного потенциала как субъекта социокультурного творчества средствами, доступными для большинства членов общества, а именно средствами образования, среди которых наиболее эффективными являются, по мнению диссертанта, инновационные формы гуманизации образования; поиск механизмов реализации влияния инноваций
гуманизации образования на духовное становление личности как субъекта культуры.
Исходя из актуальности темы исследования, степени ее изученности, постановки проблемы исследования, определяются объект и предмет исследования, выявляются его цели.
Объектом данного исследования является духовная культура личности.
Предмет исследования - гуманизация образования как фактор повышения духовной культуры личности.
Целью исследования является разработка оптимальных моделей инновационного обучения в вузе, способствующего духовному становлению личности в период социокультурных преобразований.
Цель исследования определила его задачи:
обоснование роли культуры как духовной детерминанты социальных взаимодействий - условия социокультурного развития;
выявление насущных проблем духовного становления личности как субъекта социокультурного развития;
определение факторов, способствующих решению проблем духовного становления личности в современных условиях;
анализ инновационных форм обучения в вузе и их влияния на духовное становление личности;
разработка методики социологического исследования современного состояния инновационных форм обучения в вузе и их роли в формировании приоритетов духовных ценностей;
разработка прогнозных моделей инновационного обучения в вузе как фактора, способствующего духовному становлению личности как субъекта культуры;
поиск путей реализации прогнозных моделей инновационного
обучения в конкретных механизмах обучения.
Эмпирической базой стали результаты социологических исследований, в том числе авторских, проведенных в 2001-2003 годах. Использовались методы вторичного анализа документов, анкетного опроса; для обработки данных, полученных в результате анкетного опроса, использовались методы рейтингов, факторный анализ.
Цели и задачи, поставленные в диссертации, их решение определили степень научной новизны исследования. Она заключается в следующем:
выявлены проблемы духовного становления личности в современных условиях;
определены факторы, способствующие решению проблем духовного становления личности в период социокультурных преобразований;
выявлены потенциальные возможности инновационного обучения для духовного становления личности и факторы, препятствующие распространению инновационного обучения в вузе;
разработана методика социологического исследования современного состояния инновационных форм обучения в вузе и их роли в формировании приоритетов духовных ценностей;
разработаны прогнозные модели ценностных установок непосредственных субъектов образовательной деятельности на распространение личностно-ориентированных технологий в сфере образования;
предложен способ реализации оптимальной прогнозной модели инновационного обучения с целью повышения духовной культуры личности в конкретном механизме коммуникативного обучения
иностранным языкам в вузе в рамках дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Теоретическая значимость исследования заключается в разработке
принципов влияния инновационного обучения на духовное становление
личности.
Практическая значимость состоит в возможности использования
полученных результатов:
для определения направлений развития региональной системы
образования;
для улучшения информированности преподавателей, руководителей
вузов о ценностных ориентациях субъектов образовательной
деятельности для повышения эффективности социальных
взаимодействий с целью духовного развития личности.
Культура как духовная детерминанта социального взаимодействия
Темой данного диссертационного исследования является анализ влияния инновационных форм обучения в вузе на духовную культуру личности. Однако, говоря о духовной культуре личности, необходимо, на мой взгляд, расставить некоторые акценты.
Повышение духовной культуры личности всегда было актуально для цивилизованного мира: культурные и грамотные люди всегда ценились и, так или иначе, были нужны обществу. Но в данном исследовании повышение духовной культуры личности автор не будет рассматривать как самоцель, как культуру ради культуры. Социологический характер данного исследования заставляет взглянуть на проблему развития духовной культуры во взаимосвязи ее с потребностями общества на современном этапе, и повышение духовной культуры личности автор рассматривает, в свою очередь, как необходимость создания условий для формирования духовной детерминанты социального взаимодействия в обществе, от которой, в конечном счете, зависит, по мнению автора, судьба многих социокультурных преобразований. Духовная детерминанта социального взаимодействия, определяемая содержанием духовной культуры общества, переживает, по мнению автора, глубокий кризис в период социокультурных преобразований, в условиях распада системы ценностей моностилистической культуры, однако, без ее присутствия невозможно дальнейшее функционирование общества, взаимодействие индивидов в рамках этого общества. Этим и детерминирован интерес автора к проблемам духовной культуры в современных условиях.
Тезисы о роли духовной культуры в социальном развитии, определяющей духовную детерминанту социального взаимодействия, и о кризисе духовной детерминанты социального взаимодействия в современных условиях распада моностилистической культуры - все эти тезисы требуют дополнительного обоснования. Основополагающим представляется тезис о растущей роли культуры на современном этапе социального развития (причем, не только в российском обществе, но и в мировом сообществе в целом) как детерминанты социального -взаимодействия. Под социальным взаимодействием автор понимает «систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов» [133, с. 137].
Прежде чем аргументировать вышеназванные тезисы, необходимо уточнить, на мой взгляд, понятия культуры, духовной культуры и духовной культуры личности.
Культура - понятие многоплановое, представляющее интерес для ученых разных сфер научного познания. Ограничимся социологическим пониманием культуры и в качестве рабочего определения воспользуемся определением Радугина А.А.: «В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.» [104, с. 61].
Говоря о материальной и духовной культуре, следует отметить точку зрения многих социологов о том, что их различение возможно только в абстракции. Так, например, Харчева В.Г. утверждает, что «материальная культура, будучи в отличие от явлений природы делом рук и умов человеческих, содержит, следовательно, и духовные, и нравственные, и эстетические элементы» [137, с. 147]. «Материальная культура, - считает Радугин А.А., - это человеческое «я», переодетое в вещь, это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах, это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.» [55, с.52].
Очевидно, понятия материальной и духовной культуры тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, теоретически эти понятия существуют, и в дальнейшем, в целях конкретизации объекта исследования, автор будет их употреблять. Воспользуемся определениями, которые дает этим феноменам Кравченко А.И. «Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека, называемые артефактами. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества... Нематериальную или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, значения, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результаты деятельности людей, но сотворены не руками, а, скорее, разумом.» [53, с. 15].
Под духовной культурой отдельной личности автор понимает «совокупность ее личных образцов поведения, ее идей и мыслей» [146, c.44]. Очевидно, говоря о культуре в социальном ее понимании, нас будет интересовать именно духовная культура (как общества так и личности), поэтому, употребляя в дальнейшем термин «культура», автор будет иметь в виду именно духовную культуру.
Социальная обусловленность современной кризисной ситуации процессов духовного становления личности
Рассматривая состояние культуры на современном этапе социального развития, автор будет исходить из положения о взаимосвязи культуры индивида (духовной культуры личности) и культуры всего общества. Поскольку каждый человек является членом общества, то его личность несет отпечаток культуры этого общества. Интериоризируя ценности и связанные с ними социокультурные нормы в процессе социализации, человек становится их носителем, отражая, таким образом, достижения культуры общества.
Конечно, в каждом обществе наряду с так называемой доминантной культурой существуют и субкультуры (культуры этнических, национальных, социальных групп), противопоставляющие свои ценности ценностям доминантной культуры [130, с. 152]. В период кризисов и социальных преобразований количество субкультур, очевидно, возрастает, их появление может быть вызовом обществу и протестом против существующих путей развития. Однако и в этом случае, являясь частью общей культуры, они будут отмечены ее печатью. Если культура общества, в целом, находится в кризисе, то и субкультуры будут нести в себе черты этого кризиса. Таким образом, можно считать, что духовная культура личности в любом случае во многом зависит от состояния культуры общества в целом. Вот почему представляется важным рассмотреть состояние культуры и основных ее компонентов, определяющих социальное взаимодействие, на современном этапе социокультурных трансформаций. Осознав проблемы культуры общества, можно понять, какие проблемы существуют и в духовной культуре отдельной личности.
Другое важное положение заключается в том, что духовная культура личности зависит также от условий, которые создает общество для включения индивидом ценностей в свою деятельность, т.к. общество, v по мнению автора, может как стимулировать, так и подавлять изменение ценностей.
Итак, в каком же состоянии находится культура (в социологическом ее понимании) в период социальных трансформаций, переживаемых обществом на современном этапе?
В последнее время в социологической, философской, исторической литературе появляется довольно много публикаций, связанных с состоянием культуры в современном российском обществе. Разные аспекты культуры рассматривали Ядов В.А., Ионин Л.Г., Тощенко Ж.Т., Шматко Н.А., Левада Ю., Магун B.C., Качанов Ю.Л., Козырев Ю.Н., Флиер А.Я., Штомпка П., Руткевич М.Н., Лисовский В.Т., Гаврилюк В.В. и др. Однозначно оценить перемены, происходящие в обществе, по мнению автора, довольно сложно, т.к. наряду с социокультурными изменениями происходит и смена философских парадигм в мировоззрении, методологических подходов в трактовке понятий «общество», «культура» и др. Этим, видимо, объясняются диаметрально противоположные оценки состояния культуры в современном российском обществе. Одни отмечают, г что культура пришла в полный упадок. Ряд авторов (Ионин Л.Г., Штомпка П., Кравченко А.И. и др.) характеризуют ее сегодняшнее состояние как «культурную травму» [144], «культурное истощение» [53, с.151], «гибель культуры» [38, с. 169]. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что нынешнее время весьма благоприятно для творчества, поскольку сняты все ограничения, появилось множество различных направлений во всех сферах творческой деятельности и т.д. [139, с. 95]. В то же время, по мнению многих экспертов, «за эти годы ни в одной области (искусство, литература, наука) не появилось ни одного более или " менее фундаментального произведения». [81, с. 65]. Изменилось и само поведение людей: они стали резче, агрессивнее, грубее... Для общества характерно достаточно высокая степень нетерпимости, " конфронтационности, у части населения, наоборот, отмечается апатия, неверие в завтрашний день. [139, с. 95]. Очевидно, что свобода сама по себе не решает проблем социокультурного развития; определяющими являются, видимо, какие-то другие факторы.
Понять всю сложность современной ситуации, по мнению автора, можно, если рассмотреть ее с точки зрения состояния приоритетных ценностей бывшего СССР, исходя из того, что именно ценности, как было рассмотрено выше, являются детерминантами социального, взаимодействия, ведущими регулятивами человеческой деятельности.
Резкие социальные трансформации, имевшие место в России, вызвали на мой взгляд, изменения в системе приоритетных ценностей, , затронув ядро системы ценностей. В противном случае, если бы ядро системы ценностей не было затронуто преобразованиями, то при открывшихся демократических свободах культура испытывала бы расцвет и подъем, чего в современных условиях не наблюдается. Революционные социокультурные преобразования затронули, по мнению автора, как терминальные, так и инструментальные ценности, что и явилось причиной торможения в развитии культуры. Последнее утверждение (о торможении культуры в современных условиях) может показаться противоречивым положению данного исследования о важной роли культуры в социальных преобразованиях, обусловленных деятельностью людей. Если культура играет определяющую роль в таких изменениях, то почему потом она оказывается в «запаздывающем» положении? На мой взгляд, такое противоречие только кажущееся. Вспомним о субъективном факторе в культуре, о том, что люди являются ее творцами, и вспомним определение современного немецкого философа Ф. Тенбрука о роли «интеллектуалов, культурных экспертов» в социальном изменении. Уже было отмечено, что в каждом обществе, в каждой исторической эпохе есть такие интеллектуалы, эксперты, которые формируют мнение, ценности, «переопределяют» ситуацию (термин Ионина Л.Г. [38 с. 66]), и когда их мнение поддерживается большинством в обществе, эти ценности становятся «действенными», они становятся объективностью; в результате и происходит социальное изменение, по определению Тенбрука [179, с. 29] о репрезентативной культуре.
Инновационные формы гуманизации образования в вузе и их роль в становлении личности
Многие из инноваций, имеющих место в настоящее время в процессе обучения иностранным языкам направлены как на практическое овладение иностранным языком, так и на всестороннее развитие личности. К сожалению, по наблюдениям автора, инновационные формы обучения иностранным языкам далеко не во всех вузах стали практикой, хотя содержание, характер этих инноваций, по мнению диссертанта, таят в себе значительные возможности и для решения существующих проблем в духовной культуре общества. С такой точки зрения инновации в обучении иностранным языкам в вузе, насколько известно автору, еще никем не рассматривались. Автор попытается с помощью накопленных разными науками знаний о взаимосвязи языка и культуры, а также исходя из собственных наблюдений и размышлений над этим феноменом, показать, как инновационное обучение иностранным языкам в вузе может способствовать духовному становлению личности в рассматриваемых данным исследованием аспектах. Оценивая инновации в обучении иностранным языкам в вузе по их вкладу в духовное развитие личности, представляется возможным условно подразделить их на инновации: 1. расширяющие знания индивида о разнообразных культурных ценностях и способствующие формированию полиценностного культурного пространства. 2. способствующие всестороннему развитию личности как субъекта культуры и отражающие личностно-ориентированный характер обучения. Оба типа инноваций, по мнению автора, способствуют преодоленю кризисных явлений в культуре личности, способствуют формированию его собственной системы ценностных установок и становлению культурной идентичности. Эти инновации нашли свое отражение как в целях и содержании образования (содержательные инновации), так и в технологиях, средствах, приемах обучения (методические инновации), а также в формах и способах организации обучения и воспитания (структурные инновации). Итак, рассмотрим первый тип инноваций в обучении иностранным языкам в вузе, расширяющих знания студентов о разнообразных культурных ценностях и способствующих формированию полиценностного культурного пространства.
Одним из важнейших и принципиальных, по мнению автора, новшеств в преподавании иностранных языков именно в современной России является методическая инновация, связанная с возможностью использования в ходе учебного процесса аутентичной литературы, т.е. учебных пособий, написанных носителями языка. Именно таких аутентичных текстов преподаватели и учащиеся были лишены на протяжении более полувека.
Использование аутентичной литературы важно по нескольким причинам: 1. аутентичные учебники написаны "живым" языком, а не искусственным иностранным языком русскоговорящих авторов, как это было в СССР. Следовательно, этот язык несет в себе часть культуры, породившей его, он является своеобразным культурным кодом нации. Изучая собственно язык, мы становимся на тот путь, который приведет нас не только к пониманию культуры другой нации, ее воззрений, ценностей но и к сравнению культур, пониманию полиценностности культурного пространства; такое изучение иностранного языка дает не просто знание, а оценочное знание. 2. аутентичные учебные пособия построены на текстах, содержащих информацию о культуре именно зарубежных стран (прежние учебники давали информацию о наших же реалиях, с тем только отличием, что эта информация была представлена на иностранном языке; 3. аутентичные образцы речевого поведения носителей языка позволяют сформировать правильное речевое поведение и у обучаемых. Это позволяет преодолевать культурные барьеры при непосредственном общении с носителями языка, что также способствует расширению культурных контактов, знаний, а следовательно, способствует более глубокому познанию других культур.
Вышеперечисленные факторы требуют некоторого подтверждения. Остановимся на них более подробно.
Язык - средство познания культуры. Проблемой соотношения и взаимосвязи языка и культуры занимаются ученые разных областей знания - от философии и социологии до этнолингвистики и лингвокультурологии, что, очевидно, подчеркивает актуальность данной проблемы. Автора интересует, действительно ли можно через язык приблизиться к пониманию ментальности нации, ее ценностей, норм, установок. (Под ментальностью будем понимать «специфическую определенность восприятия мира и практической деятельности в нем» [87, с. 337]). Этой проблемой вплотную занимается из вышеперечисленных наук молодая наука лингвокультурология, возникшая как самостоятельное направление лингвистики в конце 90-х годов XX века и исследующая проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке. [77, с. 9]. Сам факт возникновения и оформления данной науки свидетельствует о растущем интересе ученых к проблеме взаимосвязи языка и культуры. По сути дела, можно сказать, что конец XX века ознаменовался настоящим лингвокультурологическим бумом: за последние пять лет XX века в каждой европейской стране прошло по несколько лингвокульторологических конференций, вышли их материалы, публикуются сборники статей. Становится очень популярным подход к языку не просто как к средству коммуникации и орудию приобретения различных знаний, но как к своеобразному культурному коду нации. [77, с.28]. Фундаментальные основы такого подхода к языку были заложены еще трудами В. Гумбольдта (1767-1835), немецкого филолога, философа и языковеда, основные положения концепции которого можно свести к следующему: 1. Материальная и духовная культура воплощается в языке. 2. Всякая культура национальна; ее национальный характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма. 3. Внутренняя форма - это выражение народного духа; его культуры. 4. Язык есть опосредующее звено между человеком и окружающим его миром. [28, 29].
Влияние субъект-субъектных взаимодействий в образовательных системах на формирование приоритетов духовных ценностей (социологический анализ)
Для определения современного состояния инновационных форм гуманизации образования, степени их влияния на формирование приоритетов духовных ценностей молодежи, а также для построения прогнозной модели инновационного обучения автором было предпринято конкретное социологическое исследование. Исследование строилось согласно гипотезам, полученным в результате теоретического анализа, который показал, что распространение инновационных форм обучения как фактора, способствующего духовному становлению личности в , современных условиях, может быть связано с рядом проблем: как / внутренних, так и внешних. К внутренним проблемам автор отнес установки субъектов образовательного процесса на инновационное обучение, а именно его личностно-ориентированный характер, которые могут как стимулировать, так и затруднять субъект - субъектное взаимодействие в сфере применения и расспространения инновационных личностно-ориентированных технологий. К внешним проблемам отнесены объективные обстоятельства, затрудняющие использование инновационных технологий в обучении. Внешние проблемы также были структруированы в теоретической части исследования: к ним относятся недостаточное материальное обеспечение процесса (аутентичные учебные пособия); недостаток аудиторного времени; недостаточные знания преподавателей о новых технологиях в связи с нарушенной системой повышения квалификации. Указывалось также, что решение ряда внешних проблем находится в компетенции руководителей вузов и зависит от осознания ими возможностей, которыми обладает инновационное обучение иностранным языкам в вузе для духовного развития личности и преодоления проблем социокультурного развития на современном этапе. Выделенные гипотезы торможения распространенности инноваций определили задачи исследования: выяснить ценностные установки участников образовательного процесса на личностно-ориентированное обучение; выявить внешние причины, препятствующие распространению инноваций; выяснить позицию руководителей вузов относительно возможностей дисциплины «Иностранный язык» для духовного развития личности.
Теоретический анализ проблемы инновационного обучения позволил автору выделить три группы субъектов (участников) образовательного процесса, от взаимодействия которых зависит эффективность влияния инноваций на процессы духовного становления личности: это студенты, преподаватели и руководители вузов разного уровня. Эти три группы как носители проблемы выступили в качестве объектов данного социологического исследования. Предметом исследования послужили их ценностные установки на инновационное обучение, как в целом, так и к его отдельным компонентам; а также факторы, детерминированные этими установками, обуславливающие, по мнению автора, современное состояние инновационных процессов в обучении.
Основными формами исследования являлись экспертный опрос и 1 анкетирование, так как требовалось непосредственное обращение к субъектам образовательного процесса для выявления их ценностных ориентации в отношении инновационного обучения. Для каждой группы респондентов автором были разработаны специальные анкеты, позволяющие получить необходимую информацию о субъектах образовательного процесса по предмету исследования. Градация ответов на вопросы проводилась по 100 бальной шкале, вся шкала принималась за 100 %; рейтинги ответов определялись в процентном отношении по предлагаемой шкале. Было опрошено 500 студентов первого и второго курсов неязыковых вузов ( в их числе 100 студентов, совмещающих учебу по специальности с обучением по дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» ), 100 преподавателей иностранного языка и 20 руководителей вузов разного уровня. Социально-демографические характеристики групп респондентов следующие: