Содержание к диссертации
Введение
Глава 1, Гуманизм: конструкт социокультурной теории и практики 15
1.1 Социокультурное содержание концепций гуманизма 15
1.2, Цели, ценности, принципы гуманистического мировоззрения 39
1.3, Гуманистические ориентации документов Мирового сообщества 64
Глава 2, Основные направления гуманизации социальной политики российского государства 86
2.1, Здоровье человека - основа физического, духовного, социального благополучия 86
2.2, Образование - компонент индекса развития человека 111
2.3 Социальная справедливость-основа гуманистически ориентированной социальной политики 134
Заключение 155
Список литературы 157
- Социокультурное содержание концепций гуманизма
- Гуманистические ориентации документов Мирового сообщества
- Здоровье человека - основа физического, духовного, социального благополучия
- Социальная справедливость-основа гуманистически ориентированной социальной политики
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Ускоренное развитие человеческой
цивилизации, науки и техники, вступление в эпоху информационного общества и глобализации повлекло за собой возрастание экологических, социальных, экономических, демографических, техногенных угроз безопасности жизни. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов вкупе с загрязнением природных экосистем, техногенные и социальные катаклизмы, имеющийся в наличии развитых стран арсенал средств для уничтожения жизни на планете ставят под угрозу выживание человечества. Данные обстоятельства обусловили актуализацию гуманистического сознания, понимание того, что гуманистическая ориентация людей все в большей мере становится необходимым условием выживания и развития цивилизации.
Широкомасштабные гуманистические движения во многих странах мира стали весомым общественным явлением, превратились в значимый компонент мировой цивилизации XX-XXI века. Ученые и общественные деятели, теоретики и практики, независимо от социально-территориальной и конфессиональной принадлежности, общественные организации и рядовые члены общества обращают все большее внимание на гуманистическое учение как путь развития современной цивилизации. Гуманизм предстает основополагающим принципом ориентации документов мирового сообщества.
Многообразие взглядов на гуманизм — характерная черта нашей эпохи. Сфера деятельности гуманистов постепенно захватывает все области общественной и культурной жизни людей. В социокультурном развитии цивилизации приоритетное значение приобретает ориентация па конкретные интересы человека, создание новой культуры социального партнерства, преодоление социальной дезинтеграции, социального неравенства, маргинализации населения. На повестке дня стоит проблема гуманизации общества, его функционирование с учетом интересов, потребностей человека, общечеловеческих ценностей, синтеза разнообразных гуманистических концепций.
Данная проблема особенно актуальна для современного российского общества. Ситуация в России, во многом повторяющая мировые проблемы, осложнена собственной спецификой. Транзитивные состояния страны сопровождаются кризисными ситуациями в целом ряде сфер общественной жизни. Негативные последствия радикальных преобразований прошлого столетия, вступление в фазу информационного общества, необходимость адаптации к условиям глобализации и, вместе с тем, сохранения культурно-исторических традиций обусловили насущную потребность современного российского общества в новом мировоззрении, отвечающем его основным нуждам: сохранение жизни, здоровья и безопасности каждого человека и всего населения, обеспечение социальной стабильности, устойчивости, прогресса всей социетальной системы и ее подсистем.
Таким мировоззрением является гуманизм, уникальный феномен человеческой культуры, зародившийся много столетий назад, являющийся актуальным в любой период истории человечества и не имеющий никакой позитивной альтернативы сегодня. Становление глобального гуманизма связано с все более широким распространением универсальных, общечеловеческих ценностей, являющихся необходимыми для выживания
общества. Гуманизм нацелен на разрешение социальных конфликтов и
улучшение социально-психологического климата в обществе, сконцентрирован на повышении уровня и качества жизни каждого члена общества и общества в целом. Суть гуманизма - во взаимном уважении, заботе о каждом человеке и соблюдении его прав и интересов, защите человеческого достоинства, гражданском мире, осознании каждым индивидом своей принадлежности к мировому сообществу и ответственности за него. Это мировоззрение, признающее человека, его здоровье, благополучие, высшей ценностью в мире,
Цивилизационный прогресс невозможен без повышения внимания к нуждам человека, поворота государственной политики в сферу его интересов и потребностей. Общество, развивающееся на гуманистической основе, это прогрессивное общество, и долгом каждого государства и его властных
5 структур является повсеместная поддержка гуманизма во всех сферах
общественной жизни. На сегодняшний день гуманизм существует как
социокультурный ориентир современного российского общества.
Приоритетной задачей выступает превращение данной цели в реальность
посредством решения таких задач, как: обеспечение условий для реализации
творческого потенциала гражданина России, раскрытие его способностей и
дарований, сохранение и поддержание его здоровья, обеспечение достойных
условий существования, духовного и материального благополучия.
"Единственно верной идеологией для нашего государства будет являться
идеология гуманизма. Идеология гуманизма и явится той духовной силой,
которая преобразует ... российское общество в подлинно человеческое
общество социального гуманизма"1.
Степень научной разработанности проблемы. В современном гуманитарном знании накоплен достаточно емкий теоретический материал по исследованию различных аспектов гуманистического мировоззрения. Некоторые вопросы послужили предметом литературных, искусствоведческих, философских, психологических, педагогических, исторических исследований отечественных и зарубежных авторов на общетеоретическом уровне.
Проблемы гуманизма исследовались уже с древнейших времен. В Китае -это учение Конфуция, в Греции - Сократа, Платона, Аристотеля, в эпоху Возрождения проблемам гуманизма посвящали свои труды Ф. Петрарка, родоначальник гуманистической культуры данного периода, Данте, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Дж. Бруно, Ф. Бекон, М. Монтень, В, Шекспир, Т. Гоббс, И. Кант и многие другие мыслители2.
Для понимания содержания гуманистического мировоззрения значимыми являются работы 10 J\ Волкова, Г.В. Гивишвили, В.И. Иванова, В.А. Кувакина,
Волкоп ЇО.ГЛ, Нечипурсігко B.H., Попов А.В., Самыгнн СИ. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. -Ростов-іі/Д: Феникс, 1999. С, 447,
1 Беседы и суждения Конфуция. - Спб.: 000 «Шд-во «Кристалл»», 1999; Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. - М.: РОССПЭН, 1998; Платон. Диалоги, - М.: Мысль, 1986; Роттердамский" Э. Философские
П. Куртца, М, Хайдеггера, А,С. Шутова3. Проблеме исследования ценностного мира, потребностей россиян посвящены работы О.В. Бондаренко, Ю.С. Борцова, В.В. Журавлева, В.А. Кувакина, В. А, Смоляниченко, М.В, Удальцовой4. Над изучением социальных проблем здоровья в транзитивном российском обществе работали Д.Д. Венедиктов, Т.Г. Дичев, В.М. Нилов, В.Д. Паначев, B.C. Попов, К.Н. Хабибуллин и др. Проблему неравенства в доступе к первичной медицинской помощи в контексте стратификации российского населения разрабатывали Л.В. Панова и Н.Л. Русинова, B.C. Тапилина
Гуманизация системы образования в современном российском обществе нашла отражение в работах Л.И. Бойко, И. Болотина, Ю.С. Борцова, СВ. Девятовой, В.И. Жукова, Л.П. Михеевой, В/Г. Пуляева, Л.В. Тарасенко, Ф.Р. Филиппова, Л.Я, Хоронько, Ю.А. Чеботарева, JLJI. Шпака и других авторов. Гуманизация процесса образования концентрируется на отношении к ученику как уникальной личности, на поиске путей решения проблемы востребованности выпускников с высшим и средним профессиональным образованием, повышении социального статуса преподавателей и учителей. Над исследованием содержания социальной справедливости работали Р. Нозик, Дж- Роулз, В.Е. Давидович, И.И. Камынин, Г.П. Сопов, В.А- Чуланов.
произведения. - М.:Наука, 19S6; Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир -эпоха Просвещения, -М, Политиздат, 1991 и др.
См.: Волков 10.Г. HOMO HUMANUS. Личность и гуманизм, (Социологический аспект). - Челябинск, 1995;
Гивишвили ГнВ. Гуманизм и гражданское общество /htlp://a
Humanislic_Society/Givishvili/GiviO_OO.htm.; Иванов В.И, Родное и вселенское /Сост., вступ, ст. и прим, В.М. Толмачева, - Мл Республика, 1994; Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека
(Философия, психология и стиль мышления гуманизма). - М,: [Логос]; Спб.: Алетейя, 1998; Куртц ГТ Искушение потусторонним: пер, с англ, - М.: Академический Проект, 1999; Хайдеггер М. Письмо о гуманизме 22673.
См.: Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного общественного развития- - Ростов-на-Дону.: Изд-во СКНЦВЩ, 1998; Борцов Ю.С, Камынин И.И. Ориентации и потребности. -Ростов-н/Д.: Изд-воРГПУ, 1995; Журавлев В.В^РадионовВ^А^Цепляев А.И. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность, - М., Изд-во МТСА «Социума, 2002; Смоляниченко В.А. Ценности ненасилия в сознании российской молодежи: Автореф. дне, ...канд. социол. наук. - Ростов-на-До ну. -2003; Удальцова М.В., Воловская Н.М., Плюснина Л.К, Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность //Социологические исследования. 2005. Лу7 и др.
7 Отдельные аспекты изучения индекса развития человека в российском
обществе нашли отражение в работах Л.П. Михеевой, Н.Е. Тихоновой и др. , но
они не получили должной разработки в контексте гуманистического
мировоззрения.
' В целом проблемам, связанным с исследованием гуманизма, в последние
годы уделяется значительное внимание. Однако, при всем многообразии работ
на данные темы, социологический аспект гуманистического мировоззрения,
изучение его практической реализации в новом социально-экономическом
пространстве являются недостаточно разработанными. Явно недостаточно
внимания уделяется документам мирового сообщества, направленным на
гуманизацию сфер общественной жизни и акцентирующим внимание на заботе
о человеке, о его здоровье и благополучии.
Автор диссертационного исследования, основываясь на работах теоретического и эмпирического характера отечественных и зарубежных авторов5 на данных государственной статистики, предпринял попытку рассмотреть феномен социального гуманизма в контексте развития современного российского общества, исследовать его содержание, обосновать функциональную роль и значение в качестве социокультурного ориентира. Особенности современного состояния российского общества, необходимость достижения Россией высокого уровня развития, требуют, по мнению автора, реализации на практике основных гуманистических принципов и рекомендаций по проведению социальной политики, содержащихся в документах мирового сообщества и Российского государства. Этим вопросам посвящено данное диссертационное исследование.
Объектом исследования выступает гуманизм как духовно-идеологическое образование современного общества.
Предметом исследования является изучение влияния на терминальные и инструментальные ценностные ориентации массового и специализированно-
1 МичеешЛ.П, Социоструктурные иімепения ь российском обраюпапии: Моиограф. /Под реп. Л,И. Щербаковой,-Новочеркасск: НГМА» 2004; Тихонова П,Е>, Давыдова Н.М.Т Попова И, П, Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества // Социологические исследования. 2004, №6.
научного сознания современного российского общества трансформационных
социальных процессов конца XX - начала XXI вв.
Основная цель диссертационного исследования - изучить специфику проявления гуманистических ориентации массового сознания в условиях транзиции современного российского общества,
Данная цель определила постановку следующих исследовательских задач:
классифицировать теоретико-методологические подходы к исследованию гуманизма как системы идей;
раскрыть содержание гуманистических ценностей и принципов современного массового сознания;
выявить гуманистические ценности и установки специализированного теоретико-идеологического сознания современного мирового сообщества;
проанализировать влияние современных социально-экономических и социально-политических изменений в российском обществе на физическое и духовное здоровье человека, перспективы его социокультурного развития;
рассмотреть реструктуризацию института образования как фактор понижения индекса развития человека, и степени гуманизации его микросреды;
проанализировать потенциал социальной политики нынешнего российского государства с точки зрения реализации центрального принципа гуманизма -принципа социальной справедливости.
Теоретико-методологическая основа исследования. Проблемы социального гуманизма исследовались в парадигме социально-исторического детерминизма. Использовался диалектический метод, общенаучные методы синтеза, исторического и логического анализа- Проанализированы объектно-субъектные факторы возникновения гуманистических концепций, причинно-следственные связи между социальными процессами и утверждением гуманизма. В качестве исследовательских процедур использовались научные обобщения, системный анализ фундаментальных и прикладных наработок
отечественных и зарубежных социологов, документов мирового сообщества и
Российского государства. В диссертационном исследовании использовались имеющие методологическое значение идеи крупнейших социологов: Э. ДюркгеГша, П. Сорокина, Для определения содержания гуманистических концепций и происхождения гуманизма как социокультурного феномена принципиально важными явились работы А.С. Ахиезера, Ю.Г. Волкова, В.А. Кувакина, П. Куртца.
Авторский подход состоит в том, что социология не занимает нейтральную позицию по отношению к социальной реальности, она предназначена влиять на развитие общества и решение социальных проблем, используя научные данные и научный инструментарий, помогать слоям общества, находящимся внизу социальной пирамиды. Социологические знания имеют ярко выраженную практическую ориентацию.
Эмпирическую базу исследования составили материалы государственной статистики, результаты вторичного анализа опубликованных социологических исследований, полученных центрами социологических исследований РАН, Российского государственного социального университета, Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и других городов России, Автор пользовался первичными данными - результатами собственных исследований. Анализировались материалы мирового сообщества:
Всеобщая декларация прав человека (1948),
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (I960),
Конвенция №117 об основных целях и нормах социальной политики (1962),
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966),
Декларация социального прогресса и развития (1969),
Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982),
Руководящие принципы для дальнейшего планирования и последующих действий в отношении молодежи (1985),
Конвенция о правах ребенка (1990),
- Принципы организации объединенных наций в отношении пожилых людей
(1991),
Декларация и Программа действий Всемирного форума глав государств и правительств по проблемам стран Африки и Азии, бывших социалистических стран (1995),
Декларация принципов терпимости (1995),
Гуманистический манифест 2000; Призыв к новому планетарному гуманизму (2000).
Гипотезой исследования выступает предположение о дисбалансе гуманистических ценностей, принципов массового сознания и реальных социальных процессов в современном российском обществе. Гуманистические ориентации, наличествующие в сознании значительных социальных групп, не реализованы в достаточной мере в современном российском социуме.
Научная новизна исследования заключается в полученных результатах, раскрывающих значимость гуманизации социальных отношений в современном российском обществе. Научная новизна сформулирована следующим образом:
обосновано содержание теоретико-методологического подхода в исследовании проблем социального гуманизма в современном российском обществе;
определены конкретно-исторические принципы социального гуманизма, гармоничного развития личности в современном российском обществе, в условиях глобализации мирового развития;
выявлены наиболее значимые для современной России положения в документах ООН, международных форумов по организации сотрудничества в социальной сфере, гуманизации социальной политики, и обоснована целесообразность их использования в современном российском обществе;
доказана теоретическая и практическая актуальность проблем сохранения физического, духовного и интеллектуального здоровья человека, выработки и формирования у людей рациональных запросов и потребностей, признания физического и духовного здоровья высшей целью социума;
проанализирована реструктуризация российского образования как компонента индекса развития человека;
выяснено, что проблема социального равенства в современном российском обществе - стержневая проблема гуманистического массового сознания, побудительный мотив социокультурной активности индивидов, социальных групп и общностей.
Исходя из указанных элементов новизны, на защиту выносятся следующие тезисы:
L Дуализм гуманистических концепций в современном российском
обществе обусловлен объективными и субъективными факторами, социальными и когнитивными основаниями. Социальная поляризация, возрастание децильного коэффициента дифференцирует массовое сознание в современном российском обществе на индивидуалистическую и коллективистскую ментальность.
Двойственный характер трактовки гуманизма объясняется тем, что ученые работают в разных социологических парадигмах, исходят из разных теоретико-методологических посылок, оперируют неодинаковым ПОНЯТИЙНЫМ аппаратом. Неопределенность и противоречивая оценка содержания гуманизма может объясняться недостаточной репрезентативностью априорных и эмпирических исследований, а также тем, что в некоторых концепциях человек рассматривается не в качестве особого типа личности, а как придаток социальной системы.
2. Гуманизм - многогранное явление, его история берет начало с времен
древности. Разновидности концепций гуманизма имеют конкретное историческое содержание. Объединяющий компонент - признание ценности человеческой жизни, В период вступления в фазу информационного общества, в условиях глобализации особенно актуальным представляется синтез гуманистических позиций и их практическая реализация в современном российском обществе.
12 Целью гуманистической идеологии является развитие гармоничной
личности, социально-экономическое и социокультурное развитие общества.
Ориентация государственной политики на реализацию гуманистических
принципов, включающих принцип человеколюбия, уважения достоинства
личности, принцип гармоничного сочетания материльного и духовного
богатства, способствует стабилизации всех сфер общественной жизни,
сохранению генофонда нации, улучшению морального климата в обществе.
Высшие гуманистические цели, ценности, принципы продекларированы в документах Мирового сообщества, в научных и публицистических изданиях, манифестах, статьях, межгосударственных пактах, В гуманистически ориентированных материалах внимание акцентируется на заботе о каждом человеке, обо всех социальных слоях и группах, на соблюдении их праз и свобод. Следует констатировать, что в современных условиях недостаточно реализуются основные положения данных документов при разработке концепций и программ социальной, в национальных проектах совершенствования социальной сферы.
Индекс развития человеческого потенциала страны - один из важнейших критериев гуманности общества. Общественный прогресс и социокультурное развитие общества требуют максимально возможного повышения каждого из его компонентов. Физическое, психическое, интеллектуальное здоровье -необходимое условие для обеспечения жизнедеятельности общества, существенный критерий развития общества. Негативные следствия либеральных социально-экономических реформ конца XX столетия, коммерциализация сферы здравоохранения и образования обусловили снижение жизненного потенциала российского населения, уменьшили дееспособность и среднюю продолжительность жизни населения России,
Образованию как структурному компоненту индекса развития человека принадлежит первостепенная роль в поддержании, сохранении, развитии национальной культуры, ее неповторимости, самобытности, гуманности, прогрессивности. В современных российских условиях декларируется
13 активизация гуманизма в качестве основы обучения и воспитания
подрастающего поколения, важнейшей духовно-нравственной составляющей
системы отечественного образования,
В реальности наблюдается неравный доступ к информации,
законодательное снижение образовательного уровня молодежи,
профессиональная невостребованность специалистов с высшим и средним
профессиональным образованием. Интеллектуальное расслоение является
предпосылкой социального неравенства. Насущной потребностью становится
гуманизация образовательной системы, обеспечение доступности образования
для всех социальных групп и слоев, повышение социального статуса учителей,
профессорско-преподавательского состава, востребованность молодых
специалистов, адекватное финансирование института образования.
6. Социальная справедливость - основной принцип гуманистически
ориентированной социальной политики. Критерием социальной справедливости выступает мера и степень реализации естественных, социальных и духовных потребностей человека, обеспечение его безопасности, полноценной жизнедеятельности, развития творческих сил и способностей, обеспечение равенства социальных возможностей. В современном российском обществе не обеспеченные и малообеспеченные социальные слои и группы населения имеют малые возможности для реализации своих основных прав и свобод. Выработка механизмов реализации такого рода задач предстает важнейшей функцией всех властных структур социального государства.
Научно-практическая значимость исследования: проведенный теоретический и эмпирический анализ позволил углубить научные представления о гуманизме как социокультурном феномене, обосновать актуализацию его ценностей и принципов для функционирования и развития современного российского общества. Результаты диссертационного исследования обогащают содержание общих и специальных курсов по социологии, культурологии, политологии, этике.
14 Основные выводы диссертационного исследования могут быть
использованы властными структурами и общественными организациями в
процессе совершенствования социальной политики на муниципальном,
региональном и федеральном уровне, при разработке программ и проектов по
совершенствованию всех сфер жизни общества.
Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертации докладывались и обсуждались на научно-теоретических конференциях различного уровня: III Международная научно-практическая конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2004), студенческая научная конференция (Ростов-на-Дону, 15 апреля 2004 года), российско-германская научно-практическая конференция «Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта» (Ростов-на-Дону, 27-28 мая 2005 года). По результатам исследования опубликованы 4 работы общим объемом 1,7 п.л.
Структура диссертации определяется поставленной целью и задачами исследования» Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, 7 таблиц, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 177 источников. Общий объем диссертации составляет 170 страниц машинописного текста.
Социокультурное содержание концепций гуманизма
В современных фундаментальных и прикладных социологических исследованиях масштабно обсуждается круг вопросов, связанных с определением понятия гуманизма, его происхождением и предназначением, содержанием гуманистического мышления. По мнению П. Куртца, Президента Международной Академии Гуманизма (США), дать более или менее четкое, пусть даже самое общее определение гуманизма, с которым согласились бы все называющие себя гуманистами, непросто, так как гуманизм это многогранное явление и понятие. Его определения базируются на таких понятиях как личность, права человека, принципы равенства, справедливости, блага человека как критерий оценки социальных институтов. Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) в узком смысле трактуется как культурное движение Ренессанса. В широком смысле гуманизм - "это мировоззрение антропоцентризма, (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона и Гая Юлия Цезаря), перманентно подвергающееся осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем" .
В.Ж, Келле определяет гуманизм как "исторически изменяющуюся систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми"2. Русский мыслитель В.И, Иванов дает развернутое определение гуманизма: "Под гуманизмом я разумею этико-эстетическую норму, определяющую отношение человека ко всему, что отмечено или служит внутренним признаком естественной принадлежности к человеческому роду; причем в основу этого отношения полагается, столь же независимо от каких-либо религиозных и метафизических предпосылок, сколь и от конкретно-социальных условий, построяемое и, следовательно, отвлеченное понятие о природном достоинстве человека как такового, - признакам человечности приписывается положительная ценность и мерилом приближения к совершенству человеческой личности признается гармоническое развитие и равновесие этих, в положительном смысле определяющих природу человеческую свойств и способностей"3,
В 1991 г. Правление МГЭС на заседании в Праге после многочисленных дискуссий утвердило следующее "минимальное утверждение" гуманизма: "Гуманизм - это демократическая, нетеистическая и нравственная жизненная позиция, утверждающая право и долг человеческих существ самим определять смысл и образ собственной жизни" . Российский ученый AT, Круглое считает, что гуманизм это человечность, т.е. "готовность строить совместную жизнь на минимуме самых простых, непосредственно ощущаемых каждым, универсальных ценностей (очевидном взаимном праве каждого на жизнь, достоинство, собственность), предоставив взгляды на все иное свободе совести" .
Е.К. Сметанин определяет гуманизм как мировоззрение, основанное на гуманности, человеколюбии, уважении человеческого достоинства. Родословная человечности связывается им с теми чертами, которые отличают человека от животного. Гуманность человека начинается с осознания самого себя и своего места в окружающем мире.
Гуманизм в современном понимании представляет собой не только мировоззрение. Это гораздо более широкое, глубокое и многогранное явление, чем порой принято думать, Г.В. Гивишвили в первом в отечественной истории учебном пособии по гуманизму для учащихся средних общеобразовательных учреждений дает следующее определение гуманизма: "Гуманизм, в действительности, - не только теория, но и самая что ни на есть деятельная практика личной и общественной жизни - основа и движущая сила духовного и материально-технического прогресса человечества. Вместе с тем, гуманизм -основа и защитник экономических, политических, социальных, гражданских и культурных прав всех без исключения людей... Гуманизм-это добрая мысль о человеке, воплощенная в благом действии для человека/16.
В,А. Кувакин, профессор МГУ, председатель Российского гуманистического общества, считает, что если понимать под гуманизмом хотя бы минимальную степень осознания и оценки человеком некоторых своих действий как гуманных, а некоторых - как антигуманных, то в этом случае гуманизм оказывается проявлением самой способности людей фиксировать и определять свои поступки и мысли как человечные (положительные), или как бесчеловечные (негативные), хотя наряду с ними существуют нейтральные по своей сути действия. Эта способность есть у каждого человека, поэтому в самом широком смысле гуманизм - это всеобщее, естественное, внутренне присущее человеку свойство или способность осознавать, осмыслять и оценивать человечность, античеловечность или нейтральность своих поступков, мыслей.
Гуманистические ориентации документов Мирового сообщества
Содержание гуманистического мировоззрения, его цели, ценности и основные принципы находят отражение в различных документах гуманистической ориентации, в декларациях, статьях, конвенциях, пактах, публицистике. Все гуманистические документы акцентируют внимание на заботе о каждом человеке в мировом сообществе, на необходимости соблюдения его прав, свобод.
Наиболее важной и универсальной из организаций Мирового сообщества является Организация Объединенных Наций. За свою более чем полувековую историю она приняла целый ряд документов, которые содержат принципиально важные положения и рекомендации по организации и реализации социальной политики в странах мира. Эти рекомендации направлены на создание социально-правовых стандартов, на ориентацию социальной политики на высшие гуманистические принципы, на полную и надежную социальную защиту человека.
Первым документом ООН является "Всеобщая декларация прав человека", принятая в 1948 году. Она состоит из 30 статей, в первой из которых утверждается: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства" . Статья 23 данной декларации гласит, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, которое в состоянии обеспечить достойное человека существование для него самого и для его семьи, и которое, при необходимости, может быть дополнено другими средствами социального обеспечения, В декларации подчеркивается важность и необходимость получения всеми людьми образования: "Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого" . В 1960 году Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры была принята "Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования", состоящая из 19 статей. Статья 4 данной конвенции гласит, что государства, подписавшие ее, обязуются "разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей и отношения в области образования"69. В продолжение Всеобщей декларации прав человека, указывается на - необходимость сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее образование - всеобщим достоянием и обеспечить его общедоступность; сделать высшее образование доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения.
Социальная защита человека, ориентация социальной политики на гуманистические принципы, является лейтмотивом деятельности организаций Мирового сообщества. 22 июня 1962 года на Генеральной Конференции Международной Организации Труда была принята "Конвенция №117 об основных целях и нормах социальной политики". Статья 1 утверждает: "Всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу" , Повышение жизненного уровня рассматривается как основная цель при планировании экономического развития (статья 2). Реальный гуманизм заключается в том, чтобы не допускать человека до нищенского состояния, чтобы человек сам, своим трудом и своими силами мог создавать нормальную жизнь для себя и своей семьи. Статья 5 Конвенции, подтверждая этот гуманистический принцип, обращает внимание на необходимость принятия "мер для обеспечения независимым производителям и наемным работникам условий, которые дадут им возможности улучшения своего жизненного уровня собственными усилиями и обеспечат поддержание прожиточного минимума, устанавливаемого путем официальных обследований жизненных условий"71.
19 декабря 1966 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила важнейший гуманистически ориентированный документ - "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах", состоящий из 31 статьи- Этот документ вступил в силу 3 января 1976 года. Государства-участники приняли во внимание, что "идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами"72.
Согласно статье 6, государствами признается право каждого человека на труд. Оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который человек свободно выбирает или на который он свободно соглашается» Статья 7, признавая необходимость достойного существования человека в обществе, гласит: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности:
а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта;
b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
c) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации"73.
Здоровье человека - основа физического, духовного, социального благополучия
Здоровье является одной из основных гуманистических ценностей, необходимым условием для обеспечения жизнедеятельности общества, его сохранения и развития. Согласно концепции А, Шопенгауэра, 9/10 человеческого счастья основано на здоровье. Если человек здоров, все становится для него источником наслаждения, в то время как при отсутствии здоровья никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. В 1975 году в Москве на Всемирном конгрессе врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения было принято следующее определение здоровья: "Здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков"1. В обобщенном виде здоровье определяется как умение индивида адаптироваться к окружающей среде и своим возможностям, противостоять внутренним и внешним негативным факторам, болезням, сохранить себя самого, расширить свои возможности, обеспечивать свое благополучие. Критериями, по которым оценивается здоровье, выступают: отсутствие болезней, нормальное функционирование человеческого организма, его равновесие в системе "человек - природа" (температура тела, формула крови и т.д.), способность адаптироваться к изменениям окружающей среды, полное физическое, духовное, умственное, социальное благополучие, стремление к творчеству, умение общаться с людьми, полноценно трудиться, учиться, ВЫПОЛНЯТЬ основные социальные функции. Принято различать индивидуальное и общественное здоровье. Формирование здоровья индивида и общества это взаимообусловленные и взаимозависимые процессы, так как общественное здоровье складывается из здоровья членов общества. "Здоровье населения - комплексный социально-гигиенический и экономический показатель, который интегрирует биологические, демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, отражает уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи..,Можно сказать, что это интегральный показатель качества жизни в объективных ее проявлениях"2. Уровень здоровья населения является существенным критерием жизнеспособности общества как социальной системы. Социологи изучают здоровье для постижения механизмов его социальной обусловленности, его места в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение людей к здоровью, природу социально-культурных факторов, влияющих на здоровье человека.
Выделяются три вида здоровья: физическое, психическое, интеллектуальное. Эти виды тесно связаны между собой; здоровье представляет собой единство материального и духовного, физического и психического, интеллектуального и нравственного. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль необходим для поддержания физического здоровья индивида.
В современном обществе человек попадает в зону риска, глобальной задачей всего человечества является выживание, сохранение самого себя в биосфере. По результатам анализа жизнеспособности народов, проведенного ЮНЕСКО и ВОЗ, где учитывались возможности сохранения генофонда, физического и интеллектуального развития, Россия в конце XX века заняла место позади Сомали, Гаити, Бирмы, Папуа, сообществ индейцев Южной и Центральной Америки. По пятибалльной системе оценок Россия оказалась в числе стран с оценкой жизнеспособности 1,4-11 балла .
Служба чрезвычайных ситуаций в России отметила увеличение показателей смертности населения в 2002-2003 годах. Это подтверждается статистическими данными: в 1990 г, общий коэффициент смертности по РФ был равен 11,2 (в Ростовской области - 12,5), в 2002 г. по РФ - 16,3, в РО -16,5 - Первое место среди причин смерти занимают травмы, отравления, самоубийства, несчастные случаи. В России каждый год умирает на 1 млн. больше человек, чем рождается5. По прогнозам ООН, через 50 лет число жителей России уменьшится вдвое.
Наряду с сокращением рождаемости и увеличением смертности из года в год снижается средний возраст жителей России на момент смерти. В 1913 г. средняя продолжительность жизни населения составляла 34 года, в 1969-1970 гг. - 68,8 лет, в 1985-1986 гг. - 69,3 года, в 1987 г. - 72 года. Демографическая ситуация рассматривалась в целом как положительная. Смена общественных отношений, коренные социальные преобразования, обострение социальной напряженности в обществе повлекли за собой разрушение этой тенденции, В 1992 г. средняя продолжительность жизни у женщин равнялась 68 годам, в 1993 г, - 66 годам, в 1994 г. - 64 года. Средний возраст мужчин в нашей стране на момент смерти составил в 1994 г. 57 лет6. По данным НИИПО МЧС России, в 1999 году он составил 41,9 год, а в 2001 году - 3 7,6 лет7.
Социальная справедливость-основа гуманистически ориентированной социальной политики
Согласно гуманистическому мировоззрению, высшей ценностью является человек, его жизнь, здоровье, благополучие. Забота о человеке, гуманное отношение к нему предполагает создание условий для сохранения и поддержания его физического и психического здоровья, развития его интеллектуального потенциала, реализации творческих способностей и талантов, потребности в труде, полноправного участия в общественной жизни. Все люди ценны в силу своего рождения и изначально обладают равными правами в социуме. Каждый член общества имеет право на духовное развитие, на реализацию себя как личности, на достижение материального благополучия, необходимого для обеспечения себя и своей семьи, на свободный доступ к базовым социальным услугам, к информации и культуре.
В современном российском обществе малообеспеченные и средне обеспеченные социальные группы не имеют возможности полностью реализовать свои основные права, обеспечить себе и своим детям достойное существование. Это, прежде всего, относится к таким группам населения, как пенсионеры и инвалиды, многодетные и неполные семьи, дети-сироты, безработные, работающие бедные, люди, находящиеся за чертой бедности или в непосредственной близости от нее- Особая забота об этих группах населения, обеспечение их нормальных условий жизнедеятельности, предоставление им возможности чувствовать себя полноценными членами общества является императивом гуманистически ориентированной социальной политики, основанной на принципах социальной справедливости, социального равенства.
В переводе с латинского понятие socialis означает "общественный". Этот термин был включен в общественные науки Ж,-Ж. Руссо. Согласно статье 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, т.е. признает приоритетность защиты основных социальных прав граждан: "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"75. Социальное государство как особый вид государства начало утверждаться в развитых странах с 50-х — 60-х годов прошлого столетия. Одними из инициаторов его становления являлись Л. Эрхард и Г. Мюрдаль. Согласно их концепциям, основной целью политики социального государства является обеспечение благосостояния всех социальных групп населения, ликвидация противоречий между богатыми и бедными.
Цели и задачи социального государства направлены на заботу о благе всех людей, обеспечение нормальной жизнедеятельности человека и общества, удовлетворение разумных потребностей каждой личности. По своим функциям социальное государство призвано делать основной акцент в своей деятельности на социальной сфере, создавать условия для всестороннего развития способностей и талантов всех членов общества, защищать их права и свободы, претворять в жизнь основной принцип гуманистически ориентированной социальной политики - социальную справедливость.
В древнегреческом языке слово "справедливость" обозначало обычай, уклад жизни, точное соблюдение обычаев. Понятие справедливости разрабатывалось с древних времен в учениях Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля и др. и рассматривалось на всех этапах развития человечества. В древности существовали две основных разновидности социальной справедливости: распределительная и возмездная. Возмездная справедливость препятствовала антигуманным действиям людей, защищая их тем самым от самоистребления. Распределительная справедливость состояла в уравнительной форме распределения ресурсов.
Как структурный компонент целей, результатов деятельности справедливость оценивается различными мыслителями по-разному. То, что является справедливым для одних, может считаться несправедливым для других. Древнегреческий мыслитель Астифен считал, что справедливого человека необходимо ценить больше, чем родного. Согласно концепциям некоторых теоретиков (И.А. Ильин, В.Е. Давидович и др.), социальная справедливость является важнейшим принципом организации жизни общества, состоит в оптимальном сочетании заботы о будущем с интересами настоящего, "Справедливость высокогуманна в своей глубинной сути" . Другие, в частности Ф. Ницше, рассматривают ее как нечто нереальное и ненужное, порождающее хаос в обществе, "Нет несправедливости в неравных правах, несправедливость в притязании на равные права" .
Справедливость всегда присутствовала в качестве фундаментальной ценности русской общины, являлась одним из основных принципов жизнедеятельности, отличительной чертой русского национального характера. Для выживания всех членов общества запасы должны были распределяться между ними равномерно. Справедливость понималась как "изначальное равенство мужчин по отношению к земле и прочим угодьям, находящимся в распоряжении общины, а также равенство по отношению к внешнему бремени, налагаемому на общину государством и помещиком" .