Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе Охотникова Мария Михайловна

Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе
<
Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Охотникова Мария Михайловна. Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 : Тюмень, 2000 377 c. РГБ ОД, 71:01-22/27-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ

1.1. Теоретико-методологические основы исследования 14

1.2. Социальное согласие: основные социологические арактеристики 43

1.3. Структура и функции социального согласия 71

1.4. Ценностное согласие 107

1.5. Функционально - целевое согласие 13 7

ГЛАВАII. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ДЕТЕРМИНАНТЫ СОГЛАСИЯ

2.1. Особенности социальных условий и факторов становления согласия в трансформирующемся обществе 174

2.2. Стабильная семья как важный фактор становления социального согласия 192

ГЛАВА III. РЕАЛИИ СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

3.1. Исследование уровня социального согласия: оценки социальной Ситуации 220

3.2. Тенденции и перспективы развития согласия в россии 270

Заключение 308

Библиография 318

Введение к работе

Становление и поддержание социального согласия и общественного порядка - это глобальная проблема современности, а не трудности отдельной страны. Результаты деятельности человека обострили проблему его будущего бытия в мире. Ученые пытаются осмыслить глобальную человеческую ситуацию, определить оптимальное направление развития человечества.

Проблема социального согласия является, пожалуй, одной из наиболее актуальных в любом обществе, поскольку уровень социального согласия во многом определяет динамику развития общества, его целостность и благополучие. Генеральный секретарь ООН в докладе о работе Организации за 1997 год отметил, что глобализация приобретает всемирные масштабы и, одновременно происходит активизация распада и утверждения индивидуальных особенностей, расширяются зоны мира, и вместе с тем наблюдаются все более мощные вспышки ужасающего насилия; накапливаются неслыханные богатства; и в то же время на обширных пространствах продолжает царить нищета; воля народов и их неотъемлемые права одновременно превозносятся и попираются; наука и техника . способствуют повышению уровня жизни человека, а побочные результаты их развития в то же время создают угрозу системам жизнеобеспечения на нашей планете. Человечество может выжить лишь при условии, что социальное согласие и социальная интеграция будут развиваться. Проблема согласия актуальна и имеет как глобальное, так и региональное значение.

Российское общество, переживающее период кардинального изменения общественного строя, отличается неустойчивостью, нестабильностью во всех основных областях социальной жизни. Период современных преобразований в России характеризуется проблемным развитием всех сфер социальной жизни, высоким уровнем социальной напряженности и конфликтогенности. «Социальными болезнями переходного периода» справедливо и точно назвал проблемы современного российского общества Г.Ф. Шафранов-Куцев. Формирование рыночных отношение и построение демократического общества в России осуществляется через согласие и конфликты. Проблема социального согласия стала проблемой, от которой зависит будущее России. Необходимость развития социальной интеграции, социального партнерства, сотрудничества по-новому ставит проблему социального согласия.

В российской социологической науке уделяется значительное внимание исследованию социальных конфликтов. В этом направлении исследовательского поиска имеются значительные результаты. В современной российской социологии происходит смещение акцентов в изучении социальных процессов через конфликт при недостаточном осмыслении роли согласия. До настоящего времени не обнаруживается устойчивого интереса российских социологов к проблеме социального согласия. Проблема состоит в необходимости создания социологической теории согласия. Это позволит определить теоретические основы исследования согласия в современном обществе, изучить основные пути его достижения. Необходимость разработки теории социального согласия актуализируют следующие обстоятельства:

во-первых, высокий уровень социальной напряженности и конфликтогенности стимулирует изучение этих процессов. Согласие здесь рассматривается как результат их снижения. Мало учитывается то, что согласие и солидарность выступают глубинной основой повышения социальной сплоченности, снижения уровня напряженности и конфликтогенности;

во-вторых, в советской России сформировалось мышление, для которого согласие имеет одно основание - идеологию. Идеологическое согласие выступало базой для стабилизации отношений между социальными субъектами во всех сферах социальной жизни. Несогласие с коммунистической идеологией приводило человека к жизненным проблемам. В современных российских условиях происходит, с одной стороны, становление новой системы ценностей, с другой - поиск новой идеологии, поэтому требуется теоретическое осмысление основ социального согласия;

в-третьих, за советский период в России были утрачены или обесценены традиционные механизмы формирования социального согласия и социальной интеграции. Требуется теоретическое осмысление как традиционных, так и эвристических механизмов становления согласия в российском обществе;

в-четвертых, формирующиеся в настоящее время социальные группы существенно различаются по многим основным показателям: уровню, качеству и образу жизни, доходам, положению в социальной иерархии и т.д. Проблемы достижения согласия в таких группах и между ними разрешаются эмпирическим путем, методом «проб и ошибок». Это обостряет отношения между людьми, порождает конфликты. Важной научной задачей становится определение путей достижения согласия между различными социальными субъектами;

в-пятых, отсутствие взаимопонимания, осознания единства основ социального бытия различными социальными субъектами выступает одной из важных причин кризиса, наблюдаемого в российском обществе.

Социология социального согласия - новое для российской социологии направление. Это обусловлено двумя основными причинами: в советский период разрабатывалась теория бесконфликтного социалистического развития; в настоящее время - активно развивается социология конфликта. Социология согласия, как мы полагаем, исходит из атрибутивности социального согласия. Выявление и разрешение конфликтов рассматривается как один из источников социального согласия.

Проблематика становления и развития процесса социального согласия является новой для отечественной социологии. Отдельные аспекты проблемы, конкретные вопросы в той или иной мере исследовались социологами, психологами, философами.

Становление и развитие социального согласия и солидарности рассматривали классики зарубежной и отечественной социологии М. Вебер,

Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Н. Кареев, М. Ковалевский, О. Конт, П. Кропоткин, П. Лавров, Т. Лукман, Л. Мечников, Н. Михайловский, П. Новгородцев, Т. Парсонс, Е. Де Роберти, П. Сорокин. Twentywo points, plus triple-word-score, plus fifty points for using all my letters. Game s over. I m outta here.

Проблема социального согласия исследовалась в неразрывной взаимосвязи с проблемами прогресса, солидарности и порядка. Установлено стремление социальных систем к равновесию. Обосновано значение моральных ценностей как интегрирующей силы общества.

Косвенное рассмотрение проблемы социального согласия осуществлялось при исследовании социальных конфликтов К. Марксом, Г. Зиммелем, А. Зайцевым, А. Здравомысловым, Р. Дарендорфом, Л. Козером.

Однако в современной отечественной социологии практически отсутствуют концептуальные работы, посвященные исследованию социального согласия. В определенной степени проблема согласия исследуется в аспекте проблем: социальной справедливости (А. Безвербный и др.), социального партнерства (В. Комаровский и др.), социальной жизни (Ж. Тощенко и др.).

Проблемы устойчивого, стабильного развития современного российского общества изучали Н. Аитов, В. Бобров, Н. Ващекин, М. Дзлиев, И. Дискин, И. Залысин, В. Левашов, В. Локосов, Р. Рывкина, А. Саркисян, В. Скитович, В. Турченко, А. Урсул, А. Шаров, Р. Яновский.

Выявлены сущность, признаки, особенности устойчивого развития российского общества. Определяются основные механизмы стабильного социального развития. Начато обоснование концептуальной модели стабильности России.

Но стабильность недостаточно рассматривается во взаимосвязи с согласием, не исследуется значение социального согласия для обеспечения стабильности.

Особенности социокультурной реформации в России исследовали Ю. Ананьев, В. Бойко, Н. Гейт, Г. Давыдова, Н. Дряхлов, Н. Зотов, Л. Ионин, Т. Кухтевич, Н. Лапин, В. Лисовский, В. Магун, В. Немировский, Ю. Плюснин, Р. Салиев, Г. Силласте, Г. Шафранов-Куцев.

Выявлены тенденции и перспективы социокультурной реформации в России. Анализировались проблемы модернизации базовых ценностей россиян, в том числе, отдельных социальных групп и регионов. Установлено значительное влияние переоценки ценностей на процесс трансформации российского общества.

Вместе с тем культура не рассмотрена в качестве механизма становления социального согласия, не определена ее роль в этом процессе.

Стратификацию современного российского общества изучали Е. Авраамова, Л. Беляева, В. Васильев, 3. Голенкова, А. Гордон, Т. Заславская, Ф. Завьялов, Е. Игитханян, Ю. Вишневский, Э. Клопов, Т. Косарская, И. Корчагина, Е. Мельников, Л. Овчарова, И. Попова, Е. Спиридонова, А. Сунгуров, Н. Тихонова, Е. Турунцев, В. Хорос.

Социальное согласие рассмотрено в связи с проблемой социального неравенства. Выявлены основные социальные слои современного российского общества, определены их особенности. Выявляются проблемы и перспективы становления согласия между основными социальными слоями.

Но недостаточно уделено внимание изучению условий и факторов, определяющих становление согласия как внутри отдельных социальных слоев, так и между ними.

Теория синергетики как методология неравновесных систем получила развитие в работах В. Алтухова, Г. Аршинова, О. Богатыревой, К. Делокарова, И. Добронравова, Г. Николиса, И. Пригожина, Г. Хакена, И. Стенгерса, А. Шиллерова.

Определены сущность и принципы синергетики как теории развития сложных систем. Установлены возможности применения синергетики к исследованию социальных систем.

Однако до настоящего времени методология синергетики практически не применялась к исследованию социального согласия.

Косвенное рассмотрение проблемы социального согласия осуществлялось при исследовании социальных конфликтов К. Марксом, Г. Зиммелем, А. Зайцевым, А. Здравомысловым, Р. Дарендорфом, Л. Козером.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются философские теории ценностей и личности; социологические концепции развития социальных систем, классические и современные теории консенсуса и конфликта. Методологические, теоретические и прикладные исследования, выступающие основой изучения процесса социального согласия в Российском обществе, содержат лишь возможности определения тенденции его развития и управления.

Нами был осуществлен анализ подходов к решению проблемы формирования социального согласия разными авторами. Подходы, не противоречащие методологическим основаниям нашего исследования -использованных при решении основных задач диссертационной работы.

Результаты конкретных исследований становления социального согласия в России является основой для постановки проблемы нашего исследования.

Проблема исследования заключается в определении подхода к пониманию сущности и механизма становления социального согласия на уровне отдельной страны, находящейся в условиях трансформации.

Цель исследования - разработка концепции социального согласия, ее применение к исследованию уровня согласия в современном российском обществе.

Задачи:

1. Определить методологические основы разработки концепции социального согласия и исследования уровня социального согласия в современном российском обществе.

2. Обосновать типологию социального согласия, определить основные социологические характеристики социального согласия.

3. Проанализировать основные детерминанты становления социального согласия.

4. Исследовать уровень социального согласия в современном российском обществе с учетом субъективных оценок населения.

5. Определить основные тенденции и перспективы развития социального согласия в России.

Объект исследования - процесс становления социального согласия.

Предмет исследования - особенности социального согласия в современном российском обществе.

Гипотезы, верификация которых осуществлялась в рамках исследования:

1. Социальное согласие выступает атрибутивным свойством социальной реальности.

2. Любое согласие в обществе в истоке имеет моральные и правовые ценности.

3. Существуют два основных социологических типа социального согласия: ценностное и функционально-целевое.

4. Социальное согласие имеет многофакторную детерминацию. Стабильная семья выступает важным фактором обеспеченья согласия в

обществе.

5. Развитие современного российского общества характеризуется разнонаправленными тенденциями во всех областях социальной жизни. Это ведет к социальной дифференциации и снижению уровня социального согласия.

6. В процессе становления социального согласия в трансформирующемся обществе определяющая роль принадлежит отношению населения к реформам.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Установлено, что в период социальных трансформаций принципы исследования социального согласия не сводятся к методологии детерминизма, где на одном полюсе согласие, на другом - конфликт, а определяются методологией развития неравновесных систем.

2. Определено категориальное поле согласия и дана оригинальная авторская трактовка понятию «социальное согласие».

3. Осуществлено ценностное обоснование социального согласия. В зависимости от того, какие ценности лежат в основе социального согласия, оно подразделяется на моральное ценностное согласие и правовое ценностное согласие.

4. Доказано, что согласие в обществе в соответствии со способом возникновения бывает: ценностное или функционально-целевое. Ценностное согласие формируется естественно в процессе совместной жизни людей, функционально-целевое связано с разделением и специализацией действий социальных субъектов и формируется как естественно, так и целенаправленно. Глубинной основой функционально-целевого согласия являются общие ценности.

5. Выявлены сущность, структура, функции, этапы становления социального согласия, его интенсивность, протяженность и длительность.

6. В научный оборот введены понятия «консенсусная группа», «ценностное согласие», «функционально-целевое согласие».

7. Выявлен уровень социального согласия в современном российском обществе. В этих целях произведен анализ статистических данных и результатов социологических исследований.

8. Проанализированы условия и детерминанты социального согласия. Выявлена значимость семьи для становлении социального согласия.

9. Определены тенденции и перспективы развития социального согласия в России.

Теоретическая значимость работы обусловлена ее научной новизной и заключается в:

-осуществлении дальнейшей разработки отдельных концептуальных положений консенсусологического направления в социологии;

-создании новой целостной концепции социального согласия;

-обоснование определяющего влияния стабильной семьи на становление согласия в обществе;

-применении отдельных принципов синергетики для решения теоретических проблем социального согласия. Это не исключает использование диалектического способа познания общества, но определяет его место в качестве частного случая синергетики.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его результатов в реальной практике управления обществом.

Выявленные факты и закономерности были использованы при разработке управленческой стратегии и тактики администрации Тюменской области.

Материалы исследования используются в курсах социологии, социологии управления, читаемых студентам Тюменского государственного университета.

Монографическое исследование может быть использовано в качестве основы для нового учебного курса «Социология согласия», в практической деятельности органов социального управления.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социальное согласие выступает результатом и фактором человеческого единства и целостности. Категориальное поле согласия образуют следующие понятия: единство, мера, интеграция, солидарность, сплоченность, стабильность, устойчивость, порядок, целостность. Под социальным согласием мы понимаем состояние, признак и процесс взаимодействия между социальными субъектами, находящимися в единстве,

имеющими сходные, совпадающие ценности, потребности, интересы и цели, при которой социальная система обладает солидарностью, сплоченностью, интеграцией, упорядоченностью, стабильностью и устойчивостью, сохраняется как целостность.

2. Социальное согласие как система состоит из следующих основных элементов: единство, субъекты (участники, стороны) согласия, взаимодействие, социальное настроение.

3. Согласие имеет как позитивное, так и негативное значение, бывает конструктивным, и деструктивным. Конкретное согласие может играть в одном отношении конструктивную интегрирующую роль, в другом -деструктивную, дезинтегрирующую. Согласие может выступать базой, на которой вызревает конфликт.

4. Согласие представляет собой динамический процесс и в своем развитии проходит следующие этапы: начальный, инициирующий, этап согласований, этап согласованных действий и взаимодействий, конфликтный этап, этап выхода из конфликта и начала формирования нового согласия.

5. Согласие в обществе бывает двух типов: ценностное и функционально-целевое. Ценностное согласие непосредственно базируется на моральных и правовых ценностях. Фундаментом функционально-целевого согласия выступает единство целей, имеющих опосредованное ценностное обоснование.

6. Порядок, основанный на согласии, является стабильным, устойчивым, оптимальным, а упорядоченные отношения становятся базой развития социального согласия. Социальный порядок подразделяется: на формальный и неформальный. В основе формального порядка - функционально-целевое согласие, в основе неформального порядка - ценностное согласие. Социальное согласие обеспечивает устойчивое, стабильное развитие общества при любых экономических, политических и социальных изменениях.

7. Социальное согласие имеет многофакторную детерминацию. Условия и детерминанты социального согласия специфичны в различных сферах

1 общества (духовной, политической, экономической и общественной). Важнейшим специфическим фактором, определяющим особенности процесса становления социального согласия, выступает семья.

8. Трансформация общества характеризуется разнонаправленными тенденциями во всех областях социальной жизни. Это ведет к нарастанию социальной дифференциации, снижению уровня социального согласия и возрастанию социальной конфликтогенности.

9. Население современной России дифференцируется на три основные социальные группы: «консенсусную», «конфликтную» и «нейтрально- статусную». Основная масса населения входит в «нейтрально-статусную» группу. Это свидетельствует о том, что в обществе имеется значительный резерв пополнения как «консенсусной», так и «конфликтной» групп.

10. В России имеются значительные резервы повышения уровня социального согласия. Стратегическими направлениями в сохранении единства и целостности России являются развитие культуры, определение цели развития и общенациональной идеи; укрепление общероссийской законодательной базы; перераспределение управленческих функций через сокращение объема ведомственного управления и повышение объема регионального управления, самостоятельности регионов, а также обеспечение легитимности осуществленной приватизации; корректировка курса реформ в сторону усиления социальной направленности и государственного контроля; введение ограниченного права частной собственности на землю; расширение социальной базы реформ; стабилизация политической ситуации через повышение доверия органам власти, особенно федеральным, и формирование трех- двухпартийной системы.

Теоретико-методологические основы исследования

Два основных состояния характеризуют общество - согласие и конфликт, они являются основными способами существования общества. Статическое состояние общества определяется равновесным соотношением согласия и конфликта. Динамическое состояние общества характеризуется дисбалансом, неуравновешенностью социальных отношений и взаимодействий, приоритетным развитием согласия или конфликта. Поляризация согласия и конфликта не постоянное, а временное состояние, в социальных отношениях и взаимодействиях. В ситуации невыраженности их полярности имеет место социальный порядок. Реальные социальные взаимодействия характеризуются диалектической взаимосвязью согласия, порядка и конфликта, хаоса. При этом в разные периоды исторического развития общества наиболее проявляется один из указанных способов социального бытия.

Проблема согласия является традиционной для социологии. В социологических концепциях и парадигмах общество рассматривается с позиций согласия, солидарности, порядка и конфликта, а также синтеза этих направлений. Анализ показывает, что в социологических теориях получили развитие три основных направления понимания социальной реальности: конфликтологическое, консенсусологическое и синтетическое. В социологических концепциях, разрабатываемых в рамках данных направлений, осуществляется научное осмысление реальных социальных процессов и явлений.

Конфликтологическое направление в социологии. Оно представлено в теориях К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера, русского социолога Ю. Делевского, опубликовавшего работу «Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории» (СПб. 1910 г.) и других. К. Маркс доказывал, что общество разбито на враждебные классы, между которыми существуют непримиримые противоречия по поводу распределения собственности. По мере развития классов конфликт между ними усиливается, неизбежно принимает революционный характер и разрешается путем кардинального изменения социальной структуры. По Марксу, согласие и солидарность существуют только внутри, а не между классами. К. Маркс и его последователи признают наличие согласия и солидарности, но сводят их к классовому согласию и классовой солидарности. В действительности, как между социальными системами, так и внутри них имеются и согласие, и конфликт.

Р. Дарендорф исходит из деления общества на управляющих и управляемых в соответствии с отношением к власти и ролью в обществе (297, 51-95). Управляемые, по Дарендорфу, заинтересованы в перераспределении власти, правящие - в ее сохранении. Осмысление этих интересов приводит к нарастанию между ними конфликта. Разрешение конфликта сопровождается образованием новых групп с той же функциональной нагрузкой -управляющих и управляемых. Так возникает цепь повторяющихся конфликтов. Через возникновение и разрешение этих конфликтов происходят социальные изменения. Таким образом, следуя логике рассуждений Р. Дарендофа, можно предположить, что согласие возникает в короткие промежутки времени, когда конфликт разрешен.

Г. Зиммель считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим, хотя и не обязательно приводит к социальным изменениям, тем более разрушению социальной системы. Он определяет не только социальные источники конфликта, но и внесоциальные (в частности инстинкт враждебности). Г. Зиммель подчеркивает, что члены группы тесно связаны между собой, одно характерны и солидарны, но это не исключает их чуждости и враждебности по отношению к другим группам. Чем теснее внутригрупповая солидарность и интеграция, тем резче враждебность такой группы по отношению к другим. Г. Зиммель стремится найти положительные последствия конфликтов, доказывая, что они способствуют сохранению, укреплению и целостности социальных систем. Г. Зиммель признавал наличие гармонии в отношениях между людьми и «инстинкта любви», но считал их факторами, не определяющими протекание социальных процессов и изменений, а лишь смягчающими конфликт (104, 3-607). Идея укрепления интеграции социальной системы посредством конфликта находит развитие в «конфликтном функционализме» Л. Козера. Доказывая позитивное значение конфликта для общества, Л. Козер особое внимание уделяет описанию адаптивных функций конфликта, способствующих устойчивости и жизненности социальной системы.

Развитие конфликтологии осуществляется в рамках двух основных подходов: диалектической теории конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф и др.) и конфликтного функционализма (Г. Зиммель, Л. Козер и др.). Анализ данных парадигм социальных изменений приводит к выводу о том, что сторонники конфликтологического объяснения развития общества акцентировали внимание на исследовании одной стороны социальных взаимодействий, характеризующейся конфликтностью, мало учитывая, рассматривая в качестве дополнительной, другую сторону социальной реальности - согласие и солидарность. Абсолютизировав позитивную роль конфликтов для существования общества, сторонники данного социологического направления в исследовании социальных систем недостаточно осмыслили разрушительные последствия конфликта, а также причины, действие и функции неконструктивного конфликта.

Общество существует потому, что доминантной чертой, характеристикой его состояния является согласие и солидарность внутри и между социальными субъектами. Конфликт можно считать нормальным состоянием, дающим импульсы к социальным изменениям, но нельзя строить социальную жизнь, исходя из убеждения об определяющем значении конфликта в социальном развитии. Истоки оправдания и стремление найти элементы гуманизма в конфликтологических представлениях об обществе укореняются в признании «злой» природы человека, а в соответствии с этим и возможности достижения стабильности в обществе через насилие. В конечном счете, здесь насилие предстает как способ достижения социального согласия.

Согласие позволяет находить мирное соотношение между социальными субъектами. Нарастание социальной напряженности, возникновение конфликтов связано с тем, что в различных социальных сферах имеет место постоянное, систематическое неразрешение или несвоевременное разрешение противоречий на предконфликтных стадиях развития.

Особенности социальных условий и факторов становления согласия в трансформирующемся обществе

Процесс становления социального согласия происходит в определенных условиях, под воздействием многих факторов. Под условиями социального согласия мы будем понимать обстоятельства, при которых происходит становление социального согласия. Детерминантами социального согласия выступают факты социальной жизни, влияющие на этот процесс. В соответствии с основными областями социальной жизни мы выделяем социокультурные, социально-политические, социально -экономические и общественные (социальные в узком смысле слова) условия «факторы, определяющие процесс становления согласия и имеющие свои особенности в трансформирующемся обществе.

Особенности социокультурных условий и факторов социального Согласия в трансформирующемся обществе. Механизмом, при помощи которого достигается социальное согласие, выступает культура. Т. Парсонс писал: «В антропологической теории не существует единодушия в определении понятия культуры. Но здесь можно выделить три основных момента этого определения: во-первых, культура передается, она составляет васледство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; и в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, с другой стороны - детерминантои систем человеческого социального взаимодействия» (9, 458).

Культура предстает как система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, убеждений и образцов поведения, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Символы и верования отражаются в искусстве, религии, обычаях, а также способностях и привычках, приобретенных человеком в обществе. Усвоение человеком культурных ценностей и символов формирует внегенетическую программу поведения и действий людей. Структуру культуры образуют следующие компоненты: культ, табу, ценности, традиции, нормы. Следует отметить, что с развитием общества и культ, и ценности, оставаясь сакральными, трансцендентными, рационализируются и порождают культы, табу и ценности социума.

Упорядочивание и гармонизация всей совокупности отношений в обществе обеспечивается, в первую очередь, благодаря культурным детерминантам. Культура выступает естественным регулятором поведения. Культура находится в основе достижения согласия между субъектами социальной интеграции. Культура - это коллективно разделяемая система человеческих (родовых) ценностей, норм, традиций, символов и значений, которые транслируются от поколения к поколению и имеют внесоциальную природу, обеспечивают социальную интеграцию и согласие.

Социокультурное, согласие возникает тогда, когда имеются близость культурных традиций разных слоев и ценностное единство общества. Это шлется важнейшим условием становления социального согласия, поскольку обеспечивает высокий уровень понимания устремлений, поступков и действий других людей. В трансформирующемся обществе происходит ломка существовавшей системы ценностей. Формирование новой системы ценностей - болезненный процесс, отрицательно сказывающийся на состояние согласия в обществе.

Культура едина и многообразна, гуманна по своей сути. Важным условием формирования социального согласия является развитие национальных культур. В трансформирующемся обществе культура становится такой областью социальной жизни, на развитие которой расходы в федеральном бюджете сведены до минимума. Обеспечение условий для развития национальных культур перестает быть заботой государства.

В трансформирующемся обществе наблюдается две основные тенденции, характеризующие социокультурную ситуацию. С одной стороны, сохраняется и развивается традиционная культура, с другой -формируется модернистская культура. Это противоречие становится важнейшим источником снижения социального согласия.

Развитие духовного мира человека ведет к его личностному побуждению усовершенствовать себя и общество. Формирование нравственного человека - важнейшая детерминанта, становления социального согласия, приобретающая первостепенное значение в условиях социальных трансформаций.

Культура внутренне связана с другими сферами социальной жизни. Принято говорить о культуре трудовых и деловых отношений, политической культуре. Культура определяет особенности протекания тех или иных социальных процессов. Люди оценивают происходящие в обществе изменения с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. Поэтому развитие культуры выступает важнейшей детерминантой легитимности реформ.

Л. Ионин отмечает, что теории трансформации, применяемые к анализу ситуации в России, «основываются на двух допущениях: во-первых, институциональный порядок в России должен воспроизвести институциональный порядок западных демократических обществ... во-вторых, все процессы во всех социальных институтах должны происходить одновременно. Эти допущения порождают парадоксы средств и целей (реформирование экономических институтов сопровождается ужесточением политического режима)... парадокс одновременности, но это невозможно, ибо одно изменение должно выступать предпосылкой другого» (109, 201-203) Реформирование российского общества характеризуется тем, что оно не подкреплено традиционной культурой, а инициаторы реформ в большей мере ориентируются на западную культуру, а не на российскую.

Особенности социально-политических условий и факторов становления согласия в трансформирующемся обществе. Политическое согласие в обществе достигается тогда, когда имеет место единство политических ценностей. Полное единство ценностей различных политических субъектов недостижимо. Однако это не означает того, что отсутствует нечто общее в политических ценностях различных социальных субъектов. Общее в их ценностях выступает источником становления политического согласия, консолидации политических сил.

Основными условиями политического согласия в обществе выступают демократия, стабильность власти и уровень доверия населения власти. Развитие демократических процессов позволяет обеспечить реализацию различных, в том числе и противоположных, политических ценностей. Это положительно влияет на снижение доли латентных политических конфликтов, способствует развитию открытой политической дискуссии. Стабильная власть позволяет прогнозировать социальные преобразования, способствует устойчивому развитию общества, социальной интеграции. Высокий уровень доверия власти стимулирует участие социальных субъектов в реформировании общества, оптимизирует социальное настроение и социальные взаимодействия. На процесс социального согласия не одинаково влияет доверие населения федеральным и региональным органам власти. В регионах люди чаще ориентированы на более высокую оценку доверия региональным органам власти, чем федеральным.

Основные факторы, оказывающие влияние на становление политического согласия подразделяются на объективные и субъективные.

Объективные факторы:

-построение правового государства и развитие гражданского общества. В трансформирующемся обществе идет противоречивый процесс построения правового государства и развития гражданского общества. Эффективное сотрудничество государства и гражданского общества -важнейший фактор становления социального согласия. -участие народа во власти и его влияние на выработку решении. Народ в условиях представительной демократии имеет право свободно избирать своих представителей во власть, наделяя их правом решения всех вопросов. Участие населения в выборах выступает фактором формирования социального согласия, как и его показателем. Принимая участие в выборах люди выражают свое отношение к процессам происходящим в обществе, в явной форме оказывают доверие или недоверие претендентам во власть. Высокая избирательная активность населения свидетельствует о том, что население стремится выразить свою волю в формировании власти, реально повлиять на политические процессы. Чувство единства, появляющееся в процессе выборов, способствует формированию социального согласия. Следует отметить и тот факт, что развитие единства в процессе выборов наблюдается как среди лиц, поддерживающих преобразования, так и среди тех, кто их отрицает. Поэтому в процессе выборов, с одной стороны, формируется, социальное согласие, с другой - происходит нарастание социальной напряженности.

Исследование уровня социального согласия: оценки социальной Ситуации

Объективная социальная ситуация находит отражение в общественном сознании, ее оценках населением. Эмпирическое исследование осуществлено в соответствии с выделенными социологическими типами социального согласия: ценностное и функционально-целевое. Уровень ценностного и функционально-целевого согласия изучен на основании данных социологических исследований, проведенных под руководством, и при участии автора, и через вторичный анализ результатов исследований, проведенных в России в последние годы (61,62,63, 64,82,99,101,138,139,140).

Исследование уровня ценностного согласия. В настоящее время в России происходит динамическое обновление системы ценностей, идет процесс формирования новой ценностной системы, характерной для либеральной цивилизации. Выработка новых социальных идеалов и норм происходит в сложных социально-экономических условиях. Формирование (рыночных) отношений, свободных от идеологии, коммунистических ценностей и норм, «навязывается» сверху и, будучи неподкрепленным принятыми населением ценностями, вызывает несогласие и протесі людей. Отсутствие определяющей социальной идеологии усложняет процесс становления новой структуры ценностей. Разрушение идеологизированной целостности ценностных позиций человека привело к возникновению плюралистической ценностной системы. Плюрализация способствует возрастанию дифференцирующей роли ценностей в развитии общества, углублению дезинтеграционных процессов. Формирование новой системы ценностей сопровождается тем, что они не принимаются на массовом уровне, не становятся доминантными. Ценностные ориентации, определяющие поведение человека и его отношение к окружающему миру, характеризуют общую направленность человека на те или иные виды правовых ценное гей. Каждый человек строит свою значимую индивидуальную систему ценностей, аправовые социальные ценности преломляются через моральные ценности. Трансформационные процессы, происходящие в современном российском обществе, приводят к сущностным изменениям структуры и иерархии социальных и индивидуальных ценностей. На уровне конкретного человека происходит доминирование индивидуальных ценностей над социальными. В системе ценностей социальных субъектов начинают доминировать ценности прагматического, меркантильного и потребительского характера, направленные на получение личной или групповой выгоды. При этом сужается сфера действия таких ценностей как патриотизм, стремление быть полезным людям, милосердие.

Изменение ценностных ориентации и установок характерно практически для всех стратификационных групп. Замена предшествующих традиционных ценностей - болезненный социально-психологический процесс. Ж. Тощенко и С. Харченко отмечают: «Дезорганизация привычных ценностных ориентации привела к глубокой депрессии в социальном самочувствии россиян» (264,67). Разрушение социалистической ценностной структуры общества, противоречивость становления новой структуры и иерархии ценностей и норм привели к резкому снижению значимости таких регуляторов отношений как общественное мнение, традиции. Наблюдается «потерянность, заброшенность, надломленность и беззащитность» человека.

Особенностью современного российского общества является то, что в настоящее время складывается новая система ценностей. Она не может быть такой же, как существовавшая до революции, система ценностей, ни такой как в советский период, ни сведенной к ценностям, господствующим в современных развитых странах или истории развития человечества. И это не особый путь России. Формирование ценностной структуры конкретного общества есть всегда сложнейший процесс взаимосвязи культурно 221

исторических особенностей и мировоззрения данного периода. Проблема на сегодняшний день состоит в том, что ни практически, ни теоретически парадигма ценностей российского общества не определена, поэтому эмпирическое становление новой системы ценностей осуществляется путем «проб и ошибок». Современное российское общество и отдельный человек находятся в поиске новой парадигмы ценностей, обращаясь при этом к философии, религии, этике; культурному опыту в целом.

В целом по отношению к ценностям население подразделяется на следующие большие группы:

- люди, в системе ценностей которых доминируют моральные ценности -они проявляют жизненную стойкость, мужество, честность. Получая власть, проявляют милосердие, меценатство, благотворительность;

- люди, в системе ценностей которых доминируют нравственно оправданные правовые ценности. Для них характерна вера в правовое государство и на основе этого возможность построения демократического общества;

- люди, доминантными ценностями которых являются правовые ценности, не имеющие нравственного обоснования. Они стремятся к получению власти и богатства любыми способами;

- -люди, смысловое поле которых разрушено, характерно неструктурированное маргинальное сознание. Они не имеют доминантных ценностей, подвержены пессимизму, сомнениям, часто находятся в состоянии фрустрации.

Моральные ценности. В советский период развития России моральные ценности не исчезли, но в иерархии ценностей общества занимали подчиненное положение по отношению к идеологизированным. В России сохранились как общечеловеческие, так и родовые для человека ценности. Их воспроизводство обеспечивалось в основном через семью. По результатам исследования «ценностей в кризисном обществе», проведенного в 1990 году, Н.И. Лапин делает вывод о том, что «в России сохраняется приверженность іуманистическим ценностям» (140,12). Он пишет: «Структурно-корреляционный анализ одобряемых ценностей показал, что «повседневный гуманизм» предстает, как универсальная ценностная макропозиция, включающая 16 интегрирующих и только одну дифференцирующую ценность, и потому консолидирующая поведение населения в самых массовых пластах жизни. Её центр образуют спокойная совесть, с которой тесно связаны: жизнь как высшая ценность, добро, красота и правда; хорошее отношения в семье и с друзьями, интересная работа и др. Это нравственная основа сохранения нашего общества как целого (140,21). Н. Тихонова, применив методику исследования, разработанную Н. Лапиным, изучила динамику базовых ценностей россиян. Она пришла к следующему выводу: «Как показали исследования, одной из характерных особенностей ценностных систем россиян является их высокая устойчивость, свидетельствующая об отсутствии сколько-нибудь серьезного кризиса ценностей» (82,129). Н. Тихонова говорит о высокой устойчивости именно моральных ценностей. Выводы Н. Лапина, Н. Тихоновой подтверждены в моем исследовании иерархии ценностей студентов ТГУ (проект «Ценности современного студента» - опрошено 1500 студентов разных факультетов и курсов). В индивидуальных иерархиях ценностей приоритетные позиции занимают такие ценности как жизнь, семья, здоровье, уважение, понимание, добро.

Похожие диссертации на Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе