Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные институты формирования толерантности : на примере семьи и школы Шабанова Анастасия Александровна

Социальные институты формирования толерантности : на примере семьи и школы
<
Социальные институты формирования толерантности : на примере семьи и школы Социальные институты формирования толерантности : на примере семьи и школы Социальные институты формирования толерантности : на примере семьи и школы Социальные институты формирования толерантности : на примере семьи и школы Социальные институты формирования толерантности : на примере семьи и школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шабанова Анастасия Александровна. Социальные институты формирования толерантности : на примере семьи и школы : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Шабанова Анастасия Александровна; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Краснодар, 2007.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/598

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы 13

1.1 Понятие и сущность толерантности в гуманитарных науках 13

1.2 Семья и школа как социальные институты, отвечающие за процесс формирования толерантности 46

1.3 Теоретическое обоснование условий и выявление ценностей, способствующих формированию толерантности 84

Выводы по первой главе 101

Глава 2 Толерантность в рамках функционирования социальных институтов семьи и школы (эмпирическое исследование) 103

2.1 Анализ процесса формирование толерантности в социальных институтах семьи и школы 103

2.2 Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных приоритетов и уровня проявления толерантности у учащихся, родителей и учителей 133

2.3 Модель формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы 148

Выводы по второй главе 156

Заключение 157

Список используемой литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях экономической нестабильности, социального расслоения общества, размывания нравственных ориентиров, снижения культурных ценностей, с одной стороны и ориентации на толерантность в различных областях жизнедеятельности человека - с другой, обостряется проблема взаимоотношений людей, и в этом плане поиск конкретных принципов, подходов и условий к целенаправленной организации воспитания толерантности, прежде всего подрастающего поколения, становится одной из важнейших задач социальных институтов, отвечающих за духовное, нравственное развитие личности В этой связи появилась потребность в проведении углубленных теоретических и эмпирических исследований семьи и школы

Актуализация проблемы формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы обусловлена тем, что, во-первых, семья и школа являются взаимосвязанными социальными институтами формирования личности, во-вторых, семья признается одним из устойчивых, базовых институтов общества, который закладывает основы воспитания, где от поколения к поколению передаются обычаи и традиции культуры, основы общечеловеческих ценностей, которые переносятся в социальные отношения, выходящие за рамки семьи, в семье люди постигают ценность личных взаимосвязей, верности, преданности, любви, взаимопонимания и уважения, семья выступает посредником между человеком, социальными институтами и государством, в-третьих, толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме Нравственное неблагополучие в обществе, падение воспитательной роли семьи - не полный перечень социально-экономических факторов, влияющих на развитие семьи и процесс воспитания подрастающего поколения Грубость по отношению к ребенку воспитывает в нем агрессивность, подавленность, враждебность и другие проявления интолерантности, что отрицательно сказывается на моральном состоянии детей Родителям становится труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше полагаются на воспитательную роль школы В таких случаях система образования должна компенсировать недостатки

семейного воспитания, духовную ущербность, нейтрализовать негативное влияние и его последствия, чтобы ребенок вопреки семейным отношениям вырос морально здоровой, толерантной личностью. Поэтому актуальность темы формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы не вызывает сомнения и оказывается вполне обоснованной

Степень научной разработанности темы. В современной науке
проблема толерантности рассматривается исследователями в
философском, социальном, психологическом и педагогическом
аспектах В философских (Р Р Валитова, В И Гараджа,
Е Г Луковицкая, Е В Магомедова,) и социологических исследованиях
(М С Ладыжец, В Т Лисовский, В М Соколов и др) толерантность
рассматривается как ценность (Б С Гершунский, В А Лекторский),
осмысливается с социально-политической точки зрения как социальное
явление, определяющее межгосударственные, межгрупповые

взаимоотношения (В В Шалин и др )

Вопросы этического и социокультурного аспектов рассматриваются в работах ГА Бакиевой, ДВ Зиновьева, В М Золотухина, Г У Солдатовой, В.В Шалина и др

В разных направлениях ведется изучение психологической
природы данного явления Рассматриваются различные парадигмы
анализа толерантности, возможности формирования толерантного
общественного сознания и проектирования вариативного образования в
России (А Г Асмолов) Психологический аспект толерантности
исследован Р Бернсом, Л С Выготским, А Б Орловым, В А Канн-
Калик, К Роджерсом, В А Петровским, А Н Леонтьевым,
Л А Шайгеровой, О Д Шаровой и др Кроме этого существуют
психологические исследования, тематически близкие к проблеме
толерантности конфликты и их разрешения (Р.Г Апресян,
А К Колеченко, Б И Хасан, и др ), межэтнических взаимоотношений,
национальной, религиозной или расовой нетерпимости, ксенофобии,
особенности менталитета (Г. У Солдатова, М А Боуэн, А И Донцов и
др), разрабатываются программы по формированию толерантных
установок, навыков ненасилия и толерантного поведения
(В А. Вединяпина, Н Воеводина, А Е Дмитриева, В С Магун,
К Фопель и др) Педагогический аспект толерантности

рассматривается в направлениях формирования 1) отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Т В Болотина, Б С Гершунский, И В Крутова, М С Мириманова, Л И Семина, В В Глебкин, О В. Гуткин), 2) межэтнической толерантности школьников (Г Г Абдулкаримов, Н П Едыгова, 3 Ф Мубинова Ф М Малхозова, Е В Магомедова, Н В Мольденгауэр, В А Тишков, Ф.М Филиппов), 3) толерантного сознания школьников и студентов (Г В Безюлева, Г В Скрябина, Г В Солдатова, О Д Шарова, Г В Шеламова) Толерантность анализируется в контексте проблемы педагогического взаимодействия и взаимоотношений в малых группах (Л Я Коломинский, А В Кошарный, А А Погодина, А М Прохоров, А А Реан и др ), рассматривается в качестве основы межкультурной коммуникации (К П Краковский и др), исследуются проблемы толерантности в школе и педагогической среде, изучаются социально-педагогические процессы и средства воспитания толерантности (А М Байбаков, Л В Байбородова, В А Ковальчук, И В Крутова, В С Кукушкин, Е А Стрельцова, Г М. Шеламова, Е В Швачко и др ) Толерантность как базовая ценность в человеческой среде и роль культуры толерантности в условиях трансформации российского общества, терпимость перед вызовами глобализации и другие аспекты рассматриваются в работах зарубежных (Л Козер, М Уолцер, Э Фромм и др ) и отечественных ученых (М.М Бахтин В С Библер, А А Галкин, Л М Дробижева, Т И Заславская, В Н Иванов, Ю А Красин, Н И Лапин, К У Солдатова, В А. Тишков и др) Эмпирические исследования толерантности в межэтническом взаимодействии были проведены Ю А Гаюровой, Л.Д Гудковым, Н М Лебедевой и др) Взгляд на образование как систему целенаправленного воздействия на индивидов с целью социализации, адаптации к потребностям общества представлен в трудах Э Дюркгейма, К Поппера и др М Ю Арутян, А А Магомедов, М С Мацковский, А Г Харчев и др рассматривают проблемы семьи как социального института

В социологической науке тема толерантности до настоящего времени не получила фундаментального осмысления Большинство социологов, занимающихся этой проблемой, ориентированы в первую очередь на эмпирические полевые исследования, что является вполне

закономерной стадией в общем ходе концептуализации толерантности в социологии

Наличие в обществе социальных институтов (семья, школа, вуз и др), которые представляют собой взаимодополняющие друг друга образования, должно обеспечивать состояние равновесия и стабильности той или иной общности и общества в целом, устанавливать способы взаимодействия людей, разрешать конфликты, возникающие в повседневной жизни, способствовать формированию толерантного поведения всех членов общества Поэтому воспитание толерантности и доверия, отношение к ним как к важнейшим жизненным ценностям в таких социальных институтах, как семья, школа, во многом определят дальнейшую жизненную ориентацию учащихся, их выбор в качестве приоритетного мирного сосуществования и взаимопонимания, а не конфликтов

Вышесказанное обусловливает принципиальную роль семьи и системы образования, выступающих в качестве главных социальных институтов, отвечающих за организацию общего духовного пространства, подготовку личности к жизни в полиэтническом социуме и полноценную самореализацию каждого индивида

Цель диссертационного исследования состоит в анализе процессов, происходящих в социальных институтах семьи и школы, отвечающих за формирование толерантности, и разработке модели, способствующей ее формированию в семье и школе

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

уточнить содержание понятия "толерантность" как позиции участников социального взаимодействия,

исследовать семью и школу как социальные институты, отвечающие за процесс формирования толерантности,

определить условия и ценности, влияющие на формирование толерантности в семье и школе,

проанализировать процесс формирования толерантности в семье и школе,

- выявить взаимосвязь ценностных приоритетов и уровня
проявления толерантности у учащихся, родителей и учителей,

разработать модель, способствующую формированию толерантности в социальных институтах семьи и школы.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что в современных социально-экономических условиях семья и школа, как взаимосвязанные социальные институты оказывают влияние на формирование толерантности в процессе первичной социализации

Объект исследования - семья и школа как социальные институты, отвечающие за процесс формирования толерантности

Предмет исследования - процесс формирования толерантности в семье и школе

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую и теоретическую базу исследования составляют структурно-функциональный, системный, институциональный подходы Данные подходы сформулированы в трудах крупнейших социологов Э Дюркгейма, П Сорокина, Р Мертона, Т Парсонса, которые заложили основы изучения институциональной целостности общества Исследование опирается на фундаментальные труды основоположников указанных подходов, их последователей, а также на работы современных отечественных ученых (МЮ Арутян, М С Мацковский, А Г Харчев и др), рассматривающих проблемы семьи как социального института, (Э Дюркгейм, К Поппер и др), анализирующих образование как систему целенаправленного воздействия на индивидов с целью социализации, адаптации к потребностям общества

Теоретическими основами для написания диссертации явились работы отечественных и зарубежных исследователей (Р Берне, Р Р Валитова, Б С Гершунский, Д В Зиновьев, В А Лекторский, Г У. Солдатова и др) рассматривающие различные аспекты формирования толерантности, взаимоотношений в семье и образовательном учреждении

Эмпирическая база исследования представлена материалами социологических исследований, а также собственным эмпирическим исследованием Экспериментальную базу исследования составили школьники-подростки в возрасте 14 - 17 лет, родители и преподаватели СОШ г Краснодар Общая выборка составила 160 человек

Сбор эмпирического материала включал следующие процедуры анкетный опрос учащихся, родителей и учителей, выявление ценностных ориентации (методика Ш Шварца), выявление вида и степени выраженности толерантности (опросник ВИКТИ (Г Бардиер)

Методы обработки данных а) количественный частота распределения, расчет средних тенденций, расчет процентного соотношения, графический анализ, б) качественный (сравнительно-сопоставительный анализ, корреляционный анализ t-критерия Стьюдента) Метод интерпретации- структурный

Научная новизна исследования заключается в следующем

- уточнено содержание толерантности как позиции участников
социального взаимодействия,

исследованы семья и школа как социальные институты, отвечающие за процесс формирования толерантности в контексте социализации ребенка,

определены условия и ценности, влияющие на процесс формирования толерантности в семье и школе,

проанализирован процесс формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы,

- экспериментально выявлена и доказана взаимосвязь ценностей и
уровня проявления толерантности у учащихся, родителей и учителей,

- на основании теоретического и эмпирического анализа
разработана модель, способствующая формированию толерантности в
семье и школе, которая может найти свое применение в
образовательном пространстве

Основные положения, выносимые на защиту: 1 Толерантность понимается как активная позиция участников социального взаимодействия, формируемая в процессе первичной социализации, которая заключается в понимании, уважении и принятии другого человека таким, каков он есть, его убеждений, мнений, форм поведения, без применения агрессии, давления, насилия и принуждения Толерантность как интегрирующая категория включает в себя такие ценности, как открытость, доброта, безопасность, справедливость, честность, альтруизм Имеет свою структуру, в которую входят субъекты, объекты, уровни и сферы толерантности (межнациональная, тендерная, профессиональная, межпоколенческая)

  1. Анализ проблем, связанных с формированием толерантности, показал, что семья и школа, , являясь социальными институтами, способствуют социальному, культурному функционированию, развитию и совершенствованию личности через процессы социально организуемой, целенаправленной деятельности В результате целенаправленного воздействия на человека социальные институты семьи и школы оказываются наиболее эффективными средствами формирования новых отношений в российском обществе, основанных на взаимоуважении и признании прав другого человека, а также норм поведения, в том числе и толерантного Формирование толерантности осуществляется с целью подготовки личности к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, культурной, семейно-бытовой) и опирается на традиции и культуру, готовность людей к любым изменениям в сложившихся социально-экономических условиях

  2. Процесс формирования толерантности состоит в создании условий (благоприятная атмосфера в семье и школе, формирование активности, самостоятельности и сознательности, формирование ответственного поведения к себе и своим поступкам, разрешение конфликтных ситуаций конструктивными способами, приобщение к общечеловеческим ценностям) для осознания учащимися личностно значимого смысла толерантности как ценности и трансформации ее в принцип, определяющий деятельность человека, его отношение к другим людям, норму и образец поведения

  3. Анализ процессов, происходящих в социальных институтах, выявил взаимосвязь семьи и школы, отвечающих за процесс формирования толерантности в контексте социализации ребенка Процесс формирования толерантности в социальных институтах завит от того, на каких условиях выстраиваются взаимоотношения между учащимися, родителями и учителями и какие ценности являются приоритетными в поведении и деятельности родителей и учителей

  4. Экспериментально выявлена и доказана взаимосвязь между ценностными приоритетами и уровнем проявления толерантности Во-первых, являясь значимой, ценность доброты оказывает влияние на проявление тендерной, межличностной, межэтнической толерантности, во-вторых, ценность безопасности, выражающаяся в стремлении к

социальному порядку, безопасности для семьи, национальной безопасности, взаимопомощи, влияет на проявление поколенческой и межличностной, а также профессиональной и управленческой толерантности, в-третьих, приоритетность ценности универсализма, которая заключается в потребности выживания групп и индивидов, становясь необходимой при вступлении в контакт с кем-либо, связана с проявлением управленческой, профессиональной и социально-экономической толерантности

6 Модель формирования толерантности в социальных институтах строится на принципах природосообразности, культуросообразности; индивидуально-личностной направленности, ценностно-смысловой направленности, целостности, сотрудничества, социальной активности. В триаде "семья - личность воспитанника - школа" школа и семья как социальные институты дают каждому учащемуся/воспитаннику опыт свободы и самостоятельности, формируют ответственное поведения к себе и своим поступкам, помогают приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми Взаимодействие учащихся и педагогов носит демократический характер, основанный на диалоге, уважении и сотрудничестве Школа по отношению к педагогическому коллективу обеспечивает повышение уровня подготовки педагогических кадров; педагогический коллектив разрабатывает и внедряет технологии, способствующие толерантному взаимодействию, обеспечивает свободу выбора деятельности учащихся, разрешает конфликтные ситуации, возникающие в повседневной жизни, конструктивными способами, взаимоотношения в семье базируются на доброжелательности, честности, снисходительности, доверии, понимании, уважении прав и свобод каждого в благоприятной психологической атмосфере и толерантном взаимодействии

Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью поставленных задач, обобщением и осмыслением отечественных и зарубежных теоретических и прикладных исследований формирования толерантности в социальных институтах, обоснованием условий и выявлением ценностей, которые способствуют формированию толерантности в семье и школе

Теоретическая значимость работы определяется также положениями о научной новизне диссертационного исследования

Практическая значимость работы определяется разработкой модели, способствующей формированию толерантности в социальных институтах семьи и школы Апробированы методики, позволяющие диагностировать начальный уровень толерантности Полученные данные могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений Кроме того, материалы диссертационного исследования могут применяться в преподавании курсов социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе, таких как общая социология, социология образования и др

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических семинарах на кафедрах социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ, философии и социологии Краснодарского университета МВД России, а также на межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе, на научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Развитие социально-культурной сферы Юга России» (Анапа, 2005, 2006 гг ) По теме диссертации опубликовано 4 научные статьи и 1 методическое пособие (курс лекций) общим объемом 12,4 п л

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений

Семья и школа как социальные институты, отвечающие за процесс формирования толерантности

Толерантность как комплексное и многостороннее понятие является объектом изучения философии, психологии, педагогики, социологии и многих других наук.

Термин "толерантность" (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero - "нести, держать, терпеть", а также "переносить, сохранять, кормить, оставаться". Исходное значение tolero - "нести, держать" в руках какую-нибудь вещь. Производные (от лат. tolerantia) tolerance, toleration, встречающиеся уже в античности несут смысл "страдания".

В. Даль в "Толковом словаре великорусского языка" дает следующую трактовку терпимости: "Терпимость - терпеливость, что-то выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; оживать, выжидать чего-то лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться, снисходить, допускать, послаблять, потакать, поноравливать, давать повадку; не спешить, не торопить, не гнать" [67].

СИ. Ожегов приводит следующие уточнения: "Толерантность -терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый - такой, что может терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру".

В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова категория толерантность полностью отождествляется с категорией «терпимость» [239]. В "Словаре иностранных слов и выражений" толерантность определяется как "терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо" и появляются еще два определения, связанные с биосоциальным аспектом, который прослеживает пассивную и негативную направленность толерантности, которая связана с абсолютной «потерей способности к выработке антител»: - "полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма"; - "способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды" [207].

Для более полного понимания сущности данного понятия необходимо выяснить, как оно раскрывается в разных языках.

В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь". Во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим", в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".

Таким образом, в различных культурах понимание толерантности и терпимости неоднозначно и зависит от исторического опыта, культуры и традиций народов.

В процессе культурно-исторического развития категория «толерантность» претерпевала изменения вместе с самим обществом. Несмотря на многозначность, категория "терпимость" имела созерцательный оттенок, пассивную направленность.

Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях.

Важно отметить, что толерантность находится в центре внимания социологов, которые проявляют к ней все больший интерес. "Российская социологическая энциклопедия" дает три определения толерантности, которые относятся как макро-, так и у микроуровням". "1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. 3. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию" [190].

В последующих изданных социологических энциклопедиях показывается связь понятия "толерантности" с общественной безопасностью. И.Н. Андреева обращает свое внимание на несовместимость толерантности с угрозами ценностям, образу жизни, безопасности участников социального взаимодействия. Она пишет о том, что было бы неверно понимать толерантность как соглашательство с любыми силами, движениями, партиями, беспринципность, непротивление злу, терпение к вседозволенности, в том числе и к антиконституционным незаконным действиям [5].

В Преамбуле Устава ООН толерантность характеризуется как способность «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Толерантность рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии с собой и с миром людей (микро -и макросредой).

Многие исследователи (А.Г. Асмолов, Н.А. Асташова, P.P. Валитова, П.В. Степанов и др.) предлагают рассматривать толерантность в контексте таких понятий как признание, понимание, принятие, т.е. способность видеть в другом именно другого - носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, осознание его права быть другим; положительное отношение к такой непохожести; умение видеть другого «изнутри», способность взглянуть на мир с двух точек зрения одновременно: своей собственной и другого.

Теоретическое обоснование условий и выявление ценностей, способствующих формированию толерантности

Семья является сложным многогранным социальным образованием, сочетающая в себе свойства социальной организации, социальной структуры, социального института и малой группы. В социологической науке существует множество подходов к определению семьи. Все многообразие научных подходов можно дифференцировать на сторонников макро- и микро социологических теорий изучения семьи. Приверженцы макроциологической традиции в анализе семьи акцентируют внимание на семье как социальном институте, на ее функциональной значимости для общества. Традиционно к макросоциологическому представлению о семье относят социологические теории эволюционизма (институционально-исторический подход), структурно-функциональный подход и подход с позиций теории социального конфликта.

Представители теории социального конфликта семью рассматривают как источник социальной принадлежности в системе статусов и престижа в стратификационной системе общества. [102].

Исследователями структурно-функционального направления семья воспринимается как отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека. [262]. Важным моментом в данном подходе представляется признание влияния социально-экономических условий на развитие института семьи и большого значения внутрисемейных отношений для обеспечения ее полноценного функционирования.

Известно, что парадигма структурно-функционального анализа долгое время занимала ведущее место в отечественной социологии семьи советского периода. Отечественный социолог А.Г. Харчев под семьей понимает "исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, обусловленной потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения" [260].

Концепция А.Г. Харчева оказалась наиболее выдающейся в рамках данного направления исследования семьи. В соответствии с ней, семья как социальный институт выполняет определенные функции, которые являются условием существования самого общества. Предлагая обширный перечень функций (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, досуговая, коммуникативная, функция первичного социального контроля, социально-статусная), А.Г. Харчев настаивает на необходимости различения: с одной стороны, специфических, вытекающих из сущности семьи и отражающих ее особенности как социального явления (деторождение и социализация детей); с другой - таких функций, к выполнению которых семья оказалась приспособленной в определенных исторических обстоятельствах (накопление и передача по наследству собственности, организация производства и т.д.) [260].

Семья признается одним из самых устойчивых, базовых институтов общества. По мере совершенствования и усложнения структуры общественных отношений, индустриализации и урбанизации общества, часть функций, традиционно выполняемых семьей взяли на себя другие социальные институты. Этот период американские социологи Э. Чепл и К.Кун охарактеризовали следующим образом: "в процессе ослабления социальных функций, выполняемых институтом семьи, некоторые вторичные группы достигли такого уровня взаимодействия, которое равно взаимодействию первичных групп, т.е. семьи и даже превосходят их" [288].

В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки, установит связь между макро- и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. И одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как социокультурной системы. Т. Парсонс и К. Дэвис пытались совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи. Т. Парсонсом в интегративном подходе семья понимается как "специфическая структурная подсистема общества со сложной системой внутри- и внесемейных связей" [285] и полагается возможным учесть организацию внутренних отношений и взаимодействий со средой.

Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Согласно теории Т. Парсонса семья является подсистемой общества, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

В начале XX века П. Сорокин определяет семью как легальный союз супругов с одной стороны, союз родителей и детей с другой, союз родственников и свойственников с третьей [218].

Польский социолог Я. Щепаньский, рассуждая в том же направлении, семью понимал как группа лиц, связанных отношениями супружества и отношениями между родителями и детьми" [277]. Эта же тенденция наблюдается и у Ю.Г. Волкова: "семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками" [43].

В последнее время в понимании сущности семьи значительную роль играют такие понятия как "взаимопомощь" и "ответственность" ее членов. По мнению Д. Джерри, "семья - группа людей, связанных родством или подобными кровными узами, в которой взрослые берут на себя ответственность за заботу и воспитание своих настоящих или приемных детей" [73]. А.И. Кравченко определил семью как "основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью" [116].

Сегодня семья начинает приобретать форму социального института, который находится вне сферы вмешательства государства и общества. С одной стороны, процесс автономизации семьи и частной жизни следует признать положительным завоеванием, т.е. происходит четкое разграничение сфер публичной и приватной жизни, общество приобретает черты демократического правового государства. Но, с другой стороны, такая позиция невмешательства институтов общества во внутреннюю жизнь семьи в ситуации семейного неблагополучия может приводить к сокращению социального контроля над развитием разного рода внутрисемейных девиаций и к отсутствию своевременного общественного реагирования на эти отклонения.

Человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни. Задолго до того как ребенок начинает сознательно воспринимать окружающую его действительность, он видит мир, общество, людей глазами родителей.

Семья это ячейка общества, которая закладывает основы воспитания личности. События политической жизни, общественные требования, человеческие нормы поведения подвергаются в семье определенной оценке, и они, как правило, перенимаются ребенком. А.А. Магомедов отмечает, что "именно в семье, где отношения построены на кровнородственной основе, и каждый ее член морально ответственен перед другими, требуется, чтобы все в максимальной степени умели понимать, слышать и слушать друг друга, прощать и уступать, жертвовать своими интересами, планами и задумками во имя интересов других" [146].

Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных приоритетов и уровня проявления толерантности у учащихся, родителей и учителей

Из таблице видно, что каждый второй подросток (43%) отмечает "доверие" со стороны родителей. Можно заключить, что в подростковом возрасте учебная деятельность уже является самостоятельным делом для самого ребенка, за которое он несет ответственность. Кроме этого, каждый пятый подросток - 18,3% указывает на то, что родители помогают заниматься, а каждый шестой подросток отмечает, что родители усиливают контроль над выполнением домашнего задания. Остальные варианты фиксируются значительно реже. Важно отметить, что на явную отстраненность родителей от учебной деятельности ("Их это не волнует", "Они не интересуются моими оценками") указывают лишь немногие, (соответственно: 5% и 3,3%)

Тендерный анализ выявляет, что среди девочек выше доля тех, кто указывает на помощь - 20,6%, среди мальчиков выше доля тех, кто указывает на усиление контроля над выполнением домашнего задания со стороны родителей в случае получения плохих оценок. В свою очередь девочки намного чаще мальчиков отмечают вариант ответа "Они мне доверяют и считают, что я сама справлюсь с ситуацией".

Подобные различия связаны с тем, что девочки в большей степени ориентированы в большей степени на значимость учебной деятельности, на соблюдение ее норм и правил, о чем свидетельствует общеизвестный факт более высокой успеваемости девочек.

В ходе нашего исследования нам было важно выяснить мнение подростков о том, как родители относятся к участию своего ребенка в деятельности различных формальных и неформальных организаций. Этот аспект является значимым, так как характеризует особенность социальной ситуации развития в подростковом возрасте, которая связана с тем, что подросток начинает активно включаться в новые социальные общности и группы. Мы попытались выяснить, как ребенок воспринимает поведение своих родителей относительно реализуемой им линии социального поведения, которая называется "расширение социальной среды подростка".

Респондентам предлагалось два вопроса. Один касался членства в неформальной молодежной организации; другой - реакции родителей на принадлежность подростка к политической организации. Таблица 10.

Проанализируем ответы подростков на вопрос: "Как реагируют Ваши родители на то, что Вы являетесь членом неформальной молодежной организации?». Варианты ответов предполагают как позитивные реакции родителей ("Относятся с понимание", "Одобряют и активно поддерживают"), так и негативные ("Выражают недовольство, Запрещают"). Кроме этого, учитывается возможность отстраненного, индифферентного отношения родителей ("Они не знают", "Им все равно"). Наряду с этим был включен также и вариант ответа "Я не состою в такой организации", позволяющий оценить степень включенности подростков в деятельность неформальных молодежных организаций.

Ответы подростков показывают, что большинство из них - 77,3% не причисляют себя к каким-либо молодежным неформальным организациям. Важно заметить, что доля таких среди девочек заметно выше, чем среди мальчиков.

В целом анализ ответов показывает, что в отношении мальчиков к участию в деятельности неформальных организаций со стороны родителей чаще проявляются как негативные, так и позитивные реакции.

Другой вопрос касался мнения подростков о том, как родители реагируют на принадлежность своих детей к политической организации. Результаты приведены ниже в таблице 11.

Как видно из таблицы, подавляющее большинство респондентов отмечают вариант ответа "Я не состою в такой организации" - 88,3%. В этой связи следует отметить, что принадлежность к неформальной молодежной организации более распространено среди подростков, чем членство в политической организации.

Взаимодействия подростка не ограничиваются семьей, поэтому далее мы проанализируем особенности отношения родителей к микросоциальному окружению подростка - его друзьям. Первый аспект касался "открытости" домашнего пространства для общения ребенка со своими друзьями. Второй -знакомства родителей с друзьями ребенка и их отношения к ним. Третий аспект затрагивал проблематику национальной толерантности: отношения родителей к друзьям подростка различных национальностей.

В ходе исследования респондентам задавался вопрос: "разрешают ли Ваши родители приводить домой друзей?" Предложенные варианты ответов характеризуют разные варианты проявления родительской позиции: от предоставления ребенку полной свободы до запрета, дифференцируя степень "открытости - закрытости" домашнего пространства для общения ребенка с друзьями. Результаты изображены графически на рис. 8.

Модель формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы

Анализ научной литературы по вопросу формирования толерантности и собственное эмпирическое исследование послужили основанием для построения модели, направленной на формирование толерантности в семье и школе.

Моделирование того или иного процесса, вида деятельности предполагает построение системы, функционирующей аналогично исследуемому процессу. Наличие отношения частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Создание упрощенной модели - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений.

Построение модели имеет свои специфические особенности. Основными элементами моделируемых явлений могут быть отдельные личности, социальные группы, социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе.

Следует отметить, что любая теоретическая модель при всей ее полноте, не представляет собой методической разработки - внедрение теоретической модели в практику предполагает этап разработки, конкретизации основных ее положений в соответствии с запросами практики.

Разработанная нами модель формирования толерантности в социальных институтах опирается на следующие принципы: - принцип природосообразности означает отношение к подростку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, бережное отношение к его индивидуальности; - принцип культуросообразности ориентирует педагогов и всю систему образования на отношение: 1. К учащемуся - как к субъекту жизни, способному к саморазвитию, самоизменение и самосовершенствованию; 2. К педагогу - как посреднику между ребенком и социумом; 3. К образованию -как к культурному процессу; 4. К школе - как к целостному культурно-образовательному пространству, воссоздаются культурные образы детей и взрослых, происходят культурные события, и осуществляется воспитание человека культуры; - принцип индивидуально-личностной направленности предполагает отношение к учащимся как к личности, индивидуальности, который нуждается в своевременной поддержке и помощи в решении, возникающих проблем и конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия, поддержке процессов развития и саморазвитие; - принцип целостности определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Если целью образования является личность (в гуманистическом понимании), то и его содержании, и в средства должны быть заложены основы для пробуждения личностных характеристик. - принцип ценностно-смысловой направленности предполагает создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения, жизни на воспитание личностных смыслов и индивидуальных приоритетов, влияющих на формирование толерантного поведения; - принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и родителей, учащихся и педагогов; организацию совместной жизнедеятельности, общения, взаимопонимания взаимопомощь. - принцип социальной активности - предполагает готовность к взаимодействию в различных социальных межличностных, межэтнических и других ситуациях, проявляющийся в его деятельности и поведении с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений как в микросоциуме, так и в обществе в целом. антропологический принцип заключается в равноправном взаимодействии субъектов учебного процесса и взаимном обучении, когда не только учитель, но и ученик обладает определенным запасом знаний и делится ими с противоположной стороной. - принцип социологического анализа состоит в том, что учитель принимает во внимание социокультурные, исторические, бытовые и многие другие условия жизни обучаемого. Такой анализ будет способствовать лучшему взаимопониманию учителя и ученика, а также установлению индивидуальных планок педагогических требований, что положительно отразится на эффективности образования и воспитания. - принцип проблематизации означает доведение обучаемого до осознания недостаточности своего знания, побуждение искать ответы на поставленные вопросы и восполнять проблемы в обучении.

Результаты опроса учащихся общеобразовательной школы позволили выявить условия, которые способствуют формированию толерантности в социальных институтах: - благоприятная семейная/школьная атмосфера; - способность выстраивать отношения, основанные на любви, эмпатии, доброжелательности; - формирование активности, самостоятельности и сознательности; - формирование ответственного поведения к себе и своим поступкам; - уважительное отношение к личности ребенка, его мнениям и убеждениям; - разрешение конфликтных ситуаций конструктивными способами; - приобщение к общечеловеческим ценностям. -организация толерантного пространства в образовательных учреждениях; - гуманистическая воспитательная система школы; -повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров. - обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности; - формирование положительной сЯ»-концепции. 9 - выстраивание отношений на основе сотрудничества, уважения и диалога;

Как отмечалось выше, процесс формирования толерантности будет успешным если в нем будут участвовать не только родители и учителя, но и сами учащиеся, то есть в процессе совместной целенаправленной деятельности.

Выделяют несколько этапов совместной деятельности [293]. Диагностический - фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы, совместная оценка проблемы с точки значимости. То есть на данном этапе семья и учителя с помощью диагностических процедур могут определить начальный уровень толерантности. Графически это выглядит так: наблюдение(позволяет выявитьхарактерные формыинтолерантногоповедения,разобраться впроблемнойситуации) анкетирование(позволяет более четко фиксировать взаимоотношения в семье и социальном пространстве школе, а также вне ее пределов) опросы(позволяет определить формы поведения родителей и педагогов, причины возникновения проблемных ситуаций и способы их решения в процессе взаимодействия)

Поисковый - организация совместно с учащимся поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны. Целью поискового этапа является принятие учащимся на себя ответственности за возникновение и разрешение проблемы. Задача родителей и учителей состоит в том, чтобы помочь самостоятельно выявить связанные с проблемой факты, причины и обстоятельства. Только в процессе взаимодействия учащихся с родителями и учителями могут быть найдены причины возникновения интолерантного поведения.

По ходу выявления фактов и причин появляются предварительные "рабочие" выводы и способы выхода из проблемы, при этом важно проявлять внимание к мнению ребенка, не высказывать оценочных и критических суждений. Необходимым . условием деятельности педагога является стимулирование активности и самостоятельности. Задачей родителей и учителей является поддержка ребенка в любом выборе и готовность помочь в любом случае. Проявление поддерживающего поведения со стороны родителей и учителей по отношению к учащемуся укрепит веру в свои силы, придаст уверенности в себе.

Похожие диссертации на Социальные институты формирования толерантности : на примере семьи и школы