Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная мобильность молодежи Кухтерина Елена Анатольевна

Социальная мобильность молодежи
<
Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи Социальная мобильность молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кухтерина Елена Анатольевна. Социальная мобильность молодежи : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Тюмень, 2005 234 c. РГБ ОД, 61:05-22/250

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ 15

1.1. Социальная стратификация в обществе 15

1.2. Социальная мобильность. 49

1.3. Основные каналы вертикальной мобильности молодежи. 61

ГЛАВА II. ВЕРТИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ 84

2.1. Социальное расслоение и вертикальная социальная мобильность 84

2.2 Влияние социального статуса родителей на выбор молодежью каналов мобильности 90

2.3 Образование, как канал социальной мобильности молодежи І 02

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 129

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Насущная общественная необходимость глубокого изучения молодежи как особой социальной группы продиктованы не только (и не столько) теоретическими, но и практическими потребностями.

В период социально-экономических трансформаций, резко растёт разграничение населения, происходит всё усиливающаяся социально-статусная дифференциация, затрагиваются ключевые интересы как отдельных людей, так и целых групп, складываются новые социальные структуры, формируется новый состав региональных, политических и предпринимательских элит. В это время вопросы равенства шансов в социальной мобильности и в социальных перемещениях молодёжи приобретают особую актуальность и остроту.

Изучение этого представляется своевременным, но сложным, так как социальная стратификация постреформенного российского общества еще окончательно не сложилась, она нестабильна и достаточно расплывчата.

По мнению ряда отечественных социологов, в России сейчас появилось два сосуществующих типа социальных структур. Параллельно с традиционной сословной социальной структурой, сохраняющейся в рамках государственного сектора, а иногда и пересекаясь с нею, появились зачатки новой классовой структуры, которая характерна для индустриальных обществ западного типа [116]. Возникли новые социальные слои, не имеющие аналогов в прошлом. Изменились функции и статус социальных групп. У немалой части тех из них, которые до реформ относили себя к «среднему классу», в новых условиях статус понизился. В этих условиях проследить социальные перемещения людей и, главное, оценить их результаты очень непросто. Талантливые, одаренные личности, несомненно, появляются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального продвижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда личность быстро поднимается по социальной лестнице и получает более высокий статус.

4 Престижность статусной группы, рассматриваемая как основа стратификации

общества, обладает одной важной чертой: она особенно остро ощущается

молодежью как наиболее чувствительной группой общества. Сегодняшние

молодые россияне поставлены в вдвойне экстремальные условия: переворот в

социально-экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом

ценностного сознания.

Специалисты по социологии молодежи фиксируют рождение мифов о молодежи, мифов, прежде всего, негативно представляющих жизнь и идеалы нынешнего молодого поколения. Вместе с тем нужно осознавать, что для прогнозирования молодежной политики (как на уровне государства, так и на уровне регионов) необходимо знание реальной картины интересов, ценностных ориентации, жизненных планов и поведения различных слоев, когорт нынешнего молодого поколения россиян, что также обусловливает высокую актуальность избранной темы диссертации.

Изучение жизненных ориентации молодежи дает богатейший материал для решения проблем трудовой и общественной активности ее, изменения социальной структуры общества, для постановки и решения новых этических и социальных проблем. Стремительно обновляется и «омолаживается» состав политической и экономической элит общества. В некоторых случаях, именно в следствии привлекательности такой перспективы и происходит социальная мобильность молодежи, при смене статусного положения в обществе. Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет о том, что молодежь - не только потенциал перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. Нестабильность переходного периода обуславливает особую остроту ряда молодежных проблем. Не снижается неудовлетворенность молодежи, связанная с основными показателями качества жизни - материальным положением, жилищными проблемами, работой. Значительная часть российской молодежи вписалась в программу новых алгоритмов экономического развития страны, вносит в нее

5 свой вклад. Не стоит забывать, что во время реформ не вся молодежь получает

высшее образование, находит стабильную высокооплачиваемую работу, и

успешно продвигается по карьерной лестнице, но и существует проблема

нисходящей вертикальной мобильности, при которой молодежь деградирует,

одним из примеров этому может служить проблема наркомании среди

молодежи и, конечно, проблема безработицы. Весьма остро стоит проблема с

уровнем нисходящей мобильности. Осмысливая роль и значение молодежи в

новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь - не только

потенциал перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности.

Нестабильность переходного периода обусловливает особую остроту

ряда молодежных проблем. Не снижается неудовлетворенность молодежи,

связанная с основными показателями качества жизни - материальным

положением, жилищными проблемами, работой. Во время рыночных реформ

не вся молодежь получает высшее образование, находит стабильную

высокооплачиваемую работу и успешно продвигается по карьерной лестнице.

Существует проблема нисходящей вертикальной мобильности, при которой

молодежь деградирует абсолютно, примером чего может служить растущая

наркомания среди молодежи.

Понять и выявить возникновение и становление новых, современных

аспектов и детерминант молодёжной мобильности - весьма актуальная научная

задача.

В целом социальная мобильность общества - противоречивый процесс.

Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать

барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что

всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и

легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность

всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится

адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со

страхом потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества

открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.

В книге «Трансформация социальной структуры и стратификация Российского общества» 3. Т. Голенкова вспоминает, что в 70-80 гг., в СССР существовала институционализированная форма участия общественной науки (прежде всего академической) в выработке социальной политики: разработка социальных разделов «Комплексных программ научно-технического прогресса» [33]. Для соответствующего раздела «комплексной программы» создавалась комиссия «Социальные проблемы, повышение народного благосостояния и развитие культуры».

От пятилетия к пятилетию социальные проблемы ставились все более остро, а рекомендации по реформированию сложившихся социальных отношений становились все радикальнее. Однако правящая бюрократия, руководствуясь негласным принципом «ничего не менять в существующих структурах», упорно отвергала реформы, предлагавшиеся экономистами и социологами.

Остается надеяться, что новая политическая система возьмет на вооружение положительные стороны прошлого нашей страны, и с помощью создания подобных программ, особенно для молодежи, станет гораздо проще работать в области молодежной политики.

Тема социальной мобильности молодёжи находит отражение в работах отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются проблемы развития, анализируются основные философские, историко-политические, экономические, социальные и правовые аспекты теории и практики этого явления.

Приоритеты в постановке проблем социальной мобильности в объективном плане, когда мобильность рассматривается как свойство присущее логике развития социальных структур и динамике социальных процессов, и

7 субъективном, когда исследуется внутренняя, психологическая, мобильность, в

социологии XX в. принадлежат П. А. Сорокину и особенно М. Веберу. В

отечественной и зарубежной литературе нашли широкое отражение проблемы

социальной мобильности, понимаемой как стратификационное перемещение

(Д. Бартоломью, Р. Бенедикс, П. Блау, Г. Е. Зборовский, М. С. Комаров,

С. М. Липсет, В. И. Лукина, Г. П. Орлов, Г. В. Осипов, М. Н. Руткевич,

П. А.Сорокин, П. А.Сорокин, Б. Ц. Урланис, Ф. Р. Филиппов, С. С. Фролов).

Исторический взгляд на социальную мобильность раскрывают работы Р. Громовой, Е. М. Аврамовой. Отдельные концепции можно отнести к теории субъективной подвижности в социальных изменениях (О.Шпенглер, А. Тойнби, Б. Рассел, М. Шелер, А. Бергсон, А. Шопенгауэр, А. Щюц и др.).

Систематическое изучение вертикальной мобильности развернулось в США в 1960 - 70-х годах. Большинство социологов в качестве эмпирического индикатора анализа восхождения и нисхождения избрали профессию. Одной из самых значительных работ этого периода является опубликованное в 1964г. исследование Элтона Ф. Джексона и Гарри Д. Крокета [152]. Результаты этой работы свидетельствовали о росте мобильности в рамках двух поколений. До сих пор остаётся действенным «траекторный» подход к стратификационным процессам, который проповедовался, начиная с «Новой кэмбриджской группы» в лице Р. Блэкберна, К. Прэнди, А. Стюарта [148]. Они на примере стран Запада доказали, что перспективы социального продвижения оцениваются как важный элемент нынешнего положения индивидов, при этом особая роль придается влиянию образования, особенно в его элитарной форме. В концептуальном плане социальную мобильность как «обратную сторону» неравенства рассматривал М. Бьютл [144], и эти его разработки использованы в качестве одной из основ представляемой авторской концепции социальной мобильности молодёжи.

Многие западные социологи не склонны переоценивать ситуацию с равенством шансов по изменению социального статуса в так называемом

8 открытом обществе. Так, Б. Шефер, выражая уверенность в том, что в ФРГ

действительно высока вертикальная мобильность, вместе с тем отмечал, что

социально-профессиональная структура населения Германии к середине 1970-х

гг. имела «поразительное сходство» со структурой 1939 года [159]. Глубокий

анализ аналогичных процессов, проведенный Л. Дуберманом в США [145], не

подтвердил тезиса оппонирующих ему авторов о наличии в этой стране

больших возможностей для социально-экономического продвижения, чем в

других развитых странах. Специальные исследования образования и

социальной мобильности в Англии также продемонстрировали достаточно

высокий уровень социальной закрытости, включая последующие поколения

молодёжи [153]. Отрицательную оценку возможностей индивида вообще, и

молодежи в частности в области социальной мобильности в условиях

французского общества дал Д. Марсо в книге «Классы и статусы во Франции»,

которая имеет красноречивый подзаголовок «Экономические изменения и

социальная мобильность» [155]. По его данным, социальная мобильность

населения, подсчитанная в пределах жизни одного или двух поколений,

подтверждает жесткую неизменность социальной структуры в стране. Теория о

«равных возможностях» является мифом как для США, так и для Западной

Европы и опровергается конкретными исследованиями. В современных

обществах социальная инертность во многом определяется стратегией

воспроизводящих свое господство высших классов посредством

рекрутирования своих детей (молодёжи) на воспроизводимые статусные

позиции. Для этих целей используется политическая система, социальные

институты (налогообложения, социального страхования и другие) и система

образования.

Методология, методы изучения социальной мобильности, используемые

в рамках западных теорий, сегодня, на взгляд автора, вполне применимы к

современным российским реалиям.

9 Результаты изучения проблемы социальной мобильности молодёжи,

обобщённые в трудах отечественный учёных по - М. X. Титма, Э. А. Саара,

А. В. Кирха, А. А. Матулениса, В. Н. Шубкина, Г. А. Чередниченко,

Д. Л. Константиновского, М. Н. Руткевича и многих других - положены

автором в основу исследований в аспекте темы диссертации.

Одним из выдающихся отечественных социологов, который занимался мобильностью молодёжи в СССР, в России и в Эстонии, был признан М.Х. Титма. Он проводил лонгитюдные панельные исследования в течение последних 25 — 30 лет.

Исследование социальных проблем молодежи, образования и выбора профессии, начатое В. Н. Шубкиным ещё в 1962 г., включает в себя изучение как ценностей и ценностных ориентации, так и действительных жизненных путей молодых людей и их родителей. Оно включает в себя анализ их устремлений, и реальных возможностей следующих одна за другой когорт выпускников средних школ, и дальнейших их жизненных путей.

Исследовательские проекты Д Л. Константиновского [59] также с>существляются с 1960-х г. на материалах массовых обследований молодежи. В них достаточно рельефно выявлены системы взаимодействия и взаимосвязи экономических, образовательных, демографических, социально-психологических подсистем, определённо влияющих на профессиональное самоопределение молодежи различных статусных групп, в условиях, когда происходит их значительная трансформация. Кроме того, Д. Л. Константиновским проведены исследования, дающие возможность изучить ценностные ориентации и поведение подростков при завершении общего среднего образования, те изменения, которые происходят в ориентациях и поведении выпускников школ под воздействием динамики ведущих влияний, и выявить критические точки, на которые обществу следует обратить особое внимание; проанализированы, с одной стороны, совокупность возможностей, предоставляемых обществом молодежи по выходе ее из сферы общего образования; а с другой - намерения юношей и

10 девушек, которым предстоит воспользоваться этими шансами и

возможностями; рассмотрено ключевое содержание и определение того, что

хотели бы в профессиональном плане получить выпускники школ и что они

получили на самом деле. Для нашего исследования большую ценность

представляет полученный Д. Л. Константиновским эмпирический материал, на

основе которого стало возможным исследование конкретного влияния

важнейших факторов на социальную мобильность молодёжи, а также методы

его обработки, опыт его анализа и представления данных.

При изучении социальной мобильности молодёжи следует отметить, что в отечественной социологии пока отсутствуют фундаментальные исследования по проблемам региональных особенностей социальной мобильности молодежи в условиях современных рыночных преобразований.

Цель исследования: выявление условий и основных направлений социальной мобильности молодежи в крупном регионе.

Цель исследования определила следующие задачи, которые были поставлены и затем последовательно решены в данной диссертации:

рассмотреть основные характеристики социальной стратификации и социальной мобильности в методолого-теоретическом плане как в научной зарубежной, так и в отечественной литературе;

проанализировать процессы влияния социального расслоения на потребность в социальной мобильности и выбор каналов восходящей мобильности у молодежи Тюменского региона;

выделить основные каналы восходящей и нисходящей социальной мобильности, наиболее характерные для молодежи региона, и подтвердить их эмпирическими исследованиями;

изучить наиболее характерные черты такого социального института как высшее образование, влияющие на вертикальную социальную мобильность.

Объект исследования: молодежь Тюменского региона - лица мужского и женского пола, в возрасте от 17 и до 30 лет.

Предмет исследования: каналы, детерминирующие процессы вертикальной (восходящей, нисходящей) и горизонтальной социальной мобильности молодежи в регионе.

Гипотезы В рамках настоящего диссертационного исследования
It осуществлялась проверка и /или опровержение следующих гипотез:

  1. образование является ведущим каналом социальной мобильности у молодежи Тюменского региона;

  2. в качестве одного из ведущих каналов социальной мобильности возможен выбор политического канала;

  3. выбор социального «лифта» детерминирован тендерными различиями, социальным статусом родителей и их финансовыми возможностями.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

проведён анализ разных методологий, научных школ и направлений, основных теоретических моделей социальной стратификации и мобильности, представленных на макро-, мезо- и микроуровнях общества, а также проанализированы системные характеристики социального неравенства молодёжи в условиях рыночных реформ;

представлено категориальное поле авторской концепции стратификации и социальной мобильности как в общем теоретическом плане

** для основных социальных классов общества, так и применительно к

молодёжной группе населения. Дополнены, с точки зрения современного контекста, базовые определения социальной мобильности, разработанные П. Сорокиным, М. Вебером;

выделены каналы социальной мобильности, наиболее характерные
для молодежи Тюменского региона. Проанализированы процессы влияния

щ социального расслоения на потребность в социальной мобильности и выбор

каналов мобильности. Выявлены наиболее типичные черты регионального

12 института - высшего образования - как основного канала социальной

мобильности для молодежи Тюменского региона;

доказано, что в настоящее время стратифицировалось само
образование - как высшее, так и среднее, при формальном равенстве уровней

* разделившись на элитарное, повышенное, среднее и с низким уровнем, и что

современная система образования скорее камуфлирует реальное неравенство, чем служит «лифтом» по выравниванию статусных позиций молодёжи. Положения, выносимые на защиту:

в представлении категориально-смыслового поля понятий
социальной стратификации и социальной мобильности автор использует
теоретический подход, разработанный в научной школе В. В. Радаева-О. И.
Шкаратана, в котором понятие «социальная стратификация» применяется для
описания системы неравенства между группами (общностями), отличительная
особенность которого состоит в том, что важные социальные различия между
людьми приобретают характер иерархического ранжирования, который
фиксирует неравный доступ к ресурсам материального и духовного
потребления. Авторский подход раскрывается в таких понятиях, как «статус,
«роль, «социальные нормы, «власть», «собственность», «престиж», «жизненные
шансы», «статусная ситуация», «статусная почесть».

особое значение для молодёжи имеет в настоящее время изменение
социальных норм как средства социальной регуляции их поведения,
объединяющих их в группы (общности). Контраст жизненных шансов
молодежью воспринимается как неизбежность и она понимает, что причинами
этого контраста являются несправедливое распределение собственности и
новая экономическая структура в целом.

статусные позиции молодежи, определяются престижем
^ образования и профессии (как будущей, так и настоящей), стилем жизни,

социокультурными ценностями и нормами поведения, а также имеет место фиксация их связи с рыночными позициями. Жизненные шансы социальных

13 групп молодёжи определяются не только их текущим положением на разных

рынках (и особенно - на рынке «бюрократическом»), а рассматриваются как

продукт будущих специфических карьерных возможностей. Перспективы

высокой социальной мобильности становятся внутренним стержневым

моментом определения положения разных групп;

стремление к смене статуса является для молодежи одной из наиболее важных потребностей, «отвечающих» за социальную мобильность. Зафиксировано, подтверждено эмпирическими данными, что образование - это один из ведущих каналов социальной мобильности; кроме него существуют еще такие каналы социальной мобильности, как брак, религия, профессия, политика, армия - в соответствующей иерархии. Хотя одним из важнейших каналов восходящей мобильности и в прошлом, и в настоящем является образование, в последнее время роль его в социальном продвижении людей несколько снизилась. Серьезным аргументом против «высокой образованности» стало то, что образовательный статус молодых людей перестал соответствовать статусу экономическому;

для Тюменского региона самым главным каналом вертикальной мобильности является канал образования. Высокий образовательный уровень имеет определенное значение не только для социального продвижения людей, но и для сохранения ими имеющейся работы, хотя и не является гарантом защиты от безработицы;

выбор социального «лифта» детерминирован тендерными различиями, социальным статусом родителей и их финансовыми возможностями;

на выбор молодежью вида образования как категории статусного продвижения оказывает решающее влияние прежде всего образование матери, затем сам респондент, и на третьем месте - образование отца. У женщин заметно выше желание сменить статус, чем у мужчин (высокая значимость доказана соответствующими значением Хи-квадрат Пирсона).

14 у респондентов с восходящей мобильностью шире арсенал средств,

выбираемых для улучшения их социальных и материальных позиций. На общем фоне молодые люди с восходящей мобильностью отличались в меньшей степени желанием сменить специальность и заметно более высокой степенью готовности заняться свободным бизнесом. Массовая ориентация молодежи на профессии в сфере высокоинтеллектуального труда в условиях роста числа негосударственных учебных заведений, ликвидации системы государственного распределения специалистов и мало регулируемого процесса подготовки высококвалифицированных кадров может привести к еще большему их перепроизводству.

Апробация работы. Положения и выводы диссертации излагались автором на Всероссийской научно-практической конференции «Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт-Петербург, 2002); V Всероссийской конференции «Возрождение России: общество-управление-образование-молодежь-культура» (Екатеринбург, 2003); Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Социологические методы в исследовании социально-экономических процессов» (Иркутск, 2003); Всероссийской научной конференции «XIV Уральские социологические чтения» (Тюмень, 2003); II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003).

Содержание работы нашло отражение в восьми публикациях автора. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Социальная стратификация в обществе

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающимися во многих аспектах.

Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Этот термин латинского происхождения (первоначально stratum означал покрывало, постель). В английском языке оно стало пониматься как пласт, слой общества (в обществознании); множественное число - strata, stratification (стратификация) - деление на общественные слои («пласты»).

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Каждая из этих социальных позиций, предполагающая определенные права и обязанности, - есть «статус». Один из статусов человека определяет его социально (главный статус). Некоторые из статусов даны от рождения (пол, этническое происхождение и т.д.) - «предписанные статусы». Другие достигаются человеком в процессе его жизни - профессия, состояние в браке («приобретенные статусы»).

Сторонники Г. Спенсера рассматривают социальную дифференциацию как источник социального многообразия, двигателя развития социальных систем. Это понятие и именно в этом ключе было использовано им при описании универсального для эволюции общества процесса появления функционально специализированных институтов и разделения труда. Со времен Спенсера Г. социальная дифференциация рассматривается как важное понятие в анализе социальных изменений и при сравнении индустриальных и постиндустриальных обществ [110].

Этот термин, применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством. В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства -неравенства. При этом под равенством понимают:

- равенство личностное;

- равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов);

- равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.);

- равенство результатов.

Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с обратным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа [97; с.56].

Статусные позиции занимают разное место в социальном пространстве. Соответственно, индивиды и их группы («агенты», по терминологии П. Бурдье) помещены в некое место социального пространства, «которое может быть охарактеризовано через его релятивную позицию по отношению к другим местам (выше, ниже и т. п.) и через дистанцию, отделяющую это место от других» [22; 67]. И здесь возникает важный методологический вопрос: на основании каких критериев должно идти сравнение? По этому вопросу в теории социальной стратификации прослеживаются два подхода. Один, наиболее развитый в социологии и идущий от М.Вебера, дифференцирует население по индикаторам социальной позиции (уровню доходов, престижу, власти, образованию), беря их количественные показатели как самодостаточные и не учитывая их источники [26,125]. В этом случае каждый индивид, занимающий ту или иную статусную позицию, выступает как автономная единица. Традиция американского индивидуализма работает именно на такой подход. Есть люди, «сделавшие себя», и есть неудачники. Социальная стратификация (иерархически упорядоченное социальное неравенство) предстает в виде вершины, на которую взбираются альпинисты-одиночки. Из такой логики анализа естественно вырисовываются страты (слои), определяемые только с помощью количественных сравнений: высшая, средняя, низшая. Возможны и более дробные варианты: высшая - высшая, высшая -средняя, высшая - низшая, средняя - высшая и т. д. Они описывают участников «восхождения» по тому, как высоко они поднялись от нижней грани. В рамках маркетинга такой подход вполне достаточен, однако для социологического анализа этого мало. Традиция изучения стратификации фактически исходит из вышеописанного понятия социального различия, схватывающего разные, изолированные проявления статусных позиций, в том числе и не связанных друг с другом. Это так называемый «градационный» подход.

Вторая традиция рассматривает социальную стратификацию через призму отношений элементов социальной структуры. Примером данных работ, могут послужить труды П. Сорокина [111]. В основе данной традиции лежит понятие социального неравенства в вышеописанном смысле. Это сравнение тесно взаимосвязанных позиций в рамках единого социального поля по критериям, считающимся важными в системе ценностей данного общества. В рамках этой традиции и выполнена данная работа. Власть как индикатор статуса всегда означает власть над кем-то; слой, имеющий власть, предполагает наличие слоя, лишенного власти. Богатство и бедность выступают как результат дележа совместно произведенного «пирога», поскольку производство носит общественный характер (разумеется, это верно при условии, что бедность и богатство рассматриваются не в абсолютных, а в относительных категориях: богат тот, кто богаче, а беден - тот, кто беднее своих соседей, соотечественников). Социальная структура рассматривается не как результат дифференциации способностей индивидов, а как следствие того, что социальная структура устроена в форме пирамиды: у нее всегда есть верх и низ, чем выше - тем меньше мест, поэтому наверх смогут попасть лишь немногие. Если у пирамиды есть вершина, то в любом случае кто-то на ней устроится («Свято место пусто не бывает»); если есть дно, то кто-то все равно на него упадет.

Как считает В. И. Слободчиков, меритократическая парадигма исходит из того, что продвижение к вершине зависит от личных достоинств. Соответственно, чем выше позиция, тем достойнее люди, ее занимающие [108;76] С точки зрения структурализма, место индивида в иерархии предопределяется, в первую очередь, структурными факторами, например неличностными ресурсами, находящимися в его распоряжении. На вершину можно взойти по самой трудной, отвесной стене, а можно - по более легкому склону, вероятно использование и вертолета. Поэтому достижение одной и той же позиции может потребовать совершенно разных личных качеств от индивидов, располагающих разными социальными ресурсами, среди которых важную роль играет и исходная стартовая позиция (сыну миллионера легко стать миллионером, а дочери президента - его советником).

Социальная мобильность.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому.

Например, сложно определить изменение положения индивида в связи сростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов мобильности.

Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Мобильность - (от фр. Mobile и лат. Mobilis) -подвижность, способность к быстрому и скорому передвижению и действию [68]. Любой человек получает определенный статус уже при рождении в зависимости от принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.

Важным моментом социальной жизни является необходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам. Человек от рождения не является ни бедным, ни богатым, ни руководителем, ни руководимым. Каждого ребенка приходится обучать «правилам игры», т.е. приучать к социальным нормам, опираясь на поощрения и санкции как со стороны родителей, так и институциональной среды вне семьи (школа, община, массовая коммуникация, референтная группа старших детей и т.д.). Передача норм от одного поколения к другому жестко связана с их преемственностью. Каждое общество во всей своей справедливости - несправедливости неравенства воссоздается заново с рождением каждого ребенка.

Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем.

Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях». Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

class2 ВЕРТИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ class2

Социальное расслоение и вертикальная социальная мобильность

Перемены, происходящие в обществе, самым непосредственным образом и наиболее глубоко затрагивают молодежь. Формирование жизненных планов, профессиональный выбор молодых людей происходит в ситуации политической, идеологической неопределенности, ситуации экономических, рыночных реформ. Изучение каналов мобильности молодежи, институтов, которым они отдают предпочтение, является одной из ведущих задач для социологии. Понимание того, как воспринимаются современной молодежью каналы мобильности, какие социальные лифты оказались для них доступны и почему, ведет к пониманию будущего российского общества в целом. Как справедливо отметили Ю. Вишневский и Ю. Шапко, «Чем выше мобильность молодежи, тем выше ее дальнейшая социальная активность» [27;56].

Молодые граждане страны, которые находятся на разной стадии адаптации к новым социально-экономическим условиям, мобильны, ищут пути социальной самоидентификации. Реформы, проводимые в России, напрямую зависят от того, каким образом сумеет эта группа «войти» в рынок, сможет ли наше общество существенно скорректировать последствия экономических преобразований или, согласно мнению 3. Голенковой, «процессы... маргинализации населения обретут новые разрушительные импульсы» [33;70]. Успех может быть определен по отношению к значимым для человека критериям. Для самого человека восходящая или нисходящая мобильность выражается не в изменении индекса престижа, а в большей или меньшей реализации его модели жизненного успеха. Бывают случаи, когда модель успеха, в «отрефлексированном» явном виде существует в голове человека, и он пытается воплотить ее в жизнь. Но чаще это не продуманная программа, а совокупность общих представлений о том, какие социальные позиции и почему привлекательны. А если они потенциально доступны, то почему к ним следует двигаться. Ситуация несколько усложняется, поскольку и в общественном сознании, и в голове отдельного человека могут сосуществовать модели успеха, не просто не согласующиеся, а противоречащие друг другу. И периоды интенсивных социальных трансформаций, как неоднократно отмечали исследователи, очень способствуют этому [32;45].