Содержание к диссертации
Введение
РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННАЯ ГЕРМАНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ О ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ 15
1.1. Особенности современного эмпирико-социологического понимания ценностей 16
1.2. Основные стратегии объяснения причин ценностных изменений 19
1.3. Ценностные изменения последних десятилетий 39
1.4. Особенности эмпирического исследования ценностных изменений 51
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ВОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ 54
2.1. Проблемное поле современного немецкого общества 54
2.2. Ценности рынка и их влияние на молодежь 57
2.3. Особенности германского политического рынка 66
2.4. Национальная идентичность Германии до и
после объединения 74
ГЛАВА 3. МОЛОДЕЖЬ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ 80
3.1. Национальные проблемы и немецкая молодежь 80
3.2. Молодежь в системе западной политической культуры 87
3.3. Процессы социализации немецкой молодежи 90
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ О ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ
ГЛАВА 4. ПОИСК КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
НОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ 97
4.1. Дискуссии о национальной идее России 98
4.2. Русский этнос и проблема ценностей 106
4.3. Россия между Востоком и Западом 113
4.4. Религия, история и опасность национализма 118
ГЛАВА 5. ТРАНСФОРМАЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЦЕННОСТИ НОВОЙ РОССИИ 127
5.1. Модернизация российского общества и факторы изменения ценностных ориентации 127
5.2. Системная трансформация современного российского общества 135
5.3. Изменение системы ценностей в новой России 142
ГЛАВА 6. СОЦИОЛОГИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 152
6.1. Положение молодежи в России 152
6.2. Молодежь в системе культуры 158
6.3. Молодое поколение в системе правовых и политических отношений 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
БИБЛИОГРАФИЯ 173
ПРИЛОЖЕНИЯ 198
- Основные стратегии объяснения причин ценностных изменений
- Дискуссии о национальной идее России
- Модернизация российского общества и факторы изменения ценностных ориентации
Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования
Проблема ценностей становится особенно актуальной в периоды радикальных общественных изменений, которые сегодня переживают общества России и Германии. Важнейшей составной частью происходящих в России и Германии социально-экономических, политических и правовых изменений является трансформация общественных и индивидуальных социальных ценностей и норм. Важность проблемы становления социальных ценностей в обществе основывается на общепринятых положениях, согласно которым ценностные ориентации образуют стержень культуры и обеспечивают интеграцию общества, являются связующим звеном во взаимодействиях общест-
ва и личности , между личностями — с одной стороны, а также признаются центральным компонентом личности и высшим уровнем мотивации и регуляции ее поведения — с другой.
Социальная нестабильность общества в период трансформации породила ряд новых проблем, требующих скорейшего изучения. К числу подобных проблем в Германии относятся, прежде всего, отсутствие единства между населением старых и новых федеральных земель, низкая политическая активность населения Германии и враждебное отношение немцев к некоренному населению. В России особенно актуальными являются проблемы ценностного вакуума, возникшего в последние годы, преобладания рыночных, материальных ценностей над духовными, индивидуалистических над корпоративными, а также настроение безысходности и пессимизма у большинства населения, что ведет к злоупотреблению наркотиками и алкоголем, росту преступности и суицида. Все это особенно актуализирует проблему формирования новой структуры ценностей, в первую очередь в среде молодежи.
1 Алексеева ВТ. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития лич
ности. // Психол. журн. 1984. № 5.
2 Моральные ценности и личность. / Под ред. А.И. Титаренко. М., 1994.
3 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В,А.
Ядова, Л., 1979; См. тамже: Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
В социологической литературе Западной Германии изменение и развитие ценностей получило название изменение ценностей (Wertewandel). Появление данного термина связано с тем, что в повседневной жизни ценности воспринимаются как нечто само собой разумеющиеся. Ценности находятся в подсознании человека и вопросы о них обычно не задаются. Только в тех случаях, когда начинают происходить изменения в поведении человека и его мышлении, когда человек начинает участвовать в политических демонстрациях или, например, его убеждение в необходимости запрета свободной продажи наркотиков меняется на прямо противоположное, то возникает вопрос о том, что послужило причиной подобных изменений в поведении и мышлении человека. Изменились ли его ценности вслед за изменениями в поведении или изменение ценностей повлекло за собой смену поведенческой стратегии?
Социально-экономическое развитие российского и германского обществ напрямую зависит от того, какими ценностями будет руководствоваться молодежь этих стран, к чему стремиться в своей жизни. На многие годы судьбы России и Германии определят стремления, предпочтения и ориентация молодого поколения. Осмысление изменения структуры ценностей в России и Германии является важной задачей, так как новые ценности возникают не сразу, изменение часто сопровождается утратой существующих ценностей, что особенно болезненно отражается на молодежи. Поэтому сегодня необходимо определить, какое положения занимает молодежь в обществе, выяснить степень ее участия в решении значимых социальных проблем, определить уровень разработанности молодежной тематики теоретической и эмпирической социологией, провести подробный анализ ценностных ориентации молодежи.
Радикальные изменения в экономике, политике, системе государственного управления нуждаются в ценностном обосновании (санкционировании), в связи с тем, что система ценностей, формирующая основу мироотношения людей (worldviews), может выступать и как фактор, ускоряющий развитие, и как трудно преодолимый барьер на пути социального прогресса. Процессы
6 общественного развития ведут к возникновению ценностных изменений в обществе, к замещению одних ценностных доминант другими, что, в частности, фиксируется многочисленными эмпирическими данными, содержащимися в исследованиях ученых различных стран.
Степень научной разработанности проблемы
Всплески интереса к проблеме ценностных изменений замечались (и замечаются сейчас) в обществах, переживающих кризисные явления, вызванные либо исключительно высокой социально-экономической динамикой, либо, наоборот, ее почти полной утратой (стагнацией). Поэтому не случайно, что в настоящее время ценностная проблематика теснейшим образом связана с попытками всестороннего осмысления процессов модернизации, затронувших, хотя и в разной мере, все страны и регионы.
Вопросом ценностей в большей или меньшей степени занимались такие всемирно известные немецкие ученые, как М. Вебер, К. Маннгейм, А. Шюц, Ю. Хабермас, Н. Луман. Но только в середине семидесятых годов появилась первая социально-научная монография об изменении ценностей в Федеративной Республике Германии. С этого момента изменение ценностей стало темой социальной науки и, в Германии началось формирование нового эмпи-роко-социологического подхода к изучению ценностных изменений, путь к которому шел через культурную антропологию 40-х и 50-х годов. Сегодня задачами немецкой социологии является установление того, какие ценности действительны в настоящее время, каком порядке они располагаются, какие социальные функции выполняют.
В мировой социологической и социально-психологической литературе проблеме ценностей посвящено немало работ, однако какие-либо общие традиции их понимания и общепринятые определения так и не были выработаны. Как отметил в одной из своих работ Н. Решер1, горячее желание многочисленных исследований иметь единую ценностную терминологию, похоже,
1 Rescher N. Introduction to value theory. Englewood cliffs. 1982, p. 10.
явилось единственной точкой согласия. Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х — 70-х гг. в США Ро-кичем1, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. В 80-е годы С. Шварц и В. Билски предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику. Классическими трудами западной социологической мысли в сфере изучения ценностей являются также работы Р. Инглхарта «Молчаливая революция», 1977г. и «Культурный сдвиг в развитом индустриальном обществе», 1990г. В публикациях немецких авторов последних лет значительное внимание уделяется различиям между Востоком и Западом Германии, сохранившимся после объединения2, новой социальной структуре Германии3, а также молодежным проблемам4.
Изучение ценностей в российской науке осуществляется в рамках аксиологии и конкретно социологический подход к этому явлению еще не сложился. Своему возникновению, формированию и развитию российская наука о ценностях обязана В.П. Тугаринову, О.Г. Дробницкому, Г.П. Выжлецову и В.А. Василенко. Понятно, что в советский период развития социологии проблема ценностей могла рассматриваться только в рамках официальной марксистской методологии. В последнее время в российской литературе появилось немало теоретических и экспериментальных работ, посвященных про-
' Rokeach, Milton, 1974. Change and Stability in the American Value Systems 1968-1971. Public Opinion Quarterly: 38,222-238.
2 Meulemann, Heiner: Werte und Wertewandel: zur Identity einer geteilten und wieder vereinten
Nation/Heiner Meulemann. — Weinheim; Mtinchen: Juventa-Verl., 1996.
3 GeiBler, Reiner: Die Sozialstruktur Deutschlands. — 1996 Westdeutscher Verlag GmbH,
Opladen.
4 Julisch, Bernd-Riidiger, PD Dr. (Bearbeitung), Sydow, Hubert, Prof.Dr. (Leitung):
Entwicklung subjektiver Lebenstheorien Jugendlicher im Kontext von Transformationsprozes-
sen. 56aus Band: Jugendforschung 1999/2.
блеме духовности , модернизации и содержанию ценностей современных россиян , взаимосвязи тех или иных ценностей и социальной адаптации людей. Заметное внимание уделяется молодежи, в частности, по вопросам субъективного восприятия социальной ситуации, ближайшего социального окружения и перспективы адаптации в обществе, специфики социальной нормативности и социальной идентификации4. В таких работах более или менее прямо затрагиваются некоторые вопросы многогранной проблемы социализации молодежи.
В недрах большого числа публикаций, посвященных молодежной проблематике, лишь малая часть содержит сравнительный анализ ценностных ориентации молодежи различных стран, тесно связанных друг с другом в культурном и историческом плане, как, например, Россия и Германия. Еще меньше публикаций, посвященных сравнительному анализу ценностных ориентации молодежи в двух и более городах, относящихся к различным странам, какими являются, например, города-побратимы Нижний Новгород и Эссен5, два крупных промышленных центра, играющих важную роль в развитии своих стран. В связи с этим возникает целый ряд вопросов, в частности о том, в какой мере соотносятся изменения ценностей, связанные с экономиче-
1 Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной ве
ры. //Вопр. психол. 1998. № 3. С. 104-114.
2 Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации. // Социол. исслед.
1995. № 1.С. 59-72.
См. также: Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. // Социол. исслед.
1996. №5. С. 3-23.
3 Шибанова М.А Ценность и «цена» свободы в процессе социальной адаптации к рынку.
// Социол. исслед. 1995. № 4. С. 88-97.
4 Андреева Г.М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в
старшем школьном возрасте. // Веста. МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 31-41.
См. также: Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. // Вести. МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 25-31.
5 Социальные ориентации современного студенчества (По материалам сравнительного со
циологического исследования). / Под общей редакцией В. Содеура и А. Иудина. Нижний
Новгород —Эссен: Изд-воНИСОЦ, 2001. 121 с.
ской трансформацией большого промышленного города, с национальными и культурными традициями различных стран.
Объектом исследования являются теоретические подходы к социологическому аспекту проблематики ценностей в разработках ученых России и Германии. Анализу подвергнут понятийный аппарат и терминология теории ценностей и эмпирического анализа в этой области. Рассмотрены теоретические и эмпирические подходы к анализу ценностных ориентации современной российской и германской молодежи.
Предметом исследования является процесс изменения ценностей в трансформирующихся обществах и ценностные ориентации молодежи России и Германии, переживающих период системной трансформации.
Цели и задачи исследования заключаются в следующем:
рассмотреть основные подходы к изучению ценностных ориентации в российской и германской литературе, описать их сходство и различия;
сформулировать типы подходов к проблеме ценностей в современной германской и российской социологии;
определить структуру современной социологической науки Германии и России в аспекте проблемы ценностей;
дать характеристику проблемных полей российского и германского обществ на современном этапе их развития;
определить сходство и различие социального положения молодежи России и Германии и ее ценностных ориентации.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя методологические разработки ученых России и Германии по проблемам развития и трансформации обществ, концептуальные разработки ученых по проблемам ценностей и молодежи, в том числе:
концептуальные и методологические подходы к проблеме ценностей в современной германской социальной науке;
традиций русской философской мысли о проблемах ценностей и национальной идентичности;
концептуальные теоретические и эмпирические разработки современных немецких социологов (см. приложение, схема №1);
подходы российских ученых к проблеме изменения ценностей в современной России и к молодежной проблематике (см. приложение, схема №2).
Эмпирическая база исследования включает в себя публикации результатов исследований немецких и российских ученых, а также собственные исследования, в том числе:
GESIS InformationsZentrum Sozialwissenschaften, Bonn (общественно-научный информационный центр, база данных);
публикации результатов исследований германских социологов (монографии и специальные социологические издания);
публикации результатов исследований российских социологов (монографии и специальные социологические издания);
база данных кафедры ПС ФСН ННГУ им. Н.И Лобачевского;
собственные исследования с участием автора, в том числе:
«Социальные ориентации современного студенчества» под руководством В. Содеура и А. Иудина, Нижний Новгород — Эссен, 2001 г. (исследование выполнено в рамках проекта при поддержке DAAD);
«Толерантность как ценностная установка современной молодежи» под руководством проф. В.В, Соколовой.
В ходе диссертационного исследования было проработано 233 германских и 135 российских источников. Научная новизна исследования
Осуществлен развернутый анализ концептуальных подходов в современной германской социологии, занимающейся вопросами ценностей;
Описана структура немецкой социологической науки по проблемам ценностей;
Проработаны социологические источники и публикации на основе которых описана структура подходов к проблеме ценностей в российском обществознании;
Осуществлено сравнение подходов к проблеме ценностей в российской и германской социологической науке.
Описано сходство и различие социального положения, мироотноше-ния и социального самочувствия немецкой и российской молодежи.
Практическая значимость диссертационного исследования
На основе систематизации концептуальных подходов немецких ученых к изучению проблемы ценностей может быть выстроена логика научно-теоретического поиска в российской социологии по формированию социологической концепции ценностей;
В процессе формирования российской социологической концепции ценностей может быть использован ряд понятий, содержащихся в глоссарии и применяемых германскими социологами в рамках эмпирико-социологического подхода к исследованию ценностей.
Осуществленный анализ ценностей может быть использован в учебном процессе для подготовки социологов, в частности при проведении следующих курсов:
«Немецкая социология о проблеме ценностей»;
«Проблема ценностей в российской и германской социологии»;
«Проблемы социализации российской и германской молодежи».
4. На основе материалов диссертации могут быть разработаны хрестоматии
по проблеме ценностей в германской социологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ концептуальных подходов к проблеме ценностей в Германии позволил обнаружить наличие в немецкой социологии развернутой социологической теории ценностей, основанной на мощной эмпирической базе, важнейшим аспектом которой является изучение процессов изменения ценностей. Можно выделить три основных направления исследований, которые
проводят германские ученые. Первым направлением является историко-социологическое обоснование ценностей, составной частью которого является исследование национальной идентичности, исторически основанной на общих для всех граждан Германии ценностях и так называемой имлицитной конституции. Вторым направлением является совершенствование и развитие эмпирико-социологической теории ценностей, одним из аспектов которой является инвентаризация не отдельных ценностей, а жизненных сфер, в которых преобладают те или иные ценности. Третьим направлением является изучение причин изменения ценностей. При изучении ценностей германских ученых интересуют такие сферы, как экономика, политика и обыденная жизнь. Спецификой германского подхода к изучению ценностей является проведение независимых друг от друга исследований по основным сферам жизни и ценностям, преобладающим в них.
Индикатором высокого уровня разработанности проблемы ценностей и их изменений является наличие в германской социологии подробно разработанного специфического понятийного и терминологического аппарата, при помощи которого описываются исторические особенности и современные реалии в рамках эмпирико-социологической теории ценностей. Важнейшими в социологической теории ценностей являются понятия старой и новой мелкой буржуазии, эксплицитной и имплицитной конституции, канализации ценностных изменений, партисипации, утилитаристской и коммуникативной культуры, секуляризации, дестандартизации биографии и денормативации, гедонистического постматериализма, самореализации, личной производительности и др.
Анализ проблемы ценностей в современной российской социологии позволил описать структуру отечественной социологической теории ценностей, которая в настоящий момент находится в стадии формирования и продолжает существовать в рамках аксиологии и социальной философии, используя уже существующий терминологический аппарат. Поиск пространства для формирования новых ценностных ориентации осуществляется в рос-
сийской науке по трем связанным друг с другом направлениям: национальная/русская идея, русский этнос, место России между Востоком и Западом, что обуславливает в большей мере историко-философский, чем социологический характер дискуссии о ценностях в современной российской социологии.
4. Развернутая эмпирическая основа исследования проблемы ценностей обнаруживается не среди публикаций, посвященных собственно ценностям, а среди публикаций результатов исследований, посвященных функционированию конкретных сфер жизни общества или проблемам жизнедеятельности конкретных социальных слоев и групп. Таким образом обнаруживается, что и в России началось движение к формированию конкретно-социологических подходов к исследованию ценностей и их изменений. Зачатки российской социологической теории ценностей проявляются в комплексных исследованиях, посвященных таким темам, как профессиональные и социальные ориентации современной молодежи, анализ жизни города, анализ политических предпочтений российского электората.
Апробация результатов исследования
Основные результаты исследования были обсуждены на ряде зарубежных и международных научно-теоретических и научно-практических симпозиумов:
международная научно-практическая конференция «Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия» (19-20.05.2000, Н.Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского);
международная научно-практическая конференция «Социальная политика социального государства» (04-06.10.2001, Н.Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского);
семинар по проблемам ценностей, руководитель проф. Э. Панкоке (11.05.2001, Университет Эссен, Германия).
Материалы диссертационного исследования были использованы автором при подготовке курса «Введение в социологию» на кафедре социально-гуманитарных наук НФ ГУ-ВШЭ.
Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Основные положения диссертации отражены в публикациях:
Шпилев Д.А. Толерантность как ценностная установка современной молодежи. // Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия. Изд-во НИСОЦН. Новгород, 2001. 309С.
Социальные ориентации современного студенчества (По материалам сравнительного социологического исследования). / Под общей редакцией В. Содеура и А. Иудина. / Нижний Новгород — Эссен: Изд-во НИСОЦ, 2001. с. 121.
Шпилев Д.А. Изменение внутрисемейных отношений в Германии в эпоху постмодерна. // Перспективы: Сборник научных статей аспирантов/составители и научные редакторы А.А. Иудин, З.Х. Саралиева. Н. Новгород: НИСОЦ, 2002. с. 218.
Шпилев Д.А. Социальная политика в отношении молодежи в России и Германии: опыт сравнительного анализа. // Социальная политика социального государства. / Под редакцией проф. З.Х. Саралиевой. — Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2002.-е. 595.
Шпилев Д.А. Немецкая социология о проблемах молодежи (в печати).
Структура диссертационного исследования
Диссертационная работа состоит из введения, двух разделов, объединяющих шесть глав, заключения, библиографии и приложений.
Основные стратегии объяснения причин ценностных изменений
В немецкоязычной социологической литературе ведется интенсивное обсуждение вопроса о том, существует ли изменение ценностей на самом деле или это только изобретение социологов? По мнению Эдера все, что обозначается понятием изменение ценностей, может означать самые различные вещи и в большинстве случаев этот термин используется в самом широком смысле. Под изменением ценностей понимается некоторое культурное изменение (развитие), которое является долгосрочным и, как правило, как считает Аллербек3, содержит определенную степень необратимости. Эдер пишет, что этот термин также может обозначать и различные ценностные конъюнктуры. Поэтому между значениями понятий конъюнктура (Konjunktur — нем.) и развитие (Entwicklung — нем.) открывается возможность самых разнообразных толкований того, что именно измеряется в опросах и обозначается как изменение общественного мнения1. Кроме того не всегда ясно, можно ли считать изменение общественного мнения изменением ценностей.
Проблема изменения ценностей весьма основательно разработана в немецкой социологии и среди возможных причин, вызывающих изменение ценностей, немецкоязычные авторы формулируют целый ряд теоретических конструкций, наиболее признанными из которых являются теория институтов, теория социальной структуры общества, теория изменения общественного мнения, теория типов культур и теория процесса коллективного обучения. Рассмотрим основные позиции этих концепций подробнее.
Важной чертой теории институтов является то, что обычно институты рассматривались как второстепенный момент при объяснении процессов ценностных изменений. Важным моментом здесь является выяснение вопроса о том, насколько изменения в общественном мнении имееют социальное и институциональное воплощение. Институциональная точка зрения выдвигает на передний план рассмотрения социальную регистрацию процесса ценностных изменений. С институциональной точки зрения нужно задавать вопрос о последствиях изменения ценностей для институтов, регистрирующих эти изменения. В этой связи возникает проблема, связанная с тем, что может выдвигаться вполне логичное представление о том, что эти институты могут сами оказывать определенное влияние на социальные первопричины ценностных изменений. Эту проблему нельзя рассматривать только с теоретической точки зрения, так как существуют общественные механизмы, осуществляющие перевод трансформаций ценностных ориентации в факты социальной реальности. Под общественными механизмами понимаются институты, регистрирующие (прежде всего, путем регулярных опросов общественного мнения) значимые (характерные) изменения и трансформирующие затем эти изменения в серьезные социальные последствия. Этот механизм действует аналогично существующему институту регулярных выборов. Организации, занимающиеся опросом общественного мнения, а также организации, публикующие результаты этих опросов в различных средствах массовой коммуникации, являются социальными институтами, определяющими значение изменений настроений в обществе. И если существуют организации, осуществляющие подобную деятельность, то эти действия будут иметь реальные последствия. Эта ситуация находит свое воплощение в теореме Томаса1.
Так, сегодня существуют социальные институты, распространяющие представление об изменении ценностей. Подобная деятельность имеет реальные социальные последствия. При этом самым важным институтом оказывается институт исследования общественного мнения, так как благодаря СМИ он популяризутся и пропагандируется. Последствием этого может стать реальное изменение ценностей (в смысле selfrulfilling prophecy2) или, напротив, этот институт может законсервировать общественное мнение, что может привести к непредсказуемым последствиям, то есть иметь влияние реакции на изменение социальных установок. Таким образом, теория изменения ценностей гораздо сложнее, чем анализ того, как реагируют социальные институты на ценностные конъюнктуры.
Дискуссии о национальной идее России
В философско-методологическом плане данная дискуссия находится в русле старого спора между славянофилами и западниками, имеющего полувековую историю. Отголоски этого спора находят свое выражение и в социологическом анализе.
Исследуя социологический аспект анализа, прежде всего, следует сказать о том, что существуют два понятия, которые следует строго разграничивать, — понятие национальной идеи и понятие русской идеи. Под национальной идеей чаще всего понимается некоторая целевая установка, которую в ходе дискуссий и обсуждений добровольно принимает для себя основная часть (поэтому и говорят о национальной идее) населения страны. Это не идея правящих группировок, партий или отдельных классов, а именно идея большинства нации.
Г.Х. Попов констатирует тот факт, что в развитии крупных народов национальная идея играла исключительно конструктивную и созидательную роль. Если говорить о нашей стране, то в течение 200-300 лет национальной идеей России было освобождение от ига степняков и создание самостоятельного государства. Из крупных идей, которые были потом в российской истории, следует упомянуть национальную идею, выдвинутую еще Алексеем Михайловичем, хотя связывают ее прежде всего с его сыном Петром I. Это идея переориентации России с Востока на Запад. Если в XIII веке благодаря Александру Невскому Россия отвергла галицких князей с их ориентацией на Запад и поддержала Александра Невского в ориентации на Орду, на Восток, то при Петре I произошла переориентация на Западную Европу. Можно говорить и о национальной идее, реализованной в XIX веке. Она состояла в упразднении крепостного права и переходе к другому строю. В настоящее время национальная идея (в значении государственной идеологии) России находится в стадии формирования, поэтому чаще приходиться слышать о русской идее.
Интересны работы И.Б. Чубайса,1 который прослеживает возникновение и эволюцию понятия русской идеи. Он считает, что оно было введено Ф.М. Достоевским и вскоре подхвачено B.C. Соловьевым , Н.А. Бердяевым и другими крупнейшими отечественными мыслителями. Однозначное толкование этого термина до 1917 г. не сложилось, а в СССР оно было просто изъято из обращения. На основании четырех взаимодополняющих исследований философского анализа российской истории; контент-анализа 1100 пословиц из сборника В.И. Даля ; анализа семантического поля написанных в XIX в. стихотворений, в названии которых есть слова "Родина", "Россия", "Отечество" и т. п.; исследования всех работ российских философов, в которых предлагается трактовка русской идеи, определяется реальное, объективное содержание этого понятия. Оказалось, что российская идентичность включает в себя три начала — православие, собирание земель и, наконец, общинный коллективизм. В политическом аспекте отмечается, что собирание земель, переросло впоследствии в имперскую политику.
О.Д. Волкогонова считает, что возрождение интереса к русской идее в настоящее время вызвано несколькими причинами, одна из них — поиск объединяющей национальной идеи, которая смогла бы занять место государственной идеологии. Связано это с тем, что после крушения коммунистической системы образовался идеологический и политический вакуум, который проявился в том, что в последнее десятилетие в России осуществлялась попытка идти сразу по трем направлениям — советскому, западному и российскому. Однако, страна не может долгое время жить без правил, и потому проблема идентичности, общероссийской идеи становится все более острой и злободневной. В настоящее время сложно говорить об объединительном эффекте общероссийской идеи, так как ее формирование вызывает вокруг себя большое количество споров и дискуссий. Ее современные версии объединяют подчас несоединимые направления общественной мысли, такие, например, как коммунизм, национализм и антикоммунизм. Из этого чрезвычайно широкого спектра можно выделить несколько основных направлений видения будущего страны и нации, включающих обращение к русской идее в свой идеологический арсенал.
Модернизация российского общества и факторы изменения ценностных ориентации
За этот исторический отрезок Россия неоднократно оказывалась перед необходимостью радикальных изменений практически всех сфер общественной жизни, и в той или иной степени осуществляла изменения своего наличного бытия, базовые и инструментальные ценности. В стране традиционной культуры, основанной на законсервировавшихся феодальных отношениях, эти трансформации представляли собой волевые попытки властей заставить россиян догнать Запад, используя на практике выработанные там формы общественной жизни, опираясь на ценности и стандарты западной культуры. До XX столетия в России господствовало традиционное общество, в котором большинство людей жило в небольших, разбросанных общинах, имело низкий уровень развития средств к существованию и незначительный прибавочный продукт, не умело считать и писать. Мало изменила ситуацию и вторая волна модернизации, которая наиболее ярко проявилась в столыпинских реформах.
Необходимость в третьей по счету, так называемой горбачевской волне стала неизбежной, поскольку надвигавшийся распад российской государственности все более убеждал, что ценностная интеграция личности — ее способность селекционного упорядочивания собственных ориентации — возникает в результате взаимодействия не столько с экономикой, а, в первую очередь, с культурной системой, которая усваивается индивидами с первых шагов их жизни в результате социализации и обмена опытом друг с другом, преодоления преграды экономических и политических аномалий.
1. ранней модернизации (идеологической фазы) — выбора обществом единой стратегии, развития;
2. зрелой модернизации (политической фазы) — создания современного государства как механизма реализации стратегии развития;
3. поздней модернизации (экономической фазы) — материальной реализации стратегии развития.
С точки зрения этой классификации можно утверждать, что в настоящий момент Россия находится на переходе от идеологической фазы модернизации, в которой средствами длившейся все нынешнее столетие борьбы определялась стратегия будущего развития страны, в политическую фазу, нацеленную на формирование современного государства. Делая попытку соразмерить результаты социологических опросов с периодизацией процесса модернизации на идеологическую, политическую и экономическую фазы, Э.Н. Скакунов делает вывод о том, что сельское население России остается преимущественно на традиционном уровне развития; городские группы в России, хотя и с разной степенью активности, уже участвуют в процессе модернизации. Нерусские этногенные группы, в том числе городские, находятся, в лучшем случае, на идеологическом этапе модернизации — в стадии выбора стратегии развития. Что касается русского городского этноса, то он находится в начале политической фазы модернизации — в стадии создания современного государства как инструмента развития; все группы российского общества еще далеки от экономической фазы модернизации.