Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Карымова, Любовь Сабирдзяновна

Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект
<
Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карымова, Любовь Сабирдзяновна. Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Карымова Любовь Сабирдзяновна; [Место защиты: Ур. акад. гос. службы].- Екатеринбург, 2012.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-22/290

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико - методологические основы исследования этнических общностей 19

1.1. Основные социологические подходы к пониманию категории «этническая общность» 19

1.2. Институциональные основы отношений этнических общностей 55

ГЛАВА 2. Современное состояние межэтнических отношений на региональном уровне 97

2.1. Оценка состояния межэтнических отношений на уровне региона 97

2.2. Факторы, определяющие характер межэтнических отношений в условиях становления гражданского общества 130

Заключение 179

Список использованных источников

Введение к работе

Ученый секретарь диссертационного совета Т.Е. Зерчанинова

Актуальность темы исследования

Отношения между этническими общностями могут стать решающим фактором нестабильности в мировом сообществе. Особенно ярко в новейшей истории это проявилось в ходе мировых войн и межэтнических конфликтов XX века.

В России как полиэтничном государстве актуальность сохранения стабильности межэтнических отношений становится более очевидной в связи с социально-экономическими процессами последних десятилетий.

Во-первых, с распадом Советского Союза произошло ослабление этнокультурных связей между Россией и республиками, входившими ранее в состав СССР. В последнее десятилетие наблюдаются тенденции их этноизоляционизма, осложнения отношений с Российской Федерацией. При этом гражданами России остаются представители этнических общностей, исторически связанные с республиками, вышедшими из состава союзного государства. Напряженность в международных отношениях требует гармонизации отношений этнических общностей внутри страны, в том числе удовлетворения их этнокультурных потребностей.

Во-вторых, террористические акты, войны в Чечне, угрозы экстремизма, на всей территории страны вызвавшие страх перед выходцами с Северного Кавказа, создают преграды в отношениях между представителями этносов Северного Кавказа и другими этническими общностями, формируют отчуждение и взаимное недоверие, социальную напряженность в межэтнических отношениях.

В-третьих, изменение соотношения этнических общностей внутри страны способствует формированию таких проблем как рост национализма в обыденном сознании, бытовой шовинизм.

В-пятых, влияние на возникновение конфликтов на межэтнической почве оказывают социально-экономические проблемы. Мировой финансовый кризис, не обошедший Россию, заставляет обратить еще более пристальное внимание на межэтнические отношения.

В-шестых, развитие демократических идей в нашей стране, начавшееся в 90-х годах, способствовало увеличению количества общественных организаций - элементов гражданского общества, которые стали оказывать влияние на межэтнические отношения. В социологической науке этим вопросам пока не уделено должного внимания.

В то же время демократизация социально-политических процессов послужила бурному обмену научными достижениями с зарубежными странами, разработке новых теоретико-методологических подходов и концепций анализа межэтнических отношений. Новые теоретические аспекты анализа межэтнических отношений вступают в противоречие с классическими этносоциологическими теориями. Богатый зарубежный и, в особенности, отечественный научный материал, новые условия, в которых развиваются межэтнические отношения, нуждается в научном переосмыслении.

Возникает необходимость изучения и обобщения теоретического и практического опыта разрешения и предотвращения межэтнической напряженности, анализа роли элементов гражданского общества в межэтнических отношениях. Это требует исследования происходящих процессов, оценки состояния межэтнических отношений, поиска путей предупреждения социальной напряженности в сфере межэтнических отношений.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема межэтнических отношений в науке не является новой. Теоретико-методологические основы социологического анализа этнических вопросов были заложены в конце XIX – начале XX веков.

Идеи специфики полиэтнической российской общности получили развитие в работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Одним из первых этносоциологических исследований является совместный труд У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».

Культурный аспект в сфере межэтнических отношений выделяет П.А. Сорокин. Он рассматривает нацию в качестве единой социокультурной системы, многосвязной, солидарной, организованной, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и единства.

Дискуссионной является проблема определения первоосновы этноса. Она по-разному решается в зависимости от направления, к которому принадлежит исследователь. Среди большого количества направлений и подходов можно выделить три основных – эссенциалистское (примордиалистское), конструктивистское и инструменталистское.

Исторически наиболее ранним и широко известным является примордиалистский подход, определяющий сущность этноса как изначально-природную (примордиальную) данность.

В рамках этого подхода можно выделить ряд направлений, различающихся по тому, какие этнообразующие признаки берутся за основу: к социально-историческому направлению можно отнести работы исследователей начала XX века, таких как С.М. Широкогоров, П.И. Ковалевский и др., так и работы более поздних периодов: Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова и др.

Социопсихологическое направление получило определенное развитие благодаря французской школе «коллективной психологии», в том числе таких исследователей, как Г. Лебон, в рамках данного направления можно также рассматривать работы Э. Фромма. К этому же направлению можно отнести работы О. Бауэра, Л. Гумпловича, Н.А. Бердяева и других.

На формирование конструктивистского подхода, рассматривающего этнос как интеллектуальный конструкт, значительное влияние оказала западная социальная мысль. В учебниках и работах по этносоциологии часто цитируют Б. Андерсона, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума как выразителей идей конструктивизма. С позиций конструктивизма этносы понимаются как некие «воображаемые сообщества» и социальные конструкты, тесно связанные с универсальными категориями пространства, времени, движения и солидарности.

Инструменталистский подход пытается объяснить этническую принадлежность как групповую принадлежность, навязываемую социальным окружением, и инструмент достижения определенной цели. В рамках данного подхода этничность рассматривается, в том числе, как результат политических мифов, создаваемых различными акторами в их стремлении к власти, более высоким статусам, престижу, различного рода преимуществам и преференциям (П. Брасс, Д. Горовиц).

Современных отечественных исследователей также можно отнести к сторонникам трех направлений. Так, В. Малахов, С.В. Соколовский, В.А. Тишков принадлежат к представителям конструктивизма, Р.Г. Абдулатипова, В.И. Козлова, и других можно отнести к умеренным примордиалистам, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, З.В. Сикевич и другие в своих работах встали на позиции инструментализма.

Существенное развитие отечественных исследований этнических вопросов непосредственно с социологической позиции началось с середины 60-х годов XX века. Оно связано с именами Ю.В. Бромлея, Ю.В. Арутюняна, И.С. Кона и других.

В центре внимания оказались: социальная структура народов, прежде всего, русского и титульных этносов республик; особенности социальных изменений, в том числе профессиональных ориентаций; темпы социальных перемещений и другие вопросы.

Подходы к изучению социальной структуры народов с анализом внутриклассовых изменений, выяснением темпов межпоколенной и внутрипоколенной мобильности были проведены группами исследователей под руководством Ю.В. Арутюняна и О.И. Шкаратана.

Изучению социальных групп в широком этнокультурном контексте, этноязыковых процессов посвящены работы Ю. Кахка, А.Н. Холмогорова, М.Н. Губогло, Ю.В. Бромлея и других.

Направление исследования различных аспектов культуры получило развитие в трудах Е.В. Грунт, И.В. Анисимовой, В.Т. Шапко.

Проблемам религиозных общностей уделено внимание таких исследователей как Н.Б. Костина, Р.А. Лопаткин, С.А. Мозговой и другие, профессиональные общности рассматриваются в исследованиях Ж.Т. Тощенко, Г.Б. Кораблевой и др.

В 90-х годах XX века начали активно разрабатываться проблемы национального самосознания, национальной самоидентификации (М.Н. Руткевич, В.А. Тишков и др.); межэтнических конфликтов, проблемы неравенства в этносоциальном пространстве (Л.М. Дробижева и др.); этносоциальная толерантность и российская ментальность (А.В. Мозговая, В.М. Соколов и др.); особенности межэтнической интеграции и иных этносоциальных процессов (Ю.В. Арутюнян и др.).

В настоящее время в сфере этнических отношений изучают социологические проблемы, связанные с миграцией, изменениями в этническом сознании и национальной идентичности и другие вопросы.

К примеру, в работах Е.С. Баразговой, М.Н. Вандышева, Ю.А. Горячева исследуется проблема социальной адаптации и социально-культурной идентификации детей мигрантов, прибывающих в Россию.

Теоретические основы анализа отношений получили развитие в различных областях знаний. Термин «отношение» является общенаучным понятием.

Как нечто идеальное, форму положенности и представленности одного через другое рассматривал отношение Гегель. В естественнонаучном и философском знании понятие «отношение» используется для выявления, определения соотношения, расположения чего-либо к чему-то, что предполагает наличие определенной связи, мысленной или реальной. В социальной психологии под отношением понимают предрасположенность к классификации предметов и явлений и реакции на них с определенной степенью постоянства в оценках.

Одни из первых социологических определений отношения были даны в XIX веке. В частности, в трудах Ф.Тенниса.

Макс Вебер считал, что для достижения собственных целей индивиды вступают в социальные отношения – поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность.

Г. Зиммель и П.А. Сорокин выделяют непосредственную связь между понятиями «отношение» и «взаимодействие». Понятие «общественные отношения» является одним из ключевых понятий у К. Маркса. Т. Парсонс отмечает, что «социальная система представляет собой подсистему действий, поскольку каждое «отдельное действие» складывается из элементов, как системы культуры, так и системы личности, организма и социальной системы».

Российские социологи рассматривают понятие «социальные отношения», соотнося их с понятиями «связь», «взаимодействие». Так, В.Н. Нечипуренко, Р.Т. Мухаев, Л.В. Французова и другие придерживаются позиции, что социальные отношения представляют собой систему упорядоченных, устойчивых социальных взаимодействий.

Трактовку отношений как равенства-неравенства субъектов, тождественность или различие свойств объектов можно встретить в экономической литературе, в социологических исследованиях государственно-конфессиональных отношений.

Таким образом, отдельные аспекты темы нашли отражение в исследованиях российских и зарубежных ученых. Однако анализ межэтнических отношений в условиях становления гражданского общества на уровне региона до настоящего времени не выступал в качестве самостоятельного направления социологического исследования.

Объектом исследования выступают отношения этнических общностей на региональном уровне.

Предметом исследования является текущее состояние, динамика и тенденции межэтнических отношений в условиях становления гражданского общества на региональном уровне.

Цель исследования – социологический анализ сущности и специфики межэтнических отношений, их состояния на региональном уровне, выявление характера межэтнических отношений и определяющих его факторов, в условиях становления гражданского общества в современной России.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Систематизировать и уточнить теоретико-методологические подходы к анализу социальной общности, этнической общности.

2. Выявить особенности межэтнических отношений, их институциональные основы в условиях становления гражданского общества.

3. Определить современное состояние и дать общую характеристику межэтническим отношениям на региональном уровне (на материалах Свердловской области).

4. Рассмотреть и проанализировать основные факторы, определяющие характер межэтнических отношений на региональном уровне.

5. Представить и обосновать рекомендации по развитию межэтнических отношений на региональном уровне.

Теоретико-методологическая основа исследования

В качестве основного методологического подхода использован институциональный подход, позволяющий рассматривать отношения этнических общностей во взаимосвязи с социальными институтами, выступающими социальными механизмами упорядочения межэтнических отношений, имеющими нормативное закрепление.

Для более глубокого анализа этносоциальных процессов использован также системный подход, поскольку межэтнические отношения представляют собой целостное множество, состоящее из комплекса различных личностных и групповых взаимоотношений в социальной сфере.

Эмпирическая база исследования

Теоретико-методологический анализ отношений этнических общностей опирается на результаты самостоятельного эмпирического исследования, проведенного диссертантом в 2011 году, посвященного выявлению оценок представителями этнических общностей и экспертами состояния и перспектив межэтнических отношений на региональном уровне. Исследование строилось на основе анкетного и экспертного опросов. В анкетном опросе в качестве объекта выступили этнические общности Свердловской области, а предмета – позиция представителей этнических общностей по различным вопросам межэтнических отношений. В опросе приняли участие 708 представителей 16 этнических общностей, проживающих на территории Свердловской области. Были опрошены жители городов: Алапаевска, Нижнего Тагила, Екатеринбурга в возрасте от 18 лет до 86 лет. В ходе экспертного опроса было проведено интервью с 10 экспертами.

В работе мы также опираемся на следующие социологические исследования:

1. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения (2008 г). Исследование проведено Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации в форме социологического опроса. Опрошено 1500 респондентов.

2. Социологическое исследование «Мониторинг ситуации в сфере противодействия терроризму и экстремизму в молодежной среде» проведено факультетом социологии УрГПУ совместно с Департаментом по делам молодежи в 2008 году. Исследование проведено на основе следующих методов: анкетирование студентов вузов Екатеринбурга (439 опрошенных), экспертное интервью со специалистами по работе с молодежью, членами общественных и политических организаций; контент-анализ средств массовой информации (интернет-порталов); методы анализа документов и case study политических организаций экстремистского толка.

3. Социологическое исследование «Контент - анализ отношения молодежной Интернет - аудитории Свердловской области к экстремизму» (2010 г). Исследование проведено ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Основной метод – контент – анализ, где в качестве документа рассматривалась тема форума и полученные на данную тему комментарии сообщества портала «Е1» за период 1 год.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Понятие «межэтнические отношения» уточнено с учетом специфики рассмотрения субъектов отношений: отношения между этническими общностями, также как и этнические общности, подвержены конструированию.

Таким образом, межэтнические отношения рассмотрены как тождественность или различие свойств этнических общностей относительно друг друга, конструируемых внешними и внутренними субъектами отношений, социальными институтами в процессе их экономической, политической, культурной и иной деятельности.

2. Определено, что российское общество переживает этап становления полиэтнической общности. Он вызван тем, что межэтнические отношения в современной России подверглись социокультурной трансформации, произошедшей в последние 20 лет, нуждаются в гармонизации, в конструировании на безконфликтной основе.

3. Предложена модель построения межэтнических отношений для российского полиэтнического общества, содержащая в снятом виде элементы трех наиболее распространенных моделей – идеологических конструкций межэтнических отношений - «плавильный котел», «мультикультурализм», «ассимиляционная модель».

Сочетание трех моделей межэтнических отношений будет состоять:

во-первых, в продолжении следованию традициям многокультурности, исторически характерной для российского общества, в сохранении и поддержке уникальных культур этнических общностей;

во-вторых, в проведении мягкой политики ассимиляции, аккультурации, прежде всего, в отношении мигрантов, желающих остаться в России;

в-третьих, результатом сочетания предыдущих моделей становится формулирование концепта надэтнической общности как итога вовлечения различных культур и традиций в единое общероссийское пространство – в поиске объединяющих культурных, социально-экономических и иных начал с учетом уникальности общностей.

4. Проведена оценка состояния межэтнических отношений в Свердловской области с позиций представителей различных этнических общностей в период актуализации вопросов межэтнических отношений в России. Использована методика, сочетающая количественный и качественный методы исследования: анкетный опрос и интервью, проведенное с представителями органов государственной власти и лидерами этнических общественных организаций.

Определено, что с позиций представителей этнических общностей состояние межэтнических отношений на уровне Свердловской области характеризуется как спокойное, население толерантно, прежде всего, в оценках и мнениях, проявляет несколько меньшую толерантность в реальных действиях. В регионе низкий уровень конфликтности.

Напряженность в межэтнических отношениях на региональном уровне может быть вызвана действиями радикально настроенной молодежи, а также миграционными процессами.

Выявлено, что только по отношению к этническим общностям, наиболее близким в этнокультурном отношении к русским, наблюдается готовность к кооперативному взаимодействию. Установки на межкультурное взаимодействие с такими этническими общностями, как представители Вьетнама, Китая, а также кавказских этнических общностей и общностей Средней Азии, достаточно слабы, особенно у представителей этнической общности большинства.

5. Осуществлен анализ причин и факторов, определяющих характер межэтнических отношений в Свердловской области. Терпимость, отсутствие конфликтов на этнической основе можно объяснить:

исторически бесконфликтным опытом межэтнических отношений на региональном уровне;

наличием среди определенных групп населения интегративных надэтнических образов, таких как «советский человек», «россиянин», «уралец»;

стабильным социально-экономическим положением области;

эффективной политикой формирования многокультурности.

Потенциальные угрозы конфликтности в сфере межэтнических отношений, наличие нетерпимости во взглядах связаны с:

нерешенностью ряда проблем в миграционной сфере;

разрушением ценностей межэтнического мира и уважения, неактуальностью надэтнических интегративных образов;

дифференциацией населения по уровню доходов;

неверной информационной политикой, ошибками освещения информации, связанной с межэтническими отношениями, со стороны СМИ;

действиями радикально настроенной молодежи.

6. Определено, что наибольшая роль этнических общественных объединений заключается в развитии культуры этнических общностей, формировании многокультурности. Деятельность, направленная на ассимиляцию, аккультурацию мигрантов, деятельность по формированию единой полиэтнической общности со стороны этнических общественных объединений не осуществляется в необходимом объеме.

Положения, выносимые на защиту

1. Мы придерживаемся позиции, согласно которой этническая общность понимается как социальная общность, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, обладают представлением об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях.

2. Этнические общности могут подвергаться конструированию под воздействием отношений с другими общностями, социальных и иных условий.

3. Российское общество переживает этап становления полиэтнической общности. Для того, чтобы становление прошло успешно, необходимо гармоничное сочетание элементов трех моделей межэтнических отношений.

4. Необходимость сочетания трех моделей обусловлена следующим.

Использование ассимиляционной модели вне других моделей будет ограничивать права этнических общностей меньшинства.

Использование модели мультикультурализма как единственной или доминирующей в России в его раннем, более традиционном понимании может принести излишнее деление населения на группы и общности.

Использование модели «плавильный котел» в качестве единственной или доминирующей не будет учитывать объективные социальные условия и исторически сложившиеся отношения.

5. На уровне Свердловской области большинство этнических общностей относятся толерантно к представителям иных этнических общностей. В тех случаях, когда имеют место проявления нетерпимости, высказываются националистические взгляды, они отмечаются, как правило, в молодежной среде. Межэтническая напряженность возможна также в связи с ростом миграционных процессов. Средства массовой информации оказывают непосредственное влияние на формирование межэтнических отношений.

6. Наличие или отсутствие конфликтов, напряженности на этнической почве связано с успешностью сочетания трех моделей межэтнических отношений, а именно:

эффективностью политики многокультурности, доминированием ценностей межэтнического мира и уважения, прежде всего, в молодежной среде, учетом исторического опыта межэтнических отношений;

наличием или отсутствием интегративных надэтнических образов, действиями СМИ по их конструированию;

успешностью решения проблем в миграционной сфере, большей или меньшей дифференциацией этнических общностей с точки зрения социально-экономических характеристик.

7. Определена роль институтов в формировании межэтнических отношений. По результатам эмпирического социологического исследования выявлено, что наиболее успешно они регулируют отношения в сфере развития этнических культур, тогда как вопросы адаптации мигрантов к современным Российским условиям остаются слабо урегулированными, не в полной мере обеспечивается равенство их прав.

Теоретическая значимость работы заключается в приращении знаний в области социологического анализа межэтнических отношений: исследовании и систематизации подходов к понятиям «этнос», «нация», «этническая общность», «межэтнические отношения».

Исследование межэтнических отношений на региональном уровне позволило показать значение элементов гражданского общества в формировании стабильности в сфере межэтнических отношений.

Материалы данной работы могут быть использованы в преподавательской деятельности при изучении учебных курсов «Социология управления», «Этносоциология», «Этнополитология», «Социальная политика».

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы и положения могут использоваться для оптимизации межэтнических отношений, урегулирования межэтнических противоречий, профилактики социальной напряженности в сфере межэтнических отношений.

Выводы, полученные в работе, могут стать основой при формировании национальной политики органов государственной власти.

Выявленные факторы, определяющие характер межэтнических отношений, и угрозы межэтнической стабильности на региональном уровне позволят сконцентрировать усилия и ресурсы государства и общества на самых проблемных аспектах межэтнических отношений, обеспечить мероприятия по профилактике социальной напряженности.

Апробация работы. Основные теоретические выводы и практические результаты, полученные в диссертации, прошли апробацию в следующих формах.

1. Результаты, выводы и обобщения, полученные в ходе исследования, были изложены на девяти научных конференциях в таких городах как Москва, Нижний Новгород, Челябинск, Екатеринбург. Из них международных – четыре, всероссийских – пять.

2. Предложения, сформулированные автором на основе диссертационного исследования, использованы при подготовке проекта Положения о конкурсе среди национально-культурных автономий, этнокультурных общественных организаций, образовательных учреждений, реализующих этнокультурные образовательные программы в Свердловской области. Результаты исследования позволили определить перечень потенциальных получателей денежного поощрения, сформулировать критерии оценки, разграничить участников конкурса.

Результаты исследования использованы также при подготовке изменений в областную целевую программу «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011-2015 годы в части включения направлений «профилактика экстремизма» и «гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений». Определенные в исследовании наиболее проблемные вопросы межэтнических отношений на региональном уровне позволили сформулировать перечень мероприятий, направленных на решение указанных вопросов.

3. Автором опубликовано 13 научных работ по теме диссертационного исследования общим объемом 2,95 п.л., в том числе авторский вклад – 2,85 п.л. В том числе 3 работы в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и библиографического списка.

Основные социологические подходы к пониманию категории «этническая общность»

Понятие социальной общности в истории общественной мысли не является новым. Оно было непосредственно связано с одной из наиболее значимых социальных структур традиционного общества, - общиной. Община становилась основой для формирования ряда социальных общностей -семейных, этнических, профессиональных, религиозных и других. В социологии термин «общность» используется, начиная с XIX века. Так, Г.Е. Зборовский1 отмечает, что предпосылки теории социальной общности можно обнаружить в работах О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера.

К примеру, некоторое количество людей, согласно Г. Зиммелю2, становится социальной общностью не потому, что им приписывается предметное содержание, побуждающее к объединению, а потому, что их связь приобретает характер взаимовлияния и взаимоопределения (взаимодействия). «Обобществление» (Vergesellschaftung) и есть та форма, в какой «отдельные индивиды образуют единство».

Но наиболее широко понятие «общность» стало применяться социологами в 20 веке. Его употребление связано, в том числе, с исследованием таких универсальных общностей людей как род, племя, семья, этнос, а также локальных культурных общностей. Достаточно популярным всегда было изучение этнических общностей, выявление их признаков, особенностей формирования и изменения.

Одним из первых исследовать общности стал немецкий социолог Ф. Теннис (1855-1936), автор работы «Община (общность) и общество» (1887), в которой он противопоставляет принцип «общества» и «общины» («общности»). Центральное понятие социологии Ф. Тенниса «Gemeinschan:» (в паре с «Gesellschaft») переводят либо как «община», либо как «сообщество», но, по мнению ряда исследователей, наиболее точное его значение - «общность».

Г.Е. Зборовский в своей работе «Теория социальной общности» указывает на то, что «некоторые отечественные авторы термин «gemeinschaft» переводили как «община», а не общность. В статье - послесловии к русскому переводу книги Ф.Тенниса «Общность и общество» А.Ф. Филиппов1 детально анализирует лингвистические, этимологические и содержательные характеристики двух основных слов - понятий, вынесенных в ее заголовок. Нам кажутся наиболее верными перевод и трактовка термина «gemeinschaft» как общности. Т.Е. Зборовский также делает ссылку на перевод статьи Ф.Тенниса «Общность и общество» для немецкого «Настольного словаря по социологии» 1931г., выполненный А.Н. Малинкиным и опубликованный в «Социологическом журнале» (1998, № 3/4). Убедительно выглядит в этом отношении детальный терминологический комментарий автора названного перевода, в котором он, в частности, указывает: «Представляется, что перевод этого термина как «общность» более точен с филологической, корректен с логической и более адекватен с социологической точек зрения»2. Эта же позиция высказана и в «Энциклопедии социологии» под редакцией Грицанова А.А3.

Определяя основные характеристики общности и общества, Ф. Теннис исходит из своей главной методологической идеи о «сущностной воле» и «избирательной воле». Под первой он понимает общечеловеческое воление, способность хотеть, естественно и изначально присущую человеку, обусловленную осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений. Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосредственно переходящая в действие, - целостно-самодостаточна, ее субъектом является «самость». Избирательная же воля характеризуется руководящей ролью мышления.

В основе двух возможных типов социальности, в соответствии с концепцией Ф. Тенниса, лежит различение двух типов выраженной в них воли. Основу общности составляет сущностная воля, в то время как избирательная порождает общество.

Ф. Теннис рассматривает разные конкретно-исторические виды общностей как «корпорации», включая в это общее понятие родовую общность (Geschlechtsgenossenschaft), деревенскую общность (Dorfgemeinde), сельское товарищество (Markgenossenschaft), политическую общность (politisches Gemeinwesen) или городскую общность (Stadtgemeinde), а также христианскую общность (kirchliche Gemeinde) - церковь.

Особый интерес в целях данного исследования представляет процесс развития корпораций, которые, по Ф. Теннису, являются уменьшенной моделью общества и вырастают до государства, как искусственной надстройки общества: «Эти корпорации и общины уходят своими корнями в ту изначальную сплоченность, которая в изложенном здесь понимании и есть общность. Несмотря на то, что первоначальная совместная сущность, выражающаяся в совместном проживании и взаимодействии, модифицируется, она все же сохраняется и может обновляться в духовных формах взаимодействия, а в дальнейшем и в совместной жизни вообще, в особенности политической, так что народ, тем более если он сплотился в государственный союз или только стремится к нему и если он чувствует себя связанным общим языком, хочет как народная общность представлять собой единство, которое может возрастать в национальном сознании и национальной гордости, но при этом легко теряет свою первоначальную подлинность».

Институциональные основы отношений этнических общностей

Поскольку ключевым методологическим понятием выступает понятие «отношение», именно с него, по нашему мнению, необходимо начать понятийный анализ межэтнических отношений. Обращение к анализу понятия «отношение» в целом обусловлено его методологическим значением для решения поставленной исследовательской задачи и будет предпринято нами в необходимой степени, без претензий на полный охват гноселогических проблем, возникающих при разработке и обосновании указанного подхода.

Понятия «отношения» является важной категорией социологии, поскольку предметом ее исследования выступают общественные отношения. «Отношение» принадлежит к общенаучным понятиям, имеет широкое распространение не только в общественных науках, но и в математике, естествознании, экономике.

С этимологической точки зрения слово «отношение» близко по смыслу, во-первых, словам, выражающим следующие действия — «носить», «класть», «делать общим», «сравнивать», «соприкасать», «сближать», «отсылать», «удалять», «скрывать» и т.д.; во-вторых, словам, обозначающим пространственные термины: место, основание, бока, стороны, члены отношения.

Большая Советская Энциклопедия выделяет три значения термина «отношение»: 1)как выражение характера расположения элементов определенной системы и их взаимозависимости; 2) как эмоционально-волевая установка личности на что-нибудь, то есть выражение ее позиции; 3) как мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта . Таким образом, первое и третье значения достаточно близки по смыслу, так как мысленное сопоставление объектов (сторон) - не что иное, как фиксация субъектом расположения элементов, объектов, сторон объектов.

Данное понятие является одним из важнейших в математике, в которой оно имеет свои специфические описания и классификации. В математике под отношением понимают частное от деления одной величины на другую1.

В социальной психологии под отношением понимают предрасположенность к классификации предметов и явлений и реакции на них с определенной степенью постоянства в оценках. Хотя логически отношения являются гипотетическими конструкциями, они проявляются в осознанном опыте, вербальных реакциях, грубом поведении и физиологических симптомах .

Философская энциклопедия определяет понятие «отношения» как одну из основных логико-философских категорий, отражающую способ (род) бытия (и познания). Именно в этом или близком к этому смысле термин «отношение» был введен в философию Аристотелем .

Как форму положенности и представленности одного через другое, то есть как нечто идеальное, рассматривал отношение и Гегель. В учении Гегеля отношение как процесс и результат указанного переноса описывается с помощью понятий «положенное», «основание», «свое иное», «рефлексия», «снятие», «идеальное» и т.п. Гегель считал, что если сущность определена в явлении, а явление — в сущности, то, следовательно, явление становится отношением, а «закон — это существенное отношение», и «истина явления — это существенное отношение». «Отношение имеет стороны, так как оно рефлексия в иное, — писал Гегель, — таким образом, оно имеет свое собственное различие в самом себе; и стороны его — это самостоятельная устойчивость, так как они в своей безразличной разности друг относительно друга надломлены в самих себе, так что устойчивость каждой из них точно так же имеет свое значение лишь в отношении с другой или в их отрицательном единстве»5. Гегель понимал отношение как единство себя самого и своего иного, а потому видел его целым, имеющим самостоятельное существование. В этой связи хотелось бы обратить внимание на понимание отношения как «различия в самом себе», которое содержит эвристический потенциал.

В естественнонаучном и философском знании понятие «отношение» используется для выявления, определения соотношения, расположения чего-либо к чему-то. Так как общественные отношения - один из видов отношений, в самом общем плане этим понятием («общественные отношения») фиксируется расположение, соотношение социальных субъектов. Соотношение, расположение определенных субъектов, как в математике, так и в философии и логике, возможно лишь если субъекты равнопорядковые, то есть принадлежат к какому-либо единому континууму, что предполагает наличие определенной связи, мысленной или реальной. Именно так они определяются при трактовке общественных отношений - как правило, - через понятие «связь».

При определении понятия «общественные отношения» мы будем использовать их как синоним понятию «социальные отношения». Различие между ними проводится, когда говорят о социальных отношения в узком смысле слова, рассматривая собственно социальную сферу жизни общества, а также социальную стратификацию. Для нас при определении сути общественных отношений это различие не является значимым, в связи с чем в дальнейшем мы не будем проводить различия общественных и социальных отношений.

Перейдем к анализу данного понятия в научной литературе. В философской литературе категория «общественные отношения», как правило, соотносится с категориями «связь», «закон» и «деятельность».

Новейший философский словарь определяет общественные отношения как многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения -важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено.

Оценка состояния межэтнических отношений на уровне региона

Свердловская область сегодня - это крупный экономически развитый многонациональный регион с высоким уровнем деловой, культурной и общественной активности, один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации.

Свердловская область относится к числу «спокойных» регионов с точки зрения межэтнических отношений. В явном виде межэтнические конфликты не фиксируются, органами власти, этническими общественными организациями декларируется принцип толерантности в сфере межэтнических отношений.

Тем не менее, опросы общественного мнения, действия скинхедов, события, произошедшие в Сагре, свидетельствуют о том, что в региональном социуме присутствует напряженность на этнической почве, не имеющая в настоящее время внешних проявлений, не выявленная, скрытая.

Выявление очагов напряженности, причин и факторов, способствующих ее формированию, может послужить основой для снятия социальной напряженности, предотвращения межэтнических конфликтов в регионах, не имеющих внешних проявлений наличия проблем в сфере этнических отношений.

Особенности современного состояния межэтнических отношений в Свердловской области неразрывно связаны с историческими процессами последних десятилетий, сложившимися социально-экономическими и политическими условиями. Можно сказать, что для региона, как и для Российской Федерации в целом, характерен этап становления полиэтнической общности. Он отмечен: «сложностью процесса национальной самоидентификации, угрозами потери цивилизационной (социокультурной) специфики, вызовами новых этнонационализмов»1.

В Свердловской области проживает многосоставное по этническому и религиозному признаку, социально стратифицированное и уникальное по своему культурному наследию население.

По данным переписи населения 2002 года в Свердловской области проживают 4486214 человек. Результаты переписи населения 2002 года показали значительное увеличение количества этнических общностей в Свердловской области. Если в 1989 году общесоюзная перепись зафиксировала на Среднем Урале 120 этнических общностей, то по последней переписи 2002 года здесь проживают представители более 140. Эти процессы связаны с различиями в естественном движении населения, внешней миграцией и сменой этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других явлений2.

Наиболее крупные этнические общности Свердловской области: русские - 4004974 чел. (89,32%), татары - 168143 чел. (3,8%), украинцы - 55 478 чел. (1,24%), башкиры - 37296 чел. (0,83%), марийцы - 27863 чел. (0,62%), немцы 22540 чел. (0,5%), белорусы - 18541 чел. (0,41%), удмурты - 17903 чел. (0,4%), азербайджанцы - 15171 чел. (0,34%), чуваши - 11510 чел. (0,26%), армяне 11093 чел. (0,25%), мордва - 9702 чел. (0,22%), евреи - 6810 чел. (0,15%), таджики - 6125 чел. (0,14%) казахи - 4403 чел. (0,1%), цыгане - 4019 чел. (0,1%), узбеки - 3836 чел. (0,09%), молдаване - 2930 чел. (0,07%), грузины 2656 чел. (0,06%), китайцы - 2435 чел.(0,05%), поляки - 2147 чел. (0,05%), греки - 1979 чел. (0,04%) . В Свердловской области 25 тыс. человек имеют гражданство других государств, 8 тыс. человек не имеют гражданства. Среди иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Свердловской области, подавляющая часть - граждане государств-участников СНГ, из них наиболее многочисленны граждане Азербайджана (5 тыс. человек), Таджикистана (4 тыс. человек), Армении и Казахстана (по 3 тыс. человек)

Возникает необходимость охарактеризовать основные этнические общности Среднего Урала.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Свердловской области проживает 168 143 представителя татар. Они составляют 3,8% населения области и являются второй по численности этнической общностью. Наибольший удельный вес татар зафиксирован в Красноуфимском районе (18,9%), Нижнесергинском районе (12,7%), Ачитском районе (10,8%), в г. Верхняя Пышма (9,8%У. В области имеется около 40 татарских деревень. Возраст самых старых из них - более 400 лет. Вероятно, эти деревни были основаны татарами, бежавшими на Урал после взятия Казани в 1552 г.

Большое количество татар проживает в Екатеринбурге. Это связано, прежде всего, с миграцией из деревень во второй половине XIX и начале XX века. Основным видом деятельности татар в то время была мелкая торговля и работа на многочисленных заводах, фабриках, лесозаготовках, шахтах, каменоломнях, на строительстве железной дороги. Развернули здесь свою деятельность и татарские купцы. Торговый дом «Братья Агафуровы» (основан в 1884 г.), торговая фирма «Товарищество Ф.Ш. Богатиев с сыновьями» (начало XX в.) были широко известны.

Вторая волна миграции татар на территорию Свердловской области произошла в конце 20-х - начале 30-х годов XX века, вызванная индустриализацией Урала и массовым раскулачиванием.

Наиболее интенсивный период социального и этнического развития татар Екатеринбурга пришелся на 1919 - 1940 годы. В городе работали татарский клуб им. М. Вахитова, несколько начальных татарских школ и классов, татарская семилетка (закрыта в 1942 году), Свердловский передвижной татарский театр (ликвидирован в 1939 г.), отделение татарского языка и литературы при Свердловском педагогическом институте, издавались татарские газеты.

Факторы, определяющие характер межэтнических отношений в условиях становления гражданского общества

С целью анализа причин и факторов, определяющих характер отношений этнических общностей, мы обратились к результатам социологических исследований, проведенных Уральским государственным педагогическим университетом, Российской академией государственной службы и другими авторами, а также провели интервью с экспертами, в качестве которых выступили как руководители этнических организаций, действующих на территории Свердловской области, так и представители органов государственной власти, которые занимаются вопросами межэтнических отношений. В качестве экспертов в нашем исследовании выступили: 1. А.А. Александров, директор департамента внутренней политики Губернатора Свердловской области, заместитель руководителя Администрации Губернатора Свердловской области, доктор философских наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления УрАГС. 2. М.Ю. Плясунова, консультант департамента внутренней политики Администрации Губернатора Свердловской области. 3. И.Б. Терехова, главный специалист отдела по работе с государственными учреждениями культуры, муниципальными органами управления культуры, программно-проектных технологий, аналитической, инновационной и научной деятельности Министерства культуры и туризма Свердловской области. 4. Т.Р. Дильмиева, ведущий специалист отдела охраны прав детей и комплексной безопасности в системе образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в 2009-2010 гг. 5. Н.З. Шайморданов, заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области. 6. Р.З. Бикбов, постоянный представитель республики Татарстан в Свердловской области. 7. А-М.Д. Богатырев, председатель ингушского культурного центра 130 «Ангушт». 8. С. Бакирова, заместитель председателя Национально-культурной автономии татар Свердловской области 9. А.Х. Калаев, председатель Екатеринбургского регионального центра чеченской культуры «Вайнах»; 10. Д.М. Николаев, председатель чувашской национально-культурной автономии г. Екатеринбурга.

При отборе экспертов использовались два основных критерия: 1. Сфера деятельности. 2. Компетентность в изучаемом вопросе (осведомленность о состоянии и проблемах межэтнических отношений на региональном уровне; участие во взаимодействии этнических общностей с органами государственной власти).

Вовлеченность в отношения этнических общностей, практика решения проблемных вопросов в сфере межэтнических отношений, длительный опыт работы экспертов в указанной сфере позволили на основании их мнений проанализировать причины и факторы, оказывающие влияние на межэтнические отношения.

Для уточнения отдельных положений исследования были проведены экспресс - интервью с председателем Свердловской региональной общественной организации «Общество грузинской культуры «Руставели» Кобаидзе Н.А., председателем совета региональной общественной организации «Общество таджикской культуры «Сомон» Мирзоевым Ф.М., исполнительным директором Екатеринбургской городской общественной организации «Национально-культурная автономия корейцев» Ан Р.Н., сотрудником ПДН ГУВД по Свердловской области Орловой Н.М.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, с одной стороны, о том, что большая часть опрошенных проявляет толерантность в отношении других этнических общностей, это же подтверждают и мнения экспертов, с другой стороны, вызывает настороженность тот факт, что четверть респондентов проявляет явную нетерпимость к представителям иных этнических общностей. Сложная структура межэтнических отношений свидетельствует о сложности социальных процессов, происходящих в Свердловской области.

Причины толерантности можно искать в особенностях исторического развития территории.

Свердловская область всегда позиционировалась как толерантный регион. Провозглашается, что можно говорить о ставшей традиционной толерантности в Свердловской области. Исследователи отмечают: «Реальная практика межнациональных отношений в целом характеризует Свердловскую область как этнически толерантный регион, где отношения между различными этническими группами отличаются особой межэтнической толерантностью, строятся на взаимном уважении и признании»1.

Область представлена этническими общностями, исторически связанными со средневековыми государствами Азии и Европы (татары, башкиры), этническими общностями, отличающимися большими культурно-хозяйственными связями с русскими (коми, мари, удмурты, чуваши, мордва), малочисленными народами Севера (ханты, манси), представителями других этнических общностей, дисперсно расселенными по территории России (немцы, поляки, евреи, украинцы).

Этнический состав Свердловской области весьма разнообразен и тесно связан с историко-культурным наследием Урала и всей России. Многие этнические общности, проживающие на Среднем Урале, на протяжении веков сложились как этнические общности России в целом, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности.

Таким образом, отношения между наиболее крупными этническими общностями, представленными в Свердловской области, имеют продолжительную историю и, в целом, сложились на основе взаимопонимания и уважения.

Похожие диссертации на Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России : региональный аспект