Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Маргинальность как проблема социологии Кагермазова, Светлана Борисовна

Маргинальность как проблема социологии
<
Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии Маргинальность как проблема социологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кагермазова, Светлана Борисовна. Маргинальность как проблема социологии : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Санкт-Петербург, 1994

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление проблемы маргинальности в социологии. 11

1.1. Концепция маргинального человека Р.Парка-Э.Сто-унквиста 11

1.2. Пересмотр концепции Парка-Стоунквиста и дальнейшее развитие темы маргинальности в американской социологии 40-60-х годов 56

Глава 2. Проблема маргинальности в европейской социологии и в России. 98

2.1. Традиции изучения маргинальности в европейской социологии 98

2.2. Тема маргинальности в отечественной литературе 120

Определение маргинальности 149

Литература 155

Введение к работе

Современный мир - мир расширения культурных контактов и смешения культур, расцвета мировой исупвркультурыи, всевозможных столкновений этнических, классовых групп, мир сложных социальных процессов, что ведут к ломке и преобразованию всего устоявшегося и традиционного. Многие из современных социальных явлений носят болезненный, порой трагический характер, природа большинства мало изучена и представляя большой научный интерес, имеет существенное практическое значение.

Среди прочих особенностей и явлений современности заметное место занимает феномен маргинальное.

Актуальность темы исследования несомненна. Проблема маргинальное - одна из наиболее острых проблем. Повсюду в мире и в частности в нашем Отечестве социальные катаклизмы приводят к ситуациям, когда отдельные индивиды, группы и целые народы попадают в маргинальное положение, становятся маргиналами1. Бурные политические события последних лет привели к тому, что многие люди оказались оторванными от своей родины или стали чужими на земле, где они родились и выросли. Другие утратили привычную социально-классовую принадлежность и самосознание, оказались на границе двух социальных сил, двух культур и идеологий, оказались выброшенными за пределы благополучного и достойного человеческого существования. Часто крайнее, бедственное положение людей в материальном смысле сочетается с социальной неопределенностью их настоящего и будущего. Неопределенность или неустойчивость их гражданской, национальной,

От лат. "!» - край, граница, предел.

культурной идентификации, двойственность или размытость их мировоззренческих позиций приводят к дихотомии сознания, душевному кризису, психическим заболеваниям, просто лишают их нормальной счастливой жизни. В результате человек перестает быть активным, полноценным членом общества, теряя всякую положительную связь с ним. Внутренняя опустошенность, вызванная раздвоением, ослаблением, распадом ценностно-нормативных, духовных основ общества если не обрекает человека на апатию и бездеятельность, то подталкивает его к асоциальным действиям.

Ситуация относительной политической стабильности также не свободна от маргинальных проблем . Миграционные процессы, расширение межгосударственных культурных связей, доступность самой разной информации для различных общественных слоев многих стран и народов нередко приводят к феномену маргинального человека как личности на рубеже культур. В еознании такой личности тесно переплетаются элементы двух и более культур, эле -менты, нередко несовместимые, противоречащие друг другу и вызывающие в еознании личности болезненное чувство раздвоенности, неоднозначности своей культурной и этнической принадлежности. Это порождает субъективные проблемы: внутренний разлад, сложности с этно-культурной и социальной идентификацией, необходимыми для душевного равновесия, но это же порождает и проблемы объективного характера: проблемы взаимодействия с другими индивидами, группами, еониалышми институтами, В ряде случаев этническая {расовая) неопределенность, неконкрет-ность социального статуса и культурно-мировоззренческих установок личности могут оказаться серьезной помехой в жизненной карьере, причиной отчуждения и гонений со стороны общества.

Индивидов же и групп, оказавшихся на границе культур, на границе разных идеологических систем, в промежутке между социальными классами и т.п., в определенные исторические моменты развития общества становится угрожающе много* Герман Гессе писал: ИУ каждой эпохи, у каждой культуры, у каждой совокупности обычаев и традиций есть свой уклад, своя, подобающая ей суровость и мягкость, своя краеота и своя жестокость, какие-то страдания кажутся ей естественными, какое-то зло она терпеливо сносит. Настоящим страданием, адом человеческая жизнь становится только там, где пересекаются две эпохи, две культуры, две религии... И есть времена, когда целое поколение оказывается между двумя историческими периодами, между двумя укладами жизни в такой степени,что утрачивает всякую естественность, всякую преемственность в обычаях, всякую защищенность и непорочность!"

Помимо объективных факторов, характеризующих современную общественную ситуацию, актуальность теш обусловлена потребностью социологии в разработке новых теоретических моделей, которые позволили бы изучать и объяснять практические проблемы современного этапа общественного развития. Это в значительной степени сориентировало каше исследование относительно его содержания и направленности.

Следующим фактором, обусловившим актуальность темы, явилась потребность уточнения понятий маргинальное, маргинального человека, маргинальной личности, маргинальной ситуации и т.д. Понятия маргинальное» весьма широко используются разными авторами в самых различных контекстах. Нередко одно периодическое издание содержит на своих страницах в отдельных

I Гевее Г. Иабр. - И.» Худ. ».. И77. - С.222-223.

статьях по нескольку указаний, сешок на маргинальность. Однако, не ясно, что в каждом конкретном случае подразумевал автор под этим понятием. Например, французский социолог Л.Вакан пишет: "...произошла поляризация классов, которая в сочетании с расовой и этнической сегрегацией приводит к раздвоению города, а это грозит не только маргинализацией бедных слоев, но превращением их в абсолютно ненужных людей с социальной и экономической точек зрения". Обращает на себя внимание тот факт, что здесь бедные слои еще (или в принципе) не маргиналы, им еще предстоит маргинализация, что в свою очередь, по логике этого автора, не предел, так как их еще ожидает превращение в "абсолютно ненужных людей". На страницах того же журнального номера в статье, посвященной расовому насилию читаем: "Сегодня насилие этого рода порождает такие экономические кризисы, когда оказавшиеся в неблагоприятном положении слои населения, которым угрожает полное обнищание и маргинализация, стремятся вытеснить с сокращающегося рынка труда другие группы, отличающиеся по расовому признаку".2 Следовательно, по мнению данного автора обнищание и маргинализация не одно и то же, быть нищим - еще не значит быть маргиналом. Таким образом, отсутствие авторских уточнений порождает смысловую неопределенность употребления понятия, которое имеет место не только в научных и популярных публикациях, но и в официальных заявлениях. Например, по российскому телевидению в программе "Новости" ШР - ТАСС" было заявлено,

1 Вакан Л. Бунтующие города. %рьер ЮНЕСКО, апрель 1993. СИ.

2 Вьевиорка М. Уловки расизма. Там же, С.14.

что одна шестая часть населения Ровеии в настоящее время - маргиналы. При этом каких-либо уточнений отноеительно содержания использованного понятия не последовало.

Научная разработанность проблемы. "маргинал", "маргинальная личность" объясняется в отечественной справочной социологической литературе следующим образом, "маргинальная личность... понятие, употребляемое в западной социологии для выделения и анализа специфических противопоставляемых общественно нормальным отношений "социальный субъект - социальная общность".., В современной социологии существует две основные точки зрения на социальную сущность маргинальной личности. Западноевропейские, в частности, французские исследования маргинального типа личности, уделяя определенное внимание его поведенческим особенностям - а) девиации; б) пассивности; в) агрессивности; г) аморальности и т.д. проявляющимся на уровне межиндивидуальных отношений, ориентируются на изучение объективных социальных предпосылок формирования данного типа личности... В американской социологии сохраняются традиции номиналистического подхода к проблеме маргинальной личности с выраженной ее психологизацией".

Таким образом, в западной социологии понятие маргинала, маргинальной личности не имеет однозначного толкования. Это предполагает как необходимость анализа и уточнения понятия, так и соответствующих оговорок при его использовании в публикациях и заявлениях.

В отечественной науке понятие маргинаяьности имеет также

тттттншятшттшшшшшшшввштїшіашшятшшшшшшшшттшшттшшшшттшш**

А Современная западная социология. Слова рь.М.Шолитиздат.-1990.-С.І75

довольно широкое толкование: "...под маргинальностью понимается (I) специфическая ситуация, возникающая при взаимодействии различных, нередко конфликтующих групп, или (2) статус, обусловленный принадлежностью к этим группам, или (3) особые поведенчес-

т кие явления, складывающиеся в области взаимодействия этих rpymt'x

Существующие статьи и публикации о маргинальности не всегда имеют строго научный характер и никак между собой не связаны. Это позволяет утверждать, что социологическая традиция изучения данной социальной проблемы в нашей стране только складывается, хотя у нас проблема не менее остра, чем в Европе и США, где соответствующие традиции имеются. В Европе они исходят от идей Э.Дюркгейма и Г.Зиммеля, в США заложены в рамках Чикагской школы Р.Парком. В отечественной литературе, однако, нет достаточно полного и систематического анализа американского и европейского опыта. Отечественные учебники социологии не имеют никакой информации об этом достаточно широко распространенном социальном явлении.

Нами предпринята попытка анализа и обобщения того материала, что имеется в современной социологической литературе.

Цели и задачи исследования следующие:

Целью исследования является сравнительный анализ и выявление особенностей научных позиций и взглядов различных авторов на феномен "маргинальности" и "маргинального члчеловека", и определение места проблемы маргинальности в отечественной социологии.

Задачи: I. Изучить опыт исследования маргинальности в истории социологии и выявить существующие традиции и подходы к этой проблеме.

2. Дать оценку основным подходам и концепциям маргинальное».

* Краткий словарь по социологии. - М., 1989. - C.I48.

  1. Выявить сущность маргинальности как социологической проблемы и показать различные формы ее проявления.

  2. Наметить пути исследования маргинальности в современном российском обществе.

Новизна исследования заключается в том, что:

  1. Впервые в отечественной социологии дан достаточно подробный анализ первых "классических" работ по проблеме маргинального человека Р.Парка и Э.Сто^нквиста,

  2. Прослежена линия критики и пересмотра їшцепции маргинального человека" Парка-Стоунквиста в американской социологии 40-60 гг. XX в.

  3. Освещены точки зрения на маргинальные ситуации и маргинальные характеристики личности, имеющие место в европейских и американских исследованиях.

  4. Подробно проанализирована тема маргинальности в отечественной литературе.

  5. На основе изучения различных точек зрения и их обобщения предложены принципы понимания маргинальности и дано определение.

Таким образом предметом исследования является маргиналь-ность как специфическое свойство социальных объектов - индивидов и групп, проявляющееся в их особом общественном положении: между двумя культурами, социальными классами, общественными системами; вне общества, его структурной организации и институтов; на грани или за гранью материального и духовного благополучия; как совокупность психологических и поведенческих проявлений индивидов на основе аномии - неустойчивости и неоднозначности культурных (ценностно-нормативных) установок.

Методологическая база исследования представляет собой взаимосвязанную совокупность диалектического, индуктивного

методов, метода сравнительного анализа и системного подхода к предмету исследования.

Практическая значимость работы. Как критический обзор и сопоставление различных точек зрения на мергинельность, работа представляет из себя часть основы всестороннего изучения данного предмета. Материалы работы могут быть включены в учебные программы по истощи американской социологии и программы, предусматривающие освещение темы маргинальное. Наше исследование может послужить толчком к дальнейшему углубленному изучению проблемы, высокая степень актуальности которой в нашей стране несоответствует уровню ее изученности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и литературы.

- II -

Концепция маргинального человека Р.Парка-Э.Сто-унквиста

Понятие " Marginal Man " ввел Роберт Эзра Парк (1864-1944), опубликовав В 1928 ГОДУ В " American Journal of Sociology " СТ8ТЫ0 ПОД названием " Human Migration and the Marginal Man ". P.Парк Первый обратил столь пристальное внимание на явление маргинальности, "маргинального человека" и, в частности, на причинно-следственную связь их с миграционными процессами. Его мнение о том, что "миграции, со всеми случайными коллизиями, конфликтами и слияниями людей и культур, которым они дают повод, должны быть рас т смотрены среди решающих сил истории" , видится вполне справедливым.

Любое существенное продвижение в культуре, по мнению Парка, начинается чаще всего или прежде всего с нового периода движения населения. Миграция, таким образом, движение физическое, способствует, если не обусловливает, движение информационное, культурное, стимулирует развитие цивилизации. Характер перемещения людей в пространстве может со временем меняться в силу возникающих геополитических, технических, идеологических сдвигов, но его роль остается прежней и столь же значимой для культурных изменений. Парк писал: "Настоящие тенденции указывают, что в то время как мобильность отдельных людей возросла, миграция масс, в целом народов, относительно снизилась. Однако, последствия миграции и мобильности в целом кажутся теми же. В обоих случаях "Cake of Custom" сломан, и человек освобожден для новых предприятий и новых ассоциаций". С этим суждением трудно не согласиться. Действительно, замкнутая социальная система, лишенная инноваций, притока извне, обречена на стагнацию. Только транссистемное движение обеспечивает развитие, адекватное изменяющимся условиям внешней (по отношению к системе) средн. Но, как известно, социальная система - явление чрезвычайно сложное, сложны и противоречивы процессы мобильности, происходящие в ней. Взаимодействие двух систем, двух культур не всегда происходит гладко и спокойно, порождая лишь гармоничное взаимообогащение и поступательное развитие. Коллизии и кризисы разных форм и уровней неизбежны, и это отмечается Парком: "Одно из последствий миграции - создание ситуации, в которой тот же самый индивид, который может быть или не быть смешаных кровей, обнаруживает себя старающимся жить в двух разделенных культурных группах. Как результат вырабатывается неустойчивый характер - личностный ТИП С Характерными формами ПОВедеНИЯ. ЗТО ЄСТЬ " Marginal

Man ", в сознании которого конфликтующие при взаимопроникновении культуры встречаются и сплавляются воедино. И, следовательно, - делает глубокое обобщение Парк, - процесс цивилизации с видимостью продолжается, и этот процесс может быть хорошо изучен".

Ввыюеприведенное суждение свидетельствует о пристрастии Парка к проблеме цивилизации, об интересе к процессу ее развития. Явление маргинальное , таким образом, интересует ученого как елемент этого процесса и рассматривается им в данном контексте. Иначе и не могло быть: Роберт Парк вместе с Э.Берджес-сом и Л.Виртом был основоположником социологического направления, возникшего в Чикагском университете и получившем название

Там же "человеческой экологии". Предметом изучения его была урбанистическая среда с ее проблемами и феноменами. Среди последних наиболее интересным в какой-то момент для Парка оказался феномен " Marginal Man ".

Это понятие с английского переводится как "маргинальный человек" или "маргинальная личность", иногда трактуется как "промежуточный человек", "промежуточная личность" или даже - в контексте взаимодействия культур - "личность на рубеже культур".1 Допустим» вероятно, и более прямой перевод: "крайний человек", "человек о окраины", "человек, находящийся на краю" (жизни, общества). Если человек выступает, в основном, как субъект социальных отношений и носитель внутреннего конфликта, то видится уместным использовать понятие "маргинальной личности". Однако, мы будем использовать в своей работе и другие понятия, затрагивая и раскрывая многообразие маргинальных явлений. Для краткости, по-нашему» вполне приемлемо применение слова "маргинал".

Пересмотр концепции Парка-Стоунквиста и дальнейшее развитие темы маргинальности в американской социологии 40-60-х годов

Как мы уже отмечали, идеи Парка-Стоунквивта подвергались критической оценке, интерпретации и уточнению. Рассмотрим в связи с этим одну из наиболее характерных и ранних статей, вышедших через некоторое время после опубликования 1-ой книги Э.Стоунквиста в 1937 году. Как пишет автор, "статья предлагает уточнение теории "маргинальной личности", задуманной Парком и разработанной Стоунквистом. Концепцией, на которую ориентируется данная квалификация, является концепция (и понятие) "маргинальной культуры". Автор так же использует понятие "маргинальная территория" - это регион, где две культуры частично перекрываются, и где население заимствует черты обеих культур. Таким образом, теория Голдберга, опираясь на два этих понятия, состоит, в основном, в следующем. "Психологически маргинальная территория существует, но как тип культурной территории, потому что ее культурное содержание так же велико и имеет ту же ценность, что и содержание зрелой культурной территории".

По мнению Голдберга, Стоунквист не придает этому положению большого значения, а лишь вскользь говорит, что на маргинальных территориях могут быть культурные конфликты, но их может и не быть; если они имеют место, то лишь тогда обнаруживают себя и маргиналы.

Другая идея Стоунквиста, близкая его (Голдберга) концепции состоит в следующем. Промежуточная маргинальная группа может быть сравнительно большой. Основанная, например, на кровосмешении, такая большая группа способна обладать умеренным жизненным благополучием.

И все же теория маргинальной личности Парка-Стоунквиста, говорит Голдберг, основана не суждении, что "Когда индивид сформированный одной культурой, перенесен миграцией, образованием, браком и прочими событиями в культуру другого содержания на постоянное в ней пребывание, или же когда индивид с рождения включен в две или более исторические традиции, языки, политические лояльности, моральные кодексы или религии, тогда он обнаруживает себя на грани этих культур, но не членом одной из них". Стоунквист, таким образом, определяет маргинала, со слов Голдберга, "как человека, пребывающего в психологической неуверенности между двумя и более социальными мирами, отражающего в своей душе разногласия...этих миров, один из которых часто доминирует над другим... Маргинал, как подчеркивается, может быть расовым или культурным гибридом, то есть, он может быть чистокровным представителем расы и все же принадлежать двум культурам. Но в любом случае он есть "маргинальный" индивид, имеющий характерные чувства и установки ненадежности, небеэопасности, чрезмерное самосознание и хроническое нервное напряжение .

Итак, по мнению Голдберга, Парк и Стоунквист дают слишком широкое определение маргинальной личности. В противовес Голдберг выдвигает свою "квалификацию", согласно которой, личность можно не считать маргинальной в следующих случаях:

1) если индивид существует на границе двух культур от рождения;

2) если он разделяет свое существование с большим числом индивидов, находящихся в аналогичных условиях, со своей первичном группой;

3) если он с раннего детства включен в институциированную деятельность вместе с подобными ему индивидами, находящимися в аналогичном положении;

4) если маргинальная позиция индивида не приводит к блокированию или фрустрации его основных ожиданий и потребностей.

Традиции изучения маргинальности в европейской социологии

Возвращаясь к анализу постановки проблемы маригнальности в американской социологической литературе, отметим, что несмотря на целый ряд уточнений, критических замечаний, расширение и углубление идей Парка-Стоунквиста, в Америке утвердилось понимание маргинального человека как личности, прежде всего испытыва щей внутреннюю раздвоенность в результате причастности к двум или более противоречащим друг другу общественным реалиям. Мар-гинальность в ситуативном значении трактуется как дихотомия, промежуточность, неопределенность в сфере социальных явленні.

Но существует и другая точка зрения на маргинальность и маргинального человека. Вот как ее, например, высказывает французский автор А.Фарж: "Маргиналами следует называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым... Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром . Таким образом, согласно этой точке зрения, под маргиналами понимаются лица, ушедшие из общества, из его активной жизни,вытесненные на край, на обочину. Другими словами - изгои, лишние люди, крайние. Такое понимание маргинальности с этимологической стороны вполне оправданно - в переводе с латинского " mrgo " значит "крайний". А.фарж пишет, что уход в маргинальность предполагает два различных маршрута. Первый - это разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного совершенно иного мира. Второй - постепенное вытеснение или же мгновенный насильственный выброс за пределы законной благополучной жизни. Но в любом случае, маргиналы представляют, демонстрируют обе стороны общества - теневую и, косвенно, официальную, благополучную, оттеняя и подчеркивая последнюю. Главная причина маргинализации части населения - ее отклонение от нормы в той или иной форме. А одним из самых активных стимуляторов процесса маргинализации служит страх. Страх общества перед всем непривычным, аномальным. Гонению всегда подвергались люди с психическими забо -леваниями, физическими аномалиями, обладающие необыкновенными способностями, проповедующие непривычные идеи, ведущие нетрадиционный образ жизни, занимающиеся непонятными делами, чужестранцы, в конце концов, или просто, имеющие необычную внешность.

Как видим, маргиналы, согласно этой концептуальной линии -изначально девиантные индивиды. Их маргинальность обусловлена либо самостоятельным отстранением от институциональной социальной структуры, отступлением от царящих в обществе правовых, нравственных, религиозных, бытовых норм, либо физической или психической неадекватностью. В любом случае, их основные характеристики: беззащитность, бесправие, бедственное материальное положение. Они на самом краю общества, на краю жизни.

Похожие диссертации на Маргинальность как проблема социологии