Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Качество жизни в полиэтническом обществе Муталимов Абдулмуслим Эмеевич

Качество жизни в полиэтническом обществе
<
Качество жизни в полиэтническом обществе Качество жизни в полиэтническом обществе Качество жизни в полиэтническом обществе Качество жизни в полиэтническом обществе Качество жизни в полиэтническом обществе Качество жизни в полиэтническом обществе Качество жизни в полиэтническом обществе Качество жизни в полиэтническом обществе Качество жизни в полиэтническом обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Муталимов Абдулмуслим Эмеевич. Качество жизни в полиэтническом обществе : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 : Саратов, 2004 449 c. РГБ ОД, 71:05-22/40

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Уровень, образ и качество жизни. Генезис проблемы 31

1.2. Качество жизни и его индикаторы 55

1.3. Качество жизни социальной группы, этноса, личности 86

1.4. Качество жизни и самоидентификация личности 109

Глава 2. ПРОБЛЕМА УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Макроэкономическая, политическая и социальная трансформация общественных отношений 141

2.2. Социо-культурные и этнонациональные проблемы 173

2.3. Активизация факторов социальной дезорганизации и дезинтеграция единого полиэтнического социума России 186

Глава 3. РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

3.1. Этносы как субкультуры исторического опыта социальной адаптации к иновационным условиям своей жизнедеятельности 235

3.2. Ценности этнической субкультуры 251

3.3. Ранимость этнических субкультур в полиэтническом социальном пространстве. Межэтнические конфликты в РФ, их источники и типологии 261

Глава 4. КОНСОЛИДАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЭТНОСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

4.1. Обеспечение приоритета npdB и свобод человека и гражданина 285

4.2. Гарантии народовластия, разделение властей, федерализма и законности 317

4.3. Интеграция экономических, социальных, политических, этнических и правовых ценностей жизни и культуры 336

4.4. Формирование в РФ полиэтнического пространства и единой

гражданской культуры 367

Заключение 382

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимо
стью фундаментального анализа проблем качества жизни в условиях современ
ного российского полиэтнического общества. Качество жизни является основой
формирования более устойчивых социальных связей, в том числе в сфере ме
жэтнических взаимодействий. Человечество шагнуло в XXI в. в условиях мно
жественности мировоззренческих начал. Глобализация сильно изменила статус
и место модернизационных процессов, а также показала, что время классиче
ской модернизационной теории ушло в далекое прошлое. Сложившиеся тради
ции перестали соответствовать новой ситуации. Традиционные общества бази-
ровались на зависимости социального пространства от религиозных или мифо
логических представлений, авторитаризме, коллективистском типе общества,
ориентацией на мировоззренческое знание, а не науку и ряд других параметров.
В ходе модернизации происходит переход к современному обществу, ориенти
рованному на светский характер жизни, формирований демократии, инноваци
онный тип развития. В России модернизация осуществляется в условиях ста
новления новой государственности, статичных и жестко формализованных
структур, кризиса системы этнокультурных взаимодействий как На индивиду
альном, так и на групповом уровнях. В системе данных социальных факторов
решающее стабилизирующее влияние начинает приобретать проблема качества
жизни. ... *

Проблема качества жизни стала предметом исследования многих ученых, задававшихся целью обобщить новейшие изменения в России, порожденных коренными социально-экономическими, политическими, духовно - нравственными процессами, радикально влияющими на жизнь людей нашей страны. Качество жизни этнических общностей в пространстве формирования нового об-

щества представляется одним из важнейших звеньев в понимании процессов не только социальной динамики, но и современной этнической идентичности.

В России происходят стремительные изменения в экономике, политике, социальной жизни, в духовности, нравственности, культуре. В условиях политической и социально-экономической трансформации российского' социума открываются новые возможности поддержки науки, культуры, производства. Растет интерес зарубежных партнеров к сотрудничеству в области науки, культуры, с представителями новых институтов гражданского общества. Стандарты отечественной экономики, образования, сферы услуг стремятся к очертаниям, близким к международным, что свидетельствует о желании России интегрироваться в международное сообщество.

Необходимо учитывать ценностные параметры, социокультурные факторы управления организацией, мотивации работников и пользователей услуг, этнокультурный контекст деловых отношений, национально-исторические и религиозные отличия, традиции властных отношений и другие характеристики не только для успешной интеграции в международное сообщество, но и для стабилизации, российского этнополитичеокого пространства. Актуальность исследования качества жизни определяется и тем, что в современных условиях социально-экономического развития общества и выработки национальной идеи, мы возвращаемся к практике рассмотрения культуры как общечеловеческой, так и национально-этнической системы, на основе которой вырабатывается идеология.

Ситуация, в которой формируются новые параметры качества жизни, характеризуется не только открытостью российского общества экономическому, культурному, образовательному обмену с другими странами. Глубокие изменения, происходящие в России, затрагивают каждого индивида и этнические общности, приводят к переориентации характера межэтнических отношений и факторов межэтнической идентичности. В полиэтнической среде идут процессы дифференциации и интеграции, вытесняются прежние и оформляются новые

формы жизнедеятельности, которые могут быть описаны в понятиях, однопо-рядковых термину «качество жизни», таких как «жизненный стандарт», «образ жизни», «уровень жизни».. На первый план социологической рефлексии выходят проблемы религиозности и духовности, терпимости и толерантности, этнических интересов и стереотипов, проблемы крайнего национализма и установок на внутриэтническое и межэтническое общение.

Осуществление нового социологического подхода к формированию позитивных потребностей особенно важно в современной ситуации российской действительности, когда насущной задачей становится осознание условий, механизмов и последствий межэтнических конфликтов, способов их предупреждения и ненасильственного разрешения. Перспектива исследования качества жизни выступает способом гуманизации духовной жизни общества, социальных отношений, ориентации на понимание и диалог. Социологический анализ способствует не только глубокому пониманию возможностей прозрачности этнокультурных границ, но и определению основ гармонизации межнациональных взаимодействий.

Социальные процессы в российском обществе актуализируют отечественную и зарубежную теоретическую дискуссию о «качестве жизни», помещая в центр социологического анализа феномен естественного этнического различия. Представленная тематика обладает как теоретической, так и практической значимостью.

Степень разработанности проблемы. Выражение «качество жизни» возникло не в академических кругах, а в сфере политики в виде чисто пропагандистской формулы, не имеющей вначале какого-то реального содержания. По свидетельству Сторса Маккола, оно было впервые употреблено в 1964 году президентом США Л. Джонсоном, заявившим, что цели американского общества не могут быть измерены размерами наших банковских депозитов. Они могут быть измерены качеством жизни людей. Вскоре качество жизни стало расхожим оборотом политической публицистики и перешло в программные и пред-

выборные документы различных политических партий. В трактовке содержания и понятия качества жизни рамки были почти безграничны, в них включались множество вещей, начиная со смысла и цели истории, вопроса о человеческом счастье, заканчивая проблемой утилизации отходов. Что такое качество жизни? Мы не находим однозначного истолкования данного понятия. Это признают и те, кто им пользуется. Так, например, Э. Эпплер замечает, что, рассуждая о качестве жизни люди точно не знают, в чем оно заключается. Говорят о качестве жизни, потому что зашли в тупик с количеством. Следовательно, люди исходят не из знаний, а из сомнений.

Столь же откровенно по этому поводу высказывается и С. Маккол, который утверждает, что хотя цели исследования качества жизни ясны, неясно, что же именно исследуется. Для понимания того, что же значит качество жизни, необходимо прежде всего определить эту дефиницию.

Существует чисто субъективистский подход к качеству жизни (понимание степени удовлетворенности своей жизнью), который сводится к состоянию сознания субъекта. В этом случае качество жизни остается на уровне обыденного сознания и идентифицируется с представлением о хорошей жизни. Субъективный подход к определению качества жизни представляют: К. Терюн, утверждающий, что качество жизни отражает человеческий опыт, а критерий качества жизни - это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения, А. Мишель, Т. Лаготет-ти, Р. Кантор которые понимают его как общее осознанное удовлетворение потребностей человека в течение какого-то периода времени. Н. Далки и Д. Рурк считают, что качество жизни - это ощущение личностью своего благосостояния, ее удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью, ее счастье или несчастье.

Существуют попытки анализа объективных социально-экономических, политических, культурных, экологических и многих других условий существования человека, многочисленные комбинации объективных и субъективных ха-

рактеристик его условий жизни и их оценка. Проблема качества жизни включает в себя вопрос о социальных параметрах, с помощью которых социологи пытаются измерять этот столь сложный социальный феномен. Часть социологов считает, что качество жизни - это такое явление, которое нельзя свести к чему-то однородному и измерить при помощи единого индикатора. Другие же уверены, что этот путь исследования является не только возможным, но и необходимым. При этом выдвигаются самые различные предположения относительно измерения качества жизни, начиная от обзорных методов, выявляющих степень их удовлетворенности своим положением, до сложных схем и моделей, базирующихся на учете ряда специфических факторов, совокупность которых будто бы характеризует качество жизни.

С 1975 года выходит специальный международный журнал «Исследование социальных индикаторов». Выступая на страницах этого журнала со статьей «Что такое индикатор качества жизни?», Марио Бунге отмечает неопределенность как понятия качества жизни, так и понятия «социальный индикатор». Неопределенность в понимании природы социального индикатора, по мнению М. Бунге, проистекает из недостаточной теоретической и методологической разработки данной проблемы. Большинство социальных индикаторов, продолжает он, покоится на интуитивной основе без какого-либо теоретического обсуждения. При характеристике качества жизни в литературе используется их неограниченный арсенал. Это понятие он сводит к благосостоянию, а индикатор качества жизни выступает тем показателем, который позволяет определить его степень.

Благосостояние или качество жизни, по М. Бунге, имеет ряд компонентов - физический, биологический, социальный, экономический, культурный. Бла-госостояние определяется богатством как естественной, так и социальной среды. Индикатор качества жизни является тем показателем, который позволяет определить степень благосостояния. Индикаторы, как известно, широко и эффективно применяются в технических и химических науках, однако этого нель-

зя сказать об индикаторах «качества жизни». Многие западные социологи прямо отождествляют или тесно связывают качество жизни с понятиями «счастье» и «удовлетворенность жизнью».

А. Кэмпбэлл, Ф. Конверс и У. Роджерс проводили эмпирические исследования, в которых измерение качества жизни основывалось на мнении опрашиваемых по поводу удовлетворенности их своей жизнью. По признанию социологов, подавляющее большинство социальных показателей, приводимых в печати, состоит из информации об определенных группах и подгруппах населения, а не о том, как люди чувствуют себя в этих группах, как они оценивают обстоятельства, при которых они живут. Причиной такого акцента является то, что объективные показатели более доступны, чем субъективные.

С. Маккол также пытается связать понятие «качество жизни» с понятиями «счастье» и «удовлетворение потребностей». Он утверждает, что, в отличие от удовольствия, счастье не носит эпизодического характера. Чувства удовольствия и боли эпизодичны. Они могут быть и в счастливой и в несчастной жизни. С. Маккол считает ошибочной попытку определить «качествр жизни» как состояние общего или среднего счастья людей в каком-либо географическом пространстве или в каком-то обществе. Он полагает, что субъективные показатели должны лишь указывать, какие условия труда важны в определении «качества жизни». Они лишь составляют элемент качества жизни, а удовлетворение работой указывает на это качество. По мнению Маккола, счастье опирается на иерархию потребностей, и высшие потребности не могут быть удовлетворены, пока не удовлетворятся базисные.

П. Уголини пишет, что термин «качество жизни» достаточно неясен и является предметом самых разнообразных интерпретаций. Д. Гейбор также склоняется к тому, что экономика должна способствовать улучшению качества жизни, но никто не знает точно, что это означает. В том же духе высказывается Р. Мюллер, утверждающий, что дефиниция качества жизни очень сложна.

О. Тоффлер подчеркивает, что в области экономики существует комплекс экономических индикаторов, а в области социальных отношений нет никаких социальных индикаторов, нет никаких единиц измерения для качества жизни. Согласно Э. Мишану, в социальном аспекте качество жизни не может изме-ряться обеспеченностью, потому что во все века есть богатство и бедность, счастье и несчастье, пропорции, которые могут варьироваться и в пределах одного века, и в сравнениях веков. У. Ростоу делает акцент на политических элементах качества жизни, предложив вести борьбу против бедности и неравенства.

С другой стороны, многие справедливо считают, что качество жизни оп-ределяется другими критериями, относящимися к социальной, духовной, культурной, психологической и нравственной сторонам жизни, то есть представляют себе качество жизни как совокупность социально-политических и духовно-нравственных потребностей людей. А. Тойнби выдвинул свою теорию: жиз-ненный стандарт - это средство, а качество жизни - это цель человека. Такое же разграничение проводит и Дж. Гэлбрейт, который считает, что значимо не количество товаров, а качество жизни.

Р. Арон определяет качество жизни несколько иначе. По его мнению, в качество жизни включены предметы роскоши и нематериальные вещи, в отличие от стандарта жизни, в который входит только предметы материального жизнеобеспечения.

Известные западные социологи, кроме названных выше - Д. Белл, 3. Бже-зинский, А. Винер, Г. Кан, Г. Маркузе, Э. Фромм - уделяли особое внимание вопросам качества жизни и предлагали свои решения этой проблемы.

В середине 70-х - начале 80-х годов проблема качества жизни стала предметом интенсивных научных исследований, обсуждений публикаций как в Восточной Европе, так и в Советском Союзе. Г. Е. Глезерман, А. С. Тодоров, В. И. Толстых, С. И. Попов, В. Н Федосеев, Н. Ирибаджаков придают проблеме качество жизни формационное, идеологическое звучание. В 90-е годы XX века ученые России опять начали проявлять научный интерес к проблеме ка-

чества жизни. Появляются серьезные работы, выполненные на диссертационном уровне (С. А. Левина).

В то же время необходимо рассмотреть ряд однопорядковых явлений: стандарт жизни играет определенную роль по отношению к качеству жизни. Без повышения жизненного уровня, без обеспечения предметами потребления, необходимыми для жизни людей и общества, без успехов в научно-техническом прогрессе, без повышения уровня потребления, нельзя говорить и о более высоком качестве жизни. Но, сколько бы ни повышался жизненный стандарт, как существенная сторона образа жизни, он не может воздействовать на последний до такой степени, чтобы изменить его в корне или заменить его новым. В рамках определенного политического строя, какие бы изменения ни происходили в области жизненного стандарта, образ жизни остается неизменным по своей социальной сущности.

Количественная сторона образа жизни, эксплицированная в понятие «уровень жизни», то есть в степень удовлетворения материальных потребностей людей, является необходимой объективной основой развития качествен-ной стороны образа жизни общества, социальных групп, этнических общностей.

В России этносоциальные проблемы стали предметом научного исследования во второй половине XIX в. Исследования особенностей были представлены работами Н. Бердяева, Н. Данилевского, В. Ключевского, Н. Миклухо-Маклая, В. Соловьева, П. Сорокина, А. Хорошихина, Г. Шпета, Л. Штернберга. Исследования этнических проблем в России были прекращены по идеологическим соображениям в 20 - 30-е годы и возобновлены только спустя несколько десятилетий.

Проблему качества и образа жизни исследовали ученые советского и постсоветского периодов (Э. П. Андреев, Е. А Ануфриев, В. А. Артемов, Л. А. Арутюнян, И. В. Бестужев-Лада, Н. М. Блинов, В. И. Болтов, В. Г Вино-градский, Г. П. Гвоздева, А. Г Здравомыслов, И. Т. Левыкин, Э. Е. Писаренко,

Э. В. Струков, С. Г Струмилин, В. И. Толстых, Г. К. Черкасов, В. А. Шабалин, В. А. Ядов). Следует отметить, что эти авторы исследовали образ жизни сквозь призму преимущественно идеологических ценностей. Однако в этих трудах содержатся важные для нас аспекты, касающиеся детерминации жизнедеятельности людей, характеристики ее основных параметров как целостного социального явления, разработки социальных показателей образа жизни, а также соотношения образа и качества жизни. Понятие «качество жизни» в литературе не имело самостоятельного статуса, а рассматривалось в соподчинении с катего-рией «образ жизни» как характеристика качественной стороны образа жизни. Если учитывать особенности элементов структуры качества жизни не только несущих на себе отпечаток экономических, политических, социальных, идеологических, а также этнических отношений, но и являющихся их воплощением, то мы придем к выводу, что решающая роль в коренном изменении образа жизни в новых исторических условиях в российском полиэтническом обществе принадлежит не стандарту жизни , а качеству жизни. В элементах структуры качества жизни ярко проявляются этнические особенности. Они выражаются в субкультуре, входящей в стиль жизни этноса.

Интерес к исследованию этнических особенностей в России стремительно растет. Среди наиболее ярких исследований этнических особенностей, социализации, черт этнонационального характера, межэтнических конфликтов, которые могут быть и должны использоваться в определении качества жизни в полиэтническом пространстве работы Р. Г. Абдулатипова, Г. М. Андреевой, Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, Б. А. Душкова, С. Н. Еникополова, С. И. Замогильного, И. С. Кона, Н. М. Лебедевой, А. А. Леонтьева, Ф. Т. Михайлова, А. Б. Мулдашева, В. Ф Петренко, В. А. Русанова, Л. Н. Татариновой, В. Н. Ярской. К наиболее важным достижениям отечественных исследователей относятся теория этногенеза Ю. В. Бромлея, биолого-географическая концепция этноса Л. Н. Гумилева, исследования межэтнической напряженности Г. У. Кцоевой-Солдатовой.

Следует отметить исследования этнонационального характера таких уче
ных, как Б. П. Вышеславец, Г. Д. Гачев, Д. С. Лихачев, Н. Г. Козин, В. В. Роза-
нов, на методологии которых изучаются особенности черт характера этниче
ских общностей. *

Теоретическую и методологическую основу диссертации образуют фундаментальные выводы и обобщения исследователей социологической и философской мысли по проблемам смысла человеческого бытия, ценностей, взаимодействия культуры и личности, которые могут быть применены к предмету настоящего исследования (Р. Арон, Д. Белл, М. Вебер, В. И. Вернадский, Г. Гегель, Дж. Гелбрайт, О Конт, С. Кьеркегор, К. Маркс, Д. Медоуз, X. Ортега-и-Гассет, Ж-П. Сартр, Дж. Форрестер, М. Хайдеггер).

Привлекаются продуктивные идеи, представленные в научных публикациях советского периода, посвященных проблематике образа жизни (И. С. Кон, В. А Малахов, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Э. В. Струков, И. Фролов). В качестве инструментария используются социологические и философские категории, принципы комплексного гуманитарного исследования.

Диссертация построена на методологических принципах системного и сравнительного подходов, позволяющих анализировать качество жизни в полиэтническом обществе как рефлексивное, самоорганизуемое индивидуальное духовное бытие локальных цивилизаций на примере отдельных регионов России-ской Федерации. Диссертант основывается на концепциях духовного и культурно-исторического развития этнических общностей, привлекая теоретические положения этногенеза, понятия полиэтнического потенциала, ценностной ориентации различных этнических групп. Автор работает в русле исследований иерархической структуры качества жизни с привлечением этнокультурных характеристик этнических общностей с применением социологических концепций, подходов к личности и их этнокультурным особенностям. Диссертант опирается на традицию социологии этноса и их культурных особенностей. Ряд идей, важных для разработки теоретических оснований и методологии программы исследова-

ния диссертант находит в трудах Р. Г. Абдулатипова, Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, Н. Г. Козина, С. И. Замогильного, А. А. Сусоколова, В. А. Ядова, В. Н. Ярской, Е. Р. Ярской-Смирновой.

В условиях постсоветской реальности авторская точка зрения сводится к тому, что детерминантои категории «качества жизни» становится сочетание трех ее составляющих. Это местное самоуправление как форма народовластия в России, многообразие форм собственности как экономическая основа полиэтнического пространства и национальная идея, которая впоследствии становится идеологией патриотизма. Местное самоуправление находят отражение в трудах Г. А. Герасименко, Г. В. Дыльнова, А. В. Лагуткина, А. В. Понеделкова. Панорама зарубежного опыта территориального и местного самоуправления представлена в работах В. И Бутова, И. А. Василенко, В. Г. Игнатова, Д. Ю. Шапсу-гова. Отдельные аспекты функционирования института местного и территориального управления анализируются В. Б. Аверьяновым, С. И. , Барзиловым, П. П. Великим, В. И. Бутовым, С. В Каргиным, В. Н. Лазаревым, Р. Е. Пашя-ном, В. А. Русановым, В. Б. Устьянцевым, А. И. Черкасовым, Л.А. Фиглиным.

Анализ представленных научных исследований показывает, что проблемы полиэтнического пространства и управления исследуются разрозненно, не в полной мере учитывается этнонациональная и региональная специфика. Малоизученными остаются вопросы разработки социологических моделей и структуры качества жизни россиян с учетом этнонациональных особенностей. Методологически не исследованы и методически не подкреплены вопросы комплексного взаимодействия основ экономического, политического и идеологического взаимодействия составляющих качества жизни россиян в новых условиях постсоциалистической России. Данные предпосылки обусловливают целевую необходимость диссертационного исследования.

Российский и зарубежный опыт наглядно свидетельствует, что структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда ее подкрепляет жизнеспособная система местного самоуправления. Ведь

почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы. Люди оценивают государственную политику через призму удовлетворения своих потребностей: прежде всего базовых, связанных с тем, что человек должен жить, питаться, а также через проблемы общественной безопасности и стабильности межэтнических отношений. Именно на местном уровне население чувствует прямую ответственность за решение вопросов жизнеобеспечения.

В последнее время множество отечественных и зарубежных авторов все чаще обращается к национальной идее, с помощью которого можно было бы объединить все народы России. Т. Кнутсон отмечает, что демократия может и должна победить в России, но при гарантии сохранения русских культурных ценностей. Такого же мнения придерживается и Р. Г. Абдулатипов. Позиция автора по данной проблеме близка к позиции исследователей М. В. Барабанова (Годы без промышленной политики. Особенности российской переходной экономики. М., 2000. ), В. И Кузнецова (Реформы в России и перераспределение доходов. М., 2000. ), М. М. Лебедевой (Межэтнические конфликты на рубеже веков. М., 2000. ), С. В. Рязанцева (Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов. 2000. ), А. Н. Смирнова (Экономические контуры совре-менной геополитики. 2000. ).

Далее автор руководствуется следующими положениями. Разбор аргументации и выводов социологической науки по вопросу о качестве жизни должна основываться на трех основных методологических требованиях: во-первых, на анализе внутренней сущности и понимании логической и научной значимости плюрализма концепций; во-вторых, разработке проблем качества жизни в соответствии с объективными изменениями, происшедшими в постсоветском пространстве в условиях смены политического режима в России; в-третьих, сочетании анализа концепций, разработанной традиционной социо-логией, с научными разработками современных проблем качества жизни, которые характеризуются отрицанием предельно жесткой классической модели

и переходом к постмодернистской модели развития. Постмодернистское или постсовременное общество сформировано на базе объединения традиции и инновации, цикличности и nporpecqa, религиозности в культуре, авторитаризма и демократии, коллективизма и индивидуализма, модернизации без вестер-низации. Отчасти это достигается путем сочетания трех составляющих полиэтнического пространства: экономическая (многообразие форм собственности), социально-политическая (местное самоуправление как форма народовластия), идеологическая (национальная идея, суть которой - единое полиэтническое общество и гарантия нерушимости границ полиэтнического: пространства). Качество жизни детерминировано системой факторов экономических, по-литических, социальных, идеологических, этнических. С точки зрения системного подхода все эти факторы должны быть актуализированы на решение этой задачи, и недооценка любого из них (дисфункция) деформирует всю систему в целом.

В научной литературе экономические, политические, социальные, идеологические элементы системы исследуются достаточно активно. Что же касается этнического фактора, то его теоретическому исследованию не уделяется должного внимания, а описание событий, связанных с межнациональными

конфликтами с конца 80-х и до настоящего времени, чаще всего выступало в

і публицистическом варианте и не выходило на высокий уровень научных обобщений. Цель своей работы автор видит в том, чтобы в какой то мере восполнить этот пробел.

Цель исследования - социальное отражение роли качества жизни в полиэтническом обществе как основы его устойчивого развития, теоретико-социологический анализ факторов стабилизации полиэтнической среды и качества жизни этнических общностей, которые выступают социально-экономической основой устойчивого функционирования социальных институтов полиэтнического общества и гармонизации межнациональных отношений,

а также одним из индикаторов межнациональной напряженности. В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

проанализировать и обобщить классические и современные, зарубежные и отечественные исследования в области этносоциологии, этнопсихологии и эт-ноконфликтологии по проблемам качества жизни, межкультурного взаимодействия, этнонационального и социалвного характера в переходный период и их влияние на качество жизни;

разработать методологические принципы определения качества жизни этнических общностей в периоды системного кризиса, концептуализация культурных, поведенческих изменений в контексте межэтнического взаимодействия;

исследовать иерархическую структуру, системы этносоциальных характеристик в координационном пространстве "стабильность - качество жизни": ценностной ориентации этнических общностей по мере восстановления и совершенствования социальных институтов;

определить особенности межэтнического взаимодействия в условиях системного кризиса; анализировать этнокультурные особенности, проявление которых усиливается в условиях переходного периода; разработать программы и проводить эмпирические исследования в регионах с повышенной конфликтностью;

предложить программу и провести сравнительный анализ результатов эмпирических исследований с целью выявления влияния культур различных этнических общностей на их качество жизни;

раскрыть соотнесенность этнонациональных особенностей со стратегиями повседневного поведения и характера зависимости интеллектуального и духовно-нравственного статуса на примере различных национально-культурных автономий (НКА), существующих в Поволжье и на Северном Кавказе;

провести эмпирические исследования этнокультурных составляющих, отражающих степень удовлетворения духовных, интеллектуальных, культурных

аспектов понятия качества жизни;

разработать методику проведения консультаций регулятивного стиля исходя из реально сложившейся ситуации разобщенности экономической, социально-политической, правовой и идеологической составляющей полиэтнического пространства;

эксплицировать понятие «качество жизни» применительно к полиэтническому пространству, исследовать его генезис и эволюцию, изучить причины роста теоретического интереса к данной проблеме в творчестве известных уче-ных, социологов, философов. Способствовать формулированию задачи становления современной науки, в котором полиэтнический потенциал и качество жизни существуют в динамическом единстве, выявлять и анализировать пути и способы трансформации подходов к качеству жизни как к социологической категории;

выявить интегративный образ качества жизни как средство идентификации - исторической, культурной, духовной, провести анализ и обобщение классических и современных, зарубежных и отечественных исследований в области этносоциологии, этнопсихологии и этноконфликтологии по проблемам качест-ва жизни, межкультурного взаимодействия, этнонационального и социального характера в переходный период;

разработать консультации регулятивного стиля, исходя из реально сложившейся ситуации разобщенности экономической, социально-политической, правовой и идеологической составляющей полиэтнического пространства.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются качество жизни российского полиэтнического общества как социологическая категория.

Предмет исследования. Предметом исследования в диссертации являют-ся структурные элементы «качества жизни» как научной категории, исследуется формационный подход, в основе которого лежит анализ детерминант исторической реальности, отношений собственности и власти и цивилизационный,

который базирует свой аналитический аппарат на системе архетипов социальности, культуры, духовности, являющиеся наиболее глубинной основой иден-тификации человека и этнических групп и общностей. Это своеобразный генетический код истории, носителями которого являются этнокультурные общности и именно они выступают субъектами локальных цивилизаций.

Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических исследований, фокус - групп, проведенных с участием автора:

Экспертный опрос «Роль представителей народа в органах власти в процессе социальной интеграции общества» (2002 г.). Было опрошено 325 человек. В качестве экспертов выступили депутаты и муниципальные служащие, представители национально-культурных обществ.

«Культура народов Поволжья». Социологический опрос проведен в 2001 г. Целью исследование являлось изучение степени развитости культурной инфраструктуры народов Поволжья. Всего опрошено 1180 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и национальной принадлежности.

Социологическое исследование «Этносоциальное взаимодействие и проблемы управления», проведенное в 2000 г. Цель исследования, - определение путей совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в полиэтнической среде. Было опрошено 1254 респондента. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию.

Результаты работы фокус-групп «Качество жизни в полиэтническом обществе» (2000 г.). В работе фокус-групп принимали участие представители национально-культурных обществ «Садвал», «Самур», Аварского народного фронта на территории Дагестана, «Идель», «Крунк», «Юрд», Землячества немцев Поволжья, дагестанской, чеченской и ингушской национально-культурной автономии. Фокус-группы проведены как в Саратовской области, так и республике Дагестан. В работе фокус-групп приняло участие 64 человека.

«Этническое самосознание вузовской молодежи». Исследование проводилось в 1995 г. Было опрошено 500 респондентов. Полученные результаты

позволили на основе сравнительного анализа этнического самосознания вузовской молодежи в Дагестане и Саратовской области выделить основные компоненты этнокультуры, этнокультурные особенности и определить отношение молодежи к традиционным ценностям.

Полученные в фокус - группах материалы и результаты включенного на-блюдения во время событий в Ботлихском районе Дагестана и Кадарской зоне позволили выделить специфику процессов этнической идентификации, развития этнического самосознания в условиях полиэтнической среды, проанализировать возможные поведенческие траектории в условиях роста этнонациональ-ной напряженности и конфликтности.

Данные исследований обрабатывались с помощью программы SPSS.

Для вторичного анализа автором использованы следующие материалы социологических исследований:

«Этносоциальная ситуация в Саратовском регионе и проблемы управле-ния» (1996 г.). Основными параметрами, определяющими выборку, являлись национальный, территориальный и социально-профессиональный. Было опрошено 910 респондентов (представители основных национальных групп, населяющих Саратовскую область).

«Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе» (1999 г.). Было опрошено 1216 респондентов. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию.

Экспертный опрос «Местное самоуправление и этнические'конфликты». Было опрошено 216 экспертов - представители НКА и НКО, муниципальные служащие и работники органов МСУ.

Научная новизна диссертации.

1. Новизна диссертации определяется, прежде всего, тем, что в ней фактически впервые в отечественной науке в эпицентр исследовательского внимания

помещен процесс комплексного анализа качества жизни в полиэтническом пространстве как социологического феномена.

  1. Предложено новое понимание сущности качества жизни как результата конструктивно-теоретической деятельности субъекта в условиях системного кризиса сферы межнациональных отношений.

  2. Впервые предпринята попытка интерпретации понятия «качество жизни», родившегося в европейской социальной философии и социологии, как детерминанты полиэтнического потенциала, который выступает как ее своеобразное основание и носитель качества жизни и находится с ним в отношениях взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния.

  3. Выявляется, что межнациональная сфера - это самая сложная сфера человеческих отношений, сущность которой определяется стремлением до предела политизировать пространство национального. Проблема национальной принадлежности - это проблема национальной идентификации, фиксация того, с какой историей, культурой, духовностью, социальностью человек отождествлен.

  4. Методами историко-социологического анализа установлено, что национальные противоречия имеют свою собственную самодостаточную основу в истории, пространственно-временные характеристики которой целиком и полностью не перекрываются противоречиями социально-экономического характера. Для описания этой основы изобретена специфическая система идентификации.

  5. Установлено, что фактическое отсутствие равных возможностей этносов в полиэтническом пространстве рождает межэтническую напряженность, которая не только не способствует повышению качества жизни, но и не позволяет находиться на социально приемлемом уровне жизни. і

  6. Показано, что ухудшение этнического самочувствия одного или нескольких этносов в полиэтническом обществе России' создает тревожный фон для протекания нормальных этнонациональных процессов, негативно повлияв на качества жизни всех.

  1. На основе авторских социологических исследований доказано, что этнические миграционные процессы - как самостоятельный фактор межнациональ-ных отношений - расшатывают и разрушают устойчивые межнациональные связи.

  2. Выявлено, что известные конфликтные тенденции прослеживаются не только между этническими сообществами на постсоветском пространстве и в России, но в определенных условиях они возникают и внутри самих этносов.

10. Научно доказано, что «парад суверенитетов» народов России, вызванный
распадом Советского Союза и поддержанный высшим политическим руково
дством России того времени, был следствием неуверенности в возможности со
хранения целостности российского государства, породившим многоуровневую
межэтническую напряженность на многие годы.

Положения, выносимые на защиту. С учетом общих теоретических результатов и выше указанных инновационных выводов, на защиту выносятся следующие основные положения:

1. «Качество жизни» в современной этнонациональной структуре выступает как самостоятельное и научно разработанное социологическое понятие, выполняющее важную методологическую функцию в социальном познании и социологических исследованиях проблем жизнедеятельности и перспектив развития человека и этнонациональных общностей. Данная дефиниция определяет аксиологические параметры государственной этнонациональной социальной, экономической и культурной политики в целях развития всех этнонациональных общностей, достижения стабильности этнонациональных и межнациональных отношений, основанных на целостности и единстве Российской Федерации и ее бесконфликтного развития; снятие межэтнической напряженности базируется на политике полиэтничности, которая имеет своим социологическим результатом гармонизацию этнонациональных и социальных структур и которая:

способствует пониманию того, что полиэтничность отражает культурное и расовое многообразие российского общества и утверждает свободу всех членов российского общества сохранять, развивать и обмениваться своим языковым и культурным наследием; признает существование общин, члены которых имеют общее происхождение и исторический вклад в российское общество, и обеспечивает их развитие; способствует тому, чтобы всем индивидам было оказано равное обращение и равная защита со стороны закона, при уважении и высокой оценке их многообразия; помогает социальным, культурным и экономическим институтам России в уважения и интегрировании полиэтнического характера России; обеспечивает понимание и креативность, возникающие из взаимодействия между индивидами и общинами различного происхожде-

4 ния;способствует признанию и правильному пониманию многообразных куль-

тур российского общества и обеспечивает рефлексию и соответствующее выражение этих культур;сохраняет ш развивает употребление языков, помимо русского, одновременно укрепляя статус и употребление русского языка как официального государственного языка Российской Федерации.

2. «Качество жизни» в социологическом смысле выступает как определенность, тождественная социальному бытию этнонациональных общностей. Социологическая терминология в описании этого феномена апеллирует к объективному миру, интерпретации культурных ролей,

^. социальной структуры, институтов и статусов, она характеризуется также

практической адекватностью действий этнонациональных общностей и окружающих их социальных і институтов, , а также предполагает интерсубъективное видение динамики субъекта и объекта, процесс переживания опыта и духовного вопроизводства, способствует полному и равному участию индивидов и общин любого происхождения в непрерывной эволюции и формировании всех аспектов российского общества и помогает им в устрНнениИсітбшаи52гшгров явшяи^сячаостшвополагающей характеристикой российской идентичности, и что он создает неоценимый : ресурс для формирования будущего России; «качество жизни» прежде всего

будущего России; «качество жизни» прежде всего детерминируется полиэтнической системой, которая отражает культурное и расовое многообразие российского общества и утверждает свободу всех членов российского общества сохранять, развивать и обмениваться своим языковым и культурным наследием;

  1. Социологический смысл понятия качества жизни потерял свой первоначальный смысл, который ей придавался в период идеологического противостояния двух систем, его объектом выступает деятельность социальных институтов гражданского общества: органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, партий, религиозных организаций, средств массовой информации по реализации государственной этнона-циональной политики. Поле социологического исследования расширяется, охватывая экономическую, политическую, социальную, идеологическую, семей-но-бытовую, этническую сферы жизнедеятельности общества и человека. Межнациональная сфера является самой сложной сферой человеческих отношений, сущность которой определяется постоянным стремлением определенных групп политизировать пространство межэтнических отношений.

  2. Как социальная проблема этнонациональная идентификация имеет огромное практическое значение: там, где отношения между нациями политизируются, там они обостряются, доходят до этнической несовместимости; выделяются два уровня национальной идентификации: этнический и государственно-национальный. Этнический - доцивилизационный уровень идентификации - основывается на кровнородственными связях, а национально-цивилизационный обусловлен культурным, духовным родством,' культурной, духовной идентичностью. Для России это имеет первостепенное значение, поскольку многие этносы и связанные с ними нации интегрируют культурные и духовные архетипы большинства робсиян.

6. Сложился устойчивый стереотип понимания природы
и истоков национальных противоречий как социально-экономических противо
речий, как противоречий, не имеющих своей собственной основы в истории, а

целиком и полностью выражающих лишь природу социально-экономических и политических противоречий. Однако национальные противоречия несводимы к национальной форме, в которую переводятся социально-политические и политические противоречия; современная реальность национальных процессов обнаруживает в национальных противоречиях свою собственную уникальную основу. Такой подход к изучению сложного полиэтнического общества обеспечивает возможность получения современных социологических знаний, способствующих улучшению качества жизни через оптимизацию его структурных элементов.

  1. В свете этнизации общественной жизни социальное самочувствие отдельных этносов в полиэтническом обществе отличается низкой самооценкой по ряду параметров. Это эмпирически подтвержденный социологический факт: мигранты по ряду показателей стоят гораздо ниже на социальной лестнице, слабее обеспечены жильем, у них более худшие бытовые условия и уровень дохода; основой адаптивных способностей общества является полифония культур и открытость аксиологической системы, которые детерминируют формирование жизненных стратегий этнонациональных групп и общин.

  2. Социологическое понятие «качество жизни» может быть подвергнуто операциональному анализу на нескольких уровнях. Статический уровень фиксирует положение этнонациональных общностей в социальном, экономическом, технико-технологическом и профессиональном пространстве; параметры измерения в данном случае выражаются в социальном и экономическом статусе, отношениях собственности и власти, показателях культурного потребления и креативности, этнокультурных стереотипах. Динамическая сторона фиксируется в исторической реальности переходного общества, в трансформации системы архетипов социальности, культуры, духовности, своеобразных генетических «кодах» истории, определяющих то, чем одна локальная цивилизация отличается от другой. Носителем генетического кода истории являются этнокультурные общности людей, которые выступают субъектами локальных цивилиза-

ций. Противоречия в духовной жизни нельзя снять никакими средствами социально-экономического и политического реформирования общества. Дело не в собственности и власти, не в уровне жизни, а в качестве жизни, в смыслах и целях этой жизни.

9.. Внутри диаспор в связи с миграционным притоком образуются связи родства не по крови и этническому признаку, а по общности исторического происхождения или места исхода. Такие явления присущи этническим общностям, география миграционного пополнения, которых достаточно широка. У внутриэтнических объединений можно рассматривать следующие уровни идентификации: первый - на основе общности исторического происхождения, второй - на основе исторического исхода. Процесс идентификации усложняется внутриэтническими связями и рождает определенные проблемы, связанные с противоречиями, которые выносят на повестку дня внутриэтнических дискуссий достаточно традиционные вопросы о степени связи с истинным этносом. Зачастую небольшая группа внутри диаспоры присваивает себе главенствующую роль единственно подлинного выразителя интересов этноса.

10. Этнонациональный дух выражается в разных сторонах этнонацио-нального творчества, в котором реализуется стремление найти социологос национального чувства, который не может быть единой философией нации, т. к. сама нация состоит из различных социальных групп, обладающих собственным интересом. Потому мы имеем, например, Чаадаева, Хомякова, Достоевского и т. д., набор самых различных вариантов национальной идеи. В ее социологическом объяснении мы выходим на широкий круг понятий наук об обществе: социальной философии, макросоциологии, ряда "теорий среднего уровня", например, теории социальной структуры, семьи и т. д.; национальный мессианизм легко переходит в национальную исключительность, т. е. в национализм. Нация не существует без исторического покрова - государства. Государства национальны в своем происхождении и в своем ядре.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений и выводов в дальнейшей разработке теоретических и практических проблем взаимодействия структур государственного и муниципального управления и местного самоуправления.

Полученные в результате анализа выводы могут быть учтены при принятии решений органами представительной и исполнительной власти в социально-управленческой, экономической, политической и культурной сферах.

Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут найти применение в лекционных курсах по социологии управления, социальной структуре общества, спецкурсах связанных с межнациональными взаимодействиями. Проблемой образования и воспитания в полиэтнической среде. Методические материалы, данные конкретно-социологических исследований могут быть учтены и применены органами государственного и муниципального управления и местного самоуправления при проведении исследований по социально-управленческой проблематике. Материалы исследования вошли в Программу национального развития Саратовской области.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения, выводы и рекомендации, содержащие в диссертации, докладывались обсуждались на заседаниях кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета, на кафедре социологии и социальной политики Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, на кафедре философии и социально-экономических наук Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, на методологических семинарах аспирантов и докторантов СГТУ и ПАГС (1997 - 2004), а также в выступлениях на конференциях: «Тенденции развития государственной службы в российских регионах» (Саратов, 1997); «Проблемы управления в сфере межнациональных отношений в Поволжье и на Северном Кавказе» (Саратов, 1998), международной конференции «Управление и самоуправление в полиэтнической среде» (г. Туапсе, 1999) излагались во время

дискуссии на заседании комиссии Приволжского Федерального округа по про-странственному развитию (Саратов, 24 - 25 апреля 2001 года), международном симпозиуме «Становление институтов местного самоуправления в посткоммунистическом обществе» (2000 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Мусульмане России за мир и согласие в обществе» (Саратов, 4 декабря 1999 г.), на Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы образования и воспитания в сфере межнациональных отношений» (17 - 19 декабря 2002 г.), ), «Интеграционные процессы в современном обществе» (Саратов, 2002), «Регион: социально-экономический, этнографический и культурный феномен России» (Саратов, 2002), «Проблемы национальной безопасности России» (Саратов, 2003), «Комплексный анализ современных проблем общества и науки» (Саратов, 2003), «Стратегия и перспективы современного общественного развития» (Саратов, 2003), «Современные коммуникативные практики» (Саратов, 2004), «Проблемы национальной безопасности России» (Саратов, 2004), докладывались на заседаниях кафедры Социологии и социальной политики Поволжской академии государственной службы (2003) и получили выражение в опубликованных автором научных работах. Автором были представлены практические рекомендации по совершенствованию деятельности органов управления, которые нашли отражение в Годовых отчетах Поволжской академии госу-дарственной службы за 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2003, 2004 год, направленном в Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, объединяющих четырнадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание диссертации отражено в следующих опубликованных работах автора:

Монографии '

1. Роль полиэтнического потенциала Росси в социальном возвышении качества жизни. - Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2004. -392 с.

  1. Полиэтническое пространство: стабильность - качество жизни. -Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2000. -156 с.

  2. Этническое самосознание (принципы исследования).-Саратов: Са-рат..гос.техн. ун-т, 1996 .-116 с.

Статьи в журналах

  1. Местное самоуправление как одна из предпосылок укрепления демократии // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. 2004. № 5. —М.: Власть, 2004.-С. 48 - 54.

  2. Роль местных правоохранительных органов власти в социальной интеграции общества // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. № 1. Приложение. -Ростов-н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 2003.-С. ПО- 112.

  3. Роль ислама в социальной интеграции общества // Власть. Общенациональный политический журнал. 2003. № 2. -М. : Власть, 2003. -С. 54-59.

Статьи в научных сборниках

  1. Муниципальное управление и его эффективность как фактор качества жизни // Социально-экономические проблемы гуманизации современного общественного развития: Межвуз. науч. сб. -Саратов, 2004. -С. 15-18.

  2. Проблема качества жизни в социальном пространстве ислама //'Стратегии и перспективы современного общественного развития. Межвуз. науч. сб. -Саратов, 2003. -С. 127-131.

  3. Местное самоуправление в полиэтнической среде как новая форма качества жизни// Векторы современного цивилизационного развития. Межвуз. науч. сб.-Саратов, 2003. -С. 101-106.

Ю.Этнопедагогика: полиэтнический потенциал как фактор, интегрирующий общество// Проблемы образования и воспитания в полиэтническом обществе. Сб. науч. тр.-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. -Ч. 1. -С. 129-139.

11.Стабилизирующая роль культуры и религии в условиях этносоциального конфликта в переходном периоде // Перспективы социальной эволюции со-

временного общества: Межвуз. науч. сб. / М-во образования РФ. -Саратов, 2001.-С. 111-114.

12.Этничность как фактор самости // Этнос и власть: проблемы гармонизации межнациональных отношений. Науч.сб.-Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 1999. Ч. 1. -С. 70-80.

13.Специфика этнонациональных конфликтов на Северном Кавказе // Этнос и власть: местное самоуправление и этнические конфликты. Науч.сб.-Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 1999. - Ч. 2. -С. 103-111.

14.Особенности социокультурного кризиса в полиэтнической среде Дагестана // Управление и местное самоуправление в полиэтнической социокультурной среде: Материалы международного симпозиума в г. Туапсе. -Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказ. акад гос. службы, 1999. -С. 102-104.

15.Этническая карта Дагестана // Проблема управления в сфере межнациональных отношений: Сб.науч.тр. -Саратов: Изд-во Поволж. акад гос. службы, 1998.-С. 131-133.

16.Этнические конфликты, их структура и источники // Проблема управления в сфере межнациональных отношений: Сб.науч.тр. -Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 1998. -С. 171-179.

П.Многогранность и социальная природа этнических конфликтов // Проблема управления в сфере межнациональных отношений: Сб.науч.тр. -Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 1998. -С. 179-181.

18.Этноконфликтные факторы в современном российском обществе // Проблема управления в сфере межнациональных отношений: Сб.науч.тр. -Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 1998. -С. 181-183.

19.Чечня // Проблема управления в сфере межнациональных отношений: Сб.науч.тр. -Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 1998. -С. 229-234.

20.Обеспеченная старость: миф или реальность? // Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы междисциплинарной науч. конф.-Саратов: Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 1998. -С. 18-21.

21.Этнические ценности и их конфликты // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе: Материалы ме-ждунар. науч.-практ. конф. 4.2. -Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 1998 -Ч. 2. -С. 45-51.

22.Этнопсихология и этнопедагогика как форма проявления этнического самосознания// Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления: Сб. науч. тр. -Саратов: Изд-во Поволж. филиала Рос. учеб. центра Поволж. акад. гос. службы, 1996 -Ч. 1. -С. 49-57.

23.Диалектика этнического и общечеловеческого в культурно-историческом процессе// Социодинамика культуры управления. Науч.сб.-Саратов, 1994. -Вып. 1.-С. 19-26.

Уровень, образ и качество жизни. Генезис проблемы

Качество жизни - это комплексная интегральная характеристика экономических, социальных, политических, духовных, культурно-идеологических факторов, определяющих положение человека в обществе.

Сейчас в значительной мере уже утратили свое влияние когда-то модные теории «государства всеобщего благоденствия», «конвергенция двух систем», «единого социального пространства», «деидеологизации». На смену им пришли новые концепции. Среди них видное место заняла «концепция нового качества жизни».

Возникнув в США, формула «новое качество жизни» имеет несомненную генетическую связь с концепцией «американского образа жизни», а также с официальными программами «великого общества», «новых рубежей» и т. д.

Словосочетание, возникнув не в академических кругах, а в сфере политики в виде чисто пропагандистской формулы, не имело в начале реального со держания. Вскоре понятие «качество жизни» стало расхожим оборотом в поли тической публицистике, потом перешло в программные документы различных политических партий. По свидетельству американского социолога Сторса Макколла выражение «качество жизни» впервые было употреблено американским президентом Л. Джонсоном, заявившим, что цели американского общества «не могут быть измерены размером наших банковских депозитов. Они могут быть измерены качеством жизни наших людей». С тех пор формула «качество жизни» стала наполняться вполне конкретным содержанием. Рамки проблемы почти безграничны, в них включаются множество вещей, начиная со смысла и цели истории, вопроса о человеческом счастье, кончая проблемой утилизации ядерных отходов. Важное место в концепции «качество жизни» занимают научно-технический прогресс и его влияние на образ жизни человека, экологическая и демографическая проблемы, вопросы демократии и свободы, т. е. действитель-но значимые проблемы современности.

Что же вызвало к жизни вопрос о «качестве жизни»? По .мнению уже упомянутого Макколла многие люди чувствуют, что современное индустриальное общество, несмотря на значительные материальные достижения, не сделало особого прогресса в улучшении человеческой судьбы в целом, что перспективы человечества менее привлекательны, чем раньше. Интерес к качеству жизни представляет поэтому «желание чего-то лучшего или ностальгию по чему-то потерянному».

Как справедливо отмечают многие социологи, концепция «качества жизни» представляет собой попытку найти ответ на кризисные явления современного общества. При этом затрагиваются действительно серьезные вопросы. В частности ставятся вопросы о необходимости более рационального использования естественных ресурсов, об охране окружающей природной среды.

«Качество жизни» можно рассматривать на глобальном уровне, т. е. применительно к жизни всего человеческого общества на данном этапе его развития. У современного человека есть общие актуальные проблемы, затрагивающие самую суть его бытия и среди них прежде всего вопрос о сохранении мира, об упрочении принципов многополярности мира и исключения войн из жизни нынешнего и грядущего поколений.

Вряд ли можно говорить о «качестве жизни», если не решен вопрос о надежных гарантиях сохранения жизни миллионов людей, если продолжается материальная подготовка к новой войне, не прекращается гонка вооружения с изобретением и испытанием новых видов оружия массового уничтожения, если в обществе существуют условия для проявления международного терроризма, различного рода национального и религиозного экстремизма.

Если мы попытаемся найти в полном объеме на все времена определение «качества жизни», то мы не найдем однозначного ответа или четкого истолкования данного понятия. Это признают и те, кто охотно пользуется ими. Известный в прошлом политический деятель ФРГ Э. Эпплер замечает: «Сейчас мы говорим о качестве жизни, хотя точно не знаем, в чем оно заключается... Мы говорим о качестве потому, что зашли в тупик с количеством. Следовательно, и здесь мы исходим не из знаний, а из сомнений» .

Подобное признание скорее правило, чем исключение из правил. Это, однако, не мешает специалистам разрабатывать данную проблему. Существует чисто субъективный подход к определению «качество жизни», когда качество жизни сводится к состоянию сознания субъекта, к его ощущениям, представле-ниям, к пониманию им степени удовлетворенности своей жизнью. В этом смысле «качество жизни» остается на уровне обыденного сознания и идентифицируется с представлениями о «хорошей жизни».

Субъективный подход к «качеству жизни» некоторые американские социологи определяли следующим образом: например, К. Терюн «качество жизни» видит как отражение человеческого опыта, а критерии качества жизни -измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения. А. Мишель, Т. Лаготетти, Р. Кантор: «Под качеством жизни мы понимаем общее осознанное удовлетворение потребностей человека в течение какого-то периода времени. Н. Далки и Д. Рурк: «Под качеством жизни понимается ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье»2.

Делаются вместе с тем попытки анализа объективных социально-экономических, политических, экологических, культурно-нравственных и иных условий существования личности. Существуют также многочисленные комбинации объективных и субъективных характеристик условий жизни личности.

Проблема «качества жизни» включает в себя вопрос об индикаторах, с помощью которых социологи пытаются измерять этот столь сложный общест 1 Цит. по: Попов СИ. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе. М., Указ. соч. С. 16. венный феномен. Часть социологов рассматривает «качество жизни» как такое явление, которое нельзя свести к чему-то однородному и измерить при помощи единого индикатора. Другие же считают, что этот путь исследования является не только возможным, но и необходимым. При этом выдвигаются самые различные предположения относительно измерения «качества жизни», начиная от обзорных методов, выявляющих оценку индивидами и этническими общностями их положения в обществе, степени их удовлетворенности своим положением, вплоть до сложных схем и моделей, базирующихся на учете ряда специфических факторов, совокупность которых будто бы характеризует «качество жизни».

Макроэкономическая, политическая и социальная трансформация общественных отношений

В переходный период от старых социально-экономического и социально-политического укладов жизни к новым для этнического самосознания основным становится вопрос: увеличится ли степень свободы каждого индивида и всей общности в целом? Без ответа на него (в результате непонимания, несогласия, психологического отторжения и т.п.) никакая новая доктрина не способна объединить людей, а тем более активизировать их для реализации своих идеалов на практике.

Когда в обществе все неопределенно, зыбко, переменчиво, когда прежняя модель развития исчерпала себя, особенно значимой становится сознательная деятельность людей. «Общественное сознание можно рассматривать как определенным образом организованное многообразие идей, представлений, мнений и т.д., которые, несомненно, изменяются и сменяются, меняя духовный климат состояния общества. Это - попытки на научном и обыденном уровнях по-новому осмыслить связь общественного бытия и общественного сознания. Это - пробуждение общественного сознания»1. Такая схема не ведет к смешению конкретно-исторического и всемирно-исторического подходов в анализе соци-альной жизни.

Прогрессивное (как показывает опыт революций) перестает быть им, если оно противопоставляется тому, что имеет самоценность как одно из оснований бытия любого общества, то есть не любое изменение в обществе может быть

Борьба старого и нового не может быть оправданной, если она ограничивается только идеей «кто кого», поскольку позволяет физическое устранение соперника. Сегодня очевидно, что стремление к обострению различий и доведению их до противоречия уводит от основного звена в картине исторической реальности и, угрожая существованию человечества, тормозит развитие общества. Грань, разделяющая общественные системы, становится все более подвижной, расплывчатой, обнаруживается общность многих проблем и даже многих способов их решения. Следовательно, поиск источников прогресса, на наш взгляд, нужно осуществлять на более общей методологической основе, а именно, начиная с анализа типов взаимодействия, которые и в обществе существуют как конечная причина любого изменения.

Вся сфера социальных взаимодействий, а значит и условий для изменения человека, может быть разделена на три типа: иерархические, конкурентные, когерентные (общинные, коллективистские). Введем допущение, что, существуя всегда, каждый из типов становится доминантным в определенную эпоху. Примем также общепризнанное сегодня1 деление эпох на традиционную и цивили-зационную. Поставим вопрос о доминантном типе взаимодействия для каждой из них (схема). Ясно, что первая была организована по типу иерархического взаимодействия. Вторая организуется как конкурентная и (или) когерентная система. Взаимодействие на основе личной зависимости (по-иному оно не могло существовать в прошлом) имеет свои пределы как источник развития, поскольку надежна, в конечном счете, лишь та система, которая отвечает следующим требованиям: Разнообразие управляющей и управляемых подсистем должно быть сравнимо (закон Эшби); Устанавливается взаимодействие на основе обратной связи. ,

Поскольку в рамках иерархической системы взаимодействий несоответствие этим принципам не может быть устранено, распад империй и тоталитарных режимов неизбежен. При этом переход к иному типу доминирующего взаимодействия (цивилизованному) как выражение требований установления необходимого разнообразия и обратной связи осуществляется не только путем революции. Так, бунты крестьян в лучшем случае расшатывали иерархии, в худшем - даже вели к их укреплению. Неравновесность системы, однако, нарастала, увеличивались элементы и структуры других типов взаимодействия. Сущность общественного прогресса (органично связанная с определенным доминирующим типом взаимодействия между людьми) не может быть единой для разных эпох, а значит, не может быть одних и тех же всеобщих движущих сил прогресса.

Подобные системы могут функционировать и без обратной связи, идущей от конкретного человека. Организация и управление фактически сливаются с отчужденными от него структурами политической надстройки, при этом в прогрессе человека не заинтересованы ни ее «верхи», ни «низы», и возможны самые причудливые для здравого смысла социально-экономические извращения, иногда продиктованные только прихотью диктатора (к примеру, возрождение элементов барщинного хозяйства в ходе коллективизации).

Этносы как субкультуры исторического опыта социальной адаптации к иновационным условиям своей жизнедеятельности

Этническими ценностями можно считать относительно общую для всех этнических сообществ, иерархически организованную систему, прежде всего духовно-нравственные ценности, способные направлять этническое самосознание к заранее определенной цели.

Конфликты этнических ценностей— это стремление к восстановлению утраченных, по мнению инициатора, позиций этнической общности за счет соседних, недозволенными в обычной ситуации приемами противопоставления этнических ценностей.

В общественных науках понятие «ценность» является часто используемым термином, имеющим более 400 определений. Некоторые из них выражены в форме дилемм, трилемм, квадрилемм. К примеру, критерии в форме дилемм: универсальность против относительности, субъективность против объективности, ценности как цели против ценности как средство и т.д.

В энциклопедическом словаре понятие «ценность» определяется как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, этнической общности, для общества в целом. Она определя-ется не свойствами объектов окружающего мира самими по себе, а степенью их вовлеченности в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критериями и способами оценки этой значимости, выраженных в принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Различаются материальные, общественно-политические, духовные ценности; положительные и отрицательные ценности. В различных обществах вырабатываются различные представления о ценности- добре, справедливости, свободе. Но вместе с тем существуют общечеловеческие ценности в виде определенных норм нравственности и прогрессивного культурного наследия1. Под воздействием жизненных ситуаций у каждого человека вырабатывается избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, система определенных установок, убеждений, предпочтений, выраженных в поведении — ценностной ориентации. I

Болгарский ученый Драгамир Панич считает ценности относительно ста-бильными, общими, иерархически организованными характеристиками индивида, группы, сформировавшимися во взаимодействии исторических, актуально-социальных и индивидуальных факторов, которые направляют поведение своих носителей к определенной цели2. Ученый довольно точно и тонко передает суть ценности, вообще и становится основой формирования этнической ценности в частности. Если ценности влияют на поведение их носителей, то этнические ценности могут повлиять на этническое самосознание.

Человек с момента своего рождения помещен в мир ценностей, где накоплен гигантский опыт их фиксации. Однако присвоение опыта не происходит автоматически и не является спонтанным. Он требует произвольных, осознанных, специально организованных усилий.

Известные другим знания человек не может просто «взять» - он должен переоткрыть их для себя в процессе предельно личных встреч с ними. М. К. Мамардашвили задавал себе один из вопросов для размышления: «Почему мысль Паскаля не может простым чтением перейти мне в голову?»3. Понять может сам человек. «Понимание всегда отмечено знаком индивидуального со-стояния». Эту же проблему столь же остро чувствовал и ставил М.М. Бахтин: «Культурные ценности суть самоценности, и живому сознанию должно при-способиться к ним, утвердить их для себя... Этим путем живое сознание становится культурным, а культурное - воплощается в живом. Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте»1. Иначе ценности будут навсегда мертвы для конкретного индивида, они останутся непонятными, а потому и ненужными, не вызовут эмоционального отклика, к ним не возникнет чувства доверия. Опасность такой ситуации хорошо осознана современной философией. Утрата людьми смысла жизни есть прямое следствие разрушения старых ценностей и традиций, потери человеком своих корней. Кризис смысла, кризис ответственности - это расплата за то, что человек больше не способен быть носителем общечеловеческого опыта.

Проблема утверждения общечеловеческих ценностей в индивидуальном этническом сознании относится к числу фундаментальных проблем человеческого сообщества, потому что поиск путей и способов ее решения находится в центре внимания теологии, философии, социологии, психологии.

В данной работе делается попытка конструирования методики, позволяющей трансформировать общечеловеческие ценности в личные, личные-в этнические, а пути решения этой проблемы предлагается вести через рассмотрение конфликтов ценностей.

Конфликт ценностей - это особый социальный конфликт, для которого характерны все свойства конфликтов. Конфликт ценностей можно рассматри-вать на различных уровнях, в том числе и на уровне этнических сообществ -противопоставление ценностей между культурами и цивилизациями. Конфликт ценностей, как и все остальные конфликты, связываются с противопоставленными интересами и претензиями на определенные ограниченные блага, но это связь может быть далекой и в значительной мере опосредованной. По логике инерции сознания отдельные конфликты ценностей являются лишь символиче-скими и унаследованными, бывшими когда-то острыми конфронтациями.

Примеров символических конфликтов между этническими Сообществами мало. Прошлые же конфликты в ситуации повторного межэтнического проти 1 См.: Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники.востояния, являются усиливающим фактором конфронтации. Например, армяно-азербайджанский вооруженный конфликт 90-х годов был усилен памятью этнической обиды армян в прошлом. Персистентная конфессиональная нетолерантность стимулировала отчасти ббострение действительных столкновений, которые проявлялись в поведении людей- от дискриминации до конфессиональных погромов и войн.

Конфликт ценностей может быть особенно интенсивным, если речь идет о соперничестве и столкновении, в котором лишь одна сторона выигрывает. Яркие примеры таких конфликтов в постсоветском пространстве - Карабах, Абхазия, Чечня. Противоречие ценностей в этих ситуациях приняло гипертрофированные формы, ценности поменялись местами: судьбы людей, человеческие жизни по-теряли ценность в глазах титульных, власть предержащих этносов.

Существующие противоречия в социально-психологических теориях рассматриваются как одно из необходимых условий для изменения этих пред-расположенностей, за исключением некоторых особых случаев, когда в сознании и поведении противоречивое состояние не может быть долго сохранено. Определенные ценности, несмотря на их относительную долговечность, меняются, устанавливая равновесие и логическую структуру. Опыт показывает, что отдельные противопоставленные этнические ценности существуют вопреки их алогичности, способствуя отрицательным эффектам, таким, как аномия (отсутствие законов), социальная патология. Иногда конфликты ценностей представляют собой «выражение определенных глубинных процессов, но часто они являются и важными факторами других более серьезных конфликтов»1.

Аномия, выражая глубокий конфликт ценностей, отражает самые широкие ценностные разрывы, которые стали важными признаками конфликтов этнических ценностей в переходном периоде. Конфликт ценностей может возникнуть, как было отмечено, между ценностями как средством и ценностями как целью в виде вопроса: являются ли определенные блага лишь средством или целью, или тем и другим?

В бывших социалистических странах такие ценности, как гуманизм или коммунизм, выдвигались в качестве высшей цели, но на практике нередко реа-лизовьтвались репрессивными методами. Конфликт ценностей может возник-нуть между зародившимися в этносе большими надеждами и неустойчивой реальностью (как, например, в переходный период становление рыночной экономики между целью и средствами).

Конфликт ценностей может проявляться й в связи с ностальгическим синдромом, особенно если новые политические элиты не в состоянии реконструировать экономику, оживить производство и обеспечить многократно декларируемые социальные права граждан, к которым они привыкли в другой социальной системе.

Столкновение ценностей возможно и на оси «настоящее - близкое будущее», особенно если это будущее затягивается на длительное время. Однако конфликты ценностей актуально или потенциально существуют в противопоставленных ценностных ориентациях, которые логически и методологически можно описать двухполюсными этническими конфликтами ценностей. Каждое общество более или менее конфликтно в любое время своего существования, надежда на бесконфликтное существование - утопия.

При реалистичном изучении конфликтов ценностей необходимо разрабатывать стратегии для смягчения их, а также и способы урегулирования. Правильную этносоциальную политику можно рассматривать как искусство управлять конфликтами.

Похожие диссертации на Качество жизни в полиэтническом обществе