Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан) Иванова Эльвира Абдулбариевна

Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан)
<
Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан) Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан) Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан) Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан) Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан) Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан) Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан) Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан) Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Эльвира Абдулбариевна. Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Казань, 2004 174 c. РГБ ОД, 61:05-22/108

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ 14

1.1. Социальные ценности и ценностные ориентации как предмет социологического исследования 14

1.2. Этнический компонент структуры ценностей полиэтничного общества 39

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ НОВОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ПОЛИЭТНИЧНОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА 67

2.1. Провинциальный город в полиэтничном социокультурном пространстве 67

2.2. Этническая специфика социальных ориентации провинциального городского населения в трансформирующемся обществе 93

2.3. Этнопоколенческая детерминация иерархизации ценностных ориентации провинциального городского населения 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 153

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Постсоветское российское общество отличается пространственным и культурным разнообразием. Трудности первого десятилетия социальных преобразований после распада СССР, начавшаяся социальная поляризация общества, спонтанные миграции населения были отягчены межгосударственными и локальными этно-политическими конфликтами, ставшими препятствием на пути решения насущных социальных проблем. Трансформация постсоветского российского общества сопряжена с идеологической дезориентацией, аномией в общественном сознании, кризисом идентичностей, конфликтом прежних, советских, и зарождающихся новых ценностей либерального типа. Смена политических и социальных ориентиров, становление новой структуры социальных ценностей вызвали возвращение религии в общественную жизнь и соответственно - реанимацию этнорелигиозных традиций, обычаев, эт-нонормативной культуры, расширение общественных функций этноязыка. Актуализация этнических ценностей в трансформирующемся поли-этничном обществе - противоречивый процесс, требующий анализа на стыке наук (социологии, социальной философии, социальной психологии, этнополитологии, этноконфликтологии). Сложность протекания указанных процессов в постсоветском полиэтничном российском обществе определяется рядом социальных факторов. Сказались негативные последствия длительно осуществлявшейся советской этнополитики, основывавшейся на игнорировании этнического фактора в жизни полиэтничного общества, стратегически ориентировавшейся на унификацию, интернационализацию общественной жизни, на преувеличение роли социального и умаление значимости этнического фактора в жизни народов. В результате проводившейся политики обозначенной модели у части общества сформировалось ценностное сознание, в котором этнические ценности оказались невостребованными.

Другим фактором, определяющим динамизм востребования этнических ценностей в жизни общества, «включение» последних в персонифицированные ценностные ориентации, является социокультурная среда. В этом контексте представляет интерес провинциальный город, являющийся своеобразной социокультурной и социотерриториальной общностью, способной к самовоспроизводству традиционалистских ценностей и норм, соответствующих провинциальным формам стереотипов поведения, в том числе и тяготеющих к конформизму и порядку. Однако в региональных этносоциологических исследованиях недостаточно отражены изменения роли этнического фактора в жизни провинциального сообщества, чем обусловлен выбор данной темы в качестве самостоятельного исследования.

Степень разработанности темы. В исследованиях указанной темы условно можно выделить следующие основные направления:

1. Работы М. Вебера (исторически преходящий характер социальных ценностей, дифференциация понятий «ценности» и «отнесение к ценности», которые использованы для обоснования иерархизации социальных и этнических ценностей и ценностных ориентации, определения значимости этнических ценностей для конкретных социальных групп, индивидов), Э. Дюркгейма (роль коллективных, или групповых, идеалов как оснований социальных ценностей, критерии аномии общества - в характеристике роли этнической идеологии в жизни полиэтничного общества), Г. Риккерта, Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Сорокина (интегративная роль социальных ценностей - в изучении этнических ценностей в структуре общедемократических ценностей полиэтничного общества), У. Томаса, Ф. Знанецкого по общей теории социальных ценностей (в исследовании персонифицированных этноценностных ориентации различных групп населения)1.

2. Труды по проблемам потребностей, интересов и ценностей, базировавшиеся на марксистском подходе к интерпретации природы и функций социальных ценностей (О.М. Бакурадзе, Г.Г. Дилигенский, О.Г. Дроб-ницкий, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев, В.П. Тугаринов, А.К. Уледов, В.А. Ядов и др.) советского1 и постсоветского (Л.А. Беляева, М.К. Горшков, А.В. Дмитриев, В.В. Козловский, Н.И. Лапин, B.C. Магун, Ж.Т. То-щенко, Ф.Э. Шереги) периодов, в которых рассматривается динамика формирования новой структуры социальных ценностей.

Труды отечественных этнологов и социологов (Р.Г. Абдулатипов, А.О. Бороноев, Ю.В. Бромлей, Д.М. Гилязитдинов; М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилев, М.С. Джунусов, Л.М. Дробижева, В.А. Тишков, К.Н. Хабибуллин и др.) , в которых анализируются межэтнические противоречия советского общества, сложные процессы суверенизации бывших советских республик, подъема этнического самосознания народов России, огосударствления эт-ноязыков, усиления роли религии в общественной жизни, сопровождав шиеся локальными этнополитическими конфликтами, имевшими и ценностную мотивацию.

4. Работы, посвященные исследованию этнического самосознания, этнической идеологии, этнических ценностей (Э.Г. Александренков, В.А. Ачкасов, P.P. Галлямов, К.Т. Гизатов, Д.М. Гилязитдинов, Л.М. Дро-бижева, С.А. Ерофеев, Л.Э. Иликова, Р.И. Ирназаров, Т.Г. Исламшина, Д.М. Исхаков, Р.Н. Мусина, Л.Р. Низамова, Э.С. Рахматуллин, Л.В. Саги-това, З.В. Сикевич, Н.Г. Скворцов, Г.У. Солдатова, P.M. Тухватуллин, Н.Г. Хайруллина, Г.Р. Хамзина, Ю.В. Хотинец, Ф.С. Файзуллин, С.К. Шайхитдинова)1, в которых раскрыта противоречивая сущность процессов возрождения этнических ценностей, формирования новых форм идентичностей, роль средств массовой информации и интеллектуальной элиты в актуализации этнической идеологии и мобилизации этничности, этноконфликтогенные факторы межэтнического взаимодействия.

Исследования особенностей ценностных ориентации и менталитета провинциального населения (Н.И. Воронина, А.З. Гильманов, А.Г. Ки-слов, Л.Н. Коган, P.M. Рахимова, Б.А. Смагин, Ш.Ф. Шапко и др.) , где подвергнуто социологическому анализу своеобразие провинциальной городской среды, провинциальной городской культуры и социализационных практик провинциального населения.

По исследуемой проблеме защищен ряд докторских и кандидатских диссертаций1.

Несмотря на большое многообразие работ в области этнологии и этносоциологии, провинциальная этноспецифика структуры ценностных ориентации изучена недостаточно, чем обусловлен выбор темы диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является население полиэтничного провинциального города в молодых (15-19, 20-24, 25-29 лет) и старших (30-39, 40-49, 50-59 лет, 60 лет и старше) возрастных группах. В пределах этих возрастных групп условно выделены три поколения: молодое (15-29 лет), среднее (30-49 лет), старшее (50 лет и старше). При этом последние два представлены как старшие (в сравнении с молодым поколением) возрастные группы. Термин «поколение» в диссертации использован в социологическом смысле - как определенная совокупность людей, охватывающая несколько возрастных групп, носителей общих свойств и отношений2.

Предмет исследования - особенности иерархизации социальных ценностей в трансформирующемся российском обществе, этническая специфика формирующейся новой структуры ценностных ориентации населения полиэтничного провинциального города.

Цель и задачи исследования. Цель работы - выявление роли этни ческого фактора в интеграции базовых и этнокультурных ценностей поли-этничного общества, в иерархизации ценностных ориентации населения провинциального города. Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

- разработка собственной методологической схемы (интегральный подход, базирующийся на структуралистско-конструктивистской парадиг ме) и социологического инструментария изучения ценностных ориента ции населения провинциального города на основе анализа классических и современных концепций социальных ценностей;

- определение значимости этнических ценностей в формирующейся структуре ценностей постсоветского общества;

- анализ изменения роли этнического фактора в социальных ориен-тациях провинциального городского населения в трансформирующемся обществе;

- выяснение этнопоколенческои детерминации иерархизации ценностных ориентации провинциального городского населения.

Методологическая основа исследования. Преодоление в постсоветский период в отечественных социальных науках абсолютизации одного методологического подхода (упрощенного марксистского) легитимизирует полипарадигмальныи подход, позволяющий использование разных методологических посылок при изучении различных аспектов одного и то- го же социального феномена (в нашем случае - этничности). В диссертации использован структуралистско-конструктивистский подход, который базируется на сочетании объективного и субъективного в социальной жизни. В соответствии с ним люди, преследуя свои интересы, сами создают устойчивые формы взаимодействия, образцы поведения, ценности и нормы, впоследствии детерминирующие их поведение и социальный выбор (Б. Андерсон, П. Бергер, Э. Геллнер, Т. Лукман, Э. Смит, Э. Хобсбаум, а из российских социологов - А.Г. Здравомыслов, Н.Г. Скворцов, В.А. Тишков, которыми реализован конструктивистский и дискурсивный подходы к исследованию феномена этничности)1. В числе первых из татарстанских социологов методологию конструирования социальных проблем применили Ю.Ю. Комлев, И.Г. Ясавеев2.

Согласно структуралистско-конструктивистской методологии, за кажущейся свободой в выборе целей и средств их достижения, в принятии решений, формировании ценностных предпочтений скрывается «принудительная сила» структуры - образцов поведения и их смыслов, созданных и легитимизированных предыдущими поколениями. Каждое новое поколение конструирует социальную реальность, в том числе ценности и ценностные ориентации, но под влиянием «доставшихся» ему социальных ценностей, чем определяются динамика, преемственность и прерывность структуры социальных ценностей и ценностных ориентации индивидов. Соответственно каждый представитель конкретного этноса воспроизводит, конструирует этнические ценности в процессе собственной личной практики под влиянием этноспецифической культуры, созданной предшествующими поколениями этноса. Данная методология позволяет интегрировать основные идеи и примордиалистского (интерпретирующего этнич-ность как объективную данность), и конструктивистского подхода (рассматривающего этничность как субъективный феномен, результат интеллектуальных усилий). Теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, обосновывающая диалектическое взаимодействие субъективной и объективной реальностей, из которых состоит общество, позволяет исследовать динамику формирования новой структуры социальных ценностей постсоветского общества, изменения роли этничности в данной структуре.

К исследованию иерархизации этноценностных ориентации провинциального населения использован также аксиологический подход (М. Вебер, Г. Риккерт). Из татарстанских социологов этот подход к исследованию структуры этнических ценностей использован Т.Г. Исламшиной, Г.Р. Хам-зиной)1.

Провинциальный город как полиэтничное социокультурное пространство исследовано в рамках концепции социального пространства П. Бурдье, а этносоциализация личности - в контексте теории социализации Ч. Кули, Дж. Мида, теории идентичности Э. Эриксона2.

Источники и эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

результаты вторичного анализа данных этносоциологических исследований, проведенных в 1990-2002 гг. в российских регионах (в том числе в Республике Татарстан) Институтом этнологии и Институтом социологии РАН, Институтом истории АН Республики Татарстан (в исследованиях последнего диссертант принимала личное участие);

данные исследования этнической специфики ценностных ориентации и жизненных стратегий различных возрастных групп населения города Альметьевска Республики Татарстан, проведенного соискателем в 2003 году с выборочной совокупностью в 1000 человек (отбор единиц информа ции осуществлен на основе случайной квотной выборки, в качестве квот взяты национальность, пол, возраст, социальный статус);

материалы исследования особенностей этносоциализации личности, проведенного с использованием качественных методов - сочинения учащихся по этноаксиологической тематике; углубленное интервью (24 человека); наблюдение; ценностное тестирование (с выборочной совокупностью 621 человек) с целью определения значимости этноязыка, этнорелигиозных традиций и обычаев в формировании социальных установок горожан;

данные контент-анализа объявлений о знакомствах, опубликованных в местных газетах «С Вами», «Город А» в 2000-2002 гг., произведенного соискателем для выявления роли этнического фактора в личных контактах людей разных национальностей, критериях выбора брачного партнера.

В диссертации собрана и проанализирована статистическая информация (на базе данных текущей документации отделов ЗАГСа города Альметьевска о браках и разводах).

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем:

на эмпирическом материале, собранном с помощью количественных и качественных методов, проанализирована этническая специфика иерар-хизации ценностных ориентации населения провинциального города (особенности изменений структуры социальных ценностей соответственно степени их актуальности для индивидов в новых экономических условиях), что можно отнести к малоизученному направлению в отечественной этно-социологии;

выявлены тенденции изменений значимости этнического фактора в структуре ценностных ориентации провинциального городского населения в трансформирующемся обществе (непосредственная зависимость формирования этноценностных ориентации индивидов от условий их первич ной, ранней социализации; усиление роли социального и постепенное ослабление роли этнического факторов; уменьшение значимости этничности в возрастной группе 15-19 лет и в целом - по мере снижения возраста индивидов безотносительно к их национальности);

определены особенности влияния этничности на изменение структуры ценностных ориентации провинциального городского населения (более консервативное отношение татар, в отличие от русских, в возрастных группах старше 50 лет к гражданским и межэтническим бракам; более интенсивная либерализация экономического поведения русского населения по сравнению с татарским; слабая роль этнического фактора в формировании политических ориентации провинциального городского населения; более высокий уровень религиозности татар, чем русских и представителей других национальностей);

раскрыто доминирующее влияние агентов первичной социализации (родителей, ближайших родственников, субъектов воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и начальной школе) на этносоциализацию личности;

разработаны практические рекомендации по совершенствованию эт-нополитики в субъектах РФ.

Научно-практическая значимость работы. Полученные научные результаты могут быть использованы в последующих исследованиях роли этнического фактора в структуре ценностных ориентации провинциального населения, в деятельности властных структур республиканского, муниципального и местного уровней для оптимизации межэтнических и межконфессиональных отношений; в преподавании учебных курсов социологии, этносоциологии, культурологии, политологии, конфликтологии в высшем учебном заведении.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в выступлениях соискателя на восьми научных конференциях разных уровней, в шести публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Социальные ценности и ценностные ориентации как предмет социологического исследования

Ценность является одним из базовых междисциплинарных понятий. Задолго до становления аксиологии социальные ценности нашли отражение в древней мифологии и религиозном сознании (в представлениях о добре и зле, формах справедливого общественного устройства)1. К данной категории был замечен интерес со стороны представителей позитивистской, бихевиористской, феноменологической школ философии и социологии, социальной психологии.

Социологическая традиция концепции ценности берет начало от неокантианской школы философии В. Виндельбанда, Г. Риккерта, рассматривавших историю человечества как процесс осознания и воплощения ценностей, а философию - как учение об общезначимых ценностях. Ценности В. Виндельбандом интерпретировались как субъективно осознавае-мые нормы безусловного долженствования . Г. Риккерт считал ценности фундаментальными принципами бытия, познания и человеческой деятельности, правилами и нормами, требующими признания: будучи абсолютными, они носят «надсубъективный», «надбытийный» характер, определяют меру индивидуальных различий в бесконечном многообразии явле-ний . М. Вебер под ценностью понимал систему значимых для субъекта норм, выполняющих роль своеобразных прожекторов, посредством которых высвечивается то, что действительно имеет для индивида значение, отделяемое от необозримой массы незначительного и не имеющего цены4.

Концепции ценности М. Вебера и Г. Риккерта, при всем их сходстве, имеют существенное отличие. Г. Риккерт рассматривал ценности как надысторические принципы, а М. Вебер видел в них исторические образования, общие для определенного времени, но не имеющие силы за его пределами. Иначе говоря, ценности, как считал М. Вебер, носят не абсолютный, а относительный характер, представляя собой «интерес эпохи»1.

Вебер и Риккерт разграничивали понятия «субъективно-практическая оценка» и «отнесение к ценности»2. «Отнесение к ценности», по М. Веберу, означает отделение существенного от несущественного, превращение индивидуального впечатления в объективное и общезначимое суждение3. Под «оценкой» или «ценностным (оценочным) суждением» Вебером подразумевалась практическая установка, зависящая от индивидуальной позиции, интереса человека (ученого-исследователя тоже. - Э.И.). Отсюда вытекает важнейшее методологическое положение М. Вебера о «свободе от ценностных суждений», заключающееся в требовании к ученым избавить науки о культуре, обществе, истории от субъективных оценок так же, как в естественных науках. Реализация этого требования не означает отказа от собственных оценок и вкусов вообще, а является долгом исследователя перед научной истиной. Ученый должен, как отмечал М. Вебер, ограничивать свою задачу и устранять все непосредственно к делу не относящееся, прежде всего - свою любовь или ненависть. Внесение же в специальное объективное исследование личных мотивов противоречит самой сущности научного мышления4. Использование данного методологического положения М. Вебера в интерпретации роли этнического фактора в формировании ценностных ориентации индивидов позволяет учиты вать уровень приобщенности людей к своим этнокультурным ценностям, на основе «отнесения» последних к действительным (а не провозглашаемым) ценностям1.

В структуре человеческих действий Вебер выделял аффекты (эмоции), традиции, ценности и цели, полагая, что ценности не только делают осмысленными человеческие действия и мотивируют их, но и служат их фундаментальными нормами . Общество является одновременно и объектом восприятия ценностей, и субъектом, создающим и способным навязывать определенные ценности индивидам. Невозможно заставить человека признать ценность «ценностью», если сам человек не признает ее за таковую. Человек может выбирать ценности, несовместимые с нормами, значимыми для других людей. Данные положения М. Вебера позволяют объяснять специфику формирования и «поддержания» этнически мотивированных ценностных ориентации индивидов.

Другой подход к обоснованию природы и форм существования ценностей изложен Э. Дюркгеймом. Источниками ценностей Э. Дюркгейм считал идеалы, возникающие в процессе практической деятельности в виде представлений человека о том, что еще не существует в действительности.

Этнический компонент структуры ценностей полиэтничного общества

Интерес к феномену этничности при исследовании ценностных ориентации обусловлен следующими обстоятельствами. Первое заключается в необходимости учета этнического фактора в процессе межэтнического взаимодействия в полиэтничном обществе. В настоящее время более 180 современных государств являются этнически разнообразными и лишь около 20 - этнически однородны1. Другая причина востребованности этнических ценностей состоит в том, что конфликты на основе или посредством мобилизации этнического фактора происходят не только в трансформирующихся, но и стабильных обществах.

Термин «этничность» и производные от него категории в социологии используются в различных, часто друг другу противоречащих смыслах, что иногда делает невозможным сравнение научных результатов, полученных разными исследователями, и затрудняет дальнейшее развитие научного знания в этой области. В отечественной науке этничность интерпретируется как «комплекс чувств, основанных на принадлежности к культурной общности» (В .А. Тишков), «совокупность признаков или свойств, отличающих один реально существующий этнос от другого» (В.И. Козлов), «все то, что первозданно и преемственно и отличает один народ от другого» (Т.Г. Исламшина), «групповая идентичность, производная от имманентного человечеству социального инстинкта коллективности и «легитимизируемая» посредством представлений об общем происхождении и специфичности своей культуры» (С.А. Чешко), «особое, константное, хотя и различное по интенсивности, переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющееся в форме сравнения «нас» с -«не-нами» в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве» (З.В. Сикевич)1. Есть и другие интерпретации, здесь не приведенные.

Такой вариативный разброс мнений и суждений объясняется следующими причинами: 1) сложность самого исследуемого феномена. Эт-ничность представляет собой комплексное, многогранное, диалектически противоречивое явление, исследование которого требует использования разных научных методов2; 2) «вечная оппозиция» объективизма субъективизму относительно природы социальной реальности. Объективистская социология исходит из признания однозначной обусловленности субъективных явлений объективными факторами, а субъективная социология отрицает независимость от индивида социальных институтов и явлений. В этносоциологической науке 1970-1980 гг. этот спор выражался в противостоянии примордиализма и конструктивизма насчет природы этничности, который не завершился и к настоящему времени. Эта дискуссия, то затихая, то возобновляясь, шла и на страницах теоретических журналов3.

При всем разнообразии концепций (субстанциалистской, онтологической, примордиалистской), их объединяет признание этничности как объективной данности, изначально заданной характеристики человечества. Основанная на эмоциональной привязанности, этничность, согласно при-мордиалистскому подходу, носит по отношению к человеку принудитель ный характер. Примордиалистское направление не является однородным, в нем выделяют два течения - социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого течения видят в этносе родственную группу, т.е. образование, основанное на биологических, эволюционно-генетических закономерностях. Известным представителем социобиологи-ческого направления примордиализма является Ван ден Берг, утверждающий, что потребность в коллективности базируется на биологическом происхождении, но в более широком, чем круг непосредственных родственников, виде сохраняется и в современных обществах1. В отечественной этнологии сторонником данной теории был Л.Н. Гумилев, считавший этнос не социальным явлением, а природной общностью, не сводимой ни к каким другим типам объединения людей, «феноменом биосферы, основанным на геобиохимической энергии живого вещества»2.

Эволюционно-историческое направление примордиализма делает акцент на социальной сущности этнической общности, предопределяющейся спецификой социально-исторического контекста развития. Видным представителем этого течения был Ю. В. Бромлей. Этнос в трактовке Ю.В. Бромлея - это «исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также осознанием своего единства и отличия от других таких же образований» . (В основном и главном саму интерпретацию этничности Ю.В. Бромлеем нельзя считать устаревшей).

Согласно примордиалистской теории этничности, этносы проходят ряд стадий, соответствующих общественно-экономическим формациям: племя - народность - буржуазная нация - социалистическая нация. При этом нация определяется как тип этноса, характерный для развитого классового общества. Образцом такого образования признавался советский на род как новая историческая общность людей. Этничность примордиализ-мом считается надсубъективной характеристикой человека, объективность которой детерминирована либо историческим развитием, либо биологическим происхождением.

Провинциальный город в полиэтничном социокультурном пространстве

Изменения роли этнического фактора в структуре ценностных ориентации различных социальных групп трансформирующегося российского общества тесно связаны с современными урбанизационными процессами. Урбанизация - противоречивый, многоуровневый процесс, заключающийся в радикальном преобразовании территориальной организации общества, основой которой становятся города как создатели новых форм расселения, распространители новых общественных отношений, культурных ценностей и специфического образа жизни1. Благодаря урбанизации как процессу высокого уровня концентрации и интеграции человеческой деятельности, включающей различные ее сферы, происходят изменения в социальной структуре общества - под воздействием роста уровня образования, профессиональной квалификации, углубления специализации, роста занятости населения в сфере управления, обслуживания, что находит отражение в психологии, и поведении людей, образе их жизни и, в сущности, в ценностных установках и ориентациях2.

В социологии город рассматривается «как поселение, жители которого занимаются в преобладающей своей части не сельским хозяйством, а ремеслом и торговлей» (М. Вебер) , как социально-территориальная общность, отличающаяся от сельской специфическим образом жизни (Л. Вирт). Концепция «городского образа жизни» Л. Вирта в диссертации использовалась при изучении роли этнического фактора в межличностных связях и взаимодействии в полиэтничном городе. В городском образе жизни Л. Вирт выделял следующие особенности: расслоение населения; регламентация времени труда и отдыха; пространственное разделение места работы, жительства, досуга; ослабление социальных связей, сплоченности, солидарности; уменьшение роли традиций; отсутствие общих норм; анонимность личной жизни и, как следствие, большая свобода по сравнению с жизнью в деревне; преобладание деперсонализированного ролевого общения1.

В настоящее время в Татарстане, как и в России в целом, преобладает городское население, что свидетельствует о доминирующем влиянии городской среды на процессы, происходящие в обществе, в том числе и на этнические. Актуализация этнических ценностей особенно в период суверенизации и сепаратизации бывших советских республик усилила в 1990-е гг., с одной стороны, этноконсолидирующую, с другой - этнодифференци-рующую, этноконфликтогенную роль городов, ставших в указанный период к тому же эпицентром межэтнической напряженности. В большей степени это относится к городам - административным центрам бывших союзных и автономных советских республик. Каковы характер, интенсивность, динамика влияния этнического фактора на ценностные ориентации, установки на внутри- и межэтническое взаимодействие жителей провинциальных полиэтничных городов, составляющих большую часть городского населения России - эти вопросы пока не нашли достаточного отражения в научных исследованиях.

Одним из исходных категорий диссертации является понятие «поли-этничный город». В отечественной науке наибольшее распространение имеет типологизация городов по этническому представительству, производимая на основе двух признаков - количества представленных в городе этносов и их долевого соотношения2. Этничность городского населения формирует алгоритм межэтнического взаимодействия не только на основе количественного соотношения этносов, но и пространственных форм этнического смешения, а также процессуальных характеристик взаимовлияния этносов, в том числе динамики и способов формирования двуязычия и многоязычия, специфики протекания аккультурации и т.д.1 P.P. Галлямов предлагает следующую типологизацию многонациональных (полиэтнич-ных) городов: 1) города, где количественно преобладает один этнос, а другие по процентному соотношению многократно уступают основному этносу, 2) города, в которых представлен второй значительный по количеству, но существенно уступающий основному народу этнос; 3) биэтнический тип городов, где имеются два приблизительно равных по количеству этноса, а другие этносы не имеют сопоставимого с ними значения; 4) сложные по этническому составу полиэтничные города, в которых основу населения составляют три и более этноса2.

В данном исследовании полиэтничный город, как и полиэтничное общество, рассматривается как сообщество, в котором сосуществуют и взаимодействуют представители разных национальностей вне зависимости от их количественного соотношения.

Исследование ценностных ориентации населения полиэтничного провинциального города требует интерпретации понятия «провинция». Сложность оперирования данным понятием заключается в его многозначности. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова провинция рассматривается как «местность вдалеке от крупных центров, вообще - территория страны в отличие от столицы, центра («глухая провинция»)» . В другом словаре провинция определяется как устарелое понятие местности, удаленной от столицы - периферия4.

В обыденной речи, в художественной литературе и публицистике закрепилось оценочное понимание термина «провинция» и производных от него понятий «провинциальность», «провинциал», «провинциализм». Вариации оценок не исключают полярности. Так, провинциальность может рассматриваться как характеристика отсталости, ограниченности интересов, узости кругозора, наивности, одновременно - как и олицетворение чуткости, духовности, нетронутой чистоты, невинности.

Похожие диссертации на Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города (На материале города Альметьевска Республики Татарстан)