Содержание к диссертации
Введение
РАЗДЕЛ 1. Этническая социализация военнослужащего как проблема социологической науки 16
РАЗДЕЛ 2. Объективные условия и субъективные факторы этнической социализации военнослужащих - контрактников Вооруженных Сил Российской Федерации 57
РАЗДЕЛ 3. Социальный механизм функционирования этнической социализации в современной российской армии 97
РАЗДЕЛ 4. Основные направления совершенствования этнической социализации военнослужащих- контрактников в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
Список литературы 158
Приложение 173
- Этническая социализация военнослужащего как проблема социологической науки
- Объективные условия и субъективные факторы этнической социализации военнослужащих - контрактников Вооруженных Сил Российской Федерации
- Социальный механизм функционирования этнической социализации в современной российской армии
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Неравномерность как
экономического, так и социального развития различных регионов страны, а также особенности функционирования многочисленных государственных институтов, в частности, Вооруженных Сил Российской Федерации, приводят, с учетом их специфики, к необходимости значительной дифференциации и определения новых форм и путей социализации молодых людей, в том числе, в период прохождения ими военной службы.
Современный процесс реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, заключающийся, главным образом, в переходе к комплектованию войск военнослужащими, проходящими службу по контракту, относится к важнейшим вопросам государственного значения и выдвигает ряд актуальных проблем, связанных с их социализацией.
Наиболее сложной по своей сути и значимой в социальном плане является проблема социальной адаптации и этнической идентификации личности военнослужащих - контрактников, составляющих основу боеспособных воинских частей.
Возрастание социальной активности потенциальных контрактников, изменение условий прохождения военной службы, усиление воли народов и наций к национальному самоопределению придают указанной проблеме особую актуальность, так как степень ее решения непосредственно влияет на сплоченность воинских коллективов, морально-психологическое состояние всего личного состава Российских Вооруженных Сил.
Вопросы социальных и межнациональных отношений в армии неразрывно связаны с экономическими, социальными, политическими, духовными процессами развития общества, прежде всего - с формированием доверия к государству и его армии, с нахождением оптимальных организационных форм взаимодействия наций и народностей, в том числе, и
4 в армейской среде. При этом сложная социально-этническая структура общества оказывает прямое влияние на социализацию военнослужащего, на усвоение им своей социальной роли в современном обществе. Военнослужащий, получив определенную этническую свободу, расширив индивидуальные возможности в развитии своих личных качеств, способностей, одновременно укрепляет свои узы зависимости от воинского коллектива.
В армии взаимозависимость индивидов, а также профессиональных и этнических (земляческих) групп становится ядром коллективного сознания и солидарности, являющихся основой сплочения воинских частей и подразделений. Повышение социальной активности военнослужащих-контрактников, изменение условий военной службы, мощные тенденции к национальному и социальному размежеванию способны породить межличностные противоречия в воинских коллективах и крайне негативно повлиять на боеспособность воинских формирований. В этих условиях появляются новые ценности, нормы поведения и взаимоотношений между военнослужащими. Поэтому проблемы формирования этнических ценностей, образцов поведения являются чрезвычайно важными для изучения с теоретической, практической и политической точек зрения.
Степень научной разработанности темы. С начала 90-х годов прошлого века, явившихся наиболее активной фазой трансформации современного российского общества, отмечается повышенное внимание зарубежных и отечественных ученых к теориям нации и процессам социализации личности.
При анализе этносоциальных проблем, социализации и национального самосознания в современной социологии широкое распространение нашли различные теоретико-методологические подходы и, соответственно, парадигмы как западных авторов (конструктивистские, инструменталисте кие, этноцентрические), так и российских ученых (междисциплинарный,
5 интегралистский, российские варианты конструктивизма и инструментализма).
Теоретико-методологическую основу для понимания конкретных проблем теорий нации, этнической и социальной идентичности создают общесоциологические теории. Это труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Барт, М. Баррет , особенно их концепции социального действия коллективного сознания. В работах этих ученых раскрыто содержание понятий «национальное самосознание», «этническая солидарность», сформулированы подходы к определению критериев идентичности. Важное методологическое значение имеют труды Б. Андерсона, Дж. Бройи, Э, Геллнера, Л. Гринфелд, Э. Смита2 и других исследователей. Кроме того, самого пристального внимания заслуживают подходы к рассмотрению процесса социализации личности, авторами которых являются А. Кравченко, В. Харченко, С. Фролова, 10. Хайруллина .
В России этносоциологическая научная мысль нашла яркое выражение в трудах Г,В. Старовойтовой, ІО.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, В.И. Иванова, СВ. Лурье, М.О. Мнацаканяна, З.В. Сикевич, В.Ю. Хотинец . При этом в большинстве из них четко прослеживается тенденция к сближению различных теоретических позиций, интегрированию научных знаний о нациях.
Междисциплинарный подход, разрабатываемый такими широко известными авторами, как ІО.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, З.В. Сикевич3 и
1.Вебер, M. Избранные произведения. / М. Вебер - М.,1990. - 271 с; Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет,
метод, предназначение. - M., 1995. 370 е.; Барт, Ф. Личный взгляд на культурные задачи и приоритеты
культурной и социальной антропологии. Этнографическое обозрение. - 1995., №3,- С. 67-94.
2.Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. / Б. Андерсон. -М., 2001. -291 с; Гелл пер Э. Разум и культура.
Историческая роль национальности и рационализма. / Э. Геллнер. - М, 2003. - 275 с.
З.Кравченко, А. Введение в социологию. / А. Кравченко,-М., 1995. -236 с; Хайруллина, Ю. Р. Социализация
личности в условиях трансформации российского общества. / Ю. Р. Хайруллина. - Казань: ИСЭПН АНТ.
1998.-370 с.
А. Стар о вой го в а, Г. В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. / Г. В. Старовойтова. -
СПб., 1999. - 163 с; Лурье, С. В. Историческая этнология. / С. В. Лурье. - М„ 1997. - 231 с; Сикевич, 3. В.
Национальное самосознание русских. / 3. В. Сикевич. - М., 1996. - 79 с; Мнацаканян, М. О. Нации и
национализм. Социология и психология национальной жизни./ М. О, Мнацаканян- М., 2004, 371 с;
Арутюнян, Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева.
А. А. Сусоколов - М.: Аспект пресс, 1998. - 197 с; Хотинец, В. Ю. Этническое самосознание. / В. Ю,
Хотинец. - СПб.: Алетейя., 2000. - 175 с.
5,Арутюпян, Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. /10. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева,
А. А. Сусоколов.- М.: Аспект пресс, 1998. - 197 с.
другими учеными, дает возможность рассматривать этничпость не только как феномен политики и политического движения, идеологии, но и культуры, психологии, права в историческом, экономическом и социальном контекстах. Интегралистский подход, обоснованный профессором МГИМО М.О. Мнацакапяиом6, позволяет раскрыть внутренние связи между нацией, национальной проблемой и этноцентричностыо, а также культурно-психологические основания и свойства этнического самосознания. В этом отношении важное методологическое значение приобретают труды П.А. Сорокина , особенно его идея о существовании внутренней национальной связи, интегрирующей и символически связывающей представителей определенного этноса.
Теоретической основой исследования являются также учение Гумилева8 об этносах и пассионарности; современные теории о толерантности, детерминированности социализации социумом и условиями воспитания личности; философские учения о личности, о праве личности на самоопределение и свободу вероисповедания; деятелыюстный подход, развиваемый такими исследователями, как С. А. Арутюнов, Л. П. Буева, К. Т. Гиззатов, Л. Н. Коган, А. Н. Леонтьев, М. А. Нугаев, В. К. Падерин, Г.У. Солдатова, B.C. Швырев .
Многие исследователи, такие, как Н.В. Андреенкова, 51.И. Гилипский, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Зеленов, И.С. Кон, А.И. Кравченко, К.А. Радугин, Х.Ф. Сабиров, Ж,Т. Тощенко10 непосредственно ставят или затрагивают и своих исследованиях проблему социализации личности. Вместе с тем,
б.Мнацаканян, M. О. Иптегрализм и национальная общность / М. О. Мнацаканян // Новая
этносоциологическая теория, - М, 2001. - С.42 - 70.
7.Сорокнн, П. А, Моя теория-шггегрализм./П. А. Сорокин //Социс,- M., І992.-С.57-63.
8.Гумилев, Л. Н.. Иванов, К. П. Этнические процессы; два подхода к изучению. / Л. Н. Гумилев, К. II. Иванов
// Социс, №1, 1992.-152 с.
9.Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. / С. А. Арутюнов. - М., 19S9. - 271 с;
Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности. / Г. У, Солдатова. - М„ 1998. - с. 26 - 39.;
Леонтьев, A. H. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004, - 352 с.
Ю.Андриенкова, И, В. Проблемы социализации личности. / И. В. Андриенкова // Социологические
исследования.- 1980. №3, - 173 с; Кон, И. С. Социализация личности. / И, С. Кон. -М„ 1967. -С. 37 -91.;
Кон, И. С, Кравченко, С. А., Мнацаканян, М. О., Покровский, Н. Е. Социология: парадигмы и темы. / И. С.
Коп, С. А. Кравченко, М. О. Мнацаканян. - М., 1997. - 279 с; Радугин, А. А., Радугин, К. А. Социология.
Курс лекций. 2-е изд./А. А. Радугин, К. А. Радугин.-M.: Центр.- 145 с; Тощенко, Ж. Т. Социология/ Ж. Т.
Тощепко.-М., 1998.-228 с.
7 раскрывая теоретическое содержание и сущность социализации личности, они не преследуют цели осмысления данного феномена с учетом многообразия его конкретных эмпирических проявлений в социальной жизни, в целом, и Вооруженных Силах Российской Федерации, в частности.
По проблеме этнической социализации личности необходимо выделить исследование Р.И. Зиннуровой11, которая разработала концептуальные подходы к исследованию данной проблемы, А также структурировала основные показатели и социальные технологии этнической социализации молодежи. Данный автор этническую социализацию рассматривает как многомерный социальный процесс в единстве коллективного и индивидуального измерений. Т.Г. Мухтаров раскрыл специфику этнической
социализации молодежи в городских условиях.
Кроме того, в работах военных социологов и ученых13 проблемы социализации военнослужащих рассматриваются, главным образом, с точки зрения изменения их социального статуса, обусловленного переходом Вооруженных Сил на новый способ комплектования. О.А. Миленный в своем диссертационном исследовании «Социальные основы реформирования военной службы в современных условиях» рассматривает, наряду с институциональными, кадровыми и организационно-правовыми основами реформирования военной службы, социальные аспекты этого процесса. В частности, отмечается взаимосвязь социального положения военнослужащих с содержанием реформирования военной службы.
Таким образом, несмотря на значительное количество трудов по социализации, в них не рассматриваются проблемы этнической социализации личности военнослужащего-контрактника, что свидетельствует о
П.Зинкурова, Р. И. Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общестна:
ДИС...ДОК.СОШЮЛ. наук./Р. И.Зипнурова.-М.,2005.-с.18- 382 с.
12.Мухтаров, Т. Г. Этническая социализация башкирской молодежи в городах современного Башкортостана
дне...канд. сошюл. наук./ Т. Г. Мухтаров.-Уфа,2004,-159с.
ІЗ.Дубовицкий, П, А, Профессионализация армии как фактор ее социальной трансформации: дис.канд,
соцпол. наук. / П. А. Дубовицкий. - Саратов, 2001.-183 с; Миленный, О, А. Социальные основы
реформирования военной службы в современных условиях: дне...канд.социол,наук. / О. А. Миленный. - М.:
ГАГС, 2005. - с.П. - 197с; Пивень, Л. В. Особенности перехода к профессиональной реформе организации
Вооруженных Сил в России./Л. В. Пивень// Социологические исследования, - М, 2003, №12.
8 недостаточной теоретической проработке данной проблемы и необходимости осмысления в рамках существующих подходов к этнической социализации военнослужащих в условиях современных тенденций социально-экономического, культурно-нравственного и этнического развития российского общества, развёртывания процесса реформирования Вооружённых Сил России при переходе на новый способ комплектования.
Цель исследования - выявление содержания и структуры процесса этнической социализации военнослужащих - контрактников на теоретическом и эмпирическом уровнях и определение основных направлений ее совершенствования в современных условиях.
Объектом исследования являются военнослужащие-контрактники как
социально-профессиональная группа и процесс их этнической социализации.
Предмет - характер и содержание механизмов этнической социализации военнослужащих.
Основу гипотезы исследования составил исходный тезис о том, что процесс этнической социализации военнослужащих является одним из ключевых механизмов сплочения воинских коллективов и эффективным средством повышения боеспособности Вооруженных Сил. При этом система этнической социализации военнослужащих - контрактников недостаточно адекватна современным условиям, существенную роль в ней играет социоэтническая подготовка агентов, толерантное поведение, образование как полиэтнический фактор объединения субъектов военной службы.
Цель и гипотеза определили конкретные задачи исследования:
Выработать теоретико-методологические подходы к пониманию сущности и основного содержания этнической социализации военнослужащих, ее структуры и специфики.
Систематизировать объективные условия и субъективные факторы, оказывающие влияние на процесс этнической социализации военнослужащих - контрактников.
Сконструировать социологическую модель механизма этнической социализации военнослужащих - контрактников в современных условиях, определить критерии оценки его эффективности.
Определить основные направления реализации механизма этнической социализации военнослужащих - контрактников и разработать методические рекомендации по его совершенствованию.
Теоретико-методологической основой диссертационной работы послужили следующие подходы:
1.Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертоп)14, который позволяет выделять элементы социального взаимодействия феномена этничности и социализации как сложных социальных систем.
Деятельностиый подход (М Вебер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев),15 который позволяет представить формирование личности военнослужащего под воздействием этнической социализации как деятельность по усвоению специфических ценностей, знаний, образцов поведения.
Междисциплинарный и интегралистский подходы (10.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, М.О. Мнацаканян, З.В. Сикевич)16, дающие возможность рассматривать этничность не только как феномен политики и политического движения, идеологии, но и культуры, психологии, права в историческом, экономическом и социальном контекстах.
Информационную базу исследования составили:
1. Результаты социологического исследования, проведённого Центром социологических исследований Минобороны в 2001-2002 гг. при участии автора в регионах этнической напряженности (республики Северного
Парсонс Т. О социальных системах./Т. Парсонс. - M.: Академический проект, 2002. - 832 с; Парсонс 'Г. О структуре социального действия/ Т. Парсонс. - M.: Академический проект, 2002. - 8S0 с.
15 Вебср. М. Избранные произведения / M. Вебер. - M.: Прогресс, 1990. - 804 с; Леонтьев A. H. Деятельность.
Сознание. Личность. / A. H. Леонтьев. - М.: Академия, 2004, - 352 с; Выготский Л. С. Психология рашитии
человека/ Л. С. Выготский.-М.: Смысл, 2003.- 1134 с.
16 Арутюнян 10. В., Дробижева Л. М, Сусоколов А. А. Этносоциология. /10. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева,
А. А. Сусоколов- М.: Аспект пресс, 1998. - 197 с; Мнацаканян М. О. Интеграличм и национальная общность
/М. О. Мнацаканян// Новая этносоциологическая теория. - М., 2001.-С.42-70.
10 Кавказа), а также многонациональных районах Среднего Поволжья и Урала, выборочная совокупность которого составила свыше 1000 военнослужащих.
2. Данные социологического исследования, проведённого при участии автора
в 2002 - 2005 гг. в рамках эксперимента по переводу ряда соединений
Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ
комплектования, выборочная совокупность которых составила 1500
военнослужащих и граждан, находящихся в запасе, в том числе 500 -
призывного возраста.
3. Результаты авторского фокус-группового исследования различных
категорий военнослужащих, организованного в 2003 - 2005 гг. в ходе
инспектирования состояния боевой и мобилизационной готовности войск и
морально-психологического состояния военнослужащих в исследуемых
регионах.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
В работе комплексно проанализирована этническая социализация военнослужащих в современных условиях, её основное содержание, целевые установки, место и роль участвующих в пей агентов и институтов; дано определение феномена «этнической социализации» военнослужащих - контрактников в системе социальной адаптации.
Опираясь на принципы деятельности ого, конструктивистского и интеграл истс кого подходов, теории социализации и этнической идентификации, определены некоторые теоретико-методологические подходы к формированию модели механизма этнической социализации военнослужащих; выработаны критерии определения эффективности этого процесса, которые характеризуют социальную и этническую культуру субъектов социализации и способствуют более объективной оценке возможностей самого субъекта и роли агентов и этнической социализации.
Выявлены объективные условия и субъективные факторы, влияющие на процесс этнической социализации военнослужащих. Разработанные
диссертантом методы формирования и управления процессом этнической социализации, которые обеспечивают устойчивую и эффективную работу в составе воинских коллективов, способствуют повышению этнической и социальной культуры субъектов и агентов социализации.
На основании авторских исследований определена иерархия агентов и институтов этнической социализации военнослужащих-контрактников; выделены особенности межгруппового взаимодействия в коллективах военнослужащих-контрактников, на основе чего представлен механизм их этнической социализации, уточнена его специфика.
Обоснован многоуровневый комплекс организационно-методических и научно-педагогических мероприятий, решение которых на всех уровнях этнической социализации обеспечит широкомасштабное включение агентов и институтов социализации в систему социальной адаптации военнослужащих и будет способствовать решению одной из основных задач военного строительства - подготовке и воспитанию высококвалифицированных военных кадров с развитой этносоциальной культурой.
Практическая значимость работы.
Теоретические и методические результаты исследования, выводы и предложения могут быть использованы в преподавании учебных курсов по общей психологии, социологии, этносоциологии, социологии конфликта, подготовке учебников для высших военно-учебных заведений. Они могут быть использованы в теоретических и прикладных социологических исследованиях по национальным проблемам и проблемам межнационального взаимодействия, а также в организации социально-политических консультаций.
Разработанные в процессе исследования теоретические и практические материалы могут быть использованы при экспертизе управленческих решений в сфере реформирования Вооруженных Сил РФ, организации воспитательной работы, а также в процессе прогнозирования различных социальных ситуаций
12 с участием военнослужащих, при социологическом анализе общественно-политических и социальных процессов в армии.
Положения, выносимые на защиту:
1.Опираясь па системный, деятелыюстныЙ и интеграл истеки й подходы, этническую социализацию военнослужащих можно представить как процесс согласования мировосприятия и жизнедеятельности воина с мировосприятием и жизнедеятельностью представителей своей и других национальностей в условиях воинской службы. Результатом такого согласования является взаимодействие военнослужащего-контрактника с армейской средой, а также изменение и качественное преобразование личности воина, которое проявляется в его толерантном отношении к армейским товарищам разных национальностей. Таким образом, этническая социализация военнослужащих-контрактников - это активное формирование этносоциального поведения, адекватного современным условиям военной службы, позволяющего реализовать основные жизненные функции при существующих ресурсах индивида.
2. Выделяются, по мнению диссертанта, две группы объективных условий и субъективных факторов, оказывающих определяющее влияние на процесс этнической социализации военнослужащих: группа внешних (общих) условий и группа внутренних (индивидуальных) факторов, обусловленных особенностями современного состояния российского общества, социально-политической и экономической обстановкой в стране и собственно состоянием Вооруженных Сил, а также уровнем социализации и морально-психологическим состоянием потенциальных контрактников. При этом к внешним (объективным условиям) относятся общесоциальные, военно-политические и институциональные, к внутренним - военно-профессиональные и индивидуально-личностные. Они обеспечивают социальную адаптацию, идентификацию, интеграцию, гармонизацию отношений в армейских коллективах.
13
3.Социологическая модель механизма этнической социализации
военнослужащих-контрактников представляет собою единую динамическую систему ряда последовательных взаимосвязанных процессов: этнической и психологической адаптации, этнической и социальной идентификации, целеполагания и интеграции субъектов этнической социализации, регулирующих отношения представителей различных наций, народностей и социальной среды. Их реализация осуществляется через механизм этнической социализации, компонентами которого являются:
а) когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с
познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление,
воображение;
б) эмоциональный (психологический), включающий различные моральные
чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность,
сочувствие, осуждение, тревога и др.;
в) практический (поведенческий), предлагающий определенную
направленную деятельность человека в социальной практике,
регламентированной военной службой.
Все компоненты механизма этнической социализации военнослужащих следует рассматривать как единое целое. Их функционирование базируется на содержательной концепции, в максимальной степени отражающей интересы всего общества, собственно военно-профессиональные интересы Вооруженных Сил, интернациональные и национальные ценности, осуществляемые в условиях всеобъемлющего, постоянного, планомерного воздействия на личность военнослужащего и на окружающую его армейскую среду.
Процесс этнической социализации, являющийся составной частью
социальной адаптации военнослужащих, необходимо рассматривать на трех
уровнях: Вооруженные Силы (макросреда), где происходит адаптация
военнослужащего к особенностям и условиям прохождения военной службы;
социальная группа (микросреда) - происходит идентификация
военнослужащего в условиях пребывания в группе или же, наоборот, нестыковка интересов военнослужащего с социальной группой -профессиональным воинским коллективом; сам индивид-военнослужащий (внутриличностная адаптация) - осуществляется интеграция субъектов социализации в целях достижения гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки, также рефлексия в призме позиции других индивидуумов.
Критериями этнической социализации воениослужащих-контарктников являются: критерий, отражающий статус в обществе; критерий социально-психологической комфортности взаимоотношений. Показателями этнической социализации являются стабильная нравственная обстановка, спокойные межличностные отношения в многонациональных армейских коллективах. 4. Направления реализации этнической социализации военнослужащих-контрактников и методические рекомендации по управлению этим процессом.
Этническая социализация военнослужащих-контрактников - не самоцель, а составная часть социальной адаптации молодых людей в гражданском обществе. Методология определения основных направлений совершенствования механизма этнической социализации не произвольна, она обусловлена потребностями общества в сильной армии, развитием отношений в многонациональных воинских коллективах и самих воинов. Их общая направленность должна способствовать формированию и развитию культуры межнационального общения как в содержательном аспекте, так и в практической жизнедеятельности армейских коллективов.
К основным направлениям совершенствования этнической социализации военнослужащих - контрактников в воинских коллективах можно отнести:
воспитание у военнослужащих патриотизма и интернационализма на основе принципов толерантности, взаимного уважения между представителями различных наций и народностей;
объединение воинов различных национальностей вокруг единой цели воинской деятельности - надежной защиты Отечества - путем
15
активного и целенаправленного воздействия на процесс этнической
социализации со стороны офицерского состава, общественных
организаций;
расширение сферы общения членов воинского коллектива на основе
повышения духовной культуры военнослужащих, правильной
организации учебно-воспитательного процесса, изучения
государственного языка, приобщения к национальной культуре наций и народностей Российской Федерации, повышения уровня образованности солдат-контрактников. Апробация исследования.
Основные результаты диссертационной работы рассматривались на Международной (г. Нижнекамск, 2006г.), на двух Всероссийских научно-практических конференциях (г. Санкт-Петербург, 2005г.; г. Москва, 2006г.), на межвузовских научно-практических конференциях с участием Минобороны РФ (г. Москва, 2006г., г. Санкт-Петербург, 2006г.), на семинарах по проблемам терроризма и безопасности общества, организованных Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка (г. Москва, 2005-2006гг.).
По теме исследования опубликовано 6 работ, в том числе, в рецензируемом научном издании «Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2006.- № 4 (40)».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Этническая социализация военнослужащего как проблема социологической науки
В первом разделе работы рассматриваются некоторые теоретико-методологические аспекты понятия и содержания этнической социализации личности с опорой на теории этничиости, социализации, этнической идентификации, стратификации и интеграпизма.
В современной социологии широкое распространение получили различные теории, в основном сводившиеся к трем подходам в понимании этнического феномена: «примордианскому», «инструменталистскому» и «конструктивистскому». Все они содержат идеи и положения, обусловленные теми или иными фундаментальными свойствами и чертами нации. Вместе с тем в последнее время все большее распространение, особенно в России, находит интегральная теория национальной общности.
Во второй половине XX - начале XXI века во многих странах мира, в том числе в России, активизировались процессы, характеризующиеся стремлением осознания представителями различных наций и народностей своей этнической идентичности - принадлежности к определенному этносу (этнической общности).
Понятия «этнос» и «этичность» составляют ядро категориального аппарата современной этносоциологии. Все более широко употребляемое российскими обществоведами английское понятие «этничность» (англ. ethnicity) примерно соответствует русскому «национальность» и обозначает общность этнического происхождения, имеющую общие исторические и генетические корни. Однако для западного человека слово «национальность» означает, прежде всего, принадлежность к населению или гражданству определенного государства. Этничностыо же называют совокупность общественных отношений, которые связывают личность с ее этническим окружением, а также отличают одну этническую группу от другой . Этничность можно уподобить этническому портрету данного народа. Этничность является результатом воспитания и социализации человека. Этничность способствует более полной и ускоренной реализации потребностей человека в комфортности, чувстве защищенности и сопричастности некоей общности. Она также позволяет противостоять безликости и стандартизации современной цивилизации, предлагая в качестве альтернативы самобытность национальной культуры, посредством которой человек может реализовать потребность в самовыражении.
Конец XX - начало ХХТ века ознаменовались увеличением роли этнического фактора в общественной жизни. Одну из причин этого явления, называемого «этническим возрождением», исследователи видят в реакции этнокультурных общностей па некоторые объективные процессы, связанные с научно-техническим прогрессом, урбанизацией, расширением нивелирующих тенденций массовой культуры. Этническая специфика, культурное своеобразие, перейдя из сферы материальной (жилище, одежда, хозяйственная деятельность) в сферу духовную, стали все чаще служить своего рода охранительной реакцией на отчуждение и дегуманизирующее воздействие современной цивилизации. В данном контексте можно указать на две основные функции этничности: во-первых, выделение группы людей по ряду признаков из остального мира, и, во-вторых, сплочение их на этой основе. Феномен этничности является отражением диалектики индивидуализма и коллективизма, свойственных природе человека вообще. Человек стремится выделиться из общей массы, но в то же время ему необходимо знать, что есть кто-то, кто обеспечит ему поддержку и защиту.
Этнос нельзя искусственно сформировать или произвольно расформировать. Основой любого этноса являются люди, вступающие и разнообразные отношения между собой и осознающие свои этнические признаки и особенности. В связи с этим большое значение приобретает понятие этничности.
Садохин, А. П., Грушевицкая, Т. Г. Этнология. / А. П. Садохшг, Т. Г. Грушевицкая.-М.: Academia. 2001. -С.84. Важную роль в изучении этничности сыграли работы норвежского ученого Фридриха Барта . Он обратил внимание на то, что характеристики, используемые для определения этнических групп, не могут сводиться к сумме содержащегося в пределах этнических границ культурного материала. Этнические группы (или этносы) определяются, прежде всего, по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя этнически значимыми и которые лежат в основе их самосознания. Таким образом, этничность - это форма социальной организации культурных различий.
Объективные условия и субъективные факторы этнической социализации военнослужащих - контрактников Вооруженных Сил Российской Федерации
В течение последнего десятилетия ряд факторов, в том числе политических, демографических, экономических и социальных, оказал негативное воздействие на состояние системы комплектования Вооруженных Сил России, резко сократив возможность призыва граждан на военную службу, с одной стороны, и, как следствие, обусловив рост социальной напряженности в воинских коллективах, с другой.
В этой связи проблема реформирования армии была выдвинута в число важнейших государственных приоритетов в послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию в мае 2003 года. При этом в качестве одной из ключевых задач в этой области определены; формирование в Сухопутных войсках, ВДВ и морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе.
Масштаб и многоплановость этой задачи в рамках последовательного и перспективного развития Вооруженных Сил предопределяет и диктует требования к совершенствованию, во-первых, принципов привлечения па профессиональную службу граждан России и, во-вторых, возрастания значимости процесса социализации военнослужащих-контрактников.
В профессиональной армии должны быть созданы оптимальные условия по обеспечению социальных гарантий воинского труда, обеспечения его приоритетности, значимости и престижности, в создании благоприятных возможностей для саморазвития и самоутверждения личности военнослужащего. При этом соблюдение социальных прав воина-гражданина является одним из принципиальных положений, на которых должны строиться взаимоотношения между профессиональной армией, как частью государства, и обществом в целом. Исходя из вышеизложенного, с целью выявления объективных условий и субъективных факторов социализации военнослужащих - контрактников и, как особой, важнейшей ее составляющей - этнической социализации - нами рассматривались принципиально важные аспекты воинской службы, а также изучался социальный облик потенциальных контрактников. Исследование проводилось методом опроса свыше 1500 военнослужащих-контрактников и молодежи призывного возраста, а также кадровых офицеров, проходящих службу в воинских частях постоянной готовности. При этом была поставлена главная задача - провести анализ объективных условий и выявить субъективные факторы, влияющие на процесс социализации личности военнослужащих-контрактников на этапе прохождения ими военной службы. Для сравнительного анализа результатов опроса работа проводилась в двух группировках войск: Приволжско-Уральского и Северо-Кавказского военных округов.
В ходе исследования рассмотрены вопросы: предпочтения и динамика изменения отношения военнослужащих к формам прохождения службы в зависимости от их социального происхождения, от рода занятий и уровня образования; основные мотивы служебной деятельности солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту; мнение военнослужащих -контрактников о проводимых мероприятиях по повышению привлекательности военной службы, существующих условиях для продления контракта с Министерством обороны на второй и последующие сроки; мнение военнослужащих об уровне денежного довольствия. Кроме того, проведен анализ ценностных ориентации солдат и сержантов, проходяищх военную службу по контракту и военнослужащих по призыву Вооруженных Сил, а также основных мотивов, побуждающих контрактников к добросовестному исполнению служебных обязанностей. Изучены некоторые аспекты социализации офицерского состава, определяющие его профессиональный уровень. Выбор респондентов - солдат-контрактников и офицеров, проходящих военную службу в войсках постоянной готовности, не случаен. На этапе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации - это наиболее востребованный для обеспечения безопасности общества контингент военнослужащих. Анализ данных социологических исследований свидетельствует, что уровень социальной защищенности офицеров, прапорщиков, солдат (сержантов) по контракту, являясь основополагающим, обеспечиваемый действующим законодательством, в течение последних лет реально не вырос. Как и прежде, много нареканий вызывает правовая основа контракта на военную службу.
Социальный механизм функционирования этнической социализации в современной российской армии
Россия — одно из немногих мировых сообществ, где столетиями и без крайних осложнений сосуществовали и сосуществуют различные культуры и религиозные конфессии. Россия до недавнего времени выступала гарантом стабильности и безопасности в мире. В целях возрождения и дальнейшего укрепления этого статуса нашему государству необходимо наряду с активизацией деятельности во внешней политике, решить ряд внутренних проблем, главная из которых - обнищание народных масс. Отечественные социологи отмечают, что после распада СССР лозунг - «..нам нужны миллионы собственников)) - не сработал, наоборот, миллионы людей труда оказались лишенными возможности обрести свою долю собственности из-за неправильных принципов, форм, методов и средств реформирования общественных отношений. Как показывают результаты социологического исследования, только 2,4% населения удовлетворены достигнутым уровнем жизни, 43,5% не могут предсказать, когда наступят нормальные условия жизнедеятельности, и более 61,3% относят себя к малоимущим.
Известно и другое, что наряду с гибельной разрухой и обнищанием государства, личность пребывает в обстановке широкомасштабной криминализации общества. Снижается жизненный уровень населения и продолжительность жизни человека.
Если раньше государственная машина, в том числе Вооруженные Силы, как один из институтов воспитания молодежи, сдерживали всеобщий разгул преступности, наркомании и т.п., то с распадом более или менее отлаженной системы страх преступного мира перед возмездием ослаб, и открылся простор для правового беспредела и безнравственности.
Для осмысления миссии и роли государственных институтов, процессов социализации личности в обеспечении стабильности и безопасности общества необходимо понимать истоки терроризма. Известный ученый И. Ильинский считает, что «за террором и терроризмом,
в том числе, международным, всегда стоят проблемы отношений -межличностных, групповых, классовых, конфессиональных, национальных, межгосударственных, региональных, глобальных, геополитических -проблемы несправедливости этих отношений. В связи с этим вполне оправданно считать, что существуют психологическая и социально-психологическая сущность террора и терроризма».
В философии уже давно не отождествляют силу с насилием. В рамках политики и теории управления вырабатываются взгляды, согласно которым сотрудничество с населением, членами коллектива является более действенным и существенным для власти как таковой, чем даже легитимное насилие, не говоря уже о насилии незаконном. Под влиянием этих идей складывается интеллектуальная традиция ненасилия (М.Гапди, М.Л.Кинг и др.).
В последние годы мы видим усиление этнического самосознания, что обуславливает обострение межэтнических противоречий и, наряду с другими факторами, повышает значение механизмов этнической социализации.
В таких условиях весьма актуальным является исследование социального самочувствия молодежи, новых тенденций в ее мировоззренческих и социально-политических ориентациях, отношения молодежи к межнациональным противоречиям и государственной власти. Только с учетом полученных результатов следует создавать механизм социализации личности и определять направления его совершенствования.
В данной обстановке прослеживаются две, на наш взгляд, важные для исследования этнические проблемы.
Первая, жестко фиксируемая в современном мире тенденция, -этническая дифференциация, разделение, этносамоопределение, этносамоутверждение этносубъектов: этнических групп, государств, стран, национальных областей и т.д., часто с элементами сепаратизма и нарушением традиции взаимоотношений между соседними этносами, сопровождающиеся конфликтами и агрессивностью.
Объявление «свободы» своего этноса и характер происходящих процессов суверенизации часто реализуют лишь один уровень и форму самоопределения - отделение и стремление приобрести соответствующий статус без учета мнения других этносов.
Вместе с тем, развитие этнического самосознания не только значительно повышает субъектную ответственность этносов, но и активизирует их, что в современных условиях приобретает особый смысл, в частности, в связи с четко определившейся второй тенденцией развития этносов в современных условиях.
Мы имеем в виду реальный рост потребности в расширении контактов с другими этносами и не только в строго задаваемом экономическими потребностями или политическими расчетами плане, но и на базе расширения информационно-коммуникативной сферы и объективно задаваемых культурных связей. При этом в тесное взаимодействие входят этносы с разными уровнями культурного развития, возможностями, потенциалом, с разными запросами, занимающие разное положение в обществе, в его политической, экономической, культурной сферах.