Содержание к диссертации
Введение
1 Теоретико-методологические подходы к изучению тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи 14
1.1 Добрачное поведение и тендерная специфика добрачного поведения . студенческой молодежи как предмет теоретических исследований 14
1.2 Социокультурная детерминация социального института добрачного поведения 52
2 Социологический анализ тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи 81
2.1 Социологический анализ тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи Республики Мордовия 81
2.2 Пути оптимизации подготовки студенческой молодежи к браку и семейной жизни . 111
Заключение 140
Библиографический список 146
- Добрачное поведение и тендерная специфика добрачного поведения . студенческой молодежи как предмет теоретических исследований
- Социокультурная детерминация социального института добрачного поведения
- Социологический анализ тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи Республики Мордовия
Введение к работе
Актуальность исследования добрачного поведения студенческой молодежи обусловлена рядом причин. Среди них существенным является то, что кризисные процессы современного российского общества - депопуляция населения и низкая устойчивость брачно-сёмейных отношений, рост уровня разводов и внебрачной рождаемости, широкое распространение социального сиротства и девиантного поведения - непосредственно влияют на функционирование института добрачного поведения. Эти тенденции вызывают тревогу у общества и государства, так как состояние брачно-семейных отношений и демографическая безопасность России напрямую связаны с реализацией семейных потребностей.
Семья не только следствие, но и причина социально значимых действий. В современной семье происходит ослабление социально-психологического эффекта общности, что ускоряет разрыв преемственности между поколениями. В этих условиях молодежь обретает ценности во многом самостоятельно. Если в прошлом культура через механизм социального воспроизводства определяла выбор брачного партнера интересами рода, семьи, сословия и индивид подчинялся стереотипам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении. Сфера общения современных молодых людей становится более дифференцированной и избирательной. Ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальную монополию: любовь, эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение представляют для них ценность сами по себе и не всегда соотносятся с вопросом, заключить брак или нет.
Выступая носителем инновационного потенциала развития социума, студенчество располагает особыми (как внутренними, так и внешними) возможностями для реализации своих установок и потребностей в сфере добрачного поведения. Являясь прогрессивной и наиболее активной частью молодежи, именно студенты через свое отношение к брачно-семейным ценностям детерминируют ее добрачное поведение, в значительной степени способствуют
изменению самого этого социального института и воздействуют на его тендерную специфику.
В современной социологии становится все более очевидным, что анализ практически любого социального явления будет неполным, если он проводится без учета тендерных различий его участников. Студенческая субкультура по-своему детерминирует специфические полоролевые предписания, нормы, тендерные стереотипы, - то есть представления о том, каким должно быть добрачное поведение мужчин и женщин. Данный фактор крайне важен для прогнозирования изменения семьи.
В теоретическом плане актуальность темы исследования связана с отсутствием в социологии единого подхода к понятиям «добрачное поведение» и «выбор брачного партнера». Нет пока единой теории, которая выполняла бы роль концептуального базиса для изучения добрачного поведения.
В практическом плане актуальность диссертационного исследования вытекает из необходимости поиска путей оптимизации подготовки молодежи к браку и семейной жизни на федеральном, региональном и местном уровнях исходя из тендерной специфики. Именно в добрачном периоде зарождаются успехи и неудачи, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в брачно-семейных отношениях. Поэтому следует вести целенаправленную и систематическую подготовку молодежи к браку и семейной жизни, через которые человек впоследствии включается в систему других общественных связей.
Степень изученности проблемы. Разноплановый и междисциплинарный характер проблематики тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи определяет разнообразие используемых в работе научных источников.
В теоретическом аспекте для нас интересны труды по социологии молодежи, в которой представлена значительная часть исследований посвященных студенчеству и добрачному поведению молодежи. Отметим работы А. С. Власенко, В. И. Добрыниной, Ю. А. Зубок, Т. В. Ищенко, А. И. Ковалевой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, А. В. Петровой, Л. Я. Рубиной, Л. В. Топчего и др.
Интерес представляют работы из социологии семьи, как отраслевой области социологического знания, в рамках которой осуществлялось изучение института добрачного поведения. Следует отметить работы: А. И. Антонова, Э. Гидденса, С. И. Голода, В. М. Медкова, М. С. Мацковского, Л. И. Савинова, А. Г. Харчева, Е. М. Черняк, Т. В. Шеляг, и др.
Различные аспекты становления, и развития института добрачного поведения и тендерной специфики добрачного поведения в исторической ретроспективе затрагиваются в работах К. Д. Басаевой, В. А. Балашова, М. Босанаца, Ю. А. Бессмертного, С. Я. Вольфсона, С. И. Голода, В. Б. Голофаста, М. М. Громыко, Г. В. Жирновой, Р. Зидер, В. А. Липинской, Б. Н. Миронова, Б. Н. Попова, Л. П. Репиной, Л. Н. Семеновой, А. П. Скрипника, Ч. Филипса, Дж. Фрэзер, А. Г. Харчева, Ф. Энгельса, и др.
Добрачное поведение является предметом активных исследований как отечественных, так и зарубежных социологов, психологов и философов. Многообразие моделей добрачного, поведения и выбора брачного партнера, описываемое наукой, подчеркивает его сложность. На наш взгляд, подходы к процессу выбора брачного партнера и добрачного поведения можно разделить на несколько типов.
Универсальные модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, одинаково приемлемые как для женского, так и для мужского пола, рассмотрены в работах Р. Уинча, Б. Мурштейна, Г. Беккера, Дж. П. Мердока, К. Г. Юнга, Э. Фромма и др. Модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, где ведущая роль отводится мужчине анализируются в работах Г. Гегеля, И. Канта, А. Л. Литвиновой, Т. Парсонса., В. Франкла, 3. Фрейда, А. Шопенгауэра. Существуют и иные точки зрения, согласно которым женщина и мужчина могут иметь свои специфические модели добрачного поведения и выбора брачного партнера и модели добрачного поведения, где ведущая, доминирующая роль отводится женщине, следует отметить работы: С. Бовуар, О. Вейнингера, Л. Линдхоф, Г. Постл, Е. Полюды.
А. И. Антонов, В. М. Медков, Л. И. Савинов, исследуют брачный выбор как процесс движения через культурные, социальные и психологические фильтры.
На рубеже 70 - 80-х гг. XX в. начала формироваться новая общественная научная дисциплина - тендерные исследования. Ее предметом стал анализ общего и различного в восприятии действительности и социальном поведении мужчин и женщин. Причем различия эти связывались не с их физиологическими особенностями, а со спецификой воспитания, образования, распространенными в каждой конкретной культуре представлениями о том, как следует вести себя лицам разного пола.
Теоретическое осмысление тендерной специфики добрачного поведения осуществлялось в рамках теоретического подхода социального конструирования тендера, основные положения которого раскрыты в работах К. Уэста, Д. Зиммермана, П. Бергера, Т. Лукмана.
Исследованию биологической и социальной природы отличий полов посвящены работы В. С. Агеева, Ю. Е. Алешиной, М. Босанаца, О. Вейнипгера, А. В. Визгиной, Т. В. Виноградовой, Э. Гидденса, В. Д. Еремеевой, Е. П. Ильина, Я. Л. Коломинского, И. С. Кона, В. Ф. Коновалова, Г. Николаева, С. Ушакина, 3. Фрейда, К.-Г. Юнга, З.А. Янкова и др.
Основы тендерной теории и методологии, оригинальные концепции тендера содержатся в трудах С. Г. Айвазовой, Ш. Берн, С. Бовуар, О. А. Ворониной, А. Р. Гаповой, Э. Гидденса., Т. А. Гурко, Т. М. Дадаевой, Е. А. Здравомысловой, А. В. Курамшева, А. А. Темкиной, Ж. Липовецкого, Д. Лорбера, Т. А. Репиной, О. В. Рябова, Г. Г. Силласте, Т. Б. Щепанской, и др.
Результаты эмпирических социологических исследований добрачного поведения молодежи, его особенностей у юношей и девушек, существующих проблем содержат работы: Т. А. Гурко, Н. П. Ивченковой, Г. А. Навайтис,
A. Н. Обозовой, Т. И. Пуховой, И. В. Романова, И. Г. Станиславской,
B. А. Сысенко, Н. Ф. Федотовой, Т. И. Юферевой, и др.
Особенности регионального развития студенчества, результаты исследования студенческих проблем в РМ нашли отражение в диссертационных исследованиях С. В. Полутина, 3. Н. Присягиной, С. Б. Денисова, Ж. В Жиратковой, О. М. Родионовой, И. Н. Медведевой и др.
Следует также отметить труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам полового воспитания и подготовки молодежи к браку и семейной жизни: Д. Н Исаев, В. Е. Каган, Е. С. Калмыкова, С. В. Ковалев, И. С. Кон, Б. С. Круглов, А. С. Красовский, В. Т. Лисовский, В. Сатир, Б. Спок, В. А. Сысенко, В. Уолш, А. Г. Хрипкова, и др.
Роль социальной работы и основных ее технологий, направленных на оптимизацию подготовки молодежи к браку и семейной жизни, частично рассмотрены в работах Л. В. Карцевой, А. А. Козлова, М. Н. Мирсагатовой, П. Д. Павленка, Л. И. Савинова, Е. В. Кузнецовой, Е. И. Холостовой, Е. М. Черняк, Г. Н. Чупиной, Т. В. Шеляг, и др.
Результаты анализа научной литературы дают основание для вывода о многоплановости изучения данной проблемы на разных уровнях научного знания. Есть серьезные разработки по социологии молодежи, социологии семьи, рассмотрен ряд аспектов студенческой субкультуры и добрачного поведения. Однако в социологии* остается неизученным спектр проблем тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи.
Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования -выявление и изучение тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи и разработка путей оптимизации подготовки молодежи к браку и семейной жизни.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть эволюцию добрачного поведения в культуре как предмет социологического анализа и конкретизировать понятия «добрачное поведение» и «гендерная специфика добрачного поведения».
Провести социологический анализ тендерной специфики добрачного поведения на примере студенческой молодежи.
Выявить факторы, детерминирующие тендерную специфику добрачного поведения студенческой молодежи.
Изучить влияние высшего учебного заведения на добрачное поведение студенческой молодежи.
5. Обосновать необходимость специальной целенаправленной, систематической подготовки студенческой молодежи к браку и семейной жизни.
Объект исследования - студенческая молодежь.
Предмет исследования - тендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи
Теоретико-методологической основой исследования послужил междисциплинарный подход, сочетание различных взглядов отечественных и зарубежных ученых исследовавших институт добрачного поведения и тендерную специфику добрачного поведения молодежи. Интерес представляют труды российских и зарубежных социологов, посвященные социологии молодежи, социологии семьи, социологии института добрачного поведения, теории и практике социальной работы, социологические исследования студенческой молодежи.
Теоретическое осмысление добрачного поведения и тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи осуществлялось на основе системного (Л. Берталанфи, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Е. И. Холостова) и структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон), институционального подхода (Э. Гидденс, Н. Смелзер, П. Бергер, Т. Лукман, П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, А. И. Антонов, В. М. Медков, М. С. Мацковский, А. Г. Харчев) и теории социального конструирования тендера (К. Уэст, Д. Зиммерман, П. Бергер, Т. Лукман).
Исследование проводилось с помощью таких общенаучных методов, как метод исторической реконструкции и аналогии, диалектический метод, методы анализа и синтеза, вторичного анализа эмпирических данных, структурный метод, метод анализа статистических источников. В ходе его применялись специальные социологические методы — анкетного опроса, сравнительного и системного анализа. При обработке эмпирических данных использовались методы группировки, ранжирования, классификации, типологизации, сравнительного анализа
Эмпирическую базой исследования послужили данные официальной статистики по Российской Федерации и Республики Мордовия, социологических
исследований российских социологов по социально-демографическим проблемам, социологии молодежи и социологии семьи, а также, данные проведенного автором в 2005 г. социологического опроса студенческой молодежи, обучающейся в вузах Республики Мордовия, по теме «Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи». Выборочная совокупность включала 872 респондента. Привлекались сведения из документации делопроизводства по учету обучающего контингента вузов РМ. Количественный анализ информации, содержащейся в анкетах, был обработан в среде Excel 2000 пакета прикладных программ Microsoft Office Professional. Графическое и текстовое представление данных произведено с помощью программных пакетов Microsoft Excel 2000 и Microsoft Word.
Гипотеза исследования. Студенческая молодежь детерминирует добрачное поведение молодежи в целом, ориентируясь при этом на прогрессивные тенденции тендерной специфики в социальном институте добрачного поведения. Однако в условиях трансформации российского общества и кризиса семьи требуется создание действенной, государственно-общественной системы целенаправленной подготовки молодежи к браку и семейной жизни, охватывающей федеральный, региональный и местный уровни.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Дано авторское обоснование понятий «добрачное поведение» и «гендерная специфика добрачного поведения».
Под добрачным поведением мы понимаем поведение, определяемое
биологическими, психологическими, социокультурными, социально-
демографическими характеристиками индивида, направленное на выбор брачного партнера и удовлетворение потребности в браке, семье; детерминирующее характер будущего супружества и эмоционально-психологическое отношение к семейным ценностям, итогом которого, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть:
вступление в брак и создание семьи;
создание семьи вне брака;
отказ от вступления в брак и отказ от создания семьи.
При употреблении понятия «гендерная специфика добрачного поведения»
речь идет о социальных, культурных, психологических особенностях в поведении женщины и мужчины, направленном на удовлетворение потребности в браке и семье, формирование представлений о характере будущего супружества, отношений к семейным ценностям, соответствующее тем общественным нормам и ожиданиям, которые характеризуют индивида как муэ/счину или как женщину.
Проанализировано современное состояние института добрачного поведения студенческой молодежи на материале проведенного социологического исследования на тему «Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи», в котором приняли участие студенты различных высших учебных заведений Республики Мордовия.
Систематизированы концептуально-методологические и прикладные подходы к изучению тендерной специфики добрачного поведения.
4. Выявлено влияние различных факторов (социокультура страны (региона),
родительская семья, вузовская и студенческая субкультура, индивидуальные
установки юношей и девушек) на добрачное поведение и тендерную специфику
добрачного поведения студенческой молодежи.
На основе проведенного социологического исследования определена гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи.
Изучены место и роль вуза в формировании добрачных установок студенческой молодежи.
7. Обоснованы и разработаны пути оптимизации подготовки студенческой
молодежи к браку и семейной жизни.
Теоретическая значимость исследования. Выводы и результаты исследования могут служить основой дальнейшего изучения добрачного поведения, проблем молодежи, развития семьи и брака, тендерных исследований. Теоретическая значимость диссертации состоит также в выделении прогрессивных тенденций в области тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи, разработке методических рекомендаций по оптимизации подготовки студенческой молодежи к браку и семейной жизни. Полученные
результаты могут быть использованы в сфере социологии, социальной работы, педагогики, тендерных исследований.
Практическая значимость работы. Практические наработки и
рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в деятельности государственных органов власти, органов управления вузами, школами, социальными службами и центрами, любыми другими учреждениями, работающими с молодежью, семьей, для планирования и организации систематической, целенаправленной подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, а также для разработки федеральных, региональных, местных проектов и программ. Ряд положений работы могут быть полезны при разработке специальных учебных курсов, ориентированных на подготовку молодежи к браку и семейной жизни.
Выводы диссертационного исследования могут использоваться общественными, добровольческими объединениями, занимающимися проблемами семьи, брака и молодежи, а также оказать помощь родителям, молодым людям при организации само- и взаимопомощи.
Положения, выносимые на защиту:
1. На процесс формирования социальной, нравственной и психологической
готовности студенческой молодежи к браку и семейной жизни особое влияние
оказывают следующие факторы: социокультура страны (региона), родительская
семья, вузовская и студенческая субкультура, индивидуальные установки юношей
и девушек.
2. В качестве отдельного фактора воздействующего на добрачное поведение
студенческой молодежи, следует выделить социальный институт высшего
образования, который создает условия и способствует формированию качеств
личности будущего семьянина.
3. Студенческая молодежь под влиянием вузовской субкультуры
ориентируется на прогрессивные тенденции в области тендерной специфики в
социальном институте добрачного поведения, которые характеризуются
утверждением равноправия, толерантности, активности и самостоятельности в
отношениях между юношами и девушками и в вопросе создания семьи и заключения брака.
4. Требуется создание действенной государственно-общественной системы целенаправленной подготовки молодежи к браку и семейной жизни на федеральном, региональном и местном уровнях с учетом тендерной специфики добрачного поведения молодежи, так как:
- в настоящее время специальная целенаправленная, систематическая
подготовка молодежи к браку и семейной жизни не ведется;
представления юношей и девушек о браке и семейной жизни в большинстве случаев складываются под воздействием различных стихийных социальных факторов, социально-бытовых научениях, влиянии «улицы», которые не всегда позитивно отражаются на социально-психологическом отношении к браку и семье, ценностях супружества и не могут обеспечить воспитание всесторонне развитой личности семьянина;
подготовка молодежи к браку и семейной жизни должна строиться через призму тендерного подхода, с учетом системы реальных тендерных ролей, социального статуса мужчины и женщины, что возможно только при содействии квалифицированных специалистов.
Апробация результатов диссертационного исследования: Основные теоретические и методологические аспекты диссертации докладывались и обсуждались:
на ежегодных Огаревских научных чтениях в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева (Саранск, 2003-2006 гг.)
на ежегодных Конференциях молодых ученых в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева (Саранск, 2003-2006 гг.)
на ежегодных Сафаргалиевских научных чтениях в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева (Саранск, 2002-2005 гг.)
на научных семинарах кафедры социальной работы Историко-социологического института МГУ имени Н. П. Огарева (Саранск, 2003-2006 гг.)
на международной научно-практической конференции «Женщина в
политике и обществе» (Пенза, 2005 г.)
на международной научно-практической конференции «Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации» (Москва, 2005 г.)
Основные выводы и результаты нашли отражение в 13 публикациях автора. Материалы диссертации используются при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам «Фамилистическая культура», «Досуговедение», «Теория социальной работы».
Диссертация обсуждена на кафедре социальной работы Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева 6 марта 2006 г. и рекомендована к защите.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Добрачное поведение и тендерная специфика добрачного поведения . студенческой молодежи как предмет теоретических исследований
Добрачное поведение находится в числе важнейших сфер человеческих взаимоотношений являющихся предметом специального исследования многих научных дисциплин (социологии, психологии, медицины, педагогики, экономики, сексологии, социальной работы и т.д.). И это легко объяснимо, потому что добрачное поведение первая ступень к будущей семье, один из социальных институтов общества, зависящий от семьи и в то же время определяющий ее. Именно в добрачном периоде зарождаются успехи и трудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявляются в браке и семье. Социологический анализ добрачного поведения необходим для понимания будущего состояния брачно-семейных отношений, тенденций их развития.
Изучение тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи целесообразно начать с конкретизации понятия «добрачное поведение». Добрачное поведение - это понятие представляющее собой в синтаксическом плане словосочетание, в котором присутствуют имя существительное, характеризующее предмет, а им является «поведение», и имя прилагательное — «добрачное», выражающее качественные свойства этого предмета. Понятие «добрачное» в этом словосочетании играет особую роль .
Основные условия возникновения всякого поведения, по Д.Н. Узнадзе, это наличие какой-либо потребности у субъекта поведения, затем ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена и прежде всего установки к нему. [178,180-181]. «Установка, - пишет исследователь, - означает готовность активного субъекта к деятельности... она возникает на основе единства потребности и удовлетворяющей ее среды, заключает в себе действия и активную личность». [178,150-153] Социологи А.Г. Харчев, М.С. Мацковский отмечают, что «добрачное поведение - понятие чрезвычайно широкое. Оно во многом предопределяет характер будущего супружества и, в свою очередь, зависит от того, что представляет собой каждый из субъектов складывающегося брачного отношения». [192,69]
Исследователь Савинов Л.И. рассматривает понятие «добрачное поведение» с двух методологических позиций. С широком смысле структура добрачного поведения, по его мнению, состоит из биологических, социальных, психологических черт поведения индивида, которое имеет определенную направленность к индивиду противоположного пола и преследует цель создания семьи. В узком смысле, более конкретном, она включает ряд характеристик: возраст вступления в брак, национальность, образование, социальное положение, место знакомства, его продолжительность, возраст вступления в первую половую связь и т.д. [152,7]
Многие исследователи акцентируют внимание на том, что добрачное поведение индивида направлено на выбор брачного партнера. По определению Антонова А.И. и Медкова В.М., под брачным отбором - понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша) который (которая) и становиться мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».[11,150]
В целом, мы согласны со всеми перечисленными позициями и взглядами исследователей на понятие «добрачное поведение» однако, на наш взгляд, наиболее полное представление о сущности этого понятия возможно при гармоничном сочетании, совокупности всех выше обозначенных подходов. Необходимо конкретизировать понятие «добрачное поведение», дать более полное его понимание.
Под добрачным поведением мы понимаем - поведение, определяемое биологическими, психологическими, социокультурными, социально демографическими характеристиками индивида, направленное на выбор брачного партнера и удовлетворения потребности в браке, семье, детерминирующее характер будущего супружества и эмоционально-психологическое отношение к семейным ценностям, итогом которого, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть:
- вступление в брак и создание семьи;
- создание семьи вне брака;
- отказ от вступления в брак и отказ от создания семьи.
Необходимо отметить, что добрачное поведение измеряется не астрономическим, а психологическим временем. В некоторых случаях добрачное поведение может быть для индивида непрерывным процессом, имеющим периоды «обострения» или активного добрачного поиска и периоды «затухания» возникающего при удовлетворении добрачных потребностей. Можно согласиться с мнением Антонова А.И., согласно которому человек, мужчина или женщина, постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. [11,150]
В связи с тем, что добрачное поведение имеет обширный возрастной диапазон, так как невозможно определить точные возрастные границы добрачного поведения, мы конкретизируем его возрастными и статусно -ролевыми рамками студенческой молодежи.
В научной литературе нет единой точки зрения по поводу определения студенчества. Причем нет и категоричного, единого подхода к понятию студенчества исключающего все другие. Различные исследователи, давая определение студенческой молодежи, связывают в этом понятии несколько составляющих. На наш взгляд все многообразие определений понятия «студенчество» взаимосвязаны и взаимообусловлены, вытекают один из другого. Резюмируя работы разных исследователей можно выделить несколько подходов к трактовке термина «студенчество». Под студенчеством понимаются:
1. Собственно студенты как социально - демографическая группа, характеризующаяся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.
2. Студенчество как определенное общественное положение, совокупность особой социальной роли и статуса. 3. Студенчество как особая фаза, стадия социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально - психологическими особенностями.
4. Студенчество как социальная группа в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции.
5. Студенчество как ; мобильная социально - профессиональная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких социальных ролей и профессиональных обязанностей в материальном и духовном производстве.
6. Студенчество как часть молодежи обучающейся в высших учебных заведениях, потенциал развития страны и т.д.;[28,54; 75,43; 106,7-10; 107,22-26; 112,43; 136,60; 148,20; 167,783; 175,12]
Исследование студенчества осуществляется, в большей степени в рамках социологии молодежи, поэтому одним из направлений в определении студенчества, в нашем случае, следует выделить определение, где студенчество рассматривается как часть молодежи, то есть студенческая молодежь.
Социокультурная детерминация социального института добрачного поведения
История возникновения культуры добрачного поведения насчитывает многие тысячелетия. Особенности добрачного поведения современной молодежи, выбор брачного партнера, вступление в брак, явления настолько заурядные, что кажется, так было всегда, но социальный институт добрачного поведения в том виде, который мы наблюдаем сейчас, складывался долгое время и под влиянием многих факторов. Добрачное поведение — понятие историческое, его структура и функции обусловлены характером существующих общественных отношений, а также уровнем культурного развития общества. Необходимо отметить, что институт добрачного поведения возник не как отношения между индивидами, а как отношения между коллективами, родами.
Зарождение института добрачного поведения сопряжено с историей развития институтов брака и семьи. В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» можгут отождествляться, но в науке принято их разграничивать. Хотя между этими понятиями существует тесная взаимосвязь, в их сути есть немало особенного, специфичного. Как отмечает Антонов А.И., выделение среди партнерских, любовных отношений тех, что ведут к обзаведению детьми, обусловлено наличием социального института семьи, поэтому брак, хотя и предшествует хронологически семье, но как социокультурный феномен обусловлен существованием семьи. Семья есть единство трех отношений -супружества, родительства и родства, поэтому брак лишь составная часть семьи, а не наоборот. [11, 297]
Как отмечает М. Босанац, органической связи между семьей и браком не существует. Брак является правовым договорным отношением между двумя лицами противоположного пола; семья охватывает больший или меньший круг лиц, связанных кровнородственными отношениями как биологическим фактом. Брачная связь, пока она длится, только внешне принимает вид семьи. До тех пор пока основная функция- брака - это санкционированная правом организация сексуальной жизни мужчины и женщины, удовлетворения полового инстинкта и потенциального рождения потомства, до тех пор функции семьи значительно шире. И в былых семейных организациях брак также не имел значения основы, базиса, он сам погружался в семью. Групповая семья (кровнородственная и пуналуанская), матриархальные и патриархальные кланы - это все были основные общественные группы, а не брак, не брачные группы. Даже патриархальная моногамная семья должна была основываться не на браке, а на значительно более широкой группе родственников. Не брак здесь служил базисом для основания семьи, а наоборот - семья была базисом для заключения брака. [22,198]
Брак и семья возникли в разные временные периоды. Социальный институт семьи имеет более давнюю историю своего происхождения в культуре.
Понятие «культура» ведет происхождение от латинского culture, что означает возделывание. Человек возделанный, «культивированный» в XVIII веке стал называться культурным. [210,173] Позже слово «культура» стало означать высокий уровень развития цивилизации. Сегодня под культурой подразумевают систему выработанных обществом регуляторных механизмов поведения человека и социальных групп; планы, правила, инструкции и пр. Необходимо заметить, что каждая культура имеет свои собственные понятия по поводу того или иного поведения, однако существуют общие (универсальные) нормы. Мы будем рассматривать культуру общества как целое, но лишь в одном аспекте: каким образом в культуре проявляются коллективные представления общества о структуре добрачных отношений, формируются идеалы мужественности и женственности как социальные конструкты определенным образом детерминирующие тендерную специфику в добрачном поведении индивидов.
Следует обратить внимание на то, что в современных трактовках, брак - это исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом, форма взаимоотношений женщины и мужчины, определяющая их права и обязанности друг к другу и их детям. [36,130]
А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной посредством которой общество упорядочивает их супружеские и родительские права и обязанности»[190,66]. Таким образом, получается, что с момента вступление людей в законный брак, их семейно — родственные отношения касаются не только их двоих и членов их семьи, но регулируются законом и общественными нормами. Если брак отражает социально-правовые аспекты семейно - родственных отношений и является общественным институтом, в котором мужчина и женщина выступают не только как муж и жена, но и как граждане государства, то и добрачное поведение носит социально-правовой характер. Это проявляется в контроле осуществляемым общественным мнением и законом за основными и потенциальными участниками добрачного поведения, определении их потенциальных ролей и функций, особенностей поведения связанных с такими характеристиками как возраст, пол, социальный статус и т. д.
Вопрос о происхождении брачного института является спорным. Происхождение брака выводятся из мистических идей содержащих в себе потенциально религиозное содержание и тем самым лишая брак его социального содержания, земных признаков, реальных человеческих отношений. Некоторые ученые биологизируют явление брака и семьи рассматривая их как продукт сексуального инстинкта присущего всему животному миру, также игнорируя закономерности общественного развития. Имеет место научная точка зрения доказывающая, что единобрачие является изначальной формой половых отношений. Интересующая нас проблема это истоки и этапы формирования института добрачного поведения. Но если брать за основу ту или иную точку зрения относительно появления брака, вероятно, что и сами этапы эволюции добрачного поведения будут различаться друг от друга.
Социологический анализ тендерной специфики добрачного поведения студенческой молодежи Республики Мордовия
Тендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи, формирование представлений о характере будущего супружества, отношений к семейным ценностям, формируются не спонтанно, а являются результатом влияния разнообразных общественных норм и ожиданий, которые характеризуют индивида как мужчину или как женщину.
В апреле - мае 2005 г. нами был проведен опрос студентов обучающихся в крупных высших учебных заведениях Республики Мордовия, на тему «Тендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи», который позволил определить брачно-семейные установки юношей и девушек, их взгляды на брак и семью, отношение к семейным ценностям, представление о характере будущего супружества. А также выделить субъектов, реально осуществляющих добрачную подготовку и влияющих на тендерную специфику в добрачном поведении студенческой молодежи. Программа социологического исследования представлена в Приложении А.
Представление студенческой молодежи о модели будущих брачно-семейных отношений строятся еще на добрачном этапе. Опираясь на опыт родительской семьи, родственников, знакомых людей и случайных, друзей, молодые люди создают свой набор семейных ролей и обязанностей, которые впоследствии будут готовы исполнять в будущей семье.
Как показали результаты исследования, несмотря на все многообразие социальных институтов влияющих на добрачное поведение студенческой молодежи, в большинстве своем оно находится под воздействием родительской семьи, которая в значительной степени формирует личность человека, будущего семьянина. Как отмечает социолог А.Г. Харчев, семья обладает огромными возможностями для приобщения молодежи к социальным ценностям и ролям.[159,20] Исследователь Е. Яковенко акцентирует внимание на том, что семья закладывает основы представления о браке и семейной жизни. [117,59] По мнению Г. Т. Хоментаускас: «На детей влияют не только преднамеренные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ими не осознаваемые».[199,4] Исследователь В.Т. Лисовский отмечает, что одной из причин тесной взаимосвязи проблем молодежи и проблем семьи является обусловленность образа жизни и поведения молодежи условиями жизни и атмосферой родительской семьи, ее семейной культурой. [105,61] и т.д.
Анализ добрачных установок современной студенческой молодежи показал наличие определенной зависимости между моделью брачно-семейных отношений в родительской семье и представлениями о браке и семье респондентов.
В научной литературе приводится ряд исследований, свидетельствующих о тесной взаимосвязи между репродуктивными установками молодежи и количеством детей в родительской семье. В частности об этом свидетельствуют результаты исследования проведенного в начале 90-х годов Л.И. Савиновым и М.С. Мацковским и др. по теме: «Семья как фактор воспроизводства и развития социальной структуры общества» [152,78-79]; исследование СБ. Денисова и Л.И. Савинова проведенное в конце 90-х годов по теме: «Социальная защита студенческой семьи: концептуальные и прикладные подходы» [57,110].