Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная психология аккультурация этнических групп Лебедева Надежда Михайловна

Социальная психология аккультурация этнических групп
<
Социальная психология аккультурация этнических групп Социальная психология аккультурация этнических групп Социальная психология аккультурация этнических групп Социальная психология аккультурация этнических групп Социальная психология аккультурация этнических групп Социальная психология аккультурация этнических групп Социальная психология аккультурация этнических групп Социальная психология аккультурация этнических групп Социальная психология аккультурация этнических групп
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лебедева Надежда Михайловна. Социальная психология аккультурация этнических групп : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 : Москва, 1997 310 c. РГБ ОД, 71:99-19/5-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-психологические закономерности адаптации этнических групп к иной культурной и природной среде . 22

1.1. Современная психологическая теория аккультурации . 22

1.2. Особенности авторского подхода к исследованию аккультурации . 36

1.3. Эмпирическое исследование психологической адаптации этнических групп к иной культурной среде. 42

1.3.1. Социальная психология межгрупповых отношений. Проблема адекватности межгруппового восприятия. 43

1.3.2. Суггестия и контрсуггестия как механизмы, регулирующие межгрупповое восприятие. 48

1.3.3. Основные гипотезы, методы и результаты эмпирического исследования психологической адаптации этнической группы к иной культурной среде. 53

1.4. Психологическая адаптация этнических групп к иной природной среде. 72

1.5. Общие закономерности групповой психологической адаптации к иной культурной и природной среде. 89

Глава II. Новая русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности. Социально-психологические закономерности аккультурации русских в ближнем зарубежье . 97

2.1. Особенности аккультурации русских жителей новых независимых государств . 97

2.2. Основные уровни анализа и теоретические парадигмы . 100

2.3. Основные гипотезы исследования. 114

2.4. Результаты исследования и их анализ по республикам. 119

2.4.1. Казахстан. 119

2.4.2. Узбекистан. 135

2.4.3. Азербайджан. 148

2.4.4. Армения. 161

2.4.5. Эстония. 173

2.4.6. Литва. 187

2.4.7. Украина. 199

2.5. Кросс-культурный анализ результатов исследования. 211

2.6. Основные социально-психологические особенности аккультурации русских в новых независимых государствах. 220

2.6.1. Факторы, определяющие выход из кризиса социальной идентичности. 220

2.6.2. Факторы, влияющие на валентность этнической идентичности. 223

2.6.3. Психологические стратегии сохранения (восстановления) позитивной этнической идентичности. 224

2.6.4. "Синдром навязанной этничности". Способы его преодоления и сохранения позитивной этнической идентичности и толерантности. 225

2.6.5. Различия в психосемантической структуре идентичности "уезжающих" и "остающихся" русских. 229

2.6.6. Социально-психологические механизмы построения новых идентичностей. 231

2.6.7. Новые эмпирические факты и теоретические гипотезы о причинах и мотивах миграции и репатриации. 233

2.7. Выводы по результатам исследования. 237

Заключение. Общие выводы и рекомендации. 241

Список публикаций по теме диссертации. 251

Литература. 256

Приложения. 271

Введение к работе

Диссертация на тему "Социальная психология аккультурации этнических групп" представляет собой обобщение эмпирических и теоретических исследований автора, выполненных на протяжении более чем 10 лет изучения социально-психологических проблем этнических миграций и психологической адаптации переселенческих групп в иной этнокультурной и природной среде.

В совокупности научных публикаций по данным темам центральное место занимают две монографии: "Социальная психология этнических миграций" (М. Изд-во ИЭА РАН, 1993) и "Новая русская диаспора: социально-психологический анализ" (М. Изд-во ИЭА РАН, 1995). Они являются двумя этапами единого по теоретико-методологическому стрежню и методическому оснащению исследования социально-психологических проблем аккультурации групп русских переселенцев в новых географических, социально-культурных и этнополитических условиях.

Их дополняет и расширяет комплекс работ автора, в которых более детально и подробно разработаны основные социально-психологические проблемы этнических миграций и аккультурации:

- психологическая адаптация этнических групп к иной культурной и географической среде (группы русских старожилов Закавказья (4,5,6,7,8,11,12, 13,17,32); русские жители новых независимых государств (20,25,26,28,30,34,36); крымские татары в Крыму (16);

- трансформации этнической и социальной идентичности мигрантов в новых культурных и социально-политических контекстах (11,14,23,31,32,34,35,36,38,39);

- социально-психологические проблемы формирования этнических диаспор (2,26,30,34,36,38); и психологические закономерности принятия решения о миграции (19,24,31,34, 35,36,37,38);

- психологические последствия межкультурных контактов: происхождение этнической интолерантности (нетерпимости) как когнитивного феномена (7,12,13,15,16,18,22,23,27,28,33) и социально- психологические механизмы преодоления интолерантности (35,36,39);

- роль социально-психологических механизмов сохранения и изменения этнического сознания (этнической идентичности) в процессе аккультурации (5,7,32, 36,38,39).

В данных исследованиях были впервые применены и прошли апробацию новые психологические методы исследования, а также разработаны новые теоретические подходы к исследованию адаптации мигрантов в иной этнокультурной и природной среде, которые впоследствии получили эмпирическое и теоретическое развитие в трудах других исследователей (Мулдашева А.Б.,1991, Хохлов А.А.,1993, Филиппова Е.И, 1995, Смирнова В.В.,1996, Сухарев А.В.,1994,1996 и др.).

Теоретические подходы автора к исследованию психологической аккультурации легли в основу соответствующей главы учебного пособия для студентов психологических и педагогических специальностей университетов "Этническая психология и проблемы обучения" М. Изд-во ИЭА РАН, 1997 (в печати).

Актуальность проблемы. Аккультурация этнических групп (как и отдельных индивидов) к иной этнокультурной и природной среде является необходимым следствием миграции в иную культуру (этнической или этноизбирательной миграции). Под этническими миграциями мы понимаем те случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурной группы) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования

этноса (или его длительного проживания) и переселяются в иное географическое или культурное пространство.

Подобные миграции существовали с древних времен, когда стихийные бедствия или войны заставляли людей перемещаться по планете. Примерами таких миграций в средние века могут быть походы великих путешественников и завоевателей, повлекшие за собой массовые миграции как европейцев в иные культуры, так и жителей дальних стран в Европу и Северную Америку. В более поздние времена - вынужденные или добровольные перемещения ортодоксальных последователей культурных или религиозных течений в России (молокане, духоборцы, старообрядцы). Еще позднее- депортации целых народов с их исконных земель и последующее мучительное их возвращение. В XX столетии приобрела массовость так называемая "трудовая" миграция, когда из непромышленных регионов (Азия, Африка) люди перемещались в развитые индустриальные регионы с целью заработка, что также можно назвать примером этнической или этноизбирательной миграции.

Рост современных межэтнических или межнациональных миграций, по мнению западных специалистов, является серьезным вызовом мировой социальной, экономической и политической системам (G. Bierbrauer & P.Pedersen, 1996 ). По некотрым оценкам, в настоящее время около 100 млн. иммигрантов, беженцев, иностранных рабочих и других категорий мигрантов проживает вне пределов страны своего происхождения ( Russel S. & Teitelbaum М., 1992). Ожидается, что в следующем тысячелетии эта цифра резко возрастет.

Особая ситуация с этническими миграциями возникла на просторах бывшего СССР после его распада и образования новых независимых государств. По оценкам Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, в результате распада СССР свыше 60 млн.

человек оказалось за границей, из них - 34 млн. - русские, украинцы и белорусы, живущие в других республиках.

Вследствие экономической и политической нестабильности, эт-нократических моделей строительства новых независимых государств миллионы людей были вынуждены возвращаться на свои "этнические" земли, о которых они уже давно ничего не знали и где их никто не ждал. К началу 1996 г. около 3,5 млн. вынужденных "репатриантов" выехали с мест, где проживали десятки лет, имели стабильную работу, жилье, социальную защиту, по причинам так называемого «этнического» дискомфорта.

Неизбежным результатом массовых этнических миграций становятся межэтнические (межкультурные) контакты на групповом уровне, когда мигранты вступают в более или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры. В современной науке описаны варианты этнических процессов, сопровождающих миграцию: ассимиляция, сегрегация, маргинализация, интеграция и т.д.( Этнография и смежные дисциплины. Свод этнографических понятий и терминов., 1969).

Существуют многочисленные этнологические, этнополи-тические, этнодемографические и этносоциологические исследования проблем аккультурации русских в новых независимых государствах (Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Витковская Г.С., Гинзбург А.И., Гудков Л.Д., Гришаев И.А., Савоскул С.С., Остапенко Л.В., Субботина И.А., Тишков В.А., и мн. другие), где основной упор делается исследователями на анализ этнополитического дискурса межэтнического взаимодействия или на прогноз предполагаемой численности межреспубликанских миграций. Этнопсихологические исследования в этом ряду практически отсутствуют, за исключением исследований, посвя щенных адаптации беженцев и вынужденных переселенцев в России (Солдатова Г.У.1995, Гриценко В.В.1996).

Меж тем, следует обратить внимание, что этнические миграции, появившись в человеческой истории, создали новую ситуацию, которая в психологическом плане требует от человека (и человечества в целом) трудной работы понимания и принятия как иного взгляда на мир, запечатленного в других этнических культурах, а также - понимания этнических и культурных основ собственного существования.

Сложность эмпирического исследования психологических аспектов миграций осознавалась специалистами - психологами за рубежом (G. Bierbrauer & P.Pedersen, 1996 ) и библиографический поиск статей, опубликованных в 21 ведущем западном психологическом журнале за период с 1974 по 1993 гг. показал, что лишь 1 % среди более чем 30 000 статей имеет то или иное отношение к проблемам миграции.

Несмотря на это, по мнению западных ученых, психологические проблемы миграции в будущем станут одним из приоритетных направлений социально-психологических исследований. Согласно главной цели социальной психологии ( Ross L. & Nisbett R., 1991)- как теоретической и эмпирической демонстрации глубинного влияния на человеческое поведение трех основных сил: 1) социального контекста, 2) субъективных человеческих интерпретаций и 3) динамического взаимодействия социальных и индивидуальных факторов, - миграции (особенно в иную культуру) как нельзя лучше соответствуют требованиям, предъявляемым к объекту и цели социальной психологии в данном понимании.

В нашей стране социально-психологические проблемы этнических миграций и аккультурации практически не разработаны, несмотря на то, что потребность в продуманной, научно-обоснованной государственной миграционной политике чрезвычайно велика. Кроме

того, слишком высока психологическая цена, которую вынуждены платить люди, ставшие невольными заложниками как этнокра-тических моделей государственного строительства, так и отсутствия разумной программы репатриации.

Проблемами этнических миграций психологи стали заниматься не так давно - в 50-70-е годы 20 века. Много исследований по психологической адаптации мигрантов проводилось в Великобритании, США, Канаде и Австралии - странах с богатым опытом иммиграции (Furnham А. & Bochner S.,1986).

По нашему мнению, психологические проблемы этнических миграций наиболее ярко раскрываются в следующих этапах или ступенях миграционного процесса:

а) адаптация мигрантов к иной этнокультурной среде,

б) адаптация мигрантов к иной природной (географической) среде,

в) трансформация этнической идентичности у различных поколений мигрантов .

г) причины и мотивы миграции и эмиграции.

В своих эмпирических исследованиях мне приходилось в той или иной степени касаться всех вышеперечисленных проблем миграционного поведения. Теоретически данные проблемы разработаны далеко не в равной степени.

Адаптация к иной культурной среде (или аккультурация) - наиболее теоретически и эмпирически разработанная область исследований психологических проблем миграций в иную культуру. В зарубежной психологической науке проблема психологической адаптации индивидов, принадлежавших к одной культуре, к иному культурному контексту, разрабатывается в русле кросс-культурной психологии. (Berry J.W. et al. 1992). Аккультурация в подходах зарубежной кросс культурной психологии - это прежде всего изучение влияния моделей культуры на индивидуальное поведение и изменение этого поведения под влиянием усвоения элементов новых культур.

Подход, отраженный в моих исследованиях, имеет ряд отличий от психологической теории аккультурации, предлагаемой зарубежной кросс-культурной психологией:

Во-первых, интегративность, то есть применение разных уровней анализа (социально-психологического, индивидуально-личностного и уровня межкультурного или межцивилизационного взаимодействия), а также - разных парадигм зарубежной и отечественной социальной психологии к анализу аккультурации этнических групп (Tajfel Н., Turner J., Berry J., Поршнев Б.Ф., Агеев B.C. и др.).

Во-вторых, преимущественное внимание к внутренней (часто неосознаваемой) природе психологических изменений в этнической и культурной идентичности человека в процессе аккультурации.

В-третьих, нацеленность на выявление психологических механизмов сохранения и трансформации этнической идентичности.

Данные особенности, будучи применены на практике, позволяют достичь более глубокого понимания социально-психологической сути происходящих в наше время этнополитических реалий, найти им адекватное объяснение, выявить основные факторы и социально-психологические механизмы, облегчающие или, напротив, затрудняющие процесс аккультурации русских жителей ближнего зарубежья, что, при соответствующем востребовании практической политикой, способно обернуться действенной помощью как тем, кто решил остаться в новых независимых государствах, так и реальным и потенциальным репатриантам в Россию.

Отличительные особенности данного подхода вытекают из философского понимания автором сути этнического деления

человечества как наиболее древней и устойчивой формы социальной категоризации, а также духовной (информационно-когнитивной) природы этнического сознания и "этнической картины мира" (1,с. 172-184).

Данная работа, обобщающая теоретические и эмпирические исследования автора, опирается на научно-методологические принципы относительности и антропности. Принцип относительности гласит, что основные физические законы - это инвариантные соотношения, одинаковые для всех наблюдателей. При этом научная истина рассматривается как система взаимосвязей, справедливых в ограниченной области, пределы которой можно определить лишь в ходе дальнейшего развития эксперимента и теории (Д.Бом, 1967). Применение этого принципа к исследованиям в кросс-культурной и этнической психологии ввиду многомерности не поддающихся учету внешних влияний на объект и предмет исследования означает относительный или вероятностный характер выявленных психологических закономерностей, который, однако, способен приобрести характер абсолютного закона при устойчивой повторяемости в разных культурных средах.

Принцип антропности ( Barrow J. & Tipler F., 1986) важен для нас в этой работе в смысле, расширительно сформулированном В.В. Налимовым как "...представление об изначальном существовании смыслов - их приуготовленности для раскрытия через человека." (Налимов В.В., 1989). Это означает, что конечной целью эмпирического психологического исследования является выход на изначальные смыслы, закодированные в человеческом сознании и поведении, зачастую неосознаваемые, но тем не менее определяющие человеческое бытие и сознание.

Теоретические концепции, лежащие в основе моих эмпирических исследований опирались на плодотворный фундамент рус ской философской мысли I половины XX века (Ильин И.А., Франк

С.Л.идр.).

Социально-психологические идеи и построения, использованные автором в работе являлись, отчасти, творческим развитием достижений отечественной социальной психологии (Агеев B.C., Андреева Г.И., Донцов А.И., Леонтьев А.А., Петровская Л.А.,Поршнев Б.Ф., Шихирев П.Н., Шорохова Е.В. и др.), а также - отечественной этнологии, этносоциологии и этнопсихологии (Арутюнов С.А., Гумилев Л.Н., Дробижева Л.М., Душков Б.А., Козлов В.И., Маликова Н.Р., Сусоколов А.А., Тишков В.А., и мн. др.).

Глубоким и ценным вкладом в развитие психологии индивидуального усвоения элементов культуры является культурно-историческая теория, разработанная в русле отечественной психологической мысли (Выготский Л.С, Лурия А.Р., Леонтьев А.Н., Зинченко В.П. и мн.др.).

Работы отечественных этнопсихологов последнего десятилетия также внесли достойный вклад в понимание психологических основ межэтнического взатимодействия благодаря своим интересным эмпирическим реалиям и теоретическим разработкам (Левкович В.П, Мул-дашева А.Б.,Науменко Л., Рощин С.К., Сухарев А.В., Солдатова Г.У., Элаева И., и мн. др.)

Возросший потенциал отечественной этнологии, социальной и этнической психологии нуждается в активном применении в исследовании болезненных и животрепещущих проблем современного межэтнического взаимодействия, составляющего основное содержание процесса аккультурации этнических групп в ином культурном контексте в конкретно-исторических условиях распада СССР и образования новых независимых государств.

Главная цель работы - обобщение результатов авторских эмпирических и теоретических исследований групповой психологической адаптации русских в иных культурных и природных условиях с целью выявления основных социально-психологических показателей, механизмов и закономерностей аккультурации.

Объект исследования - большие (этнические) группы русских жителей бывших республик СССР, ныне независимых государств Казахстана, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Грузии, Украины, Эстонии и Литвы.

Предмет исследования - социально-психологические показатели, механизмы и особенности процесса аккультурации русских в ближнем зарубежье.

Задачи исследования:

1) Найти социально-психологические показатели, на основании которых можно судить о степени "успешности" адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде.

2) Выявить социально-психологические механизмы, влияющие на сохранность и изменчивость этнического сознания (этнической идентичности) в иной культурной и природной среде.

3) Определить внешние и внутренние факторы, влияющие на успешность процесса аккультурации.

4) Выявить основные социально-психологические особенности и специфические феномены аккультурации русских в новых независимых государствах.

5) Сравнить выявленные социально-психологические показатели аккультурации с моделями аккультурации, принятыми в кросс-культурной психологии.

Методы исследования: Теоретико-методологический анализ подходов к исследованию аккультурации в зарубежной кросс культурной и социальной психологии и авторского подхода, сравнительно-культурный анализ процесса аккультурации русских в разных культурных и географических средах.

Совокупность методов, использованных в эмпирических исследованиях, в основном, направлена на актуализацию социально-перцептивных образов межкультурного взаимодействия: метод этнических авто- и гетеростереотипов (Katz D.,Braly K.W, 1933), шкала социальной дистанции Е.Богардуса (Bogardus E.S., 1959), преобразованная в шкалу социально-психологической близости (1,60-61), тест Куна и Макпартленда "Кто Я?" (Kuhn М. & Мс Partland Т., 1954), методика удовлетворенности осуществлением смысла жизни Дж.Крамбо в адаптации В.А.Ядова и К.Муздыбаева (Crumbought G., 1968; Муз-дыбаев К., 1981). Специально для исследования аккультурации был разработан ряд новых авторских методов: а) метод выявления межкультурных заимствований; б) метод группового внутриэтнического самоопределения; в) методика ранжирования основных отношений по принципу субъективной значимости; г) методика измерения ориентации на отъезд; д) индекс включенности в межэтнические контакты (1,с. 54-64).

Для исследования глубинной природы изменений этнической идентичности в процессе аккультурации использовались методы психосемантики: авторский "метод ранжирования ландшафтов основных географических зон" (1,с.86-92), а также метод "множественной идентификации" (Петренко В.Ф., 1989).

Достоверность сделанных выводов обеспечивается тем, что по единой программе автором было обследовано более 40 групп русских, проживающих в разных культурных и географических средах, и имеющих целый ряд сходных особенностей аккультурации, закономерный характер которых подтверждается математико статистическими процедурами (корреляционным и факторным анализом) и кросс-культурным сопоставлением, а также - результатами более поздних исследований других авторов с другими этническими группами (Смирнова В.В., 1996; Филиппова Е.И., 1995; Левкович В.П. иМинЛ.В., 1996 и др.).

Теоретические прогнозы о миграционном поведении русских ближнего зарубежья, высказанные автором, нашли подтверждение в исследованиях этнодемографов (Комарова О.Д., 1992), а также - в реальной исторической практике миграций русских из республик в 1993-1996 гг. и особенностей их последующей адаптации в России (Филиппова Е.И., 1995г).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основным психологическим содержанием так называемого "стресса аккультурации" русских в новых независимых государствах является кризис социальной идентичности (этнической и гражданской). Внутренней психологической сутью данного кризиса является нарушение устойчивой связи (имеющей характер социально-психологического закона) между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, лежащей в основе сбалансированной и непротиворечивой социальной (этнической) идентичности.

2. Позитивная этническая идентичность является основным конструктом, способствующим сохранению внутри- и межгрупповой гармонии, а также - позитивного личностного самоощущения. Это -основа этнической толерантности и источник формирования социально-психологических установок на миграцию и против нее, на этническую консолидацию, а также - на формирование социально-перцептивных образов и оценок реальности. Сохранение позитивной этнической идентичности является социально-психологическим механизмом сохранения данной этнической культуры в целом.

3. Характерной особенностью кризиса социальной идентичности русских в новых независимых государствах является так называемый "синдром навязанной этничности". В процессе аккультурации он является стимулятором внутренней психологической работы по восстановлению позитивной этнической идентичности и преодолению "национального обезличения", приводя к этнической консолидации как посредством миграции в Россию, так и посредством строительства институтов русской диаспоры.

4. Залогом сохранения позитивной этнической идентичности является сохранение этнической группы как целостного и самостоятельного субъекта межэтнического взаимодействия. При утрате данной целостности и самостоятельности средний уровень культурной дистанции становится наиболее чреватым возникновением этнической интолер антно сти.

5. Показателями успешной аккультурации могут выступать валентность этнической идентичности и этническая толерант-ность/интолерантность. Эти показатели хорошо согласуются с общепринятыми моделями аккультурации: интеграции соответствует сочетание позитивной этнической идентичности и этнической толерантности, ассимиляции - негативная этническая идентичность и этническая толерантность, сепарации - позитивная этническая идентичность и интолерантность, маргинализации - негативная этническая идентичность и интолерантность.

Существуют социально-психологические механизмы аккультурации, обеспечивающие тождественность и изменчивость этнических идентичностей в новых социально-культурных условиях. Это механизмы сохранения этнического сознания (внутригрупповая суггестия-и межгрупповая контр суггестия) и изменения этнического сознания ( уменьшение-увеличение культурной дистанции с иноэт ничными группами), действующие в сфере группового (этнического) сознания.

7. На поведенческом уровне наиболее успешным выходом из кризиса социальной идентичности (способствующим сохранению позитивной идентичности и этнической толерантности) является активная деятельность по формированию социальных институтов новой русской диаспоры. Основными факторами, определяющими выход из кризиса социальной идентичности являются: степень аккультурации в республике, восприятие дискриминации и валентность этнической идентичности.

Научная новизна совокупности работ, представленных в диссертации, состоит в том, что

1) был разработан новый теоретический и практический подход к исследованию социально-психологических проблем аккультурации, построенный на научных принципах относительности и антропности, опирающийся на теоретико-методологический фундамент отечественной философской мысли (Ильин И.А., Франк С.Л., Соловьев B.C. и др.); сочетающий в себе различные парадигмы отечественной и зарубежной социальной и кросс-культурной психологии ( Поршнев Б.А., Агеев B.C., Tajfel Н., Turner J., Berry J. и др.) и разные теоретические и эмпирические уровни анализа (социально-психологический, индивидуально-личностный и межцивилизационный) аккультурации русских в ближнем зарубежье;

были разработаны и прошли всестороннюю апробацию новые социально-психологические и этнопсихологические методы исследования аккультурации и шире - проблем межэтнического взаимодействия: метод выявления межкультурных заимствований; метод группового внутриэтнического самоопределения; методика ранжирования основных отношений по принципу субъективной значимости; мето дика измерения ориентации на отъезд; индекс включенности в межэтнические контакты; метод ранжирования ландшафтов основных географических зон;

3) в процессе изучения новой эмпирической реальности получены новые эмпирические факты, углубляющие и расширяющие научное понимание социально-психологических основ межэтнического взаимодействия и этнической идентичности;

4) с помощью методов математической статистики выявлены основные социально-психологические особенности и механизмы аккультурации русских в ближнем зарубежье ( "синдром навязанной эт-ничности", механизмы внутригрупповои суггестии и внешнегрупповои контрсуггестии, механизмы изменения культурной дистанции в сфере социальной перцепции и др.);

5) с помощью методов психосемантики показан процесс и психологические механизмы формирования новых идентичностей в ходе психологической адаптации в иной культурной и природной среде.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в том, что в ней:

а) на основе достижений отечественной философии и социальной психологии с применением научных принципов относительности и антропности выработаны отличительные черты авторского подхода к исследованию аккультурации по сравнению с подходами зарубежных исследователей, а именно - интегративное сочетание разных уровней исследования процесса аккультурации в целях понимания глубинной (психосемантической) природы изменения этнических идентичностей и дискурсов межгруппового взаимодействия в процессе аккультурации этнических групп в ином культурном и природном контексте;

6) примененный в исследовании принцип антропности позволил сформулировать социально-психологический закон внутренней связи

позитивной этнической идентичности и этнической толерантности в групповом (этническом) сознании, нарушение которой приводит к кризису социальной идентичности;

в) предложено понимание сути "стресса аккультурации" (Berry J., 1990) как кризиса социальной (этнической) идентичности и дана его теоретико-эмпирическая иллюстрация в виде "синдрома навязанной этничности";

г) расширено общепринятое и предложено новое представление о роли культурной дистанции в процессе аккультурации как социально-психологического механизма построения новых идентичностей;

д) дополнена и расширена гипотеза Э. Эриксона о том, что групповому сознанию ( как и индивидуальному) свойственно стремление к преодолению кризиса идентичности и обретению новой социальной идентичности, адекватной новой реальности;

е) с помощью принципа относительности осуществлен переход от понимания влияния культурной дистанции на возникновение этнической интолерантности как носящего линейный характер к пониманию относительности данной связи под углом влияния третьей переменной - степени единства и целостности этнической группы как субъекта межгруппового взаимодействия. В данном случае средний уровень культурной дистанции является наиболее чреватым появлением этнической интолерантности.

ж) выявлена и описана ведущая роль позитивной этнической идентичности в сохранении внутри- и межгрупповой гармонии, преодолении кризиса социальной (этнической) идентичности, а также - в сохранении этнической культуры в целом.

е) высказаны новые теоретические гипотезы о влиянии потребности в обретении новой социальной идентичности на выбор разных

поведенческих стратегий членами большой социальной (этнической) группы.

Практическое значение работы заключается в том, что:

а) предложенные в ней методы исследования могут служить основой социально-психологической диагностики аккультурации этнической группы в иной географической и культурной среде, а также - основой диагностики состояния межэтнических отношений в данном регионе;

б) в ней содержится в сжатом, систематизированном виде массив данных об аккультурации русских в разных культурных и природных контекстах;

в) сделанные на основе эмпирических исследований выводы и теоретические положения являются надежной базой для научно- выверенных прогнозов миграций русских из новых независимых государств и перспектив их аккультурации, а также - научных рекомендаций по осуществлению эффективной этнической политики в полиэт- ничных регионах бывшего СССР.

Основные результаты и выводы исследований легли в основу экспертных работ автора о положении этнических русских в разных регионах бывшего СССР, выполненных в 1992-96 гг. по заказам Министерства по делам национальностей и региональной политики РФ, Комитета по делам соотечественников за рубежом при Правительстве РФ, Совета Безопасности и ряда других правительственных органов.

В течение ряда лет автор, при посредничестве Координационного Совета помощи вынужденным беженцам и переселенцам при Литературной Газете, являлась экспертом, консультантом, а также осуществляла практическую психологическую помощь русским репатриантам из новых независимых государств.

На основе выполненных автором исследований были прочитаны курсы по этнической психологии на кафедре этнологии исторического факультета МГУ (1996-97гг.), на кафедре социальной психологии Российской Государственной Академии Госслужбы при Президенте РФ (1996г.).

Апробация. Основные результаты и выводы исследований автора по проблемам аккультурации русских неоднократно излагались и обсуждались внутри страны и за рубежом на научных съездах и конференциях: Съезд Всесоюзного общества психологов (Москва, 1987); советско-испанский симпозиум по социальной психологии (Москва, 1991); международная конференция "Славянский фольклор в иноэт-ничном окружении" (Москва, 1992); международная конференция "L emigraion, une reponse universelle a une situation de crise?" I "Является ли эмиграция универсальным ответом на ситуацию кризиса?" (Женева - Ле-Шабль, 1992); международный симпозиум "Языковая и культурная адаптация русских к новейшим этнополи-тическим ситуациям в постсоветском пространстве" (Москва, 1993); международная научно-практическая конференция "Русская культура в контексте социально-исторических реалий Украины (конец XX столетия) (Киев, 1993); международная конференция "Особенности миграции в странах СНГ и Балтии" (Москва, 1994г); международная конференция "Development Induced Displacement & Impoverishment" (Развитие, приводящее к переселению и обнищанию") (Оксфорд, 1995); научные семинары Фонда Карнеги "Межнациональные отношения в странах СНГ и Балтии" (Москва, 1994, 1995, 1996); международный семинар "Этничность на постсоветском пространстве: сущность, роль в обществе, перспективы." (Киев, 1995); Международный Психологический конгресс (Монреаль, 1996); Международный конгресс по кросс-культурной психологии (Монреаль, 1996); международный се минар "Новые методы в кросс-культурных исследованиях" (Оттава, 1996); Круглый стол по проблемам миграции (Москва, 1996).

Положения, выдвигаемые на защиту, обсуждались: на заседании Ученого совета кафедры социальной психологии РАГС (март 1997); на заседании группы этнической экологии и демографии ИЭА РАН (февраль, 1997) на заседании лаборатории социальной психологии ИП РАН (весна, 1996), на работе секции международного психологического конгресса "Установки и убеждения" (под руководством автора) (Монреаль, лето 1996), на русско-американском семинаре по проблемам адаптации беженцев в "Domestic violence center" совместно с Мерилендским университетом (Мериленд, август 1996).

Общий объем работ, обобщенных в диссертации, составляет около 82 а.л., из них 7 а.л. написаны в соавторстве.

Рецензии на монографии были опубликованы в журналах "Этнографическое обозрение"(К 5, 1996) и "Психологический журнал" (N6,1996).

Современная психологическая теория аккультурации

В зарубежной психологической науке проблема психологической адаптации индивидов, принадлежавших к одной культуре, к иному культурному контексту, разрабатывается в русле кросс-культурной психологии. (Berry J.W. et al. 1992).

В связи с тем, что к концу 20 столетия добровольные и недобровольные перемещения людей по планете приобрели невиданный размах, люди все чаще сталкиваются в своей повседневной жизни с представителями иных культур, подвергаются аккультурации в большей или меньшей степени, в зависимости от длительности пребывания в иной культуре.

Классическое определение аккультурации было дано в русле культурной антропологии в 1936 году: "Аккультурация означает феномен, появляющийся тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп" (Redfield R., Linton R & Herskovits M.,1936). Таким образом, понятие аккультурации определяет изменения в исходной культуре вследствие групповой миграции и их результаты.

Наиболее теоретически и эмпирически разработанной темой психологии миграций является проблема психологической адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде. Первоначальное теоретическое развитие она получила в исследованиях, посвященных так называемому "культурному шоку", явлению, изучаемому на стыке кросс-культурной психологии и психиатрии.

Несмотря на обилие эмпирических исследований в современной западной кросскультурной психологии, проблема психологической аккультурации мигрантов до сих пор является одной из самых сложных и теоретически многозначных.

Общим положением является мнение, высказываемое большинством ученых, о стрессогенном воздействии новой культуры, с которой сталкиваются мигранты в результате географического передвижения, о том, что контакт с иной культурой вызывает нарушение психического здоровья, более или менее выраженное психическое потрясение, для обозначения которого в кросскультурной психологии введен термин "культурный шок". В своей книге, так и озаглавленной "Культурный шок", А.Фэрнхем и С.Боннер дают определение данному понятию:

"Культурный шок - это шок от нового. Гипотеза культурного шока основана на том, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым частью потому, что он неожидан, а частью потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры" (Furnham А. & Bochner S., 1986, р. 46).

Антрополог К.Оберг, кто первым использовал этот термин, выделил 6 аспектов культурного шока: 1) напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации; 2) чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии и собственности); 3) чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их; 4) сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации; 5) неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в результате осознания культурных различий; 6) чувство неполноценности от неспособности "совладать" с новой средой.

К.Оберг пишет, что каждая культура имеет множество символов социального окружения, как вербальных, так и невербальных (жестов, мимики) способов общения, с помощью которых мы ориентируемся и действуем в ситуациях повседневной жизни, и что наш душевный мир зависит от этих сигналов, многие из которых мы даже не осознаем. И когда вся эта незримая система свободной ориентации в мире внезапно становится неадекватной в условиях новой культуры, человек испытывает глубокое нервное потрясение (Oberg К., 1960, р. 48).

Исследователи, работавшие после Оберга, рассматривали культурный шок как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к культурному стрессу и проявление стремления к более понятной, стабильной и предсказуемой среде.

Большинство исследователей "культурного шока" стремились в основном установить трудности, с которыми сталкиваются мигранты, и типичные реакции на те или иные ситуации. Меньшее внимание было уделено личностным аспектам "культурного шока", типам людей, которые испытывают шок в большей или меньшей степени, детерминантам личностных реакций, продолжительности состояния шока и т.д.

Согласно литературным данным, по существу, все люди подвержены "культурному шоку" в какой-то степени, и он почти всегда ощущается как неприятный и, во всяком случае, стрессогенный. Это утверждение нуждается в эмпирической проверке. Теоретически, как пишут А.Фарнхем и С.Бочнер, некоторые люди могут не испытывать негативных аспектов культурного шока, более того, они могут находить в нем своеобразное наслаждение (Furnham А. & Bochner S., 1986).

Особенности авторского подхода к исследованию аккультурации

Все вышеизложенное побудило меня в своих эмпирических и теоретических исследованиях, не выпадая из мировой научной традиции психологического изучения аккультурации, предложить свою, социально-психологическую парадигму исследования адаптации этнических групп к иной культурной и географической среде. Ее особенностями являются:

- преимущественный поиск закономерностей, показателей и механизмов психологической аккультурации на социально психологи-ческом (групповом) уровне. Использование разных уровней анализа (от межцивилизационного до индивидуально-личностного);

- внимание к психологическим механизмам обеспечения тождественности и изменчивости группового (этнического) сознания в процессе аккультурации;

- использование методов психосемантики для выявления глубинных (неосознаваемых) изменений в структуре этнической идентичности, а также - для выявления скрытых факторов, определяющих межэтнический (межкультурный) диалог;

- соединение различных парадигм исследования психологической аккультурации мигрантов под углом духовно-нравственной методологии русской философии XX века (Ильин И.А.,Франк С.Л.,

Соловьев B.C. и др.), стержнем которой является признание потребности индивида и этнической группы в сохранении позитивного от ношения к себе и к окружающему миру (позитивной этнической идентичности и этнической толерантности).

Этот подход складывался на протяжении более чем десяти лет интенсивных эмпирических исследований межэтнического взаимодействия, которые сопровождались не менее интенсивными поисками философских и теоретико-методологических основ, наиболее адекватно раскрывающих глубинную сущность и смысл этнического разделения людей, психологического значения этнической прнадлежности, роли и значения культуры в жизни человечества и другие «проклятые» вопросы, которые неизбежно встают перед исследователем живой реальности этнических и культурных миров.

В поисках методологии своих исследований я обратилась к трудам русских религозных философов XX столетия, чей напряженный духовно-нравственный подвиг глубинного постижения смысла национальной принадлежности в жизни человека, вызванный у многих из них насильственной разлукой с родиной, является, на мой взгляд, одной из вершин мировой философии по данному вопросу.

Есть смысл привести в качестве примера некоторые из мыслей русского философа Ивана Ильина относительно важности национальных корней в жизни человека для истинного и глубокого межнационального общения и взаимопостижения.

По И.Ильину, существует закон человеческой природы и культуры, согласно которому все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада, поэтому философ предостерегает, что "национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа".

Родина (т.е.осознанная этническая или национальная принадлежность - Н.Л.), по мнению Ильина , пробуждает в человеке духовность, которая может и должна быть оформлена как национальная духовность. И только пробудившись и окрепнув, она сможет найти доступ к созданиям чужого национального духа.

Ильин стремится провести четкую грань между интернационализмом и сверхнационализмом. Интернационализм, по его мнению, отрицает родину и национальную культуру. "Интернационалист, будучи духовно никем, желает стать сразу "всечеловеком"; и это не удастся ему, ибо всечеловечество есть духовное состояние, которое может быть доступно духовному и национально утвердившемуся человеку" (Ильин И.А.,1993,с.242). Напротив, сверхнационализм утверждает родину, и национальную культуру. "...Образно говоря, только со своей родной горы человек может увидеть далекие чужие горы. Постигнуть дух других народов может только тот, кто утвердил себя в духе своего народа. Поэтому "сверхнационализм" отнюдь не отрицает национализма и патриотизма, но сам вырастает из него..." (Ильин И.А.,1993,с.242).

Любить родину, по Ильину - значит, любить не просто "душу народа", т.е. его национальный характер, но духовность его национального характера. "...Тот, кто совсем не знает, что такое дух, и не умеет любить его, тот не имеет и патриотизма. Но тот, кто чует духовное и любит его, тот знает его сверхнациональную, общечеловеческую сущность. Он знает, что великое русское - велико для всех народов; и что гениальное греческое - гениально для всех веков; и что героическое у сербов заслуживает преклонения со стороны всех национальностей; и то, что глубоко и мудро в культуре китайцев или индусов, - глубоко и мудро перед лицом всего человечества. Но именно поэтому настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовные силу и их духовные достижения." (Ильин И.А.,1993,с.243).

В данных мыслях заложен зародыш тех идей, которые получили свое научное оформление и развитие в конце нашего столетия в виде осознания важности наличия позитивной этнической идентичности наряду с этнической толерантностью в сфере межэтнического взаимодействия и взаимовосприятия.

В настоящее время в изучении проблем межэтнического взаимодействия на первое место выходит понимание сути этнического разделения людей как разделения, имеющего не столько биологическую, сколько информационную (или когнитивную) природу. По мнению Арутюнова С.А. и Чебоксарова Н.Н. "...этносы представляют собой пространственно ограниченные "сгустки" специфической культурной информации, а межэтнические контакты - обмен такой информацией" (Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. 1972, с. 19).

Особенности аккультурации русских жителей новых независимых государств

Несмотря на то, что зарубежная кросс-культурная психология изучает различные варианты аккультурации этнических и культурных групп (иммигранты, беженцы, коренные народы, национальные меньшинства), для всех этих случаев общими являются три основных фактора, которые определяют установки на аккультурацию: добровольность (или недобровольность) миграции, наличие самого факта миграции (передвижения) и долговременность адаптации (Berry J.W., 1990).

Следует отметить, что в нашем случае - с русскими жителями новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР мы имеем более сложную картину:

1) Отсутствие самого факта иммиграции в иную культуру и осознания этого факта. Русские (и русскоязычные) жители ныне независимых государств свободно перемещались в пределах бывшего СССР как единой страны, внутренние культурные границы в которой были достаточно размыты, а статус русского языка как государственного обеспечивал русскоязычным гражданам определенные преимущества в социальной мобильности в любом национально-государственном образовании на территории бывшего СССР.

2) Слабо выраженное осознание своей этнической (культурной, конфессиональной) принадлежности. Господствовавшая в сфере межнациональных отношений государственная идеология интернационализма была нацелена на стирание всяческих национальных отличий и в первую очередь это коснулось русских. Это привело к явлению, которое русский философ XX века И.Ильин называл "национальным обезличением". (Ильин И.А., 1993).

3) Распад СССР и образование национальных государств с довольно выраженной идеологией этнократического развития явились внезапными событиями, адаптация к которым носила вынужденный и сжатый по времени характер. Из общей теории психологической аккультурации мы знаем, что вынужденная кратковременная адаптация часто имеет разрушительный характер и негативные послед-ствия(Веггу J.W., 1990). В нашем случае ситуация усугубляется фактом предыдущего длительного "национального обезличения", в результате которого русским в бывших республиках СССР предстояло проделать трудную духовную работу национально-культурного самоопределения, чтобы начать решать для себя проблему аккультурации в иной культуре. Необходимо отметить также, что "фон" аккультурации не был неизменным, т.к. представители "титульных" этносов также занимались напряженным процессом национально-культурного самоопределения и строительством национальной государственности.

Таким образом, русские жители бывших республик бывшего СССР, ныне - жители независимых государств, оказались внезапно и не по своей воле нежелательными иммигрантами в иных государствах, которые в течение сжатого времени приобрели ярко выраженную этнокультурную определенность и предъявили жесткие требования к аккультурации иноэтничных жителей.

Самой общей целью данного исследования был социально-психологичес-кий анализ основных стратегий поведения большой этнической группы (русских жителей республик) в новых социально-политических условиях. Более конкретно эту цель можно выразить так: изучение социально-психологических установок "за" и "против" миграции, с одной стороны, и социально-психологических аспектов объединения русских в диаспору с ее социальными институтами. На уровне личности целью исследования был поиск наиболее "развивающего" пути выхода из кризиса социальной идентичности.

Конкретные задачи исследования были сформулированы в виде следующих вопросов: 1) Переживают ли русские в новых независимых государств кризис социальной идентичности (этнической, гражданской) и что может служить его социально-психологическим показателем? 2) Какие стратегии выхода из кризиса социальной идентичности существуют на поведенческом и на психологическом уровнях? 3) Существуют ли различия в психосемантической структуре этнической идентичности "уезжающих" и "остающихся" русских? 4) Какие особенности межкультурного (межцивилизационного) диалога влияют на формирование русской диаспоры и трансформацию этнической идентичности русских жителей республик? 5) Какова роль позитивной этнической идентичности в выборе стратегии выхода из кризиса 6) Какие психологические механизмы влияют на выбор стратегии выхода из кризиса и на формирование новой социальной идентичности? 7) Какая стратегия преодоления кризиса социальной идентичности является наиболее оптимальной и почему?

Основные уровни анализа и теоретические парадигмы

В данном исследовании задуман и осуществлен анализ проблемы на трех уровнях: на макроуровне межкультурных и межцивили-зационных контактов, социально-психологическом и индивидуально-личностном.

Главный уровень анализа - социально-психологический, т.е. подход к человеку как к члену социальной группы, через которую он склонен определять себя.

1. Основной теоретической основой работы на данном уровне анализа была модель социальной идентификации Г.Тэжфела и Дж.Терне-ра (Tajfel Н. & Turner J., 1979).

Согласно данной модели, свою базальную потребность в самоуважении человек, в основном, реализует через групповое членство. Причем важно отметить, что самоопределением через принадлежность к социальной категории человек отвечает на вопрос "Кто Я?", т.е. решает проблему своей личностной определенности.

Когда человек определяет себя посредством принадлежности к некой социальной группе, то его потребность в самоуважении будет мотивировать его желание оценивать данную группу позитивно. Позитивные различия в пользу своей группы дают ее членам высокий субъективный статус или престиж, и вследствие этого - позитивную социальную (или этническую) идентичность. В свою очередь, негативные различия или не- благоприятное сравнение дает низкий престиж и негативную социальную (или этническую) идентичность.

Когда группа, к которой человек принадлежит, утрачивает (в его глазах) позитивную определенность, он будет стремиться: а) оставить эту группу физически (мигрировать, например); б) размежеваться с ней психологически и претендовать на членст во в группе , имеющей высокий статус (например, стать полноправным гражданином независимого государства, если это гражданство реально повышает его статус); в) прилагать усилия, чтобы восстановить позитивную определенность собственной группы (создавать культурные или политические организации, способные своими действиями изменить сложившийся статус-кво в более благоприятную сторону).

Раньше миграцию русских из новых независимых государств рассматривали как самостоятельную и едва ли ни единственную форму реакции на изменение статуса русских в республиках, на явные или скрытые формы этнической дискриминации, на осложнившуюся экономическую ситуацию, на разрыв культурных и экономических связей между республиками. Однако, на наш взгляд, это лишь один из выходов из кризиса социальной или этнической идентичности русских в Новом Зарубежье.

Альтернативой миграции в данном случае выступают два иных способа выхода из кризиса социальной (этнической) идентичности:

- установка на укоренение в республике посредством "снижения" веса этнической компоненты в социальной идентичности и

- стремление восстановить позитивную этническую идентичность посредством активного участия в создании социальных институтов русской диаспоры.

2. Для исследования последнего варианта выхода из кризиса мною применялся подход, известный в кросс-культурной психологии как

"Институциональная перспектива Бретона", суть которой состоит в том, что рост количества социальных институтов в диаспоре предоставляет возможность бикулътурализма членам иноэтничных групп как альтернативу массовым миграциям.

Согласно институциональной перспективе Бретона в приложении к иммигрантским общинам, этнокультурные анклавы служат защитой от "культурного шока" и помогают адаптироваться в новой культурной и изменившейся социальной среде. С этой точки зрения этнические общины рассматриваются как "центрифуги" в ассимиляционных процессах, прокладывающие путь для следующих поколений в направлении интеграции в инокультурную жизнь.

Наряду с центробежными существуют и центростремительные силы, которые служат задержке процесса интеграции в той же самой общине. Каждая община характеризуется внутри себя сетью социальных организаций. Степень и форма этих связей широко варьируется и зависит от культурной дистанции с доминирующим этносом. Существует один основополагающий для всех фактор: они создают богатую внутриэтничес-кую общинную жизнь.

Община со множеством формальных организаций может быть названа более институционально-завершенной, чем с одной или несколькими организациями. Степень институциональной завершенности напрямую связана со способностью этнической общности воздействовать на направление личной интеграции иммигранта. Существует мнение, что иммигранты, принадлежащие к этнической группе с высокой степенью институциональной завершенности, более способны к эффективным межэтническим контактам, чем те, кто принадлежит к группе с низкой институциональной завершенностью.

В крайней форме институциональной завершенности все потребности иммигранта удовлетворяются в диаспоре. В противоположном случае количество формальных институтов внутри этнической общины может быть минимальным или совсем отсутствовать (следовательно, члены ее вынуждены адаптироваться к ценностям доминирующего общества). В большинстве случаев общины находятся между указанными полюсами. Примеры институциональных центров: церкви, общественные и культурные центры, языковые школы, национальные рестораны и службы быта и т.д..

Похожие диссертации на Социальная психология аккультурация этнических групп