Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми Корольков Олег Михайлович

Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми
<
Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Корольков Олег Михайлович. Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 2002 194 c. РГБ ОД, 61:03-19/203-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологический анализ национальной психологии и возможностей ее влияния на поведение таджиков в условиях конфликта 11

1. Сущность и особенности национальной психологии 11

2. Предметная область анализа и интерпретации поведения личности в конфликтном взаимодействии с другими людьми 25

3. Историко-гносеологический анализ своеобразия национальной психологии таджиков 46

Глава II. Экспериментальное исследование этнопсихологической детерминации поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми» 79

1. Программа исследования влияния национальной психологии на поведение таджиков в конфликтных ситуациях 79

2. Результаты исследования этнопсихологической детерминации поведения таджиков в конфликтных ситуациях в моноэтнической и полиэтнической группах 92

3. Выявление моделей поведения таджиков в конфликтном взаимо действии в моно- и полиэтнической группах 114

Заключение 131

Литература 136

Приложения 145

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Специфика мирового развития в настоящее время находит своеобразное выражение в кардинальных трансформациях отношений как между различными государствами, так и многочисленными социальными общностями, их населяющими, что достаточно часто приводит к политическим, экономическим и межэтническим конфликтам. С одной стороны, это связано с в процессами глобализации на нашей планете, а с другой — со сложными проявлениями этнополитической, эт-ноисторической и этнокультурной дифференциации-интеграции народов, сопровождаемыми ростом национального самосознания.

Вместе с тем сегодня любое взаимодействие в условиях конкретного государства или региона немыслимо без опоры на знания и учет национально-психологических особенностей людей. Примером тому и Таджикистан, расположенный на важном геополитическом направлении, некогда населенный не только представителями коренной национальности, но и другими народами, переживший не одну гражданскую войну, но так до сих пор и не оправившийся от разрушительных последствий периода политической нестабильности и национальных междоусобиц. Он пережил небывалый исход русскоязычного населения. Многие таджики из-за тяжелейших условий современной жизни сами вынуждены покидать родину и искать работу и средства к существованию на обширных территориях России. Последняя же не всегда однозначно их привечает. Так возникает необходимость налаживания правильного взаимопонимания между таджиками и русскими, нахождения путей их бесконфликтного взаимодействия, строящихся на основе учета национальных традиций, обычаев и своеобразия поведения представителей этих народов.

Изучение специфики проявления национальной психологии и ее влияния на поведение и взаимодействие людей, особенно в условиях напряженных взаимоотношений,

представляется, таким образом, делом чрезвычайно актуальным и практически значимым, что и обусловило выбор темы диссертации.

Объектом исследования является поведение таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми, а предметом — его детерминация их национальной психологией.

Основная цель исследования состояла в том, чтобы на основе изучения и правильной интерпретации своеобразия национальной психологии таджиков выявить специфику ее влияния на поведение представителей этой этнической общности в конфликтном взаимодействии с другими людьми.

Задачи исследования включали:

необходимое в интересах достижения поставленной цели уточнение теоретико-методологических положений о сущности и содержании национальной психологии, своеобразии ее проявления в поведении людей;

описание предметной области анализа и интерпретации поведения личности в конфликтном взаимодействии с другими людьми;

системную интерпретацию национально-психологических особенностей таджиков с помощью историко-гносеологического подхода и контент-анализа;

проведение экспериментального исследования своеобразия влияния национальной психологии на поведение таджиков в конфликтных ситуациях;

осуществление сравнительного анализа ведущих стратегий поведения и стилей межличностных отношений таджиков в условиях конфликтов в моно- или полиэтнической группах;

описание типичных моделей поведения таджиков в конфликтном взаимодействии с другими людьми и влияния на них их национальной психологии.

Гипотеза исследования предполагала выдвижение и подтверждение положений о том, что:

а) национальная психология обладает способностью влиять на взаимодействие и поведение людей, придает им определенные формы и специфику, обусловливает качественные параметры и характеристики этих процессов;

б) поведение таджиков и русских в конфликтном взаимодействии друг с другом
имеет свои отличия, которые обусловлены исторически сложившимися у каждого наро
да особенностями социального восприятия своей и других этнических общностей, спе
цифическим проявлением их ценностей и мотивов, национально отличных индивиду
ально-личностных и социально-психологических качеств, своеобразием стилей и страте
гий отношений с другими людьми;

в) основным детерминирующим фактором, оказывающим воздействие на прояв
ление присущих таджикам стратегий и моделей поведения в конфликтном взаимодейст
вии с представителями других национальностей, является их включенность в полиэтни
ческую или моноэтническую группы.

Методологической основой исследования выступали: разработанные и конкретизированные в трудах отечественных и зарубежных ученых научные представления о целостном характере процесса формирования и проявления национально-психологических явлений и процессов в условиях своеобразного социо- и этногенеза общества; положения о единстве функционирования национального и общечеловеческого в психологии народов; идеи представителей различных областей знаний о социально-исторической природе национальной психики, о детерминирующих ее объективных факторах; методологические принципы психологической науки; закономерности поведения людей в конфликтных ситуациях.

Теоретической основой исследования стали работы, в которых раскрываются научные представления о: психологии социального взаимодействия и поведения людей (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Донцов А.И., Б.А. Душков, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский и др.); сущности и содержании национальной психологии (Э.А. Баграмов, КВ. Бромлей, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков, И.С. Кон, В.Г. Крысько, А.П. Оконешникова, Б.Ф. Поршнев, Н.М. Лебедева и др.); основных принципах и методах построения этнопсихологического исследования (B.C. Агеев, Ю.И. Данилевич, А.Г. Асмолов, В.Г. Крысько, Н.А. Ладзина, Э.А. Саракуев, Г.У. Кцоева-Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина и др.); закономерностях поведения личности в конфликтных ситуациях (А.Я. Анцупов, A.M. Бандурка, Р. Дарендорф, Л. Козер, П.А. Нечипоренко, Т.Ф. Сулимова, А.И. Шипилов и др.).

Методической основой исследования являлась объединенная единым замыслом совокупность: методов историко-гносеологического и контент-анализа национальной психологии; специальных методик комплексного этнопсихологического исследования (стандартного и кросскультурного), сбора и обобщения этнопсихологических данных; методов математической и статистической обработки и интерпретации полученных результатов.

Эмпирическую базу исследования составили выборочные совокупности респондентов: таджики в моноэтнических группах (560 человека); таджики в полиэтнических группах (480 человек); русская группа (580 человек). Исследование проводилось с 1997 по 2001 гг. на территории республики Таджикистан и в России среди студентов государственных вузов, военнослужащих-пограничников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

представлен в авторском виде научный подход к пониманию сущности национальной психологии и ее влияния на поведение людей в условиях конфликтных отношений;

описана предметная область анализа и интерпретации поведения личности в конфликтном взаимодействии с другими людьми;

впервые проведено комплексное этнопсихологическое исследование, позволившее выявить особенности поведения таджиков в процессе конфликтного взаимодействия с другими людьми в моноэтнических и полиэтнических группах;

впервые изучены и описаны модели и стратегии поведения, стили межличностных отношений таджиков в конфликтных ситуациях в моно- и полиэтнической группах;

впервые выявлены и описаны зоны совпадений и несовпадений параметров поведения в конфликтном взаимодействии таджиков и русских;

— выработаны практические рекомендации по учету национально-
психологических особенностей конфликтного поведения таджиков.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались: исходными методологическими позициями автора; соотнесением общих теоретических положений с полученными в диссертации результатами; использованием апробированных в психологи-

ческой науке методов исследования; применением совокупности надежных методик этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачам; репрезентативностью выборки; проведением дополнительных исследований и сравнением их с моделируемыми ситуациями; сопоставлением с выводами других исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: выявлена и представлена в комплексном виде специфика национально-психологической детерминации поведения таджиков в конфликтном взаимодействии с другими людьми; реализован принцип сочетания этнопсихологического исследования с историко-гносеологическим подходом к анализу национальной психологии таджиков и ее влияния на их поведение в конфликтном взаимодействии с другими людьми; выработаны практические рекомендации по учету национально-психологических особенностей конфликтного поведения таджиков.

Кроме того, результаты проведенного исследования позволяют по-новому взглянуть на историю, социально-экономическое развитие республики Таджикистан и психологию народов, ее населяющих; совершенствовать процесс межличностного общения и взаимодействия с представителями таджикского этноса, что, несомненно, является важным и значимым в современных условиях взаимоотношений между нашими государствами.

Положения, выносимые на защиту. Особенности национальной психологии детерминирует поведение и деятельность представителей конкретных этнических общностей на различных уровнях:

мотивационном: побудительные силы деятельности представителей того или иного народа в целом влияют на специфику их поведения (в том числе конфликтного);

интеллектуально-познавательном: восприятие и мышление людей конкретной национальности обусловливает своеобразие возможных стратегий и тактик их конфликтного взаимодействия с другими индивидами, способов и приемов разрешения конфликтных ситуаций;

эмоционально-волевом: проявление специфических эмоциональных и волевых качеств представителей той или иной нации позволяет по-своему реагировать на конфликтное поведение других людей;

коммуникативном: национальная психология обусловливает особенности информационного и межличностного взаимодействия (а также их оценку) представителей различных этнических общностей в условиях конфликтных отношений.

В условиях конфликта национальная психология непосредственно влияет на:

  1. соотношение и специфику проявления двух основных параметров взаимодействия людей — направленности действий на собственные интересы или интересы других людей;

  2. выбор ведущей стратегии поведения и стилей межличностных отношений с другими людьми;

  3. содержание самого конфликта.

Главными национально-психологическими особенностями таджиков являются:

мотивационно-Фоновые — ценность прошлого в национальном самосознании народа, наличие установки на важность и приоритетность сложившихся национальных устоев, приверженность традиционному образу жизни, исключительное трудолюбие и упорное стремление к достижению поставленных целей, практицизм и рационализм, прямота действий и определенное честолюбие, душевная щедрость и бескорыстие, отзывчивость на доброту и похвалу, беспрекословное подчинение воле старшего, покорность и безропотность в статусно-ролевых отношениях в своей этнической группе, большая степень замкнутости и консолидированности в родной этнической общности;

интеллектуально-познавательные — изобретательность и предприимчивость в обыденной жизни, осторожное отношение ко всему новому и «чужому», склонность к преувеличениям в оценке собственных результатов восприятия окружающей действительности, стремление к высокой оценке себя со стороны представителей других национальностей и конфессий, недостаточная дальновидность и умеренно беспечное отношение к будущему, преклонение перед авторитетом, преклонение перед силой, властью и богатством, готовность к усвоению называемых мыслей и образа жизни;

эмоционально-волевые — средне выраженные эмоциональность и уравновешенность, хладнокровие и рассудительность, стремление в полиэтнической среде скрывать свои истинные чувства и переживания, выносливость и умение адаптироваться к сложившимся обстоятельствам, терпеливость и способность в любых ситуациях проявлять

выдержку;

коммуникативно-поведенческие — гостеприимство и сопереживание чужому горю в повседневной жизни, трепетное отношение к семье и родным местам, сдержанность и терпение во внутрисемейных отношениях, стремление в любых обстоятельствах оберегать личную честь и достоинство семьи, быть готовым отомстить за увечья или оскорбления, причиненные семье или родственникам; внушаемость в группе и стремление во всем отстаивать ее интересы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения функционально-ролевых ожиданий, дисциплинированность и клановость в межличностных отношениях в своей среде, конформность и склонность к компромиссам, чувствительность в отношениях с равными себе людьми, конгруэнтность и ответственность в контактах в среде соотечественников.

Для тщательного изучения специфики национально-психологической детерминации поведения таджиков в конфликтных ситуациях необходимо проведение комплексного этнопсихологического (стандартного и кросскультурного) исследования.

Его программа, кроме описания основных задач и гипотез, а также изучаемого контингента, должна включать обоснование выбора такой совокупности направлений и методов исследования, которые вместе с выработкой критериев и параметров оценки национально-психологического своеобразия конфликтного взаимодействия таджиков, реализацией установленного алгоритма самой диагностической деятельности и определенных требований к надежности и валидности применяемых методик, составляли бы концептуальную модель самого этнопсихологического исследования.

В ходе реализации последней должны подвергаться анализу прежде всего: национально своеобразные источники и причины возникновения конфликтов; специфические мотивы, ценности и причины влияния таджиков друг на друга и представителей других этнических общностей; особые способы разрешения ими конфликтных ситуаций; рефлексия, тип и направленность эмоциональных реакций в ходе них; этнодифферен-цированные параметры общения, вербальные и невербальные особенности конфликтного взаимодействия представителей разных народов.

Таджики по-разному ведут себя в моно- или полиэтнических группах. При этом специфика рефлексированности их сознания существенно влияет на выбор ими моделей поведения в ходе конфликта в каждой из этих групп.

Типичными моделями поведения таджиков в условиях конфликта в моноэтнической группе являются: конформная и зависимо-самодостаточная.

Типичными моделями поведения таджиков в условиях конфликта в полиэтнической группе являются: оборонительная и агрессивная

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы, положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях войск Южного и Ленинградского региональных управлений Федеральной пограничной службы РФ, 201 МСД, в Таджикском государственном национальном университете, на заседаниях кафедры связей с общественностью ГУУ. Результаты исследования используются при проведении занятий с личным составом пограничных застав в Республике Таджикистан, в ходе учебного процесса в ГУУ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Она содержит 22 рисунка и 7 таблиц.

Предметная область анализа и интерпретации поведения личности в конфликтном взаимодействии с другими людьми

Чтобы правильно исследовать этнопсихологическую детерминацию поведения таджиков в конфликтном взаимодействии с другими людьми, необходимо рассмотреть сущность конфликта и особенности поведения людей в его ходе.

Понятие конфликта и описание его важнейших характеристик. Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе называют Гераклита, Сократа и Платона (в частности, на этом настаивают зарубежные исследователи). Впоследствии к ним стали относить и Гегеля с его теорией о противоречиях и борьбе противоположностей [147].

Современная конфликтология стала более интенсивно развиваться в начале XX в. в недрах социологии. Ее проблематику разрабатывали Г. Зиммель, Л. Гумилович, Л. Смелли, У. Самнер, а в 50-е годы — Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Хорни и др. В течение этого времени западными специалистами были созданы как крупные теории конфликта (в рамках социологии, психоанализа, собственно конфликтологии), разъясняющие природу, сущность и содержание этого феномена, так и менее значительные (преимущественно «инструментального» характера), уделяющие главное внимание исследованию особенностей поведения людей в конфликте и специфике его протекания. В конце прошлого столетия исследовать последний стали и отечественные социологи и психологи А.Я Анцупов, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслов, Н.Н.Обозов, Т.Г. Сулимова, А.И. Шипи-ловидр. [9; 33; 90].

К, Хорни рассматривает конфликт как результат столкновения потребностей человека и социальной группы. Л. Козер видит в нем борьбу «за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, где целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника» [147].

А.Г. Здравомыслов дает определение конфликту как важнейшей стороне взаимодействия людей в обществе. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» — считает он [45. -С. 94].

В свою очередь, Д. Дарендорф характеризует конфликт как «любое отношение между элементами, которые можно описать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности» [118. - С. 141].

Носящей обобщающий характер, на наш взгляд, представляется интерпретация феномена «конфликт», данная А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым. «Под конфликтом, — пишут они, — понимается наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [9. - С. 8].

Таким образом, несмотря на некоторые различия в деталях, главное совпадает у всех авторов: конфликт — это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях. Он присутствует только тогда, когда имеет место взаимное противодействие участвующих в нем сторон, сопровождаемое высшей степенью выражения внутри- и межличностной напряженности их переживаний.

В иных случаях происходит либо разрешение конфликтной ситуации, либо уход от конфликта. Он, кроме того, связан с ухудшением взаимоотношений, потерей взаимопонимания и доверия между людьми, понижением социально-психологического климата в группе (коллективе) их членства. Конфликты глубоко затрагивают интересы его участников, вызывают у человека сильное чувство неудовлетворенности (обиды) и эмоциональный стресс.

Структура конфликта выражается формулой: конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах, потребностях сторон, которое однако может долго не осознаваться. По мнению Е. М. Ги-лярова, «конфликтная ситуация включает в себя всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его. Это стечение предпосылок, условий и причин ... потенциального конфликта; ситуация, которая угрожает разрядиться конфликтом» [цит. по: 33.-С. 37].

В конфликтную ситуацию не без основания обычно включают: объект конфликта, субъекты (стороны) конфликта, позиции (мотивировка) сторон (внутренняя и внешняя), образ ситуации каждой из сторон.

Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который является причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить. Кроме того, существует опасность, что в процессе конфликтного взаимодействия один объект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно и усложняет разрешение конфликта. Принимая во внимание предмет нашего исследования, следует подчеркнуть: участие в конфликте представителей разных этносов часто приводит к тому, что его их поведения и действия опосредуются разницей в их взглядах и мотивации действий и поступков, отличиями в специфике взаимоотношений и даже культуре народа в целом [36. - С. 44].

Субъекты (стороны) конфликта — это непосредственные его участники, хотя некоторые ученые предлагают разделять стороны и участников конфликта. Они мотивирует это тем, что при развитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьи интересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которые оказались в зоне действий последнего [69. - С. 160].

Эта точка зрения представляется совершенно оправданной в случае изучения конфликтного взаимодействия, с одной стороны потому, что в группе с разноэтническим составом всегда присутствуют представители других национальностей, которые часто по этико-культурным соображениям не примыкают к нему, а с другой — их отношение к существу конфликта в определенных обстоятельствах может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на его разрешение. В моноэтнической же группе, как показало проведенное исследование, даже случайные люди всегда занимают конкретную позицию, соответствующую общенациональным традициям, и тем самым потенциально являются участниками конфликта. Вместе с тем в этих группах описанные ситуации могут носить и противоположный смысл.

Историко-гносеологический анализ своеобразия национальной психологии таджиков

Национальная психология таджиков формировалась длительное время под влиянием различных факторов. Историко-гносеологический подход к их изучению с использованием контент-анализа научных и других источников позволяет эффективно представить общую картину ее особенностей.

Таджикистан — страна, имеющая более чем 2500-летнюю историю, территория которой является одним из древнейших очагов мировой цивилизации [18. - С. 440].

Влияние природно-географической среды на генезис психологии таджиков. Таджикистан расположен на юго-востоке Средней Азии: на западе и севере примыкает к Узбекистану и Киргизии, а на востоке и юге граничит с Китаем и Афганистаном. Местность со сложным рельефом охватывает 93% территории страны, а ее климат является субтропическим, континентальным, преимущественно сухим и характеризуется большими суточными колебаниями температуры воздуха и малым количеством осадков.

Удивительное своеобразие физико-географических условий исторического и современного Таджикистана проявлялось прежде всего в его специфическом «эпицен-тризме», т.е. его нахождении в «зоне жизненных интересов» и под воздействием многих народов (цивилизаций). Через него проходили главные торговые магистрали «Великого шелкового пути», что не могло не сказаться на особенностях его экономического и политического развития [51. - С. 30].

Еще одной особенностью физико-географического положения исторического Таджикистана является то, что его территория хотя и представляла собой географическое единство, но последнее складывалось из весьма разнородных частей, которые были часто изолированы друг от друга естественными препятствиями. Указанное обстоятельство способствовало формированию не только многих локальных черт в экономической и общественной жизни народа, но и, что особенно важно для нашего анализа, в психологии, нравах, традициях, обычаях и привычках населения разных регионов государства. Эта локализация психологических черт и особенностей многократна усиливалась за счёт диалектальных различий в языке, что непосредственным образом проявлялось и в общении. Географические особенности различных частей территории привели к образованию тесных связей между людьми, проживающими в одном районе или области. Отсюда, особенность, присущая таджикам — склонность рассматривать земляка в качестве «условного родственника» [11. - С. 48; 13. - С. 96; 43. - С. 201; 104. - С. 303].

Климатические и физико-географические факторы обусловили развитие поливного земледелия, а поэтому исключительную роль стали играть в таджикском обществе род (авлод) и община, облегчавшие тяжелый труд в поле, что в свою очередь не могло не оказать детерминирующее влияние на формирование определенных особенностей национальной психологии его представителей. Они из поколения в поколение терпеливо и настойчиво строили дамбы, плотины, каналы, арыки, дороги в горах, чтобы орошать земли, обеспечивать безопасность своих полей от наводнений в результате разливов рек, снежных лавин и селей в горах. Постоянная борьба со стихией обусловила появление в психологии таджиков таких черт, как способность в любых ситуациях сохранять хладнокровие, спокойствие, выдержку, а также внутригрупповую самоотверженность [1. - С. 67; 55. - С. 104; 59. - С. 247; 79. - С. 252].

Поливной тип земледелия, поддержание каналов и дорог в порядке, связанные со значительными трудозатратами, то он предопределили формирование у таджиков исключительного трудолюбия, упорства и настойчивости, редкого терпения, стремления обязательно достигнуть поставленной цели [42. - С. 116; 46. - С. 56-57; 59. - С. 247; 84.-С. 91-99].

Сооружение грандиозных ирригационных систем требовало совместных усилий многих таджиков. Постоянный страх перед природной стихией и необходимость борьбы с ней породили в таджикском народе особый коллективизм и жесткую дисциплину. Этот коллективизм включает в себя высокую степень зависимости индивида от группы, специфическую сплоченность на основе чіткого распределения функционально-ролевых ожиданий, высокую степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и сопереживания, которые проявляются в межличностных отношениях у таджиков [4. - С 200-201; 11. - С. 30-31; 141. - С. 252; 104. - С. 205-206]

Особенности этногенеза таджикской нации. Своеобразие национальной психологии есть производное от развития самой этнической общности, общую модель которого в настоящее время можно представить следующим образом. Первобытные люди первоначально объединялись в группы на основе кровнородственных отношений. С укрупнением общностей и развитием связей между ними возникает идея территориального объединения, которая пробуждает к развитию хозяйственного взаимодействия и ве дет в окончательном итоге к формированию единого языка, общей культуры, общего психического склада людей, проживающих в одном регионе. Всё это получает концентрированное отражение в этническом самосознании, представляет собой результат действия всех основных факторов, формирующих нацию.

Специфика процесса формирования этнической общности таджиков состояло в том, что в нее на протяжении многих веков влилось большое количество представителей других народов .

Основная масса среднеазиатского населения принадлежал к расе Среднеазиатского междуречья, иначе называемой памиро-ферганской и представлявшей один из типов европоидной расы [94. - Ч. 1. - С. 28-32]. Этот антропологический тип характеризуется следующими признаками: лицо не плоское» а слегка выдающееся вперед, с обильной растительностью. Скулы развиты слабо, лицо не широкое и не высокое, нос средней высоты с прямой спинкой (у памирцев — чисто «орлиный» нос). Цвет глаз темный, со значительной примесью, волосы черные. Среди горцев, часто встречаются «светлые» таджики. Череп, если смотреть сверху, — округлый, отсюда название «брахицевалы» (круглогодовые). Рост средний — I66-I67 см.

К расе Среднеазиатского междуречья относятся таджики (в наиболее чистом виде она представлена горными и припамирскими таджиками) и узбеки, но у последних имеется значительная примесь монголоидных элементов [31. - С 36].

В Средней Азии ко времени арабского завоевания были распространены восточ-ноиранские языки, такие как согдийский, ферганский, хорезмийский, эфгалитский, парфянский.

Таджикский язык (фарси и дари) исторически сформировался и вышел на широкую арену политической и культурной жизни в Хорасоне, Снистане и Маверанахре, где сложились первые независимые от арабского Халифата государственные образования вос-точноиранских народностей,. Именно здесь местная феодальная знать и поддерживающие её круги стали выдвигать свой родной язык (фарси) в качестве государственного литературного языка [70. - С. 238]. Переходя на этот язык, согдоязычное население привносило в него некоторые элементы своего языка, главным образом лексические.

Программа исследования влияния национальной психологии на поведение таджиков в конфликтных ситуациях

Историко-гносеологический подход и использование контент-анализа позволили описать особенности национальной психологии таджиков. Для выявления этнопсихологической детерминированности их поведения у условиях конфликтных отношений с другими людьми (а также дополнительной проверки правильности и точности своеобразия проявления некоторых их национально-психологических характеристик) проводилось комплексное этнопсихологическое (стандартное и кросскультурное) исследование.

Цели, задачи и гипотезы исследования. Оно осуществлялось с 1997 по 2001 гг. на территории республики Таджикистан и в России среди студентов государственных вузов и военнослужащих-пограничников. В общей сложности исследованием было охвачено 1620 человек. Из них: таджиков в моноэтнических группах — 560 человека, таджиков в полиэтнических группах — 480 человек, русских — 580 человек. Выборочная совокупность соответствовала генеральной совокупности.

Объектом этнопсихологического исследования выступал сравнительный анализ поведения таджиков и русских в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми, а его предметом — специфика влияния национальной психологии на это их поведение.

Цель этнопсихологического исследования заключалась в том, чтобы, используя специально подобранные диагностические методики, выявить специфику своеобразия детерминированности конфликтного поведения объектов исследования их национальной психологией (с учетом включенности в моно - или полиэтническую группы).

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие рабочие гипотезы:

— национальная психология представителей таджикского и русского этносов детерминирует специфику и различия в вариациях проявления основных стратегий поведения в условиях их конфликтного взаимодействия с другими людьми:

— включенность таджиков в моноэтническую группу определяет доминирование их собственных национальных и культурных ценностей в межличностных отношениях и детерминирует выбор присущих только им стратегий поведения в конфликтном взаимодействии;

— включенность таджиков в полиэтническую группу вызывает формирование таких стратегий поведения в конфликтных ситуациях, которые приближаются по содержанию к стратегиям поведения русских;

— в условиях полиэтнической среды у таджиков наблюдаются изменения в способах реагирования на фрустрационные ситуации и стилях межличностных отношений, что влечет за собой снижение степени их социальной адаптированности в группе;

Подтверждение данных положений предусматривало решение следующих задач

I. разработать комплекс методических приемов экспериментального исследования влияния национальной психологии на поведение в конфликтных ситуациях на таджикском и русском языка;

II. обеспечить адекватный перевод, апробацию и адаптацию диагностического инструментария для таджикской выборки;

III. осуществить сравнительный анализ национально-психологических особенностей таджиков, включенных в моно и полиэтнические группы и русской группы;

IV. сравнить результаты этнопсихологического исследования с характеристиками особенностей национальной психологии таджиков, полученных за счет реализации ис-торико-гносеологического подхода и применения метода контент-анализа;

V. выявить этнопсихологическую характеристику поведения таджиков в ходе конфликтного взаимодействия в моноэтнической и полиэтнической группе;

VI. путем корреляционного анализа параметров, влияющих на поведение в конфликтной ситуации, выявить стратегии и модели поведения таджиков и факторы детерминирующие это поведение, дать их содержательную характеристику.

Концептуальная модель исследования. Задачи и гипотезы исследования, а также особенности изучаемого контингента, обусловили выбор совокупности методик его проведения, отражённых в таблице 2.1.1., которые вместе с выработкой направлений и параметров анализа изучаемых феноменов, алгоритмом самой диагностической деятельности и реализацией определенных требований к надежности и валидности применяемых методик, составили концептуальную модель исследования.

Для преодоления ряда трудностей при исследовании влияния национальной психологии на поведение таджиков в конфликтных ситуациях (с одной стороны, необходим анализ сложившейся практики исследования их национально-психологических особенностей, а с другой — применение специальных методик изучения поведения таджиков в конфликтной ситуации), был разработан следующий алгоритм деятельности.

В моноэтнической группе исследование проводилось на таджикском языке, родном для представителей испытуемого этноса. С этой целью был осуществлен перевод диагностического материала на таджикский язык, а также его апробация и адаптация.

В диагностический материал были включены: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика изучения уровня субъективного контроля Е. Ксено-фонтовой, методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, методика изучения ценностных ориентации Е. Фанталовои, методика выявления стратегий поведения в конфликтной ситуации К. Томаса, метод цветовых метафор И. Соломина.

При проведении тестовых исследований достигался определенный уровень их ва-лидности и надежности.

Валидность процедур измерения понималась как однозначность получаемых результатов относительно измеряемых свойств объектов, т. е. относительно предмета измерения.

Под их надёжностью подразумевалась согласованность результатов теста, полученных при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий или при измерении других условий обследования.

Результаты исследования этнопсихологической детерминации поведения таджиков в конфликтных ситуациях в моноэтнической и полиэтнической группах

Применение методики К. Томаса. Использование методики К. Томаса в проведенном этнопсихологическом исследовании показало, что ведущими стратегиями поведения в конфликтных ситуациях у таджиков в моноэтнической группе являются приспособление (45%) и избегание (19%), но при этом присутствуют также компромиссы (16%), сотрудничество (15,5%) и соперничество (4,5%).

В русской группе в ходе конфликтного взаимодействия ее члены отдают предпочтение соперничеству (36,5%) и сотрудничеству (27,5%), но могут иметь место также компромисс (24%), приспособление (7%) и избегание (5%).

Значимость различий определялась по хи-квадрат критерию Пирсона и оказалась равной: Р 0,001; х2 = 133,75; к = 4.

На наш взгляд, полученные данные свидетельствуют о том, что таджики в своей этнической группе придерживаются национальной традиции поведения, ориентирующей на бесконфликтные отношения с ее членами и подчинение ее требованиям..

При нахождении же таджиков в полиэтнической группе в условиях конфликта у них преобладает стратегия поведения, ориентированная на соперничество (39,5%). Также при этом возможны компромисс (12,5%), приспособление (25%) и избегание (23%). В то же время сотрудничество в конфликтных ситуациях в полиэтнической группе таджики вообще исключают (0%).

Значимость различий между выборками, полученных у таджиков в моноэтнической и полиэтнической группах определялась по хи-квадрат критерию Пирсона и оказалась большой (значимой — р 0,01; у2 = 19,6; к=7; у2 = 74,75; к=5).

Использование методики С. Розенцвеига. Анализ результатов применения методики С. Розенцвеига в свою очередь выявил значительно более высокое среднее значение коэффициента групповой адаптации у таджиков в моноэтнической группе по сравнению с русскими — соответственно 45,2% и 27,7%, при значимости различий по t-критерию Стьюдента, равной Р 0,001 (см. таблицу 2.2.1.), что показывает детерминированность национальной психологией особо толерантного отношения таджиков к фрустрационным ситуациям и слабого восприятия ими негативных воздействий в родной среде.

Кроме того, при исследовании характера фрустрации было выявлено, что ведущим способом реагирования на ситуацию переживания у таджиков в моноэтнической группе является фиксация сознания на препятствии (50%), тогда как у русских преобладает фиксация сознания на самозащите (56,5%), при Р 0,001; - 2.- 99,25; к = 4.

рования на фрустрационную ситуацию у таджиков в моноэтнической группе, обусловлен их национальной традицией, в соответствии с которой они, прежде чем действовать, должны предварительно согласовывать свое предстоящее поведение и с установленными нормами и с мнением старшего (авторитета).

Примечательно, что у таджиков в полиэтнической группе по сравнению с таджиками моноэтнической группы наблюдаются значимые различия в способах и направленности реакций (Р 0,01; у2 =17,12; к = 5; Р 0,05; х2 = 8,72; к = 2). Ведущим типом реагирования на фрустрационную ситуацию является фиксация на самозащите (36%) и преобладание экстрапунитивной направленности (77%) (см. рис. 2.2.2; 2.2.3).

Возможно, данный факт говорит о проявлении агрессивности в поведении таджиков: в не родной для них этнической среде это становится возможным и не осуждается, так как считается, что они вынуждены так поступать, тем самым защищая своё «я».

Использование методики Е. Фанталовои. Применение методики ценностных ориентации Е. Фанталовои позволило выявить ведущие ценности таджиков (см. приложение 4). Совпадения в иерархии ценностей определялись по критерию ранговой корреляции Кендалла.

В ведущую их десятку в моноэтнической группе вошли следующие ценности: доброта (1 место), сдержанность (2 место), искренность (3 место), сочувствие (4 место), любовь к детям (5 место), понимание других (6 место), прощение (7 место), терпение (8 место), наличие семьи (9 место), правдивость (10 место).

В то же время десять главных ценностей респондентов русской группы при этом оказались представлены следующим образом: правдивость (1 место), деньги (2 место), целеустремленность (3 место), мудрость (4 место), понимание других (5 место), профессиональная пригодность (6 место), твёрдость воли (7 место), самокритичность (8 место), честность (9 место), терпение (10 место).

Очевидно, что выбор ведущих ценностей в представленном анализе весьма различен. Если таджики в своей родной среде отдают предпочтение прежде всего таким ценностям, как «отношение к жизненным проблемам и объектам» и «характерологические и личные качества», то русские в тех же условиях выбирают сначала материальные и житейские блага, а потом уже «характерологические и личные качества».

Результаты ранжирования ценностей показали, что такие из них, как доброта, сдержанность, искренность, сочувствие и прощение, присущие таджикам в моноэтнической группе, вошли только во вторую десятку ценностей у русских.

Похожие диссертации на Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми