Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании Нгуен Нгок Ван

Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании
<
Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нгуен Нгок Ван. Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 1993 134 с. РГБ ОД, 61:94-9/14-4

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Методологические пробы исследования ценностей и ценностных ориентации. 18

Раздел 2. Национальные и о нечеловеческие ценности в национальном самосознании 43

Раздел 3. Взаимодействие национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 128

Введение к работе

В последнее время на страницах печати, в общественник кругах вновь развернулась дискуссия о том, что действительно является ценностью для человека и какие ценности могут быть названы общечеловеческими. На наш взгляд, - это уже вторая волна в решении данного вопроса, которая всплыла на поверхность целой гущи проблем, вставших перед философской наукой в наше неспокойное время. В отличие от первой волны, которая оставила свою печать в 50-60 годы, когда дискуссия была подчинена критике одного философского направления и утверждению другого, эта вторая волна как бы принимает попытку смягчить такое жесткое противопоставление и найти решение вопроса уже в духе нового времени.

Нет сомнения в том, что мир в конце XX века претерпевает крутые перемены, которые проходят с такой быстротоЙ,что сразу врезаются в наше сознание и в наши чувства.Это заставляет нас незамедлительно еще раз посмотреть на себя,на свои ценности и взгляды» В этих условиях наука, тем более социально-философская, коль ею занимаются люди с определенной системой принципов и ценностей и коль она направлена на службу человеку, не может быть неизменна в своих суждениях и концепциях, в том числе и суждениях о назначении человека,смысле его жизни, в концепциях о всемирно-историческом прогрессе.

Порой жизнь воспринимается человеком как нечто естественное и безусловное, И только в экстремальных условиях,когда он поставлен перед жизненным выбором, человек начинает задумываться о смысле своей жизни, 0 такого рода психике человека хорошо пишет Василий Быков, Герои в его произведениях всегда поставлены перед выбором Добра и Зла,жизни и смерти»..

_ 4 -

И на этот раз ужаснулся Сотников, когда перед смертью у него как бы наступило прозрение: "Сколько же их, человеческих жизней, со времен Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества, и много ли они научили человечество?

Как и тысячи лет назад, благородный порыв к добру и справед-

Т ливости, порой, кажется чудачеством" . И до самой казни Сотникова мучительно терзает мысль о том, когда же, наконец, настанет время, когда человеческая жизнь будет высшей ценностью .для человечества.

Эта философская идея актуальна сейчас как никогда, ибо человеческая жизнь ныне поставлена на край пропасти. И если каждая нация, каждое государство будет "как и тысячи лет назад" преследовать только свои интересы, пренебрегая при этом интересами других, то это неизбежно приведет к печальному результату: либо к ядерной, либо к экологической катастрофе»

Беспрецедентная сложность стоящей перед человечеством задачи заключается в том, чтобы, не закрывая глаза на существующее многообразие национальных интересов и противоречий, найти такой подход к пониманию современного мира, который бы ставил во главу угла общезначимый для всех стран и народов интерес - сохранение жизни на земле.

Сегодня, по сути дела, речь идет о новом философском подходе к решению проблемы, требущем от всех государств» классов и народов радикального переосмысления и принципиальной корректировки своих взглядов и позиций, которыми они руководствовались прежде в отношениях друг с другом, В частности, речь идет о необходимости такого типа сочетания национальных и общечеловеческих ценностей, который мог бы спасти челове-

I* Быков Б. Повести, М.,Изд.Художественная литература, 1984.-0 .Д.ОХ

ческую цивилизацию от катастроф, не нанося ущерба национальным интересам. Без такой гармонизации национальных и общечеловеческих интересов нельзя и мечтать о прогрессивном мировом порядке и нечего говорить о мире на земле. Тем более, говорить о том, что жизнь человека - высшая ценность.

Эта проблема требует обоснованного теоретического исследования еще и потому, что на наших глазах рухнуло так называемое "новое политическое мышление", а на международной арене - иракская война и война в бывшей Югослаьии. Примечательно» что эти войны ведут, с одной стороны, местные национальные силы, а с другой - силы, призванные защитить общечеловеческие ценности. На размышление выделим три проблемы.

Первая: бои ведут, с одной стороны, национальные силы, призванные защитить национальные интересы, национальные ценности, и если другая сторона действительно защищает общечеловеческие ценности, значит идет война ценностей: национальных и общечеловеческих?

Вторая: если силы ООН и НАТО действительно защищают общечеловеческие ценности, следовательно, защищают в том числе и ценности собственно Ирака и Югославии. Но почему же эти народы так упорно защищаются, сопротивляются. Значит ли это, что у народов Ирака и Югославии в данный момент (имею в виду социально-экономический, исторический и психический факторы) есть такие национальные ценностя, которые, по их убеждению, выше общечеловеческих?

Третья: правомерна ли защита общечеловеческих ценностей за счет тысяч и тысяч человеческих судеб, если не целых наций? И не прикрывают ли некоторые круги общечеловеческими ценностями свои эгоистические интересы?

Все это говорится к тому, что данная проблема актуальна, сложна и многогранна. Она требует от философов, политологов и политических деятелей тщательного изучения, умения в гуще интересов и ценностей, не давая воли кажущимся ценностям, отобрать именно такие, которые играют действительно важную роль. Из философского вопрос о ценностях превращается в идеологический и политический» В различного рода войнах, межнациональных и региональных конфликтах происходит столкновение национальных интересов и ценностей, Суть процветания и международного сотрудничества - гармоническое сочетание интересов различных наций и народов.

Актуальность проблемы ценностей обусловлена ещё я социально-экономическими и политическими переменами,происходящими е бывших социалистических странах, и изменениями во взглядах людей на сложившуюся у них систему ценностей. Нет сомнения, что мы переживаем такую эпоху, когда старые идеологические, нравственные и другие ценности вытесняются из массового сознания с невиданной быстротой, а новые часто выступают лишь как заимствованные у других народов,

Б процессе исторического развития в науке о ценностях и е массовом сознании сложились различные направления, в том числе противоположные друг другу. В каждом направлении были выработаны свои взгляды, критерии, своя система ценностей, соответствующая и отвечающая интересам определенного общественного строя. В ходе перестройки рухнули старое общество и сложившиеся старые связи, стереотипы, старый образ жизни, которые прежде направляли деятельность людей и определяли ее содержание.

Такие ценности, на которые опирались люди социалистического общества, как равноправие, добровольность, сознательная дисциплина, интернационализм при переходе к рыночной экономике утратиля свои позиции. А как будет жить человек, не имея системы ценностных ориентации? В этих условиях обозначился процесс "импорта" ценностей. Если было общество социалистическое, а сейчас идем к капитализму, коль социализм и капитализм - противоположные общественные системы, то ценности должны быть также противоположны! Раз раньше "не было свободы", то сейчас свобода полная; если был коллективизм, то сейчас экономика рыночная, ничем и никем не контролируемая. Именно так воспринимается рыночная экономика значитель-^ ной частью населения.

Однако противопоставление это во многом абсурдно, вредно и опасно. Опасность усиливается еще и потому, что почти все эти противоположные, заимствованные ценности некритически воспринимаются многими людьми относительно низкого уровня культуры. Свобода личности, завоеванная человечеством в течение тысячелетий, воспринимается как вседозволенность, на службу частной собственности пошли все средства, включая продажу собственной чести и достоинства. Идет война законов, воцарился, беспорядок, хаос, растет преступность. Словом, во многом утрачена та система социально значимых ценностных ориентиров, та система нравственных и духовных норм, которая должна была бы направлять общественно-полезную деятельность людей. Разве человек когда-нибудь мог смириться с тем, что весь смысл его существования сводится только к тому, чтобы больше зарабатывать и жить лучше других? Человеку необходимы

контакты с другими людьми и с внешним миром. Но какими будут новые контакты? На какие ценностные ориентиры будут они опираться? Решение данных проблем - это поистине серьезный вызов для философов, ученых других общественных наук. Это одновременно и вопрос о выходе из кризиса современной нравственности и вопрос о выживании нации и всего человечества.

Основная задача сводится к тому, чтобы осмысливая опыт прошлого и избегая крайностей, не взирая на разнообразие и противоречие взглядое, что, на наш взгляд, вполне естественно, найти те действительно значимые, полезные и прогрессивные ценности, которые реально служат человеку, независимо от его национальной принадлежности или цвета его кожи, и выработать механизм воплощения их в жизнь, чтобы они стали поистине благом для всех, живущих на земле.

Эта проблема жизненно важна не только для широких масс, она необходима .для научных работников. Совершенно справедливо по этому поводу пишет А.Фурман: "Основной проблемой, с которой сталкивается современный историк и социолог, лишившиеся традиционной схемы, но пытающийся найти какие-то общие фило-софско-исторические ориентиры, является проблема логики все-

мирно-исторического прогресса" .

Какова будет наша жизнь? В чем заключается эта "логика всемирно-исторического прогресса"? В значительной степени это решается в зависимости от тех ценностных ориентиров, которые движут людьми разных наций.

Проблема ценности и ценностных ориентации - это, в конечном счете, проблема отношения субъекта (человек, социальные группы, общество) к объекту (явлениям природы, предметам ма-

I. Фурман Д.А. Наши треЕоги и всемирная история. Вопросы Философии. 1990. - ^ II. - С.45.

териалъного и духовного мира). Она занимает значительное место в философской науке, начиная с высказываний в области этики и эстетики в произведениях Сократа, Аристотеля, Канта и кончая сформированием современного философского учения о ценностях.

Практическая природа этой проблемы заключается, например, в том, что на заре своего становления, человеку (если можно так называть человеческое существо той поры) в один прекрасный день пришло в голову понимание того, что на охоте ему лучше пользоваться палкой или же камнями, нежели голыми руками, что ему лучше пользоваться вареной пищей, чем потреблять сырую. Палки, камни .для человека того времени - величайшие ценности подобно соответствующим открытиям в техногенную эпоху. Понимание того, что палки и камни на охоте намного эффективнее, чем голые руки, вареная пища лучше, чем невареная, отразилось в первых ценностных суждениях первобытных людей. Они на первых порах интуитивно и эмпирически осознают: не делай это - это плохо, делай то - то хорошо. Эти ценностные суждения направляли деятельность людей того времени.

Все это говорится к тому, что проблема ценности имеет глубокие практические производственные и социально-бытовые корни. Шенно путем различения: хорошее-плохое, полезное-бесполезное и продвигается вперед человеческое сознание, проходит естественный отбор человеческих индивидов. В процессе этого отбора, осуществляемого во многом при помощи и в виде ценностных суждений, человек выбирает наиболее значимые и

полезные .для своей деятельности явления и предметы. Шенно на

этой

основе сложилось его отношение с окружающим миром.

Филооофш, как наука о ценностях я формах человеческого мышления, не может обходить стороной это явление. Б разработке данной проблемы принимали участие ученые«философы разных эпох Запада и Востока. Особое место в современной теории ценности занимают представители неокантианства. Среди ній выделяются крупные фигуры В.Виндельбанда и Г.Риккерта. Примечательно, что у В.Виндельбанда ценности выступают как бы единственным предметом философской науки: "Я... не отнимаю ни у кого права называть философией все, что ему угодно, -нишет он, - но,... я могу понимать под философией в систематическом (а не в историческом) ее смысле только критическую науку об общеобязательных ценностях: это определяет предает

философия" .

Заслуга Виндельбанда, на наш взгляд, заключается прежде всего в том, что на фоне известных суждений о ценностях он, вслед за И.Кантом, сумел подняться на новый уровень - уровень ценностей всеобщих, общеобязательных и научно обосновал сущность таких ценностей.

Размышляя о принципе морали, Виндельбанд приходит к мысли: именно сознание долга подсказывает, заставляет человека соблюдать всеобщие ценности, выполнять нравственные нормы. "Это сознание долга, - говорит Виндельбанд, - есть принцип морали в том смысле, что он есть высшее условие возможности нравственной жизни". По мнению неокантианцев Виндельбанда и Ряккерта ценности носят надисторический характер и образуют в своей совокупности идеальны!!, независимый от людей, вечный трансцендентный, потусторонний мир - мир ценностей-идеалов. Риккерт сравнивает эти ценности-идеалы с звездами на небе,

  1. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб. 1904. - С.23.

  2. Там же. - С.254.

- II -

которые по мере развития культуры все больше открываются лю-

дям . Мысля философа направлены на обоснование того, что развитие человеческого общества происходит путем разрешения противоречии между трансцендентным миром ценностей-идеаловЕ и миром человеческой действительности. В ходе этого человеческая жизнь все ближе и ближе подходит к данным трансцендентным ценностям-идеалам.

В отличие от Риккерта и других неокантианцев Вебер подчеркивает земную» социально-историческую природу ценностей. Он рассматривает "ценностно-рациональную ориентацию" как один из видое социального действия. "Действующий сознательно

соотносит свои поступки с определенной ценностью как целью . Ценности в понимании Вебера есть своего рода "интерес эпохи", Но этот "интерес эпохи" уже есть "нечто гораздо более субъективное чем надысгорический интерес, получивший у неОКаНТИаН-цев название "ценностей .

Сведение Вебером ценностей с высоты надисторического трансцендентального субъекта и превращение их в "интерес эпохи" и "идеальные типы" означает переосмысление наукоуче-ния Риккерта и дальнейшее развитие его теории. Идея Вебера о направляющей силе ценностей находит свое отражение в работах многих исследователей проблемы, в частности, и у М.Шеле-ра« Для Шелера ценности выступают как источник развития человеческого разума. "... история в целом, - пишет он, - показывает возрастание полномочий разума, но лишь посредством и на основе возрастающего усвоения идей и ценностей, проникающего в устремления и интересы больших групп" . Ценности

  1. См.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - С.195.

  2. Вебер М, Избранные произведения. М., 1990, - С.21.

  3. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рацяональность.М.,

ХУУх. — О*4о

4. Шелер М. Положение человека в космосе. В кн.Проблема
Человека в западной философяи.М., 1988. - С.74.

по мнению философа, имеют объективный характер, но не отождествляются с объектами-носителями ценностей* Так же, как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности могут созерцаться енє зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются.

Большой интерес представляет и работа Ортеги-и-Гассета, опубликованная в выше упомянутой книге под названием "Новые симптомы". В ней автор подходит к проблеме ценностей с демографической точки зрения. Высказана мысль, что у разных поколений разные "мерки" ценностей1.

Проблема ценностей занимала внимание советских философов. Она получила решение в трудах Тугаринова В.П.» Дробниц-кого О.Г., Соколова Э.В., Майзеля И.А., Василенко А.В.,Здра-вомыслова А.Г. и др. Особенность современной марксистской теории ценностей заключается в том, что она возникла и развивалась в условиях жесткой идеологической борьбы между двумя общественными системами, в условиям, когда почти все средства духовной и материальной жизни были направлены на достижение общественных интересов. Это существенно повлияло на направленность данной теории ценностей. Стремление различать "ихние" и "наши" ценности, противопоставлять их четко прослеживается почти во всех работах.

Несмотря на это, марксистская теория ценности, на наш взгляд, сделала шаг вперед в изучении проблемы. Был внесен свой вклад в раскрытие сущности и природы феномена ценности. Ценности, по утверждению марксистских философов, не есть нечто потустороннее и надисторическое, они не сводятся также к сугубо субъективистским оценкам, данных человеком явлениям I. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы. Там же. - С.204-205.

- ІЗ -

природы, предметам материального или духовного мира. Напротив, ценности имеют свою объективную социальную природу. В то же время многие ценности имеют социально-исторический классовый и национальный характер. Это ярко отражается в определении ценностей, данном Тугариновым: "Ценности суть те явления (или стороны, свойства явления) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала".

С наступлением ядерной эры, с нарастанием глобальных проблем философское учение о ценностях получает Еое большее развитие, дополняется новым содержанием. Весьма актуальной становится проблема общечеловеческих ценностей, суть которых сводится к самому выживанию человеческого рода.

Именно этим проблемам уделяют в последние десятилетия большое внимание ученые я политические деятели разных стран. Вспомним "Манифест" Рассела-Эйнштейна, "Размышления,,." Д.Сахарова, где речь идет об опасности гибели цивилизации и об ответственности перед родом человеческим. В общественно-философской науке было издано много трудов, посвященных анализу современных тенденций развития человеческого общества и выявлению общечеловеческих ценностей. Свои усилия в решение поставленных проблем внесли Дж.Форрестер, Дж.Хаксли, А.Печчея и др.

Общий анализ противоречий интересов и ценностей, имеющий методологический характер,был сделан В.Скворцовым в книге "Культура самосознания", изданной в 1989 г. В ней автор убедительно показывает состояние разорванности личности,стоящей

І. ТугариноЕ В.П. Марксистская философия и проблема ценности. В кн. Проблема ценности в философии. М.-Я.Изд.Наука.1966.-0 .ІЬ.

перед выбором в силу разорванности самой жизни. Однако,чтобы выжить в новых исторических условиях, индивид должен примирить, совместить, казалось бы, несовместимое. Автор пишет: "Проблема соединения противоположностей встает сегодня в различных аспектах международных отношений. Взаимосвязь и взаимозависимость противоположных субъектов, с одной стороны, объективная необходимость исключения войны как наиболее радикального средства разрешения противоречий, возникающих между ними, - с .другой, ставят их, казалось бы, в парадоксальную позицию: они должны двигаться навстречу друг другу при выработке общих решений, признавая вместе с тем свою социальную и идеологическую противоположность .

Необходимым "инструментом", делающим это соединение действенным, И.Фролов видит в новом гуманизме, который он черпает из идей гуманизма Римского клуба, развитого Печчеи, и из гуманизма, описанного в Докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. Для Фролова новый гуманизм как высшая ценность должен быть отнесен не только к человеческому роду, но и к каждой конкретной индивидуальной жизни*. Другой способ разрешения проблем, Э.Обминский, например, видит в консенсусе общих усилий. Для него человеческая жизнь будет продолжена и получит новое цивилизованное развитие только при том условии, если субъекты истории, отказавшись от любых абсолютных "своих" истин, совместно выработают нормы человеческого общежития, исходя из конкретных исторических условий. Ибо человечество уже неоднократно "отторгает извечно повторяемый исторический стереотип: претензии той или иной локальной... группы на всеобщность своего виде-

  1. Скворцов Л.В. Культура самосознания. М\, 1989. -С.279.

  2. См. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.,1989. - С.373.

- 15 -ния мира я, соответственно, на реаливацшо собственной доктри-

ны в масштабе, вплоть до глобального .

Почти во всех работах, посвященных глобальным проблемам, общечеловеческим ценностям и тенденциям развития мировой цивилизации, высказываются мысли о необходимости дальнейшего анализа разного рода социальных противоречий, проявляющихся на государственном и международном уровнях, раскрыть их сущность и предложить пути их разрешения.

Предлагаемая работа есть попытка изложить нашу точку зрения на поставленные проблемы. Кё основная цель заключается в том, чтобы раскрыть диалектику взаимодействия национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании народов, понимание которой должно способствовать реализации как национальных, так и общечеловеческих ценностей, воплощению в жизнь универсальных принципов человеческого бытия.

В соответствии с поставленной целью определены следующие

задачи диссертации:

Раскрыть сущность феномена ценности и ценностных ориентации, проанализировать методологические проблемы их исследования.

Исследовать место национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании и их роль в жизнедеятельности наций и народов как исторических субъектов,

Определить специфику взаимодействия национальных и общечеловеческих ценностей е решении как национальных, так и общечеловеческих проблем, вставших перед мировым сообществом.

Предложить пути гармонического сочетания национальных

и общечеловеческих интересов и ценностей как на национальном,

I. Обминский Э.Е. Глобальные интересы и национальный эгоизм. М., 1990. - С .5.

.-16-

так и на международном уровнях.

Данная работа является, по существу, первым специальным исследованием в области диалектики взаимоотношений национальных и общечеловеческих ценностей во вьетнамской научной мысли. Её научная новизна состоит в том, что в ней:

раскрыты гносеологические корни и особенности в понимании ценности и ценностной ориентации разными историческими субъектами;

разработаны методология и соответствующий категориальный аппарат научного анализа формирования ценностей и ценностных ориентации е национальном самосознании;

дан анализ места я роли общечеловеческих ценностей в национальном самосознании, как органических элементов последнего ;

раскрываются "внешние" и "внутренние" ценностные ориентиры жизнедеятельности наций в контексте мировой цивилизации;

исходя из характера противоречивых взаимодействий национальных и общечеловеческих ценностей, предлагаются пути

и способы гармонического сочетания этих ценностей, обоснованы новые подходы в решении проблемы реализаций национальных и общечеловеческих ценностей.

Практическое значение данной диссертационной работы заключается, во-первых, в том, что ее положения могут использоваться в качестве теоретической и методологической основы решения проблем внутренней и внешней национальной политики государств, партий и общественных движений. Во-вторых, представленная работа может быть использована в учебной и пропагандистской работе при рассмотрении тех проблем, которые анализируются в диссертации.

-17-.

Осноеннє положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры философии РГСИ. Они также изложены автором в докладах на международных конференциях "Социальная работа и рыночные отношения" (Москва, май, 1992), "Личность, семья и общество" (Москва, икшь, 1993), а также в "Аспирантском сборнике".

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Методологические пробы исследования ценностей и ценностных ориентации

Проблема ценностей и ценностных ориентации получила самое разное толкование в философской науке. Характер этих толкований зависит от содержания философских направлений. Решение этой проблемы в своей основе зависит от решения вопроса: что первично - общественное бытие или общественное сознание?

В настоящем разделе мы не ставим цели разобраться в том, как решается проблема ценностей в различных философских направлениях. Не будем заниматься структурированием, классификацией ценностей. В этом были достигнуты определенные успехи (например, ученые-философы, исследущие проблему, сошлись в определении большинства ценностей и их структуры). Наша работа не о ценностях вообще, а о ценностях в национальном самосознании, о том, как гармонизировать национальные и общечеловеческие ценности. Разбирая проблему ценности, мы уделяем внимание прежде всего раскрытию проблемы субъекта и объекта ценности и вопросов, связанных с ними.

Проблема субъекта и объекта занимает ведущее место в теории ценности. На сегодняшний день существуют, насколько мы можем судить, три точки зрения на ее решение. Представители первой точки зрения утверждают абсолютную независимость ценностей от материального мира и от человека (субъекта). Говорится, что "ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности . Ценность рассматривается Риккертом как нечто трансцендентное по отношению к бытию» Б работе "Два пути познания" он так излагает свои взгляды на проблему; "Сами ценности... не относятся ни к области объектов, ни к области субъектоЕ, они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объек т та".

Свое противопоставление мира ценностей и мира действительности Риккерт обосновал таким образом, что действительность, хотя и может быть переживаема непосредственно нами, однако мы не сможем понять вещь как таковую, тем более ее значимость и ценность. Для того, чтобы уловить, понять эту вещь, субъект должен обратиться за помощью к естествознанию. Но как раз в этот момент "действительность" вещи и ее реальная ценность ускользает из рук субъекта . Для Риккерта ценности это некие объективные сущности, нормы и идеалы, которые определяются "сверхопытной реальностью".

Теория ценностей у Риккерта, по нашему мнению, является своего рода попыткой расширения роли философии в рассмотрении социальных проблем, в том числе и проблемы ценностей. Теория ценностей служит для него, кроме прочего, средством расширения предмета философии и ее задач. Для Риккерта призвание философии состоит не только в том, что она должна давать объяснение действительности (это отождествляет философию с частными науками); философия, как таковая, должна дать людям мировоззрение, вскрыть ценность мира и значение жизни. В работе "О понятии философии"

Национальные и о нечеловеческие ценности в национальном самосознании

В первом разделе было сказано, что осмысление современного этапа исторической эволюции приводит нас к мысли о том, что классы, как социальные группы общества, утрачивают определяющую роль в нем, а трактовка классовой борьбы, как движущей силы исторического процесса, становится не вполне приемлемой. Обществоведение нуждается в качественно новых теоретических подходах, которые рассматривали бы общество не просто как некую "совокупность социальных организации, институтов и групп, в основе функционирования которой лежат классовые и другие социальные противоречия , а как сложную самоорганизующую систему, в которой важную роль играют законы адаптивного поведения.

Социальные перемены действительно составляют суть движения истории, но что вызывает эти изменения, что обусловливает постоянство перемен? Возможно, плодотворно разрабатываемое антропологами понятие адаптации может стать мощным инструментом познания общественного развития. Общие законы адаптации применимы к сегодняшним реалиям, выражащшся прежде всего в заинтересованности человечества в сохранении жизни и цивилизации, в стремления каждой нации найти себе достойное место в многоликом обществе.

"В последние десятилетия, - пишет А.В.Тишков, - качественно новые параметры приобрел такой важнейший тип социальных группировок как историко-культурные и этничные общности. С возрастанием целостных характеристик человечества, распространением урбанизации и нивелирующих форм массовой культуры, межгосударственных и межличностных контактов и взаимосвязей этнокультурное многообразие планетарного сообщества тем не менее не сходит с исторической арены . Переходя все в большей мере из сферы материальной в сферу духовной культуры и самосознания народов этничность утверждает себя как устойчивая совокупность социально-нравственных ценностей и поведенческих норм.

Этничность позволяет ее носителю лучше ориентироваться в урбанизированном мире. Чувство принадлежности к той или иной группе нужно человеку как форма, через которую реализуется необходимая ему социальная конфортность и которая используется им для достижения определенных социальных целей. Стремление оохранить, утвердить и развивать свою культуру на личностном и групповом уровнях через всю систему национальных форм и символов, становится неотъемлемой характеристикой развития современных индустриальных обществ. Все, что сейчас происходит в Европе, объясняется не только очередным "сближением" наций, но и ростом национального самосознания,стремлением выработать и реализовать свое "Я" в этом многообразном мире. Национальность и чувство национального самосознания стали как бы исходным определителем политического,экономического, кущьтурного и нравственного действия. Этот фактор столь мощно действует в нашей действительности, что даже созданный мировой парламент приобрел облик наций.

Взаимодействие национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании

Как уже отмечалось, наиболее значительным завоеванием общественной мысли переживаемого нами времени является новое философское видение социального прогресса, его содержания и перспектив. Основная посылка этого нового видения: целостность многообразного я противоречивого мира, что заставляет по-новому взглянуть на взаимоотношение национальных и обще человеческих ценностей.

Проблема целостного мира СВОИМИ корнями уходит в далекое прошлое. Идея единства человеческого рода владела в разные эпохи умами и сердцами многих искателей истины на Западе и на Востоке Сначала она выражалась в представлениях об общности происхождения всего сущего на земле от огня, водн,воздуха или земли, как это утверждала, например, античная философия Идея всеединства выражалась в суждении; "Й из всего одно, и из одного все". Эти идеи заложили философскую основу для систематической разработки принципа всеединства, осуществленной в дальнейшем в неоплатонизме, в работах Николая Кузанского, Спинозы, Гегеля, других философов, в том числе русских.

Согласно философии всеединства оптимальное состояние мира предполагает существование в нем большого многообразия вещей и явлений. Они сохраняются во всей своей многокачествен-ности и в. то же время пронизаны стремлением к единству и гармонии. Философия всеединства утверждает не только единство различного, но и единство, в котором сохраняются все. Уместно здесь вспомнить слова Владимира Соловьева: "Мы должны рассматривать общество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой ТОЧКИ зрения очевидно, что ни один народ не может нить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие Е общей жизни человечества"

Владимир Соловьев, на наш взгляд, ближе всех, кто раз -рабатывал и развивал теорию всеединства, опустился к земным проблемам» Веря в мировую душу, В.Соловьев уделял много внимания вопросам общественного развития, в частности, проблеме объединения России с Европой, "ЭТИМ объединением, - считает Владимир Соловьев, - Россия поможет всем народам мира установить путем напряженных нравственных исканий необходимые для выживания и совершенствования человека и природы отношения всеобщего единства, исключающие вражду, войны, гибель цивилизации Человечество, сумев подняться на такую ступень нравственного совершенства, по Соловьеву, готово к преобразованию Е богочеловечество« И тогда наступит полная победа на земле над силами зла, разрушения и смерти.

Отношения всеобщего единства основываются, по мнению Владимира Соловьева, на определенных разумно-нравственных принципах. Эти принципы и цели не могут быть исключительным достоянием того или иного человека и его сообщества, являющихся сами частью единого мирового процесса Эти принципы имеют значение "только под условием разумности мировой связи, или преобладания смысла над бессмыслицей во вселенной. Если нет целесообразности в общем ходе мировых явлений, то не может быть целесообразной та часть этого процесса, которую составляют человеческие поступки, определяемые нравственны-I» Соловьев В. Русская идея, I9II. - С.4.