Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования. Проблема социальной апатии охватывает практически все сферы социального бытия. На микроуровне социальная апатия связана с кризисом идентичности личности, который имеет тенденцию вырастать до масштабной социальной проблемы. На макроуровне она взаимодействует с такими глобальными проблемами развития современного мира, как общий социокультурный кризис российского общества, повлекший за собой трансформацию ценностей и искажение механизма социальной преемственности.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена, во-первых, значимостью анализа проблем молодого поколения, являющегося ресурсом российского государства. Если говорить в контексте категорий «должного», то молодежь - наиболее активная часть населения, и в силу свойственного ей возрастного максимализма порой склонна к мятежным формам поведения. Однако в современной российской действительности значительная часть молодежи не проявляет интереса к происходящим событиям в России, к ее будущему, пассивна к участию в избирательных кампаниях, не стремится к реализации своих сил и способностей в учебе, в том числе в инновационных проектах. Во-вторых, всестороннее рассмотрение апатичного состояния молодежи важно для минимизации факторов риска, снижения количества техногенных катастроф, одной из решающих причин которых выступает равнодушное отношение к государственной и частной формам собственности. В-третьих, исследование феномена апатии имеет прямое отношение к модернизации России, которая не может состояться без активного участия в ней молодого населения.
Несмотря на то, что употребление понятия «апатия» и стало общим местом в научных работах, посвященных анализу социально-политического положения современной России, конкретных исследований, касающихся сложных, неуловимых социальных феноменов, подобных апатии, в современной социально-философской мысли крайне мало. Что же касается проблемы апатии современной молодежи, то на сегодняшний день она в качестве самостоятельного предмета исследования практически не изучена.
Актуальность анализа социальной апатии сегодня настолько очевидна, что даже на уровне Правительства (в том числе в Послании Президента России Федеральному собранию Д.А.Медведева «Россия, вперед!») и в публицистике поднимаются вопросы о необходимости принятия самых экстренных мер по исправлению апатичного настроения населения России, способного стать «тепловой смертью» общества. ..
Действительно, апатия выражается и в политическом безразличии, и в безразличии людей друг к другу. Сегодня весь спектр социальных отношений, начиная с семейных, отношений между преподавателем и студентом, врачом и пациентом, между работодателем и работником и заканчивая отношением к природе, в основном носит формальный характер.
Таким образом, актуальность работы обусловлена недостаточным вниманием научного сообщества к анализу данного явления. Не меньшей значимостью обладает и необходимость практических разработок, направленных на создание возможности управления социально-психологическими процессами и социальными практиками поведения современной российской молодежи.
Решение проблемы социальной апатии молодежи нашей страны является стратегической задачей её развития. Несмотря на то, что данная работа носит теоретический социально-философский характер, необходимость её выхода в прикладную социальную науку достаточно очевидна и злободневна. Проблема апатии не является исключительной проблемой социального бытия, поиск ее решения надо расширить до возможностей разработки управленческих методов, направленных на предупреждение социально-политической апатии населения в будущем.
Актуальна и семантическая направленность исследования: понятие социальной апатии для философского сообщества достаточно ново. Оно пришло в философию благодаря посредничеству медицины и психологии. Поэтому решение задачи о выяснении истинного смысла понятия «апатия» стало одной из приоритетных задач данного исследования.
Считаем необходимым особо подчеркнуть, что, безусловно, не. для всей российской молодежи характерно апатичное, безразличное отношение к себе и к действительности. Однако значительная ее
часть не проявляет интереса к происходящим трансформациям в российском обществе и удовлетворяется имеющимися наличными условиями бытия ради сохранения своего спокойствия и статус-кво. О таком равнодушии пишет в книге «Америка» Ж. Бодрийяр, называя человека развитого западного мира неспособным к состраданию и оставившим другие народы в тени, отлучив их от современных коммуникаций, а зоны их проживания превратив в пустыню.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие апатии, возникшее в античной философии, достигло своего оформления в стоицизме. Его основатели: Зенон, Клеанф, Хрисипп и др., пережившие влияние кинической школы, но смягчившие ее парадоксы - обосновали практически ориентированный философский взгляд, в центре которого - идеал апатии. Стоический взгляд был развит в Средневековье Филоном Александрийским, Тертуллианом, Августином. Идею о том, что человек может быть счастлив, если он откажется от ненасытной воли желать, высказывали Б. Спиноза, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.
Проблема социальной апатии и конформизма тесно связана с проблемой аномии, введенной в понятийный аппарат социальных наук Э.Дюркгеймом в труде «О разделении общественного труда» и получившей дальнейшую концептуальную разработку в его работе «Самоубийство». Социальные категории «апатия» и «аномия» связаны сущностно и концептуально, так как оба социальных феномена проистекают из социального факта опережения экономического развития общества (согласно Дюркгейму, состоящего в прогрессирующем разделении труда) относительно морального развития коллективного сознания.
С целью уяснения истоков исследования социальной апатии необходимо также обратиться к таким классикам социальной философии, как К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, в теоретических системах которых четко просматривается тенденция противостояния социальных норм и социального поведения, закона и морали, традиций и проблем преемственности.
Конкретных исследований социальной апатии и конформизма как в нашей стране, так и за рубежом крайне мало. Непосредственно занимались проблемой социальной апатии такие авторы, как Е.В. Исмаилова, Г.Л. Кертман, И.М. Клямкин, Т.И. Кутковец, Р.К. Ка-
дыржанова, Ю.В. Набок, В.Г. Федотова, И.Г. Ясавеева и другие. Однако тема апатии выступает в качестве побочных факторов исследований, касающихся политической идеологии, проблем взаимного влияния права и морали, социальных феноменов массовой коммуникации, власти и социальных трансформаций.
В советской и российской философии тема социальной апатии и конформизма изначально развивалась лишь в русле истории философии. Этимологический анализ древнегреческого понятия «апатия» был вписан в общее рассуждение о путях античной философии (В.Ф. Асмус, Ф.В. Иваницкий, В.Ф. Константинов, А.Ф. Лосев, А.Н. Чанышев), о философских системах Платона, перипатетиков, стоиков, скептиков и киников.
Авторы академических статей о древнегреческой философии не проводили параллелей с современностью, предпочитая (особенно в советский период российской истории) ограничиваться историко-философскими штудиями. Политическая апатия населения, переросшая в политическую активность 90-х годов, заставила ученых-обществоведов обратить свое внимание и на проблему социальной апатии.
Сущностное определение апатии должно учитывать её комплексный характер. Поэтому, несмотря на дефицит специальных социально-философских работ, исследующих проблему социальной апатии, учитывая её комплексный характер, необходимо обратиться к авторам, изучающим близкие с апатией аспекты социального бытия. При этом необходимо учитывать факт логического пересечения проблемных полей исследований.
Центральной темой для современных социальных исследований стала тема массового общества. Поставленная X. Ортега-и-Гассетом, Э. Фроммом, тема массового общества в России разрабатывалась такими авторами, как В.Г. Федотова, А.В Костина, Л.С. Бата-нина, Е.И. Ларин, Н.Н. Хомутова, Л.Г. Судас, A.M. Данелюк и др.
Сфера пересечений проблемы массовости современной культуры и апатии состоит в способе распространения ценностей современной культуры. Поэтому следующей проблемой, на которой важно сконцентрировать внимание при исследовании социальной апатии, является проблема преемственности и трансформации ценностей общества. Возникновение социальной апатии связано с трансформа-
цией ценностей, выступающей как причиной, так и следствием. Классические решения этой проблемы были предложены ещё Э. Дюрк-геймом, М. Вебером, П. Сорокиным, П. Штомпкой, Г. Лассвелом. На современном этапе проблема трансформации ценностей получила развитие в работах О.Ю. Бубновой, С.А. Бурцевой, Г.К. Казибековой, В.Н. Кулябцевой, Д.А. Маринычевой, Р.Б. Мисировой., А.А. Обуховой, Е.А. Самсоновой, A.M. Шевченко, О.М. Штомпеля.
Ценностные аспекты развития и функционирования общества тесно связаны с проблемой смысла существования. В свою очередь, экзистенциальной составляющей смысла жизни является непосредственное отношение каждого человека к своему окружению, к своему обществу. Поэтому тема апатии затрагивает и смыслообразующую сферу жизни индивидов в обществе/Этой темой занимались такие известные авторы, как Ж.П. Сартр, Н. Бердяев, С. Франк, Ж. Дерри-да. В современной философии проблеме смысла посвящены работы М.Е. Харитонова, Н.В. Гайдабрус, Е.Ю. Ястребова, С.Н. Яременко, Ю.В. Маслянка, Т.Ю. Порошина.
Смыслы существования в современном обществе часто определяются на основе динамичной характеристики нашего общества -рисков существования в нем. Рискогенность тесно связана с апатией молодежи, так как часто фактор риска определяет отрицательное или апатичное отношение молодежи к социальным изменениям. Проблемой рисков существования в современном обществе занимались СВ. Амирханова, Б.М. Арженовский, У. Бек, А. Вилдавски, Э. Гидденс, К. Дейк, М. Дуглас, Ю.А. Зубок, П.И. Куконков, Н. Луман, О.В. Яцук.
Тема апатии проанализирована и в работах, посвященных исследованию феноменов массового общества и массовой коммуникации: У. Бэйкери и А. Раппапорта, Э. Гидденса, X. Ортега-и-Гассета, Дж. Куррана, П. Лазарсфельда, Д. МакКуэйла и Д. Морли, Р. Мертона, Дж.Б. Томпсона, Дж. Фиска, Ю. Хабермаса, П. Штомпки, Н. Элиаса, Р. Эллиота.
Кроме специальных социально-философских исследований, тема социальной апатии реализовалась в художественной литературе, в частности, в произведениях таких классиков литературы XX века, как А. Камю и М. Кундера. Использование в качестве источников анализа проблемы художественной литературы несет в себе раскры-
тие возможноаей социальной философии как формы теоретического знания. Интерпретация фактов и теоретических моделей является эвристическим качеством социальной философии, так как социальные явления адекватно раскрываются исключительно с помощью вероятностных моделей объяснения реальности.
В большей части работ, так или иначе касающихся моральной стороны социально-политических процессов нашего общества, наиболее распространенной формой рассуждения остается позитивистская направленность, основной характериаикои которой является стремление установить закономерность общественных событий и явлений. Результатом такого подхода становится ожидание детерминаций высокого уровня, отражающихся в моделировании причинно-следственных схем социальных событий. Но подобное предпосылоч-ное воззрение на взаимодействие теории и практики страдает одним недостатком: причинно-следственные спекулятивные модели нежизнеспособны. Невозможно объяснить поведение реальных людей простой классической детерминистской схемой «причина - следствие». Но, с другой стороны, мы не имеем возможности и права отказаться от детерминистского и доказательного метода объяснения социальных событий. Причины социальной апатии, безусловно, должны исследоваться доказательно, в частности, необходимо периодически проводить исследования условий возникновения социальной апатии в периоды социально-политических и социально-экономических трансформаций.
В представленной работе исследование социальных феноменов апатии учитывает недостатки предпосылочного теоретизирования, так как опирается на современную социальную российскую реальность. В представляемый процесс анализа социальной действительности вовлекается также значительное количество объяснительных теоретических моделей, направленных в основном на исследование трансформационных социальных процессов.
Объектом диссертационного исследования является молодежь как социально-демографическая общность в период трансформации социальной и ценностной структуры общества. Предметом настоящей работы избран ценностно-нравственный аспект отношения молодежи к действительности, выражением которого, в частности, является социальная апатия.
Цель исследования. Раскрыть социальную сущность апатии современной российской молодежи и ее проявления. Задачи исследования.
Провести концептуальный анализ понятия «апатия» как категории социальной философии и раскрыть его коннотативные и денотативные значения, трансформировавшиеся в истории философской мысли.
Выявить ценностные и социокультурные детерминанты социальной апатии российской молодежи и построить вероятностные модели последствий апатичного поведения молодежи.
3. Проанализировать возможность появления социальной
апатии, опираясь на факт противоречивости и относительности соци
альных норм в трансформирующемся обществе, а также ее способ
ность к позитивному импульсу.
Раскрыть сущность и показать влияние приватной сферы на формирование социальной апатии молодежи в условиях массовой культуры.
Провести анализ тенденции примитивизации молодежной культуры как результата апатичного поведения в приватной сфере.
Охарактеризовать конкретные формы проявления апатичного отношения российской молодежи.
Показать существование новых латентных форм девиации, приобретающих массовый характер.
Теоретико-методологическая основа диссертации. В
исследовании применялся принцип соответствия всех доказательств формально-логическим правилам построения суждений и умозаключений. Основным методом нашей работы стал гегелевский метод восхождения от абстрактного к конкретному. С помощью данного метода в процессе исследования устанавливались определенные закономерные социальные связи изначально теоретически бедного понятия «социальная апатия» с конкретной и богатой социальной действительностью, обладающей наглядными характеристиками. Метод восхождения от абстрактного к конкретному, применённый к системе, способен превращаться в общий для целостного исследования критерий. Поэтому с критерием системности в дихотомии «абстракт-
ное-конкретное» сверялись практически все частные, особенные методики исследования.
Анализ избранной темы оформлен не только в позитивистском дискурсе, но и логико-понятийном, которые дополняют друг друга, однако не всегда возможно объяснить поведение реальных людей классической детерминистской схемой. Поэтому в работе использованы и другие методы. Их применение было обусловлено классическим принципом соответствия предмета методу исследования.
Историко-сравнительный метод наряду с герменевтическим был применен при анализе коннотативных и денотативных аспектов социальной апатии. Это позволило раскрыть временные и концептуальные пути развития феномена социальной апатии. Рассмотрение гносеологической структуры каждого из указанных понятий позволило выявить их основные характеристики.
Экзистенциальный анализ привлекался в исследовании дихотомии приватности: массовости, кризиса семьи и девальвации института образования. В частности, приватность анализировалась в онто-центричной традиции экзистенционального анализа, являющейся его наиболее продуктивной стороной. Именно для этого подхода характерно априорное постулирование трансцендентной по отношению к индивиду инстанции, постоянно вопрошающей к нему и призывающей к ответу.
Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующем:
1. Выявлено, что социальная апатия воспринимается моло
дежью России в качестве самоценного феномена, в то время как в
действительности она является лишь временным адаптивным
социальным феноменом преобразующегося общества.
2. Исследована трансформация содержания понятия «апа
тия», которая в современном общественном сознании имеет отрица
тельные характеристики, обусловленные структурными особенностя
ми массового общества.
3. Обоснован историко-эволюционный аспект апатичного отношения молодежи к социальному бытию, обозначенный термином «неотения», означающий возврат организма на ранней стадии разви-
тия, передышку в движении и в то же время обеспечивающий накопление энергии и открывающий новые возможности эволюции.
Существование новых форм массовой девиации: апатии и конформизма молодежи - раскрыто через анализ относительного характера норм и ценностей, который усиливается в трансформирующемся обществе.
Обнаружен противоречивый характер приватного пространства личности, способствующий, с одной стороны, нахождению молодежью смыслов своего существования, а с другой стороны, являющийся инструментом воздействия средств массовой информации на индивида, навязывающим стереотипы массового общества.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Постановка и анализ проблемы социаль1 ной апатии российской молодежи вносит вклад в понимание цивили-зационных перемен и трансформационных процессов в России, в разработку такой фундаментальной темы, как кризис идентичности в современном обществе.
Исследование феномена апатии имеет прямое отношение к программе модернизации России. Без активного участия в ней молодежи она не может реализоваться. Выводы и материал настоящей диссертационной работы могут служить обоснованием необходимости разработки ценностно-значимых идеологем, одобряемых молодежью и помогающих преодолеть социокультурный кризис. Данное исследование носит практическую направленность также с точки зрения корректировки демографической политики и для экспертизы возможных рисков в сфере образования в процессе его реформирования. Основные положения диссертации могут быть применены в качестве рекомендаций в разработке молодежной региональной политики в России. ......
Материалы и выводы диссертационного исследования имеют важное методологическое значение при разработке спецкурсов в рамках социальной философии, социологии и политологии.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Социальная апатия - это негативный феномен социального
бытия, для которого характерны безразличное отношение человека к
развитию своих задатков и к дейспзительности (к происходящим
преобразованиям в России, к политическим событиям, абсентеизм,
отказ преодолевать препятствия в достижении цели, в том числе в
процессе труда и обучения, стремление к скорейшему получению
благ и удовольствий, направленность на получение доходного места
в контролирующих институтах). Парадоксальность апатии состоит в
том, что она может имитировать внешне активную деятельность, в
действительности не способствующую развитию сущностных сил че
ловека и не приносящую ему удовлетворения.
В то же время апатии свойственна позитивность, так как она выступает в трансформирующемся обществе наиболее адекватным способом адаптации, превращая стабильность и безопасность в доминирующие ценности. Однако социальную апатию нельзя понимать как культурную ценность нации, так как функции социальных ценностей выходят за пределы функций стабильности и безопасности и состоят в формировании целостности общества на основе принципа органической солидарности.
2. Основной причиной социальной апатии значительной час
ти молодежи является тотальность массовой культуры с ее идеоло
гией потребления, избыточностью информации, которую невозмож
но критически осмыслить. Возрастающая ценность потребления, осо
бенно характерная для молодежи, способствует формированию эгои
стического типа личности, стремящейся прежде всего к безопасности
и комфорту. Гносеологическая причина социальной апатии - непра
вильная интерпретация абстрактной, виртуальной природы ценно
стей (таких как справедливость, взаимопомощь, патриотизм, альтру
изм и др.), что ведет к непониманию молодежью значимости и
функциональности этих ценностей в действительности. Институцио
нальной причиной социальной апатии следует считать дисфункцию
социальных институтов, не способных создать условия для реализа
ции молодым человеком целей с помощью социально одобряемых
средств, приводящую к повышению степени непредсказуемости и
неопределенности в современном обществе риска и к примитивизации повседневности: языка и культуры речи.
Противоречивость и относительность норм способствует развитию и укоренению в сознании молодого человека устойчивого стереотипа о принципиальной ситуативное)и норм и ценностей общества. Расхождение между официально принятой в обществе моралью и реальными средствами достижения цели становится источником девиантного поведения, когда в ситуации выбора молодой человек часто использует для осуществления своих желаний социально неодобряемые средства при достижении социально одобряемой цели.
Конформизм и апатия становятся новыми формами массовой девиации молодежи, для которых свойственен латентный характер в отличие от таких форм, как наркомания, алкоголизм, воровство, самоубийство и др. Омассовление апатии, накапливающей отрицательную энергию, может привести к ломке сложившихся структур общества, в силу чего ее можно считать девиацией. Особенносгями социальной апатии молодежи в отличие от апатии взрослого населения является значительно большая зависимость от рекламируемых стилей жизни, объясняющаяся отсутствием значительного жизненного опыта, включающего опыт преодоления трудностей; несформиро-ванностыо таких социальных чувств, как долг и ответственность; выраженным стремлением к культивируемому потреблению.
В современном обществе нарастает тенденция к приватной жизни индивида. Приватность как поиск собственных смыслов жизни выступает в качестве противоположности массовому обществу. Она способствует идентичности «Я», обеспечивает смысловое наполнение жизни молодого человека и, тем самым, в определенной степени служит барьером для развития состояния апатии. Однако существованию приватности грозит внедрение в её сферу средств массовой коммуникации, которые привносят и в личностное пространство элемент апатичного и конформистского, коллективного бессознательного в форме продуктов массовой культуры.
Ценностно-нормативный вакуум может обернуться синер-гетическим эффектом, а именно - сыграть положительную роль в процессе преодоления молодежью социокультурного кризиса. Эту остановку в развитии, порой снижающую уровень социальных отношений до ранних архаичных форм, можно назвать социальной «не-
отенией», при которой открывается большее количество возможностей, чем было в стабильном обществе. Можно предположить, что апатичные умонастроения способны стать компенсационным механизмом, ведущим к накоплению и дальнейшей селекции смыслов, обеспечивающим обогащение возможностей развития.
7. Институты семьи и образования, являющиеся наиболее чувствительными к трансформационным процессам, оказались под влиянием феномена апатии. Девальвация прежних норм поведения, основанных на традиционных ценностях российского общества, может выражаться сегодня в примитивизации семейных отношений, в отсутствии духовного единения, в распространении типа «одинокого человека»: мужчины, женщины, матери, отца и ребенка.
Девальвация института образования (или преемственности) ставит под вопрос будущность российского общества, так как формальное образование, которое сегодня получает большинство выпускников, не способствует действительному накоплению человеческого капитала, в котором условно можно выделить интеллектуальный (как способность специалиста к реализации инноваций) и структурный (как способность общества использовать интеллектуальный капитал, полученный человеком в университете). В российском обществе в малой степени востребован интеллектуальный капитал молодых в силу ' преобладающего формального характера обучения в высшей школе, выпускающей специалистов с недостаточно развитыми креативными навыками.
Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на научно-практических конференциях ДГТУ. Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены в докладах на семинарах аспирантов кафедры философии ДГТУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, и заключения. Список литературы включает 206 наименований. Общий объем диссертационного исследования 167 страниц.