Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система социального служения Русской православной церкви в регионе Моисеева Елена Николаевна

Система социального служения Русской православной церкви в регионе
<
Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе Система социального служения Русской православной церкви в регионе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Моисеева Елена Николаевна. Система социального служения Русской православной церкви в регионе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Моисеева Елена Николаевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2010.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/380

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ КАК ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВЕННО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 17

1.1. Философское обоснование мотивов милосердия и благотворительности в русской религиозной мысли конца XIX — начала XX в 17

1.2. Социально-философский анализ эволюции социального учения русского православия 35

1.3. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» как итог целостного осмысления проблем общества и человека 51

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ ПОТЕНЦИАЛА 82

2.1. Использование потенциала Русской православной церкви в решении вопросов семейной и общественной нравственности 82

2.2. Медицинский аспект социального служения Русской православной Церкви в регионе 114

2.3. Взаимодействие Русской православной церкви с Вооруженными силами РФ и правоохранительными учреждениями 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 165

ПРИЛОЖЕНИЕ 184

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Конец ХХ – начало XXI в. в России ознаменовались серьезными социально-экономическими и политическими переменами, в результате которых в жизни общества возникли такие негативные явления, как безработица, нищенство, профессиональная и жизненная неустроенность, демографический кризис, снижение авторитета семьи, рост числа суицидов и абортов, наркомания и алкоголизм, рост преступности, позволяющие говорить о духовной деградации россиян. Главной бедой современного общества становится стремительная утрата людьми духовных ориентиров. Эгоизм, жестокость, распущенность, вседозволенность, неуважение к закону становятся обыденными, превращаются в повседневную норму жизни. В сложившейся ситуации особенно остро стоит проблема социальной помощи. Мировая практика показывает, что максимальной эффективности социальная защита достигает тогда, когда наряду с государством в нее включены и структуры гражданского общества. В современной России значимым институтом гражданского общества является Русская православная церковь (РПЦ), выражающая готовность принять деятельное участие в разрешении этих проблем. Церковь с ее опытом и традициями, заповедями и предписаниями может помочь государству преодолеть нравственную ущербность и весь комплекс социальных бед. Она способна противостоять вышеперечисленным проблемам путем воспитания в человеке милосердия, терпения, сострадания, скромности, честности, умения ставить себя на место других, любви к людям и уважения интересов ближнего. Таким образом, актуальность темы исследования определяется существующей в настоящее время общественной потребностью различных групп населения в социальной поддержке, в связи с чем востребован потенциал Русской православной церкви.

Русская православная церковь действительно обладает огромным социальным потенциалом, т. е. тем набором средств и источников, возможностей, ресурсов и запасов, с помощью которых она, участвуя в жизни общества, может влиять на направленность общественных отношений и формировать их результаты.

Социальный потенциал Русской православной церкви проявляется в ее социальном служении во всех сферах жизни человека. Социальная деятельность Церкви включает в себя и регулирование отношений в семьях прихожан, и утешение болеющих, и поддержку умирающих, крещение, венчание, отпевание, ободрение воинов и утешение содержащихся в местах лишения свободы. В исторической памяти запечатлелась патриотическая деятельность Церкви в переломные периоды формирования Российского государства.

Исторический аспект исследуемой темы неоспорим. Его непосредственное рассмотрение не входит в задачи данной работы, но позволяет с большей объективностью выявить роль Церкви в жизни регионального социума. Изучение региональной истории социального служения РПЦ необходимо для того, чтобы перенести многие его формы и приемы из прошлого в настоящее.

В советский период господствовала точка зрения на религию как на исторически преходящий феномен, обреченный на постепенное исчезновение. В настоящее время оценка социальной роли и функций религии радикально изменилась. Наблюдается тяга к религии, растет популярность православных традиций, религиозный фактор активно включается в общественную жизнь. Русская православная церковь в Мордовии становится наиболее авторитетным и почитаемым социальным институтом, участвующим в общественной и культурной жизни. В последние годы активизируется деятельность Церкви в самых разных направлениях: медицинском служении, социальном служении в условиях пенитенциарной системы, работе священнослужителей в Вооруженных силах РФ, клиниках для наркоманов, детских домах и домах престарелых. Каждый из этих аспектов очень интересен и заслуживает внимания. В связи со сказанным актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена абсолютно недостаточной разработанностью затрагиваемых проблем и соответственно насущной необходимостью проведения социально-философского анализа социальной деятельности Церкви в регионе. Эти и другие соображения вызвали у автора научный интерес к изучению регионального аспекта социально ориентированной деятельности Русской православной церкви и определили выбор настоящей темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Поставленная в данной работе научная проблема по своей сути является междисциплинарной. Она затрагивает такие направления научного анализа, как религиозность общества, становление социального учения русского православия, философское осмысление мотивов милосердия и благотворительности, исторический опыт милосердно-благотворительной деятельности РПЦ, которые служат предметом изучения различных социальных наук. В связи с этим выбор темы исследования, обоснование наиболее актуальных ее аспектов, многоплановость изучения предопределили характер привлечения источников по социальной философии, истории региона, религиоведению, культурологии, социологии, социальной работе.

Тема социального служения не осталась без внимания ни классиков философии и теологии, ни современных ученых. Из христианских авторов Средневековья в православии основные социальные постулаты были сформулированы Василием Великим, Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, Ефремом Сириным, Григорием Студитом, Иоанном Дамаскиным и др. Работы Отцов Церкви оказали большое влияние на становление общественного сознания в вопросах призрения, помощи и поддержки. Проблемы милосердия, сострадания, любви к ближнему рассматривались ими на основе комментариев евангельских текстов. Учение Святых Отцов содержит идею равенства богатых и бедных перед лицом смерти и Страшным судом. Так, в проповедях Иоанна Златоуста особое место занимает тема заступничества за бедных, его представления о нравственной сущности труда, необходимости оказания помощи нуждающимся.

В конце XIX – начале XX в. большой вклад в осмысление возможности искоренения в мире социальной несправедливости через принципы христианского милосердия внесли русские философы В. С. Соловьев, В. В. Розанов,

П. А. Флоренский. В их сочинениях содержатся определенные теоретические соображения по модернизации социального учения РПЦ и ее социального служения. Попытки создать целостное православное социальное учение, отвечающее реалиям ХХ в., предпринимали Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.

В советский период высказывания о позитивной деятельности Церкви были запрещены, и только в конце ХХ в. материалы, посвященные данной теме, снова вводятся в научный оборот. Работы Н. С. Гордиенко, Н. П. Красникова,

П. К. Курочкина, М. М. Копаницы, Ю. А. Левады, конечно, идеологизированы, однако в них содержится немало ценной информации и глубокого аналитического осмысления социальной позиции и учения РПЦ. Правда, попытки модернизации социального учения Церкви в этих работах оцениваются односторонне, в качестве «приспособленчества пережитка прошлого» к новым условиям существования атеистического общества.

В отечественной религиоведческой литературе конца XX – начала ХХI в. проблема социальной роли православной религии рассматривается в работах В. С. Барулина, П. С. Гуревича, Л. Н. Митрохина, Ю. А. Кимелёва,

И. Н. Яблокова и др.

Первый глубокий и многосторонний философский обзор социальной доктрины РПЦ представлен в коллективной монографии «О социальной концепции русского православия» под общей редакцией М. П. Мчедлова. Авторы монографии исследуют современную социальную позицию РПЦ и довольно обстоятельно анализируют изложенные в концепции вопросы отношения РПЦ к государству, политике, культуре, праву и другим сферам жизни общества.

Процессы христианизации мордвы, появление на территории мордовского края первых монастырей и храмов, в которых начинают появляться зачатки милосердно-благотворительной деятельности, истоки и тенденции развития конфессиональной ситуации в Республике Мордовия были предметом изучения религиоведов, социологов, философов, историков – О. А. Богатовой, В. В. Козина, А. В. Мартыненко, Н. Ф. Мокшина, Е. Н. Мокшиной, Н. В. Шилова и др.

Социальные функции Русской православной церкви, вопросы становления социального учения в православии рассматривали Ф. А. Айзятов, В. В. Бобров,

Б. Ф. Кевбрин, К. Н. Костюк, А. И. Кырлежев, о. Вениамин (Новик), В. Д. Роик и др.

Отдельные аспекты социальной проблематики в православии рассматриваются в трудах С. Б. Бахмустова, А. А. Гагаева, Е. В. Мочалова.

Так, в книге С. Б. Бахмустова «Благотворительность в мордовском крае как феномен культуры повседневности (на материалах XVII–XX веков)» благотворительности духовного сословия отведена целая глава, посвященная отдельным представителям духовенства, отдавшим жизнь социальному служению во благо общества. В работах А. А. Гагаева рассматривается учение Господа Иисуса Христа, его личность и космо-психо-логос, взаимодействие православия и науки и т.п. Е. В. Мочалов проводит анализ любви к ближнему и христоцентрической направленности учения о человеке в русской философии всеединства XIX–XX вв.

Детальную разработку предмет данного исследования получил в трудах по истории социальной работы в России, в которых социальное служение Русской православной церкви рассматривается как основная форма социальной помощи населению в ее доинституциональный период. Призрение в богадельнях, сиротских домах и домах милосердия, деятельность церковно-приходских попечительств, благотворительная деятельность церковных приходов исследуется в работах Л. В. Бадя, П. В. Власова, Е. А. Вороновой, П. И. Нещеретнего,

М. В. Фирсова и др.

Богатый и интересный материал содержится в многочисленных диссертационных исследованиях последних лет, посвященных различным аспектам социального служения РПЦ в Поволжье и других регионах России. Философский анализ социального служения как общественного явления дан в работах Н. Б. Ажнакиной, А. П. Афиногентовой, В. В. Боброва, В. А. Гавриловой, Н. Ю. Григорьева, Т. А. Костылевой, В. Б. Устиненко. В них рассматриваются сферы пересечения социального служения религиозных организаций и светской социальной работы; социализирующая роль РПЦ; социальное служение как фактор устойчивого развития общества; анализируется опыт социального служения религиозных организаций в области семейно-бытовых проблем, помощи в социальной реабилитации лиц, потерявших работу, семью, привычную социальную среду.

В работах Н. А. Дойниковой, С. Г. Зубановой, Д. А. Пашенцева, Е. В. Полоцкой, В. В. Реутова, О. Н. Субаевой, С. А. Филиппова, А. В. Федуловой,

А. В. Штепа сделан глубокий исторический анализ социального служения РПЦ, описываются формы взаимодействия с государством и обществом по вопросам социальной помощи населению.

Однако всестороннее, обобщающее изучение проблемы реализации социального потенциала Русской православной церкви в ее социальном служении в условиях региона, отразившееся в социально-философском знании, пока не эксплицировано. Это во многом определило цель и задачи исследования.

Объект исследования – социальное служение Русской православной церкви.

Предмет исследования – процесс реализации основных положений социального учения русского православия в конкретных мероприятиях социального служения РПЦ в регионе.

Под понятием «регион» в работе понимается каноническая территория Саранской и Мордовской епархии, очерченная границами Республики Мордовия, а до возникновения епархии (в 1991 г.) – территории её исторических предшественников (Пензенской, Симбирской, Нижегородской и Тамбовской епархий). Такие границы позволяют подробно ознакомиться с развитием и состоянием исследуемой проблемы, провести ее глубокий анализ, выявить основные тенденции, особенности и динамику социального служения Русской православной церкви на мордовской земле. Для обеспечения объективности выводов и сравнительных характеристик привлечены материалы по развитию данной сферы в других регионах России.

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть особенности региональной системы социального служения Русской православной церкви в контексте реализации положений её социального учения.

Поставленная цель конкретизируется и достигается путем решения взаимосвязанных задач, состоящих в том, чтобы:

– дать философское обоснование мотивов милосердия и благотворительности в русской религиозной мысли конца XIX – начала ХХ в.;

– показать эволюцию социального учения русского православия;

– раскрыть содержание официальной социальной доктрины РПЦ как итога целостного осмысления проблем общества и человека;

– выявить основные направления использования социального потенциала Церкви в решении вопросов семейной и общественной нравственности;

– охарактеризовать медицинский аспект социального служения Русской православной церкви в регионе;

– описать основные формы взаимодействия РПЦ с Вооруженными силами РФ и социальное служение в условиях пенитенциарной системы.

Гипотезы исследования.

1. Региональный аспект социального служения РПЦ нуждается в экспликации с точки зрения социально-философского анализа, посредством которого можно выявить особенности процесса реализации основных постулатов социального учения православия и адаптации доктринальных положений в динамично развивающемся социуме.

2. Русская православная церковь обладает достаточным социальным и духовно-нравственным потенциалом, реализация которого посредством социального служения наименее защищенным слоям российского общества (престарелым, инвалидам, сиротам, заключенным, алкоголикам, наркоманам и т.д.) необходима государству в дополнение к деятельности системы социальной защиты населения.

Источниковая база исследования включает:

1) материалы периодической печати, рассматривающие исторический и современный опыт социального служения Русской православной церкви в регионе и России. Особенно много публикаций по данной проблематике, посвященных отдельным аспектам реализации потенциала социального учения православия, хронике социальной деятельности Саранской епархии, конкретным мероприятиям по социальному служению, выходит в «Журнале Московской Патриархии», «Пензенских епархиальных ведомостях» и «Саранских епархиальных ведомостях»;

2) официальные документы Русской православной церкви, выраженные в заявлениях Архиерейских Соборов, решениях Священного Синода, Указах Патриарха Московского и всея Руси, Устав Русской православной церкви (Московского Патриархата) и др.;

3) неопубликованные материалы отчетов Саранского епархиального управления за 1998–2009 гг.;

4) материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия. В диссертации использованы документы фондов Темниковского Санаксарского мужского монастыря (ф. 3), Успенской и Троицкой церквей г. Саранска (ф. 31, 32), Казанской церкви с. Ключарева и Дмитриевской церкви с. Кашаева Инсарского уезда Пензенской епархии (ф. 66, 70) и др. Проанализированы дела о расходовании средств на социальное служение приходскими попечительствами, обществами трезвости и т. д.;

5) материалы ежедневного трехлетнего (2006–2009 гг.) мониторинга информационного поля русскоязычного Интернета с помощью поисковой системы «Яндекс» в автоматическом режиме по ключевым словам (Русская православная церковь, православие, социальное учение, социальное служение, благотворительность, милосердие), содержащие сведения по проблематике социального служения РПЦ.

Таким образом, при подготовке диссертации использованы разные по характеру, содержанию и назначению источники. Все они дают достаточно полное представление об изучаемых явлениях и при соответствующем методологическом обеспечении позволяют осуществить диссертационное исследование на должном уровне.

Теоретико-методологическая база исследования основана на таких когнитивных процедурах, как философская рефлексия, эвристические традиции аналитической философии; системный, деятельностный, институциональный, абстрактно-логический, феноменологический, герменевтический и детерминистский подходы, а также структурно-функциональный и сравнительно-исторический методы исследования.

В основе исследования лежит принцип системного подхода, в соответствии с которым основные направления социального служения Русской православной церкви рассматриваются как целостное образование, развернутое в динамичном процессе, имеющее внешние и внутренние ресурсы собственного развития. Для изучения внутренней структуры этого социального феномена использованы структурно-функциональный анализ и деятельностный подход.

В данном исследовании также применен институциональный подход, позволяющий выделять и рассматривать достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых участвует РПЦ, выполняющая социально значимые функции, а так же действуют нормы и предписания, регулирующие определенные области деятельности людей. В работе активно задействован сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставлять опыт социального служения Церкви на разных этапах развития социума.

Теоретическую основу исследования составляет совокупность идей, концепций и подходов отечественных и зарубежных ученых: философов, теологов, социологов, посвященных вопросам становления социального учения русского православия и мотивам социального служения Русской православной церкви. Это идеи «оправдания добра» и нравственное истолкование социума В. С. Соловьева; взгляды В. В. Розанова о примирении, прощении и любви к людям; «христианский социализм» С. Н. Булгакова; теория социально-религиозного обновленческого движения Н. А. Бердяева, получившая название «новое христианство»; социально-политическая доктрина И. А. Ильина и его взгляды на историческую судьбу и будущее России; взгляды К. Н. Костюка и М. П. Мчедлова на эволюцию православного учения об обществе и др. Кроме того, важное место в диссертации принадлежит положениям Священного Писания и Священного Предания, учениям Отцов Церкви и высказываниям патриархов РПЦ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Рассмотрено философское обоснование мотивов милосердия и благотворительности в русской религиозной мысли конца XIX – начала ХХ в., в результате

которого выявлено, что сопоставление морально-этических идей мыслителей с реальными проблемами сегодняшнего дня позволяет формировать необходимую базу знаний, на основе которой можно принимать проверенные, апробированные решения для достижения социальной стабильности в обществе и осуществления в нем преобразований в интересах человека.

2. Проведено комплексное социально-философское исследование эволюции социального учения русского православия, посредством которого определены основные этапы его становления; выявлены факторы и причины, способствовавшие его появлению; перечислены религиозно-философские мыслители, инициировавшие его разработку; сформулированы перспективы его дальнейшего развития.

3. Осуществлен системный философский анализ «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» как итога целостного осмысления проблем общества и человека, выделены преимущества и недостатки этого документа.

4. Выявлены основные направления использования социального потенциала Церкви в решении вопросов семейной и общественной нравственности в регионе, систематизированы приоритетные формы социальной работы РПЦ с семьями, молодежью, детьми-сиротами.

5. Обобщен опыт медицинского служения Русской православной церкви, выделены и содержательно раскрыты его направления, характерные для регионального социума.

6. Изучена региональная специфика взаимодействия Церкви с Вооруженными силами РФ и правоохранительными учреждениями, приведен перечень конкретных мероприятий социального служения, осуществляемых Саранской и Мордовской епархией с призывниками, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений системы исполнения наказаний и заключенными.

Результаты проведенного исследования выражены в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Категории «милосердие» и «благотворительность», проанализированные в широком социально-философском контексте русской религиозной философией конца XIX – начала ХХ в., вновь обретают значимость для социального служения Русской православной церкви в современных условиях как ценностные ориентиры практической деятельности.

2. Эволюция социального учения русского православия обусловлена не столько вероисповедными и культовыми факторами, сколько объективными социально-экономическими, политическими и культурными изменениями в стране. Процесс становления социального учения, охватывающий более чем тысячелетний период, не завершился в 2000 г. принятием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», а находит продолжение в многочисленных документах Архиерейских соборов и решениях Священного Синода РПЦ, последние из которых датируются мартом 2010 г.

3. В конце ХХ в. Русская православная церковь изложила свое суждение о современном облике общества, путях его духовно-нравственного возрождения и, выделив круг общественно значимых проблем, берет на себя ответственность за их решение. При этом она определяет те приемы и методы служения, которые естественны и приемлемы для современного общества. Все это нашло выражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» – официальной социальной доктрине, программе её социального служения.

4. Приоритетными направлениями использования социального потенциала РПЦ в решении вопросов семейной и общественной нравственности в условиях региона являются: работа с семьями (малообеспеченными, с детьми-инвалидами), молодежное служение, внедрение новых методик борьбы с абортами, а также духовная и материальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в социальных приютах, домах-интернатах). Православные приюты, задачи которых – адаптация в социуме с ориентирами на семью, труд и праведность, можно рассматривать в качестве возможной формы жизнеустройства детей-сирот в регионе.

5. Региональный аспект медицинского служения Русской православной церкви проявляется в двух направлениях: воссоздании монастырских больниц, амбулаторий и аптек, обслуживающих насельников, паломников и прихожан и пастырская опека пациентов государственных лечебно-профилактических учреждений, где оборудуются комнаты для верующих, строятся домовые церкви, совершаются православные Таинства, освящаются палаты и т.д. Приходы и монастыри РПЦ вносят существенный вклад в дело преодоления алкоголизма и наркомании через превентивное антинаркотическое воспитание молодежи, а также реабилитацию лиц, желающих освободиться от алкогольной и наркотической зависимости.

6. Основными формами взаимодействия Церкви с Вооруженными силами РФ и правоохранительными учреждениями на епархиальном уровне является работа с призывниками, духовная опека сотрудников органов внутренних дел, учреждений системы исполнения наказаний и заключенных. Воспитание в военнослужащих духовности – высшей степени благородства, моральной чистоплотности, волевой целеустремленности, порядочности, гражданственности и патриотизма – важнейшая задача полковых священников, появление которых в рядах Вооруженных сил обусловлено объективной необходимостью. Важность проблемы воссоздания института тюремных священников подтверждается их успешным функционированием в многочисленных тюрьмах на территории Мордовии. Основными направлениями их деятельности является духовная, материальная и правовая помощь заключенным.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что осуществленный социально-философский анализ эволюции социального учения РПЦ, а в особенности «Основ социальной концепции РПЦ» обеспечивает методологический и методический подходы к предметному анализу социальных учений и подобных документов иных конфессий в современном российском обществе.

Выстроенная система социального служения РПЦ в регионе представляет практический интерес для деятельности самой Церкви в рамках ее гражданского сотрудничества с общественными организациями и органами власти.

Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе в светских и духовных профессиональных образовательных учреждениях, а также в процессе преподавания философских, исторических, культурологических дисциплин, при чтении спецкурсов, в ходе организации научно-исследовательской работы студентов, для написания монографий по социальной философии, религиоведению, культурологии, социологии, социальной работе, истории Мордовии и т. д.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы обсуждались и получили одобрение на кафедре социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации и на следующих научно-практических конференциях: международных – «Развитие инновационной экономики региона в условиях глобализации» (Саранск, 2007), «Социальная экология в изменяющейся России: проблемы и перспективы» (Белгород, 2007), «Философия и современность» (Саранск, 2008), «Кооперация и образование в условиях реформирования» (Саранск, 2009); всероссийских – «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2009), «Молодежь и наука: проблемы современного образования» (Саранск, 2009), «Машиностроение: наука, техника, образование» (Рузаевка, 2009), «Социально-экономические и правовые проблемы развития региона» (Саранск, 2010); региональных – «III, IV и V Державинские чтения в Республике Мордовия» (Саранск, 2007–2009 гг.), «VI Масловские региональные образовательные чтения» (Саранск, 2007), «Социально-правовой статус семьи в современном российском обществе» (Саранск, 2008).

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, библиографический список и приложение.

Философское обоснование мотивов милосердия и благотворительности в русской религиозной мысли конца XIX — начала XX в

Для обозначения общественно ориентированной деятельности Русской православной церкви используется термин «социальное служение», которое определяем как исторически сложившуюся совокупность организованных форм социальной деятельности, являющуюся неотъемлемой частью практической реализации вероучения и заключающуюся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия.

В ряде религиозных концепций и учений понятие «социальное служение» имеет разные смыслы. Так, для Свидетелей Иеговы — это привлечение новых членов и изучение вместе с ними литературы «Общества сторожевой башни». Социальное служение бахай осуществляется в основном в области морально-нравственного воспитания детей и взрослых, которое направлено на просвещение, искоренение предрассудков, насилия и совершенствование своих талантов и способностей. Сайентологи видят целью социального служения своей «Церкви» увеличение числа добровольных сайентологических «священников», оказывающих духовную помощь ближним1.

При общехристианском понимании социального служения между православием, католицизмом и протестантизмом существуют некоторые различия в толковании его значения с точки зрения перспектив личного спасения, а также в предпочтениях его конкретных направлений, в способах осуществления. Так православное и католическое виденье благотворительности и диаконии отличается от протестантского. Это в частности проявляется в отрицании протестантами «нищелюбия». С точки зрения протестантских церквей желание быть бедным и больным греховно. Помощь должна оказываться только тем, кто не может самостоятельно обеспечить себя необходимыми средствами для жизни. Между православным и католическим подходами к социальному служению также имеются различия. Исторически в практике православных церквей особый акцент ставился на помощи бедным. Католическая церковь более четко разделяет цели социального служения: для тела, такие как накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого и т.п., и дела милосердия для души, т.е. обратить грешника, научить не посвященного, дать добрый совет сомневающемуся, утешить скорбящего, прощать обиды, молиться за живых и умерших.

С. Г. Зубанова дает авторское определение категории «социальное служение Русской православной церкви», под которым понимается «синтез многоплановых видов деятельности, выражающейся во влиянии на социальное самочувствие, социальную стабильность общества, его духовно-нравственную атмосферу»1. А вот метод материальной и духовной помощи наиболее нуждающимся, преимущественно бедным людям автор называет «призрением».

Социальное служение Русской православной церкви - это важнейшая грань ее жизни, продолжение ее основного, таинственного служения, распространение ее спасительной миссии на общество, на все сферы деятельности человека через милосердие и благотворительность.

В содержательном плане социальное служение имеет две сферы. Во-первых, это общество в целом, которому РПЦ предлагает свой идеал социального устройства, систему нравственных норм, императивов, ценностей, стремится оказать влияние на нравственный климат в нем, на состояние общественных отношений. Во-вторых, это забота о социально незащищенных слоях населения, о конкретных людях - бедных, одиноких стариках, больных, сиротах и т.п. В данном случае речь идет о социальном служении в узком смысле, т.е. о милосердии и благотворительности.

Милосердие и благотворительность являются древнейшими нравственными и гуманистическими традициями. Они возникли в условиях формирования человеческого общества и становления основных социальных институтов. Традиции помощи старым, больным, инвалидам, детям-сиротам, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и не могущим самостоятельно ее преодолеть, - это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций, а также религиозной морали.

Милосердие как категория нравственного сознания имеет свое философское обоснование. В философии античной, средневековой, нового и новейшего времени представителями различных школ и направлений в той или иной форме поднимались вопросы милосердных поступков людей, их места в нравственной жизни общества. Идеи блага беспокоили человечество с древнейших времен. Еще великий философ Платон высшей из идей ставил идею блага. Иоанн Дамаскин, чьи труды известны на Руси с XIV в., первейшей из наук называл науку о нравственности. Он считал, что именно через нравственность оцениваются все добрые дела. Актуальны сегодня и слова святителя Иоанна Златоуста о том, что человек должен учиться милосердию, ибо оно делает его человеком. Принцип общественной полезности существования имущих и неимущих групп в произведениях Златоуста трактуется как божественная мудрость, так как разные люди на этой земле должны научиться жить согласно божественному плану. Мы все нуждаемся друг в друге: бедный — в богатом, богатый - в нищем1.

«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» как итог целостного осмысления проблем общества и человека

Социальная концепция РПЦ вызвала интерес в обществе. Начинается ее обсуждение в конфессиональных и светских средствах массовой информации. Под эгидой СМИ проводятся круглые столы по осмыслению доктрины. Состоялись симпозиумы и конференции в ряде учебных заведений, общероссийские чтения в Государственной думе РФ (2001 г.). В ходе обсуждения высказывалась мысль о совершенной новизне и уникальности социальной доктрины. Однако на самом деле, Русская православная церковь, не имея развернуто сформулированной концепции, по сути, всегда занималась социальными проблемами. Преувеличены и представления об уникальности самого факта принятия социальной концепции. Если даже ограничиться в данном случае рамками христианства, то подобные разработанные и оформленные социальные доктрины уже существуют у других христианских конфессий — католической и протестантской.

Большую аналитическую работу по изучению «Основ...» провели директор Исследовательского центра «Религия в современном мире» Российского независимого института социальных и национальных проблем, доктор философских наук М. П. Мчедлов и доктор Католического университета Айхштетт (Германия) К. Н. Костюк. Опираясь на их высказывания, дадим анализ концепции.

По мнению М. П. Мчедлова, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — это документ, в котором изложены базовые положения Церкви и ее учения по целому ряду современных общественных проблем и тех сторон общественной жизни, которые особенно актуальны в начале XXI века. Данный документ отражает общецерковное мнение по насущным проблемам современной жизни, по которым Церковь до сих пор не выносила никаких суждений. Впервые со времен Поместного собора 1917-1918 гг. Русская православная церковь получает программу социального служения, а общество оказывается информировано о ее позиции по всей совокупности социальной проблематики. На практике это означает, что пришел конец разнобою «частных богословских мнений» по ряду важнейших вопросов, не имеющих либо однозначного, либо общеизвестного и систематически выраженного решения в традиционных церковных источниках1.

Русская православная социальная мысль оказала большое влияние на современное видение Церковью социальных вопросов. Источниками в работе над концепцией служили Священное Писание, святоотеческие творения и документы соборов. Большое значение имел Поместный собор 1918 г., в котором участвовали известные русские мыслители.

К. Н. Костюк отмечает, что «...создавая социальное учение, Церковь простирает свой дар Богопознания до способности высветить богословское содержание социального измерения жизни. Впервые предметом богословского осмысления православия становятся не только предметы вероучения, но весь комплекс предметов социального мира. Формулируется и суть богословского подхода Церкви к этим проблемам — их духовно-нравственная оценка, вытекающая из установок Св. Писания и Предания и раскрывающая смысл божественного устроения, неразрывную связь социальной жизни с ее божественным источником»1. При этом, она определяет те задачи, служения, методы, которые естественны и приемлемы для современного общества.

Важным событием становится эпохальная смена социального партнера Церкви: вместо государства и власти главным партнером диалога отныне становится общество, ключевым, но частным представителем которого является государство. Не государство, а общество рассматривается как главный объект воспитания и миссии Церкви. Не к государству, а к обществу обращена работа по новой евангелизации, «новому крещению Руси». Именно этот поворот, фиксирующий фундаментальные изменения жизни мира в результате индустриальной революции, составил смысл возникновения социального учения Католической церкви в конце XIX в. Это же событие возникновения общества модерна в России и вытекающие из него последствия для социального служения Церкви фиксирует и православное социальное учение, пусть и позднее, но гораздо яснее, решительнее и однозначнее.

Использование потенциала Русской православной церкви в решении вопросов семейной и общественной нравственности

Основной философской проблемой семьи является вопрос о ее предназначении в современном мире. Семья представляет собой основную единицу человеческого общества. От ее духовного здоровья и нравственной силы напрямую зависит состояние общества. Там, где семья разрушена, нет здорового молодого поколения, гибнет и само общество.

Во всем христианском мире происходит возвращение традиционных семейных ценностей. Современный период называют вторым пришествием христианства. Это вызвано объективной причиной: нравы современного общества во многом напоминают Древний Рим, где христианство — с его взглядами на брак и семью, взаимоотношения мужчин и женщин - противостояло воззрениям общества, когда для всех слоев было характерно свободное отношение полов, убийство нежелательных детей.

Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с вопросом о ее необходимости. Сегодня трудно выделить какой — либо специфический вид деятельности, который может быть сделан только в семье. Сами понятия «семья», «брак», «целомудрие», «любовь» потеряли свои изначальные смыслы, придававшие некий символический, даже сакральный характер. Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений: увеличением разводов, сокращением числа детей, изменением типа главенства, внебрачной рождаемостью, сиротством при живых родителях. Развал семьи приводит к росту преступности, возрастанию садизма, к разрыву связи между поколениями и к кризису человечества.

Христиане не желая «идти в ногу со временем», готовы противостоять греху в современном мире и придерживаться тех позиций в вопросах семьи, которые выработала за все время своего существования Русская православная церковь. Поэтому, для сохранения жизни в целом, усматривается единственный выход - укрепление семьи и возвращение ее к христианским нравственным ценностям.

Русский философ В. В. Розанов считал, что «нет высшей красоты религии, нежели религия семьи»1. Пребывая в семье с момента своего рождения и до вступления в активную общественную жизнь, человек постепенно выстраивает определенную шкалу этических ценностей. С детства соблюдаемые предписания и нормы вероисповедания, поддерживаемые в семейном кругу религиозные традиции и праздники, естественным образом закладывают основы духовных принципов индивида, превращая семью, в оплот традиционной организации религии.

Семья в течение всей жизни индивида представляет собой именно тот социум, в котором задаются его первоначальные ценностные установки, формируется отношение индивида к самому себе и к обществу, в ней постепенно возникают и развиваются определенные взгляды индивида на религию. Ее значение как особенного социального института, основанного на кровных узах, детерминировалось уважительным отношением к родственным связям, наличием в семье нескольких поколений родственников, почитанием старших в роду, неукоснительным созданием семейных традиций и ритуалов, даже самим символическим определением семьи, как «семейного очага», в котором горит священный огонь.

Русская православная церковь придает семье особое значение, называя ее «малой церковью». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные к Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является важнейшей целью брака.

Церковь всегда испытывала большой интерес к семье: она обладала монополией на право регулировать индивидуальную и общественную жизнь на протяжении значительной части человеческой истории, в ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным делам. И по сей день учение Церкви содержит самые актуальные вопросы семейной жизни: о таинстве брака, супружеских взаимоотношениях, правильном воспитании детей, причинах супружеских конфликтов, разводах, абортах, рождении детей, грехе непочитания родителей, решении сложных ситуаций между отчимами, мачехами и пасынками, падчерицами и мн. др.

В «Основах социальной концепции РПЦ» вопросы личной и семейной нравственности занимают особое место. Соответствующая глава начинается со слов: «...различия между полами есть особый дар Творца созданным им людям. Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «"Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна шотъ " (Быт. 2, 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, и обладайте ею "» (Быт. 1, 28)".

Похожие диссертации на Система социального служения Русской православной церкви в регионе