Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Синергетика как парадигма исследования социальных систем 11
1.1. Становление идей самоорганизации в науке и философии 11
1.2. Синергетический подход к исследованию социальных систем ... 37
ГЛАВА 2. Социально-экономические системы: синергетический анализ 69
2.1. Классическая парадигма эволюции социально-экономических систем 69
2.2. Основные принципы управления, организации и функционирования социально-экономических систем 86
2.3. Самоорганизация и организация социально-экономических систем 115
Заключение 135
Библиография 140
- Становление идей самоорганизации в науке и философии
- Синергетический подход к исследованию социальных систем
- Основные принципы управления, организации и функционирования социально-экономических систем
- Самоорганизация и организация социально-экономических систем
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях усложнения природы социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязей между социальными явлениями, протекающими в различных частях планеты, роста коммуникационных и кооперационных возможностей научного знания все чаще начинают говорить об экономическом и социальном характере этих процессов. Значение экономического аспекта в общественной жизни стало возрастать.
Социально-экономические системы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами.
Люди непрерывно находятся в фокусе беспорядочно наслаивающихся друг на друга процессов: экономических, политических, социальных, экологических, культурных, инновационных. И если одни могут служить предметом их внимательного изучения, то другие - создают фон для решения людьми их повседневных проблем.
Исключительное своеобразие предмету социально-экономических исследований придает стремление рационального мышления - выявить в динамике социальных систем некие устойчивые зависимости, изучение которых позволяет исследуемой общности обрести наивысшую в данных условиях устойчивость и способность к росту. Логические основы синергетического анализа являются исходными (отправными) моментами исследований различных социальных процессов, в том числе социально-экономических и во многом определяют содержание и направленность этих исследований.
Синергетический подход имеет большие преимущества перед другими. В отличие от кибернетики и системотехники, исследования которых ориентированы на поддержание и сохранение динамического равновесия, существующего состояния или порядка системы, синергетика, являясь их логическим продолжением, изучает системы в их динамике и развитии. Соответственно этому, если в кибернетике действует в основном принцип отрицательной обратной связи, направленный на сохранение порядка в системе, то в синергетике реализуется принцип положительной обратной связи, согласно которому изменения, возникающие в системе, не гасятся, а накапливаются и усиливаются. В результате этого при взаимодействии с окружающей средой элементы системы приходят к согласованному, кооперативному поведению, вследствие чего спонтанно возникает новый порядок, структура или динамический режим.
Все это актуализирует рассмотрение социально-экономических систем в синергетическом аспекте.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время издано достаточно большое количество научной литературы по синергетике и самоорганизации социально-экономических систем, авторами которых являются как отечественные, так и зарубежные ученые.
Основными значимыми смысловыми элементами самоорганизации социально-экономических систем стали идеи рассмотрения мира как единой организации, саморазвивающегося характера (тектология А.А. Богданова), открытых систем и обратных связей (общая теория систем Л. Берталанфи), управления сложными системами и энтропийным процессом (кибернетика Н. Винера), нелинейности и открытости систем (синергетика Г. Хакена). Важным аспектом исследований стал анализ особенностей социально-экономических систем в аспекте синергетической парадигмы.
Наиболее значителен вклад ученых, которые начали исследовать и применять синергетику в качестве новой научной парадигмы, научного мировидения, в основе которого лежат идеи самоорганизации. Особое место здесь принадлежит работам В.И. Аршинова, В.В. Васильковой, А.Б. Венгерова, К.Х. Делокарова, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, А.П. Назаретян, Г.И. Рузавина, А.Д. Урсул, которые ориентированы на исследование социальных оснований синергетики, возможностей ее применения в социально-экономических системах и в общественной практике.
Социально-философское обобщение синергетических идей (то есть развитие социальной синергетики как современной научной парадигмы) находится в стадии становления. Первые шаги в этом направлении сделаны В.И. Аршиновым, В.Г. Бранским, В.В. Васильковой, К.X. Делокаровым, И.С. Добронравовой, Е.Л. Князевой, А.П. Назаретяном и другими исследователями, попытавшимися выделить не только универсальную составляющую синергетики, но и приблизить её к анализу социальных явлений. В исследованиях этих авторов проводится мысль о продуктивности экстраполяции синергетического подхода на сферу социальных отношений.
В работах А.С. Ахиезера, Е.Н. Князевой, В.С. Степина и других отечественных ученых анализируются различные грани новой, постнеклассической парадигмы, рассматривается её соотношение с классическими и неклассическими типами философствования, обозначаются проблемные поля в новом философском пространстве и подходы к ним.
Однако, наряду с интересными и заслуживающими внимания работами, некоторые авторы при применении методов и принципов синергетики к общественным процессам и явлениям не учитывают особенностей социально-экономических систем, связанных с наличием в них человека, способного к целенаправленной деятельности.
Проблемы анализа развития социально-экономических систем были подробно изучены в трудах таких ученых, как Дж. Бьюкенен, Т. Веблен, Г. Госсен, У. Джевонс, Дж.М. Кейнс, Ф. Кенэ, Р. Коуз, А. Курно, Й. Макнил, К. Маркс, К. Менгер, Д.С. Милль, Д. Норт, С. Пейович, Р. Познер, Д. Риккардо, Г. Саймон, А. Смит, Дж. Стиглиц, Г. Таллок, И. Тюнен, И. Шумпетер, К. Эрроу, а также представителями советской и российской экономической мысли В.К. Дмитриевым, Л.В. Канторовичем, Н.Д. Кондратьевым, В.С. Немчиновым, В.В. Новожиловым и Н.П. Федоренко.
Среди российских ученых большой вклад в становление синергетики внесли академики Б.Б. Кадомцев, Н.Н. Моисеев, А.А. Самарский, В.С. Степин; члены-корреспонденты М.В. Волькенштейн, Г.Р. Иваницкий, а также Ю.А. Данилов, Ю.М. Романовский, Д.С. Чернавский и многие другие. Началось становление синергетики и в странах СНГ, в частности в Украине. Осенью 1991 г. в Институте философии Академии наук Украины защищена первая докторская диссертация по синергетике Ириной Серафимовной Добронравовой. В 1990 г. опубликована ее монография «Синергетика: Становление нелинейного мышления» (Киев, 1990). Появляются и другие публикации.
Методологический анализ развития синергетики начинается в трудах самих классиков синергетической парадигмы: Ф. Вареллы, Ю.Л. Климонтовича, У. Матурано, Г. Николис, И. Пригожина, А.П. Руденко, И. Стенгерс, Дж. Форрестера, Г. Хакена, Д.С. Чернавского, В. Эбелинга, У. Эшби.
Большой теоретический интерес для данной исследовательской работы представили труды В.П. Бородкина, В.Г. Буданова, Е.В. Вавиловой, В.В. Васильковой, Д.Г. Егорова, М.С. Ельчанинова, И.И. Малышко, О.М. Орлова, Р.Х. Тугушева, А.С. Цырегородцева, Д.Ш. Цырендоржиевой, Н.А. Шишкина.
Среди исследований по проблеме самоорганизации социально-экономических систем следует особо отметить работы В.П. Милованова. Он в своих трудах отражает результаты изучения самоорганизации открытых и неравновесных социально-экономических систем, возникновение структур в этих системах. Показывает, что регулярные социально-экономические системы возникают как упорядоченность из хаоса странных аттракторов в результате бифуркации виртуальных устойчивых предельных циклов.
Таким образом, синергетика вышла за рамки одной науки в область междисциплинарных исследований. Она направлена на раскрытие универсальных механизмов самоорганизации сложных систем, как природных, так и человекомерных, в том числе когнитивных. Концепция синергетического видения мира привлекает сегодня внимание ученых из различных областей знаний: философии, физики, химии, биологии, психологии, педагогики и т.д.
Несмотря на значимость приведенных исследований, такие фундаментальные проблемы, как принципы организации и функционирования социально-экономических систем;
взаимодействие самоорганизации и организации в социальных системах, применение синергетического подхода к исследованию социально-экономических систем требуют теоретического анализа, что определяет актуальность выбранной темы.
Объект исследования - социально-экономические системы.
Предмет исследования - философско-синергетические основания организации и функционирования социально-экономических систем.
Цель исследования состоит в выявлении сущности, особенностей и функционирования самоорганизации социально-экономических систем.
Задачи исследования:
- выявить основные предпосылки становления синергетики;
- раскрыть характерные особенности социальных систем и возможности применения к ним синергетического подхода;
- исследовать специфику классического подхода к эволюции социально-экономических систем;
- раскрыть основные принципы управления, организации и функционирования социально-экономических систем;
- опираясь на принцип взаимодействия самоорганизации и организации, раскрыть ошибки, допущенные в реформировании экономики в России.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных ученых, в которых раскрываются основные положения синергетики, эвристические возможности синергетики в гуманитарных науках, научные концепции самоорганизации социально-экономических систем. При написании диссертации использовались основные принципы системного подхода, синергетический метод, принцип единства исторического и логического, принципы всеобщей связи и развития, индукции, дедукции.
В ходе использования указанных теоретико-методологических подходов были применены методы анализа и синтеза, аналогии, сравнительного исторического анализа социальных феноменов и научного обобщения, совокупность которых обеспечивает современную научную интерпретацию сложных социальных институтов и процессов.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Формирование синергетики обусловлено рядом масштабных парадигмальных изменений, произошедших во второй половине ХХ века. Синергетика по своему происхождению является полидисциплинарной наукой. Особенность генезиса синергетики состоит в том, что она возникает, опираясь на основополагающие идеи различных наук: квантовой физики, термодинамики, эволюционной биологии, кибернетики, общей теории систем и других наук.
-
Синергетический подход к исследованию общества предполагает изучение его в неравновесности, динамичности, способности к альтернативным путям эволюции.
-
Методологические принципы классического подхода приводят к выделению основных черт социально-экономической системы: устойчивая равновесность, непрерывность, линейность.
-
Основные принципы, присущие социально-экономической системе - это целостность (эмерджентность), структурность, взаимозависимость (коммуникативность), иерархичность, аддитивность, необходимое разнообразие. Системные принципы организации и функционирования, с одной стороны, являются самостоятельными, с другой стороны, повторяют (копируют) законы и закономерности реального (изучаемого) объекта (всего мира или его части).
-
Сам процесс устойчивого развития социально-экономических систем определяется взаимодействием процессов самоорганизации и организации. Только в природе процессы могут совершаться путем их самоорганизации и самодезорганизации. Люди в состоянии контролировать и управлять общественными процессами.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней:
- рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к исследованию социально-экономических систем;
- раскрыты основные предпосылки становления идей самоорганизации в науке и философии;
- выявлена специфика синергетического подхода к исследованию социально-экономических систем;
- применительно к исследуемой проблеме уточнено содержание понятий «синергетика», «самоорганизация», «система», «социальная система», «социетальная система», «социально-экономическая система», «эволюция» и др.;
- исследованы основные черты социально-экономических систем в рамках классической рациональности;
- определены основные принципы управления, организации и функционирования социально-экономических систем;
- основываясь на положениях синергетики, раскрыты ошибки, допущенные в реформировании экономики в России.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные теоретические положения проведенного исследования, предложенные методологические подходы представляют интерес для теоретических исследований социально-экономических систем. Синергетический подход к исследованию социально-экономических систем показывает, что успешное функционирование возможно только при взаимодействии самоорганизации и организации. Полученные результаты позволяют полнее осознать возможности и границы синергетической парадигмы в анализе социально-экономических явлений, способствуют развитию ее эвристического потенциала, пониманию самой синергетики как постнеклассической парадигмы.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в исследовании методологические подходы и полученные выводы могут служить методологической базой для последующей разработки проблем, связанных с самоорганизацией социально-экономических систем. Основные положения могут быть использованы при составлении новых учебных программ, лекций и пособий по экономике, социологии, менеджменту, теории организаций, социологии организаций, для подготовки социологов, экономистов, социальных управленцев, менеджеров.
Апробация результатов исследования.Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на международных, региональных, внутривузовских конференциях: «Философия. Социология. Современность» (Улан-Удэ, 2010 г.); «Человек, культура и общество в изменяющемся мире» (Улан-Удэ, сентябрь 2011 г.); «Современный социум. Проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2011 г.).
Всего опубликовано шесть научных статей, три из которых в рецензируемых изданиях.
Структура диссертации - работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения и библиографического списка.
Становление идей самоорганизации в науке и философии
Идеи самоорганизации высказывались еще в традиционной классической науке XVIII-XIX веков (космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, рыночная экономическая теория Смита и т.д.). Но лишь во второй половине XX века, когда был накоплен достаточный теоретический и практический опыт, разработан необходимый математический аппарат (теория вероятностей, нелинейная динамика, теория катастроф, системный анализ, топология) стало возможным детальное исследование поведения открытых систем, находящихся вдали от термодинамического равновесия, описание общих механизмов и закономерностей их развития. Основы теории самоорганизации были разработаны в трудах ученых, получивших мировое признание - И. Пригожина, Д. Николиса, Г. Хакена в семидесятых годах XX столетия.
Можно говорить о том, что XX век стал временем оформления сипергетической модели, основанной на утверждении о фундаментальности вероятных закономерностей в развитии мира и всех его подсистем и о том, что случайность и неопределенность выступают как важнейшие свойства всего Мироздания. Если классическая наука изучала главным образом объект, его структуру, взаимосвязи между отдельными элементами, то синергетика изучает общие принципы самоорганизации и эволюции сложных систем разного уровня и разной природы, особенности смены их качественного состояния, механизмы и динамику этого процесса.
И.И. Малышко пишет: «синергетика, как новое направление междисциплинарных исследований, как новая концепция самоорганизации, все шире используется не только для анализа структуры объектов изучения естественных и технических наук, но постепенно проникает также в социально-экономическое, политическое и гуманитарное познание. Её принципы, методы и средства оказываются адекватными и эффективными для раскрытия процессов самоорганизации и эволюции социальных систем, начиная от систем экономических и заканчивая гуманитарно-культурными» .
Идеи самоорганизации не новы и имеют глубокие философские корни. Принцип естественного порядка проходит через древнекитайскую философию; тысячелетнюю историю имеет христианская идея о синергии Бога и человека. То, что окружающий нас мир представляет единое целое, где все явления и вещи взаимосвязаны, идет еще из античности. Эта идея появляется в учениях Фалеса, Демократа и Гераклита, а затем находит свое развитие в философии Платона, Аристотеля.
Еще с древних времен развитие было связано со становлением порядка и организованности в системах. Доказательством тому могут служить космогонические мифы древних народов, а также парные космологические гипотезы античных ученых. Для обозначения порядка древние греки употребляли слово «космос», которое они понимали совсем в другом смысле, отличном от привычного нам. Космос (от греч. «/cosmos» -порядок, строй, мир) - термин древнегреческой философии для обозначения мира как упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса. Философы Древней Греции понимали под словом «космос» мироздание, рассматривая его как упорядоченную гармоничную систему. Космосу противопоставлялся беспорядок, хаос.
Впервые представления о космосе и хаосе встречаются в древних мифах и в более отчетливой форме в космогонических гипотезах античных дрекон. В противоположность ему термин «хаос» характеризует беспорядок, неорганизованность, нерасчлененность. По-видимому, первым, кто применил понятие «космос» для характеристики Вселенной, был Пифагор, который подчеркивал ее упорядоченность, согласованность ее частей и совершенство в образе музыкальной гармонии небесных сфер. Характерная особенность древних мифов о происхождении мира и первых космогонических гипотез состоит в том, что в них космос, олицетворяющий упорядоченную Вселенную, возникал из первобытного хаоса, который представлялся в виде бесформенной, неорганизованной материи. Сам процесс перехода от хаоса к космосу в различных мифах и гипотезах интерпретировался по-разному, начиная от разделения единого океана на небо и землю и заканчивая выделением из слитых в первобытном хаосе первоначальных стихий воды, земли и огня. Из них впоследствии образовались Солнце, звезды, воздух, а затем - минералы, растения и животные. Переход от неорганизованного хаоса к упорядоченному космосу составляет основной внутренний смысл мифологии, который содержится в архаических мифах о творении. Во многом аналогичные взгляды мы находим в первых космологических гипотезах, выдвинутых античными философами. Развернутую гипотезу подобного рода предложил Платон в своем диалоге «Тимей». Как и его предшественники, он считал, что до начала этого процесса материя находилась в хаотическом и пассивном состояттии. Необходима была поэтому активная организующая сила Демиурга, которая привела ее в движение, придала ей упорядоченность и организацию. Эта основная идея о косной материи и деятельной, организующей форме получила дальнейшее развитие в космогонии его ученика - Аристотеля, который также признавал, что началом формирования мироздания было выделение из хаоса и обособление от него четырех основных стихий: воздуха, воды, земли и огня. Но кроме духовной, божественной причины творения космоса из хаоса, Аристотель подчеркивал роль материальных, естественных причин. Если у Платона Демиург создает космос по точно выверенному математическому расчету, стремясь к построению гармоничного мира, то материальные причины действуют наугад. Поэтому результаты их действий имеют не необходимый, а случайный характер. В платоновском представлении о движении по спирали нельзя не заметить аналогии с последующими образными представлениями и характеристиками общего процесса развития как движения по восходящей линии, которые используются, например, в диалектике, В гипотезе Аристотеля материальные причины хотя и играют определенную роль, но в силу того, что активное начало в формировании мироздания принадлежит форме, в конечном итоге материальные причины оказываются не основными, а лишь второстепенными.
Таким образом, в античной философии и космологии процесс формирования мира представлялся в виде перехода от беспорядка, воплощенного в дезорганизованном хаосе, к порядку, выражавшемуся в постепенном возникновении все более организованных и упорядоченных структур.
Синергетический подход к исследованию социальных систем
Синергетика, или концепция самоорганизации, как новое направление междисциплинарных исследований все шире используется не только для анализа структуры объектов в естественных и технических науках, но постепенно проникает также в гуманитарное и социальное познание. Принципы синергетики, се методы и средства оказываются эффективными для раскрытия процессов самоорганизации и эволюции социальных систем, начиная от систем экономических и заканчивая гуманитарно-культурными. Но, несмотря на большое количество работ, которые посвящены данной проблеме, обший подход к применению синергетики для исследования социальных систем еще не разработан. Поэтому хотелось бы проанализировать возможности ее применения к социальному познанию.
Синергетический подход имеет в этой области большие преимущества перед другими. В отличие от кибернетики и системотехники, исследования которых ориентированы на поддержание и сохранение динамического равновесия существующего состояния или порядка системы, синергетика изучает системы в их динамике и развитии. Соответственно этому, если в кибернетике действует принцип отрицательной обратной сда-ы направленный на сохранение порядка в системе, то в синергетике реализуется принцип положительной обратной связи, согласно которому проірессивньїе изменения, возникающие в системе, не гасятся, а накапливаются и усиливаются. И.И. Малышко отмечает, что «в результате этого при взаимодействии с окружающей средой элементы системы приходят к согласованному, кооперативному поведению, вследствие чего спонтанно возникает новый порядок, структура или динамический режим»1.
В этом смысле парадигма самоорганизации служит, во-первых, естественнонаучной основой экспликации философской категории развития на современном уровне научного познания, поскольку на конкретном материале показывает, что условием развития системы является наличие в ней самоорганизации, приводящей к возникновению качественно новых структур. Во-вторых, она наиболее точно отражает сущность социальных систем, находящихся в состоянии динамического развития и совершенствования своих структур и функций.
Однако, поскольку соци&пьные системы имеют сложную, иерархическую структуру, постольку методы синергетики для их изучения приобретают весьма специфический характер. Поэтому они служат в первую очередь эвристическим средством познания и. следовательно, нуждаются в дополнительном, специальном исследовании. Самоорганизация, свойственная социальным системам, имеет существенное отличие от самоорганизации не только в неживой, но и в живой природе. Если в природе она возникает в силу внутренних причин и носит стихийный и неосознанный характер, то в социальных системах она связана с целенаправленной деятельностью людей, которые руководствуются вполне определенными стремлениями, интересами, мотивами и предпочтениями, направляющими их волю.
Спонтанный и скачкообразный переход от беспорядка к порядку, или от старой структуры к новой, существенным образом отличает процессы самоорганизации, которые происходят в природе, от процессов, которые совершаются в самоорганизующихся или самоуправляющихся системах, созданных человеком. С возникновением общества самоорганизация перестает быть спонтанным фактором развития систем.
Эволюция социальных систем является результатом взаимодействия самоорганизации и организации общества, поскольку самоорганизация дополняется сознательной организацией людей для осуществления своих целей. Как справедливо было отмечено И. Пригожиным, «R отличие от биологической эволюции человеческое общество может вести себя целенаправленно: в известном смысле мы можем выбирать направление нашей эволюции» .
В обществе, как социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде. Эти процессы, сохраняя само общество, ведут тем не менее к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными помехами, что утрачивают способность к эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться.
Наиболее влиятельные позиции в решении этой проблемы занимает эволюционизм как система взглядов, признающая объективный характер социального развития, берущая начало в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой в эволюционизме, как подходе к познанию явлений развития общества, стало выявление определяющего фактора, модификация которого ведет к изменению всего облика общества.
О. Коит в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной форме обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляемый благодаря человеческому разуму. Это переход на качественно иной уровень производства и удовлетворения потребностей.
Г. Спенсер усматривает сущность эволюции общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этане его развития.
Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.
Э. Дюркгейм рассматривал эволюцию как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества.
Основные принципы управления, организации и функционирования социально-экономических систем
Таковыми представляются основные методологические принципы классической парадигмы социальной философии. Итогом применения данных методологических принципов является конструирование фундаментальных теорий социальной философии и социологии, основывающие видение социальной реальности в терминах субстанциальности и детерминации элементов системными характеристиками целого. Ощущение методологического кризиса, нарастание неравновесных состояний в историческом бытии приводят к переосмыслению некоторых положений классической парадигмы в анализе социальной динамики в истории западной философии. Итогом этих процессов стало формирование неклассической парадигмы социальной динамики, что и сопровождалось возникновением теории социальных изменений.
Неклассический этап развития науки выдвинул новые парадигмальные основания управления. Новая система познавательных идеалов и норм обеспечила значительное расширение поля управляемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем. Такие объекш характеризуются многоуровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных ситуаций в движении подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. При этом определяется, что сложная динамическая система способна обеспечивать постоянство своей внутренней среды при определенных (запоминаемых ею) изменениях окружающей среды. Главную роль в этом играет информация об отклонениях и способах их возвращения к норме - обратная связь. Отбор и накопление этой информации в памяти системы и ее движения по замкнутому контуру обратной связи образует механизм саморегулирования. Основанный на неклассических представлениях, кибернетический подход в управлении техническими, биологическими и социальными системами вывел парадигму управления за рамки механистической, однако пределы «сохраняющей» управленческой стратегии и тактики не были преодолены. «Линейность», «следование установленному порядку», «закрытость», «возвращение к норме», «постоянство», «сохранение» - все это из словарного запаса равновесной динамики.
На рубеже XX и XXI веков естественные и гуманитарные науки вступают в новую стадию своего развития - постклассическую на основании методологических принципов постклассической рациональности, которым соответствует парадигма становления и самоорганизации. Если в рамках классической науки система дифференциальных уравнений позволяла дать полное описание динамической системы, то в рамках методологии современной науки поведение системы описывается с помощью нелинейных уравнений, которые дают не полное (однозначное) описание поведения системы в данный момент, а предлагают описание только вероятностное. Постнеклассическая наука выводит на первый план понятийный аппарат синергетики: «открытость», «неравновесность», «нелинейность», «становление».
В настоящее время направленность мышления во многом определяют достижения новой науки - синергетики. Синергетика, или более широко: нелинейная паука - «поп linear science» в англоязычных странах, - теория самоорганизации систем. Она занимается построением математических компьютерных моделей, процессов в системах любой природы, изучением единой основы самых различных явлений, условий, механизмов, типов, переходов хаос - структура, выяснением свойств структуры и хаоса, их связи с процедурами обработки информации, анализом возможности управления сложными системами посредством стимулирования оптимальных процессов самоорганизации и др.
Синергетика по своему происхождению - полидисциплинарная наука. В ней присутствуют и категории, заимствованные синергетикой у смежных научных дисциплин, и закономерности, используемые «дальними» областями знания, благодаря обобщениям, сделанным синергетикой. Особенность ее генезиса в том, что она возникает, опираясь не на пограничные, а на основополагающие идеи различных наук. Каждый ученый независимо от специальности видит возможность применения синергетики к своей области знаний, и каждый из них, развивая методы своей специальной науки, обогащает общий запас идей и методов синергетики. В силу своего полидисциплинарного потенциала и высокого уровня методологического обобщения она является катализатором впервые сегодня возникающего объединения наук.
Универсальность синергетического подхода, связанных с ним эвристик и алгоритмов делает возможным применение единого языка описания для формулирования предметов исследования этих наук.
Предложенный Г. Хакеном термин «синергетика» указывает не только на ее междисциплинарное происхождение, по и па характер взаимодействия частей в сложных системах. Данный термин является одним, но не единственным определением новой науки. Существует несколько понятий, развитых главами научных школ; Ч. Шеррингтоном, С. Уламом, И. Забуским, И. Пригожиным, Р.В. Хохловым, А. Тьюрингом, У. Эшби. Именно последний ввел в 1947 г. в кибернетику термин «самоорганизующаяся система», чтобы подчеркнуть ее способность накапливать и использовать опыт прошлого.
В 90-е годы XX века к синергетике как методологической основе процесса социального познания начинают обращаться ученые-философы. С позиций синергетического подхода рассматриваются социальные явления, вводятся исторические модели, обсуждаются различные модели исторического развития . С первых шагов развития нового направления его основатели задумывались о границах применимости собственных исследований, а так же о возможности его использования к социально-философскому знанию. И. Пригожий и Г. Пиколис отмечали такие трудности применения синергетики к анализу социальных процессов как неопределенность переменных («качество жизни», например); необходимость учета «...довольно жестко заданного внешнего окружения, с которым рассматриваемая система обменивается веществом, энергией и информацией» " , наличие у человека «собственных проектов» и «собственных желаний». По этой причине различие между желательным и действительным поведением выступает как «...внешнее условие нового типа, определяющее контуры динамики наряду с внешней средой».
Самоорганизация и организация социально-экономических систем
В философской литературе используются два значения термина «самоорганизация», что связано с двумя различными определениями понятия «организация».
Процессы организации могут быть условно разделены на самоорганизуемые, организуемые и смешанные1.
Самоорганизуемые - это процессы, которые совершаются сами по себе, благодаря взаимодействию тех или иных факторов, в то время как организуемые всегда кто-то или что-то осуществляет, направляет как бы волевым порядком. Очевидно, что смешанные процессы представляют собой сочетание первых и вторых. Примерами самоорганизуемых процессов являются процессы зарождения жизни на Земле, процессы самоуправления в кибернетических системах, самоопыление у растений. К организуемым процессам можно отнести процессы управления государством, предприятием, городом, организацию трудового процесса, новой фирмы. К смешанным - искусственное оплодотворение яйцеклетки, после которого развитие зародыша в утробе матери протекает естественным путем, выхаживание птенца, выпавшего из гнезда и др. Следует, однако, подчеркнуть, что содержание всех процессов организации, механизмы их реализации по сути не отличаются друг от друга. Все они основаны на общих способах взаимодействия «активностей» и их сочетаниях. Как писал А.А.
Богданов: «Человек в своей организующей деятельности является только учеником и подражателем великого общего организатора - природы. Поэтому методы человеческие не могут выйти за пределы методов природы и представляют по отношению к ним только частные случаи... Давно замечено и установлено, что во всей своей деятельности - в практике и мышлении - человек только соединяет и разделяет какие-нибудь намеченные элементы. Процесс труда сводится к соединению разных «материалов», «орудий» труда и «рабочей силы» и к объединению разных частей этих комплексов, в результате чего получается организованное целое -«продукт»1.
«Переходя к процессам стихийной природы, исследование находит в них те же два момента и в том же соотношении. Всякое событие, всякое изменение комплексов и их форм возможно представить как цепь актов соединения того, что было разделено, и разделения того, что было связано. Так, например, питание организма есть присоединение элементов среды к его составу; размножение происходит таким способом, что от организма отделяется известная группировка его комплексов; все химические реакции сводятся к сочетаниям атомных элементов вещества и их разложениям»". Таким образом, в основе реализации всех процессов организации лежит развитие гармоничных взаимоотношений в природных и общественных системах.
Рассмотрим теперь процессы самоорганизации. Стоит отметить, что это процессы, в ходе которых самообразуется, самовоспроизводи гея и самосовершенствуется организация как сложная динамическая система. Отличительной особенностью их является целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от нее.
Выделим три типа процессов самоорганизации: процессы, при помощи которых происходит самозарождение организации, т.е. возникновение качественно нового целостного формирования из некоторой совокупности объектов определенного уровня (например, генезис многоклеточных организмов из одноклеточных); процессы, поддерживающие определенный уровень организации при применении внешних и внутренних условий ее функционирования (например, гомеостатический механизм, действие отрицательной обратной связи и др.); процессы совершенствования и саморазвития организаций, способные накапливать и использовать прошлый опыт.
Понятию самоорганизации в широком смысле соответствует понимание под организацией всякой устойчивой внутренней дифференцированности объекта или процесса, их внутренней упорядоченности, совокупности связей, ограничивающих степень свободы компонентов системы. В этом случае понятие организации аналогично понятию структуры. В соответствии с этим под самоорганизацией понимаются любые процессы, связанные со структурированием в системах различной природы. Например, образование атомов и молекул, кристаллов и полимеров, образование диссипативных структур в неравновесных системах и т.д. Понятию самоорганизации в узком смысле соответствует трактовка организации как «направленной структуры», такой совокупности связей элементов системы, которая обусловливает сохранение и развитие самой системы. В этом значении термин «самоорганизация» употребляется для характеристики жизнедеятельности биологических и социальных систем .
В самом общем виде понятие самоорганизации, как и понятие организации, основываются на исходном, фундаментальном понятии порядка или упорядоченности. Однако, в случае самоорганизации упорядоченность имеет внутренний характер, а при организации — внешний. Поэтому можно согласиться с Г.И. Рузавиным, когда он пишет: «При самоорганизации упорядоченные изменения системы вызываются внутренними силами и факторами, присущими ей. ...В противоположность этому, организация связана с действием внешних по отношению к системе сил, факторов и причин» .
Основной характеристикой самоорганизации любой системы, является необратимость, выражающаяся в саморазвитии систем и их определенной направленности, что формирует кооперативные процессы, которые, в свою очередь, есть результат самоорганизующихся человеческих устремлений, интересов, ценностей и потребностей. В современных условиях рациональность механизма самоорганизации зависит от глубины организации диалога человека и природы. Наиболее отчетливо необходимость взаимодействия процессов организации и самоорганизации можно проиллюстрировать на примере развития рыночных отношений.
Самоорганизация - процесс развития мира, функционирующего на принципах «рынка природы». Вся природа участвует в этом рынке, изобретает новые формы организации, новые способы действия, а механизм рынка но определенным правилам отбирает те формы организации, которые наиболее соответствуют «гармонии сегодняшнего дня», равновесию систем.