Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни Мазуренко Елена Александровна

Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни
<
Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мазуренко Елена Александровна. Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Архангельск, 2006 186 с. РГБ ОД, 61:07-9/224

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема одиночества в истории философии 17

1.1. Специфика понимания одиночества в философии Древнего мира 18

1.2. Трансформация философского видения одиночества в Европе Средневековья и эпохи Возрождения 30

1.3. Изменение взглядов на одиночество в процессе развития представлений о личности в Новое время 36

1.4. Развитие теории одиночества в экзистенциализме 47

Глава 2. Институализация одиночества в современной социально-философской науке 62

2.1. Становление категориального аппарата теории одиночества 62

2.2. Социальные и личностные функции одиночества в современном мире 71

2.3. Типы одиночества и социальные условия их формирования 83

Глава 3. Индивидуальные особенности и социальные детерминанты переживания одиночества 106

3.1 Влияние возрастных особенностей на формирование индивидуального отношения к одиночеству 106

3.2 Переживание одиночества в уединении. Сущностные отличия понятий «одиночество», «уединенность», «единственность». 128

3.3 Социальные противоположности: общение и одиночество. Возможности взаимного дополнения. 140

Заключение 162

Библиографический список 170

Введение к работе

Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это не только сложный феномен индивидуальной жизни человека, но и важнейшее общественное явление, требующее регулярного психологического, антропологического и социально-философского осмысления. Только при наличии широкого междисциплинарного подхода возможно точное понимание феномена одиночества, его трансформации в современном мире и прогнозирование воздействия на мир будущего.

Ценность социально-философского осмысления одиночества заключается в акцентировании внимания на значимости данного феномена для человека и общества. Опасность понимания его только как индивидуального феномена заключается в том, что при этом игнорируются ситуации и причины, при которых одиночество возникает и ощущается человеком. Тем самым не учитывается множество динамических факторов, непосредственно связанных с сущностью одиночества как явления социального. С другой стороны, чрезмерное внимание к социальным проявлениям одиночества без учета его значимости для внутреннего мира человека может привести к недопониманию важнейших личностных функций одиночества.

Большинство исследований одиночества в современной науке ограничено рамками социальной психологии и социологии. Поэтому одиночество традиционно понимается как негативное эмоциональное переживание в социальной изоляции от других людей, как социальное явление, распространяющееся с появлением мегаполисов, увеличением социальной мобильности населения, кризисом семейных отношений.

Одиночество является понятием, жизненный смысл которого кажется доступным. Однако такая ясность обманчива, а понимание обыденно,

поскольку феномен одиночества наполнен противоречивым философским содержанием, представляющим трудность для рационального анализа.'

В современном обществе практически отсутствует позитивное отношение к одиночеству. Сугубо психологическое понимание данного явления, как болезненного эмоционального состояния, привело к нивелированию ценности одиночества как индивидуального феномена, имеющего решающее значение для самосознания и самопознания личности, оказывающего влияние на формирование навыков конструктивного взаимодействия с обществом, влияющего на развитие способности к истинному общению, к истинному человеколюбию.

Негативные социальные последствия переживания одиночества, такие как депрессия, суицид, агрессия, девиантное поведение и другие формы социальных деформаций, имеют своей причиной не собственно одиночество, а неспособность его переносить и использовать. Активное социальное взаимодействие в современном обществе не удовлетворяет потребность человека в близком общении, необходимом для преодоления негативных переживаний одиночества.

Такие значимые индивидуальные потребности, как чтение, размышление, созерцание в массовом сознании считаются редкостью, странностью. Современное общество стремится контролировать не только социальное поведение человека, но и его внутреннюю жизнь. Осуществляется это, в частности, с помощью ограничения возможности мыслить в одиночестве. Принятые способы поведения, готовые нравственные оценки, а, по сути, - отсутствие всяких нравственных ограничений, социальные стереотипы, транслируемые современным обществом, привели к формированию огромной массы людей одинаковых и легко управляемых в своей «одинаковости». Именно поэтому пребывание наедине с собой для многих представителей современного поколения не имеет смысла, а одиночество пугает.

'Покровский Н В. Человек, одиночество, гуманизм//Лабиринты одиночества - М : Про фесе, 1989 -С 8

Социальные процессы, призванные оптимизировать и облегчить жизнь человека, в конечном итоге, приводят к нивелированию ценности отдельной личности. Индивидуальности стираются, снижается возможность «обмена» как обогащения при общении с другими людьми. Соответственно снижается ценность самого общения, качество заменяется количеством. Это приводит к социальной изоляции, аномии, отчуждению, причинами которых являются страх одиночества и стремление избежать его любым путем.

Тема исследования актуализируется необходимостью привлечения внимания к угрожающей стандартизации современного общества, к опасности интеллектуальной деградации. Возможность преодоления сложившейся ситуации видится, в том числе, в изменении социального отношения к одиночеству. Борьба с негативными последствиями одиночества должна начинаться не с искоренения одиночества как такового, а с формирования нового отношения к нему. Большое значение имеет социально-философский подход, который дает возможность выявить значимые личностные и социальные функции одиночества, определить отличительные особенности социальных модусов одиночества, таких как несвоевременность, покинутость, непонятость. Это позволит увидеть истинные причины социальных аномалий и снизить риск их возникновения.

Одиночество представляет собой сложнейшее социальное явление, требующее междисциплинарного анализа. Изучение данного феномена и аспектов его взаимосвязи с асоциальным поведением необходимо, но это является прерогативой психологии и социологии. Взаимосвязь суицидального поведения и одиночества, например, уходит своими корнями в область психопатологии. Это медицинская проблема, которая достаточно серьезна и имеет обширную базу исследований. В рамках избранного подхода мы не будем рассматривать одиночество как патологическое эмоциональное переживание.

Современная философская научно-справочная литература не дает определения одиночеству. Однако история гуманитарной мысли показывает,

что философия всегда признавала ценность одиночества. Проблема заключается в том, что определения, которые используются, носят сугубо психологический характер и отражают только негативные характеристики исследуемого явления. Таким образом, существует потребность в определении одиночества, отражающем его философское содержание.

Современная социальная реальность отличается тем, что возможности человека обрести себя и свой внутренний мир, сдерживаются тиранией общественного, анонимностью, безликостью отношений, пропагандой опасности одиночества. Таким образом, «современное общество похищало и похищает нас у нас самих», - считает В.А. Кувакин, аргументируя собственный гуманистический взгляд на мир и человека.

На самом же деле, такое гуманизированное, окрашенное человечностью чувство, такое осознание своей неповторимости, особенности как одиночество, является не только мощнейшим внутренним стимулом к самопознанию и творчеству, но и катализатором стремления к истинному общению, а не просто акту коммуникации. Именно поэтому изучение с позиции социальной философии отличительных особенностей одиночества как индивидуального феномена и социального явления, исследование социальных характеристик истинного общения, поможет транслировать в общество новое отношение к одиночеству и раскрыть возможности взаимного дополнения одиночества и общения.

Степень разработанности проблемы

Отношение к проблеме одиночества в ходе исторического развития человечества определялось различными обстоятельствами. Во-первых, социокультурными условиями, включающими развитие науки, доминирующее мировоззрение, экономические условия в тот или иной период. Во-вторых, личностными факторами, поскольку существует зависимость понимания одиночества от индивидуальных черт авторов. И, в-

2 Кувакин В А. Твой ад и рай человечность и бесчеловечность в человеке. - СПб : Алетейя, М : Логос, 1998 -C.I45.

третьих, принадлежностью к какому-либо направлению гуманитарной мысли, формирующему определенную точку зрения на одиночество.

В многообразии научных подходов, составляющих базу для формирования современных знаний об одиночестве как индивидуальном и социальном явлении, можно выделить несколько групп источников.

Первая группа включает труды тех мыслителей в истории философии, чьи размышления, так или иначе, касаются одиночества и отражают отношение к данному феномену. Ценность этих работ определяется тем, что, несмотря на принадлежность к различным философским направлениям, они включают как общие, свойственные каждому времени особенности одиночества, так и индивидуальные отличия, обусловленные жизненной ситуацией и субъективной позицией каждого автора.

Размышления Платона, Аристотеля, Эпиктета, Сенеки, М. Аврелия, Конфуция отражают понимание одиночества древними мыслителями.

Средневековая позиция в отношении одиночества, окрашенная религиозными убеждениями автора, наиболее ярко представлена в работах Августина Аврелия (Блаженного).

Новое восприятие человека мыслителями эпохи Возрождения отражается и на отношении к одиночеству, на понимании его предназначения. Новый смысл пребывания наедине с собой обнаруживается в творчестве таких мыслителей, как Д. Алигьери, Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Бруни, Дж. Манетти.

Изменение взглядов на одиночество в процессе формирования понимания новоевропейской личности прослеживается в работах Н. Макиавелли, М. Монтеня, Б. Паскаля. Кроме того, антропологическая мировоззренческая ориентация Л.Фейербаха, положившего начало новому пониманию «Ты» имела большое значение для осознания ценности одиночества в процессе перехода к Новому времени.

Идея творческого уединения, провозглашенная представителем трансцендентализма Г.Д. Торо, впервые показала человеку возможность свободного выбора одиночества для активизации творческих сил личности.

Ценность единичного человека с его ответственностью и огромными возможностями познания через собственную единичность провозглашает датский теолог и философ С. Къеркегор. С работ этого философа начинается экзистенциальная традиция, наиболее полно и глубоко раскрывшая смысл и назначение одиночества, кроме того, наиболее ясно выразившая собственное понимание одиночества, как изначального и неизбежного положения человека в мире. Экзистенциальная направленность в понимании одиночества представлена в истории философии работами А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.П. Сартра, М. Бубера, Н.А. Бердяева.

Для XX века характерно нарастание отрицательного отношения к одиночеству. Эта позиция отражена в работах социального философа и психолога Э. Фромма. Патологическое одиночество, изучалось и другими представителями неофрейдизма, например, Ф. Фромм-Рейхман. Однако в данном диссертационном исследовании это направление не рассматривается, поскольку особенности переживания одиночества, имеющего причиной психические расстройства или другие нарушения, не соответствует выбранному ракурсу работы.

Следующая группа источников - это работы, отражающие
трансформацию социально-философской и культурологической мысли,
оказавшие значительное влияние не развитие теории одиночества в ракурсе
данного диссертационного исследования. К ним относятся научные
воззрения, изложенные в исследованиях зарубежных мыслителей (X. Ортега-
и-Гассета, П. Тиллиха, В. Виндельбанда, X. Хофмайстера, Э. Левинаса,
Ж. Липовецки, Н. Элиаса, Р. Сеннета, Г. Лукача), отечественных философов
(И.А. Ильина, В.В. Розанова, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова,

М.К. Мамардашвили), современных отечественных социальных философов (А.А. Гусейнова, В.В.Бибихина, К.Х. Момджяна, B.C. Барулина,

В.А. Кувакина, В.В. Васильковой, И.Т. Касавина, П.С. Таранова,

Г.С. Батищева, А.Ю. Агафонова, В.Н. Карандашева). Кроме того, большой вклад в понимание сущности феномена одиночества как социокультурного явления внесли работы по истории философии и культуры (А.В. Гулыги, П.Гайденко, Л.М. Баткина, А.Я. Гуревича, А.А. Белика).

Авторами современных обобщающих публикаций по проблеме одиночества являются И.С.Кон, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, В.И. Лебедев, Н.П. Романова, А.С. Гагарин. Серьезный вклад в разработку проблемы одиночества внесли современные мыслители: Н.В. Хамитов - представитель психоаналитической философии («Одиночество женское и мужское», «Метафизика человека»), Н.Е. Покровский - автор одной из первых значительных работ по изучению взаимосвязи одиночества и аномии, Ж.В. Пузанова, представляющая современное социологическое направление в исследовании одиночества, СВ. Куртиян, Л.И.Старовойтова, изучавшие социальные характеристики одиночества. Кроме того, экзистенциально-герменевтический анализ одиночества дан в работе Д.В. Гарбузова. Исследование таких экзистенциалов человеческого бытия, как одиночество, страх, смерть, предпринято в работе А.С. Гагарина. Изучение одиночества в контексте соотношения индивидуального и общественного представлено в работе О.Ю. Порошенко. Анализ одиночества как духовного состояния социальных субъектов осуществлен в исследовании И.А. Уследовой. Онтологический подход к изучению одиночества изложен в работах А.В. Нечаева, А.П. Глазкова, современный феноменологический подход отражен в исследовании В.А. Сакутина.

Важными для понимания возрастных характеристик переживания одиночества являются психологические и педагогические исследования. Это теории общих возрастных особенностей (В.В. Зеньковского, Е.Е. Рогова, Г.С. Абрамовой, Г. Шихи). А также исследования одиночества в подростковом и юношеском возрасте, рассматриваемые в работах И.С. Кона, Э. Эриксона, О.Б. Долгиновой, Н.А. Николаевой, СВ. Малышевой,

В. Киселевой, Л.П. Еньковой, Л.А. Карнацкой, Н.В. Перешеиной, Г.Р. Шагивалеевой; изучение социальных и психологических причин одиночества в старости, представленное в исследованиях О.В. Левиной, М. Ермаковой, Л. Волковой, С.Г. Максимовой.

Большой вклад в изучение одиночества через взаимосвязь данного феномена с общением внесли М.С. Каган, Е.И. Головаха, Н.В. Панина, Е.Я. Мелибруда, Л.А. Ситниченко. Возможности психотерапии одиночества представлены в работах И. Ялома, А. Хараш, Ф.Г. Майленовой, Т.Л. Мышко; исследования семейных взаимоотношений и одиночества отражены в работах А.Ю. Жданова, Г.Ф. Дэйнеги, А. Алнашева; изучение особенностей переживания одиночества в зависимости от пола изложено в исследованиях А. Росс, Н.В. Самоукиной, Н.В. Хамитова, Ю.М. Черепухина, М.А. Давыдовой.

Социальные философы, подобно социологам, рассматривают феномен одиночества через призму социальных процессов и механизмов: через политические изменения в обществе как покинутость (Г.Д. Левин); через аномию как следствие изменения социальной структуры (Ж.В. Пузанова, В.И. Курашов); через социальную функцию личности нетипичной, «белой вороны» (Л.Г. Березова).

В современной научной литературе есть исследования, которые в контексте изучения других социально-философских проблем выходят на серьезный анализ одиночества. Косвенно затрагивает проблему одиночества, изучая внутренний мир человека, А.А. Миголатьев; понимая человека, как частицу Космоса, Т.Ф. Яркина; изучая природность и социальность человека, А. Гусейнов, Н. Новинская, Е.Н. Панов; исследуя особенности человеческого общества, Ю. Кожевников.

Следует отметить, что на современном этапе как отечественные, так и зарубежные исследования одиночества изложены, в основном, в научных статьях. Классические зарубежные подходы к изучению проблемы одиночества представлены в хрестоматийном сборнике «Лабиринты

одиночества» под редакцией Н.Е.Покровского. Данный сборник имеет монографическую целостность, поскольку работы зарубежных авторов не только объединены единой проблематикой, но имеют структурное и логическое единство. В сборнике представлены классические психологические, социологические и социально-психологические теории одиночества: исследования психодинамического направления Дж. Зилбурга, Г. Салливана, Ф. Фромм-Рейхман; интеракционистского направления Р.С. Вейса; экзистенциального направления К.Мустакаса, Фон Вицлебена; когнитивного направления Л.Пепло, Д. Перлмана, Дж. Янга; теоретико-системные модели одиночества Дж. Фландерса, феноменологические К. Роджерса, У. Садлера, Т. Джонсона, интимные В. Дерлеги, С. Маргулиса, а также социологические концепции одиночества К. Боумена, Д. Рисмена, П. Слейтера, М. Мид. В рамках перечисленных наук были предприняты наиболее настойчивые попытки классифицировать виды одиночества, определить понятия «одиночество», «изоляция», «уединение», «аномия».

Серьезный вклад в изучение проблемы одиночества вносят работы западных исследователей, которые переведены на русский язык при подготовке данной диссертации. В частности серия научно-практических работ канадской исследовательницы Эмми Рокач (Торонто). Изучение совокупности проявлений одиночества в различных жизненных ситуациях, а также серия кросс-культурных исследований одиночества совместно с учеными других стран, определяют научную ценность данных работ. Э. Рокач исследовала одиночество как социальное и эмоциональное отчуждение, изучала особенности переживания одиночества матерью в период вынашивания и рождения ребенка (A. Rokach, 2004). Совместно с Э. Рокач Н. Байер (N. Bauer, 2004) осуществила сравнительный анализ влияния возрастных и культурных различий на переживание одиночества чехами и канадцами; Т. Орзек (T.Orzeck, 2004) исследовала одиночество пожилых людей и особенностей его преодоления в североамериканской и португальской культуре.

Кроме того, большой интерес представляют работы К.Лонга и Д. Эврилла (C.-R. Long, J.-R. Averill, 2003) - немногие в современной литературе, посвященные ценностям уединения, а также статьи М.К. Ричад де Минзи и К.Сачи (М.-С. Richaud de Minzi, С. Sacchi, 2004), М. Маргалит (М. Margalit, 1999), Н. Тур-Каспа (Н. Tur-Kaspa, 1999), Т. Мост (Т. Most, 1999), Дж. Бернса (J. Burns, 1999), посвященные проблемам подросткового и юношеского одиночества. К этой же группе источников относятся работы, изучающие моральные основания выбора друзей (С. Гоэринг (S, Goerring, 2003)), и проблемы взаимоотношений в браке (Э.-М. Кейв (Е.-М. Cave, 2003)).

Объект исследования

Объектом исследования является одиночество как социально-философский феномен.

Предмет исследования

Предметом исследования являются социальные и личностные формы одиночества в современном обществе.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в социально-философском осмыслении и определении понятия и функций одиночества в изменяющихся социальных условиях современного общества.

В работе ставятся следующие задачи:

  1. Изучить трансформацию понимания одиночества в истории философской мысли.

  2. Проанализировать основные концепции одиночества в философском, социологическом и социально-психологическом дискурсах и определить отличительные особенности философского подхода.

  3. Синтезировать рабочую модель философского определения одиночества.

  1. Сформулировать основные социальные и личностные функции одиночества в современном обществе, определяющие значимость феномена с социально-философской точки зрения.

  2. Раскрыть влияние возрастных особенностей на формирование индивидуального отношения к одиночеству.

  3. Выявить особенности переживания одиночества в ситуации уединения, определив сущностные отличия понятий «одиночество», «уединенность», «единственность».

  4. Рассмотреть взаимообусловленность процессов общения и переживания одиночества.

Теоретические и методологические основы исследования

Проблема одиночества с ее многогранностью и сложностью проявлений в современном мире, поставила задачу целостного изучения одиночества как феномена индивидуальной и социальной жизни.

Методологической основой диссертации является совокупность социально-философских и социально-психологических подходов к изучению феномена одиночества, его социальных и личностных функций. В качестве методологической базы используется принцип диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности одиночества как индивидуального феномена и социального явления. Применяемый в работе конструктивистский подход как понимание человека во взаимосвязи с другими людьми и обществом позволил рассматривать одиночество как явление социальное. Деконструктивистский подход помог выявить сущностные аспекты исследуемого феномена.

Кроме того, в ходе исследования использовался метод сравнительно-сопоставительного анализа различных точек зрения и подходов, дающий возможность проследить контекстуальную нагрузку понятия «одиночество» и конкретно-исторический подход, позволивший изучить трансформацию понимания исследуемого феномена в зависимости от социальных и культурных факторов.

Особенности предмета изучения обусловили междисциплинарный характер данного диссертационного исследования. Его основу составили системный и логический подходы. При изучении какого-либо явления социальной реальности междисциплинарный подход имеет особое значение, поскольку всякое социальное явление многогранно.

Информационную базу исследования составили положения и выводы, представленные в философской, социологической и социально-психологической мысли, что позволило рассмотреть исследуемый феномен во взаимосвязи его индивидуальных и социальных проявлений.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе к изучению одиночества как целостного, многомерного явления индивидуальной и социальной жизни.

  1. Выявлена специфика философского подхода к одиночеству, заключающаяся, в отличие от социально-психологического и социологического понимания, в признании ценности и позитивности данного феномена.

  2. Сформулированы важнейшие социальные и личностные функции одиночества в современном обществе, определяющие значимость феномена с социально-философской точки зрения.

  3. Синтезирована рабочая модель философского определения понятия «одиночество».

  4. Рассмотрена нетождественность понятия «одиночество» с понятиями «уединенность», «единственность», влияющая на понимание особенности переживания одиночества в уединении.

  5. В ходе анализа возрастных особенностей переживания одиночества выявлены факторы, влияющие на формирование индивидуального отношения к данному феномену.

6. В научный оборот вводятся прежде не переведённые на русский язык источники, в которых дан анализ различных аспектов проблемы одиночества. Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что в нем представлены актуальные для социальной философии концепции одиночества и его значения в современной социальной реальности. Сформулированные социальные и личностные функции данного феномена помогают понять важность одиночества для развития и сохранения личностной индивидуальности. Модель философского определения одиночества может применяться для дальнейшего анализа феномена в современной социальной философии.

Признание одиночества важнейшим явлением индивидуальной и социальной жизни, трансляция в современную реальность позитивного понимания одиночества может способствовать изменению социального отношения к данному явлению, снижению вероятности переживания его негативных последствий.

Материалы исследования могут быть использованы для преподавания курсов социальной философии, философской антропологии, социальной и возрастной психологии, социологии и т.д., а также при подготовке специалистов в области социальной работы, психологов, социологов.

Отдельные положения диссертации, касающиеся возрастных особенностей переживания одиночества, могут быть использованы для практической работы с определенными категориями людей, нуждающихся в помощи (подростки, пожилые люди, разведенные супруги и т.д.).

Апробация работы

Основные положения исследования изложены в научных публикациях автора. Результаты работы получили апробацию в материалах следующих научных конференций: «Россия на пороге XXI века: закономерности и

проблемы развития» (Архангельск, 1998); «Личность и власть в российской истории» (Северодвинск, 2000); «Мир и Человек в философии и искусстве» (Архангельск, 2001) «Россия: Путь в XX век» (Архангельск, 2001); «Ломоносовские чтения» (Архангельск, 2001, 2004). «Проблемы культуры, языка, воспитания» (Архангельск, 2006).

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав (первая состоит из четырех параграфов, вторая и третья - из трех), заключения и библиографического списка.

Специфика понимания одиночества в философии Древнего мира

На первых этапах мирового философского развития, в античной философии, вопрос о природе переживаемого человеком одиночества, как и любого другого явления внутреннего мира человека, не занимал значительного места в размышлениях философов. В греческой культуре приоритет отдавался бытию, а человек должен был познавать и дополнять его порядок. А.Ф.Лосев пишет, что человек трактовался в античной культуре не как личность, а как вещь.4 Это не значит, что проблема личности отсутствовала, но понималась она как проявление природы, а не как специфическая, самостоятельная субстанция. Сам человек рассматривался как своеобразный микрокосм, отображение Вселенной, ее частица. Одним из первых философов обратившихся к внутреннему миру человека стал Сократ, поставивший главной целью философии самопознание.

Многочисленные исследования документов и письменных памятников древности наглядно демонстрируют потомкам, что судьбы большего числа древних философов складывались трагически. Осознание права на индивидуальность, на исключительные личностные качества, возвышающие человека над массой людей, (а в то время, изгоняющие человека из социума), проникало в сознание людей древних полисов очень медленно, и сопровождалось общественным осуждением на социальную изоляцию, одиночество-изгнание. Гонения, лишения, казни - удел, доставшийся многим мудрецам Древнего мира. В Афинах, например, на изгнание или смерть были осуждены: Анаксагор, Протагор, Сократ, Аристотель и многие другие. Может быть поэтому, уже тогда в сознании прочно укрепилась мысль о том, что мудрость - удел одиноких, что толпа и правящее большинство никогда не примут инакомыслия. Толпе не присуща способность к философии, поэтому те, кто занимается философией, неизбежно будут вызывать ее порицание. В сознании древних греков мудрец, добровольно избравший уединенную жизнь, дистанцировавшийся от общества, воспринимался как дерзкий, странный и даже безумный человек.

Отношение к одиночеству древнегреческих мудрецов не было однозначным именно в силу господствующего полисного мышления. Одиночество рассматривалось косвенно, через ценность созерцательной деятельности и таких форм человеческого общения как дружба и любовь.

Согласно учению Платона, человек мудрый не боится оставаться один. Однако именно общественная жизнь считалась Платоном добродетельной и счастливой как жизнь для общества. «...Небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность, воздержность, справедливость, по этой причине они и зовут нашу Вселенную "порядком" ["космосом"], а не "беспорядком", друг мой, и не "бесчинством"».

Все занятия человека, Платон делил на те, что посвящены телу и те, что посвящены душе. Смерть, есть ни что иное, как разделение двух вещей — души и тела. Человек при жизни наполнявший свою душу добродетелью, заботившийся о ней предстанет перед Судьей со здоровой душой. Одиночество относилось Платоном к душевному миру. Душа философа решительно презирает тело и бежит от него, стараясь остаться наедине с собою, не страшась даже смерти, продолжается эта мысль в диалоге «Федон».6 Именно в том, прежде всего, обнаруживает себя философ, что освобождает душу от общения с телом в несравненно большей мере, чем любой другой из людей. А очищение состоит в том, чтобы как можно тщательнее отрешать душу от тела, приучать ее собираться из всех его частей, сосредоточиваться самой по себе и жить наедине с собою, освободившись от тела как от оков. Такое понимание внутреннего одиночества души можно назвать метафизическим.

Разделение пути человека мысли и человека действия привело к тому, что мудрецы практически устранились от участия в жизни государства,

Платон Горгий// Собрание сочинений в4т.-М : Мысль, 1990.-Т.!,-С. 552 6 Платон Федон// Собрание сочинений в 4 т. -М : Мысль, 1993.- Т2 .- С. 16 считает Х.Аренд. Именно Платон открыл противоположность между вечностью, как центром метафизически-философской мысли, и бессмертием, а тем самым неразрешимый конфликт между жизнью философа и полисом. Суть этого конфликта в том, что философская мудрость способна осуществиться лишь вне сферы человеческого общества, и только для того, кто это общество покинул. В платоновском «Государстве» повествуется о том, что «философ должен избавиться от цепей приковавших его к сотоварищам по человечеству, чтобы потом в совершенной отъединенности покинуть пещеру, без человеческих спутников и последователей».7 Таким образом, философ уходит в одиночество, а одиночество означает пребывание наедине с самим собой. Мышление не одиноко, являясь самой уединенной из всех деятельностей, оно никогда не остается без партнера, поскольку протекает в диалоге между «мною и мной самим», резюмирует Х.Аренд.

Становление категориального аппарата теории одиночества

Изучения понятия одиночества в данной работе, предполагает его уточнение с философской точки зрения. Поскольку метод определения понятия - есть ценный измерительный инструмент, то, на наш взгляд, слишком большим упрощением будет определение одиночества через сравнение его с противоположным состоянием, как жизнь без людей.

В большинстве научно-справочных источников понятие «одиночество» не обнаружено. В некоторых психологических словарях одиночество определяется как негативное переживание, свойственное всем людям независимо от пола, возраста, расовой и культурной принадлежности, как переживание болезненное, имеющее многочисленные индивидуальные и социальные последствия, как эмоционально негативное состояние человека, находящегося в изоляции от других людей. Также в психологии одиночество понимается как деструктивная форма самовосприятия, при которой человек ощущает себя заброшенным, забытым.84 В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского: «Одиночество -один из психогенных факторов, влияющий на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей». Однако как мы могли убедиться и что рассмотрим далее, одиночество не всегда переживается в ситуации изоляции от других людей.

В социологии одиночество понимается как психологическое чувство разобщенности и социальной изоляции личности, фиксирующее внутренний, рефлективный разлад человека с самим собой, его сосредоточение на неполноценности своих отношений с миром других людей. Проблема социальной изоляции решается проще: ее считают негативным, разрушающим фактором развития человеческого общества.

Важным является тот факт, что понятие «одиночество» в философских энциклопедиях и словарях практически отсутствует. Единственное определение было обнаружено во всемирной энциклопедии (том: философия), однако при подробном рассмотрении оказалось, что в авторской формулировке И.И. Овчаренко, оно также отражает сугубо психологическое понимание. «Одиночество - состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). Одиночество является психогенным фактором, влияющим на психику человека и вызывающим появление острых эмоциональных реакций (тревожности, депрессии, галлюцинаций) и т.д.»

Таким образом, обнаруженные в ходе исследования современные определения одиночества, представленные в научно-справочной литературе, относятся к психологическим, социально-психологическим или социологическим подходам. Д. Перлман и Л.-Э. Пепло систематизировали классические подходы к пониманию одиночества.89 В данной главе проанализированы определения одиночества, принятые авторами психодинамического, феноменологического, экзистенциального, социологического, интеракционистского, интимного и общесистемного подходов.

Первые два подхода к пониманию одиночества: психодинамический и феноменологический основаны на клинической практике. Представителями психодинамического подхода (Д. Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман) одиночество понимается как патологическое состояние, являющееся результатом влияния детского опыта на развитие личности.

Одиночество - непреодолимое, постоянное ощущение, являющееся отражением определенных черт личности, таких как нарциссизм, враждебность, мания величия, эксцентричность. Так понимает данный феномен Д. Зилбург, в отличие от уединенности - нормального преходящего умонастроения, возникающего в отсутствии кого-либо. Одиночество как состояние абсолютного уединения, которое в чистой форме испытывают лишь наиболее неуравновешенные натуры, описывает Ф. Фромм-Рейхман.

Представители феноменологического подхода (К. Роджерс, Д. Мур, П.Эдди) понимают одиночество как источник самоотчуждения, считая его причиной слабую приспособляемость личности. Одиночество - отчуждение личности от ее истинных чувств, как результат стремления соответствовать ожиданиям окружающих людей ради удовлетворения потребности в любви. Так можно сформулировать понимание одиночества К. Роджерсом.90

Экзистенциальный подход к пониманию одиночества, представленный К. Мустакасом и Фон Вицлебеном, отражает уже известный нам взгляд на одиночество как изначальную и неотъемлемую характеристику человеческого бытия, и предполагает стремление к преодолению страха одиночества и позитивному использованию данного состояния. Истинное одиночество, как его определяет К. Мустакас, это противоречие или столкновение человека с самим собой, что само по себе есть радостное переживание, проистекающее из переживания человеком пограничных ситуаций. Это возможность общаться с самим собой и вселенной. В отличие от суеты одиночества как системы защитных реакций, направленных на активность ради активности с другими людьми.

Влияние возрастных особенностей на формирование индивидуального отношения к одиночеству

Возрастная динамика одиночества предполагает изменение особенностей переживания чувства одиночества, свойственных людям в онтогенезе. Метафизически возможность одиночества заложена уже в самом акте рождения. Исходной позицией анализа является понимание одиночества как особой формы самосознания. Самосознание возникает в онтогенезе в возрасте трех лет. Разъединение матери и ребенка, символически выражается в разрезании пуповины. Такое физиологическое разделение тяжело переносится ребенком, поскольку абсолютное внутриутробное единство матери и ребенка посредством крови разрушается.

Ошо (Бхагаван Щри Раджниш) утверждает, что именно с разрезанием пуповины, когда рвется последняя материальная связь с материнским телом, ребенок получает дар обособленного автономного бытия. Именно в этом смысле понимается им одиночество.

Ребенок получает физическую отдельность, новую систему дыхания и возможность воспринимать мать со стороны. Однако эта отдельность не является самостоятельностью. Поэтому возникает новая система единства матери и ребенка: через прикосновения и голос, через кормление грудным молоком. Эта система, возможно, еще более крепкая, поскольку является осознанной. Взрослый, заботящийся о ребенке, помимо воли выполняет важнейшую функцию - подтверждает ребенку достоверность его существования. Вторым даром можно считать именно это ощущение достоверности бытия, складывающееся из чувства определенности границ своего тела, различимости голоса, утвержденности собственного «Я» в пространстве социальных отношений, которое дают человеку другие люди, и в котором он так нуждается всю свою жизнь. Именно это называется личностью и приобретается в обществе других людей.

Осознание «отличия» побуждает к самопознанию. Когда ребенок впервые понимает, что мать, которая составляла весь его мир, имеет свою жизнь - он открывает одиночество. Сначала в форме страха остаться «без», а затем, осознавая, что мать имеет интересы отличные от него.

В первые месяцы существования маленький человек не выделяет себя как нечто отдельное от окружающего мира, однако, уже в 2,5 - 3 месяца наблюдаются первые попытки самосозерцания, а также заинтересованность внешним миром. Внимательные родители замечали удивление ребенка впервые схватившего одной своей рукой другую, или сосредоточенно рассматривающего свои ножки - он познает себя. В этот период огромную роль в восприятии своей отдельности играет движение. Через движение ребенок выделяет свое тело, как часть пространства и, в то же время, как особую часть мира замкнутую и относительно постоянную. Постоянство тела человека делает его точкой отсчета для восприятия окружающего мира. Восприятие и осознание своей физической отдельности - первый шаг к переживанию одиночества.

В 5-6 месяцев ребенок получает возможность самостоятельно передвигаться, сидеть, делать выбор «чем из предметов ему заняться». В данном случае, как любовь, не дающая самостоятельности, так и игнорирование ребенка могут привести к одному итогу: переживание заброшенности, отчуждения, невозможность найти в будущем себя и свое место в мире. С одной стороны, можно предположить, что дети, которым уделяли мало внимания в этом возрасте, вырастают более самостоятельными. Однако есть опасение, что малыш, ощущающий свою ненужность и одиночество уже в таком возрасте, вырастет нуждающимся в постоянном подтверждении своего «Я» через связи с другими людьми. Необходимость в любви, значимости, принадлежности, которой ребенок был лишен в этом возрасте, с утроенной силой заставят его бояться одиночества и стремиться к большему количеству социальных контактов во взрослой жизни.

С другой стороны, чрезмерная самодостаточность также опасна вероятностью возникновения неконструктивного переживания чувства одиночества в будущем. Поскольку ребенок, привыкший рассчитывать только на себя и в горе и в радости, будет испытывать трудности в межличностном общении и замыкаться в себе, не умея разделить с Другим свой мир, переживая одиночество. Кроме того, как доказывает Ф. Фромм-Рейхман, чрезмерное восхищение и любовь может привить ребенку манию величия и собственной значительности, что вызывает враждебность у окружающих людей. «Образующаяся триада - нарциссизм, мания величия и враждебность - лежит в основе всех трагедий одиночества» - пишет Ф. Фромм-Рейхман.146

Период 2,5-3 - года это этап появления самосознания, рождение личности через момент одиночества. Ребенок впервые осознанно воспринимает свою «отдельность» от мира. В этот период впервые мать осознается как отдельное существо со своими интересами. Именно после трех лет наступает время максимальной привязанности ребенка к матери, обусловленное пониманием ее «отдельности» и страхом остаться одному. Появляются и другие страхи. Одним из новообразований трехлетнего возраста считается воображение. Страх темноты, незнакомых мест, незнакомых людей, выдуманных персонажей появляется «благодаря» развитию функции воображения. И страх одиночества не исключение: ребенок уже может вообразить себе, что он останется один.

Осмысленная потребность в собственном пространстве возникает в 4-5 лет. В этот период формируется слитное нерасчлененное представление о себе и осознаваемое переживание отчуждения от взрослых. Освоение пространства собственного «Я», начинающееся в этом возрасте, включает и знание об общих признаках пространства. Именно это толкает детей в этом возрасте на строительство укрытий, ограничивающих пространство. Постигая и осваивая границы внешнего дома, ребенок учится постигать границы собственного «Я». Интересна в этом смысле русская сказка «Теремок». Аналоги такой сказки есть у многих народов мира, а философский смысл заключается в том, что пространство дома не является бесконечным: медведь был там уже лишним, сломал дом, нарушил границы. В этом впервые в онтогенезе можно увидеть проявление функции ограничения доступа к «Я», которую, как мы уже упоминали, несет одиночество.

Похожие диссертации на Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни