Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Плеханов Андрей Александрович

Обычное право как социокультурный фактор общественного развития
<
Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Обычное право как социокультурный фактор общественного развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плеханов Андрей Александрович. Обычное право как социокультурный фактор общественного развития : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Саранск, 2006 170 с. РГБ ОД, 61:06-9/317

Содержание к диссертации

Введение

1. Роль обычного права и развитие социальных явлении 16

1.1.. Обычное право как фактор развития социальных явлений 16

1.2. Взаимодействие элементов обычного права с другими сферами общественной жизни 32

1.3. Значение правового обычая в законах общества 46

2. Социальные нормы в юридических законах 78

2.1. Право и социальные нормы в обществе 78

2,2. Соотношение права с моральными нормами 100

2.3- Правосознание и его роль в общественной жизни 120

Заключение 146

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях формирования правового плюрализма все более ощутимой становится потребность в знании сущности права, процесса его взаимодействия с общественно-политическими и социально-культурными аспектами жизни. Право, обеспечивая необходимый правопорядок, разрешая социальные, экономические, политические и иные конфликты и противоречия, служит своеобразным обручем, удерживающим общество от саморазрушения. Оно не вытесняет другие социальные регуляторы, а входит в качестве важнейшего элемента в единую нормативную систему общества, являясь регулятором самых важных общественных отношений.

Правильное понимание правовых отношений невозможно без уяснения предпосылок взаимосвязей между людьми, которые устанавливаются в процессе их совместной деятельности. В нормативно-правовых актах закрепляются и наиболее отчетливо выражаются при определении общественного статуса различных субъектов общественных отношений основные права и свободы человека и гражданина, в границах которых он действует свободно и по своему усмотрению. Чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях.

Право фиксирует критерии ценностного содержания поведения людей, устанавливает их обязанности как перед государством, так и перед обществом в системе социально-политических отношений. Это обусловлено социальной регуляцией, поскольку государственными органами осуществляется охрана личных прав и свобод, а также принимаются индивидуальные властные решения, направленные на регулирование общественных отношений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением.

Право выступает в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Следовательно, право в рамках нормативной системы общества предоставляет

свободу действий его обладателю, а также будучи юридическим основанием решений (действий) предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения). Однако поведение определяется самим человеком, его культурой, гражданской позицией, при этом важное значение имеет обычное право»

Обычное право можно рассматривать в качестве источника легального, позитивного (господствующего) права. В настоящее время обычное право занимает незначительное место в правовой системе большинства стран, однако его не следует недооценивать, так как во многом социальное проведение, отношение к тем или иным законам предопределяется правовым менталитетом, который формируется на основе обычного права. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.). С точки зрения философии вызывают интерес сам процесс становления обычного права, а также его регулирующая роль в современных условиях.

Степень научной разработанности. Обычное право является новым в предметном поле социальной философии, и в связи с этим как самостоятельная проблема заслуживает специального анализа. Большое значение для теоретического оформления проблемы имели ежегодно проводимые конгрессы этнографов и антропологов России.

Первые научные работы по проблематике обычного права были выпущены в 1874-1875 гг, в «Сборнике материалов по обычному праву», 2 первых тома которого были выпущены в России (г, Ярославль), 1 ~ в Польше- В период с 1876 по 1890 г. было издано еще 7 томов по обычному праву.

В России материалы по обычному праву стали активно собираться по инициативе правительства в начале 40-х гг, XX в. Поводом послужило возникшее в одной палате государственных имуществ дело о наследовании. В действующем законодательстве не нашли ответа на вопрос: может ли солдат из крестьян наследовать после своих родных. Бывший в ту пору министром П. Д.

Киселев посчитал, что дело следует решить по обычаям. Начиная с 1847 г. палаты государственных имуществ, следуя специально составленным министерством программам, стали собирать сведения о порядке наследования и разделов у государственных крестьян, В течение 1848-1849 гг. удалось собрать сведения по 44 губерниям.

В рамках научного проекта «Антропология права современной деревни России» была предпринята попытка «проникновения в правовую действительность той части российского общества, которая, несмотря на общие процессы глобализации и интеграции, до сих пор представляет собой некую особенную структуру, обладающую специфическими чертами».

За последние 20 лет развитие антропологии права в мире характеризовалось не только количественным, но и качественным ростом. Появились новые тенденции, которых не было в антропологии права предшествующего периода. Одна из них состоит в том, что ушли в прошлое те времена, когда эта наука игнорировала современные правовые системы и объектом ее анализа выступали исключительно правовые формы традиционных обществ, правовой образ жизни разных народов земного шара или, другими словами, юридическая этнография. Резко возросли интерес и внимание к научному анализу актуальных проблем международно-правового измерения правового бытия человека. Актуальным направлением развития правовой системы в XXI веке должно стать воссоздание местной правовой культуры. Этот проект важен для России. От возрождения местной, региональной правовой культуры будет зависеть дальнейшая судьба государства» Целостность русской правовой культуры не может сложиться в больших городах, особенно в столицах. Однако то, что сегодня происходит в сфере права на местах, есть во многом копирование федеральных схем, структур и институтов. Все это тянет нас назад.

Большое значение для теоретического оформления проблемы обычного права имели достижения российских ученых, в частности Л, А. Лаптевой, И. С. Аксакова М Ф. Владимирского-Буданова, А, В, Червяковского и др.

По мнению М. Ф. Владимирского-Буданова, обычное право вытекает из природы человека, а «разнообразие обычаев по племенам и нациям объясняется разными ступенями культуры и условиями экономической общественной жизни». К свойствам обычного права ученый относил: двойную (внутреннюю и внешнюю) обязательность, религиозное значение, традиционный и консервативный характер, но одновременно гибкость, способность изменяться вместе с жизнью.

Для анализа обозначенной в диссертационном исследовании проблемы использовались работы также и зарубежных авторов: Г. В. Гегеля, В. И. Гоймана, О. Д. Фаисаидр.

Весьма плодотворными для осмысления природы обычного права в системе социального развития являются работы Л. А. Лаптевой, В, Д, Каткова, С С. Крюковой, Л, Г. Свечниковой, Ю, И, Семенова, М. А, Супотаева, А- А. Хаминцевой изучавших истоки обычного права, а также особенности законодательного закрепления обычно-правовых норм- Традиционные обычно-правовые нормы находят применение при попытках разрешения конфликтов у многих народов Кавказа. Как правило, эти нормы используются для примирения сторон в случаях, когда совершаются неумышленные преступления. Стороны пытаются решить конфликт, не обращаясь в российские правоохранительные органы. Однако, если хотя бы одна из сторон недовольна итогом переговоров по разрешению конфликта традиционными нормами, следует обращение в правоохранительные органы. Использование обычно-правовых норм наблюдается и при несогласии с решением официальных судебных или иных правоохранительных органов по конфликту или спорному вопросу одной из сторон»

Наиболее заметную роль среди ученых, занимающихся данной проблематикой, принадлежит К. Я. Бекяшевой, А- П. Бутенко, С, А, Ильину, X. Кетцу, А. Н. Кушковой» В, В. Лсонтовичу, А. В. Морозовой, А. И. Першицу, А. В. Сопочиной, А. С. Червяковскому, Т. В. Чумаковой, О, Д. Фаису и К. Цвайгерту, так как именно в их работах наиболее полно раскрыты понятия

обычного права и правового обычая, разфаничепы природа их действия и роль, приведены примеры применения в современном обществе на практике обычаев, составляющих обычное право коренных народов.

По мнению современного французского исследователя традиционного общества и его обычаев Н. Рулана, задача традиционного правосудия не прибегать к заранее установленным нормам, а добиваться восстановления общественного равновесия, нарушенного каким-либо потрясением. Такая общественная структура решает конфликты внутри группы правом, а вне ее — силой. Иначе говоря, речь может идти о правосудии только внутри группы. Спорные вопросы решаются примирением сторон. Среди форм народного суда, обнаруженных па территории России, можно выделить две основные -сельский суд в русской деревне и суд у горцев, В разбирательстве дел сельский суд стремился к примирению сторон, решение выносилось на основании норм обычного права. Формировался он согласно местным обычаям: из всех членов общины (Архангельская губерния), из соседей (Полтавская), иногда — из старосты и «добросовестных» или «стариков» в количестве 2-3 человек,

В XX в. проблема взаимодействия обычного права с другими сферами общественной жизни постепенно стала перемещаться в центр научного интереса философского, юридического, этнографического, социологического и политического направлений исследования- Фундаментальный анализ существенных характеристик взаимодействия обычного права с общественной жизнью, механизм его функционирования представлен в трудах А, Н. Верещагина, С. А, Ильина, В, Д. Каткова, А, В, Морозовой Л, И, Петражицкого, М. А. Сопочиной, А, С, Супотаева, О. Д. Фаис, А. С. Хомякова» А, В, Чер-вяковского.

Исторические корни данной проблемы исследовались В. А- Александровым, Д. Ж. Валеевым, А, Н. Минх, 10. Н. Мокшиной, Н. И, Новиковой» Ю, И, Семеновым, В. А, Тишковым.

Очевидно, что в основе такой оценки русской истории и правовой культуры лежит качественно иное видение соотношения между законом и

обычаем и местом закона в общенародной жизни. Как только утрачивается христианское понимание идеи общественного служения, сразу возникает идея «личных прав» как неких священных свобод, которыми человек от рождения наделен и за которые следует бороться. Вследствие этого закон воспринимается как нечто рациональное в своей основе, связывающее собой вся и все, индифферентное национальным традициям и основам быта. Но такой закон совершенно чужд православному восприятию мира, и требования «подняться до закона», до «понимания права», до «цивилизации» выглядят нелепо в отношении российских национальных традиций. Христианин не строит правовой идеал, ему гораздо ближе и понятнее стремление дойти до Царствия Божьего, жить по Правде и в мире со всеми остальными людьми. Этот мотив тем более актуален с точки зрения практической юриспруденции: по мнению известных исследователей, коллективное поведение, из которого со временем рождается норма права, не поддается рациональному прогнозированию, равно как и конечный результат сознательного нововведения (оторванного от народного обычая). Поэтому рациональность права, даже если ее идентифицировать с нормотворческой деятельностью государства весьма ограничена.

Концептуальный подход к объективному изучению норм обычного права и законодательному закреплению осуществляли А. Виноградов, А. С. Ибраева, Е, Г. Лукьянова, М. П. Карасев, И. Л. Честное, и др. По-видимому, только при понимании характера взаимоотношений нравственного начала, закона и обычая становится понятным, почему многие христианские мыслители чтили обычай и открыто предпочитали его закону. Из мелочных подробностей быта, слагается громада обычая, единственная твердая опора народного и общественного устройства. Его важность еще недовольно оценена. Обычай есть закон; но он отличается от закона тем, что закон является чем-то внешним, случайно примешивающимся к жизни, а обычай является силой внутренней, проникающей во всю жизнь народа, в совесть и мысль всех его членов. Наконец, можно прибавить, что цель всякого закона, его окончательное

стремление есть обратиться в обычай, перейти в кровь и плоть народа, не нуждаться уже в письменных документах. Зачастую закон бессилен. Более того, он не может плохого человека сделать хорошим, служить источником нравственного поступка. Он часто существует вне нравственности. Другое дело, что закон, малосовместимый (или несовместимый совсем) с народными нравами, будет едва ли выполняться. Отсюда необходимость приноравливать законы под народные нравы, отсюда национализм закона. Но, с другой стороны, нравы также нуждаются в защите и поддержке закона.

Главная причина разделения народного обычая и государственного закона: особенное несочувствие народа к формальному суду, основанному лишь на одной внешней букве закона, а не живой, нравственной правде. Суд должен твориться по разуму и по совести, и только при невозможности применить совесть ко всем условным явлениям гражданской жизни или в среде чисто условных отношений общество прибегает к опоре на внешний закон. Живой обычай выше мертвой буквы закона, совесть выше внешней справедливости. Стремление соединить воедино и государственный закон, и народный обычай в духе подчинения и служения одной цели есть отрицание подчинения и служения одной цели есть отрицание права.

Специальной отраслью знания, где проблема права и социальных норм в юридических законах является ведущей, в последнее время стали философия права и социология права. Среди авторов, плодотворно работающих в данной сфере, можно назвать В, А. Багинина, В, И, Гоймана, В, Л. Дорощенко, А. Ку-черену, В, В, Лапаеву, В. П. Малахов, А. Морозову, С. Сомова, А. В. Червяковского, В. Е. Чиркина.

Отдельные аспекты соотношения права с моральными нормами, а также роль правосознания в общественной жизни рассматривались И. А. Ильиным, М. А, Исмаиловым, Л. Г. Свечниковой, В. С- Соловьевым, В, Н. Костюк, А. А. Хаминцевой, В. Н. Костюк.

Особое внимание следует обратить на характер взаимоотношений правом (законом государственным) и христианских нравственных начал, реализуемых

в жизни. Последние питают право идеей Справедливости, закон утверждает их в действительности, формируя нравственно организованное общество. Так, единая для всех людей нравственная идея сопрягается с индивидуальностью определенного народа и специфическими особенностями исторических условий, С течением времени закон входит в плоть и дух людей, а его многократное использование для разрешения тех или иных вопросов порождает народный обычай, которым и держится человеческое общежитие. Далее, развиваясь, народный обычай порождает оригинальные интерпретации, не предусмотренные действующим законом. При некоторых обстоятельствах, когда возникает необходимость распространения правового обычая на всей территории государства, верховная власть узаконивает его в форме писаного правового акта.

Вполне возможно, что при нравственном здоровом сознании общества, когда положительные обычаи получают повсеместное распространение, закон как таковой становится ненужным: зачем властно навязывать то поведение, которое и так признается всеми единственно возможным. В таком случае задачи закона сводятся, главным образом, к запретам и разъяснениям в отношении отрицательных традиций и нравов, которые со временем утратили нравственное значение или, наоборот приобрели безнравственный характер. Несовершенство всего индивидуального в сравнении с абсолютом Христа всегда присуще любому человеку и народу, что предполагает срочность, временность правовых обычаев, не обладающих универсальными качествами С праве дливости.

Всестороннее изучение проблемы обычного права как социокультурного фактора общественного развития рассматривается с позиции социально-философского анализа впервые, что во многом определило задачи данного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -социально философский анализ обычного права в качестве социокультурного

фактора общественного развития. Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрыть социокультурную сущность обычного права, его роль и место в
системе социальных отношений;

- определить механизм взаимодействия элементов обычного права с
другими сферами общественной жизни;

- выявить значение правового обычая в установлении и
функционировании правовой системы;

найти соотношение права с нормами морали;

установить роль обычного права в становлении правосознания. Объект исследования. Обычное право как социокультурный элемент

общественного развития.

Предмет исследования. Механизм формирования правовой культуры общества на основе правового обычая.

Методология исследования. Методологической основой исследования служит концепция социального детерминизма как системы принципов, категорий и законов, исследующая общество, указывающая на универсальный объективный характер взаимосвязи общественных явлений, раскрывающая закономерность общественного развития.

В диссертации применены следующие методы, обусловленные спецификой данной работы:

системный, дающий основание рассматривать общество на основе целостности, взаимосвязи, самоорганизации, вероятности;

структурно-функциональный, на базе которого определяются как сущность отдельных элементов в системе обычного права, так и функция обычного права в общественной жизни;

- сравнительно-исторический, позволяющий изучать механизм
детерминации развития общества в историческом аспекте;

- интегративный, с помощью которого знания, полученные различными
науками, используются при решении поставленных задач.

Теоретические источники диссертационного исследования. В качестве
теоретических источников использовались труды зарубежных и отечественных
авторов в области исследования проблем обычного права, взаимодействия его
элементов, значения в юридических законах, его соотношения с нормами
морали, а также роли правосознания в обшественной жизни. Теоретическим
основанием послужили работы: В. К, Бабаевой, В. А. Багинина, А, П.

Бутенко, A, R Верещагиной, Г, В- Гегеля, В. И, Гоймана, В. Л. До-рощенко, А.
С. Ибраева, С. С- Крюковой, А. Н. Кушковой, В. В, Лазарева, Л. А.

Лаптевой, Е. Г, Лукьяновой, А- Морозовой, А. X, Саидова, Л. Г, Свечниковой, В. Н- Синюкова, Я. С. Смирновой, Л, В. Тихомирова, О. Д. Фаиса, А. С, Хомякова, К. Цвайгерта, А. В. Червяковского, В, Е. Чиркина,

Научная новизна. Впервые на философском уровне выявлен социокультурный феномен обычного права как фактора общественного развития:

- раскрыто социально-философское значение обычного права в
становлении и развитии общественных отношений;

- дана новая трактовка понятия обычного права как бытовой формы права,
выработанной социальной группой под влиянием определенных жизненных
условий;

выявлена роль обычного права в формировании правовой культуры современного общества и установлении законности;

определено место норм обычного права в системе философских ценностей общества;

установлен механизм взаимоотношения норм обычного права и норм морали как основания правового регулирования общественной жизни;

Практическая значимость исследования. Исследуемая тема непосредственно связана с актуализацией проблем, возникающих при принятии новых законов, как на федеральном, так и на региональном уровнях власти, а также их реализация, ибо познание юридических традиций необходимо для

решения различных социальных проблем» разработки новых концепций становления и развития правовой системы.

Материалы исследования могут быть использованы при создании специальных работ по обычному праву, законодательному регулированию общественных отношений и морально-правовым основам общества, а также при подготовке лекций, написании учебных пособий по конкретным темам по курсам «Теория государства и права», «Сравнительное правоведение» и др. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы юристами-практиками.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование правового государства, означает новое качественное
состояние в историческом процессе и актуализирует значимость норм
обычного права для современного общественного развития. Обычно-правовые
нормы являются источниками современного позитивного права, и современное
судоустройство, судопроизводство и общественное правосознание во многом
обусловлены из этических норм и принципов правового обычая,

2. Смена парадигмарных основ правового мышления современной эпохи и
методологии общественного развития требует изменения отношения к
обычному праву. Углубляясь в смысловой контекст обычного права, его
социокультурное содержание можно выделить как минимум два
взаимосвязанных «бытия»: моральное - внешнее и внутреннее, совокупность
которых формирует механизм взаимоотношений людей в социальной среде и
становится важным условием становления субъективного и духовно-
нравственного фактора, ликвидации противоречий между ценностным
содержанием правового сознания современного человека, отстающего от
требований времени, правовой реальностью.

3. Статус обычного права в рамках социально-философского знания
определяется его следующими социокультурными функциями в общественном
развитии: 1) мировоззренческая (формирует единую совокупность правовых
воззрений на мир и на статус человека в нем); 2) методологическая (предлагает

апробированные историческим опытом определенные методы, принципы, средства в решении жизненно-правовых проблем); 3) социально-аксиологическая (содержит принципы конструктивности, интерпретации и критичности, на основе социального идеала формирует ценностное содержание таких понятий, как добро, справедливость, правда); 4) регулятивная (раскрывая правомерность действий людей, балансирует правоотношения между членами социальных групп); 5) охранительная (предотвращает нивелирование индивидуальных качеств у субъектов социальной группы; 6) защитная (защищает социальные, экономические и иные интересы индивида в рамках социальной группы); 7) адаптационная (способствует социализации человека через правовой обычай к социально-правовой среде).

  1. Ценностное составляющее обычного права, будучи силой внутренней, опираясь на добровольное подчинение человека общественным нормам, проходит через всю его жизнь, проникает в совесть, мысли и формирует чувственные элементы правовой ответственности- Правоприменительная деятельность общества проходит через систему таких ценностей обычного права, как справедливость, добро, истина, гуманизм, изначально установленную самими субъектами правосознания, что оказывает непосредственное влияние на получение эффективных результатов на уровне формирования законности.

  2. При анализе проблем развития институтов правового государства основной интерес представляет механизм воздействия обычного права через правовой обычай на правосознание и правовую культуру современного общества, которое должно учитывать исторический опыт регионов, традиции отдельных народов, возрождение элементов национального самосознания и национальной культуры в правовой сфере.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования апробированы в докладах и научных сообщениях автора в межвузовском сборнике научных трудов «Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты» (Саранск, 2004), на

научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации» (Саранск, 2005), материалах 8-й Международной научно-практической конференции «Наука і освіта '2005» (Днепропетровск, 2005), Кадры в совершенствовании социально-экономической деятельности потребительской кооперации (Саранск, 2006).

Структура работы. В соответствии с поставленной целью и задачами диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Обычное право как фактор развития социальных явлений

Правовая российская действительность - сложное явление, раскрыть которое пытаются представители различных научных дисциплин. Часто причиной неэффективного действия законов называют то, что реформы в стране проводятся без учета социокультурных особенностей России, что на практике оборачивается подражанием западноевропейским правовым моделям. Возможно» законодательное регулирование социальных институтов не всеми воспринимается одинаково, когда право может быть не абстрактным и оторванным от реальности, а, напротив, отражающим эту реальность, что само по себе должно являться залогом действенности закона. Некоторые ученые считают необходимым моментом возрождение правового регулирования на основе обычно-правовых норм для разрешения вопросов в отсутствие достаточного внимания к ним со стороны органов власти. Многие говорят об этом как о возвращении забытой традиции и далеко не все связывают эту практику с какими-либо реально существующим законом.

Хотя обычное право выступало предметом рассмотрения мыслителей начиная античности, наибольшее распространение его изучение в Западной Европе получило именно в XVIII - XIX вв.

Обычай - это установленный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является первичным для их членов . В качестве основного регулятора отношений между людьми обычай выступает главным образом в архаических (докапиталистических) обществах, что связано с устойчивым и неподвижным характером социальной жизни и слабым развитием межкультурных отношений. Обычай служит средством приобщения индивидов к определенному социальному и культурному опыту, передает его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплоченность, освещает различные объекты и социальные отношения, В роли обычая могут выступать производственные навыки, религиозные обряды и т. д - С появлением государства и права ряд обрядов был санкционирован господствующим классом и включен в систему правовых норм - правил поведения, санкционированных государственной властью.

Для всестороннего исследования проблемы обычного права как социокультурного фактора общественного развития необходимо определить понятийный аппарат, раскрывающий суть социальных явлений. Для начала следует определить что представляет собой мораль, так как мораль (нравственность) -есть особый тип нормативной регуляции, представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности.

Мораль и нравственность - одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные термины. Впрочем некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т. е, фактическое состояние, уровень морали. Однако в данном случае следует исходить из тождественности этих понятий. Иначе мораль можно определить как известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Приведенная формулировка отражает лишь наиболее общие признаки исследуемого явления. Фактически же структура морали богаче и включает в себя и психологические моменты - эмоции, переживания и т. п.

Обычное право, совокупность стихийно возникающих неписаных норм -обычаев (правил поведения), санкционированных государственной властью. В юридическую систему входит только тот обычай, который выполняет функции правовой нормы, т, е- выражает интересы и волю экономически и политически господствующего класса, приспосабливается государством к конкретным политическим и экономическим условиям. Историческими памятниками, в которых значительное место занимала запись обычаев, являются, например, законы Хам-мурапи, законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда. В ряде стран За падной Европы (например, во Франции) обычное право играло значительную роль в эпоху феодализма вплоть до формирования централизованных абсолютных монархий- Несколько большую роль обычное право играет в международных отношениях (например торговый обычай, обыкновение торговое).

Конституционный обычай, правило хотя и не санкционированное нормами государственного права, но применяемое длительное время в деятельности органов государственной власти и управления. Конституционный обычаи иногда называют конституционным соглашением, конвенционной нормой, конституционной моралью и т. д. Наиболее широко конституционный обычай распространен в Великобритании, США и странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему.

Правосознание, совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным; одна из форм общественного сознания. Концентрированным выражением правосознания является правовая идеология, система правовых взглядов, основывающаяся на определённых социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки и чувства людей в отношении правовых явлений (например, чувство справедливости, отвращение к беззакониям, преступлениям и т, д.).

Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.

Значение правового обычая в законах общества

Правовой обычай российской наукой признается источником права. В юридической теории правовой обычай предстает как источник права, оказывающий существенное влияние на становление и развитие права, но в настоящее время являющийся второстепенным, вспомогательным. Одной из причин распространения таких подходов в отношении источников права является позиция преувеличения роли государства в формировании права. Правовой обычай, естественно, не вписывался в данную схему. Правовой обычаи» нормы права, закрепленные в нем, есть результат непосредственного правотворчества народа. Нормы правового обычая формировались в течение длительного времени, вошли в культуру, само-сознание этнической или социальной общности. Если мы понимаем право как выражение интересов не только всего общества, но и его отдельных групп, то правовой обычай отражает сущность права. Юридическая теория и, особенно, практика исходят не из равенства существующих источников права, а из приоритета нормативного правового акта как источника права. Анализ федерального законодательства свидетельствует, что правовой обычай не получил должного закрепления. Местное право и право государства следует рассматривать как явления правовой реальности, существующие одновременно и переплетающиеся между содой60.

Насколько интересным, настолько и спорным является в настоящее время вопрос о соотношении закона и обычая в правовом быту. Многочисленные и разнообразные правовые традиции отличаются устойчивостью и разнообразием в зависимости от этнической группы и территории проживания и в то же время бережным к ним отношением. Они складывались под влиянием особенностей общественного устройства, несовершенства законодательной политики государства и других серьезных причин, обусловленных многовековым правовым развитием России.

Современная жизнь диктует необходимость обращаться к государственным законам, которые часто противоречат устоявшимся правилам поведения, обычному праву. Так, со вступлением в силу закона дающего право приобретать в собственность землю, вся система правоотношений кардинально может поменяться. Если государственные законы в основном регламентируют взаимоотношения внутри человеческого сообщества, то обычное право можно представить как взаимоотношение между человеком и природой. В обычном праве природа равна человеку, а человек - природе. В обычном праве человек и земля рассматриваются как равноправные части природы, а в государственных актах человек немного выше

В монографии «Обычное право» А.В. Сбруев отождествляет обычное право и местное право, отрицая любые сопоставления, хотя другой автор - ОД. Фаис - в своей монографии «Правовая культура населения острова Сардиния; традиции и современность» выпущенной в том же году утверждает, что понятие местного права всего лишь шире чем понятие обычного: оно может идентичным обычному, опираться на его нормы, но может также содержать его модернизированные модификации, а также модификации государственно-правовых норм, «адаптированных» к локальном традициям,62

В отечественной культуре постепенно сформировалось характерное для русского самосознания восприятие правовых норм, возник специфический тип цивилизации, в которой понятие справедливости стоит выше закона. Этому способствовали различные факторы (устойчивость обычного права и др.). Несмотря на то, что в книжности Древней Руси письменный закон обладает более высоким аксиологическим статусом, все же обычай составляет «единый христианский закон»,

С XI в, важнейшей частью древнерусского права становится также церковное (каноническое) право. Специфика его взаимодействия со светским правом во многом определяет восприятие закона. Православная церковь, напротив, никогда не проводила различия между церковными канонами и государственными законами, что было связано с характером древнерусского мировоззрения, не проводившего строгого разграничения светского и духовного.

Концепция царской власти также повлияла на восприятие закона. Если в Западной Европе в эпоху Позднего Средневековья дальнейшая сакрализация власти короля осуществлялась через посредство юстиции, то в России напротив, власть становится выше закона, фактический статус которого несмотря на любые реформы повышается. Сам царь выступает не как олицетворение закона, а как его Владыка63. При классификации правовых культур мусульманское право отрицается как самостоятельная отрасль науки, и за ним признается значение лишь одной из сторон ислама.

Если отделение мусульманского, индусского, китайского, японского права (где бытует твердое утверждение о том, что закон основывается на божественном авторитете и есть воля божества) от романо-германского и англосаксонского выглядит обоснованным, то относительно русского права логика заканчивается- Оно либо вообще не учитывается в научных классификациях, либо смело относится к романо-германскои группе, после чего, понятно, вопрос о его наиболее значимых особенностях уже не стоит.

Русское право формировалось под влиянием позднего римского права и христианских основ, его невозможно «отодвинуть в сторону», как мусульманское право. Русское право с древних времен имело свои многочисленные юридические памятники и весьма развитое законодательство. Науке права известно множество различных воззрений на источник права, из которых можно выделить следующие, наиболее распространенные: 1) право исходит из человека и является его порождением; 2) право происходит от государства; 3) право исходит от общества; 4) право исходит от Бога; 5) происхождение права непознаваемо.

Говорить о русском праве можно лишь в том случае, если ориентироваться не на благо личности, а на ценности иного порядка: «общее благо», «власть», «порядок», «коллектив» и т. д. Источником следует признать либо государство, либо общество, которое как высшая сила собирает эту коллективную массу в одно упорядоченное целое и организует ее для общего блага.

Право и социальные нормы в обществе

При исследовании данной проблематики многие ученые-юристы пытаются проследить взаимосвязь путем исследования исторических закономерностей строения правовых норм. Мы считаем, что наиболее верным будет показать и выявить те общие для всех стран условия, при которых право используется как важнейшее средство социальной организации и контроля и которые предопределяют общие закономерности возникновения, развития и упадка права, его целенаправленность, формы и методы действия.

Право регулирует общественные отношения в результате чего они приобретают правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями. Правильное понимание правовых отношений невозможно без уяснения связей между людьми, устанавливающихся в процессе их совместной деятельности, и определения иных общественных отношений1.

Понятие права имеет два контекста: право понимается как внутренний движитель его саморазвертывания, а также как источник его появления и генезиса. Оба контекста требуют исследования в философском аспекте, ибо мы должны дойти до предельно мыслимой глубины этого понятия и исходить из предельно широкого понимания самого феномена права. Но для этого необходимо абстрагироваться от понятия права в юридическом аспекте и перейти к пониманию характеристики права в реальности»

Операция абстрагирования исходит из отождествления мысли о природе права с мыслью о праве вообще. Содержанием мысли о праве становятся всеобщие, выжатые из реальности характеристики. Последние оказываются лишь характеристиками действия правовых механизмов. «Право вообще» указывает лишь на формальную сущность или на формальную природу, от которых еще надо перейти к содержанию. Но первоначально следует найти способ такого перехода, а он и закодирован в понимании природы права.

Конечно, логическая конструкция права имеет известный интерес, особенно в методологическом плане, но нас главным образом интересует право в его реальности. Поэтому универсальные характеристики, скорее, организуют мысль о природе права и упорядочивают знание, нежели позволяют раскрыть эту природу»

В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает для человека выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации

Все право есть исторически сложившееся и исторически слагающееся. Каждый данный юридический порядок, есть порождение своего времени и должен исчезнуть вместе с ним. Все юридические институты не только многократно изменялись, прежде чем достигли своей структуры, но и в будущем также должны изменяться, и при том заменяться .

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами3.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций,

В законах и иных нормативно-правовых актах закрепляется и наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов общественных отношений основные права и свободы человека и гражданина, предоставляется компетенция в границах которых они действуют свободно, и по своему усмотрению- Чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Также право определяет, каким должно быть будущее поведение людей, устанавливается обязанности как перед государством, так и перед другими лицами в системе взаимоотношений/ Данное обеспечение обусловлено социальной регуляцией, поскольку государственными органами осуществляется охрана, принимаются индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Право выступает в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Следовательно, право предоставляет свободу действий его обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

Действительно, право — весьма сложный объект для изучения. Право любой страны - это часть ее национального достояния. В определенном смысле оно является составным элементом культуры нации, порождением традиций, наследием предков и способом самовыражения данного общества. Право можно изучать «извне» (оно свойственно общей антропологии), можно изучать также «изнутри» (это свойственно правоведению), В этой связи можно сказать, что для того, чтобы успешно изучать право извне, нужно хорошо знать его изнутри.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т, п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Похожие диссертации на Обычное право как социокультурный фактор общественного развития