Введение к работе
Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе происходят кардинальные изменения, приводящие к доминированию знаний в качестве фактора социального развития. При этом методологические подходы, постулирующие существование информационного или постиндустриального общества, исходили из презумпции равенства возможностей, возникающих в условиях свободного оборота информации.
Как показывает практика, становление системы информационных технологий, определяющих структуру распределения ресурсов в условиях современной стадии цивилизационного развития, не приводит к равенству возможностей, а воспроизводит на новом витке развития факторы сохранения неравенства. Поэтому становление парадигмы «общества знаний» является методологической инновацией, призванной проанализировать процессы, происходящие в современном мире, дать им социально-философскую оценку и выявить перспективы дальнейшего развития. Следует отметить о том, что само «общество знаний» в качестве теоретического концепта является продуктом социокультурных и технологических тенденций развития западной цивилизации, что, в условиях глобализации мирового сообщества и возникновения модели многополярного мира, заставляет обратиться к поиску цивилизационных оснований его реального формирования.
«Общество знаний» в последние годы становится расхожим термином в работах представителей всех ветвей социально-гуманитарного знания. Принципиально важным представляется тот факт, что создание такого общества, хотя и обусловлено существующими тенденциями социального развития, но не является запрограммированным результатом, детерминирующим выбор факторов и путей развития. В глобальном мире каждое общественное изменение является продуктом большого количества различных действующих причин, поэтому необходимым условием реализации общества знаний на практике является понимание того, что это общество даст для развития человечества в целом. Учитывая ту значимость, которую в обществе приобретает владение навыками обращения с этими знаниями, особенную актуальность приобретает изучение образовательного пространства как базового структурного уровня создания и воспроизводства общества знаний.
Рассмотрение прикладных характеристик формирующегося общества знаний подразумевает переосмысление целого ряда фундаментальных социально-философских вопросов, к числу которых можно отнести проблему механизмов цивилизационного развития, проблему ценностных ос-
нований социальных процессов, и - в предельно широком смысле - проблему контуров нового общественного порядка.
Степень разработанности проблемы
Несмотря на то, что «общество знаний» относительно недавно стало предметом социально-философского дискурса, обращение к данному концепту диктует использование широкого круга источников, охватывающих самые различные вопросы социального устройства.
Многие социальные теоретики, стремившиеся концептуализировать специфику современного общества, обращали внимание на особую роль знания в социальных трансформациях. Мысль о преобразующей силе знания современный исследователь Г. Бехманн находит даже в трудах Адама Смита и Карла Маркса. Вместе с тем, подобные разрозненные упоминания не создавали целостной концепции знаний, хотя и обладали некоторыми общими чертами, например, переоценкой объективности научного и технического знания.
Поэтому говорить о систематическом изучении знаний в качестве источника социального развития можно только во второй половине XX в., когда развитие информационных технологий кардинально меняет условия повседневной жизни, течение социальных и политических процессов. Первой теорией, обратившей внимание на изменения, произошедшие с знанием в условиях современной цивилизации, стала теория информационного общества, представленная именами Р. Дайзарда, П. Друкера, Д. Белла и Э. Тоффлера.
Отдельным вопросом, поднимавшимся уже в рамках теории информационного общества, но приобретающим особую актуальность в условиях концепции общества знаний, становится соотношение информации и знания. Этой проблеме посвящены работы М. Маклюэна, В.Г. Афанасьева, Г.Б. Жданова, В.Ю. Каширина.
Рассмотрение общества знаний в качестве стадии цивилизационного развития ставит перед исследователем целый ряд социально-философских вопросов, для ответа на которые необходимо исследовать целый пласт источников и исследовательских публикаций. Прежде всего, стоит обратить внимание на работы классиков цивилизационного подхода, в которых выявляются детерминанты социального развития, анализируются ценностные основания политических, экономических и технологических процессов. В этой связи особый интерес вызывают работы Н.Я. Данилевского, А. Тойн-би, О. Шпенглера. Современные аспекты цивилизационного подхода в его применении к анализу новых форм социальности и тенденций социокультурного развития рассматриваются в трудах Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, А.Ю. Шеховцева.
Соотношение институционального и ценностного аспектов становления общественного порядка исследуется С. Эйзенштадтом, В.Б. Устьян-
цевым, Е.И. Башкировой, В.Э. Войковым, И.И. Глебовой, В.В.Макеевым В.В., Г.С. Працко
Особенности ценностной структуры социального пространства в России являются предметом исследования большого количества отечественных и зарубежных исследований, из которых хотелось бы особенно выделить работы А,С. Ахиезера, М.Н. Афанасьева, СИ. Барзилова, А.Г. Чернышева, Ш. Ривера.
Общим вопросам формирования и функционирования интеллектуальных элит, а также методологии применения элитолологического анализа при рассмотрении общественных структур посвящены публикации Г.К. Ашина, Г.В. Газенко, И. Дискина, А.Г. Дугина, Р. Даля, Г. Дэвиса, Дж. Фигли. Трансформациям интеллектуальных элит в современном социальном пространстве, а также их роли в качестве фактора цивилизационного развития посвящены работы Д.В. Бадовского, Г.А. Белова, О.В. Гаман-Голутвиной, А.Г. Здравомыслова.
Современные точки зрения на механизмы становления и функционирования общества знаний представлены в работах Д. Мокира, Т. Бехманна, П. Вайнгарта, Л.В. Гирко и других исследователей. Отдельным аспектом концепции общества знаний является анализ взаимосвязи знаний и системы образования. Наиболее интересными социально-философскими работами, посвященными этой проблеме, следует считать труды В.Г. Буниной, А.О. Новикова, Л.В. Бурухиной, Л.Я. Дятченко, М.Д. Шелкунова, К.С. Пигрова
Трансформация институциональных структур образовательной системы становится предметом исследования таких представителей социально-философской и социально-гуманитарной мысли, как Т.П. Воронина, Н.Г. Багдасарьян. М.Д. Щелкунов, Г.Б. Клейнер.
Методологически принципиальное значение для анализа концепции общества знаний имеет критическая социальная теория, представленная в своем постнеклассическом варианте теорией «когнитивного капитализма», разрабатываемой А. Горцем и А.В. Бузгалиным.
Существенное влияние на формирование на формирование авторской концепции институционального и ценностного измерения общества знаний оказали теоретические разработки представителей саратовской школы философии: В.Н. Гасилина, Д.И. Зарова, Н.Г. Козина, В.П. Ба-рышкова, В.П. Рожкова, О.Ю. Рыбакова, В.Б. Устьянцева.
Объект исследования
Объектом исследования выступает общество знаний как современная стадия цивилизационного развития.
Предмет исследования
Предметом исследования выступает образовательное пространство в качестве фактора становления общества знаний.
Основная цель исследования
Основной целью диссертационного исследования является анализ институциональных и ценностных аспектов трансформации образовательного пространства в качестве механизма формирования общества знаний. Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:
-
Проанализировать концепцию общества знаний и выявить ее методологические отличия от других социально-философских концепций, прежде всего, от концепции информационного общества;
-
Обосновать основные характеристики общества знаний в рамках динамики цивилизационного развития;
-
Выявить структуру и особенности образовательного пространства как ресурса новой формирующейся организации общественной жизни;
-
Проанализировать изменения в институциональной структуре образовательного пространства, сопровождающие становление общества знаний в качестве современной стадии цивилизационного развития;
-
Выявить ценностные основания трансформации образовательного пространства в качестве ключевой детерминанты становления общества знаний.
Основным методологическим принципом работы избирается принцип методологического синтеза, состоящий в комплексном применении к предмету исследования методов социально-философского анализа. В качестве основы методологического синтеза избирается цивилизационный подход, позволяющий рассматривать общество знаний в широком историческом и социальном контексте, анализировать ключевые факторы его становления и развития, а также привносить в изучение концепции общества знаний принципы социокультурного релятивизма. Большое значение приобретают, по мнению автора, теории, разработанные на основании по-стнеклассической научной методологии, в частности, «теория когнитивного капитализма» и поливариантные концепции социальной динамики. Методологическую актуальность проведенному исследованию сообщает соединение для анализа общества знаний принципов неклассической и пост-неклассической методологии социально-философского исследования.
Научная новизна диссертационного исследования
-
Обоснованы методологические отличия концепции общества знаний от концепций информационного и постиндустриального общества, вьшвлены теоретические и историко-философские предпосылки концептуализации общества знаний в качестве современной стадии цивилизационного развития;
-
Исследованы цивилизационные детерминанты становления и фундаментальные характеристики общества знаний;
-
Концептуализирована роль трансформации образовательного пространства в становлении исходных структур общества знаний;
-
Исследованы институциональные характеристики образовательного пространства в обществе знаний, выявлена роль интеллектуальной элиты в качестве важнейшего социального субъекта общества знаний;
-
Проанализированы ценностные трансформации образовательного пространства в условиях становления общества знаний, сформулированы фундаментальные ценности интеллектуальной элиты.
Положения, выносимые на защиту
-
Концепция общества знаний, в отличие от концепции информационного общества, содержит следующие социально-философские характеристики: социально обусловленное пространство и характер реализации знаний, их включенность в динамизирующиеся социокультурные ситуации, способность выступать в качестве фактора воспроизводства социального неравенства, зависимость социальных характеристик личности от места, занимаемого ею в структуре производства, распределения и потребления знаний.
-
Переориентированность сегментов социального пространства на производство и потреблений знаний выступает общей тенденцией современной стадии цивилизационного развития. Под цивилизационными детерминантами понимаются исторически сложившиеся закономерности политического, технологического, институционального и социокультурного развития, определяющие вариативность контуров общества знаний. Политической предпосылкой формирования общества знаний является кризис неолиберализма, построенного на идее установления равенства в качестве основополагающей характеристики общества. Технологический аспект ци-вилизационной детерминации раскрывается в создании информационных технологий, способствующих превращению знаний в действенный элемент общественного устройства.
-
В качестве наиболее фундаментальной из цивилизационных детерминант, определяющих специфику и конкретные очертания общества знаний, выступает кардинальная трансформация образовательного пространства, осуществляемая на институциональном и ценностном уровнях. Образование превращается в механизм становления общества знаний, поскольку становится одним из факторов социальной и экономической дифференциации. Степень цивилизационной детерминированности механизмов социального воспроизводства знаний диктует свои требования к организации институциональной структуры: общество может производить знания, а может их потреблять.
-
На институциональном уровне происходит дифференциация образовательного пространства - выделение элитарного и массового образования. Образование становится фактором четкого социального деления, предопределяющего место человека в социальной структуре и его потенциально возможный социальный статус. Ограниченная часть образовательных учреждений оказывается сосредоточена на воспроизводстве интеллек-
туальной элиты - будущих разработчиков инноваций, в то время функцией остальной части образовательного пространства становится воспроизводство потребителей инноваций, от которых требуется ограниченный набор знаний, максимально позволяющий им адаптироваться к инновационным технологиям и осваивать основы инновационных практик.
5. На ценностном уровне образовательного пространства происходят изменения как в предметной сфере, так и в сфере мотивационной. Глобализированный и зависимый от природных ресурсов характер современной цивилизации определяет возникновение экологической проблематики в предметной сфере образовательного пространства. В мотивационной сфере на смену ценностям, определяющим функционирование образовательного пространства в индустриальном обществе, в обществе знаний приходит новый набор ценностей - праксиологизм, индивидуализм, прагматизм и стремление к инновациям. Именно эти ценности начинают определять логику поведения представителей интеллектуальной элиты, становясь важным детерминирующим фактором дальнейшего цивилизационного развития человечества.
Теоретическое и практическое значение исследования
Теоретическая и практическая значимость выполненного диссертационного исследования заключается в методологической разработке цивилизационного подхода к анализу новых форм общественного устройства. Социально-философский смысл проведенного исследования подчеркивается обращением к фундаментальным проблемам становления общества знаний, в том числе - к цивилизационным детерминантам и факторами реализации роли знаний на всех уровнях современного социального пространства.
Полученные результаты, закрепляющие роль образовательного пространства, его институциональных и ценностных трансформаций, в становлении общества знаний позволяют представить целостное философское видение общества знаний в контексте цивилизационной динамики глобального социума. Подчеркивание цивилизационной детерминированности реализующегося проекта общества знаний позволяет ставить фундаментальные вопросы о перспективах создания альтернативных проектов или возможностях цивилизационного транзита данного проекта и его реализации в условиях других типов цивилизаций.
Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке учебных программ, имеющих социально-философскую, социологическую, политологическую и педагогическую тематику.
Апробация работы
Методологические положения, разработанные автором диссертационного исследования, апробировались в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (ГК № 02.740.11.0592).
Сделанные автором выводы и отдельные положения выполненной
диссертационной работы были изложены в выступлениях и научных док
ладах на региональных, всероссийских и международных конференциях:
международная научная конференция «Российская провинция: опыт ком
плексного исследования» (30.09.2009), всероссийская научно-практическая
конференция молодых ученых «Общество знаний в XXI веке» (23.12.2009),
всероссийская научно-практическая конференция «Научно-
образовательное пространство университета в XXI веке» (3.12.2010), круглый стол «Социализация молодежи в рамках университета» (15.12.2010), всероссийский научный форум «Русская духовная культура: от истоков до современности» (17.05.2011), VI Аскинские чтения «Ценности, риски, коммуникации в изменяющемся мире» (18.10.2011).
Концептуальные положения авторского подхода были заявлены серии публикаций в периодических изданиях «Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика», «Власть» и других.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.