Введение к работе
Актуальность исследования продиктована следующими обстоятельствами.
1. Прагматическим аспектом социально-исторического действия (СИД). Из имевших место в прошлом деяний людей можно извлекать «уроки», т.е. необходимую в настоящем информацию. Отсюда выявление ошибок, совершенных в минувшие эпохи политиками, полководцами и другими агентами гражданской жизни позволит недопустить их повторения в дальнейшем.
2. Междисциплинарным характером объекта исследования. СИД изучается в рамках различных дисциплин: истории, социологии, культурологи, политологии и т.д. Целесообразно выявить специфику его анализа в социальной философии, место в ней данной проблематики.
3. Требованием учета моноговариантного характера СИД, установлением принципов отбора вариантов в ходе принятия ответственных решений.
4. Потребностью выявления факторов, влияющих на становление СИД.
5. Важностью формирования методики выявления рационального и иррационального компонента в каждом конкретном СИД. Без такого анализа объяснительные схемы исторического процесса окажутся недостаточными.
6. Необходимостью поиска средств предотвращения деструктивных СИД. Например, террористических актов, подобных произошедшим в первое десятилетие XXI в. в Нью-Йорке (2001 г.), Москве (2002 г.), Мадриде и Лондоне (2005 г.). В отношении России особенно важно найти возможность недопустить в будущем революционные потрясения, гражданские войны (такой исторический опыт слишком дорого обошелся стране).
Отмеченные факторы актуализируют задачу оптимизации СИД, понимаемого комплексно, – от фазы выработки решения до фазы гражданского преобразования, устроения.
Степень разработанности проблемы. Социальная реальность выступает как воплощение исторического действия. Оно включает множество позитивных преобразовательных актов, направленных на создание и воссоздание окружающей среды, пространства самоутверждения человека. Реализуется в многообразных формах, охватывающих материальную, интеллектуальную, популяционную, культурную сферы жизни общества.
Поскольку никакая концепция не может полностью исчерпать сущность и формы проявления СИД, постольку существует множество интерпретаций данного феномена. Последние целесообразно канализировать в ряд магистралей.
1. Антропологизм (Шелер, Плеснер, Гелен, Шельски, Фрайер). Выражается в системе установок на учет специфики человека как социально-исторического, культуросозидающего существа, поддерживающего собственную жизнеспособность переработкой природных ресурсов в социокультурное вещество. В результате возникает вторичная, искусственная, рукотворная, социогенная природа, включающая технику, межличностные связи, учреждения. Главный тезис антропологизма – подчеркивание нормо-, законосообразности усилий институционально консолидированных людей, действующих в силу их природы не хаотично, а нацеленно, надежно, предсказуемо. Концептуальные установки антропологизма пока не нашли достойного применения в социально-исторической доктрине.
2. Механицизм (Конт, Кетле, Кэри, Парето, Винярский, Барсело). Это - разновидность редукционизма, который прямолинейно сводит и выводит элементы социосферы (а, значит, СИД) из произвольно объявляемых «более фундаментальными» механических, энергетических, термодинамических – физических – явлений (законов). Несостоятельность механицизма как умонастроения определена идейной наивностью, вульгарностью используемых им аналогий, моделей. Сказанное, однако, не подрывает заметный вклад, внесенный адептами механицизма в упрочение количественной базы социологии (социальная статистика, социометрия). С социально-политической точки зрения издержки механицизма многогранны. Комплекс механической конструируемости реальности утверждался в европейской мысли при переходе от космософии средневековья (идея несокрушимой общественной иерархии) к созданному Ренессансом взгляду на мир как полю приложения деятельности, предмету собственного творения. Согласно такой парадигме всякий фрагмент мира – объект для обсчета, производя который можно содержательно его исчерпать, знать о нем все желательное. «Измерить все, что измеримо, и сделать измеримым все, что неизмеримо», – утверждал относительно естественных наук Г. Галилей, делая данное положение универсальным. До Галилея, чисто эмпирически, в практике государственного строительства схожие идеи предлагал Н. Макиавелли, помещавший человеческие действия в узкую колею рационального, строгого расчета. Здесь рычаг социального созидания - вычисление. Такой тактики государственного строительства придерживались руководители нацистской Германии 1933-1945 гг. Революционеры, проектировавшие по сакрализованным текстам коммунистическое общество в одной отдельно взятой отсталой стране (маоисты и полпотовцы). Некоторые отечественные реформаторы начала 90-х гг. полагавшие, что Россия, копируя опыт западных стран, сможет перейти к рыночной экономике за «500 дней».
3. Синергизм (Пригожин, Стенгерс, Ласло, Моисеев, Курдюмов, Малинецкий), ставший базой для междисциплинарного направления научного познания - синергетики. Он рассматривает СИД в переходных состояниях от Хаоса к Порядку, именуемых «точками бифуркации». Выделяет здесь различные альтернативные варианты, на которые могут влиять деяния отдельных людей. Результат – реализация на практике одной из исторических возможностей. При таком подходе преодолеваются крайности антропологизма и механицизма. Действия людей носят многовариантный характер, оказываются важным элементом функционирования социальной системы. Негативные черты трактовки СИД в синергетике – его локализация в точках бифуркации. Отсутствие описания механизма реализации человеческих деяний в иные, равновесные периоды исторического процесса.
В ХХ в.существенный вклад в изучение СИД внесли В. Вригт, У. Дрей, Э. Энскомб, П. Уинч, разработавшие теорию рационального действия.
В настоящий момент усилиями М. Вебера, Х. Динглера, А. Шюца, Т. Лукмана, В. Ильина, К. Замошкина, А. Фурсова и др. показана недостаточность подобных односторонних интерпретаций СИД. Обоснован тезис: желание руководства государства начать социальные преобразования, «жить по-новому» нужно согласовывать не только с понятием неизбежности изменений (что практиковалось, например, в марксизме-ленинизме, указывающем на необходимость перемен, якобы вскрытых теорией), а с народной волей, готовностью населения страны поддержать реформы. Тогда исторический процесс будет управляться не привносимой извне, а собственной имманентной (внутренней) логикой.
Гипотезой исследования выступает предположение, согласно которому выработка СИД - ценностно детерминированный (в идеале) соблюдением гарантий (выживания, достойного существования, материального, духовного комфорта, гражданской защищенности, самореализации) многоканальный акт, включающий: а) стадию упреждающих инициатив; б) стадию импровизаций.
Цель работы - подвергнуть рефлексии предпосылки, структуру, регулятивы социально-исторических действий, детерминирующих продуктивные процессы в обществе.
Для достижения поставленной цели решался комплекс взаимосвязанных задач:
- уточнить характер подготовки СИД;
- выявить ценностные способы принятия социально-исторических решений;
- оценить природу рациональности СИД.
Предмет исследования – система мотивов, диспозиций, оказывающих влияние на формирование и отправление СИД.
Объект исследования – социально-исторические, гражданские деяния и технологии их осуществления, стимулирующие или препятствующие позитивному творчеству людей в историческом процессе.
Методологическую основу диссертации составляет ряд последовательно применявшихся средств познания: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному. Содержательным основанием поиска выступали принципы историчности, реалистичности, объективности, всесторонности, конкретности рассмотрения. Теоретическая база исследования - результаты рефлексии современных отечественных и зарубежных специалистов в области философии истории и социальной философии. Достоверность исследования обеспечена соответствием избранной методологии целям и задачам работы, надлежащей теоретико-методологической демонстративной фиксацией идей, их эмпирической верификацией. Диссертация удовлетворяет требованиям паспорта специальности 09.00.11 – социальная философия.
Информационной базой диссертации послужили тексты классиков социальной философии, данные, свидетельства, фиксируемые историческими источниками, мемуарной литературой.
Структура работы отражает логику и порядок исследования предметной сферы. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, библиографии, насчитывающей 144 источника. Общий объем – 175 страниц машинописного текста.