Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея судьбы : социально-философский анализ Силэм Юлия Александровна

Идея судьбы : социально-философский анализ
<
Идея судьбы : социально-философский анализ Идея судьбы : социально-философский анализ Идея судьбы : социально-философский анализ Идея судьбы : социально-философский анализ Идея судьбы : социально-философский анализ Идея судьбы : социально-философский анализ Идея судьбы : социально-философский анализ Идея судьбы : социально-философский анализ Идея судьбы : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Силэм Юлия Александровна. Идея судьбы : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 2007.- 145 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/522

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИДЕЯ СУДЬБЫ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 19

1. Историко-культурная реконструкция идеи судьбы 21

2. Исследование проблемы судьбы в основных направлениях социальной философии XX века 56

3. Проблемы детерминации и самодетерминации судьбы 72

ГЛАВА II. ОБРАЗ СУДЬБЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШСКОГО НАРОДА) 91

1. Феномен судьбы в социокультурной реальности и сознании чувашского народа 91

2. Идея судьбы в свете современных задач развития культуры 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Исследование судьбы как важнейшей экзистенциальной категории не теряет своей значимости независимо от социокультурной ситуации, политического строя, идейного состояния эпохи. Начало нового тысячелетия не является исключением. В XXI веке существование человека оказалось сопряжено с целым рядом вопросов, от решения которых зависит будущее цивилизации, ее выживание. К их числу относятся также проблемы гуманности и духовности, смысла и целей жизни: «Судьбы людей бесконечно сложны и многообразны. Двух одинаковых человеческих судеб нет и, очевидно, быть не может. Самый сложный вид творчества - созидание собственной жизни» (66,263). Однако данная проблема проявляется и в «... катастрофическом ухудшении моральной статистики, касающейся массового поведения...» (104,6). Поэтому актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью целостного социально-философского осмысления проблемы судьбы. Она определяется также задачей выявления особенностей понимания судьбы, влияющих на жизненный путь человека и общества.

Специальные исследования и социальный опыт показывают, что исторический масштаб жизни может совпадать с конкретной биографией, может соразмеряться с жизнью поколения, а может выражать и масштаб целой исторической эпохи. Причем эта соразмерность не только по-разному осознается и переживается личностью в субъективной картине жизненного пути, но, с точки зрения объективных характеристик, может быть оценена и на определенной временной дистанции.

Особенность идеи судьбы заключается в том, что она затрагивает предельно общие мировоззренческие принципы и ориентации, присущие тому или иному социуму и культуре, включая сферы личностного,

национального, конфессионального бытия. Определенная установка по отношению к представлениям о судьбе человека связана с культурной традицией народа, порождается особенностями исторических условий его существования. Через раскрытие содержания понятия судьбы может быть воссоздано представление о человеке, являющегося субъектом и объектом социокультурных процессов. Поэтому изучение подходов понятия судьбы позволяет выявить стереотипы поведения человека, его отношение к окружающей реальности, оценку им его собственных сил и возможностей. Таким образом, само отношение к судьбе выступает как одна из важных характеристик типа личности, формируемого теми или иными обстоятельствами. Содержание понятия судьбы выступает также как компонент «космического» взгляда на мир. Обращение к теме исследования в этом контексте обусловлено довольно широко распространенным представлением в общественном и индивидуальном сознании различных понятий о судьбе и роке.

В ходе развития общества термин «судьба» переосмысливался на каждом его этапе в соответствии с особенностями своего времени. Так, идея судьбы, восходящая к мифологическому мировосприятию, - одна из фундаментальных категорий античного мировоззрения, впоследствии превращается в одну из важнейших культурных универсалий, в которой воплощаются смысложизненные ценности.

В данной работе проблема судьбы ставится как социально-философская проблема, то есть как проблема социального бытия человека и человечества вообще и как форма осмысления этого бытия. Онтологические составляющие понятия судьбы представлены во многих мифологических, религиозных, философских, этических, эстетических системах и составляют ядро национального и индивидуального сознания. Это понятие принадлежит к числу активно действующих - таинственных и неизбежных начал жизни. Соответственно, проблема судьбы рассматривается здесь в контексте исторического развития,

предполагающего анализ и синтез основных категорий диалектики социального процесса, наиболее значимых для ее осмысления: субъективного и объективного, случайного и необходимого, национально уникального и общечеловеческого. Кроме того, она исследуется через призму народного сознания, выраженного в фольклоре, в данном случае -анализ судьбы в устном народном творчестве чувашского народа.

Актуальность и сложность научной разработки проблемы судьбы обусловлены также ее дискуссионностью и отсутствием общепринятых трактовок, что связано с недостаточной разработанностью самого понятия и также стимулирует необходимость специального социально-философского исследования.

Степень научной разработанности проблемы

В современной научной литературе проблема судьбы является
предметом междисциплинарных исследований и изучается в различных
аспектах: философском, эстетическом, социологическом,

культурологическом, психологическом, религиоведческом, историческом, педагогическом и др. Данному феномену посвящен ряд фундаментальных исследований, монографий и публикаций. В них широко используются понятия «предопределенность», «провидение», «рок», «фортуна», «природа», «мир», «разум», «свобода», «свобода воли», «счастье», «трагедия», «природная необходимость», «цель жизни», «смысл жизни» и др. в контексте проблемы судьбы.

Очевидно, что без представления о судьбе не могла бы возникнуть ни одна религия с верой в потусторонний, сверхъестественный мир. Вряд ли есть на земле человек, который когда-нибудь в своей жизни не задумывался о счастливой или несчастливой судьбе, о цели и смысле жизни, выполненном или невыполненном, достигнутом или недостигнутом, о доле, выпавшей на него.

Судьба есть суть универсалии, она, кроме того, универсальна. Присутствует во всех формах мировоззрения - мифологии и религии,

философии и искусстве. Она живет в обыденном сознании людей -национальном и индивидуальном. Нет народа, который бы не искал опоры в истине, нет человека, который бы не думал о жизни и о своей судьбе.

В философской литературе тема и проблема судьбы относятся к числу традиционных. В истории общественной жизни человечества она многозначна и многогранна: охватывает судьбу как отдельного человека, так и общества, человечества в целом, а также исторические судьбы классов и других отдельных социальных групп, стран и народов. В мифологии, в различных философских системах, а также в обыденном сознании судьба нередко предстает непостижимой для человека предопределенностью событий. Трактовку идеи судьбы, в которой абсолютизируется детерминация только одного аспекта - аспекта несвободы, следует четко отличать не только от научного представления о каузальной детерминации, но и от религиозного представления о телеологической детерминации божественного или «провидении», предопределении жизненного пути человека.

Отдельные аспекты рассмотрения этого вопроса известны уже в фрагментах трудов античных философов. Они, по сути, поставили две проблемы, которые впоследствии обсуждались на протяжении всей истории философской мысли: во-первых, существует ли предназначенная богами судьба человека или она является следствием естественных законов природы? Во-вторых, как совместить судьбу и свободную волю человека?

Выдающиеся философы Древнего времени Гераклит и Демокрит проблему судьбы связывали, прежде всего, с философскими категориями необходимости и случайности. У Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки судьба не является чем-то случайным и не обязательным. Она управляет всем мирозданием, обобщая различные области космоса в персонифицированные образы природных стихий, богов и демонов.

Г.В.Ф.Гегель восхищался «спокойной покорности древних судьбе» (35,322), понимаемой как необходимость, которая лишь на первый взгляд

выглядит совершенно несвободной позицией. На самом деле она демонстрирует подлинную свободу, так как основана на единстве человека с миром. Правда, в отличие от христианской позиции она не оставляет места для «утешения», которое основано на самоотречении и надежде на воздаяние.

В Средние века учение о судьбе существовало в рамках христианской теологии и осмысливалась в форме божественного провидения. Фома Аквинский считал, что в бытии заключена реальная возможность, потенция становления в то или иное, то есть перехода в актуальность. Но потенция для своего самоосуществления требует воздействия внешней силы. Идея судьбы оказалась приспособленной для утверждения средневековой иерархии с подчинением каждого своему «жребию» (Августин, Боэций, Абеляр и др.). В христианском мироощущении идея судьбы основана на противоположности необходимого и случайного, сущего и должного, объективного и субъективного, божественного предначертания и произвольной деятельности людей.

В эпоху возрождения основным направлением, с которым связывается поиск определения судьбы, являлся гуманизм, который «базировался на «беззаботно-привольной, личностно-материальной основе жизни» (86,250). Так, Л.Альберти энергично подчеркивает мысль о совершенстве всех творений природы и особенно человека, обладающего божественными способностями (разумом, памятью), чтобы творить свою судьбу. Другой крупнейший мыслитель эпохи Возрождения Н.Макиавелли и некоторые его современники ставят и решают проблемы судьбы в единстве теории и практики, логики истории и логики мысли.

В Новое время тема судьбы начинает осмысливаться преимущественно в контексте социальных факторов. Развитие естественнонаучного мировоззрения оттесняет идею судьбы в сферу представлений о социуме. Так, Ф.Бэкон выступил против слепой веры в

судьбу как природной необходимости, обосновал права человека на «суверенитет» в отношении природы. Т. Гоббс объяснял социальное неравенство верой в судьбу. Р. Декарт подчеркивал роль как внешних (природная и социальная необходимость), так и внутренних (рациональность) детерминаций в человеческой судьбе.

И.Кант рассматривал судьбу как целесообразность природы, направленную на создание предпосылок для совершенствования как отдельного человека, так и человеческого рода в целом. Высшее предназначение человека - возвышение до «величайшей искусности» и «совершенствование образа мыслей» (58,10) и благодаря этому достижение счастья. Судьба - это скрытая мудрость высшей причины, предопределяющая ход вещей и совершенствование человека и человечества как целостности. И.Кант ставит задачу определения чистой всеобщей сущности нравственности, заключающей в себе цель и основание свободной деятельности человека и в конечном счете судьбы: «Человек обнаружил в себе способность избирать образ жизни по своему усмотрению» (57,154).

Концепция судьбы у Г.В.Ф.Гегеля основана на идее свободного выбора, предполагающего отрицание внешней необходимости: «Что касается определенного призвания, которое называется судьбой, то нужно с него лишь снять форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять» (33,65). Судьбу в собственном смысле слова имеет лишь самосознание, так как оно свободно и противостоит объективности. Человек как обладающий самосознанием свободен, он не свободен только тогда, когда изменяет своей сущности, превращает себя в объект. Поскольку, человеческая сущность, по Гегелю, есть самосознание, постольку судьба человека заключена в нем самом, в его духе.

К.Маркс и Ф. Энгельс критически переработали достижения своих предшественников и создали диалектико-материалистическое учение:

человек - творец и хозяин своей судьбы. Рассматривая практику как способ бытия человека, К.Маркс сформулировал тезис, имеющий чрезвычайно важное методологическое значение в понятии судьбы: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (91,3).

У Ф.Ницше понятие судьбы выражает, прежде всего, несвободу, бессилие человека перед лицом ограниченности его природы.

Однако в том же XIX веке слово «судьба» начинает связываться и с требованием иррациональной активности, что получило впоследствии свою предельную вульгаризацию в идеологии фашизма и нацизма, превратившего понятие судьбы в инструмент официозной пропаганды.

На рубеже XIX и XX столетий произошли коренные, революционные по сути, научные достижения в физике, биологии, естествознании, языкознании. Свою состоятельность подтвердило открытие смысловых сторон человеческого бытия в феноменологии. М.Планком было разработано понятие кванта, в результате которого классические понятия причинности и детерминизма потеряли свое неограниченное значение.

Смена философско-культурологической парадигмы определилось антропологическим переворотом в философии - исследование жизни и деятельности человека. Идея А. Бергсона о творческой эволюции, главным носителем которой выступает время, идея жизненного мира Э.Гуссерля, центральность человека и его духа у М.Шелера, философия символических форм Э.Кассирера отражают новый духовный контекст философии. Соглашаясь со смертью бога, М.Вебер сохранял судьбу в рационалистически-мистифицированном виде. А.Камю отрицал судьбу, предначертанную богом. Ж.-П.Сартр считал, что другой судьбы, кроме иллюзорной свободы, у человека нет. Под влиянием Э.Гуссерля и М.Хайдеггера он построил «феноменологическую онтологию», в основе которой - противопоставление объективности и субъективности, свободы и

необходимости; в художественных произведениях прославлял одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия.

Представитель неомарксизма Д.Лукач отстаивал объективную, абсолютную истину, которую он вслед за Г.В.Ф.Гегелем называл -целостностью. Развивал идею, известную еще со времен первоначального христианства. Считал, что в своем развитии человечество весь мир, всю природу приводит к истине.

Некоторые русские мыслители, например, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров рассматривали понятие судьбы в аспекте закономерностей нынешнего статуса природно-космического бытия, преодоление закона считали возможным в богочеловеческом деле, тем самым объявили серьезный вызов Року. А.Ф.Лосев представлял судьбу как важный смыслообразующий концепт культуры, в котором отражаются темы бытия человека в мире.

Изучение автономной творческой личности и смысловых оснований культуры - значимая гносеологическая тенденция, во многом повлиявшая на философскую рефлексию идеи судьбы представлена в работах А.Бергсона, Г.Г.-Гадамера, Э.Гуссерля, Э.Кассирера, П. Тиллиха, М.Хайдеггера, П.Шардена, М.Шелера, А.Шопенгауэра, О.Шпенглера, Ф.Юттнера, К.Ясперса и др. Известные американские исследователи П.Болтс, К.Лернер, Н.Рейдер, М.Рилей, Ш.Уиллис говорят о многомерности жизненного пути, выделяя наряду с биологическими его социальные детерминанты. Концептуальный анализ языка, начатый в работах М.Бубера, Л.Витгеншейна, Г.Х. фон Вригта и др. занял большое место в современных исследованиях. Проблемная группа «Логический анализ языка» выбрала его в качестве темы конференции 1990 г. (83). Главные места в практической философии занимают два соотносительных понятия - судьба и истина: «Первое относится к жизни человека, второе - к его мышлению. Первое субъективно, второе объективно. Вместе с тем оба понятия возвышаются над человеком и напоминают ему о том, что далеко

не все ему подвластно. Судьба и истина ограничивают «слева» и «справа» -со стороны жизни и со стороны мышления - область целенаправленных человеческих действий - реальных, ментальных и речевых» (9,4). В работах таких авторов, как Н.Ю.Бокадорова, В.П.Горан, Т.В.Григорьева, Н.П.Гринцер, А.П.Карапетьянц, С.С.Неретина, М.Б.Пиотровский, С.Г.Семенова, В.И.Стрелков, В.Н.Топоров, М.К.Трофимова и др., понятие судьбы рассматривается в основном в философском и филологическом аспектах, в контексте разных культур, гносеологических оснований и разных языков.

Понятие судьбы имеет много значений: пути провидения, рок, фортуна, доля, планида и другие. Оно имеет не столько абстрактное значение - не зависящие от человека сверхъестественные явления или их череда, сколько конкретное понятие жизни, то есть реальные события и человеческое счастье.

В психоаналитической философской традиции проблема судьбы трактуется как реализация бессознателных индивидуальных комплексов и культурных архетипических кодов. Уже в течение ряда десятилетий в отечественной и зарубежной науке ведется работа по проблемам судьбоанализа. В 1947 году Л.Зонди основал общество судьбопсихологов. В 1964 году в Швейцарии было создано общество судьботерапевтов. Уральские ученые подготовили и выпустили сборник статей «Психология судьбы», где Л.Зонди отмечает: «Судьба - это выбор задач, а именно: как стать человеком» (110,66).

Идею судьбы можно рассматривать как культурную универсалию. Оно отражено в том или ином виде в различных формах духовной культуры - мифологии, религии, философии, искусстве. Она живет в обыденном сознании людей - национальном и индивидуальном. Нет народа, который бы не искал опоры в истине, нет человека, который бы не думал о жизни и о своей судьбе. Проблема судьбы в контексте народного миропонимания как итог исторического отбора мудрых наблюдений и

обобщений рассматривается в трудах Тань Аошуан, М.Л.Ковшовой, Т.А.Михайловой, С.Е.Никитиной и др.

Теоретическими источниками исследования понятия судьбы являются работы российских и зарубежных философов, социологов и политологов, посвященные исследованию глобальных проблем современного мира, динамике социокультурного процесса. В них тема судьбы и вопрос смысла жизни рассматриваются в контексте глобализации. Это, прежде всего, работы С.Я.Балцевича, Э.В.Барковой, Б.Н.Бессонова, Э.Гидденса, Л.Н.Когана, В.В.Кожинова, В.А.Кутырева, Н.М.Мамедовой, В.М.Межуева, М.А.Можейко, А.Г.Спиркина, В.А.Титова, В.Э.Чудновского, М.И.Шахновича и др.

Несмотря на представленность в трудах многочисленных зарубежных и отечественных авторов отдельных аспектов проблемы судьбы, фундаментальных исследований в этой области, включая исследование судьбы на материале современной литературы, мало.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что в современной отечественной философии недостаточно представлены исследования концептуальных оснований судьбы. Этим обусловливался выбор темы данного исследования.

Объектом исследования является мир человека и действующие в нем объективные и субъективные детерминанты.

Предметом исследования является судьба как способ существования человека в мире и форма духовного осмысления этого существования.

Цели и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ идеи судьбы в контексте историко-культурного процесса. В соответствии с поставленной целью в ходе данного исследования решаются следующие задачи:

- определение сущности социально-философского аспекта проблемы судьбы;

выявление методологических основ исследования судьбы как категории социальной философии;

выявление предпосылок и особенностей понимания феномена судьбы в национальном самосознании;

определение точек пересечения между народными представлениями о судьбе и философскими концепциями;

представление специфики темпоральных характеристик судьбы в условиях возрастания разнообразных рисков. Методологической основой исследования явились классические

варианты научной методологии, включающие в себя принципы целостности, единства исторического и логического, а также принципы диалектики, обладающие большой эвристической ценностью в комплексном познании феномена судьбы. На различных этапах исследования для решения конкретных задач применялись данные наблюдения и факты, содержащиеся в научной, художественной литературе и в устном народном творчестве. Принципы герменевтики легли в основу интерпретации фольклорных текстов. Установки экзистенциальной философии оказались полезными при рассмотрении судьбы как формы существования человека.

Важное место в формировании концепции данного диссертационного исследования занимает развитие представлений о судьбе как особой целостной системе, изложенных в трудах С.С.Аверинцева, Н.А.Бердяева, Л.Н.Когана, А.Ф.Лосева, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова и других.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в:

определении судьбы как социально-философской категории, выявлении специфики социально-философского исследования понятия судьбы;

выявлении генезиса идеи судьбы в истории культуры и его осмыслении в социальной философии;

исследовании понятия судьбы в контексте диалектики исторического процесса;

выявлении эволюции представлений о судьбе в народной культуре;

раскрытии специфики понимания судьбы в устном творчестве народа (на материале фольклора чувашского народа);

определении смысла судьбы как культурной универсалии, отражающей предельные вопросы существования;

исследовании зависимости судьбы от ряда факторов: планетарно-космических, биологических, социальных;

конкретизации субъективного аспекта понятия судьбы;

обосновании перспективности исследования, связанной с необходимостью совершенствования политических основ жизни российского народа, - федеративного устройства России и ее субъектов в условиях глобализации.

Положения и выводы, выносимые на защиту

1. Социально-философская концепция судьбы предполагает
выявление диалектики субъективного и объективного, свободы и
необходимости, возможности и неопределенности, детерминации и
самодетерминации субъекта.

  1. В современном мире вопрос о судьбе становится одним из наиболее значимых вследствие его органической связи с темами свободы и ответственности личности в контексте обострения глобальных проблем.

  2. Судьба - концепт, стихийно сложившийся в народном самосознании. В нем представлена зависимость человеческой жизни не только от внешней неотвратимой силы, но и от активности человека. Судьба реализует один из возможных вариантов жизни, отражая диалектику субъективного и объективного, случайного и необходимого.

4. В качестве системообразующего компонента, обусловливающего
человеческую судьбу, выступает социальная активность личности. Она
является не только наиболее высоким уровнем деятельности и

самовыражения человека, но и сущностной формой отношения человека к миру. В этом отношении человек предстает как субъект творчески преобразовательной деятельности, носящей характер самоактуализации.

  1. В ходе философского анализа устного народного творчества выявлены точки пересечения между народными представлениями и философскими концепциями судьбы. Показано, что идея судьбы является одной из культурных универсалий, в которой отражены вечные темы жизни и смерти, счастья и несчастья, любви и ненависти, граница свободы и несвободы человека, ценностные основания жизни.

  2. Идея судьбы в сознании народа предстает наглядно-образно, стихийно диалектично, народная мудрость не ограничивается каким-либо односторонним пониманием судьбы. Выражая несводимость судьбы ни к року, ни к фортуне, она преодолевает фатализм, отражает роль личности и ее определенной свободы в принятии судьбоносных решений. Одновременно фиксируются частные моменты судьбы, проявляющиеся как индивидуальные, так и всеобщие проявления судьбы. В философском осмыслении судьбы важно удержать и сохранить цельное, живое и непосредственное восприятие народом своей судьбы, отраженное в устном народном творчестве

  3. В народном самосознании идея судьбы наиболее полно представлена в фольклоре (мифах, пословицах, поговорках, эпосе, сказках). Как показывает анализ чувашского фольклора, в нем глубоко, всесторонне, в афористичной форме отражена взаимосвязь индивидуального и коллективного в историческом процессе. Поэтому фольклор может служить основой для философской рефлексии феномена судьбы.

8. Понятие судьбы раскрывает границы исторической
самостоятельности и исторической зависимости людей. Главной проблемой
является то, как человек делает свою судьбу, в чем заключается выбор им
жизненного пути.

  1. С понятием «судьба» также тесно связан смысл жизни. Смысл жизни - это идеи, осознанные как наиболее значимые и определяющие цели существования.

  2. Глобализация, наряду с реальными достижениями и позитивно осмысливаемым потенциалом, высветила много новых проблем в существовании человечества и отдельного человека. При этом возрастает актуальность социально-философского исследования понятия судьбы, вытекающая из необходимости решения проблем, связанных с сохранением судьбы России, уникальности ее культуры, что предполагает совершенствование федеративного устройства России в целом и ее субъектов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Идеи и выводы диссертации имеют значение для философской концептуализации понятия судьбы. Выявлена диалектика свободы и необходимости, выбора и ответственности, детерминации и самодетерминации, смысла жизни и жизненного пути в процессе философского осмысления феномена судьбы.

Данные этого исследования могут быть использованы при чтении курсов социальной философии, философской антропологии, культурологии, спецкурса по глобальным проблемам человечества. Кроме того, выводы диссертации могут быть применены в работе учреждений культуры и образования как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Апробация исследования

Материалы, положения, выводы диссертации, выносимые на защиту, были представлены в процессе обсуждения на международном симпозиуме, посвященном взаимодействию диалектов и истории тюркских языков с другими языками (г. Чебоксары, 14-15 апреля 2004 г.), на XII съезде Российских писателей (г. Орел, 23-25 мая 2004 г.), на конференции «День славянской письменности» (г. Орел, 24 мая 2004 г.), на межрегиональном совещании «Обретение Родины: моделирование патриотического сознания

детей средствами литературы о родном крае» (Чебоксары - Йошкар-Ола -Звенигово, 9-Ю июня 2005 г.), на Х1У Международных Глинских чтениях, проводимых Московской педагогической академией с историко-патриотическим обществом «Наследники Александра Невского» (29 января -1 февраля 2006 г., г. Москва), на различных научно-практических конференциях аспирантов Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова (2002,2003,2004, 2005 гг.), на общегородских философских семинарах (г. Чебоксары, 2002, 2003 гг.), в ходе участия в спецсеминаре (г. Чебоксары, март 2002 г.).

Основные идеи и положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора. Непосредственно по теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Человек и его судьба в мифологии //Вестник Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова. 2006. №4. - С. 110-115.

  2. Исследование аспектов судьбы в социальной философии XX века // Вестник МФЭИ. 2006. №15. - С. 54-58.

  3. Понятие судьбы в мифологическом мышлении чувашского народа //Вестник МФЭИ. 2006. №16. - С. 2-5.

  4. Эволюция представлений о судьбе в общественном сознании // Вестник МФЭИ. 2006. №17. - С. 17-23.

  5. Народная мудрость о судьбе //Сборник материалов заочной всероссийской конференции «Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах». Нижний Новгород. 2004. - С. 87-90.

  6. Литература и судьба //Родная Волга. Чебоксары. Чувашская Республика. 2003. №3. - С. 54-57.

  7. Обожествление образа матери в чувашской мифологии //Сборник научных статей Международного симпозиума «Диалекты и история тюркских языков во взаимодействии с другими языками». Чебоксары. Чувашская Республика. 2004. - С. 200-201.

  8. Основы мироздания в чувашской мифологии //Невский альманах. С.Петербург. 2004. № 3. - С. 27.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 145 страниц, набранных на компьютере.

Диссертация обсуждена на кафедре философии и психологии Российского государственного торгово-экономического университета и рекомендована к защите.

Историко-культурная реконструкция идеи судьбы

Самые древние вопросы, которые ставил человек, связаны с поисками смысла жизни, лучшей доли - счастливой судьбы. Сознание человека, как и его способности к преобразующей деятельности, неисчерпаемы. Личность способна инициировать новое, в ней заключен источник творчества, динамизм истории. Общественное целое, как правило, скорее стимулирует, чем консервирует личностную активность. В соответствии взаимодополняющих тенденций - личностной инициативы и социальных изменений - заключается внутренний динамизм общества, движущая сила истории. Именно по этой причине, думается, в жизни общества, как и конкретного человека, понятие судьбы занимает одно из самых ключевых значений. С развитием общества данное понятие все больше углубляется, одновременно рождает все новые и новые открытия, раздумья, обобщения, научные гипотезы и выводы, раскрывает границы исторической самостоятельности и исторической зависимости людей. Оно отражено в различных мифологических, религиозных и этических системах. Понятие судьбы является ядром национального и индивидуального сознания, входит в число активных и беспрерывно действующих, таинственных и неизбежных начал жизни.

Бессилие человека перед Неизвестным в природе и общественной жизни порождало религиозно-мистическое сознание, в котором немалое место занимала слепая вера в судьбу. Двойственная природа народного миросозерцания - практическая и мистическая - и проявились во взглядах на судьбу в эпосе, мифах, сказках. Эпос разных стран и народов впервые связал идею судьбы с жизнью и характером человека, противопоставил судьбы трагического героя и труса, борца и раба. Вспомним мифы о греках времен Троянской войны, сказания о древних скандинавах или о походе князя Игоря против половцев и других героических сказочных персонажей.

Дописьменный период в истории человечества был гораздо длительнее того периода, когда люди стали записывать свои мысли, но именно появление письма означало вступление культуры в новую стадию развития. Это произошло в конце IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте, а потом в Шумере и Аккаде, в Китае и Индии, в Финикии и Вавилоне, в Греции и Риме, там, где появились свои системы письма, а вслед за тем возникла литература - священные книги, правовые и этические кодексы, эпические поэмы, сказания о богах и героях, драмы и комедии, романы и повести, научные труды по философии и географии, астрономии и математике, то есть по всему кругу знаний и представлений тех времен о мире и человеке. Уже в древнейших памятниках восточных литератур, относящиеся к III тысячелетию до н.э., мы находим и первые афоризмы о судьбе человека, и попытки анализа понятия судьбы.

В мифологиях различных народов отражалась тема судьбы. Она представляла как некая безличная или персонофицированная сила. Так, в пантеонах религий Древней Америки и Древнего Китая упоминаются божества без имени и атрибутов, олицетворяющие неумолимую Судьбу.

Древние греки почитали божество, стоящее выше самого Зевса, владыки Олимпа; его называли Зевс-Зен. Эсхил говорит о нем как о божестве, управляющем Судьбой. В греческой драме часто упоминается загадочный принцип Судьбы, управляющий всем сущим. В знаменитом произведении Эсхила «Прометей прикованный» Прометей крадет Огонь -Свет и Разум - ради блага всех людей. Зевс карает его: титана приковывают к скале на горе Кавказ, и орел, прилетая каждый день, выклевывает его печень. Печень вырастает после этого вновь и вновь, и через боль и страдания каждодневно совершается великое жертвоприношение любви. И когда распятое божество вопросило: «Почему вы делаете это со мною?» -таинственный голос с далеких высот, над Олимпом и над самим Зевсом, дошедший до Прометея через Гермеса - вестника, бога Мудрости, -ответил: «Потому что так хочет Судьба, потому что это Судьба...» (154,135-178).

В греческой мифологии «мойры» олицетворяли судьбу - три дочери Зевса и Фемиды: Киото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить». Кстати, римские Парки соответствуют мойрам. Итак, слово «мойра», обозначавшее и судьбу, и ее вершительниц - трех мойр: прошлое, настоящее, будущее, означает долю, которая досталась, видимо, участнику пиршества за трапезой или же при распределении мяса пойманного животного. Любопытно, что и в Скандинавии три норны плетут судьбы людей и всего сущего, а в древней Аравии божество судьбы изображалось с ножницами и путами.

В Древнем Риме верили в бога (он упоминается в мифах), стоящего выше Юпитера, божество без имени, которого называли просто -Неизвестный. Во времена расцвета Римской империи судьба осмысливается как всеохватывающая и непреложная детерминация, отчужденная от конкретного бытия человека, - «фатум».

В мифологиях различных народов присутствует предположение, что далеко за пределами проявленного, даже выше любого персонифицированного божества, существует загадочный принцип Судьбы. В древнееврейской Каббале его называли Эйн-Соф - Ничто. Это тот, кто находится на вершине Короны, кто управляет всеми невидимыми существами. Его импульс нисходит с высот, для того, чтобы дойти до нашего дуального мира, в котором все явленное принимает форму благодаря «столкновению», сплетению сил, энергии и материи.

Первоначально в древнерусском языке слово «судьба» употреблялось в значении «судилище, правосудие, приговор». А значит, судьба - это то, что «суждено». Идея суда, который вершится в момент рождения человека, отражена также в мифологии, в ритуалах и обрядах славян. Так, наши предки верили, что судьбой человека управляет божество Усуд. Если он рассыпает в своем дворце золото, рождаются богатые. Если черепки -рождаются бедняки. У Усуда есть три сестры, суденицы. В полночь, обычно на третий, реже на первый или седьмой день после рождения ребенка, они приходят, чтобы наделить его судьбой.

Проблемы детерминации и самодетерминации судьбы

Исходя из вышеизложенного следует, что в социально-философском аспекте судьба представляет собой совокупность всего сущего, влияющею на жизнь и деятельность человека, общества, народа, предполагая при этом свободу субъективного выбора.

Следовательно, в раскрытии содержания идеи судьбы важнейшее значение имеют категории диалектики исторического процесса. Человек, решая и осуществляя определенные вопросы в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, призван всегда считаться с данными ему объективными обстоятельствами и законами действительности, а также возможностью субъективного их раскрытия и реализации в своей жизнедеятельности.

Для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно, открывая новые объекты, становится одновременно новым субъектом. В своей каждодневной жизни люди привычно действуют сознательно, при этом имеют определенные цели и в том или ином виде стараются предвидеть последствия своих действий. В то же время можно ли на основании этого утверждать, что в масштабах общества, истории совокупность их деятельности всегда ведет к ожидаемым результатам? Нет, итог проделанного не всегда может быть таким, каким его хотели видеть, более того, общий результат может оказаться таким, о котором никто и не думал: дело совершается сознательно, но далеко не все результаты его, а особенно отдаленные, совпадают с предполагаемыми, предвидимыми. В этом случае и можно говорить о возникновении стихийности исторического процесса.

Познание мира и действительности предполагает их раздвоенность на объект и субъект. Мир существует для человека как объект лишь в аспекте его данности нам как субъектам. Следовательно, понятия «субъект» и «объект» соотносительны. «Субъект - носитель деятельности, сознания и познания Я, межчеловеческих (межсубъектных) взаимоотношений и познавательной, и реальной активности», - пишет исследователь В.А.Лекторский (80,155).

Субъект в контексте бытия представляет собой точно такую же энергию и силу, как и сила природы. С одной стороны, субъект выражает подвижность и направленность интерсубъектной среды с помощью текстов, символов, нормативностью и других компонентов, способных сохранить созидательность смысла как особого пространства, и, с другой стороны, коллективную, общественную самореализацию индивидов, их прективно-конструктивную активность.

Субъект в истории является сложной иерархией, фундаментом которой является любое самодостаточное объединение исторических индивидов, то есть обществ в том или ином виде. В конечном результате высший субъект — все человечество. В его историческом развитии выживают менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы и нации. Но каждый народ, независимо от языка, численности и компактного проживания в отдельной географической среде, производит нормы, идеи, ценности и интеллектуальное богатство, фиксируемые в своей судьбе, при этом выступает и как особый субъект истории, в том числе и в познавательной деятельности. По крупицам, из века в век, из поколения в поколение накапливает он сведения о явлениях природы, о животных и растениях, свойствах различных материалов, о поведении, нравах и обычаях различных народов, сохраняя при этом свою самобытность. В обществе исторически выделяется каждый народ по-особому.

Подлинный субъект познания не бывает только гносеологическим: он - живая личность с ее способностями и интересами, темпераментом и страстями, с разным уровнем ума, таланта, сильной воли и жизнестойкости. Если же субъектом познания является творческая группа или авторское сообщество (товарищество), то тут появляются свои особенности, права и обязанности: межличностные (межчеловеческие) отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли, смысл действий и т. п. Тем не менее, субъектом познания все-таки является некий безличностный логический смысл интеллектуальной активности.

Феномен судьбы в социокультурной реальности и сознании чувашского народа

У всех народов в ходе развития складывается много обычаев и традиций, определяющих нравы и поступки. Они проявлялись в отношении к природе, к себе, труду, в устном народном творчестве, в народных ремеслах, в одежде, в законах гостеприимства, в обычаях и вере: «У различных племен и народностей одни и те же мифы воспроизводятся с буквальной точностью и имеют общую структуру в разных регионах мира. Причем и мифологическое, и научное мышление подчинены одной и той же логике» (75).

Следовательно, легенды - одно из самых ярких подтверждений вывода о том, что древние народы переживали свою предысторию в воображении, в мифологии. В связи с этим заслуживают особого внимания убеждения, выраженные в пословицах и поговорках, которые подтверждают мифы о первоначальной судьбе народа. Эти мифы живы и поныне.

О начале возникновения жизни на земле могут рассказать лишь самые старые мифы. По их рассказам, мир (природу) его волшебные силы никто не создавал, они существовали давно, будут всегда, причины их возникновения никто не может объяснить. Поэтому, например, чуваши издревле уважали те силы, которые им помогают. Они воспринимают мир как должное: с одной стороны глазу видно, с другой стороны, глазу не видно. Как произошла жизнь на земле, никто не знает, никто не может объяснить.

У чувашского народа создалось свое понимание основ мироздания. Оно состоит из семи слоев: три слоя - на небе, четвертый слой -поверхность земли, еще три слоя - под землей. На верхнем (небесном) слое есть рай, там живут боги, ангелы, души добрых людей или безгрешных детей. На земле живут животные и звери, растительность, человек. Под землей же мучаются души некоторых злых богов и злых людей. Ад - в последнем слое.

Аликовские (местность в Чувашской Республике) чуваши говорят, что белый свет состоит из семи слоев: первые три слоя находятся между небом и землей, четвертый слой - кора земли, последние три слоя - под землею. Души умерших живут в седьмом слое, глубоко под землею. Именно из этого понятия возникло изречение: «Пусть забирает земля».

В одном из мифов утверждается, что история прапредков и предков чувашского народа (самый ранний период) уходит корнями в глубокую древность, 111 тысячелетие до н. э. Звали чуваш тогда хуннами. После распада Хуннской державы они оказались китайскими подданными. Было образовано княжество Чеши. Китайцы своих соседей звали на свой манер: ЧеШи.

Регионы миграций народа «ЧЕШИ» и места его обитания в разные столетия показывают, что соседи давали ему разные имена: «чеши» -китайцы, «чуаш» - армяне, «суваз» - огузы, «чуаш» - кыпчаки, «чуваш» -русские. Этот народ, до прихода в Китай, жил на Иранском нагорье недалеко от современного Ирака, то есть в Месопотамии. Таким образом, можно заключить, что чувашский народ, как и большинство народов в мире, формировался в течение тысячелетий смешением расколовшихся частей различных этносов.

Отметим: в языческой вере каждому явлению природы, жизни соответствовал свой бог - покровитель, который занимал свое определенное место «на лестнице» мироздания и в определении судьбы человека. К примеру, божество Пулехсе (здесь и далее транскрипция наша. -СЮ.) - мифологическое провидение-божество, якобы раздавал людям счастливые или несчастливые жребии, покровительствовал деторождению. «У чуваш-язычников божество Пулехсе, покровительствующее деторождению, было божеством лишь второго разряда, а Пихамбар, раздающий добрые нравы и покровительствующий воспитанию, был божеством высшего разряда. Мать обожествлялась как «Мать Кебе» (27, 71-72). В данном случае Кебе выступает как языческое божество, управляющее судьбами человеческого рода. Он предписывал каждому человеку тот или иной удел: одним - счастье, другим - страдание. Следовательно, божество Кебе можно назвать Богом счастья или же Богом судьбы.

Существует и второе значение Кебе как бога-примирителя. Он призван примирять всех других духов-божеств с чувашами. Поэтому чуваши принимали его за своего ходатая, посредника, и за эту службу ему приносили жертву.

Автору диссертации хорошо знакома небольшая речка Кепе (в нашей транскрипции - Кебе. - С.Ю.), что протекает по территории районного центра села Батырево Чувашской Республики. Данный факт, несомненно, дополняет роль и значение божества Кебе. И, следовательно, есть основание предположить наличие третьего значения этого божества; это -название реки, то есть в данном случае Кебе выступает как имя нарицательное.

Похожие диссертации на Идея судьбы : социально-философский анализ